Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации фгос до



страница1/11
Дата16.09.2017
Размер3.06 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Государственное автономное учреждение города Москвы
«Московский центр качества образования»


Методические рекомендации
по организации образовательной
деятельности дошкольных
образовательных организаций
в условиях реализации ФГОС ДО


Москва
2014


УДК 373.21 ББК 74.104 М 545

М 545 Авторский коллектив: Будже Т. А., Докукина О. С., Никитина Т. А.

Методические рекомендации по организации обра­зовательной деятельности дошкольных образователь­ных организаций в условиях реализации ФГОС ДО. - М.: Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.

ISBN 978-5-9773-0106-0

ISBN 978-5-9773-0106-0

© Московский центр качества образования, 2014


Введение

Современные нормативные правовые документы феде­рального уровня - закон Российской Федерации «Об образова­нии» от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 и приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утвер­ждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - внесли значительные коррективы в представления как о самом дошкольном образо­вании, так и о профессиональной деятельности работников си­стемы дошкольного образования. Стратегические изменения, происходящие в связи с введением Федерального государ­ственного образовательного стандарта дошкольного образова­ния (далее - ФГОС ДО), требуют выстраивания новой системы психолого-педагогического сопровождения педагогов дошколь­ного образования при осуществлении образовательной дея­тельности в контексте данных изменений.

Реализация ФГОС ДО - непростой процесс, требующий максимального внимания и поддержки педагогов со стороны психологических и методических служб.

Контингент педагогов дошкольного образования доста­точно неоднороден. Поэтому важно каждому специалисту по­мочь найти свое достойное место в развивающейся инноваци­онной системе, помочь осознать и сформировать необходимые профессиональные компетенции.

Отправной точкой в выборе стратегии психолого- педагогического сопровождения реализации ФГОС ДО, несо­мненно, является их адаптация для осознания педагогическим коллективом. В связи с тем, что до утверждения ФГОС ДО нор­мативными правовыми документами, регламентирующими об­разовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения, выступали федеральные государственные требо­вания к структуре основной образовательной программы до­школьного образования (далее - ФГТ к структуре), утвержден­ные приказом Минобрнауки 23 ноября 2009 года от № 655 и фе­деральные государственные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образова­ния (далее - ФГТ к условиям), утвержденные приказом Минобр­науки от 20 июля 2011 года № 2151, нелишним будет проанали­зировать и сопоставить данные документы со ФГОС ДО.



3


I. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО


Различия ФГТ и ФГОС

п.1.2 ФГОС ДО

Основные принципы:



  • поддержка разнообразия детства;

  • личностно-развивающийи гуманистический характер вза-
    имодействия;

  • уважение личности ребенка;

  • реализация Программ в формах, специфических для де-
    тей данной возрастной группы, прежде всего в формеиг-
    ры, познавательной иисследовательской деятельности,

в форметворческой активности, обеспечивающей художе-
ственно-эстетическое развитие ребенка

Основные принципы, указанные в п.2.4 ФГТ, в целом не противоречат требованиям ФГОС ДО:

  • принцип развивающего образования;

  • принципы научной обоснованности и практической применимости;

  • принцип полноты, необходимости и достаточности;

  • принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования де­тей дошкольного возраста;

  • предусматривать решение программных образова­тельных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных момен­тов в соответствии со спецификой дошкольного обра­зования;

  • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного воз­раста и ведущим видом деятельности для них явля­ется игра.

4


Однако есть два принципа, которым следует уделить дополнительное внимание:

1. Принцип интеграции образовательных областей.

Если в содержании ФГОС ДО не употребляется понятие «интеграция образовательных областей», это не означает, что данный принцип на сегодняшний день неуместен.

В соответствии с п. 2.9 обязательная часть основной об­разовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образователь­ных областях. Однако это не означает, что необходимо интегри­ровать «все со всем». К сожалению, от педагогов часто можно услышать следующее: «Попробуйте в одно занятие с двадцатью пятью детьми включить все образовательные области». Подобно­го рода высказывания говорят о том, что педагоги не осознают или не хотят разобраться благотворной сути интеграции.

Интеграция - это состояние связанности, взаимопроник­новения и взаимодействия отдельных образовательных обла­стей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Например, занятие по развитию речи воспитанников не является узконаправленной формой организации деятельности детей по отдельной локальной сфере. Речевое развитие вклю­чает владение речью как средством общения; обогащение ак­тивного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и ин­тонационной культуры речи, фонематического слуха, формиро­вание звуковой аналитико-синтетической активности как пред­посылки обучения грамоте.

Однако вышеперечисленные компетенции ребенка фор­мируются не на «пустом месте». Происходит данное формиро­вание во взаимодействии ребенка с взрослыми и сверстниками (социально - коммуникативное развитие); при формировании первичных представлений о себе; других людях, объектах окру­жающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающе­го мира (познавательное развитие); при ознакомлении с художе­ственной литературой, фольклором, при стимулирование сопе­реживания персонажам художественных произведений (художе­ственно - эстетическое развитие); при активизации речевых зон головного мозга во время двигательной деятельности, крупной и мелкой моторики обеих рук (физическое развитие). Но это не

5


значит, что весь вышеперечисленный комплекс средств речево­го развития должен войти в одну дидактическую единицу (заня­тие). Данный процесс происходит планомерно, как само собой разумеющийся фак, привычная деятельность изо дня в день.

2. Комплексно-тематическое планирование также не противоречит ФГОС ДО, однако не должно стать осново­полагающим принципом построения образовательного процесса.

В чем суть комплексно-тематического планирования? В основу реализации программного содержания ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности побуждает взрослого к проявлению творчества в организации развивающей предметно-пространст­венной среды.

Такая образовательная модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творчеству педагогов, так как отбор тем является непростым процессом. Комплексно- тематическая модель построения образовательного процесса предполагает выделение ведущей темы на определенный логи­ческий временной промежуток.

Недостатки комплексно-тематического планиро­вания в качестве ведущего принципа:


    1. Постоянное «проживание» ребенком запланирован­ной темы во всех видах деятельности несет в себе риск упущения насущных интересов и мотиваций вос­питанников.

    2. Мнимая систематичность образовательного процесса с группой воспитанников посредством набора тем рождает трудности систематичной подачи материала.

В ситуации постоянно заданной педагогом темы мы возвращаемся к регламентирующей и доминантной позиции взрослого.

Таким образом, применять комплексно-тематическое пла­нирование целесообразней в качестве одного из механизмов ре­ализации Программы, а не как ведущий принцип ее разработки.

Например, комплексно-тематическое планирование мо­жет применяться в деятельности учителя-логопеда для решения сопутствующих задач по расширению представлений ребенка об окружающем мире.

6


Комплексно-тематический принцип может успешно при­меняться в годовом планировании дошкольного отделения, но в перспективном планировании воспитателя от данной образо­вательной модели, все же, следует уходить. Только в этом слу­чае предварительный подбор основных тем не будет ограничи­вать, а придаст системность и последовательность образова­тельному процессу.

Названия тем для годового планирования формируется на основе следующих областей:



  • исторические и общественно значимые события;

  • сезонные явления в природе, животный и расти­тельный мир, мир неживой природы;

  • национальные праздники, традиции;

  • тематические недели (неделя игры и игрушки; неде­ля зимних игр и забав);

  • иные темы, связанные с миром человека.

Комплексно-тематическое планирование может сыграть положительную роль при определении единых идей проектной деятельности в разных группах дошкольного отделения, или да­же структурных подразделений в целом в рамках межуровневой преемственности образовательных программ.

Специфику основополагающих принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО целесообразно рас­сматривать с позиции непосредственной разработки Про­граммы.

Как при соблюдении ФГТ, так и при соблюдении требо­ваний ФГОС ДО, дошкольной образовательной организации следует уделить особое внимание двум процессам: разработка и утверждение основной общеобразовательной программы до­школьного образования.

Когда мы говорим о формировании программы, то в первую очередь имеем ввиду разработку ее проекта всеми участниками образовательного процесса, а также принятие данного проекта на педагогическом совете.

На сегодняшний день абсолютно не приемлема такая ситуация, когда программа пишется старшим воспитателем и ставится на полку для проверяющих лиц. При формировании проекта программы вносятся коррективы всех педагогов, проект обсуждается родительской общественностью. Решение о приня­тии проекта образовательной программы свидетельствует



7


о том, что содержание программы понятно всем участникам об­разовательного процесса и претензий к данному содержанию нет. Принятие проекта программы осуществляется на педагоги­ческом совете, решение по данному вопросу фиксируется в про­токоле. Без соблюдения соответствующего алгоритма нет воз­можности вести речь о соблюдении права педагогов и родите­лей (законных представителей) воспитанников на управление образовательным процессом.

Поскольку основная общеобразовательная программа, как и устав, является нормативно-управленческим документом, регламентирующим образовательную деятельность, следова­тельно утверждаться к реализации она должна приказом, под­писанным руководителем образовательной организации.



Титульный лист, титул (лат. titulus — «надпись, загла­вие») — одна из первых страниц книги, предваряющая текст произведения. На титульном листе размещаются основ­ные выходные сведения изучаемого труда: имя автора, назва­ние книги, место издания, название издательства, год издания. Если мы говорим об основной общеобразовательной программе дошкольного образования, то при составлении титульного листа необходимо учитывать следующие позиции.

    1. Название образовательной организации. Данная позиция позволяет не открывая программу определить ее при­надлежность. Если программа разработана для дошкольного отделения образовательного комплекса, указывается название образовательной организации, а затем - структурное подразде­ление, реализующее данную программу.

    2. Срок реализации программы. Если обратиться к тому периоду, когда в системе дошкольного образования про­граммы приводились в соответствие с ФГТ, на титульных листах образовательных программ довольно часто встречалась такая формулировка: «Образовательная программа разработана на переходный период». Однако при проведении процедур кон­троля качества образования у определенного процента до­школьных образовательных организаций данная формулировка встречается и по сей день. Любая образовательная программа разрабатывается на определенный период. И как уже говори­лось выше, продолжительность данного периода определяется из нормативного срока освоения, указанного в приложении к ли­цензии на право осуществление образовательной организацией образовательной деятельности (по каждому уровню и направ­ленности соответственно).

8


3. Отметка о принятии проекта образовательной программы, а также отметка об утверждении данного проек­та к реализации. Следует напомнить, что соответствующие протокол и приказ должны быть в наличии и собственно содер­жать данную информацию.

Структура основной общеобразовательной программы

Если сравнивать структуру Программы в соответствии с требованиями ФГТ и ФГОС ДО, то видно существенное отличие.

Исполняя ФГТ к структуре, мы делили Программу на ос­новную часть и часть, формируемую участниками образова­тельного процесса. Каждая из них имела свои структуру и со­держание.

Обязательная часть программы

Часть,
формируемая
участниками
образователь-
ного процесса


3.

4.

5.

6.

П ояснительная записка

О рганизация в ОУ

режима пребывания детей

Содержание психолого-педагогической ра­боты по освоению детьми десяти образо­вательных областей

я
а
к

са

it


Фук

е ь в

о р


о д

со


с о н с а п о з е

LO


н а н з о П

е-
е
жт
ои

®
инр


аэсон
J-I-CO
^осР

е о н н е в твс

есж

о д

у

X



С одержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья)

П ланируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования

С истема мониторинга достижения детьми планируемых результатов

Видовое разно­образие учре­ждения, наличие приоритетных направлений, в том числе по обеспечению равных старто­вых возможно­стей для обуче­ния детей в об­щеобразова­тельных учре­ждениях. Специфика национально- культурных, де­мографических, климатических в которых осу­ществляется об­разовательный процесс

9


В соответствии с ФГОС ДО Программа должна включать в себя три основных раздела (целевой, содержательный и орга­низационный), в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных от­ношений. Дополнительным разделом образовательной про­граммы является ее краткая презентация (содержание данного раздела должно быть рассчитано на родителей воспитанников).

Следует отметить, что в Программе требуется отразить содержание обязательной части и части, формируемой участни­ками образовательных отношений, но не требуется делить каж­дый раздел на две части в буквальном смысле.

К примеру, пояснительная записка, входящая в состав целевого раздела будет содержать в себе информацию, касаю­щуюся обязательной части, а также части формируемой участ­никами образовательных отношений.

В соответствии с ФГОС ДО в содержании пояснительной записки должны быть раскрыты значимые для разработки и ре­ализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления дея­тельности, специфика условий. Таким образом, раскрывая при­оритетное направление, которое собственно зависит от особен­ностей контингента или специфики условий, мы уже формируем вторую часть Программы внутри целевого раздела.

Возвращаясь к структуре Программы, соответствующей ФГОС ДО, основные ее позиции можно представить так:


      1. Целевой раздел.

        1. Пояснительная записка:

1.1.1 .Цели и задачи реализации Программы; 1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы; 1.1.3.Значимые для разработки и реализации Програм­мы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошколь­ного возраста.

        1. Планируемые результаты освоения Программы: 1.2.1 .Целевые ориентиры.

1.2.2.Педагогическая диагностика.

      1. Содержательный раздел.

2.1. Описание образовательной деятельности в соответ­ствии с направлениями развития ребенка, представлен­ными в пяти образовательных областях, с учетом ис­пользуемых вариативных примерных основных образо­

10


вательных программ дошкольного образования и мето­дических пособий, обеспечивающих реализацию данно­го содержания.

  1. Вариативные формы, способы, методы и средства реа­лизации Программы.

  2. Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

  3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

  4. Способы и направления поддержки детской инициативы.

  5. Особенности взаимодействия педагогического коллек­тива с семьями воспитанников.

  6. Иные характеристики содержания Программы.

    1. Организационный раздел.

      1. Материально-техническое обеспечение Программы.

      2. Обеспеченность методическими материалами и сред­ствами обучения и воспитания.

      3. Режим дня воспитанников.

      4. Традиционные события, праздники, мероприятия.

      5. Организация развивающей предметно-пространствен­ной среды.

    2. Краткая презентация программы, ориентированная на роди­телей (законных представителей воспитанников).

В независимости от наличия или отсутствия приоритет­ной деятельности (т.е. реализации одной или нескольких обра­зовательных программ дошкольного образования с приоритет­ным осуществлением деятельности по какому-либо направле­нию в развитии дошкольников) вторая часть Программы должна быть представлена в обязательном порядке. Наличие данной части обусловлено в первую очередь требованием Закона «Об образовании», а ФГОС ДО учитывает данное требование.

Касаемо содержания второй части, то в ней указываются парциальные программы, с учетом которых выстроен образова­тельный процесс (при наличии приоритетных направлений раз­вития воспитанников), а также «изюминки» образовательного процесса. Приоритетные направления деятельности могут быть заложены в направленности реализуемых программ (в соответ­ствии с лицензией на ведение образовательной деятельности). В иных случаях отражается направление, нашедшее особый интерес у педагогического коллектива, на основе которого сло­жились определенные традиции ДОО.



11



Часть, формируемая участниками

образовательных отношений

Что отражаем в Программе

Где отражаем в Программе

Предпосылками разработки данной части являются: обра­зовательные потребности, ин­тересы и мотивы детей, их семей и педагогов, специфика национальных, социокультур­ных и условий

Отражаются в целевом разде­ле (подраздел «Значимые для разработки и реализации Про­граммы характеристики»)

Охватывает одну или несколь­ко образовательных областей

Можно отразить в подходах к разработке Программы (це­левой раздел)

Разрабатывается с учетом парциальных программ и/или методик (из числа вариатив­ных или созданных самостоя­тельно)

По сути, также является под­ходом к разработке Програм­мы (целевой раздел)

Планируемые результаты в рамках реализации данной части Программы конкретизи­руют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам (уточня­ем, какие результаты плани­руем получить в рамках реа­лизации выбранных парци­альных программ или мето­дик)

Планируемые результаты в целевом разделе Программы

Реализуется в непосредствен­но образовательной деятель­ности:

- в рамках реализации пар­циальной программы пред­ставляет собой вариатив­ный дидактический цикл: отдельные самостоятель­ные занятия по ритмике,



В содержательном разделе при описании вариативных форм, способов, методов и средств реализации Про­граммы


12

обучению плаванию, лего-
конструированию, занима-
тельной логике и др.;
- в рамках применения от-
дельных методик
часть за-
нятий основного дидакти-
ческого цикла посвящается
соответствующим техноло-
гиям, либо соответствую-
щие темы вносятся в ком-
плексно-тематическое пла-
нирование

Реализуется в образователь- В содержательном разделе


ной деятельности в режимных при описании вариативных
моментах: фольклорные дви- форм, способов, методов и
гательные и речевые игры, средств реализации Програм-
коллекционирование, мастер- мы, в том числе при описании
ские и др. образовательной деятельно-

сти разных видов и культур-


ных практик

Отражается в организацион-


ном разделе:

  • материалы и средства
    обучения и воспитания;

  • в режиме дня воспитанни-
    ков должны присутство-
    вать временные промежут-
    ки для свободной деятель-
    ности детей

Если сравнить структуру Программы в соответствии
с ФГТ и ФГОС ДО, можно отметить точки соприкосновения в ви-
де некоторых разделов и их содержания.

Так, например, и в первом и во втором случае поясни-


тельная записка должна отражать возрастные и индивидуаль-
ные особенности воспитанников.

На сегодняшний день пояснительные записки большин-


ства Программ содержат только перечень возрастных групп,
имеющихся в ДОО. Данная информация условно раскрывает
только возрастные особенности воспитанников. Что же входит
в понятие «индивидуальные особенности» контингента воспи-
танников. В первую очередь мы анализируем исходное состоя-

Реализуется в свободной дея­тельности детей: в спонтанной игре и свободной продуктив­ной деятельности детей долж­ны быть доступны материалы, обеспечивающие реализацию вариативной части программы

13


ние здоровья воспитанников. Возможно, среди воспитанников имеются часто болеющие дети, что, по сути, является их инди­видуально особенностью.

Большое значение имеет анализ речевого развития вос­питанников, так как от степени и сложности дефекта зависит ха­рактер логопедического вмешательства.

Возможно, имеются воспитанники, имеющие специаль­ные образовательные потребности (дети с ограниченными воз­можностями здоровья (заболевания органов зрения и опорно- двигательного аппарата), дети-инвалиды).

Значимую позицию занимает анализ семей воспитанни­ков, который выявит определенный процент детей оставшихся без попечения родителей; детей воспитывающихся в многодет­ных, неполных, малообеспеченных семьях; наличие детей, вос­питывающихся в двуязычных семьях.

Наличие одаренных детей также должно найти отраже­ние при планировании образовательного процесса и создании предметно-пространственной развивающей среды.

Специфику условий осуществления образовательного процесса, в свою очередь, обязаны отражать все дошкольные образовательные организации, не зависимо от наличия или от­сутствия у них приоритетных направлений деятельности.

В качестве региональных особенностей следует отме­тить следующие. Например, специфика климатических условий осуществления образовательного процесса будет определять отличия в режиме дня ДОО. Специфика социально-экономичес­ких и национально-культурных условий окажет влияние на со­держание психолого-педагогической работы по освоению деть­ми образовательных областей (формированию первичных пред­ставлений о труде взрослых, подбор литературных произведе­ний, ознакомление с фольклором, соответствующим данной территории и др.).

Дошкольным образовательным учреждениям, осуществ­ляющим образовательную деятельность на территории города Москвы, особое внимание следует уделить следующей особен­ности:



    1. Реализация Программы в условиях мегаполиса.

    2. Реализация Программы в условиях единой открытой информационной системы.

    3. Реализация Программы в условиях образовательных комплексов, а также многопрофильных образователь­ных организаций.

14


От детальной разработки и качества составления целе­вого раздела зависит и содержательный аспект Программы.

В соответствии с п. 2.11.1 целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты осво­ения Программы.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Кафедра дерматовенерологии
2015 -> Министерство здравоохранения и социального развития
2015 -> Борис Дмитриевич Карвасарский Клиническая психология
2015 -> М. А. Ассанович // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 9-17
2015 -> Общероссийская общественная организация
2015 -> Л. А. Герасименко // Психиатрия психотерапия и клиническая психология. 2014. N с. 43-49
2015 -> Методические рекомендации для медицинских работников и пациентов. Симферополь 2012 Учреждения разработчики


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница