Методические рекомендации по теме: «Формирование здорового образа жизни обучающегося через физическую культуру и спорт»



Дата27.04.2016
Размер97.5 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МОУ ДОД Некрасовская ДЮСШ

Методические рекомендации по теме:

«Формирование здорового образа жизни обучающегося через физическую культуру и спорт»
Целью данной работы является задача рассмотреть физическую культуру и спорт как компонент здорового образа жизни.

В рамках этой поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:

1. Рассмотреть вопросы здорового образа жизни, дать определение феномену.

2. Проследить связь здорового образа жизни и физической культуры.

3. Показать социологические аспекты взаимосвязи "физическая культура - здоровый образ жизни"

4. Определить важность занятий спортом.

Данные рекомендации содержат полезную информацию для школьников, родителей, педагогов по формированию навыков здорового образа жизни через физическую культуру и спорт. А так же предлагаются для использования комплексы физических упражнений и список рекомендуемой литературы.
Введение

Дети – наше будущее. Звучит банально, НО: дети – это то, ради чего мы живем. Дети — наши самые любимые, самые замечательные. И у них жизнь всегда идёт «полным ходом». Нам, взрослым, к сожалению, не всегда хватает времени для того, чтобы вникнуть в их проблемы. Мы всегда куда-то бежим, торопимся, решаем рабочие вопросы и начинаем реагировать, когда происходят какие-то критические ситуации: двойки в дневнике, замечания учителей, или, не дай бог, наше чадо вдруг заболеет. Таковы реалии. Но мы должны помнить: что посеешь, то и пожнешь.

Что же должны сделать родители для своих детей, помимо воспитания? Прежде всего – сохранить здоровье! Не секрет, что 80% детей к окончанию школы уже имеют хронические заболевания. Увы. А это, как раз, результат нашего родительского недосмотра: не закаляли ребенка, не укрепляли иммунитет, вовремя не придали значения каким-либо симптомам, пустили все на самотек. Результат – «путевка в жизнь» в виде толстой амбулаторной карты в поликлинике.

Вторая главная задача: дать своему чаду достойное образование. Суета начинается уже с выбора школы, престижного ВУЗа. Хотя, некоторые родители, наоборот, стараются поменьше «грузить» своих детей лишней информацией и не стремятся «лишать» их детства, гоняя детей по всевозможным дополнительным занятиям. С твердой уверенностью можно сказать лишь одно – нагрузки везде очень большие.

Часто видишь просто «загнанного» ребенка с темными кругами под глазами, нервно-истеричного, бледного, в лучшем случае с бутербродами на ходу, в худшем случае – завсегдатая фастфуда со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот и выбирайте, что лучше: прогулки после школы и розовые щеки, или масса дополнительных занятий и бледный вид?

Каков же выход? А все просто. Если заинтересовано посмотреть, как ведут себя родители в других европейских странах, то можно проследить четкую закономерность. У «них», в Европе, очень сильно развито профилактическое направление. У европейцев существует целая культура здорового образа жизни, которая помимо правильного питания, поддержания своего тела в отличной форме, предполагает прием витаминно-минеральных комплексов для поддержания своего здоровья и иммунитета. Это относится и к взрослым, и к детям. Что же касается России, как Вы думаете, сколько еще поколений «хроников» мы вырастим, прежде чем до нас дойдет, что нужно заботиться о здоровье детей? Экология не улучшится, фастфуд никуда не денется, дети будут болеть, потому что они — дети. И это – жизнь.

Переняв опыт «продвинутых» родителей, нужно внимательно относиться к своим детям и максимально их поддерживать во всем, заботиться об их здоровье, укреплять иммунитет, контролировать их «загруженность». Если мы не поможем своим детям сейчас, то к окончанию школы может быть уже поздно.
Так давайте позаботимся о наших детях!

О здоровье и здоровом образе жизни школьника


"Sit mens sana in corpore sano"

"Да будет в здоровом теле здоровый дух"

(лат. выражение)
Здоровье человека зависит от многих факторов - внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п. Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

Наследственность (биологические факторы) - определяет здоровье на 20%

Условия внешней среды (природные и социальные) - на 20%

Деятельность системы здравоохранения - на 10%

Образ жизни человека - на 50%

Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п. Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗА ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Это деятельность, активность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития других сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Как говорится: «Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья — это ничто».

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Основные аспекты ЗОЖ

Элементы ЗОЖ


Здоровый образ жизни — это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в ЗОЖ разные составляющие, но большинство из них считают базовыми :



  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;

  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

  • движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (см., например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;

  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;

  • закаливание;

  • отказ от вредных привычек: курения, употребления психоактивных веществ, употребления алкоголя.

Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:

- социальном: пропаганда через СМИ, информационно-просветительская работа;

- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности (наличие свободного времени, материальных средств), профилактические учреждения, экологический контроль;

- личностном: система ценностных ориентаций человека, стандартизация бытового уклада.

Двигательная активность, как важнейший фактор взаимосвязи:

"Физическая культура и спорт - здоровый образ жизни"
Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей школьников, сохранения здоровья и двигательных навыков. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Общая двигательная активность включает утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, работы по самообслуживанию, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Нормы общей двигательной активности точно не определены. Некоторые отечественные и японские ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов. Научно-исследовательский институт физической культуры предлагает следующие нормы недельного объема двигательной активности:

- обучающихся средних учебных заведений - 10 - 14 часов;

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере. Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.




Физическое самовоспитание
Для детей школьного возраста систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового человека, если он не тренирован, ведет "сидячий" образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками.

Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Ежедневная утренняя гимнастика - обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.

Для людей, ведущих "сидячий" образ жизни, особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Систематическая ходьба благотворно влияет на человека, улучшает самочувствие, повышает работоспособность.

Таким образом, ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При нахождении в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение учебного дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание. Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5 -1 км прогулочным медленным шагом, затем столько же - быстрым спортивным шагом и т.д.

Известные теоретики и пропагандисты здорового образа жизни
Амосов, Николай Михайлович (1913—2002) — советский хирург-кардиолог, русский писатель, автор новаторских методик в кардиологии, работ по геронтологии и рационального планирования общественной жизни («социальной инженерии»).

Семёнов, Сергей Петрович (род. 1952) — русский врач, учёный, поэт, философ, изобретатель, основатель оригинального психотерапевтического направления, духовный и общественный деятель. Лидер сообщества, участники которого заинтересованы мировоззренческими вопросами, природой человека, его духовными возможностями.

Жданов, Владимир Георгиевич (род. 1949) — российский лектор и пропагандист, известен своими лекциями о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя.

Шаталова, Галина Сергеевна (род. 1916) — нейрохирург, создатель системы естественного оздоровления (СЕО).

Углов, Фёдор Григорьевич (1904—2008) — хирург-кардиолог, автор многочисленных книг и статей.

Уотсон, Дональд (1910—2005) — британский общественный деятель, основатель «Веганского общества» и автор термина веган.

Порфирий Иванов (1898—1983) — создатель системы «Детка». Его система включает в себя также идеи оккультного содержания.

На заметку родителям:
образ жизни должен соответствовать возрасту человека;

образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

образ жизни должен быть укрепляющим;

образ жизни должен быть ритмичным;

образ жизни должен быть эстетичным;

образ жизни должен быть нравственным;

образ жизни должен быть волевым;

образ жизни должен быть самоограничительным (аскетичным).



Основные направления деятельности педагогов и родителей

по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:


  • создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;

  • рациональная организация труда и отдыха школьников;

  • воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).



«Если заниматься физическими упражнениями,

нет никакой нужды в употреблении лекарств»»

Авиценна

Комплекс упражнений для утренней зарядки (корригирующая гимнастика)


  1. И.п. – стоя, руки сцеплены в кистях за головой, лопатки соединены. Растягивая руки в стороны, медленно давить головой на руки в течение 5-7 сек.

  2. И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, кисти соединены, голова наклонена вперёд. Тянуться руками вверх до ощущения растягивания позвоночника. На носки не подниматься. Выполнять 5-7 сек.

  3. И.п. – то же. Тянуться руками вверх, но в верхней точке руки отвести назад, а голову опустить вниз. Выполнять 5-6 сек.

  4. И.п. – стоя, ноги врозь, локти на уровне лица, ладони соединить.

Сильно прижимая ладони, медленно поднимать их вверх до

выпрямления рук в локтях, тянуться вверх всем телом.

Выполнять 5-7 сек.


  1. И.п. – стоя, ноги врозь, руки в стороны, лопатки соединены. Сжимая руки в кулаки, напрягая мышцы рук и плечевого пояса, отводить руки предельно назад. Выполнять 5-7 сек.

  2. И.п. – стоя, ноги врозь, руки за головой, сцеплены в кистях,

локти отведены в стороны. Растягивая руки в стороны,

медленно опускать их за голову и сводить лопатки.



  1. И.п. – то же. Растягивая руки в стороны, поднимать вверх

Плечи, движения строго вертикальны.

  1. И.п. – стоя спиной к стене, руки в стороны, упираются в

стену. Прижимая кисти рук к стене, с усилием сводить

лопатки.


Комплекс упражнений проведения физкультминутки на уроках с элементами письма
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

1. и.п. – сидя, руки на пояс. Поворот головы направо, и.п., поворот головы налево, и.п.

2. и.п. плавно наклонить голову назад, и.п., наклонить голову вперёд, и.п.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти:

1. и.п. – сидя, руки подняты вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. 6-8 раз.

2. Руки расслаблено опустить вниз и потрясти кистями.
3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища:

1. и.п. – стоя ноги врозь, руки за голову. Повернуть таз вправо, затем влево, плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз.


4. Упражнения для мобилизации внимания:

1. и.п. – стоя, руки вдоль туловища,

1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7- правую руку на плечо, 8 – левую руку на плечо, 9 – правую руку на пояс, 10 – левую руку на пояс, 11- правую руку вниз, 12 – левую руку вниз. Повторить 4-6 раз.
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3-х), открыть их, посмотреть вдаль (считать до 5) Повторить 4-5 раз.

3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, затем в левую. Посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 2-3 раза.


Советы по питанию

«Ведь если б еда прибавляла года,

Всех дольше бы жили обжоры тогда.

Съел мало – и много покоя взамен,

Съел много – к болезням отправился в плен».

Низами

1. Оптимальным является 4-х разовое питание.

2. Интервал между приёмами пищи 3-4 часа.

3. В пище должны преобладать продукты. Обеспечивающие рост, содержащие белок, а так же овощи и фрукты.

4. Питание должно быть сбалансированным по составу белков, жиров и углеводов.


  • Не переедайте

  • Не ешьте слишком жирную пищу

  • Лучше есть пищу в отварном, а не в жареном виде

  • Пища должна быть преимущественно натуральной.

Заключение


Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

Список рекомендуемой литературы


  1. Тихомирова Л.Ф., Школьникам о здоровом образе жизни. – Ярославль, 2003.

  2. Васильева В.Е. О физическом развитии детей и подростков. – М., 1969.

  3. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Здоровье и здоровый образ жизни. – Ярославль,1997.

  4. Тихомирова Л.Ф., формируем у детей правильное отношение к своему здоровью. – Ярославль, 1997.

  5. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. – М., 1987.

  6. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений/Санитарные правила и нормы.

7. Агаджянн Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.- М.: Физкультура и спорт, 1989.-208с., ил

8. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий; Челябинск-1999 г., (стр. 10-15, 17-23, 26-30, 32-33, 41-46, 116-129).

9. Визитей Н.Н., Образ жизни. Спорт. Личность. Кишинев.,1980.

10. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.

11. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.

12 Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва.,1987.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница