Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины. Тема Ключевые понятия



Скачать 149.34 Kb.
страница1/4
Дата29.12.2017
Размер149.34 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4

Задания для студентов – заочников по дисциплине

«Методы коррекционной работы психолога»

  1. Выбрать и выполнить любые 3 задания из раздела «Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины».

  2. Составить коррекционно-развивающую программу по любой из предложенных тем и быть готовыми к ее защите (см. Рекомендации по составлению коррекционно-развивающих программ ниже).

Методические рекомендации по организации изучения учебной дисциплины.

Тема

Ключевые понятия

Задания на

внеаудиторную СРС

Литература

1 Коррекционная работа как составляющая системы оказания психологической помощи.


Направленность коррекции на компенсацию психических нарушений, развитие и профилактику психических отклонений. Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия как этапы единого процесса. Направления коррекционно-развивающей работы. Различие психокоррекции и интервенции. Сопоставление понятий психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование. Понятие психологического здоровья

  • Составить глоссарий по теме; групповая дискуссия.

  • Подготовить презентацию по теме «Принципы организации коррекционной работы».

    1. Основная литература из карты МО:5;

    2. Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития :Учеб.пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.

    3. Осипова А.А., Общая психокоррекция. - М., 2005.



2 Принципы коррекционно-развивающей работы.

Цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Ведущие принципы построения коррекционно-развивающей программы. Установление взаимоотношений между психологом и клиентом. Мера ответственности клиента и психолога при оказании психологической помощи.

  • Подготовить мини- сообщения о принципах построения коррекционно-развивающей программы.

    1. Основная литература из карты МО: 5;

    2. Доп. литература:

    3. Колесникова Г.И. Психокоррекция нарушений развития :Учеб.пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.

    4. Осипова А.А., Общая психокоррекция. - М., 2005.




3 Формы коррекционно-развивающей работы.


Индивидуальная и групповая формы работы. Критерии выбора формы работы. Сравнение эффективности групповой и индивидуальной работы. Требования к составу группы в зависимости от возраста участников, пола, типа поведения и тяжести психических отклонений. Особенности работы психолога, осуществляющего разные формы коррекционно-развивающей работы.

  • Работа в тройках : сообщение по теме: «Индивидуальная и групповая формы работы».

  • Подготовить доклады по темам:

1. Стадии эмоционального развития детей раннего возраста.

2. Кризис 3 лет.

3. Кризис 7 лет.

4. Игры для развития эмоциональной сферы дошкольника.

5. Игры для развития познавательной сферы дошкольника.

6. Коррекционно-развивающие программы для детей и родителей.

7. Семейно-ориентированный подход к работе с ребенком.




Основная литература из карты МО: 5;

    1. Доп. литература:

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2002.

Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М., 2003.

Бурменская Г. В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1990.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.



4 Коррекционная работа с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями. Семейная психокоррекция.

Службы раннего вмешательства: специфика работы специалистов, общие принципы работы. Особенности проведения первичного приема и междисциплинарной оценки. Составление и реализация плана коррекционной работы с ребенком раннего возраста. Оценка эффективности. Работа с родителями: выявление потребностей, особенности семейной психокоррекции. Групповая работа с родителями.

Подготовить презентацию на тему: «Особенности проведения игровой терапии».

Разработать программу оказания психолого-педагогической помощи по следующим направлениям:

1. Работа с эмоционально неблагополучным ребенком: тревожным, агрессивным, застенчивым, испытывающим разнообразные страхи и др.



Примечание: планируете работу с одной какой-либо формой эмоционального неблагополучия.

2. Способы подготовки ребенка к школе.



Примечание: можно спланировать работу по одному из показателей психологической готовности ребенка к школе.

3. Тренинг взаимоотношений мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

4. Тренинг коммуникативности.

Примечание: студент может разработать тренинговые занятия с детьми и по другой проблеме, которую он определяет самостоятельно в рамках темы.




Основная литература из карты МО: 5;

Доп. литература:

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развитияю - СПб: Питер, 2008.





5 Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста. Игровая терапия. Психогимнастика.



Категории детей, нуждающиеся в коррекционной работе: дети с проблемами поведения, эмоционально-волевой сферы, отставанием в развитии. СДВГ; агрессивное поведение, демонстративное поведение; пассивное поведение. Основные положения игровой терапии и психогимнастики. Техники игровой терапии и психогимнастики.

  • Сформулировать основные принципы работы с детьми с проблемами поведения.

  • Подготовить доклады по темам:

1. Особенности поведенческих нарушений в подростковом возрасте и возможные пути их предупреждения и коррекции.

2. Причины подросткового суицида и возможные способы предупреждения

3. Деформации в развитии личности подростка и способы их предупреждения.

4. Подростки и родители.

5. Подростки с нарушениями в аффективной сфере.

6. Проблема подростковых неформальных объединений.

7. Дисгармоничность в становлении характера, способы взаимодействия взрослых с подростками разных типов акцентуации характера.


Доп. литература:

Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. – Л., М.: Медицина, 1990.



Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. - Л.: Медицина, 1988.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1986.

Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997.

Лэндретт Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.




6 Коррекционная работа с детьми подросткового и юношеского возраста.



Проблемы подросткового и юношеского возраста, требующие психокоррекциионной работы. Коррекция асоциального, суицидального поведения. Коррекционная работа с химической зависимости. Кризис самоопределения юношеского возраста. Коррекция профессиональных планов в юношеском возрасте.

Разработать программы для преодоления кризиса юношеского возраста.
Подготовить презентацию по теме: «Основные положения гештальт-терапии».


Основная литература из карты МО:5;

Доп. литература:

Оудсхорн Д. Детская и подростковая психиатрия. - М., 1993.

Практическая психология образования: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / Под ред И.В. Дубровиной. – 4-е изд., перераб. И доп. – СПб: Питер, 2009.

Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000.

Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков / Под ред. А. Д. Андреевой. - М., 1997.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994.

Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.



7. Поведенческое направление психокоррекции. Когнитивная психокоррекция.

Гештальт-терапия.





Основные положения когнитивной и поведенческой психокоррекции. Техники когнитивной и поведенческой психокоррекции.

Общие положения гештальт-терапии. Ключевые понятия гештальт-терапии: фигура и фон, осознание исосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты, зрелость, ответственность. Уровни невроза. Техники гештальт-терапии.



  • Прочитать соответствующие главы из книги А.А. Осиповой «Общая психокоррекция», изложить информацию партнеру.

  • Подготовить доклады по темам:

1. Стадии психосексуального развития.

2. Психологические защиты в психоанализе.

3. Техники психоанализа.

4. З.Фрейд и его последователи: вехи биографии.

5. Основные положения клиент-центрированной психокоррекции.

6. Эго-состояния в транзактном анализе.

7. Жизненные сценарии и их коррекция.


Доп. литература:

Осипова А.А. Общая психокорреция. М., 2002.

Психотерапия детей и подростков /Под ред. Кенделла. СПб, 2002.

Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М., СПб., 2003.

Жидко М.Е. Психотерапия: Психологические модели. Учебник для вузов, СПб: Питер, 2003

Кевин О, Коннор «Теория и практика игровой психотерапии», Питер,2002.

Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 208 стр.

Соколова Е.Т. «Психотерапия. Теория и практика»: М., 2002



8. Психодинамическое направление коррекционной работы; клиент-центрированная психокоррекция. Транзактный анализ.


Основные положения психодинамического направления психокоррекции. Классический психоанализ. Психоаналитические техники. Основные положения клиент- центрированной психокоррекции. Техники клиент-центрированной психокоррекции.

Основные положения транзактного анализа. Основные эго-состояния. Жизненные сценарии. Техники транзактного анализа.



Определить основные направления жизненных сценариев, представить группе.

  • Составить терминологический словарь.

  • Составить таблицу: основные положения классического психоанализа.

  • Изучить техники клиент-центрированной психокоррекции, транзактного анализа.

  • Подготовить творческое задание:

На основе теоретических знаний разработать арттерапевтическое занятие для индивидуальной или групповой коррекционной работы с клиентами по следующим направлениям:

1. Проективный рисунок.

2. Музыкотерапия.

3. Куклотерапия.

4. Сказкотерапия.

5. Библиотерапия.

6. Глинотерапия.


Доп. литература:

Осипова А.А. Общая психокорреция. М., 2002.

Психотерапия детей и подростков /Под ред. Кенделла. СПб, 2002.

Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М., СПб., 2003.

Жидко М.Е. Психотерапия: Психологические модели. Учебник для вузов, СПб: Питер, 2003.

Кевин О, Коннор «Теория и практика игровой психотерапии», Питер,2002.

Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за­ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 208 стр.

Соколова Е.Т. «Психотерапия. Теория и практика»: М., 2002



9 Арттерапия и психодрама как направление коррекционной работы.

Особенности проведения групповых коррекционных занятий.



Общие положения арттерапии. Разновидности арттерапии: проективный рисунок, музыкотерапия, библиотерапия, куклотерапия, танцевальная терапия. Техники арттерапии. Психодрама: общие положения, техники.

Блоки коррекционной программы: установочный, диагностический, коррекционный, оценка эффективности. Формирование мотивации для работы в группе, прояснение потребностей участников. Структура занятия. Обратная связь.




  • Составить таблицу арттерапевтических направлений.

Подготовиться к проведению практических упражнений, применяемых в арттерапии. Составить коррекционно-развивающую программу по предложенным темам:

  1. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков.

  2. Коррекция тревожности у детей и подростков.

  3. Коррекция коммуникативных умений у детей и подростков.

  4. Коррекция негативной Я-концепции у детей и подростков.

  5. Коррекция внушаемости у детей и подростков.

  6. Программы повышения родительской компетентности для родителей с особыми детьми.

  7. Работа со страхами (методика проф. А.И. Захарова).

  8. Разработка психокоррекционных программ для детей, имеющих нарушения умственного развития.

  9. Разработка психокоррекционных программ для детей, имеющих нарушения сенсорных систем.

  10. Разработка психокоррекционных программ для детей, имеющих нарушение двигательной сферы.




Доп. литература:

Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. М., 1994.

Осипова А.А. Общая психокорреция. М., 2002.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.М., 2005.

Зайцева Т.В. Теория психологичнеского тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб., 2002.

Лидерс А.В. Психологический тренинг с подростками. М., 2004.

Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб,, 2004.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999.

Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С.А. Беличевой. М., 2001




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница