Методические рекомендации организация деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций



страница1/6
Дата22.04.2016
Размер2.96 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
kcmblema_gu_mchs_kk443

Главное управление МЧС России

по красноярскому краю

Методические рекомендации
организация деятельности по резервам финансовых и материальных

ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

г. Красноярск

2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ


I 23

(См. данную форму в MS-Exel) Форма № 2 РЕЗ/ЧС 60

(орган местного самоуправления в составе субъекта Российской Федерации) 60

(наименование и реквизиты документа, указанного органа самоуправления, 60

в соответствии с которым создаются резервы) 60

(См. пример заполнения в форме MS-Exel) Форма № 3/РЕЗ ЧС (ф) 63

Примечание: Пояснения по заполнению донесения по формы № 3/РЕЗ ЧС (ф): 63



Введение
Настоящие «Методические рекомендации организации деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций» предназначены для оказания практической помощи при проведении комплекса организационных, правовых и экономических мероприятий в процессе создания, хранения, использования и восполнения резервов муниципальных образований.

Эффективность ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера во многом определяется наличием резервов финансовых и материальных ресурсов. Наличие достаточных резервов финансовых ресурсов позволяет осуществлять финансирование мероприятий, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, достаточность продовольствия, пищевого сырья, медицинского имущества, медикаментов, транспортных средств, средств связи, строительных материалов, топлива, средств индивидуальной защиты и других материальных ресурсов позволяет в минимальные сроки локализовать чрезвычайные ситуации, уменьшить масштабы ее последствий, устранить непосредственную опасность для жизни и здоровья людей и, как следствие, решить главную задачу – спасти и организовать первоочередное жизнеобеспечение пострадавших.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций предназначены для экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в целях проведения в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций всех видов аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также для жизнеобеспечения пострадавшего населения.

Резервы материальных ресурсов создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают: продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Создание и использование резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций основывается на следующих основополагающих принципах:

определенность целевого назначения – формируются целевые резервы, учитывающие потенциальные возможности проявления чрезвычайных ситуаций применительно к соответствующим региональным, отраслевым и производственным особенностям;

рациональность размещения – обеспечение максимальной степени сохранности резервов при возникновении чрезвычайных ситуаций и дислокации их в зонах, исходя из оценки степени риска возникновения в них чрезвычайных ситуаций;

мобильность – поддержание высокой степени подготовленности резервов к оперативному перемещению в зоны чрезвычайных ситуаций, а также осуществление приемки, переработки, подготовки материальных ресурсов резервов к использованию при ликвидации чрезвычайных ситуаций;

достаточность – величина резервов, их структура, ассортимент, качественные показатели и характеристики должны обеспечивать проведение первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации;

управляемость – соответствие системы управления созданием и использованием резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных уровнях задачам, решаемым в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций, и её сопряженность со всеми органами различного уровня, участвующими в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

экономичность – величина ассигнований, выделяемых на создание, хранение, использование и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, должна минимизировать привлекаемые для этих целей материальные ресурсы из иных источников, а также определяться в соответствии с прогнозируемым ущербом, программой и последовательностью проведения аварийно-спасательных неотложных работ, спецификой региона или объекта, видом чрезвычайной ситуации.



Создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Работа по созданию резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами государственной власти муниципальных образований проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нормативные правовые документы, используемые для методического руководства:

Федеральный закон от 21 декабря 1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

приказ Минфина от 24 июня 2007г. №74-н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Для финансирования мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций используются следующие источники финансирования:

подраздел бюджета 0112 – «Резервные фонды органа исполнительной власти»;

подраздел бюджета 0309 – «Защита населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона».

На территории Сибирского федерального округа многие субъекты Российской Федерации практикуют создание целевого финансирования в составе данных подразделов (на предупреждение ЧС, на ликвидацию ЧС, на предупреждение и ликвидацию ЧС).

В связи с тем, что решение вопросов предупреждения ЧС должно иметь первоочередное значение, а в плановом порядке эти вопросы решить непросто (возможности подраздела 0309), то для повышения действенности защиты населения от ЧС целесообразно создание резервного фонда на оперативные предупредительные мероприятия (в подразделе 0112) и, как следствие, разработка порядка расходования этих средств.

Для повышения эффективности предупредительных мероприятий необходимо предусмотреть возможность выделения финансовых средств из оперативного финансового резерва по решению председателя КЧС и ОПБ при возникновении угрозы ЧС.

Крайне обязательно участие органов исполнительной власти муниципальных образований при разработке НПА по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС с учетом масштабов и специфики территорий, т.к. каждая условная единица резерва, созданная заблаговременно или направленная на предупреждение, сберегает на порядок затраты на ликвидацию последствий уже случившейся ЧС.

Объемы резервов финансовых ресурсов определяются решением соответствующего органа государственной власти муниципального образования.

Порядок расходования утвержденных объемов устанавливается нормативным правовым актом органа их создавшим (муниципального образования).

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера производится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, федеральных органов исполнительной власти, средств соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.



Создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Работа по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органами государственной власти муниципальных образований проводится в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Нормативные правовые документы, определяющие создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в муниципальных образованиях:

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются, исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340 создаются следующие виды резервов материальных ресурсов:

федеральный резерв – резервы материальных ресурсов для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе государственного материального резерва решением Правительства Российской Федерации;

ведомственные резервы – резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти решением федеральных органов исполнительной власти;

территориальные резервы – резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местные резервы – резервы материальных ресурсов органов местного самоуправления;

объектовые резервы – резервы материальных ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм собственности решением администраций предприятий, учреждений и организаций.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов, необходимых для проведения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и для жизнеобеспечения пострадавшего населения, определяются в зависимости от типов и масштабов чрезвычайных ситуаций, продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения по нормам и нормативам первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях.

Пунктом 6 «Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794) определено, что: на каждом уровне единой системы создаются … резервы финансовых и материальных ресурсов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов ЧС подразделяются на уровни: локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального, федерального.

Перечень примерной номенклатуры резервов материальных ресурсов приводится ниже.


ПРИМЕРНАЯ

НОМЕНКЛАТУРА РЕЗЕРВОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО*


I. ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
Продукция сахарной промышленности:

сахар (песок, рафинад);

Продукция хлебопекарной промышленности:

мука: мучные смеси, пшеничная 1c, 2с, высшая; ржаная 1с, 2с, и др.;

мучные изделия: сухари, хлеб, макаронные изделия, галеты, др.

Продукция масложировой промышленности:

масло животное, растительное, жиры;

молоко сухое.

Детское питание: сухие молочные смеси, консервы, соки.

Продукция консервной промышленности:

консервы мясные: говядина тушеная, свинина тушеная, говядина в собственном соку, свинина в собственном соку, др.;

консервы рыбные: в масле, в собственном соку, в томатном соусе;

консервы растительные: соки, смеси, овощные салаты, овощная икра;

консервы молочные: сгущенные, концентрированные;

Продукция овощесушильной промышленности:

овощи – фрукты: картофель, картофель сушенный, овощи сушеные, сухофрукты, др.

Крупа разная: рисовая, гречневая, пшено, манная, овсяная, др. крупяные изделия.

Продукция чайной промышленности: чай (фасованный, развесной).

Продукция табачно-махорочной промышленности: сигареты, папиросы.

Продукция производственно-пищевых концентратов не требующие дополнительной обработки или требующие незначительной обработки:

концентраты первых блюд, вторых блюд, кисели, яичный порошок и др.

Мясопродукты: говядина, свинина, баранина, птица, др.

Рыбопродукты: св. мороженые.

Сухой паек.

Соль.

Вода минеральная.



Спички.

Свечи.
II. ВЕЩЕВОЕ ИМУЩЕСТВО


Изделия верхние (верхний трикотаж).
Изделия чулочно-носочные.
Изделия перчаточные трикотажные: перчатки, варежки.
Головные уборы теплые, легкие: шапки трикотажные, изделия платочно-шарфовые и др.

Одежда летняя: мужская, женская, детская.

Одежда теплая: верхняя мужская, женская, детская; костюмы, халаты, телогрейки, брюки ватные.

Одежда специальная: комплекты (брюки, куртки) халаты, комбинезоны, брюки, куртки.

Обувь: утепленная мужская, женская, детская;

легкая мужская, женская, детская;

валенки, рабочие ботинки, сапоги кирзовые, сапоги резиновые.

Рукавицы: перчатки рабочие, утепленные.

Белье нательное: мужское, женское, детское.

Постельные принадлежности: одеяла, подушки, матрацы, постельное белье (простыни, наволочки, др.).

Полотенца.

Моющие средства: мыло хозяйственное, туалетное, стиральные порошки, др.


III.СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ


Кирпич.

Кровельные материалы: шифер, рубероид, пленка, кровельное железо.

Песок.

Пиломатериалы: доски, фанера клееная, ДСП, ДВП, древесина деловая и др.



Скобяные изделия.

Стекло.


Цемент: смеси и др.

ЖБИ: плиты, фундаментные блоки, перекрытия, др.

Плиты столярные, древесностружечные и древесноволокнистые.

Дрова.


Арматура.

Задвижки: краны, др.

Металлопрокат: черных металлов, листовой, сортовой, профили, др.

Насосы разные.

Сантехника.

Трубы стальные: нефтепроводные, катаные, тянутые, водо-газопроводные, др.

Электрооборудование: электродвигатели, трансформаторы,

Электростанции (передвижные, малогабаритные),

генераторы постоянного и переменного тока и др.

Кабельная продукция: кабели, провода и шнуры силовые, телефонные, др.

Приборы осветительные с элементами питания.

Провода неизолированные.

Сварочное оборудование и имущество: аппараты, электроды, карбид, газ.

Инструмент хозяйственный, режущий и слесарно-монтажный.

Отопительное оборудование: рефлекторы, радиаторы, печи на твердом и жидком топливе, котлы отопительные, электрокалориферы, установки и устройства электрообогревательные.

Строительно-дорожная техника: экскаваторы, бульдозеры, тракторы, др.

Строительные машины и оборудование: подъемники, лебедки, мешалки, мотопилы, др.
IV. ГСМ

Бензин: разные марки.

Газ: природный.

Дизельное топливо.

Керосин: разные марки.

Мазут: топочный.

Масло моторное, трансмиссионное.

Нефть.


Топливо авиационное.

Уголь.
V. МЕДИКАМЕНТЫ И МЕДИЦИНСКОЕ ИМУЩЕСТВО


Медикаменты: лекарственные средства общие, антибиотики.

Перевязочные средства: бинты (стерильные, не стерильные), вата, марля, салфетки.

Медецинское имущество: медицинская техника и инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование.

Дезинфицирующие средства.

Медицинские предметы (расходные).
VI. СРЕДСТВА СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ
Мобильные: сотовый телефон.

Переносные.

Портативные.

Стационарные.

Локальные системы оповещения: сирены оповещения (С-40,С-28), кабель привязки (ТПП 1020,04), кабель питания.

Имущество: зарядные устройства, элементы питания, аккумуляторы, СИМ – карта оператора сотовой связи, карт экспресс-оплаты сотовой связи и др.


VII. СРЕДСТВА РХБЗ И ХИМИЧЕСКОЕ ИМУЩЕСТВО
Средства защиты органов дыхания: противогазы, респираторы, др.

Средства защиты кожи: костюмы, комплекты, др.

Средства обеззараживания: средства дезактивации, дегазации, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, др.

Мобильное оборудование.

Переносные и портативные приборы.

Стационарные приборы.


VIII. СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ,

ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИМУЩЕСТВО


Оборудование и изделия для очистки воды.
Сорбенты и носители катализаторов.

Стационарные (мобильные): убежища, др.

Здания и помещения цельно-перевозные, контейнерного типа и сборно-разборные (жилые и бытовые).

Палатки: унифицированные санитарные, унифицированные бытовые, солдатские, каркасного типа, зимние, летние.

Тентовые укрытия и палатки (в том числе каркасного типа).

Биотуалеты, жидкость для биотуалетов.

Кровати (кровати – раскладные).

Мебель специальная.

Посуда хозяйственная.
Приборы столовые и принадлежности кухонные.

Др. имущество.


*С учетом:

перечня товаров согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2006 г. №261-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Федеральному закону от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ «Лесной Кодекс Российской Федерации»; распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 года № 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время».

В соответствии с «Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» - Москва: УФПТ МЧС России, 2006 год; Методические рекомендациями по созданию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органов местного самоуправления» - Москва: УФПТ МЧС России, 2007 год, «Методическими рекомендациями организации деятельности по резервам финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций» - Красноярск, 2010 год.

Продолжительность периода жизнеобеспечения в зоне ЧС можно принять:

в случае землетрясения – до 30 суток;

в случае радиационного, химического, бактериологического загрязнения в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте – до 3-х суток, в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно-опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) – до 3-х – 10-ти суток;

в случае наводнения в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях – по статистически многолетним данным для данной местности.

Накопление резервов материальных ресурсов должно осуществляться, исходя из структуры и особенностей местного производства, в соответствии с чем в первоочередном порядке в резервы закладывается продукция с длительным циклом производства, а также не производимая в данном регионе.

Расходы, связанные с созданием, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей) и с восполнением (освежением, заменой и т.п.) резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляются за счет финансовых средств, предусмотренных в бюджетах органов их создающих.

Замечено, что еще не все органы исполнительной власти уделяют должное внимание этому направлению работы, не во всех муниципальных образованиях созданы такие резервы. Оставление без внимания такого важного направления работы может привести к ослаблению защиты населения от последствий ЧС и стихийных бедствий.

Работа по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций считается начатой, если муниципальным образованием разработана нормативная база, приняты необходимые постановления органа исполнительной власти муниципального образования об утверждении «Порядка (Положения) создания, использования, хранения и восполнения резерва материальных ресурсов субъекта», об утверждении номенклатуры и объемов материальных ресурсов этого резерва.

В указанных нормативных документах необходимо четко определить ответственных за создание резервов материальных ресурсов, источники финансирования, порядок выпуска (кто принимает решение, кто дает разрешение на выпуск) и возмещения ресурсов (порядок возврата, возмещения - за счет средств организаций которым оказана помощь, восполнения - за счет собственных средств, при целевом расходовании и накопления выпущенных материальных средств), учета и контроля, их хранения и расходования (формы и сроки предоставления информации, порядок предоставления, в какие органы управления).

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов государственной власти органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относится осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях.

Следует учесть, что в учебно-методических центрах, расположенных на территории субъектов РФ, по заявкам глав администраций муниципальных образований, руководителей крупных предприятий субъектов РФ возможно проведение занятий по плановой подготовке, переподготовке и повышению квалификации руководящего состава и специалистов органов местного самоуправления, руководителей и специалистов организаций в области ГОЧС.

Создание резервов осуществляется путем закупки и закладки на хранение материальных ресурсов за счет средств собственного бюджета, а также путем заключения договоров с организациями на экстренную их поставку из текущих запасов. Однако следует отметить, что ЧС могут произойти в любое время, в том числе в выходные дни, ночное время, то есть тогда, когда большинство организаций не работает. Практика ликвидации ЧС показывает, что необходимо иметь заложенные в резерв материальные ресурсы, которые в любое время можно изъять со склада, обеспечить оперативную загрузку их в автотранспорт и доставку к местам ликвидации ЧС. Поэтому соответствующим органам исполнительной власти местного самоуправления, руководителям организаций, которым поручено проведение работ по созданию резервов, необходимо ежегодно добиваться выделения средств из соответствующих бюджетов ( муниципальных образований, предприятий и других организаций) различного уровня для увеличения фактического накопления материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС.

Как правило, качественно организованная работа в решении вопроса создания и накопления материальных ресурсов в резервах на уровне муниципальных образований является наглядным примером для руководителей предприятий, организаций. Качественно разработанные нормативные правовые акты, действующие на территории муниципальных образований, служат основой для формирования нормативных правовых актов на предприятиях и организациях, что в свою очередь позволяет создать единый подход в решении вопросов создания резервов.

Отношения, связанные с заключением контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных или муниципальных нужд для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, регулирует Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 207-ФЗ, от 27.07.2006 № 142-ФЗ).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальными заказчиками могут выступать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.

Контракт является основным документом, определяющим права и обязанности юридических сторон, и регулирует экономические, правовые, имущественные и организационные отношения между заказчиком и поставщиком.

Ежегодный объем закупок материальных ресурсов во все виды резервов для ликвидации ЧС планируется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджетах органов их создающих.

При накоплении резервов материальных ресурсов необходимо учитывать возможности местного производства, и не производимую в данном регионе продукцию необходимо закупать в первоочередном порядке.

Расходы, связанные с созданием, хранением, обслуживанием (перемещением, подработкой, консервацией, проведением лабораторных испытаний, технических проверок и защиты от биологических вредителей) и восполнением (освежением, заменой и т.п.) резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС, осуществляются за счет финансовых средств, предусмотренных в бюджетах органов их создающих.

Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с Федеральный законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. Создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (далее также - комиссия) в целях размещение заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на одноименные товары, работы, услуги (далее - запрос котировок). Заказчик, уполномоченный орган вправе создать единую комиссию, членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа.

Статья 9 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. Закона РФ, от 02 февраля 2006 года № 19-ФЗ) гласит, что при проведении торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не допускается создание преимущественных условий участия в торгах, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

Муниципальные контракты заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.

В муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 03.03.2006 № 30-ФЗ, от 16.03.2006 № 41-ФЗ, от 05.01.2006 № 7-ФЗ) статья 7.29 «несоблюдение ограничений при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок цен на одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги и при закупке одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг, осуществляемой без заключения государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» и статья 7.32 «нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» предусматривают наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

На основании пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ Правительство Российской Федерации издало распоряжение от 27 февраля 2006 года № 261-р, утверждающее перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Перечень товаров, определенный указанным распоряжением, вошел в примерную номенклатуру резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (указана по тексту выше). Кроме того, определен также и возможный вид работ и услуг, необходимых для проведения мероприятий, связанных с оказанием гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия);

работы по очистке территорий, зданий и сооружений от загрязнений, связанные с первоочередным жизнеобеспечением населения в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия);

работы по развертыванию и сооружению временного жилья, а также временных объектов жилищно-коммунального и социально-бытового назначения;

услуги по эвакуации, размещению и питанию пострадавшего населения;

услуги по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин и оборудования, используемых в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия);

услуги по оказанию медицинской и психологической помощи пострадавшему населению, спасателям и гражданам, осуществляющим работы в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия);

услуги по доставке сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайной ситуации, в зону чрезвычайной ситуации (зону бедствия).

В случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах и услугах, непредусмотренных Перечнем …, заказ осуществляется у поставщика с обязательным уведомлением органа местного самоуправления, осуществляющего контроль в сферах размещения заказов.

Финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд (п.1 ст.72 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 № 19-ФЗ)).

Органам исполнительной власти местного самоуправления, а также на предприятиях и организациях, особенно имеющих опасные производственные объекты, и организациях, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов необходимо постоянно совершенствовать указанную деятельность, оптимизировать номенклатуру и объемы, принимать меры по реальному накоплению материальных ресурсов в резервах для ликвидации ЧС, а в которых отсутствует нормативная база (номенклатура, объемы и порядок использования резервов не утверждены), должны разработать ее, утвердить и приступить к накоплению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

Хранение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Основной задачей хранения резервов материальных ресурсов является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности к быстрой выдаче по предназначению. Выполнение основной задачи обеспечивается:

правильным размещением, устройством, оборудованием, содержанием и использованием складов;

тщательным приемом поступающих материальных ресурсов и устранением выявленных недостатков;

подготовкой материальных ресурсов к хранению с применением консервации;

подготовкой мест хранения и поддержанием в них условий, снижающих влияние окружающей среды на материальные ресурсы;

созданием необходимых условий хранения для каждого вида материальных ресурсов (температура, относительная влажность воздуха, вентиляция) и соблюдением санитарно-гигиенических требований;

постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых материальных ресурсов и своевременным проведением мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая проверка, перекладка, проведение лабораторных испытаний, переконсервация, борьба с вредителями и др.);

проведением периодических проверок материальных ресурсов, условий и мест их хранения;

строгим соблюдением режима хранения материальных ресурсов в зависимости от их физических и химических свойств;

максимальной механизацией погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ при приемке, складировании, отпуске, консервации и подработке материальных ресурсов;

правильным подбором и обучением работников складов, наличием штатной единицы начальника склада;

надежной организацией охраны складов и соблюдением правил пожарной безопасности;

своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения;

поддержанием в исправном состоянии подъездных путей к складам и местам погрузки в любое время года и суток.


Использование резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Резервы материальных ресурсов используются:

при проведении аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ;

при устранении непосредственной опасности для жизни и здоровья людей;

для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения, а также на предупредительные мероприятия.

Резервы материальных ресурсов, прежде всего, предназначаются для использования на том уровне, к которому они относятся.

Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях приведены в Приложении.

Решение об использовании резервов материальных ресурсов при ликвидации чрезвычайной ситуации принимается органом, создавшим этот резерв.

Каждое решение о выпуске материальных ресурсов из резерва должно сопровождаться письменным распоряжением указанного органа, в котором, кроме целевого назначения выделенных из резерва материальных ресурсов, необходимо указывать и источники восполнения израсходованных материальных средств резерва.

В Приложении приводится типовое распоряжение высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о выпуске материальных ресурсов из резерва.

Использование материальных ресурсов резерва для ликвидации ЧС может осуществляться на безвозмездной или возвратной основе. При этом рекомендуется указать источники восполнения.

Восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Восполнение резервов материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации чрезвычайной ситуации, осуществляется органом, создавшим этот резерв.

Объемы и номенклатура восполняемых материальных ресурсов должны соответствовать объемам и номенклатуре израсходованных при ликвидации чрезвычайной ситуации ресурсов, если нет иного решения органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резервов.

Восполнение материальных ресурсов, израсходованных при ликвидации чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с решением органа, издавшего распоряжение о выпуске материальных ресурсов из резерва и определившего источники их восполнения, или за счет средств организаций, в интересах которых использовались материальные средства резерва.

Отчетность о состоянии резервов финансовых и материальных ресурсов

для ликвидации чрезвычайных ситуаций

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 определено, что:

Одними из основных мероприятий, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) в режиме повышенной готовности:

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

В целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительством Российской Федерации на МЧС России (федеральные органы исполнительной власти) возложен ряд функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. А на руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возложена функция информирования население о мерах по обеспечению безопасности населения.

Информационное обеспечение в единой системе несет очень важную роль в выполнении органами управления возникающих задач и правильного принятия решения их руководителями для координации деятельности сил единой системы при оперативном реагировании на возникающие ЧС.

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года № 334.

Сроки и формы представления указанной информации устанавливаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях информационного взаимодействия в системе МЧС России Табелем срочных донесений МЧС России (далее - ТСД) (приказ МЧС России от 7.11.2006 г. № 636 ДСП) определен порядок, сроки и формы представления донесений (в т.ч. 1/РЕЗ ЧС, 2/РЕЗ ЧС, 3/РЕЗ ЧС(ф)) главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации через региональные центры МЧС России в управление федеральной поддержки территорий МЧС России. Порядок представления информации (кем, куда, в какие сроки и по каким формам) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю «Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении в органах местного самоуправления резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» по форме 2/РЕЗ ЧС два раза в год, по состоянию на 1 января и 1 июля к 10 января и 10 июля.

Органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендуется установить в нормативных правовых актах муниципальных образований:

представлять информацию о создании, накоплении, использовании и восполнении резервов материальных ресурсов (по форме № 2/РЕЗ ЧС, утвержденной ТСД МЧС России) два раза в год к 10 числу месяца, следующего за отчетным периодом, в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю.

Органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю «Донесения о создании, наличии, использовании и восполнении резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в муниципальных образованиях» по форме 3/РЕЗ ЧС (ф), ежеквартально к 5 числу месяца, следующего за отчетным кварталом. Начальник Главного управления организует сбор, обобщение и представление в региональный центр МЧС России соответствующих донесений в сводном виде за край к 8 числу месяца, следующего за отчетным кварталом.

Органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендуется установить в нормативных правовых актах муниципальных образований:

представлять информацию о создании, наличии и использовании резервов финансовых ресурсов (по форме № 3/РЕЗ ЧС (ф), утвержденной ТСД МЧС России) ежеквартально, к 5 числу месяца, следующего за отчетным кварталом, в Главное управление МЧС России по Красноярскому краю.

Формы донесений по вопросам резервов материальных и финансовых ресурсов и пояснения к ним представлены в Приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий по организации жизнеобеспечения населения в случаях чрезвычайных ситуаций


В случае землетрясения

Продолжительность периода жизнеобеспечения в зоне ЧС - до 30 суток.


1. Обеспечение населения водой.

Определить состояние магистрального водопровода, возможность его восстановления (сроки, силы, средства).

Выяснить состояние стационарных и передвижных лабораторий по анализу воды и их готовность к работе (СЭС).

Определить места забора воды для обеспечения пунктов питания, медпунктов, пунктов обогрева и технических нужд:

состояние защищенных мощностей водопроводов, артезианских скважин, шахтных колодцев, защищенных резервуаров, законсервированных запасов воды;

потребное количество для покрытия дефицита;

возможности внешнего водоснабжения;

доставка воды передвижными емкостями (расчет потребности);

строительство временных водоводов (расчет мощностей);

потребное количество опреснителей, очистных установок (в т.ч. ВС и ВМФ), препаратов для обеззараживания воды.


2. Обеспечение населения питанием.

Определить состояние сохранившихся мощностей по производству продуктов питания (в том числе хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли) пищевой и мясо - молочной промышленности.

Определить состояние предприятий общепита.

Уточнить объёмы запасов продовольствия на складах текущего довольствия и НЗ.

Определить потребное количество пунктов питания, в т.ч. подвижных, с использованием возможностей войск и флота.

Выяснить потребность и установить возможность выпечки хлеба на сохранившихся мощностях хлебозаводов (комбинатов).

В случае нехватки мощностей следует использовать возможности армейских хлебопекарен. Определить их потребное количество, пути доставки и направить соответствующие запросы.
3. Обеспечение предметами первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, ткани, посудо-хозяйственные товары, галантерейно-парфюмерные изделия, прочие непродовольственные товары).

Определить потребное количество предметов первой необходимости и их ассортимент.

Организовать сбор, сортировку и подготовку к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов.

Установить возможности обеспечения пострадавших предметами первой необходимости за счет собственных резервов.

Определить места и порядок выдачи предметов первой необходимости, организовать подвижные пункты и отделения служб снабжения.

Выяснить объем дефицита предметов первой необходимости и пути его покрытия. Направить соответствующие запросы.

Для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также иностранных источников, создать специальный орган.
4. Обеспечение населения жильем.

Для размещения лиц, оставшихся без крова, в местах их эвакуации развернуть временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные дома и т.п., а также использовать санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и пионерские лагеря, другие общественные здания, возможности армии и флота).

Провести инвентаризацию сохранившегося жилого фонда.

Организовать проведение оценки состояния поврежденных жилых и общественных зданий.

Для возведения временного жилья и ремонта жилых помещений необходимо использовать местные строительные материалы, элементы и конструкции разрушенных зданий.

В случае нехватки временного жилья определить потребное количество, пути и средства доставки недостающего временного жилья из других регионов, порядок его приема и распределения, направить соответствующие запросы.


5. Медицинское обеспечение населения.

Организовать работу бригад экстренной медицинской помощи. Предусмотреть лечебно-эвакуационные мероприятия; уточнить места размещения, состояние сохранившихся стационарных лечебных учреждений, их койкоёмкость.

Выяснить возможность использования административных зданий под лечебные учреждения.

Определить необходимость и дополнительную потребность в уникальной аппаратуре (аппарат «искусственная почка» и др.), медикаментах, запасе донорской крови и других средствах.

Уточнить потребное количество медперсонала, его специализацию.

Определить пути ликвидации дефицита и направить соответствующие заявки.

Принять меры по созданию временных складов медицинского оборудования, лекарств и другого медицинского имущества.

Определить потребность в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей армейских и флотских госпиталей.

Организовать бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских учреждений водой, теплом, электроэнергией.

Организовать противоэпидемические мероприятия в целях предупреждения инфекционных заболеваний.

При наличии большого количества погибших предусмотреть создание моргов, ведение работы по опознанию погибших, установлению и регистрации фактов смерти.
6. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами.

Уточнить состояние сохранившихся топливных ресурсов, определить потребное количество топлива.

Определить состояние и необходимые объемы, и сроки ремонта водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и энергосетей, необходимые для этого силы и средства.

Установить необходимое количество нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печи «буржуйки», передвижные малогабаритные котельные, дизель - электростанции, аккумуляторы и т.д.).

Предусмотреть использование в качестве тепло-, энергоносителей локомотивов, военных кораблей, а также судов пассажирского торгового и рыболовного флота.

Проработать вопросы обеспечения населения в зоне землетрясения и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами. При нехватке стационарных мест общего пользования использовать передвижные, в том числе армейские, подготовить и направить соответствующие запросы.

Предусмотреть обеспечение населения необходимыми средствами для погребения погибших, силы и места погребения.
В случае радиационного, химического, бактериологического загрязнения
Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах временного отселения после аварии на химически опасном объекте - до 3-х суток, в приемных эвакуационных пунктах после аварии на радиационно-опасном объекте (вне зон опасного радиоактивного заражения) - до 3-х суток (в зависимости от сроков организации эвакуации).
1. Обеспечение населения водой.

Надежно защитить от радиоактивного, химического и других видов заражения (загрязнения) системы водоснабжения и автономные водозаборы (герметизация, покрытие пленками).

Сохранить запасы подземных источников (путем нормирования потребления).

Подготовить на водопроводах, использующих воду из поверхностных источников, очистные сооружения для очистки воды от радиоактивных, отравляющих, сильно действующих ядовитых веществ и бактериологических средств.

Создать на водопроводных станциях запасы реагентов, реактивов, консервантов для очистки и консервации питьевой воды.

Создать мобильные средства для оперативного контроля зараженности воды реактивными, отравляющими веществами, бактериальными средствами и средства экстренного доведения информации до населения о состоянии воды.

Подготовить резерв мобильных средств для очистки, опреснения и транспортировки воды.

Создать и использовать по необходимости запасы быстро развертываемых резервуаров различных типоразмеров и сборно-разборных трубопроводов.

Организовать доставку и распределение воды среди населения, а также для снабжения водой служб общественного питания и хлебопечения, в том числе полевых кухонь.

Обеспечить население водой в ходе эвакуации (отселения), если она проводится.

Создать резерв мобильных энергоисточников для системы водоснабжения и важнейших автономных водозаборных сооружений.
2. Обеспечение населения продуктами питания.

В зонах радиоактивного и химического загрязнения организовать контроль продуктов питания.

Подготовить сеть общественного питания к функционированию в условиях заражения (загрязнения) окружающей среды.

Для контроля и обеззараживания продуктов питания и питьевого сырья создать резерв приборов, оборудования и реактивов.

Определить потребное количество пунктов питания, в том числе подвижных.

В случае необходимости используются возможности армии и флота. Выявить объекты дефицита, подготовить и направить соответствующие запросы.

В случае выхода из строя (загрязнения) стационарных складов продовольствия, хлебопекарен, столовых предусмотреть использование подвижных полевых кухонь, хлебопекарен и т.п.

Для получения, учета и распределения продовольствия, поступающего в помощь пострадавшим из других регионов, а также из иностранных источников, создать специальный орган, в распоряжение которого передаются временные хранилища и транспорт.


3. Обеспечение предметами первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, ткани, посудо-хозяйственные товары, галантерейно-парфюмерные изделия, прочие непродовольственные товары).

Организовать проведение систематического контроля на зараженность (загрязнённость) предметов первой необходимости, хранящихся на складах и предназначенных к выдаче населению.

Организовать создание резерва приборов, реактивов и средств специальной обработки для контроля и обеззараживания предметов первой необходимости.

Организовать захоронение установленным порядком зараженных (загрязненных) предметов первой необходимости, не пригодных (по показанию объективного контроля) для дальнейшего использования.

Определить потребное количество и ассортимент (в соответствии с временными нормами) предметов первой необходимости для населения, попавшего в зону заражения (загрязнения).

Организовать с соответствующим контролем загрязненности сбор, сортировку и подготовку к использованию предметов первой необходимости.

Установить возможности обеспечения пострадавших за счет собственных резервов.

Определить места и порядок выдачи предметов первой необходимости, организовать подвижные пункты и отделения служб снабжения.

Выявить объем дефицита и пути его покрытия с использованием возможностей войск, флота и других регионов, определить сроки и пути доставки. Подготовить и направить соответствующие заявки.

Для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также иностранных источников, создать специальный орган.


4. Обеспечение населения жильем.

С целью предотвращения попадания в жилые помещения радиоактивных и других веществ, организовать проведение герметизации помещений упрощенными методами и подручными средствами.

Организовать проведение контроля на зараженность и загрязненность жилых помещений и помещений, предназначенных для заселения.

Организовать в случае необходимости дезактивацию, дегазацию, дезинфекцию и дератизацию зданий.

Для контроля зараженности, проведения дегазации, дезинфекции и дезактивации зданий создать резерв приборов, реактивов и средств специальной обработки.

В случае необходимости определить места эвакуации (отселения) для размещения лиц, оставшихся без крова, развернуть временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные дома и т.п.), использовать дома отдыха, пионерские лагеря и т.п.

В случае нехватки временного жилья определить потребное количество, пути и средства доставки недостающего временного жилья из других регионов, порядок его приема и распределения, направить соответствующие запросы.
5. Медицинское обеспечение населения.

Организовать работу бригад экстренной медицинской помощи в период проведения йодистой и другой профилактики в случае радиоактивного, химического или бактериологического заражения (загрязнения), а также для оказания помощи пострадавшим.

Предусмотреть лечебно-эвакуационные мероприятия.

Уточнить потребное количество медперсонала, медикаментов и медицинского имущества, определить пути ликвидации дефицита за счет перераспределения внутренних ресурсов, а также необходимость в поставках из других регионов, подготовить и направить соответствующие запросы.

Выяснить возможность использования административных зданий под лечебные учреждения.

Определить потребность в дополнительном развертывании вне зон заражения (загрязнения) лечебной базы с учетом возможностей армейских и флотских госпиталей.

Обеспечить бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских учреждений водой, теплом, электроэнергией.

В целях предупреждения возможных инфекционных заболеваний организовать противоэпидемические мероприятия.

Для профилактики и лечения, прогнозируемых ближайших и отдаленных медицинских последствий предусмотреть комплекс специальных мероприятий (наблюдение, учет, контроль пораженных и др.).

Организовать проведение регулярного санитарно-гигиенического контроля за внешней средой, водоснабжением, питанием и санитарно-просветительной работой среди населения.

Для спасателей и пострадавших предусмотреть фармаколого-психологические мероприятия.
6. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами.

За пределами зон возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) предусмотреть обеззараживание коммунальных и бытовых сточных вод, организацию мест общего пользования (бань, прачечных, душевых и т.п.). При недостатке или выходе из строя стационарных мест общего пользования следует предусмотреть резерв передвижных.

Для удовлетворения потребностей населения предусмотреть обеспечение эвакуированных (переселенных) простейшими средствами обогрева и электроснабжения (печи "буржуйки", передвижные малогабаритные котельные, дизель - электростанции, аккумуляторы и другое).

Предусмотреть обеспечение населения необходимыми силами и средствами для погребения погибших, и места погребения.


В случае наводнения
Продолжительность периода жизнеобеспечения в местах сосредоточения отселенного населения из зон затопления при наводнениях - по среднестатистическим многолетним данным для данной местности.
1. Обеспечение населения водой.

Определить потребное количество воды для хозяйственно-питьевых нужд в районе бедствия.

Уточнить состояние и возможности использования действующих и поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения и автономных водозаборов:

оборудовать недостающие пункты забора, очистки и раздачи воды в передвижную тару;

организовать подвоз недостающего количества воды наливным транспортом и в расфасовке, а также подачу ее по временным водоводам, в том числе полевым;

задействовать все сохранившиеся и вновь оборудованные системы водоснабжения и автономные водозаборы, водоочистные сооружения и установки;

использовать простейшие способы добычи и очистки воды, в том числе и самим населением;

ввести нормирование водопотребления и усиленный контроль качества воды;

организовать восстановление и ремонт поврежденных систем хозяйственно-питьевого водоснабжения, автономных водозаборных сооружений (ЖКХ и инженерная служба).
2. Обеспечение населения питанием.

Определить состояние сохранившихся мощностей по производству продуктов питания (в том числе хлеба и хлебобулочных изделий, крупы и макаронных изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов, молокопродуктов, жиров, сахара, овощей и овощных консервов, соли) пищевой и мясо - молочной промышленности.

Определить состояние предприятий общепита.

Уточнить объёмы запасов продовольствия на складах текущего довольствия и НЗ.

Определить потребное количество пунктов питания, в т.ч. подвижных, с использованием возможностей войск и флота.

Выяснить потребность и установить возможность выпечки хлеба на сохранившихся мощностях хлебозаводов (комбинатов).

В случае нехватки мощностей следует использовать возможности армейских хлебопекарен. Определить их потребное количество, пути доставки и направить соответствующие запросы.
3. Обеспечение предметами первой необходимости (одежда, обувь, одеяла, ткани, посудо-хозяйственные товары, галантерейно-парфюмерные изделия, прочие непродовольственные товары.

Определить потребное количество предметов первой необходимости и их ассортимент.

Организовать сбор, сортировку и подготовку к использованию предметов первой необходимости из поврежденных и разрушенных складов.

Установить возможности обеспечения пострадавших предметами первой необходимости за счет собственных резервов.

Определить места и порядок выдачи предметов первой необходимости, организовать подвижные пункты и отделения служб снабжения.

Выяснить объем дефицита предметов первой необходимости и пути его покрытия. Направить соответствующие запросы.

Для получения, учета и распределения предметов первой необходимости, поступающих из других регионов, а также иностранных источников, создать специальный орган.
4. Обеспечение населения жильем.

Для размещения лиц, оставшихся без крова в зоне затопления, в местах их эвакуации развернуть временные жилища (палатки, юрты, землянки, передвижные и сборные дома и т.п.), а также использовать санатории, дома отдыха, пансионаты, спортивные и пионерские лагеря, другие общественные здания.

Создать страховой фонд документации по оборудованию под жилье общественных зданий.

В случае нехватки временного жилья определить потребное количество, пути и средства доставки недостающего временного жилья из других регионов, порядок его приема и распределения, направить соответствующие запросы.

После схода воды организовать проведение оценки состояния поврежденных жилых и общественных зданий.
5. Медицинское обеспечение населения.

Организовать работу бригад экстренной медицинской помощи.

Предусмотреть лечебно-эвакуационные мероприятия.

Уточнить места размещения, состояние сохранившихся стационарных лечебных учреждений, их койкоёмкость.

Определить необходимость и дополнительную потребность в медикаментах, запасах донорской крови и других средствах.

Уточнить потребное количество медперсонала, и его специализацию.

Определить пути ликвидации дефицита медикаментов и медицинского имущества, требуемые объемы поставок медикаментов и медицинского имущества из других регионов, подготовить и направить соответствующие заявки.

Принять меры по созданию запасов лекарств, оборудования и другого медицинского имущества в необходимых объемах и номенклатуре.

Определить потребность в дополнительном развертывании лечебной базы с учетом возможностей армейских и флотских госпиталей.

Организовать бесперебойное снабжение больниц, госпиталей и других медицинских учреждений водой, теплом, электроэнергией.

Организовать проведение противоэпидемических мероприятий в целях предупреждения инфекционных заболеваний.
6. Обеспечение населения коммунально-бытовыми услугами.

Уточнить состояние сохранившихся топливных ресурсов, определить потребное количество топлива.

Определить состояние и необходимые объемы, и сроки ремонта водопроводных, канализационных, тепловых, газовых и энергосетей, необходимые для этого силы и средства.

Установить необходимое количество нестандартных, простейших средств обогрева и электроснабжения (печи "буржуйки", передвижные малогабаритные котельные, дизель - электростанции, аккумуляторы и т.д.).

Проработать вопросы обеспечения населения в зоне наводнения и местах эвакуации банями, душевыми, прачечными, туалетами. При нехватке стационарных мест общего пользования использовать передвижные, в том числе армейские, подготовить и направить соответствующие запросы.

Предусмотреть обеспечение населения необходимыми силами и средствами для погребения погибших, определить места погребения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Методические принципы определения потребности в резервах, нормы и нормативы

первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях


Номенклатура и объёмы резервов материальных ресурсов, необходимых для проведения неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и для жизнеобеспечения пострадавшего населения, определяются в зависимости от типов и масштабов чрезвычайных ситуаций, продолжительности периода жизнеобеспечения, в течение которого должно осуществляться устойчивое снабжение населения.

По опыту целесообразно принять, что продолжительность периода жизнеобеспечения составляет: при чрезвычайной ситуации локального или местного уровня – до 7 суток; территориального или регионального уровня – до 14 -20 суток; федерального или трансграничного уровня – до 30 - 40 суток.

Объём потребности в материальных ресурсах (Р ji) каждого (j го) вида для каждой (i-ой) категории довольствующихся определяется по формуле:
Pji = №ji * Kji * T, (1), где

№ji – суточная норма обеспечения i-ой категории населения (спасателей) материальными средствами определенной номенклатуры;

Kji – численность подлежащей обеспечению i - ой категории населения (спасателей);

Т – продолжительность периода жизнеобеспечения, в сутках.


Общий объём потребности в материальных ресурсах выбранного (j-го) вида определяется как сумма потребностей всех категорий населения и участников ликвидации чрезвычайной ситуации:

m m

Pj = Pji = №ji * Kji * T, (2)



i = 1 i = 1

где m — общее количество категорий довольствующихся.


В формуле (2) произведение №ji * Kji является суточным объемом потребления для i-ой категории довольствующихся.

Нормы (нормативы) для каждого вида жизнеобеспечения устанавливаются по минимальным, но достаточным для выживания человека перечням и размерам материальных средств и услуг. Например, по продуктам питания за основу расчёта принимается минимальная средняя суточная физиологическая потребность человека в энергии в состоянии покоя, называемая величиной основного обмена, равная 1700 ккал в сутки, которая с учётом пребывания населения в зоне чрезвычайной ситуации увеличивается до 2300 ккал в сутки.

Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для пострадавшего населения и спасателей приведены в таблице 1.


Таблица 1

Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии

для различных групп населения (в день)


№ группы

Категории населения

Энергия, ккал

Белки, г.

Жиры, г.

Углеводы, г.

I


Пострадавшее население

2300

58

74

320

II

Спасатели, рабочие, разбирающие завалы при ведении спасательных работ, хирурги

4200

114

150

570

III

Другие категории участников ликвидации последствий землетрясения

3300

92

108

470


Каталог: uploads
uploads -> Кардиоренальные взаимоотношения и качество жизни при лечении больных хронической сердечной недостаточностью с сопутствующим сахарным диабетом 2 типа 14. 00. 06 Кардиология
uploads -> Сердечная недостаточность (книги и статьи из научно-медицинских журналов, имеющихся в фонде библиотеки)
uploads -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
uploads -> Лечение гериатрических пациентов с заболеваниями органов дыхания и кровообращения
uploads -> План: Предмет экологической биохимии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница