Методические указания Челябинск Издательство юургу 2002



Скачать 416.9 Kb.
Дата06.10.2017
Размер416.9 Kb.
ТипМетодические указания

Министерство образования Российской Федерации

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра общей психологии

Ю9.я7


М333
Методы

немедицинской психотерапии
Методические указания

Челябинск

Издательство ЮУрГУ

2002


ББК Ю93.я7
Методы немедицинской психотерапии: Методические указания/ Составитель Л.Г.Матвеева. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.–22 с.
Методические указания составлены в соответствии с программой курса “Методы немедицинской психотерапии” с целью оказания помощи студентам специальности 020400 – “Психология” и направления 521000 – “Психология” в подготовке к семинарским занятиям по курсу.

В методических указаниях отражены общее содержание дисциплины (наименование разделов и тем), а также содержание семинарских занятий по основным темам курса. Приведены списки учебной литературы, перечень вопросов, выносимых на обсуждение на семинарские занятия, а также вопросы для зачёта и краткое содержание курса.

Методические указания предназначены студентам 4 курса факультета психологии.
Табл. 2, список лит. – 28 назв.

Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии.


Рецензент Шакурова З.А., канд. психол. наук.



Введение
Курс состоит из двух частей: “Основы немедицинской психотерапии” и “Методы немедицинской психотерапии”.

Согласно Государственному образовательному стандарту “Требования к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 020400 – психология” дипломированный специалист должен в результате усвоения дисциплины должен знать:



  • содержание основных подходов к консультированию;

  • основные условия формирования и развития личности, ее свободы и ответственности;

  • понимать роль нравственных обязанностей человека по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе;

  • обнаружить знание основных этических категорий;

  • владеть навыками практической деятельности.

Курс опирается на знания психологии личности, дифференциальной психологии, психодиагностики, основ консультирования.

Цели изучения дисциплин:



  • знакомство с основными принципами, направлениями и методами немедицинской психотерапии, их теоретическим обоснованием, особенностями применения;

  • знакомство с основными методами немедицинской психотерапии, их теоретическим обоснованием и особенностями применения.

Задачи изучения дисциплин:

    1. изучение особенностей и ограничений методов;

    2. анализ возможностей использования того или иного метода в применении к конкретным ситуациям;

    3. тренинг элементарных практических навыков.


1. Тематика занятий, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям по курсу “Основы немедицинской психотерапии”
Тема 1. Терапия и консультирование

Терапия и консультирование – сходство и отличие. Немедицинская психотерапия. Понятие “групповая психотерапия”. Преимущества и ограничения групповой психотерапии.

Классификации психотерапевтических групп с точки зрения целей, с точки зрения способов реализации целей, с точки зрения теоретического основания [3, 11, 12, 19, 29].


Тема 2. Психотерапевтические факторы группы

Психотерапевтические факторы группы: поощрение надежды, универсальность проблем, информирование участников группы, альтруизм, коррекция опыта первичной семьи, совершенствование социальных навыков, имитационное поведение, катарсис, социальное научение, сплоченность группы, экзистенциальные факторы, инсайт [19, 25, 29].


Тема 3. Групповой психотерапевт

Групповой терапевт. Требования к личности. Подготовка и квалификация. Профессиональные навыки. Стиль работы. Перенос и контрперенос. Ко-терапия [3, 11, 12, 15, 19, 25, 26, 29].


Тема 4. Создание и организация терапевтической группы

Создание и организация психотерапевтической группы. Подготовка к группе. Отбор участников. Принципы составления. Место и условия работы. Открытые и закрытые группы. Величина группы. Частота и продолжительность встреч. Общая продолжительность работы. Оплата участия. Прелиминарная встреча [18, 19, 25, 29].


Тема 5. Сопротивление работе группы

Сопротивление работе группы и его формы. Проблемное поведение. Молчание, задавание вопросов, интеллектуализация, советы, жалость, поиски “козла отпущения” как способы сопротивления. Основные принципы поведения и борьба с сопротивлением [18, 19, 25, 29].


Тема 6. Навыки эффективного участия в терапевтической группе

Навыки эффективного участия в группе – активное слушание, эмпатия, самовыражение, задавание вопросов, обобщение, отражение чувств, Я-высказывания. Правила и навыки обратной связи [1, 3, 7, 19, 20, 25, 27, 29].


Тема 7. Этапы работы терапевтической группы

Этапы работы психотерапевтической группы. Прелиминарная встреча. Начальная стадия (особенности, содержание, роль терапевта). Первая встреча группы, ее особенности и правила проведения. Переходная стадия (особенности, содержание, роль терапевта). Продуктивная стадия (особенности, содержание, роль терапевта). Завершающая стадия (особенности, содержание, роль терапевта). Контрольная встреча. Оценка эффективности работы терапевтической группы [3, 19, 29].


Тема 8. Неудачи групповой терапии

Неудачи групповой психотерапии – прекращение групповой психотерапии, исключение участника из группы. Основные причины, правила поведения терапевта и участников [3, 19, 29].



2. Тематика занятий, вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по курсу методы немедицинской психотерапии
Тема 1. Понятие методов немедицинской психотерапии

Понятие метода немедицинской психотерапии. Подходы к классификации методов немедицинской психотерапии [3, 13, 19, 25, 29].



Тема 2. Клиентциентрированная терапия как метод немедицинской психотерапии

История возникновения клиентцентрированной психотерапии. Основные понятия. Подходы и техники. Область применения [7, 12, 20, 22, 25].



Тема 3. Провокативная терапия как метод немедицинской психотерапии

История возникновения провокативной психотерапии. Основные понятия. Подходы и техники. Область применения [22].



Тема 4. Психодрама и социодрама

История возникновения психодрамы. Основные понятия. Подходы и техники. Область применения [18, 19, 24, 25].



Тема 5. Экзистенциальная терапия как метод немедицинской психотерапии

История возникновения экзистенциальной психотерапии. Основные понятия. Подходы и техники. Область применения [11, 12, 19, 28, 29].



Тема 6. Игровая терапия как метод немедицинской психотерапии

История возникновения, направления игротерапии. Основные понятия. Подходы и техники. Область применения [8, 9, 13].



Тема 7. Сказкотерапия как метод немедицинской психотерапии

История возникновения, направления сказкотерапии. Основные понятия. Подходы и техники. Область применения [2, 4, 10, 13, 14, 21, 23].



Тема 8. Психотерапия “новой волны”

История возникновения. Основные направления. Принципы, техники, область применения [3, 20, 25].



Тема 9. Позитивная психотерапия Н. и Х. Пезешкяна

История возникновения. Основные понятия. Подходы и техники. Область применения [14, 19, 25].



Тема 10. Краткосрочная позитивная психотерапия

История возникновения. Основные понятия. Техники краткосрочной психотерапии. Область применения [25, 26, 27].



3. Календарный план занятий по курсу Основы немедицинской психотерапии

для студентов заочной формы обучения



Номер

темы


Наименование разделов,

тем дисциплины




Вид занятий (ч)

Формы контроля знаний

Л

СРС





1

Понятие немедицинской психотерапии

2


4

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов

2


Психотерапевтические факторы группы

2

10

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов


3

Групповой терапевт

2

10

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов


4

Создание и организация психотерапевтической группы

2

10

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов

5

Сопротивление работе группы и его формы. Неудачи групповой психотерапии

2

10

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов

6

Навыки эффективного участия в психотерапевтической группе



20

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов, практическая отработка навыков

7

Этапы работы психотерапевтической группы


4

10

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов

Итого

14


74






4. Календарный план занятий по курсу Методы немедицинской психотерапии

для студентов заочной формы обучения


Номер

темы


Наименование разделов,

тем дисциплины



Вид занятий (ч)

Формы контроля знаний

ПЗ

СРС

1

Понятие “методов психотерапии”. Классификации методов немедицинской психотерапии




5


Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов

2


Клиентцентрирован-ная психотерапия


2

10


Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов, практическая отработка навыков

3

Провокативная психотерапия

1

10


Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов, практическая отработка навыков

4

Психодрама и социодрама

1

5

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов, практическая отработка навыков

5

Экзистенциальная психотерапия

1

5

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов, практическая отработка навыков

6

Игровая психотерапия

1

10

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов, практическая отработка навыков

7

Сказкотерапия

1

10

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов, практическая отработка навыков

8,9,10

Психотерапия “новой волны”

3

10

Чтение литературы, обсуждение, доклады, использование при написании рефератов, практическая отработка навыков

Итого

10

65




5. Основные вопросы курса “Основы немедицинской психотерапии”


  1. Понятие немедицинской психотерапии. Понятие групповой психотерапии. Преимущества и недостатки. Классификация психотерапевтических групп.

  2. Психотерапевтические факторы группы: поощрение надежды, универсальность проблем, информирование участников, альтруизм, коррекция опыта первичной семьи, совершенствование социальных навыков, имитационное поведение, катарсис, социальное научение, сплоченность группы, экзистенциальные факторы, инсайт.

  3. Групповой терапевт. Требования к личности и профессиональной подготовке. Квалификация. Профессиональные навыки. Стиль работы. Перенос и контрперенос. Ко-терапия.

  4. Создание и организация психотерапевтической группы. Подготовка к группе. Отбор участников. Принципы составления группы. Место и условия работы. Виды групп. Величина группы. Частота и продолжительность встреч. Общая продолжительность работы. Оплата участия. Прелиминарная встреча.

  5. Сопротивление работе группы и его формы. Неудачи групповой психотерапии.

  6. Этапы работы психотерапевтической группы: начальная стадия, переходная стадия, продуктивная стадия, завершающая стадия, контрольная встреча (особенности, содержание, роль терапевта). Оценка эффективности работы терапевтической группы.


6. Основные вопросы курса “Методы немедицинской психотерапии”


  1. Классификации методов психотерапии.

  2. Клиентцентрированная психотерапия. Провокативная психотерапия.

  3. Психодрама и социодрама. Теоретические основы, принципы проведения, роль терапевта.

  4. Экзистенциальная психотерапия. Теоретические основы, принципы проведения, роль терапевта.

  5. Игровая психотерапия. Теоретические основы, принципы проведения, роль терапевта.

  6. Сказкотерапия. Теоретические основы, принципы проведения, роль терапевта.

  7. Психотерапия “новой волны”. Теоретические основы, принципы проведения, роль терапевта.

7. Краткое содержание курса

Методы немедицинской психотерапии”
На сегодняшний день насчитывается более 400 методов психотерапии.

Не существует единого подхода к пониманию того, что является методом психотерапии. Можно выделить следующее понимание того, что является методом.



  1. Методы, имеющие характер техник (гипноз, релаксация, психогимнастика).

  2. Методы, определяющие условия, которые способствуют достижению и оптимизации целей (семейная психотерапия).

  3. Методы в значении инструмента, которым мы пользуемся в ходе терапевтического процесса (индивидуальная и групповая психотерапия).

  4. Методы в значении терапевтических интервенций, рассматриваемые либо в параметрах стиля (директивный, недирективный), либо в параметрах теоретического подхода (интерпретация, научение, межличностное взаимодействие).

Для практического применения имеет значение классификация по поставленным целям: поддерживающая, переучивающая, реконструктивная психотерапия.

Классификация Граве: помощь в преодолении проблем или помощь в понимания самого себя.

Клиническая классификация: симптомо-центрированные, личностно-центрированные, социо-центрированные методы.

Методы, основанные на лечебном влиянии:




Личностно-центрированная терапия
Если я воздержусь от того, чтобы вмешиваться в дела людей,

Они сами о себе позаботятся.

Если я не буду командовать людьми,

Они сами будут вести себя самостоятельно.

Если я воздержусь от проповедования, люди сами себя исправят.

Если я не буду навязчивым, люди станут самими собой.


Основные положения

  1. Стремление к актуализации – единственный мотивирующий стимул людей.

  2. В зависимости от степени угрозы, которую несет с собой опыт, организм может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди психологически благополучны в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать существенный опыт.

  3. Самоактуализирующиеся личности отличаются: открытостью для опыта, рациональностью, личной ответственностью, чувством собственного достоинства, способностью к поддержанию и установлению хороших личных отношений, ведение этичного образа жизни.

  4. В практике личностно-центрированной терапии акцент делается на качество межличностных отношений. При создании этой атмосферы личность клиента конструктивно меняется. Основные качества отношений – конгруэнтность, безусловное положительное отношение, эмпатия.


Основные навыки

  1. Эмпатия.

  2. Активное слушание.

  3. Самовыражение.

  4. Выражение позитивных чувств.


Отработка навыков в ролевых играх и беседе с клиентом

Декларация моей самоценности. Я – это я. Такой, как я, никогда не было и никогда не будет. Есть люди, в чем-то похожие на меня, но в точности такой, как я, нет. Мне принадлежит мое тело и все, что оно делает. Мне принадлежит мой голос: тихий или громкий, нежный или резкий. Мне принадлежит мой рот и все слова, которые он говорит: добрые или несправедливые. Мне принадлежат мои глаза и все образы, которые они могут увидеть. Это все принадлежит мне, потому что я одна выбрала это. И поскольку я выбрала это, это истинно. Это есть. Это достаточное основание для того, чтобы полюбить себя и заинтересоваться собой.


Теперь, когда я подружилась с собой, я могу набраться терпения и мужества, чтобы узнавать себя все лучше и глубже. Конечно, во мне есть нечто, что вызывает мое недоумение. Но теперь, когда я не боюсь смотреть в себя, я могу сделать так, чтобы все во мне способствовало достижению моих целей, чтобы полезного во мне становилось все больше и больше.

Я могу видеть, слышать, думать, действовать, значит, во мне есть все, чтобы жить,чтобы вносить гармонию в мир людей и вещей вокруг меня.

Я – это Я, и Я – это здорово!

Я – это Я, и Я – Окей!


Провокационная терапия (Френк Фарелли)

Есть много способов и путей, как люди адаптируются, познают окружающий мир и выздоравливают. Одним из важных путей является провокационный вызов больному, от которого он не может уклониться. А если вызвать еще конструктивный гнев на себя, выздоровление наступит быстрее. Конструктивный гнев на себя (не без помощи психотерапевта) является мощной мотивацией для выздоровления. Основная задача терапевта – бросить вызов больному (в разумных пределах), чтобы спровоцировать его на новый вид поведения. Реакция “борись с проблемами”, а не “избегай их” наиболее предпочтительна в таких случаях. Поэтому с первых встреч очень важен вопрос, до какого уровня можно доводить реакцию клиента на вызов.

Мы стремимся вызвать гнев, который можно охарактеризовать как “Достаточно, хватит!”, “Так я дальше жить не могу!”, “Хватит, сыт по горло, я должен изменить свою жизнь!”

Мы стремимся создать предпосылки, при которых клиент не может избежать острых реакций, он вынужден воспринимать навязываемое ему чувство, реагировать на него. Если при этом вызов провоцирует дополнительно самораздражение, то это неизбежно ведет к решению как можно скорее исцелиться.


Основные положения

  1. Клиенты могут справиться с проблемами, если захотят этого. (Я не функционирую, потому что не могу, не хочу).

  2. У клиента гораздо больше потенциальных возможностей адаптироваться в жизни, чем он сам и большинство терапевтов думают. (Если не помог один терапевт, поможет другой).

  3. Психологическая хрупкость клиентов чересчур преувеличивается как ими самими, так и другими людьми. (В большинстве своем они ведут себя так, как от них ожидают и отнюдь не являются хрупким дрезденским фарфором).

  4. Клиент излечим независимо от сложности его состояния.

  5. Опыт взрослой жизни также, если не более важен, чем опыт детства, для формирования системы ценностей, установок и поведения. (Если терапевту удастся пробиться к клиенту и использовать все его концептуальные, позиционные и эмоциональные умения, которыми обладают взрослые, тогда вероятность разрешения ситуации резко возрастает).

  6. Поведение клиента с терапевтом – точное отражение его привычных паттернов общественного и межличностного общения. (Мы не стремимся “загримировать” эмоциональную ущербность клиента, наша цель – приучить его к навозу, к рогаткам и стрелам, то есть к превратностям жестокой судьбы, а, следовательно, помочь им выработать приемлемые пути наладить социальные отношения).

  7. Люди обладают разумом, человек – чрезвычайно логичное и понимающее существо. (Нет людей, которых невозможно понять, они не скрытны. Мы можем просто не обладать всеми данными для их понимания).

  8. Выражение терапевтической ненависти и веселого садизма по отношению к клиенту заметно идет ему на пользу.

  9. Наиболее важные сообщения между людьми – невербальны. (В провокационной терапии невозможно обойтись без умения смеяться одними глазами, посылать юмористические сообщения – вибрации.)


Две основных гипотезы (открытых для доказательства

и опровержения)

  1. Об отношении клиента к себе: спровоцированный терапевтом (с помощью юмора, раздражителя, но в пределах внутренней шкалы ценностей) клиент всегда тяготеет к движению в обратном направлении в зависимости от того, как терапевт определяет его как личность.

  2. Открытое поведение клиента: если вызвать с помощью провокации юмором или другим раздражителем самопораженческое, уводящее в сторону поведение и чувства, клиент тяготеет к большему соприкосновению с общественными нормами.
Роль терапевта

Терапевт стремится вызвать как положительную, так и отрицательную реакцию при попытке спровоцировать клиента на пять основных типов поведения.

Утвердить себя как вербально, так и поведенчески.

Доказать свою дееспособность как при выполнении заданий, так и в общении.

Защитить себя в реальном смысле.

Войти в психосоциальную реальность, оценить ее, научиться адекватно реагировать.

Войти при личных взаимоотношениях в рискованные ситуации, когда клиент проявляет чувство привязанности и уязвимости по отношению к другим.

Можно использовать: явную ложь, отрицание, рационализацию, изобретательность, слезы и клоунаду.

Особые техники

Не новы, применяются в других формах терапии. Однако сочетание, стиль, интенсивность использования здесь совершенно различны.

Желая вызвать реакцию, терапевт делает все “больше, чем в жизни”. Все преувеличено, гиперболизировано, доводится до абсурда.

Отношение терапевта к клиенту субъективно. Терапевт концентрируется не только на реакциях клиента, но и использует свои собственные реакции, свои фантазии, ассоциации.

Важная техника – конфронтация.

“Конфронтация негативного моделирования” – терапевт действует как и клиент, особенно копируя его манеру говорить и высмеивая те аспекты его жизни, которые являются самыми болезненными для клиента.

“Объяснения” – или отказ от интерпретаций или подведение абсурдных теоретических объяснений.

Противоречивые сообщения.

Перечисления – терапевт заставляет клиента составить перечень причин и данных его поведения, сам принимает в этом участие с целью выяснить возможные причины заболевания и вызвать реакцию клиента.


Юмор и провокационная терапия

Если во время лечебного сеанса клиент не смеется хотя бы часть времени, терапевт не лечит провокацией, а то, что он делает, иногда может оказаться разрушительным. Юмор терапевта имеет далеко идущую цель через смех заставить клиента заниматься личными проблемами, заставить его чувствовать и вести себя прямо и честно.

Способность смеяться как показатель благополучия, равновесия чувств, чувства реальности.

Терапевт направляет свой смех на безумные мысли и поступки больного, в то время как свою заботу и тепло адресует ему как человеку. Можно и должно высмеивать мысли и поступки, но не личность.

Юмор помогает отвлечь внимание больного для того, чтобы внушение врача скорее дошло до него.

В процессе лечения различные формы юмора служат для сбивания клиента с толку, внезапного преодоления его сопротивления, защиты, вовлечения в общение. Юмор – еще и развлечение для терапевта. Он помогает поддерживать внимание к клиенту, стать для него ближе и сделать процесс лечения более переносимым и приятным.


Четыре языка терапевта.

  1. Религиозно – моральный.

  2. Язык раздевалки или улицы.

  3. Кинестетический язык тела.

  4. Профессиональный жаргон.

Выбор зависит от искомой цели на тот момент и борьбы умов и воли между терапевтом и клиентом.
Психодрама
Основные понятия

Метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами.

Классическая процедура психодрамы предполагает наличие нескольких элементов.

Протагонист – пациент – субъект психодрамы, главный исполнитель, представляющий свои проблемы.

Терапевт – режиссер – фасилитатор – тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Функция терапевта заключается в организации психотерапевтического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовка группы к ролевой игре, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, интерпретации происходящего.

Помощники тепапевта – ко-терапевт, клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции терапевта. “Вспомогательные Я”. Могут олицетворять значимых для клиента людей или части его собственного Я.

Зрители – остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе.

Сцена – место, где разворачивается психодраматическое действие, жизненное пространство.


Процесс психотерапии

Процесс психодрамы включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную (разогрев), собственно драматическое действие, обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен). В инициальной стадии происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы, подготовка протагониста, организация пространства. Обычно проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослаблении тревоги и беспокойства, создании соответствующей атмосферы. Для этого используются: дискуссия, “живые скульптуры”, импровизации, разыгрывание сказок и т.п.

Вторая фаза – разыгрывание ролевой ситуации. В этом помогает целый ряд приемов: “зеркало”, “двойники”, “другие Я”, монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и т.п.

Третья фаза – фаза обсуждения, или интеграции, является завершающей. Начинается она с высказываний клиентов, которые не принимали непосредственного участия в психодраматическом действии. Здесь же предоставляется обратная связь, происходит анализ и интерпретация психодраматического действия.


Экзистенциальная психотерапия
Основные положения

Экзистенциальная психотерапия – это скорее некий подход к рассмотрению человеческого существования, нежели строгая система. Экзистенциальные терапевты смотрят на всех людей как на клиентов. Однако клиенты испытывают большие затруднения, чем их терапевты.


Цель психотерапии

Главная цель экзистенциальной терапии – помочь научиться переживать свое существование как реальное. Основной подход делается на взгляде на клиентов скорее как на индивидуумов, чем как на объекты, для которых характерно определенное поведение, а также на аутентичных отношениях терапевт – клиент.

Экзистенциальные терапевты стремятся помогать клиентам понимать их внутренние конфликты с учетом наличия предельных экзистенциальных проблем, связанных со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Терапевты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы защиты и осознать отрицательные последствия их действия. Экзистенциальные терапевты могут использовать разнообразные воздействия, входящие в репертуар других видов терапии, если это совместимо с основной экзистенциальной структурой.
Игровая терапия
Игровая деятельность – важная сторона деятельности любого ребенка и взрослого. “В игре ребенок выражает себя предельно искренне, открыто и совершенно неестественно. Его чувства, установки, мысли легко проявляются в игре. Благодаря игре ребенок учится понимать себя и других. Он начинает сознавать, что в психотерапевтическом кабинете, в присутствии взрослого он может бать выход своим чувствам и импульсам и в то же время дистанцироваться от них. Используя игрушки, он может создать свой собственный “мир”. Он может выбирать одно и отвергать другое, он может творить и разрушать” (Экслайн “Игровая терапия”, 1969).
Принципы работы игрового терапевта


  1. Устанавливать с ребенком тесные, дружеские отношения.

  2. Принимать ребенка таким, какой он есть.

  3. Стремиться сохранить атмосферу терпимости, чтобы ребенок мого чувствовать себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства.

  4. Распознавать чувства ребенка и отражать их вербальными приемами, чтобы ребенок учился осознавать свои переживания.

  5. Уважать способность ребенка самостоятельно решать свои проблемы и делать свой собственный выбор.

  6. Избегать какого-либо влияния на действия и высказывания ребенка.

  7. Не торопить терапевтический процесс.

  8. Накладывать минимальные ограничения на деятельность ребенка для того, чтобы помочь ему соотносить игру с реальностью и сформировать в нем чувство ответственности.


Основные техники

  1. Техники работы с фантазией, использующие направленную визуализацию и активное воображение.

  2. Техники сочинения историй, способствующие развитию вербальных навыков.

  3. Техники художественной экспрессии, основанные на разнообразном использовании изобразительных материалов.

  4. Техники, базирующиеся на играх фабричного производства либо созданных руками самих детей.

  5. Техники игры с марионетками.

  6. Техники, использующие игрушки и различные предметы.

  7. Групповые техники.

  8. Другие техники.


Сказкотерапия
Основные положения

Различают метод сказкотерапии и использование сказок в рамках различных психотерапевтических методов.

Сказка – это общий язык для взрослого, работающего с ребенком.

Сказка более информативна, чем обычная речь.

Сказка способствует пробуждению творческих сил в самом терапевте.

Сказка несет свободу, дает возможность выбора и возможность изменения.

Терапевтические решения сказки могут быть:


  • общекультуральными, принятыми, всеобщими;

  • собственными решениями терапевта;

  • собственными решениями клиента.


Основные подходы к психологическому анализу сказок

  1. Поведенческий подход: “что будет, если…”.

  2. Трансактный анализ: ролевые взаимодействия в сказках.

  3. Юнгианская психология: герои сказки и субличности.

  4. Эмоциональный анализ: герои как персонифицированные эмоции.

  5. Гипнотическая школа: сказка как недирективное внушение.


Структура волшебной сказки (по В.Я. Проппу)

Функция – поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.



  1. Постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Они образуют основные составные части сказок.

  2. Число функций, известных волшебной сказке, ограничено.

  3. Последовательность функций всегда одинакова.

Неизменным является и набор ролей, т.е. действующих лиц, обладающих своим кругом действий (т.е. имеющих одну или несколько функций): отправитель, царевна, даритель, герой, лжегерой, помощник, антагонист.

Волшебной сказкой называется произведение, в котором действуют все или несколько из указанных героев, а сюжет содержит в себе тридцать одну функцию, с возможными пропусками, в указанной последовательности.


Варианты работы со сказками

  1. Сочинение собственной терапевтической сказки.

  2. Сочинение терапевтической сказки для заданного возраста и заданной проблемы.

  3. Сочинение групповой терапевтической сказки.


Психотерапия “новой волны”
1. Позитивная психотерапия (Н. и Х. Пезешкян)
История позитивного процесса (сон)

Одному восточному правителю приснился страшный сон. Во сне он увидел, как один за другим у него выпали все зубы. Сильно этим обеспокоенный, он призвал своего толкователя сновидений. Тот очень внимательно выслушал рассказ правителя и сказал: “Мой господин, я должен сообщить тебя плохую весть. Так же, как ты потерял все твои зубы, ты потеряешь одного за другим всех своих близких”. Это толкование разгневало правителя. Толкователь был брошен в тюрьму. Затем царь позвал другого толкователя снов. Тот, выслушав рассказ о сновидении, сказал: “Мой господин, у меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить дольше, чем другие члены твоей семьи. Ты переживешь всех”. Царь обрадовался и щедро вознаградил его за эти слова. Придворные были в изумлении: “твои слова почти не отличались от слов твоего предшественника. Так почему же он был наказан, а ты получил награду?” – спросили они. Удачливый толкователь снов на это ответил: “Вы правы. Мы оба одинаково истолковали это сновидение. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как это сказать”.


Основные понятия

Транскультуральная психотерапия. Примеры представлений о болезни и различия традиций в западной и восточной культуре.

Методы позитивной терапии. Позитивный подход. Процесс исследования содержания. Пятиступенчатая позитивная психотерапия:


  • стадия наблюдения, дистанцирования;

  • стадия инвентаризации;

  • стадия ситуативного поощрения;

  • стадия вербализации;

  • стадия расширения целей.


Руководство для самопомощи на различных стадиях

Формы переработки конфликта: тело (ощущения), деятельность (разум), контакты (традиции), воображение (интуиция). Отработка вопросов, направленных на выяснение сфер переработки конфликта.

Понятие базовых и актуальных способностей.

Использование дифференциально-диагностического опросника (ДАО) для изучения актуальных способностей.

Возможности для реинтерпретации. Помощь в изменении точки зрения. Истории, поговорки, притчи как средства изменения точки зрения. Концепции и их влияние в позитивной терапии. Соотношение позитивной психотерапии и других подходов.
2. Краткосрочная позитивна психотерапия
Основные термины

Психотерапия, фокусированная на решении (Т.Ахола, Б.Фурман) акцентирует внимание терапевта и клиента не на его индивидуальных особенностях, способствующих формированию проблемы и не на самой проблеме, а на решении, возможностях преодоления проблемы. Solution talk.

“Позитивная психотерапия” (Н.Пезешкян) – психотерапия, ориентированная на гармонизацию жизни человека, повышение реалистичности его мировоззрения, проработку как негативных, так и позитивных аспектов его проблемы.
Основные постулаты


  1. Ориентация на ресурсы клиента.

  2. Разделение ответственности с клиентом.

  3. Подстройка к клиенту.

  4. Техническая пластичность, использование широкого арсенала разнообразных приемов и создание новых, адекватных конкретному клиенту;

  5. Опора на интуицию и опыт клиента и терапевта.

  6. Бережное отношение к симптому как проявлению “мудрости” человеческого организма, перестройка симптома только посте выработки нового более адаптивного стереотипа реагирования.

  7. Целенаправленная реализация установки на терапию как краткосрочное и веселое событие в жизни клиента.

  8. Имидж “веселого чудака”.

  9. Отсутствие противопоказаний для клиентов, желающих получить помощь.

Технические правила” метода

Не чините то, что не сломано.

Если что-то работает, делайте это чаще.



Если что-то не работает, прекратите это делать, начните что-нибудь другое.
Схема психотерапевтического взаимодействия в рамках краткосрочной позитивной психотерапии:

  1. Работа с проблемой.

  2. Работа с целью.

  3. Работа с ресурсами.

  4. Работа с социальной сетью.

  5. Работа с объяснениями.

6. Отработка конкретных блоков работы.


8. Примерный перечень тем рефератов


  1. Зарубежная и отечественная психотерапевтическая школы.

  2. Профилактика синдрома профессионального сгорания.

  3. Особенности работы с различными возрастными группами.

  4. Теоретические основы и применение личностно-ориентированной психотерапии.

  5. Сказки и сказкотерапия. Отличия западного и отечественного подходов.

  6. Экзистенциальная психотерапия. Основы и принципы проведения.

  7. Игровая терапия – искусство отношений.

  8. Психодрама и социодрама. Области применения психодрамы.

  9. Гештальт-терапия. Теоретические основы и принципы применения.

  10. Позитивная психотерапия Н. и Х. Пезешкяна.

  11. Краткосрочная позитивная психотерапия.

  12. Метод творческого самовыражения и возможность его использования в немедицинской психотерапии.

  13. Использование принципов игровой терапии в работе со взрослыми.

  14. Метод интенсивной терапевтической жизни А.Е. Алексейчика.

  15. Арт-терапия как метод немедицинской психотерапии.

  16. Арт-терапия и игровая терапия – сходство и различия.

  17. Использование терапевтических метафор в различных методах неме-дицинской психотерапии.

  18. История возникновения и использование метода НЛП в немедицин-ской психотерапии.

  19. Музыкальная терапия и возможности ее использования.

  20. Танцевальная психотерапия и возможности ее использования.

  21. Основные подходы телесноориентированной психотерапии.

  22. Интегративные методы немедицинской психотерапии.

  23. Проективный рисунок как метод немедицинской психотерапии и особенности его применения в рамках различных терапевтических подходов.

  24. Психогимнастика как психотерапевтический метод.


Библиографический список


  1. Алман Б., Ламбру П. Самогипноз: руководство по изменению себя.– М.: Изд-во “Класс”, 1997.

  2. Боснак Р. В мире сновидений.– М.: Изд-во “ Прогресс”, 1991.

  3. Браун Д., Педдер Д. Введение в психотерапию.– М.: Изд-во “Класс”, 1998

  4. Бретт Д. “Жила-была девочка, похожая на тебя…”.– М.: Изд-во “Класс”, 1996

  5. Василюк Ф.Е. Психология переживания.– М.: Изд-во МГУ, 1984.

  6. Глассер У. Школы без неудачников.– М.: Изд-во “Прогресс”, 1991.

  7. Зимбардо Ф. Застенчивость.– М.: Изд-во “Педагогика”, 1991.

  8. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии.– СПб: Изд-во “Питер”, 2000.

  9. Лэндрет И. Игровая терапия: искусство отношений.– М.: МГУ, 1997.

  10. Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и “внутреннего ребенка”.– М.: Изд-во “Класс”, 1997.

  11. Мэй Р. Искусство психологического консультирования.– М.: Изд-во “Класс”, 1994.

  12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования.– СПб.: Изд-во “Питер”, 2000.

  13. Оклендер В. Окна в мир ребенка руководство по детской психотерапии).– М.: Изд-во “Класс”, 2000.

  14. Пезешкян Н. Торговец и попугай.– М.: Изд-во “Прогресс”, 1992.

  15. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания.– М.: Изд-во “Прогресс”, 1993.

  16. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия.– М.: Изд-во “Класс”, 1997.

  17. Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И. Копылина.–СПб: Изд-во “Питер”, 2000.

  18. Психодрама: вдохновение и техника.– М.: Изд-во “Класс”, 1997.

  19. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д. Карвасарского.– СПб: Изд-во “Питер”, 1998.

  20. Рейнуотер Д. Это в ваших силах (как стать собственным психотерапевтом).– М.: Изд-во “Прогресс”, 1993.

  21. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.– М.: Изд-во “Класс”, 1997.

  22. Фарелли Ф, Брандсма Д. Провокационная терапия.– Екатеринбург: Изд-во “Екатеринбург”, 1996.

  23. Черепанова И.Ю. Дом колдуньи.– Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995.

  24. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии (руководство).– М.: Изд-во “Класс”, 1997.

  25. Эволюция психотерапии/ Под ред. Б.Д. Карвасарского.– М.: Изд-во “Класс”, 1998.

  26. Эриксон М. Мой голос останется с вами.– СПб.: Изд-во “Петербург-XXI век”, 1995.

  27. Эриксон М. Стратегии психотерапии.– М.: Издательский дом “Ювента”, 2000.

  28. Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы.– М.: Изд-во “Класс”, 1997.

  29. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии.– СПб: Изд-во “Питер”, 2000.

Оглавление


Введение………………………………………………………………………

1. Тематика занятий, вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям по курсу “Основы немедицинской психотерапии”………………..

2. Тематика занятий, вопросы для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по курсу методы немедицинской психотерапии”..

3. Календарный план занятий по курсу “Основы немедицинской психотерапии” для студентов заочной формы обучения……………………

4. Календарный план занятий по курсу “Методы немедицинской психотерапии” для студентов заочной формы обучения……………………

5. Основные вопросы курса “Основы немедицинской психотерапии”…..

6. Основные вопросы курса “Методы немедицинской психотерапии”…..

7. Краткое содержание курса “Методы немедицинской психотерапии”…

8. Примерный перечень тем рефератов……………………………………..

Библиографический список………………………………………………….



3
3
5
6
7

8

8



9

19

20



Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> Xx неделя здорового сердца
2016 -> Хел Херцог Радость, гадость и обед
2016 -> Правила и сроки госпитализации граждан в обуз курская городская больница
2016 -> «казұму 85 жыл: жетістіктері мен келешегі» халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция аясындағы «клиникалық фармация: халықаралық ТƏжірибе мен қазақстанның денсаулық сақтаудағы даму ерекшеліктері»
2016 -> Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно
2016 -> В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются виды помощи
2016 -> Памятка для пациента: Как предупредить появление и прогрессирование остеохондроза
2016 -> Юрий Александрович Никитин Трансчеловек Странные романы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница