Методические указания для ординаторов специальности «Терапия» к практическим и семинарским занятиям по модулю «Болезни эндокринной системы»



Скачать 39.01 Kb.
Дата24.04.2016
Размер39.01 Kb.
ТипМетодические указания
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования



«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра госпитальной терапии
Методические указания для ординаторов

специальности «Терапия»

к практическим и семинарским занятиям по модулю

«Болезни эндокринной системы» (3 ЗЕ, 108 часов)


Темы модуля:

1. Сахарный диабет (28 часов, в том числе 8 часов на самостоятельную внеаудиторную работу).

2. Болезни щитовидной железы (26 часов, в том числе 8 часов на самостоятельную внеаудиторную работу).

3. Ожирение, метаболический синдром (22 часа, в том числе 6 часов на самостоятельную внеаудиторную работу).

4. Болезни системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники (14 часов, в том числе 4 часа на самостоятельную внеаудиторную работу).

5. Климактерий и связанные с ним болезни (12 часов, в том числе 4 часа на самостоятельную внеаудиторную работу).


Темы семинарских занятий

- Сахарный диабет 1-го типа в практике терапевта (2 часа)

- Сахарный диабет 2-го типа в практике терапевта (2 часа)

- Осложнения сахарного диабета (4 часа)

- Методы обследования пациентов с заболеваниями щитовидной железы. Синдром гипотиреоза (4 часа).

- Синдром тиреотоксикоза. Тиреоидиты (4 часа).

- Ожирение в практике терапевта (4 часа).

- Метаболический синдром в практике терапевта (4 часа).

- Болезни системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники (4 часа).

- Климактерий и связанные с ним болезни (4 часа).


Темы практических занятий

- Сахарный диабет 1-го типа в практике терапевта (2 часа)

- Сахарный диабет 2-го типа в практике терапевта (2 часа)

- Осложнения сахарного диабета (4 часа)

- Методы обследования пациентов с заболеваниями щитовидной железы. Синдром гипотиреоза (4 часа).

- Синдром тиреотоксикоза. Тиреоидиты (4 часа).

- Ожирение в практике терапевта (4 часа).

- Метаболический синдром в практике терапевта (4 часа).

- Болезни системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники (6 часов).

- Климактерий и связанные с ним болезни (4 часа).


Цель:

Способствовать совершествованию знаний и формированию умений по своевременной диагностике и адекватной терапии сахарного диабета (СД) 1-го и 2-го типов на основании современных алгоритмов и рекомендаций, профилактике, своеврменной диагностике и лечению осложнений СД.

Способствовать совершествованию знаний и формированию умений по адекватной диагностике основных заболеваний щитовидной железы (ЩЖ), их дифференциальной диагностике и современной терапии в зависимости от нозологической формы и степени тяжести.

Способствовать совершествованию знаний о патогенезе, адекватной терапии ожирения и метаболического синдрома; по формированию умений по диагностике, профилактике и лечению ожирения и метаболического синдрома.

Способствовать совершествованию знаний и формированию умений по адекватной диагностике заболеваний системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники, этапам диагностического поиска, интерпертации данных лабораторных и инструментальных обследований, а также адекватной современной терапии.

Способствовать совершествованию знаний и формированию умений по диагностике климактерического синдрома, дифференциальному диагнозу климактерия и болезней климактерического периода, определения тактики ведения пациентки с климактерическим синдромом.


Задачи:

Рассмотреть этиологию, патогенез, медико-социальную значимость СД 1-го и 2-го типов.

Освоить современный диагностический алгоритм, группы риска развития СД 2-го типа.

Рассмотреть доказательную базу современной диабетологии, ее вклад в формирование современных клинических рекомендаций по диагностике и лечению.

Обучить ординаторов современной терапии СД 1-го и 2-го типов с учетом современных алгоритмов и клинических рекомендаций.

Рассмотреть понятие «многофакторной терапии» СД 2-го типа, входящих в нее компонентов, целей многофакторной терапии.

Обучить ординаторов современному алгоритму диагностики и лечения острых осложнений СД в зависимости от их клинической формы; разобрать типичные ошибки диагностики и лечения пациентов.

Обучить ординаторов современному алгоритму диагностики и лечения хронических осложнений СД с учетом их клинической формы и стадии; разобрать типичные ошибки при диагностике и лечении пациентов.

Изучить современный алгоритм диагностики основных заболеваний ЩЖ в практике терапевта.

Рассмотреть функциональную и морфологическую диагностику в тиреоидологии, основные методы лабораторной и инструментальной диагностики, дифференциальную диагностику в тиреоидологии.

Обучить ординаторов современной терапии при заболеваниях ЩЖ в зависимости от нозологической формы, функционального состояния щитовидной железы, степени тяжести, возраста пациентов; методам профилактики и лечения йододефицитных заболеваний.

Изучить с ординаторами патогенез ожирения и метаболического синдрома.

Разобрать с ординаторами диагностику и классификацию ожирения.

Рассмотреть этапность диагностического поиска у пациентов с метаболическим синдромом на основании данных клинического, лабораторного и инструментального исследований.

Обучить ординаторов диагностике лиц групп высокого риска по развитию СД 2-го типа и сердечно-сосудистых заболеваний.

Обучить ординаторов современной терапии ожирения, метаболического синдрома; разобрать вопросы профилактики в популяции.

Рассмотреть особенности клинических проявлений при заболеваниях системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники, этапность диагностики у пациентов с заболеваниями системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники в зависимости от вида гормональных нарушений и уровня поражения, этапы диагностического поиска.

Обучить ординаторов интерпертации лабораторных и инструментальных обследований у пациентов с заболеваниями системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники в зависимости от вида гормональных нарушений и уровня поражения.

Изучить современную терапию заболеваний системы гипоталамус-гипофиз-надпочечники в зависимости от вида гормональных нарушений и уровня поражения.

Изучить в ординаторами определение климактерического периода, патогенез, диагностику климактерического синдрома и болезей, связанных с климактерическим периодом.

Рассмотреть вопросы дифференциального диагноза климактерия и болезней климактерического периода.

Рассмотреть тактику ведения пациенток с климактерическим синдромом, основные направления терапии.


Ординатор должен знать:

  1. До изучения темы (базисные знания):

- анатомию и физиологию эндокринной системы;

- патофизиологические процессы при основных заболеваниях эндокринной системы в зависимости от вида гормональных нарушений и уровня поражения эндокринной системы;

- фармакологию и клиническую фармакологию лекарственных препаратов, применяемых при заболеваниях эндокринной системы;

- особенности жалоб, анамнеза, клинических проявлений заболеваний у пациентов с эндокринопатиями;

- критерии диагностики изучаемых эндокринологических заболеваний, особенности лабораторной и инструментальной диагностики;

- основные аспекты терапии заболеваний эндокринной системы.

2. После изучения темы:

Вопросы для самостоятельного обучения:

- регуляция метаболизма глюкозы;

- критерии лабораторной диагностики сахарного диабета;

- классификация препаратов инсулинов;

- основные классы неинсулиновых сахароснижающих препаратов;

- лабораторная диагностика в тиреоидологии, лабораторные нормативы;

- приницпы заместительной терапии гипотиреоза;

- методы лечения тиреотоксикоза;

- критерии диагностики метаболического синдрома и ожирения;

- классификация заболеваний оси «гипоталамус-гипофиз-надпочечники»;

- методы лабораторной и инструментальной диагностики заболеваний оси «гипоталамус-гипофиз-надпочечники»;

- определение климактерического периода и климактерического синдрома;

- критерии патологического климакса;

- направления терапии при климактерическом синдроме.
Ординатор должен уметь:

- интерпретировать данные лабораторных и инструментальных исследований при типичных изменениях;

- формулировать клинический диагноз на основании современной классификации;

- назначить терапию пациентам с типичным течением нозологических форм на основании современных алгоритмов терапии и клинических рекомендаций.


Ординатор должен владеть:

- навыками обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы;

- навыками интерпретации лабораторных и инструментальных исследований;

- навыками формулирования клинического диагноза на основании современной классификации;

- навыками назначения терапии пациентам с заболеваниями эндокринной системы при типичном течении патологии.


Задания для самостоятельной внеаудиторной работы ординаторов по модулю «Эндокринология»:

  1. Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятий с использованием конспектов лекций и рекомендуемой литературы.

  2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

Перечень вопросов для самоконтроля.

  1. Группы риска СД 2-го типа, патогенез СД.

  2. Этиология и патогенез СД 1-го и 2-го типов.

  3. Клинические особенности СД 1-го и 2-го типов.

  4. Алгоритм сахароснижающей терапии СД 1-го и 2-го типа.

  5. Сахароснижающие препараты, схемы применения, режимы дозирования. Современные препараты инсулинов. Новые направления медикаментозной терапии СД 2-го типа

  6. Понятие «многофакторной терапии» при СД 2-го типа.

  7. Осложнения СД: классификация, клинические проявления, профилактика, диагностика и лечение в зависимости от стадии.

  8. Клинические проявления заболеваний ЩЖ, протекающих с нарушениями функции или изменениями локального статуса.

  9. Лечение гипотиреоза, тиреотоксикоза, тиреоидитов (подострый, безболевой, послеродовый), диффузного и узлового зоба.

  10. Патогенез ожирения и метаболического синдрома.

  11. Этапы диагностики у пациентов с метаболическим синдромом. Группа высокого риска СД 2-го типа и сердечно-сосудистых заболеваний.

  12. Немедикаментозная и медикаментозная терапия ожирения и метаболического синдрома.

  13. Клинические проявления при заболеваниях гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси.

  14. Этапы диагностического поиска, методы лабораторной и инструментальной диагностики у пациентов с заболеваниями системы «гипоталамус-гипофиз-надпочечники».

  15. Лечение заболеваний системы «гипоталамус-гипофиз-надпочечники».

  16. Патогенез, клинические проявления, диагностика климактерического синдрома.

  17. Болезни, связанные с климактерическим периодом, дифференциальный диагноз.

  18. Дифференциальная диагностика вегетативно-сосудистых и метаболических расстройств при климактерическом синдроме.

  19. Оценка гормонального статуса при климактерическом синдроме.

  20. Терапия седативными, гормональными, вегетотропными препаратами у пациенток с климактерическим синдромом.




  1. Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

Тестовые задания.

1. Выберите 1 правильный вариант ответа. При появлении тяжелых осложнений СД целевой уровень HbA1c:

* 1) увеличивается;

2) уменьшается;

3) не изменяется.

2. Выберите 2 правильных варианта ответа. К факторам, лежащим в основе выбора значения индивидуального целевого уровня HbA1c, относятся:

1) длительность заболевания;

* 2) возраст;

3) наличие осложнений;

* 4) наличие тяжелых осложнений;

5) наличие артериальной гипертензии;

6) пол.
3. Выберите 1 правильный вариант ответа. Назовите основной признак, указывающий на переход 2-й стадии диабетической ретинопатии в 3-ю:

1) сужение артериол и расширение венул;

2) появление множественных мелкоточечных геморрагий;

* 3) новообразование сосудов.
4. Выберите 1 правильный вариант ответа. Микроальбуминурия диагностируется при повторном обнаружении:

1) экскреции альбумина в суточной моче менее 20 мг/л;

* 2) экскреции альбумина в суточной моче 20-200 мг/л

3) экскреции альбумина в суточной моче более 200 мг/л;

4) белка в общем анализе мочи более 0,5 г.

5. Выберите 1 правильный вариант ответа. Нейропатические язвы стоп в типичных случаях характеризуются:

1) резкой болезненностью и снижением пульсации;

2) умеренной болезненностью и сохраненной пульсацией;

* 3) безболезненностью и сохраненной пульсацией.
6. Выберите 1 правильный вариант ответа. Основной группой препаратов для профилактики и лечения диабетической нефропатии являются:

1) диуретики;

* 2) ингибиторы АПФ;

3) ангиопротекторы;

4) низкомолекулярные гепарины.

7. Выберите 2 правильных варианта ответа. Назовите органы и системы органов, для которых наиболее опасна гипогликемия:

*1) сердечно-сосудистая система; 2) печень;

3) поперечно-полосатая мускулатура; 4) периферическая нервная система;

* 5) центральная нервная система.
8. Выберите 1 правильный вариант ответа. Каков целевой уровень гликозилированного гемоглобина (HbA1c) у пациента 55 лет с СД типа 2 без тяжелых осложнений:

1) менее 6,5%;

* 2) менее 7,0 %;

3) менее 7,5%;

4) менее 8,0%.
9. Выберите 2 правильных варианта ответа. Назовите сахароснижающие препараты, действующие на экстрапанкреатическом уровне :

1) глибенкламид (Манинил);

* 2) метформин (Сиофор, Глюкофаж);

3) гликлазид (Диабетон МВ);

* 4) акарбоза (Глюкобай);
10. Выберите 2 правильных варианта ответа. Назовите группы сахароснижающих препаратов, действующих на уровне бета-клеток поджелудочной железы:

* 1) препараты сульфонилмочевины;

2) метформин;

3) акарбоза;

* 4) глиниды.
11. Выберите 1 правильный вариант ответа. Основной механизм действия препаратов сульфонилмочевины:

* 1) стимуляция секреции инсулина;

2) снижение инсулинорезистентности мышечной и жировой ткани;

3) снижение продукции глюкозы печенью;

4) снижение всасывания глюкозы в кишечнике.

12. Выберите 1 правильный вариант ответа. Наиболее опасное осложнение, возможное при приеме метформина при наличии у пациента гипоксических состояний?

1) усиление полиурии;

2) декомпенсация диабета;

* 3) лактацидоз;

4) агранулоцитоз;

5) кетоацидоз.
13. Пациентка З., 46 лет. В анамнезе ГБ, страдает ожирением 1 степени. При проведении диспансеризации гликемия «натощак» 9,1ммоль/л (венозная плазма).

Особенности объективного обследования: ИМТ 34 кг/кв м, ОТ – 110 см. ЧСС=78 в минуту. АД 150/100 мм рт ст.

Выберите 1 правильный вариант ответа. Как предварительно можно классифицировать (по современным диагностическим критериям) уровень гликемии?

А) Нормальная толерантность к глюкозе;

Б) Нарушенная толерантность к глюкозе;

В) Нарушенная гликемия натощак;

* Г) Сахарный диабет 2-го типа.
14. Выберите 1 наиболее точный вариант ответа. Какое обследование следует порекомендовать пациентке из вопроса № 13?

А) Проведение ОГТТ с 75 г глюкозы;

* Б) Исследование гликемии натощак повторно;

В) Контроль гликемии через 1 год;

Г) Не проводить дообследования
15. Пациент Г., 42 года. Страдает ожирением 2 степени. При проведении диспансеризации гликемия «натощак» 6,4 ммоль/л (венозная плазма).

Особенности объективного обследования: ИМТ 37 кг/кв м, ОТ – 117 см. ЧСС=80 в минуту. АД 150/100 мм рт ст.

Выберите 1 правильный вариант ответа. Как предварительно можно классифицировать (по современным диагностическим критериям) уровень гликемии?

А) Нормальная толерантность к глюкозе;

Б) Нарушенная толерантность к глюкозе;

* В) Нарушенная гликемия натощак;

Г) Сахарный диабет 2-го типа.
16. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какое обследование следует порекомендовать пациенту из вопроса № 15?

* А) Проведение ОГТТ с 75 г глюкозы;

Б) Исследование гликемии натощак повторно;

В) Контроль гликемии через 1 год;

Г) Не проводить дообследования.
17. Пациент Ю., 48 лет. СД 2-го типа выявлен 8 месяцев назад. Получает метформин 500 мг в 22 часа, соблюдает диету. Гликемия «натощак» 6,6-7,4 ммоль/л, после еды 6,0-7,0 ммоль/л.

Особенности объективного обследования: ИМТ = 34 кг/кв м, ОТ – 110 см. ЧСС=80 в минуту. АД 140/90 мм рт ст.

Выберите 1 правильный вариант ответа. Каковы рекомендации по терапии СД 2-го типа?

А) продолжение терапии;

* Б) увеличить дозу метформина до 2000 мг в сутки в 2 приема;

В) добавить глибенкламид 5 мг утром;

Д) временно перевести на инсулинотерапию;

Е) добавить виктозу.


18. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какая комбинация лабораторных тестов указывает на манифестный гипотиреоз:

1) Уровень Т4 – N, уровень ТТГ превышает N;

* 2) уровень Т4 – ниже N, уровень ТТГ превышает N;

3) уровень Т4 – N, уровень ТТГ ниже N;

4) уровень Т4 – превышает N, уровень ТТГ ниже N;
19. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какая комбинация лабораторных тестов указывает на субклинический гипотиреоз.

1) уровень Т4 – N, уровень ТТГ ниже N;

* 2) Уровень Т4 – N, уровень ТТГ превышает N;

3) уровень Т4 – ниже N, уровень ТТГ превышает N;

4) уровень Т4 – превышает N, уровень ТТГ ниже N;
20. Выберите 1 наиболее точный вариант ответа. На основании чего оценивается эффективность заместительной гормональной терапии первичного гипотиреоза:

1) клинические признаки

* 2) уровень ТТГ;

3) уровень Т4;

4) уровень Т3.

21. Выберите 1 правильный вариант ответа. Средняя доза L-тироксина при заместительной гормональной терапии гипотиреоза составляет:

* 1) 1,6-1,8 мкг/кг массы тела;

2) 0,8-1,2 мкг/кг массы тела;

3) 2-2,2 мкг/кг массы тела;

4) 2,3- 2,5 мкг/кг массы тела;


22. Выберите 1 правильный вариант ответа. Диагноз гипотиреоза 3-й степени по современной классификации устанавливается:

1) при уровне ТТГ при выявлении 50 мМЕ/л и более;

2) при выявлении гипотиреоза одновременно с высоким титром антитиреоидных антител;

* 3) при наличии осложнений гипотиреоза.


23. Выберите 1 правильный вариант ответа. Показанием к проведению ТАПБ являются:

1) аутоиммунный тиреоидит;

* 2) узловые образования ЩЖ;

3) диффузный токсический зоб;

4) гипотиреоз.

24. Выберите 1 правильный вариант ответа. Первичный гипотиреоз – это

1) гипотиреоз вследствие поражения гипофиза;

* 2) гипотиреоз вследствие поражения щитовидной железы;

3) гипотиреоз вследствие врожденного поражения щитовидной железы

4) гипотиреоз вследствие аномалий гормоногенеза.


25. Выберите 1 правильный вариант ответа. Вторичный гипотиреоз – это

* 1) гипотиреоз вследствие поражения гипофиза;

2) гипотиреоз на фоне сопутствующей патологии;

3) гипотиреоз вследствие купирования тиреотоксикоза.


27. Выберите 1 правильный вариант ответа. Терапию гипотиреоидной комы начинают с введения:

1) препаратов тироксина;

2) препаратов трийодтиронина;

* 3) глюкокортикоидных препаратов;

4) препаратов кальция.
28. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какая комбинация лабораторных тестов типична для манифестного тиреотоксикоза:

1) Уровень Т4 – N, уровень ТТГ превышает N;

2) уровень Т4 – ниже N, уровень ТТГ превышает N;

3) уровень Т4 – N, уровень ТТГ ниже N;

* 4) уровень Т4 – превышает N, уровень ТТГ ниже N.
29. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какая комбинация лабораторных тестов типична для субклинического тиреотоксикоза:

1) Уровень Т4 – N, уровень ТТГ превышает N;

2) уровень Т4 – ниже N, уровень ТТГ превышает N;

* 3) уровень Т4 – N, уровень ТТГ ниже N;

4) уровень Т4 – превышает N, уровень ТТГ ниже N.

30. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какая комбинация лабораторных тестов типична для манифестного тиреотоксикоза:

1) Уровень Т4 – N, уровень ТТГ превышает N;

2) уровень Т4 – ниже N, уровень ТТГ превышает N;

3) уровень Т4 – N, уровень ТТГ ниже N;

* 4) уровень Т4 – превышает N, уровень ТТГ ниже N.


31. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какая комбинация лабораторных тестов типична для субклинического тиреотоксикоза:

1) Уровень Т4 – N, уровень ТТГ превышает N;

2) уровень Т4 – ниже N, уровень ТТГ превышает N;

* 3) уровень Т4 – N, уровень ТТГ ниже N;

4) уровень Т4 – превышает N, уровень ТТГ ниже N.
32. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какова средняя терапевтическая доза тиреостатика при диффузном токсическом зобе (болезни Грейвса):

1) 5-10 мг/сут;

2) 15-20 мг/сут;

* 3) 30-40 мг/сут;

4) 50-60 мг/сут.
33. Выберите 1 правильный вариант ответа. Укажите основной фактор патогенеза тиреотоксикоза при диффузном токсическом зобе (болезни Грейвса):

1) автономная секреция тиреоидных гормонов тиреоцитами;

2) действие тиреотоксических антител;

* 3) действие тиреостимулирующих антител.


34. Выберите 1 правильный вариант ответа. Длительность приема тиреостатика при диффузном токсическом зобе (болезни Грейвса) составляет:

1) не менее 1 месяца

2) не менее 6 месяцев;

* 3) не менее 18 месяцев;

4) не менее 30 месяцев.
35. Выберите 1 правильный вариант ответа. Сочетание тиреотоксикоза с проявлениями эндокринной офтальмопатии типично:

1) для функциональной автономии ЩЖ

* 2) для болезни Грейвса

3) для ТТГ-продуцирующей аденомы гипофиза.


36. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какой метод лечения более предпочтителен у пациентки 27 лет, со 2-м рецидивом тиреотоксикоза, объемом щитовидной железы 48 мл:

1) лечение большими дозами тиреостатиков;

* 2) струмэктомия;

3) лечение радиоактивным йодом;

4) лечение по схеме «блокируй и замещай».
37. Выберите 1 правильный вариант ответа. Тиреотоксикоз 3-й степени по современной классификации

* 1) сочетается с осложнениями;

2) сопровождается повышением уровня тиреоидных гормонов в 3 и более раз;

3) сочетается с повышенным титром антител к рецептору ТТГ.


38. Выберите 1 правильный вариант ответа. Абсолютным противопоказанием для назначения мерказолила является:

1) беременность;

2) аллергические реакции на препараты йода;

* 3) агранулоцитоз;

4) старческий возраст;
39. Выберите 1 правильный вариант ответа. Какой метод лечения более предпочтителен у пациентки 74 лет с тиреотоксикозом, пароксизмальной фибрилляцией предсердий, ХСН 2б:

1) лечение большими дозами тиреостатиков;

2) струмэкотмия;

* 3) лечение радиоактивным йодом;

4) лечение по схеме «блокируй и замещай».
40. Выберите 1 правильный вариант ответа. Основное биологическое действие глюкокортикоидов:

1) поддержание осмолярности и задержка натрия в организме;

* 2) адаптация организма к стрессовым факторам внешней среды;

3) регуляция основного обмена;


41. Выберите 2 правильных варианта ответа. Для острой надпочечниковой недостаточности не типичны:

1) лихорадка;

2) боли в животе;

* 3) артериальная гипертензия;

4) артериальная гипотензия;

5) рвота;

* 6) запор.
42. Выберите 1 правильный вариант ответа. В биохимических анализах крови при синдроме Конна чаще всею обнаруживается:

А) повышение уровня катехоламинов;

Б) снижение концентрации альдостерона;

В) повышение уровня ренина;

* Г) повышение концентрации альдостерона;

Д) снижение уровня катехоламинов.

43. Выберите 1 правильный вариант ответа. Повышение АД при феохромоцитоме обусловлено:

А) гиперпродукцией глюкокортикоидов;

Б) увеличением образования альдостерона;

В) гиперпродукцией ренина;

* Г) увеличением образования катехоламинов.
44. Выберите 2 правильных варианта ответов. Для первичного гиперальдостеронизма характерно:

* А) мышечная слабость;

Б) олигурия;

* В) парестезии;

Г) витилиго.
45. Выберите 1 правильный вариант ответа. Гипокалиемия более характерна для:

А) реноваскулярной гипертонии;

Б) феохромоцитомы;

* В) первичного гиперальдостеронизма;

Г) хронического пиелонефрита;

Д) поликистоза почек.


46. Выберите 1 правильный вариант ответа. Уровень АКТГ при первичном гиперкортицизме:

* 1) понижается;

2) повышается;

3) не изменяется;

4) нарушается циркадианный ритм секреции.

47. Выберите 2 правильных варианта ответа. Каковы клинические особенности артериальной гипертензии при феохромоцитоме:

* 1) приступообразное повышение АД до высоких цифр;

* 2) приступы сердцебиения, профузное потоотделение;

3) болезненные судороги в мышцах нижних конечностей;

4) резистентая гипертензия;

5) сочетание с гипокалиемией.
48. Выберите 2 правильных варианта ответов. Что не относится к типичным проявлениям гипокортицизма:

* 1) центральное ожирение;

2) снижение аппетита, тошнота;

* 3) остеопороз;

4) ортостатическая гипотензия;

5) снижение массы тела.


49. Выберите 1 правильный вариант ответа. Самая частая причина первичной хронической надпочечниковой недостаточности:

* 1) аутоиммунное поражение надпочечников;

2) туберкулез надпочечников

3) ВИЧ/СПИД;

4) метастазы в надпочечник;

5) микозы.


50. Выберите 1 правильный вариант ответа. Типичные лабораторные изменения при первичном гипокортицизме:

1) гипокалиемия и гипернатриемия;

* 2) гиперкалиемия и гипонатриемия;

3) гипергликемия и кетоз;

4) метаболический ацидоз;

5) гиперкалиемия и гипернатриемия.


4. Подготовить клинический разбор показательных пациентов по темам занятий.


Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Под ред. Дедова И. И., Мельниченко Г. А. Клинические рекомендации по эндокринологии. Издание 2-е, исправленное и дополненное [Эл. ресурс]: М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012 – 368 с.

2. Под ред. Дедова И. И., Мельниченко Г. А. Эндокринология. Краткое издание: руководство [Эл. ресурс]: М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 – 752 с.

3. Под ред. Дедова И. И., Мельниченко Г. А. Эндокринология [Эл. ресурс]: национальное руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 – 1072 с.


Дополнительная:

1. Аметов А. С. Сахарный диабет 2 типа. Проблемы и решения [Эл. ресурс]: учебное пособие, 2-е издание, перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 – 1032 с.

2. Древаль А. В., Мисникова И. В., Ковалева Ю. А. Профилактика поздних макрососудистых осложнений сахарного диабета [Эл. ресурс]: руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 – 80 с.

3. Под общей ред. Древаля А.В., Медведева О. С., Мухина С. И., Сеид-Гусейнова А. А. . Высокие технологии в инсулинотерапии сахарного диабета [Эл. ресурс]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.

4. Под ред. Дедова И. И., Кузнецова Н. С., Мельниченко Г. А. Эндокринная хирургия. [Эл. ресурс]: серия «Практические руководства. – М.: Литтерра, 2014 – 344 с.

5. Мкртумян А. М., Нелаева А. А. Неотложная эндокринология [Эл. ресурс]: учебное пособие (серия «Библиотека врача-специалиста). – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010 – 128 с.


Методические рекомендации подготовлены доцентом кафедры госпитальной терапии И.Е. Сапожниковой.

Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры терапии ИПО № 10 от «03» марта 2015г.



Зав. кафедрой

К.м.н., доцент _____________________ О. А. Зонов
Каталог: system -> files -> intern ord -> terapiya -> ordinatura -> um materials -> fgos -> mu sam
mu sam -> Методические указания для ординаторов по специальности «терапия» по самостоятельной внеаудиторной работе по разделу
terapiya -> Методические указания для интернов специальности «Терапия» к практическим и семинарскому занятиям по разделу (модулю) «Гематология»
ordinatura -> Программа дисциплины «клиническая фармакология»
terapiya -> Перечень вопросов для вступительного экзамена по специальности «терапия» ординатура
terapiya -> Методические указания для ординаторов специальности «Терапия» по самостоятельной внеаудиторной работе по разделу (модулю)«Гематология»
terapiya -> Цель обучения по специальности «Терапия» подготовка квалифицированного врача-терапевта, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности в условиях


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница