Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия



страница1/6
Дата13.09.2017
Размер1.12 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра поликлинической педиатрии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

поликлинической педиатрии

д.м.н., профессор Н.А. Федько

«___»_________________20__ г.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

студентам

по проведению практического занятия

V курса специальности «Педиатрия»

по учебной дисциплине «Поликлиническая и неотложная педиатрия»
Раздел III. ЛЕЧЕБНАЯ РАБОТА УЧАСТКОВОГО ПЕДИАТРА

Занятие № 20 Заболевания крови и эндокринной системы у детей в условиях поликлиники.

Обсуждена на заседании кафедры

«30» августа 2016 г.

Протокол №1


Методическая разработка составлена

ассистентом, к.м.н. Зурначевой Э.Г.
Ставрополь, 2016 г.
Занятие № 20 Заболевания крови и эндокринной системы у детей в условиях поликлиники.
Учебные вопросы занятия:
1. Структура заболеваний системы кроветворения.

2. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика и диспансерное наблюдение и реабилитация детей с анемиями.

3. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика и диспансерное наблюдение и реабилитация детей с геморрагическими диатезами.

4. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика и диспансерное наблюдение и реабилитация детей с лейкозами.

5. Проф. ориентация детей с заболеваниями органов кроветворения.
6. Структура заболеваний эндокринной системы у детей и подростков.
7. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации детей и подростков с синдромом гипергликемии.
8. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с гипотиреозом.
9. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с ожирением.
10. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с гипофизарной карликовостью.
11. Профориентация детей с заболеваниями эндокринной системы.
Место проведения занятия – Клинические базы кафедры: ДККБ, ул. Семашко, 3; ГК БУЗ СК «ГДП№3», ул. Тухачевского,17Б; ГДП №2, ул. М. Жукова, 50, ГДП №1, ул. Ленина, 470.
Материально-лабораторное обеспечение: клиническая и лабораторная база ГДП №1, №2, №3, ДККБ, центра практических навыков СтГМУ:


  • Лечебно-диагностическая аппаратура, муляжи, фантомы и др.

  • Лабораторно-диагностические отделения.

  • Отделение функциональной и лучевой диагностики.

  • Медицинская документация – формы 112/у, 26/у, 30/у и др.

  • Тематические учебные комнаты.

  • Методические рекомендации для студентов по теме.

  • Сборник интерактивных ситуационных задач.

  • Тестовый контроль по теме.

  • Результаты лабораторных и инструментальных методов исследования (клинические и биохимические анализы крови мочи, рентгенограммы, описание ультразвукового, электрического обследования больных и здоровых детей).

  • Персональный компьютер (с мультимедийной системой).

  • Видеолекции.

  • Мультимедийные презентации по теме.


Учебные и воспитательные цели:

а) общая цель – овладеть учебной программой данного занятия и научиться применять учебный материал в своей будущей профессии врача, изучить особенности работы врача-педиатра с детьми с заболеваниями системы кроветворения и эндокринной системы в амбулаторно-поликлинической практике.

б) частные цели

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны:


ЗНАТЬ:

1. Особенности анализа крови в различные возрастные периоды.

2. Основные принципы диспансерного наблюдения за больными с заболеваниями

Крови.


3. Показания к госпитализации детей с заболеваниями крови.

4. Принципы реабилитации детей с заболеваниями крови.

5. Принципы питания детей с заболеваниями крови.

6. Структуру и эпидемиологию наиболее часто встречающихся заболеваний эндокринной системы среди детского населения.

7. Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения синдрома гипергликемии у детей, протекающих в типичной форме у детей и подростков.

8. Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения гипотиреоза у детей, протекающих в типичной форме у детей и подростков.

9. Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения ожирения у детей и подростков.

10. Клиническую картину, особенности течения и возможные осложнения детей с гипофизарной карликовостью.

11. Современные методы клинической, лабораторной инструментальной диагностики эндокринной патологии у х детей и подростков.

12. Особенности работы врача по организации наблюдения за детьми с эндокринной патологией в поликлинике.

13. Показания и порядок проведения плановой и экстренной госпитализации.

14. Особенности организации и проведения диспансеризации детей с эндокринной патологией.

15. Сроки осмотров и лабораторный контроль детей, находящихся под диспансерным наблюдением.

16. Длительность диспансерного наблюдения детей с эндокринными заболеваниями.


УМЕТЬ:

1. Собрать и оценить социальный, биологический и генеалогический анамнез.

2. Провести клиническое обследование больного ребенка: осмотр, аускультация, перкуссия, пальпация.

3. Оценить результаты анализов: показателями гемограммы и миелограммы, биохимического анализа (определение уровня сывороточного железа сывороточного железа, ОЖС, общий анализ крови, мочи, биохимическое исследование крови, иммунологическое и генетическое исследование и др.).

4. Ввести лекарственные средства (внутримышечно, подкожно, внутривенно), рассчитать дозы и разведение лекарственных средств.

5. Правильно собирать экспертный анамнез для оформления листка нетрудоспособности.

6. Вести медицинскую документацию в детской поликлинике.

7. Интерпретировать результаты физикального обследования у эндокринологических больных.

8. Поставить ребенку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза, сформулировать клинический диагноз.

9. Направить ребенка на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам.

10. Разработать больному ребенку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, провести реабилитационные мероприятия.

11. Организовать госпитализацию по экстренным показаниям и оформить направление на госпитализацию.

12. Оказать ребенку неотложную помощь на догоспитальном этапе.

13. Направить ребенка-инвалида для проведения медико-социальной экспертизы.


ВЛАДЕТЬ:

1. Правильным ведением медицинской документации.

2. Методами общеклинического обследования детей, интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики, в т.ч. показателями гемограммы и миелограммы, MCV, MCH, MCHC, RDW, сывороточного железа, ОЖСС, ферритина, трансферрина и т.д..

3. Алгоритмом развернутого клинического диагноза с патологией кроветворной системы.

4. Алгоритмом постановки предварительного диагноза детям с последующим направлением их на дополнительное обследование к врачу-эндокринологу;

5. Алгоритмом проведения госпитализации по экстренным показаниям.

6. Алгоритмом оказания ребенку неотложной помощи на догоспитальном этапе.

7. Алгоритмом диспансерного наблюдения детей с эндокринной патологией (ф.30/у).

8. Алгоритмом выдачи больничного листа по уходу за больным ребенком.

9. Алгоритмом направления ребенка-инвалида на медико-социальную экспертизу.


ОБЛАДАТЬ НАБОРОМ КОМПЕТЕНЦИЙ:

1 .Способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1).

2. Готовностью к работе в коллективе, толерантному восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий (ОК-8).

3. Готовностью к ведению медицинской документации (ОПК-6).

4. Способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми детьми и детьми с хроническими заболеваниями (ПК-2).

5. Готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта отсутствия или наличия заболевания (ПК-5).

6. Способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем – X пересмотр (ПК-6).

7. Готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы (ПК-7).

8. Готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9).

9. Готовностью к оказанию первичной медико-санитарной помощи детям при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10).

10. Готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16), к участию в проведении научных исследований (ПК-21).
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

1. Об особенностях течения заболеваний крови у детей.

2. О заболеваниях кроветворной системы, подлежащих диспансерному наблюдению.

3. О показаниях для госпитализации заболеваниях кроветворной системы.

4. О профориентации детей с заболеваниями крови.

5. О правильном ведении медицинской документации.

6. О дифференциальной диагностике острых эндокринных заболеваний у детей различного возраста.

7. О тактике участкового педиатра при наблюдении детей с эндокринными заболеваниями.

8. О порядке проведения госпитализации по экстренным показаниям.

9. О стандартах оказания ребенку неотложной помощи на догоспитальном этапе.



10. О принципах диспансерного наблюдения детей с эндокринной патологией заболевания (ф.30/у).

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Пропедевтика детских болезней [Текст] : учеб. / под ред. Н. А. Геппе, Н. С. Подчерняевой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 462 с.

  2. Пропедевтика детских болезней + СD [Электронный ресурс]: учеб. / под ред. Н.А. Геппе, Н.С. Подчерняевой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970423936.html?SSr=25013379af16660b2dd357828011959

  3. Поликлиническая и неотложная педиатрия [Текст]: учеб. для студ. мед. вузов / А. С. Калмыкова, Н. В. Зарытовская, Л. Я. Климов [и др.] ; под ред. А. С. Калмыковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 896 с.

  4. Поликлиническая и неотложная педиатрия: учеб. для студ. мед. вузов [Электронный ресурс] / А. С. Калмыкова, Н. В. Зарытовская, Л. Я. Климов [и др.]; под ред. А. С. Калмыковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 896 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970426487.html?SSr=25013379af16660b2dd35782801195

  5. 5. Шабалов, Н.П. Детские болезни [Текст]: учеб. Для вузов: в 2-х т. Т. 1 / Н.П. Шабалов. – 7-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2012. – 928 с.


Дополнительная:

  1. Дедов, И. И. Эндокринология: учеб. / И. И. Дедов, Г. А. Мельниченко, В. В. Фадеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 432с.

  2. Эндокринология: национальное руководство/ под ред. И.И. Дедова, Г.А. Мельниченко. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012. – 1072 с.

  3. Эндокринология детского возраста: учеб. – метод. пособие / Г. А. Александрович, Ю. Х. Аванесьянц, Э. Х. Аванесьянц и др. – Ставрополь: СтГМА, 2006. – 188с.

  4. Эндокринология: клин. рекомендации / под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 304с.

  5. 1. Запруднов А.М. Детские болезни [Электронный ре сурс]: учеб.: в 2 т. Т.1 / А.М. 2. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 768 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424216.html?SSr=040133789b0857708e7657828011959

  6. 4. Запруднов А.М. Детские болезни [Электронный ресурс] : учеб.: в 2 т. Т.2 / А.М.

  7. 5. Запруднов, К.И. Григорьев, Л.А. Харитонова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 752 с. – Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970424223.html?SSr=040133789b0857708e7657828011959

  8. 6. Детские болезни [Электронный ресурс] : учеб. : в 2-х т. Т. 1. / под ред. И.Ю. Мельниковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 672 с. - Режим доступа : http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859704122061.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959

  9. 7. Детские болезни [Электронный ресурс] : учеб. : в 2-х т. Т. 2. / под ред. И.Ю. Мельниковой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 608 с. - Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859704122062.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959

  10. 8. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению железодефицитой анемии у детей .// Чернов В.М., Тарасова И.С.,2013 г.

  11. Пропедевтика детских болезней [Электронный ресурс] : учеб. / под ред. Р. Р. Кильдияровой, В. И. Макаровой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 680 с.- Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970421642.html?SSr=44013379b2095109989d57828011959


ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЮ И ОТРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЯ:

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных (базовых) дисциплин. Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на приобретенные на предыдущих курсах знания из разделов нормальной физиологии и анатомии, патологической физиологии и анатомии, пропедевтики детских болезней, инфекционных болезней, клинической фармакологии.
Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
Ответьте на следующие вопросы. Решите тесты тест-контроля.

При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с аппаратурой и препаратами. Заблаговременно приготовьте униформу.




  1. По выполнению программы учебного занятия:

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.


3. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания выходного тест-контроля и ситуационные задачи.

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.


Вопросы для самостоятельной работы студентов во внеучебное время:

1. Структура заболеваний системы кроветворения.

2. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика и диспансерное наблюдение и реабилитация детей с анемиями.

3. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика и диспансерное наблюдение и реабилитация детей с геморрагическими диатезами.

4. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика и диспансерное наблюдение и реабилитация детей с лейкозами.

5. Проф ориентация детей с заболеваниями органов кроветворения.

6. Структура заболеваний эндокринной системы у детей и подростков.

7. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации детей и подростков с синдромом гипергликемии.

8. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с гипотиреозом.

9. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с ожирением.

10. Ранняя диагностика, лечение, показания к госпитализации, профилактика, диспансерное наблюдение и реабилитация детей с гипофизарной карликовостью.

11. Профориентация детей с заболеваниями эндокринной системы.




АННОТАЦИЯ к занятию 20: Заболевания крови и эндокринной системы у детей в условиях поликлиники.

Заболевания крови.

Кроветворение у эмбриона начинается с 19 дня в желточном мешке, к 10-12 неделям «территорией кроветворения является печень и селезенка. Начало костномозгового кроветворения относится к 4 – 5 месяцам и становится значимым к 6 месяцу беременности. В дальнейшем костный мозг – основное место кроветворения у человека. Окончательное развитие он получает после рождения



Интерпретация показателей миелограммы. Особенности анализа крови в различные возрастные периоды» Интерпретация показателей миелограммы. Для оценки состояния кроветворной ткани существуют определенные методы: пункция плоских костей (грудины, подвздошных, задней поверхности тазовых костей, у новорожденных пяточной кости), но чаще всего стернальная пункция с последующим исследованием костного мозга – миеграммой. В пунктате костного мозга определяется: общее содержание всех клеток – клеточность (ядерность или целлюлярность костного мозга) и затем – содержание клеток в каждом ростке кроветворения. Необходимо отметить, что показатели миелограммы здоровых детей, начиная с первых месяцев жизни, не имеет существенных возрастных отличий (в возрасте 3-6 и 7-14 лет показатели миелограммы отличаются только по содержанию лимфоцитов – второй перекрест).

Одной из главных возрастных особенностей миелограммы ребенка является более высокое, по сравнению со взрослыми, содержание лимфоцитов, что объясняется повышенным их количеством в крови детей до 5-6 летнего возраста (до второго перекреста). Некоторые нормальные показатели миелограммы детей: - бласты – 0-5%; - всего клеток нейтрофильного ряда (промиелоциты, миелоциты, метамиелоциты, палочкоядерные и сегментоядерные) – 36-66%; - всего клеток эозинофильного ряда (миелоциты эозинофильные, метамиелоциты эозинофильные, эозинофилы палочкоядерные и эозинофилы) – 0,5-12,6%; - всего клеток базофильного ряда (миелоциты базофильные и базофилы) – 0-1,8%; - лимфоциты – 11,8-33,4%; - моноциты – 0-7,8%; - плазматические клетки – 0-2,4%; - всего клеток эритроидного ряда (эритробласты, нормоциты базофильные, нормоциты полихроматофильные, нормоциты оксифильные) – 10-26%; - всего ядерных миелокариоцитов – 60-400х109 ; - мегакариоциты – 40-200х109 ; - лейко-эритробластическое соотношение – 3-4/1; - костномозговой индекс созревания нейтрофилов: отношение молодых гранулоцитарных элементов к зрелым нейтрофилам – 0,6-0,8; - индекс созревания эритробластов: отношение числа гемоглобинезированных форм эритрокариоцитов (полихроматофильные + оксифильные нормоциты) к общему числу клеток эритроидного ряда – 0,8-0,9.



Особенности анализа крови в различные возрастные периоды. Созрев в костном мозге, клетки крови проникают в кровоток через стенки ретикулоэндотелиального синуса – миграционные поры, обладающие эластичной мембраной.

Гемограмма доношенных детей.

Красная кровь:

 сразу после рождения у ребенка отмечается повышенное содержание гемоглобина (180-240 г/л) и эритроцитов (5-7х1012/л);

 через несколько часов после рождения гемоглобин увеличивается за счет гемоконцентрации и плацентарной гемотрансфузии;

 со второго дня жизни уровень гемоглобина и эритроцитов постепенно снижается и к 9-15 дню в среднем составляет 188 г/л (гемоглобина) и 5,4х1012 (эритроцитов);

 затем в течение всего периода новорожденности уровень гемоглобина и число эритроцитов постепенно снижается. К концу первого месяца жизни количество 6 эритроцитов становится равным в среднем 4,7х1012/л, а уровень гемоглобина 150 г/л, основную фракцию гемоглобина представляет Hb F – 70-80%;

 в периоде новорожденности отмечается выраженный анизоцитоз эритроцитов – макроцитоз – диаметр эритроцитов варьирует от 3,25 до 10,25 мкм, полихромазия. Средние показатели составляют 8-8,2 мкм. Средний объем и толщина эритроцитов больше, чем у взрослых – 100-106 мкм3 и 2,2-2,3 мкм соответственно;

 кровь новорожденных детей характеризуется высоким содержанием ретикулоцитов – от 10 до 50%0, могут встречаться молодые формы – Нормоциты. К концу первой недели количество ретикулоцитов уменьшается до 7-10%0. цветовой показатель в периоде новорожденности составляет 1-1,1;

 гематокрит 64-59.



Белая кровь:

 число лейкоцитов в первые часы после рождения колеблется от 10 до 20х109 /л

 в течение 1-2 дня число лейкоцитов несколько увеличивается и достигает уровня 30х109 /л

 к концу первой недели лейкоциты составляют 10-11х109 /л  к концу периода новорожденности лейкоциты составляют в среднем 12х109 /л. Лейкоцитарная формула:

 При рождении преобладают нейтрофилы 60-70% (ребенок «повторяет» кровь матери), наблюдается сдвиг влево до миелоцитов, иногда промиелоцитов.

 К 5-7 дню происходит первый перекрест кривой нейтрофильных гранулоцитов и лимфоцитов, и количество их становится равным и составляет 43-45%. Агранулоциты – не ядросодержащие клетки к ним относятся моноциты и лимфоциты, все остальные клетки нейтрофильного ряда – гранулоциты (ядросодержащие).

 В дальнейшем на протяжении периода новорожденности количество лимфоцитов 60- + 10%, нейтрофильных гранулоцитов 30- + 10%.

 После рождения количество моноцитов колеблется до 10%.

 К концу периода новорожденности сдвиг формулы влево купируется, в гемограмме остаются в основном сегментоядерные нейтрофилы и небольшой процент палочкоядерных.

 У новорожденных в периферической крови нередко обнаруживаются плазматические клетки являющиеся производными В-лимфоцитов.

 У новорожденных СОЭ составляет 2-3 мм/ч.

Тромбоциты: Значительно колеблется число тромбоцитов в первые часы жизни ребенка – от 140х109 /л до 450х109 /л, отмечается выраженный анизоцитоз тромбоцитов с наличием гигантских форм. К концу периода новорожденности эти явления исчезают.

Гемограмма недоношенных детей

У недоношенных детей показатели красной крови существенно не отличаются от таковой у доношенных, хотя может отмечаться некоторое снижение параметров гемоглобина и эритроцитов. Среди фракций гемоглобина регистрируется увеличение мет- гемоглобина. Характерный признак красной крови у недоношенных детей – увеличение молодых эритроидных элементов: ретикулоцитов, нормоцитов и даже появление эритробластов. Наблюдается более выраженный, чем у доношенных, анизоцитоз, полихромазия. Количество лейкоцитов находится в широких пределах однако лейкоцитоз, нейтрофилез менее выраженный чем у доношенных. В лейкоцитарной формуле характерен выраженный сдвиг влево до промиелоцитов, а иногда до миелобластов (исчезают на второй неделе жизни), а так же относительно большое количество лимфоцитов, причем этот признак тем более выражен, чем больше степень недоношенности. 7

Первый перекрест в лейкоцитарной формуле возникает на 3-4 сутки и число тромбоцитов не отличается от доношенных детей, или несколько ниже. Показатели крови детей первого года жизни Красная кровь:

 Снижение количества гемоглобина и эритроцитов, начавшееся в периоде новорожденности, продолжается у детей первых трех месяцев жизни, достигая в возрасте 3 месяцев физиологического минимума, - «физиологическая анемия». Эритроциты при этом могут снижаться до 3,0х1012/л, гемоглобин до 90 г/л, ретикулоциты – до 1 -2‰.  К 5-6 месяцам жизни и далее во втором полугодии количество эритроцитов повышается до 4,0-4,5х10 12/л, содержание гемоглобина до 110-120-140г/л, ретикулоцитов – до 5-10 ‰. Однако у части детей в связи с интенсивным ростом ребенка и недостаточным экзогенным обеспечением его железом, обусловленным особенностями вскармливания, может развиться железодефицитная анемия.

У детей первого года жизни уже нет выраженного анизоцитоза эритроцитов, преобладают макроциты.


Каталог: userfiles -> depts -> childhood diseases tf df -> 6 kurs
6 kurs -> Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия
6 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов по учебной дисциплине «Педиатрия» со студентами VI курса
6 kurs -> Учебное пособие для студентов стоматологического факультета Под редакцией Н. А. Федько
6 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело»
6 kurs -> Методические рекомендации к практическому занятию для студентов VI курса специальности «Лечебное дело»
6 kurs -> Методическое пособие для студентов лечебного и стоматологического факультетов, врачей интернов и врачей общей практики Ставрополь, 2005
6 kurs -> Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия
6 kurs -> Методические рекомендации студентам по проведению практического занятия
6 kurs -> Методические рекомендации преподавателю по проведению практического занятия V курса специальности «Педиатрия»
6 kurs -> Методические рекомендации студентам к практическому занятию VI курса специальности «Педиатрия»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница