Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания



Скачать 296.39 Kb.
Дата01.05.2016
Размер296.39 Kb.
Просмотров26
Скачиваний0
ТипМетодические рекомендации

Центр «Перекресток»

Методические рекомендации

по подготовке и проведению родительского собрания.

Каждая семья представляет явление особое,

индивидуальное, и воспитательная работа в од-

ной семье вовсе не должна быть точной копией

такой же работы в другой.

А.С.Макаренко

Родительское собрание – одна из основных форм связи школы с семьями учащихся и пропаганды педагогических знаний среди родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. В подготовке и проведении родительского собрания рекомендуется учесть следующие моменты:


  1. За 2-3 недели до проведения родительского собрания следует объявить о нём учащимся, подчеркнув необходимость посещения родителями этого собрания, сообщив тему собрания, и проверить сделал ли ученик запись об этом в дневнике. Такой срок позволит родителям решить вопрос об освобождении этого вечера и создаст психологический настрой на обязательность посещения. А за 3-4 дня в дневниках делается повторная запись – напоминание.

  2. К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или актив родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения. К собранию готовится выставка работ учащихся, отражая их классную или внеклассную деятельность (тетради, рефераты, конспекты, рисунки, поделки и т.д.). Большим успехом пользуются выставки ученических стенных газет, из которых родители узнают об общественной жизни класса. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.

  3. Выступление классного руководителя на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление классного руководителя перед родителями обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни класса, содержать анализ отрицательных явлений и включать такие реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае в выступлении классного руководителя не должно быть высказано сомнение в неисправимости положения в классе в целом и отдельных учащихся. На собрании можно доводить до сведения всех родителей только такие факты (положительные и отрицательные) поведения учащихся в отношении которых у классного руководителя существует полная ясность. Нельзя постоянно упоминать одни и те же фамилии учащихся в положительном и отрицательном плане. Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Совершенно недопустимо «отчитывать» родителя за промахи его ребёнка или зачитывать оценки того или иного слабого ученика.

  4. Классный руководитель может практиковать лекции – выступления родителей, педагогов, юристов, медиков. После выступления классного руководителя можно организовать обсуждение проблемы «за круглым столом», практикум, обмен опытом семейного воспитания, ответы на заранее заданные вопросы и т.д.

  5. Чем больше родителей будут участвовать в подготовке родительского собрания (даже в качестве только сообщающих о нём другим), тем активнее они будут себя вести на самом собрании. В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей. В анкетах родители пишут о том, какие вопросы воспитания их волнуют, какую информацию хотели бы получить, какую помощь в воспитании детей могут оказать.

11—14 лет – основной возраст начала курения, алкоголизаций и проб наркотиков. Это связано с потребностью подростков демонстрировать взрослость и независимость, с желанием примерять взрослые роли. Кроме того, это связано с желанием сопротивляться родителям, с обострением склонности к риску и острым ощущениям, с потребностью принадлежать к группе, со страхом быть отверженным группой.


Почему употребление алкоголя и табака относятся к факторам риска? По данным российских и зарубежных наркологов, употреблению наркотиков почти всегда предшествует употребление алкоголя и табака. Это объясняется в частности тем, что употребление одних одурманивающих средств фактически снимает запрет на употребление других. Около 80% наркоманов начали свою «карьеру» с курения, 94% перед первыми пробами наркотиков употребляли алкогольные напитки, чаще всего пиво.

Таким образом, и табак и алкоголь являются подчас тем самым мостиком, который ведёт к «тяжёлым» наркотикам – героину, кокаину и др.

Итак, наиболее опасное средство из легально разрешённых наркотиков – алкоголь.
Знаете ли вы, что бутылка пятипроцентного пива по содержанию спирта равна 60 граммам водки? Две такие бутылки, которые легко вытягиваются в жаркий день, - это как 120 граммов, то есть полстакана водки и без закуски. Что бы вы сказали, если бы узнали, что ваш ребёнок выпил столько?

В наши дни злоупотребление алкоголем становится чрезвычайно актуальной для нас проблемой. В России доминирует самый неблагоприятный, так называемый «северный» тип пития. У нас нет в организме ферментов расщепляющих алкоголь. И пьём мы исторически всё больше и больше. Так в 1913 году выпивалось 3,4 литра алкогольной продукции на человека, в 1927 – 3,7. Среднее употребление алкоголя в России в настоящее время достигло 14 с лишним литров на человека в год. Специалисты считают, что фактически это 25 литров.. А каждый тюменец сегодня выпивает больше 16 литров алкогольных напитков в год (это учитывая детей и стариков).




Система алкогольного геноцида народов

Кол-во потребляемого алкоголя на душу населения

Результат

До 8 л.

Возникает предрасположенность к уничтожению народов

8 л.

Наступает необратимое изменение генофонда народов

9 – 10л.

Рождается вирус гибели государства

11 –20л.

Духовно – нравственная гибель общества

21 – 30л.

Массовая дебилизация общества

31 – 40л.

Общественная мутация жизни

41 – 50л.

Ускоренная реакция вырождения народа

Больше 50л.

Наступает гибель нации

По данным Минздрава Российской Федерации, частота употребления алкоголя детьми до 14 лет за последние 5 лет увеличилась почти вдвое. Данные различных социологических исследований школьников неутешительны. Среди учеников 5 классов каждый третий пробовал алкогольные напитки, каждый пятый пробовал курить. К старшим классам количество детей, «знакомых» с табаком и алкоголем, увеличивается в 3 раза.

При начале систематического употребления алкоголя, например, того же пива, в 11-12 лет симптомы алкоголизма у подростков могут сформироваться к 14-15 годам.

После пива подростки начинают пить водку, суррогаты и даже спирт.

Следует остановиться на употреблении ядовитых технических жидкостей – различных суррогатов алкоголя. Подобно обычному спирту эти жидкости способны вызвать опьянение, но через 10-12 часов после их употребления появляются признаки тяжёлого отравления: головная боль, тошнота, рвота, шаткая походка, слабость (или кратковременное возбуждение), затмение или даже полная потеря сознания. Смерть наступает от мозговых расстройств (через 1-2 суток) или поражения почек (через 1-2 недели).

Пищевод, желудок и 12-пёрстная кишка – органы, которые подвергаются непосредственному воздействию алкоголя.

Почти все алкоголики страдают гастритом, что указывает на полную гибель клеток , вырабатывающих желудочный сок.

Очень наглядные результаты получили американские учёные, наблюдавшие результаты непосредственного воздействия алкоголя на стенки желудка человека. На группе лиц со здоровым желудком было проведено исследование. Каждый испытуемый проглатывал миниатюрное устройство типа кинескопа, с которого на экран телевизора передавалось изображение стенок желудка. Каждый из 19 участников эксперимента выпивал натощак 200 граммов виски без содовой воды ( по градусам это аналог нашей водки), через несколько минут после приёма виски наблюдались припухлость и покраснение слизистой оболочки, через час можно было видеть многочисленные кровоточащие язвочки, через несколько часов по слизистой оболочке желудка тянулись гнойные полосы. Самое поразительное в этом опыте, пожалуй, то, что картина у всех испытуемых оказалось практически одинаковой, почти никаких индивидуальных различий не было. Это означает, что подобная картина имеет место у каждого человека, принявшего крепкое спиртное изделие в не разведённом виде и на голодный желудок. Хоть слизистая оболочка пищеварительного тракта и обладает очень хорошей восстанавливающей способностью, постоянное воздействие алкоголя приводит к тому, что она не успевает восстанавливаться и постепенно вымывается. Отсюда и гастрит, и язва, и рак желудка.


Под действием алкоголя нарушается нормальная деятельность печени, в результате этого, в крови мужчин накапливается женский половой гормон. Это сопровождается изменением внешнего облика мужчин. Меняется распределение жира в подкожном жировом слое, он начинает откладываться по женскому типу; на бёдрах, на груди, вдоль нижнего сальника на животе. Снижается мышечный тонус. Мышцы становятся дряблыми. Щёки обвисают, появляются мешки под глазами.

Нарушение гормонального баланса в организме женщины при систематическом употреблении алкоголя также ведёт к изменению её внешнего облика. Резкие, неженские, угловые движения, перераспределение жировой прослойки, изменение высоты и тембра голоса. Он становится более низким, хрипловатым. Уменьшается желание нравиться, слабеет материнское чувство. Старение наступает на 10-15 лет раньше.

Но самое страшное воздействие эти яды оказывают на потомство. Проникая в «банк», где находятся половые клетки, они уродуют их оболочку. Чем больше человек выпивает или курит, тем меньший процент здоровых клеток у него остаётся. Но у мужчины срок жизни половых клеток 3 месяца, и он может стать отцом здорового ребёнка спустя 3 месяца после того, как немного выпил (так как клетки за это время все сменятся). Но если мужчина хорошо попил 4,5 года, то у него наступают генетические изменения и здоровых детей у него уже не будет.

У женщины же все до одной яйцеклетки даны от рождения, новой ни одной не образуется и когда она, то на Новый год, то на 8 Марта и т.д. будучи ещё совсем юной, будет пробовать алкогольные изделия или курить, сама не ведая того, она уничтожает здоровье своих будущих детей, «пожирает» их разум, так как из части оболочки яйцеклетки закладывается ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА. И вот когда девушка выйдет замуж и будет прекрасно жить с непьющим и некурящим мужем, может родиться ребёнок НЕНОРМАЛЬНЫЙ, т.к. он начал своё развитие из испорченной клетки. И самое страшное, что свою неполноценность, дебильность эти дети будут передавать своим детям по наследству.

Потрясающий по своей широте спектр аномалий встречается у детей, рождённых от пьющих матерей, пороки развития сердца, почек, половых органов, кожи и её производных мышц скелета и суставов, микроцефалия, черепно-лицевые аномалии и т.д.
Каковы же причины

употребления

алкоголя.


  • Считается, что спирт является хорошим средством для согревания организма.

Подавляющее большинство тех, кто отморозил пальцы, конечности, а то и насмерть замёрз, были в состоянии алкогольного опьянения.

В действительности происходит очередной обман организма. Человеку кажется, что ему жарко из-за расширения периферических сосудов.




  • Считается, что спиртное улучшает аппетит. После стопки водки съесть можно гораздо больше и по количеству и по ассортименту, подчас даже такое, что без водки не съешь. На самом же деле не в аппетите дело.

Алкоголь понижает вкусовую и обонятельную чувствительность, тормозит чувство насыщения, парализует действие таких важных органов как печень и поджелудочная железа


  • Считается, что спирт обладает лечебными действиями не только при простудных, но и при целом ряде других заболеваний, в том числе желудочно-кишечного тракта, например при язве желудка. Врачи же наоборот считают, что язвенному больному категорически нельзя принимать алкоголь (вспомним приведённый выше опыт).

  • Или другое, бытующее среди людей убеждение, что алкоголь возбуждает, взбадривает, улучшает настроение, делает беседу наиболее оживлённой и интересной.

На самом деле проникновение алкоголя в мозг раскрепощает эмоции человека, появляется неоправданная радость, глупый смех, лёгкость в суждениях. Человек утрачивает сдержанность, стыдливость, он говорит и делает то, чего никогда не сказал бы будучи трезвым.



  • Считается, что пьянство – извечная русская традиция. Исследования историков показывают, что в старину на Руси пили лишь мёды и квасы. В средневековье брагу варили лишь по великим праздникам. Спаивание народа началось при Иване Грозном, когда появились первые царевы кабаки для «пополнения царской казны». Но ещё при Петре 1 самым крепким изделием была водка крепостью всего 16 градусов.

При систематическом употреблении алкоголя развивается опасная болезнь – алкоголизм.



Болезнь – это нечто, что препятствует способности человека функционировать нормально, то, что негативно влияет на жизненно важные функции: ум, тело и дух, или всё сразу.

Это может быть инфекционная болезнь, такая, как туберкулёз, которая может разрушить лёгкие. Это может быть поломанная нога. Что угодно, однако как только это случилось, болезнь начинает препятствовать нам жить и делать что-то так же эффективно, как это мы обычно делали.

.
Итак, алкоголизм – это хроническая, прогрессирующая, неизлечимая болезнь, характеризующаяся потерей контроля перед алкоголем и другими седативными веществами.

Теперь давайте попробуем объяснить некоторые главные слова в этом коротком определении.

а) хроническая – длится долгое время

б) прогрессирующая – пока человек продолжает пить, его болезнь может быть только хуже.

Но предположим, что человек прекратил пить. Период трезвости длится 10-15 или даже 25 лет. Человек считает, что он снова может вернуться к нормальному типу выпивки, от которой он может всегда отойти. Но это не так.

В течение короткого периода времени, обычно не более 30 дней, симптомы алкоголизма станут такими же, какими они были 25 лет назад. И обычно даже хуже.

в) эта болезнь неизлечима, она как бы ожидает внутри нас и берёт верх, как только мы её выпускаем

г) потеря контроля означает то, что выпив первую рюмку после периода трезвости, алкоголик не может предсказать с какой-либо вероятностью: будет ли это нормально потребляющим эпизодом или нет . Потеря контроля – это наиболее важный клинический фактор. Может ли этот человек предсказать своё поведение, когда он пьёт?


Существует 50-60 общих симптомов определения алкоголизма. Вот некоторые из них:

  1. На ранней стадии, например, это выпивка для облегчения. Человек использует алкоголь, чтобы достичь облегчения от чего-то: физической боли, эмоциональной боли, беспокойства по поводу денег – это может быть всё, что угодно.

Вождение в пьяном состоянии – в основном случается на ранней стадии алкоголизма.

2. Средняя стадия. На этой стадии мы видим классические симптомы: прогулы на работе, снижение качества работы, финансовые проблемы, семейные проблемы, изменения в моральном или этическом поведении.

Существующие симптомы и признаки делают болезнь достаточно видимой и обнаруживаемой. Это стадия, когда плохо становится с печенью. Возникают супружеские проблемы на физической основе – импотенция.
3. И когда начинаются разрушения тела, значит, алкоголик вошёл в позднюю, или хроническую стадию: сегодня в мире в действительности такую картину имеет только 3, может быть 4% алкоголиков. Большинство не столь удачливы, чтобы выжить и достичь этой стадии.

Медицинские исследования показали, что алкоголизм распространяется в семье (в 95% случаев или мать выпивала, или отец, или дядя, или брат). Так, вероятность риска развития зависимости от психоактивных веществ: у мальчиков достигает 40%, если алкоголизмом страдает мать; 50% - если злоупотребление отмечено у отца; 60% - если алкогольная зависимость зарегистрирована и у отца, и у матери. У девочек – в большей степени зависит от поведения матери и достигает 20%, если та употребляет алкоголь.


Употребление наркотических веществ ребёнком нередко начинается в условиях, которые мы создаём сами.

Типичная ошибка – дефицит внимания к ребёнку в семье. Причины здесь могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями. Но, увы, гораздо чаще причина гипоопёки совсем иная – загруженность родителей на работе, когда на общение с сыном или дочерью выкраивается каких-нибудь 15 минут в день перед сном.

Понятно, как отсутствие контроля и внимания со стороны родителей может спровоцировать раннее приобщение к одурманивающим веществам.

Однако не менее опасна и повышенная опека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребёнок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка просто не могут отказаться от сомнительного предложения – ведь этому их в семье не научили.


Огромную роль играет нарушение взаимоотношений в семье. Принято считать, что раньше попадают под влияние дурмана дети из неполных семей. Однако, как показывает практика, важна не столько формальная структура семьи, сколько характер отношений между ее членами.

Как ни странно, предрасположенность к употреблению алкоголя непосредственно связана с уровнем самоуважения ребёнка.

Существует пять принципов формирования самоуважения ребёнка.

Принцип первый. Одобряйте, хвалите ребёнка за небольшие успехи и достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо важнее полученных результатов.

Принцип второй. Помогайте вашему ребёнку выбирать и ставить перед собой реальные цели.

Принцип третий. Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребёнка. Например, лучше сказать: «Лазать по заборам опасно, ты можешь ногу сломать», чем : «Ты не должен лазать по заборам – это глупо» (или: «Так делают только дураки!»).

Принцип четвёртый. Дайте вашему ребёнку почувствовать ответственность за какую-нибудь реальную работу. Ребёнок, который имеет в семье постоянное поручение, ощущает себя частью команды и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения.

Принцип пятый. Показывайте ребёнку, как вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова «Я люблю тебя» помогут ребёнку ощущать хорошее отношение к нему.
Необходимо подчеркнуть, что все эти факторы могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к наргогенным веществам.
Реализуется или нет эта предрасположенность – зависит от взрослых окружающих ребёнка. Если взрослые сумеют научить мальчика или девочку регулировать своё состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счёт разнообразных источников, не разрушающих их физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать: алкогольный и никотиновый соблазн им будет не страшен.
Что нужно рассказать и чему

научить ребёнка, для того чтобы

предотвратить его знакомство

с одурманивающими веществами.

Профилактика наркотизма должна заключаться не только и даже не столько в беседах об опасности одурманивающих веществ. Гораздо важнее сформировать у ребёнка свойства и качества, обеспечивающие ему успешную социальную адаптацию, дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркотизации.

Вспомните, пожалуйста, сколько раз за последние две-три недели вы приходили домой и искренне, без какой-то воспитательной задачи, «в трезвом уме и здравой памяти» говорили своему ребёнку о том, как прекрасна жизнь, какое наслаждение быть живым и здоровым, любить, смеяться, плакать…

Среди всеобщего нытья о плохих людях, растущих ценах, не лучших жилищных условиях, плохой погоде, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках помогаем ли мы своим собственным детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар?..

Ведь если мы сами не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, и не доказываем это детям на своём примере, что же мы можем противопоставить наркокультуре, утверждающей: кроме табака, алкоголя, наркотиков, разврата, в этой жизни радоваться совершенно нечему, да и жить-то без этого практически не имеет смысла. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия или смертной скуки – это его родители.


  • Итак, прежде всего, важное значение имеет формирование у ребёнка культуры здоровья. Ребёнок должен знать, что здоровье – это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять. Но как объяснить это ребёнку и, главное, как научить его бережно относится к своему здоровью? Это весьма непростая воспитательная задача, решение которой требует от родителей немалой выдержки, терпения и фантазии, ведь восприятие здоровья ребёнком в значительной степени отличается от такового у взрослого. У детей нет опыта «нездоровья», который имеет большинство взрослых. Состояние болезни ребёнком воспринимается главным образом как ограничение свободы (необходимость лежать в постели, ограничение в общении со сверстниками, диета и т.п.).



  • Необходимо помочь ребёнку освоить как можно больше способов реализации собственных потребностей, не прибегая к столь опасным способам. Только в этом случае можно говорить о существовании своеобразного внутреннего иммунитета к одурманиванию, поскольку оно имеет какое-либо значение и привлекательность для ребёнка: стоит ли рисковать, если можно достичь желаемого за счёт собственных усилий.

Нам взрослым необходимо обеспечить насыщение потребности в новом из социально ценных источников. Это книги, кино и театр, общение с друзьями, походы и экскурсии, занятия в кружках. Понятно, что всё это требует от взрослого времени – он должен показать ребёнку привлекательность этих источников. Это единственная альтернатива другому опасному способу получения приятных ощущений – за счёт наркотизации. Один из французских писателей говорил: «На дно бокала с вином нас толкают наши несчастья».

Давно известно: невозможно сделать ребёнка счастливым, удовлетворяя его желания, но можно добиться этого, если научить его самого реализовывать свои потребности.




  • Нередко раннее приобщение к одурманивающим веществам происходит из-за того, что ребёнок подобным образом пытается завоевать авторитет среди сверстников, войти в компании, стать «своим». Вот почему так важно научить ребёнка контактировать со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, профилактическая работа, в конечном итоге сводится к формированию у ребёнка культуры жизни – потребности и умения в самореализации, способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром. Эти качества способны стать надёжными внутренними барьерами для ребёнка, предотвращающими многие беды, в том числе и «дружбу» с одурманивающими веществами.


ФАКТОРЫ РИСКА И ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ

тест
1. Может ли ваш ребёнок купить себе алкогольные напитки (пиво, вино, водку)?

2. Замечали ли вы, что в магазинах вашего района алкоголь продают несовершеннолетним?

3. Считают ли взрослые, близкие вашему ребёнку, что пить, курить, принимать лекарства в больших количествах - вполне нормально?

4. Есть ли недалеко от вашего дома или школы винные магазины?

5. Живёте ли вы в крайне тяжёлых материальных условиях (постоянные долги, недоедание) или, напротив, ваши материальные условия далеко отстоят от возможностей окружающих (в этом случае тоже отвечайте «да»)?

6. Напиваются ли ваши соседи, нарушают ли закон, хулиганят ли они в пьяном виде?

7. Есть ли в семье родственники, зависимые от алкоголя или наркотиков?

8. Пьёт ли кто-либо в семье (употребляет наркотики) хотя бы время от времени?

9. Даёте ли вы детям полную свободу поведения в отношении алкоголя и наркотиков?

10. Ваш брак - в состоянии затяжного и серьёзного конфликта (постоянные ссоры, дни молчания, отсутствие согласия в решении важных вопросов)? Может быть, существует конфликт между другими взрослыми, воспитывающими ребёнка?

11. Ваш ребёнок проводит с вами время неохотно (мало разговаривает, избегает контактов, замыкается в себе)?

12. Часто ли ваш ребёнок бывал агрессивен в раннем детстве (до 10 лет)?

13. У вашего ребёнка постоянные неудачи в школе?

14. Вы замечаете у своего ребёнка пренебрежение по отношению к своему будущему, обучению, профессии?

15. В раннем детстве вашего ребёнка не принимали в свою компанию ровесники?

16. Друзья и подруги вашего ребёнка курят, выпивают, пробуют наркотики?

17. Ваш ребёнок испытывает чувство одиночества, он изолирован, у него нет друзей?

18. Случалось ли вам замечать, что ваш ребёнок положительно отзывается о курении или алкоголе, что он ждёт удовольствий от употребления алкоголя или наркотиков?

19. Был ли у вашего ребёнка ранний (до 14-15 лет) контакт с алкоголем, курением, наркотиками?

20. Испытывали ли вы трудности при ответах на эти вопросы?

От 1 до 6

Средняя степень риска. Ей подвержено большинство (90 %) молодых людей. Тут всё определяет ситуация в обществе (например, количество винных магазинов и цены в них). На ситуацию, впрочем, вы можете повлиять - протестуя, к примеру, против продажи алкоголя несовершеннолетним. К сожалению, мало кто обращает внимание на это массовое безобразие. Вы можете также поддерживать профилактическую деятельность в школе, укреплять эмоциональную связь с собственным ребёнком.


От 7 до 13

Повышенная степень риска. В зависимости от местного круга общения и типа школы, так рискуют от одной до двух третей учеников. Что можно сделать? Может быть, изменить поведение взрослых, отношения в семье, усилить воспитательное воздействие.


От 13 до 17

Степень риска очень высока. В эту группу входят от 10 до 15 процентов учеников средних школ, которые уже пьют и наносят вред здоровью. Тут от вас требуется серьёзное участие в судьбе ребёнка. Действовать надо всем миром - вместе со школьными учителями, с другими родителями.


Больше 17

Крайне высокая степень риска. Нужна помощь специалиста. Внимание: период, за который подросток становится наркозависимым, очень короткий - меньше полугода!


Но: даже если количество «да» очень большое, не впадайте в панику! Просто работайте над ошибками.

Если развод неизбежен.

Развод – это всегда психологическая травма и для взрослых, и для детей. Если ваше решение развестись окончательно, и вы не видите иного выхода из сложившейся в семье ситуации, перед вами возникает серьёзная проблема: как сообщить об этом детям? Совершенно ясно, что лгать им нельзя, но и всю правду о ваших отношениях иногда сказать бывает невозможно.


Какие вопросы обычно встают перед разводящимися родителями? Психологи называют некоторые из них и дают соответствующие рекомендации.

Нужно ли говорить детям о разводе? Обязательно! Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным последствиям, тем более что ребёнок всё равно рано или поздно об этом узнает. Лучше, если о разводе скажут ему родные люди, чем кто-то со стороны.

С какого возраста с ребёнком можно говорить о разводе? Проведённые исследования показывают, что примерно с трёх лет. Дошкольнику достаточно сказать, что папа жить с вами теперь не будет, но вы иногда будете ездить к бабушке – папиной маме, а папа – приходить к вам. Подростку можно сказать больше, однако не вдаваться в подробности типа «разлюбил, изменил, оказался подлецом…» Чем старше ребёнок, тем больше ему можно сказать. Подросток часто сам догадывается о происходящем, и лучше не откладывать разговор на долго, чтобы не потерять его доверия. Если же сын или дочь совсем малы, отложите сообщение до того момента, когда у ребёнка появятся вопросы об отце.

Говорить с ребёнком о разводе нужно лишь тогда, когда событие уже свершилось или, по крайней мере, когда принято безоговорочное решение. Не спешите разговаривать с детьми до развода, даже если вы думаете, что таким образом лучше подготовите их к изменениям в семье.



Кто должен сообщить о случившемся? Самое правильное, если это сделает мама. Если же в вашей семье признанной главой является отец, пусть он присутствует при этом разговоре или даже проведёт его сам – это даст ребёнку уверенность, что папа и в будущем не останется в сторон6е от семейных проблем.

О чём сказать, а о чём умолчать? Нужно понятно и доступно объяснить ситуацию и обязательно в положительном свете нарисовать будущее вашей семьи. Обычно достаточно одного разговора, если он серьёзный и исчерпывающий. Не превращайте тему развода в бесконечный сериал и в то же время не отказывайтесь отвечать на вопросы ребёнка , если они у него появятся.

Психологи советуют женщинам в разговорах с детьми воздерживаться от типичных ошибок разводящихся родителей, соблюдая три табу:



  • нельзя обвинять супруга при ребёнке: ведь для него он – не плохой муж, а папа!

  • нельзя обвинять в происшедшем других родственников, например: «Вот результаты действий твоей любимой бабушки…»

  • нельзя обвинять самого ребёнка в том, что случилось: «Ты плохо себя вёл, не помогал мне, вот и…»

Реакция на сообщение о разводе иногда следует сразу, а иногда бывает отсроченной по времени. Если она наступает по прошествии трёх недель и больше, психологи говорят о так называемом синдроме посттравматического стресса.

Чаще всего психологи и психиатры наблюдают три типа поведения маленького человека, переживающего посттравматический стресс.



Экспрессивный тип - ребёнок проявляет самые сильные чувства, может кричать, плакать, смеяться или рыдать, дрожать, раскачиваться, он не в состоянии сдержать своих действий.

Контролирующий тип – ребёнок «успешно» сдерживает себя, его внешнее поведение не отличается от того, что было прежде. Он может даже производить впечатление более спокойного, чем всегда, или совсем бесчувственного. Однако это впечатление обманчиво : подобная сдержанность нередко приводит к неожиданным, на первый взгляд необъяснимым болезням.

Шоковый тип – ребёнок подавлен, оглушен, он производит впечатление совсем отсутствующего, пребывающего в каком-то ином мире человека.

Случается так, что эти типы реакций сменяют друг друга.

Признаки посттравматического шока очень разнообразны: это могут быть навязчивые мысли и яркие воспоминания об отце, о его прикосновениях, запахах, каких-то эпизодах общения с ним; это может быть, наоборот, избегание всего, что связано с травмой развода, - вещей отца, его имени, упоминания о его работе, увлечениях и т.п.

Развод для ребёнка – в первую очередь крушение стабильности мира, с которым сопряжены переживания предательства со стороны уходящего родителя и обида на того, с кем ребёнок остаётся, за неспособность сохранить всё, как было раньше.

Психологически все реакции протеста детей против расставания родителей могут служить одной из двух задач: во-первых, выжить и уцелеть как личности самому, во-вторых, постараться сохранить семью в её привычном составе. Важно понимать, что эти цели реализуются как сознательно, так и неосознанно.

Как ребёнку оградить себя от неприятной реальности? Ответ простой: уйти от неё. Причём это могут быть как уходы в буквальном смысле - побеги из дому, решение поселиться у бабушки, стремление проводить каникулы вне дома, так и пассивные, психологические – когда ребёнок создаёт своё собственный внутренний мир, ограждает себя от реальности защитным фантазированием или проявляет явные признаки депрессии. Депрессия – это состояние пониженного настроения, охлаждения интереса к происходящему вокруг. Часто депрессия у школьников сопровождается нежеланием учиться - что значат отметки, когда рушится мир! Пониженная успеваемость – один из признаков подавленного состояния детей школьного возраста.

Позиция активного сопротивления изменениям в семье чаще всего выражается агрессивным поведением в различных формах – это может быть, например, отказ выполнять любые просьбы и указания старших в знак протеста и осуждения происходящего в доме. Замечено, что ведущие переживания у девочек в ситуации развода родителей – грусть и обида, а вот у мальчиков – гнев и агрессивность.

Пока не поздно.

Широкая доступность наркотиков стала реальностью нашей жизни. Без особого труда их можно найти почти на любом рынке или любой молодёжной «тусовке» и в престижных школах. Токсикоманы научились удовлетворять свои опасные для жизни потребности любыми подручными средствами. Появились профессиональные искусители – «сажатели на иглу», обучающие, среди прочего, как обмануть родственников, выудить у них деньги, а также скрыть признаки употребления наркотиков. Их интересуют только деньги, судьба вашего ребёнка им безразлична. За бесплатный кайф каждый наркоман вовлекает в сферу своего смертоносного влияния 6 –12 и более человек. Они же, в свою очередь, - ещё по 6-12 и так далее. Вот почему там, где пассивны родители, школа, местные власти, наркомания приобретает характер эпидемии. Далее следуют верные спутники наркомании – СПИД и гепатит, увеличивается число краж и иных криминальных проявлений, растёт проституция.

Сегодня от риска знакомства с наркотиками не застрахована ни одна, даже считающаяся благополучной, семья. Поэтому, очень важно «не проспать» начало употребления ребёнком этой отравы.

Подростковому возрасту свойственны желание всё испытать, высокое мнение о своих волевых качествах и физических возможностях, стремление выделиться в коллективе, ложное понятие о «крутизне»



Вы должны встревожиться, если:

      • у ребёнка легко меняется настроение без особых причин

      • он перестал засыпать в обычное для него время, бодрствует по ночам и спит днём

      • постоянно просит у вас деньги, изобретая каждый раз новые причины

      • перестал хорошо учиться, забросил любимое занятие, поссорился со старыми друзьями или сократил своё общение с ними

      • не хочет знакомить вас со своими новыми приятелями, постоянно пытается остаться один, его телефонные разговоры больше Вам не понятны

      • на теле у него появились неясные Вам по содержанию татуировки.

Вы должны немедленно отправиться к врачу наркологу, если заметили:

      • появления у себя дома непонятных Вам предметов, закопчённых чайных ложек, шприцев, порошков

      • у ребёнка не меняется размер зрачков в зависимости от освещения в помещении: он остаётся широким на свету или, наоборот, узким в темноте

      • ребёнок часто сонлив, заторможен, отвечает в этом состоянии на вопросы после паузы

      • из дома пропадают вещи и деньги, при этом Ваш ребёнок постоянно Вам лжёт; при отказе дать ему денег немедленно становится груб, агрессивен, может замахнуться, ударить

      • часто потеет, независимо от того, тепло или холодно, что может быть проявлением абстинентного синдрома (ломки)

      • отказывается от привычной еды: постоянно просит и поглащает в неимоверных количествах шоколад, конфеты и прочие сладости

      • на руках и ногах по ходу вен появляются пятна, порезы, следы от уколов

      • в комнате посторонний сладковатый запах - курили «травку», гашиш

      • от одежды ребёнка постоянно пахнет бензином, возможно он его вдыхает.

Надеемся, что Вас никогда не коснуться эти проблемы. Но, если беда нагрянет, не пытайтесь решить проблему самостоятельно (наркомания -это болезнь, требующая квалифицированного лечения). Несправедливыми упрёками Вы можете испортить свои отношения с ребёнком. Многие из перечисленных признаков совпадают с типичными признаками подросткового поведения, однако пристальное внимание к их сочетаемости и периодичности появления поможет сделать Вам правильный вывод об их причинах.

Что делать?

- прочитать и узнать о наркотиках всё, что можно



Если это случилось:

      • не впадайте в панику

      • постарайтесь тактично поговорить с ребёнком

      • не пугайте, не угрожайте, не наказывайте

      • постарайтесь выяснить, какую помощь Вы можете оказать ему

      • главное – уделяйте больше времени и внимания ребёнку, старайтесь больше слушать его, проявив поддержку и заботу.

Будьте осмотрительны в выборе платных лечебниц. Наряду с великолепными специалистами, оценивающими свои услуги в денежном выражении весьма весомо, на ниве лечения наркомании подвизаются сотни сомнительных личностей – безграмотных лжезнахарей. Они вам будут гарантировать 100%-ный успех, тогда как в самых лучших клиниках мира от наркомании излечивается всего 5-6% больных. И это при условии проведения комплекса сопутствующих лечению мероприятий (реабилитации, смены круга общения, перемены места жительства и т.д.). И, естественно, стремления к лечению у самого наркомана.

У нас за употребление наркотиков не судят, но ведь эту отраву нужно найти, купить, привезти (пусть даже пару остановок на автобусе) к месту употребления, что-то оставить про запас для следующего раза. Некоторые наркотики требуют кипячения, окисливания, разбавления перед употреблением. Давайте, сопоставим вышеуказанное со статьями Уголовного Кодекса России.

Ст.228 ч.1. Незаконные приобретения или хранение без цели сбыта наркотических средств или психотропных веществ в крупном размере грозит лишением свободы на срок до 3-х лет.

Ст.228 ч. 2. Незаконные приобретения или хранение в целях сбыта, изготовление, переработка, перевозка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 7 лет.

И, как результат, правоохранительные органы России чуть ли не каждые две минуты привлекают к уголовной ответственности одного человека, так или иначе связанного с наркопреступностью. Если в 1985 году в России было зарегистрировано около 20 тысяч наркопреступлений, то в 2000 году их количество превысило 240 тысяч.



Ст.230 ч.1. Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ наказывается лишением свободы от 2-х до 5 лет.

За кражи и грабежи отвечают по другим, не менее строгим статьям


Как бы мы не оберегали ребёнка, однажды и ему могут предложить наркотик на пробу. К этому его надо готовить заранее.

        1. Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, если Вы не хотите, чтобы за Вас это сделали другие. Эксперты считают беседы родителей о наркотиках первой ступенью помощи детям, тем более, что ребёнок любого возраста нуждается в объективной информации об этом зле и его последствиях. Такие беседы, продуманные и учитывающие особенности характера и уровень развития ребёнка, помогут в установлении отношений доверия в вопросах о наркотиках.

        2. Учитесь слушать. Ребёнок должен знать о Вашем неподдельном интересе к его внутреннему миру, переживаниям и тревогам. Попытайтесь вместе с ним искать решение возникающих проблем. Информацию, полученную от ребёнка, никогда не используйте во вред ему. Заранее оговаривайте с ребёнком ситуации (например, очевидный вред здоровью, готовящаяся преступление), дающие Вам право в определённой мере раскрыть полученную от него информацию даже вопреки его желанию.

        3. Давайте советы, но не давите советами. Подросток стремится вырваться из-под диктата взрослых. Беседы о сокровенном требуют такта. Совет будет эффективен только тогда, когда в нём есть необходимость. Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации. Наркотик чаще всего находит свои жертвы среди тех, кто не приобрёл уважения и самоуважения, в чьей жизни возник вакуум – дел, любви, интересов, доверия, заботы, ответственности. Обладая самоуважением, ребёнок с большей вероятностью сможет сказать твёрдое «нет!» предлагающим с помощью наркотика «испытать новые ощущения, стать взрослее или быть таким, как все».

Не ожидая прихода в дом наркотической беды, чаще общайтесь с ребёнком. Пусть он знает, что Вы готовы поделиться с ним, а не уходите в себя. При этом оберегайте психику ребёнка, не перегружайте его эмоциями, приобретёнными Вами вне дома или в семье.

1. Здоровье детей №13, 2003г.



Не погибай по неведению.

Все пороки от безделья


(народная поговорка).
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство учёных и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растёт, так как пока ещё значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьёз.

Никотин – один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от ¼ капли никотина, собака – от ½ капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 дол 100 мг, или 2-3 капли.

Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20 –25 сигарет ( в одной сигарете содержится примерно 6-8 никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).

Курильщик не погибает по тому, что вводится постепенно, не в один приём. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид – другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению.

Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым.

Однако, если некурящий человек в один приём получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным учёным – фармакологом Н.П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару.

Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса «Кто больше выкурит» двое победителей, выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу.

В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40-летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер.

В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла.

Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьёзных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребёнка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин «С» необходимый ребёнку в период роста. В 5-9 лет к ребёнка нарушается функция лёгких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения. Обследовав свыше 2 тысяч детей, проживающих в 1820 семьях, профессор С.М. Гавалов выявил, что в семьях, где курят, у детей, особенно в раннем возрасте, наблюдаются частые острые пневмонии и острые респираторные заболевания. В семьях, где не было курящих, дети были практически здоровы.

У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам. Они значительно чаще заболевают эпилепсией. Дети, родившиеся от курящих матерей отстают от своих сверстников в умственно развитии. Так, учёные ГДР В. Гибал и Х.Блюмберг при обследовании 17 тысяч таких детей выявили отставание в чтении, письме, а также в росте.

Заметно возросло количество аллергических заболеваний. Советскими и зарубежными учёными установлено, что аллергизиркющим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма. Они способствуют развитию многих аллергических заболеваний у детей, и чем меньше ребёнок, тем больший вред причиняет его организму табачный дым.

Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно – сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне ещё 100 лет назад пришёл к убежедению, что даженезначительное курение вызывает у детей малокровие, растройство пищеварения.



Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Чтсло неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Сосотояние здоровья, подорванное курением не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например,юношам стать лётчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам – балеринами, певицами и др.)



Курение и школьник несовместимы. Школьные годы – это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относится не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал