Методические указания студентам по самостоятельной работе по «психологии здоровья»



Скачать 380.54 Kb.
Дата01.05.2016
Размер380.54 Kb.
Просмотров47
Скачиваний0
ТипМетодические указания
Методические указания студентам по самостоятельной работе по «психологии здоровья» 4 курс ОЧН (дисциплина по выбору)

Выполняете самостоятельно ТК2, 3 и 4; для студентов ФИОСТ + словарь терминов и понятий; для всех остальных + вопросы к зачету.

2.1. Технологическая карта дисциплины «Психология здоровья».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология здоровья»



4 курс 7 семестр (на 201_/201__ учебный год)

Базовый модуль

за-нятия

Посе-

щае-мость/

балл


Содержание занятий и виды контроля

Кол-во баллов мин./макс.

Накопи-

тельная «стоимость»/ балл

Количество часов СР для подготовки к видам контроля

1

2

3

4

5

6

Седьмой семестр

1

1,0

Лекция 1 «Предмет психологии здоровья»




1,0




2

1,0

Занятие 1«Критерии здоровья человека»




2,0




3




Занятие 2 «Виды отношения к здоровью»




2,0




4




Занятие 3 «Конституция человека как многоуровневая система»

1 текущий контроль; опрос по теме «Основные понятия психологии здоровья»


2/8

2,0

10,0

4


5

1,0

Лекция 2 «Психологические основы образа жизни»



11,0





6

1,0

Лекция 3 «Психологические основы здорового образа жизни




12,0




7




Занятие 4 «Здоровые и нездоровые привычки»

2 текущий контроль: письменная работа «Образ жизни»*


2/6

12,0

18,0

2


8

1,0

Лекция 4 «Интеллектуальная активность и общение как психологические факторы здорового образа жизни»


19,0






9

1,0

Занятие 5 «Приемы повышения интеллектуальной активности»




20,0

2

10

1,0

Занятие 6 «Здоровое общение и взаимодействие в группе»




21,0




11




Занятие 7 «Мотивация здорового образа жизни»

3 текущий контроль: письменная работа «Рекомендации по формированию и поддержанию здорового образа жизни»


3/8

21,0

29,0

2


12

1,0

Лекция 5 «Здоровье и проблема выбора в жизни»




30,0




13




Занятие 8 «Принципы здоровой профессиональной философии»

Рубежный кафедральный контроль: опрос по теме «Психология здорового образа жизни»


2/10!

30,0

40,0

4


14

1,0

Лекция 6 «Здоровая школьная среда»




41,0




15

1,0

Лекция 7 «Педагогические технологии и здоровье учащихся»




42,0




Продолжение технологической карты

дисциплины «Психология здоровья»



1

2

3

4

5




16




Занятие 9 «Здоровое педагогическое общение»




42,0




17




Занятие 10 «Задачи формирования и поддержания здоровья учащихся»

4 текущий контроль: письменная работа «Реализация задач формирования и поддержания здоровья учащихся»



2/8

42,0

50,0


4


18




Занятие 11 «Тематические занятия и активные перемены»

5 текущий контроль: разработка тематического занятия по психологическим аспектам ЗОЖ для учащихся (содержания активной перемены)


2/10


50,0
60,0

4


2 рубежный контроль (УМУ)

5/10!

70,0

4

Промежуточный контроль (ЗАЧЕТ) может быть поставлен по сумме баллов за посещаемость и итогам текущих и рубежных контролей

22/30

100

10

Итоговая сумма баллов за семестр

50/100

100

36

Прим: 2 текущий контроль – письменная работа «Образ жизни» - должен быть представлен к 6 занятию.



Дополнительный модуль

п/п

Сроки проведения

Виды деятельности

Количество баллов

1.

По расписанию преподавателя

Основные понятия психологии здоровья – собеседование

6/10

2.

По расписанию преподавателя

Психологические факторы ЗОЖ – письменный опрос

5/8

3.

По расписанию преподавателя

Формирование ЗОЖ – письменная работа

4/8

4.

По расписанию преподавателя

Здоровая школьная среда – устный опрос

4/8

5.

По расписанию преподавателя

Задачи формирования и поддержания здоровья учащихся – письменная работа

5/8

6.

По расписанию преподавателя

– реферат (письменная работа) по указанным вопросам к самостоятельному изучению

4/8

2.2. Методические указания студентам по изучению дисциплины «Психология здоровья»

Самостоятельная работа студентов включает в себя: а) изучение теоретического материала; б) подготовку к деловым играм; в) подготовку к текущим контролям (опрос, выполнение письменных самостоятельных работ и др.); г) подготовку к рубежным контролям; д) подготовку к промежуточному контролю (зачету).

Ниже представлена информация в отношении каждого раздела.

А) Изучение теоретического материала подразумевает работу с источниками из основной литературы по дисциплине:


  1. Психологическое здоровье участников образовательного процесса//Педагогическая психология: Учеб.пособие (гриф УМО)/Под ред. Л.А.Регуш, А.В.Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – С.49-72.

  2. Социальные и биологические основы физкультурно-валеологического воспитания учащихся: учебное пособие / Т.А.Ермегиев и др. / Под общ.ред. А.К.Кульназарова. – Астана, 2011. – 183с.

  3. Физическая культура – Спорт –Здоровье : учебное пособие / Т.А.Ермегиев и др. / Под общ.ред. А.К.Кульназарова. – Астана, 2011. – 207с.

  4. Фролова, Ю.Г. Психология здоровья / Ю.Г. Фролова. - Минск : Вышэйшая школа, 2014. - 256 с. - ISBN 978-985-06-2352-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235679

и дополнительной, которая представлена к следующим вопросам:

1. Анализ понятий «здоровье», «ЗОЖ», «здоровое развитие».

См.: Ананьев, В.А. и др. Этюды валеологии/ В.А.Ананьев, Д.Н.Давиденко, В.П.Петленко, Г.А.Хомутов. – СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. – 209 с.; Валеология как научная основа ЗОЖ:Учеб.пособие/Д.Н.Давиденко и др. – СПб., 2007. – 169с.; Здоровый образ жизни молодежи в контексте социального здоровья.Опыт социолого-философского анализа: Монография/Под ред.А.А.Козлова и Е.В.Утишевой. – СПб.: Стратегия будущего, 2010. – 183с.; Здоровье человека как национальное достояние: Коллективная монография/ Под ред. А.В.Таймазова, С.А.Цветкова, С.П.Евсеева, Ю.Н.Федотова. – СПб., 2010; Шустер, О.С.Психология здорового образа жизни/О.С.Шустер/Под ред.С.Г.Антонова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 328с.

2.Критерии здоровья человека.

См.: Психология здоровья: Учебник/ Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Издательство «Питер», 2005; Валеология человека: Здоровье-Любовь-Красота. Валеологический семинар академика В.П.Петленко/Под.ред.В.П.Петленко. – Т.2.- СПб: Петрок - Минск: Оракул, 1996.

3.Возрастная динамика отношения к здоровью.

См.: Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пособие/ В.А.Ананьев. – СПб.: Издательство «БПА», 1998. – 148с.; Валеология человека: Здоровье-Любовь-Красота. Валеологический семинар академика В.П.Петленко/Под.ред.В.П.Петленко. – Т.2.- СПб: Петрок - Минск: Оракул, 1996.

4.Конституция человека как многоуровневая система.

См.: Ананьев, В.А. и др. Этюды валеологии/ В.А.Ананьев, Д.Н.Давиденко, В.П.Петленко, Г.А.Хомутов. – СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. – 209 с.; Валеология как научная основа ЗОЖ:Учеб.пособие/Д.Н.Давиденко и др. – СПб., 2007. – 169с.

5.Задачи развития и здоровье человека.

См.: Психология: Учебник/ Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998; Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006; Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф.Рыбалко: Учеб.пособие. – Л.: Изд-во Ленинг.ун-та, 1990; Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры/ Н.Б.Стамбулова: Учеб.пособие. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999.

6.Понятие о ЗОЖ.

См.: Ананьев, В.А. и др. Этюды валеологии/ В.А.Ананьев, Д.Н.Давиденко, В.П.Петленко, Г.А.Хомутов. – СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. – 209с.; Валеология как научная основа ЗОЖ:Учеб.пособие/Д.Н.Давиденко и др. – СПб., 2007. – 169с.; Здоровый образ жизни молодежи в контексте социального здоровья.Опыт социолого-философского анализа: Монография/Под ред.А.А.Козлова и Е.В.Утишевой. – СПб.: Стратегия будущего, 2010. – 183с.; Здоровье человека как национальное достояние: Коллективная монография Под ред. А.В.Таймазова, С.А.Цветкова, С.П.Евсеева, Ю.Н.Федотова. – СПб., 2010; Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006; Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни/Э.Чарлтон//Вопросы психологии. – 1997. - №2. – С.3-14; Шустер, О.С.Психология здорового образа жизни/О.С.Шустер/Под ред.С.Г.Антонова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 328с.

7. Психологические факторы ЗОЖ.

См.: Александров, А.А. Психогенетика: Учеб.пособие/ А.А.Александров. – СПб.: Издательство «Питер», 2004.; Ротенберг В.С., Бондаренко, С.М. Мозг, обучение, здоровье/С.М.Ротенберг, С.М. Бондаренко. – М., 1989; Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006; Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология/ Е.Ф.Рыбалко: Учеб.пособие. – Л.: Изд-во Ленинг.ун-та, 1990; Фернхем, А., Хейвен, П. Личность и социальное поведение/ А.Фернхем, П.Хейвен. – М: Издательство «Питер», 2001; Шустер, О.С.Психология здорового образа жизни/О.С.Шустер/Под ред.С.Г.Антонова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 328с.

8.Технологии формирования (угашения) привычек.

См.: Валеология как научная основа ЗОЖ:Учеб.пособие/Д.Н.Давиденко и др. – СПб., 2007. – 169с.; Валеология человека: Здоровье-Любовь-Красота. Валеологический семинар академика В.П.Петленко/Под.ред.В.П.Петленко. – Т.2.- СПб: Петрок - Минск: Оракул, 1996; Психология: Учебник/ Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998; Орлов, Ю.М.Восхождение к индивидуальности/Ю.М.Орлов. – М.:Издательство «Просвещение», 1991.

9.Анализ 2-х ситуаций выбора в своей жизни с точки зрения влияния на здоровье.

10.Критерии здоровой школьной среды.

См.: Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в 588 школе Колпинского р-она г.Санкт-Петербурга/ Под ред. Н.Б.Стамбуловой. – СПб: Издательство «Центр карьеры», 2000. – 144с.; Здоровье школьника. Сборник нормативных и методических документов. – СПб, 1994; Психологическая безопасность образовательной среды//Педагогическая психология: Учеб.пособие (гриф УМО)/Под ред.Л.А.Регуш, А.В.Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – С.25-49.

11.Анализ технологий воспитания с точки зрения влияния на психическое здоровье учащихся.

См.: Крупенин, А.А. и др. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов/ А.А.Крупенин, И.М.Крохина. - Ростов-на-Дону, 1995; Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.; Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры/ Н.Б.Стамбулова: Учеб.пособие. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999.

12. Анализ технологий обучения с точки зрения влияния на психическое здоровье учащихся.

См.: Крупенин, А.А. и др. И.М. Эффективный учитель: Практическая психология для педагогов/ А.А.Крупенин, И.М.Крохина. - Ростов-на-Дону, 1995; Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: ТЦ«Сфера», 1997. – 528 с.; Стамбулова, Н.Б. Психология спортивной карьеры/ Н.Б.Стамбулова: Учеб.пособие. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 1999.

13.К проблеме «трудных» детей.

См.: Битянова, М.Р.Организация психологической работы в школе: Учеб.пособие/М.Р.Битянова. –М.: Издательство «Совершенство», 1997. – 299с.; Дубровина, И.В. Практическая психология образования/И.В.Дубровина. – М.: ТЦ «Сфера», 2002; Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в средней школе №588Колпинского района Санкт-Петербурга: Учебно-метод.пособие/ Под общ.ред.Н.Б.Стамбуловой. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 2000; Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 1999; Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И.Рогов: Учеб.пособие.- М., 1992 (2008); Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика/Л.Д.Столяренко, В.Е.Столяренко. – 4-е изд. - М.: Издательство Юрайт, 2011. – 671с.

14. Дистрессоры учащихся в современной школе.

См.: Ананьев, В.А.Психология здоровья: эмпирические исследования психосоматического и и психического здоровья школьников/В.А.Ананьев и др.// Вестник балтийской педагогической академии. – 2005. - №61. – С.10-23; Битянова, М.Р.Организация психологической работы в школе: Учеб.пособие/М.Р.Битянова. –М.: Издательство «Совершенство», 1997. – 299с.; Дубровина, И.В. Практическая психология образования/И.В.Дубровина. – М.: ТЦ «Сфера», 2002; Психологическое здоровье участников образовательного процесса// Педагогическая психология: Учеб.пособие (гриф УМО)/ Под ред. Л.А.Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – С. 49-72.; Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

15.Рекомендации учителю (тренеру) к уроку (занятию).

См.: Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком?Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2002.; Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком? Так!/ Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.,2007; Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в 588 школе Колпинского р-она г.Санкт-Петербурга/ Под ред. Н.Б.Стамбуловой. – СПб: Издательство «Центр карьеры», 2000. – 144с; Словарь-справочник социального педагога-валеолога / Под ред. А.А.Кондратьевой. - Нижний Новгород: НГАСА, 1996. – 122с.

16.Психотехнические игры и упражнения при работе с учащимися.

См.: Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И.Рогов: Учеб.пособие.- М., 1992 (2008); Стамбулова, Н.Б. Деловые игры по возрастной психопедагогике/Н.Б.Стамбулова. – СПб., 1998; Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю.Хрящева. – СПб., 2002

17.Дистрессоры учителей в современной школе.

См.: Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе: Учеб.пособие/М.Р.Битянова. –М.: Издательство «Совершенство», 1997. – 299с.; Дубровина, И.В. Практическая психология образования/И.В.Дубровина. – М.: ТЦ «Сфера», 2002; Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в средней школе №588Колпинского района Санкт-Петербурга: Учебно-метод.пособие/ Под общ.ред.Н.Б.Стамбуловой. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 2000; Реан, А.А. Социальная педагогическая психология/ А.А.Реан, Я.Л.Коломинский. – СПб.: Издательство «Питер», 1999.

18.План работы школьной службы «Здоровье» (триместр, уч.год).

См: Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в 588 школе Колпинского р-она г.Санкт-Петербурга/ Под ред. Н.Б.Стамбуловой. – СПб: Издательство «Центр карьеры», 2000. – 144с.

19. Проблема профилактики формирования наркозависимости у подрастающего поколения.

См.: Егоров, А.Ю. Возрастная наркология/А.Ю.Егоров. – СПб., 2002; Здоровый образ жизни молодежи в контексте социального здоровья. Опыт социолого-философского анализа: Монография/Под ред.А.А.Козлова и Е.В.Утишевой. – СПб.: Стратегия будущего, 2010. – 183с.Колбанов, В.В. Профилактика наркозависимости в школе/В.В.Колбанов. – СПб., 2003; Школа без наркотиков/Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. – 2-е изд-е. – СПб., 2001.

20. Рекомендации по формированию у школьников (спортсменов) личностной установки «Я, моя жизнь и жизнь моих близких без наркотиков».

См.: Егоров, А.Ю. Возрастная наркология/А.Ю.Егоров. – СПб., 2002; Колбанов, В.В. Профилактика наркозависимости в школе/В.В.Колбанов. – СПб., 2003; Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в 588 школе Колпинского р-она г.Санкт-Петербурга/ Под ред. Н.Б.Стамбуловой. – СПб: Издательство «Центр карьеры», 2000; Школа без наркотиков/Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. – 2-е изд-е. – СПб., 2001.

21.Помощь учащимся в сознательном выборе ЗОЖ.

См.: Ананьев, В.А. и др. Этюды валеологии/ В.А.Ананьев, Д.Н.Давиденко, В.П.Петленко, Г.А.Хомутов. – СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. – 209с.; Брехман, И.И. Валеология – наука о здоровье/И.И.Брехман. – 2-е изд-е. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 1990; Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в 588 школе Колпинского р-она г.Санкт-Петербурга/ Под ред. Н.Б.Стамбуловой. – СПб: Издательство «Центр карьеры», 2000 Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006; Шустер, О.С.Психология здорового образа жизни/О.С.Шустер/Под ред.С.Г.Антонова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 328с.



Б) Подготовка к деловым играм.

1. Приемы повышения интеллектуальной активности (занятие 5).

Вам следует заранее продумать ответы на вопросы «Что мне помогает включиться в деятельность?поддерживать ее?» и т.п., а также быть активными как при выполнении заданий, так и при их обсуждении.

2. Игра «Пересадка сердца» (занятие 6).

Специальной подготовки игра не требует, следует лишь реализовывать общие рекомендации к обсуждению (аргументация, слушать другого, нет перебивать, подчиняться ведущему и пр.)

3.Тематическое занятие по психологическим аспектам здорового образа жизни (или активная перемена) (занятие 11).

В основе игры – подготовка к текущему контролю 5, подразумевающего не только разработку задания по теме, но и его проведение (см.ниже).

В) Подготовка к текущим контролям

Ниже дана информация о требованиях к пяти аттестационным заданиям. В случае пропуска по уважительной причине, Вы имеете право сдать пропущенное позднее, но в рамках дисциплины (до последнего занятия).


1) опрос по теме «Основные понятия психологии здоровья» ТК1(занятие 3).

Повторите материал лекции «Предмет психологии здоровья» (лекция 1), занятий «Критерии здоровья человека», «Виды отношения человека к здоровью» (занятия 1 и 2) или ориентируйте их на основную литературу (см.выше) и, например:



  1. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пособие/ В.А.Ананьев. – СПб.: Издательство «БПА», 1998. – 148с.

  2. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

  3. Шустер, О.С.Психология здорового образа жизни/О.С.Шустер/Под ред.С.Г.Антонова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. – 328с.

  4. Валеология как научная основа здорового образа жизни: Учеб.пособие/Д.Н.Давиденко и др. – СПб., 2007. – 169с.

Инструкция: «Каждый участник возьмет карточку с 3 вопросами по ключевым понятиям нашей дисциплины. Вам следует или закончить предложение, например: «Психология здоровья изучает…», или кратко сформулировать требуемое, например: «Перечислите 5 критериев психического здоровья». Время для подготовки -10-15 мин.

Неправильный ответ по одному вопросу – 0 баллов, один неполный ответ – 2 балла, один точный ответ - 3 балла, два неполных ответа – 4 балла, полтора ответа или три неполных – 5 баллов, два правильных ответа – 6 баллов, два правильный и один неполный ответ – 7 баллов, три правильных полных ответа - 8 баллов».

Минимальное количество баллов – 2, максимальное – 8.


2)Письменная работа «Образ жизни» ТК2 (к занятию 6).

Данный текущий контроль представляет собой анализ особенностей Вашей жизнедеятельности и основан на материале лекций «Психологические основы образа жизни», «Психологические основы здорового образа жизни» (лекции 2 и 3), а также практического занятия по теме «Здоровые и нездоровые привычки» (занятие 4), также Вы можете ориентироваться на основную литературу, и, например:



  1. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пособие/ В.А.Ананьев. – СПб.: Издательство «БПА», 1998. – 148с.

  2. Ананьев, В.А. Этюды валеологии/ В.А.Ананьев, Д.Н.Давиденко, В.П.Петленко, Г.А.Хомутов. – СПб.: СПбГТУ, БПА, 2001. – 209 с.

  3. Практикум по психологии здоровья/Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 351 с.

  4. Валеология как научная основа здорового образа жизни: Учеб.пособие/Д.Н.Давиденко и др. – СПб., 2007. – 169с.

  • Вам следует отразить: 1) уровень жизни (высокий, средний, низкий; и почему так считаете?); 2) качество жизни (здоровье; приобретение товаров и бытовые услуги; чувство социальной уверенности; возможности развития личности; качество окружающей среды; возможности участия в общественной жизни) (высокое, среднее, низкое; и почему так считаете?); 3) уклад жизни («из чего стоит ваша жизнь и кто в нее входит: виды деятельности, традиции, привычки (не менее 20-ти) с последующим их распределением в группы: а) с точки зрения влияния на здоровье человека на уровне индивида, субъекта, личности и индивидуальности (здоровые – нездоровые); б) «хорошие» - «плохие»; в) конструктивные (включение в деятельность, повышение активности) – защитные (снижение или избегание эмоционального дискомфорта); 4) стиль жизни (активный, модный, «жаворонок» и т.п.); 5) в какой степени считаете свой образ жизни здоровым (от100%), аргументируйте; 6) рекомендации по его «оздоровлению».

  • Работа представляется к 6 занятию;

  • Критерии оценки: простое перечисление оценивается в 0 баллов (работа не считается выполненной); аргументация двух ответов (пунктов) – 2 балла; трех ответов (пунктов) – 3 балла; четырех ответов (пунктов) – 4 балла; пяти ответов (пунктов) – 5 баллов; за «рекомендации» добавляется 1 балл.

Минимальное количество баллов -2, максимальное – 6».
3) письменная работа «Рекомендации по формированию и поддержанию мотивации здорового образа жизни» ТК3 (занятие 7).

Специальной подготовки к выполнению данного аттестационного задания не требуется: оно выполняется в рамках занятия 7 на основе рассмотренного материала по теме, который Вы повторяете самостоятельно:



  • Вам следует разработать до пяти рекомендаций по формированию и поддержанию мотивации здорового образа жизни, ориентируясь на полученную информацию, а также Ваши собственные знания и опыт, а также обосновать их. Работа меньше трех рекомендаций не оценивается (0 баллов);

  • критерии оценки: меньше трех рекомендаций – 0 баллов; три рекомендации с частичным обоснованием– 3 балла; три рекомендации с обоснованием – 4 балла; четыре рекомендации с частичным обоснованием - 5 баллов; четыре рекомендации с обоснованием – 6 баллов; пять рекомендаций с частичным обоснованием – 7 баллов; то же, с полным обоснованием – 8 баллов.

Минимальное количество баллов – 3, максимальное – 8».
4) Письменная работа «Реализация задач формирования и поддержания здоровья учащихся» ТК4 (занятие 10).

Специальной подготовки данное задание требует: оно выполняется на основе рассмотренного материала на занятии 10, а также лекций «Здоровая школьная среда» (6) и «Педагогические технологии и здоровье учащихся» (7) и занятия «Здоровое педагогическое общение». Вы можете ориентироваться на основную литературу (см.выше) и, например:



  1. Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в 588 школе Колпинского р-она г.Санкт-Петербурга/ Под ред. Н.Б.Стамбуловой. – СПб: Издательство «Центр карьеры», 2000. – 144с.;

  2. Здоровый образ жизни молодежи в контексте социального здоровья. Опыт социолого-философского анализа: Монография/Под ред.А.А.Козлова и Е.В.Утишевой. – СПб.: Стратегия будущего, 2010.

  3. Психологическая безопасность образовательной среды//Педагогическая психология: Учеб.пособие (гриф УМО)/Под ред.Л.А.Регуш, А.В.Орловой. – СПб.: Питер, 2011. – С.25-49 и др.

  • Вам следует выбрать две задачи формирования и поддержания здоровья учащихся* из двух разных ступеней и продумать, как их можно решить. Представьте, что Вас или пригласили в качестве специалиста помочь в формировании здоровой школьной среды, или Вы работаете в школе в инициативной группе, в которую включены также медсестра(врач), психолог, социальный педагог, несколько учителей, завуч.

  • Работа выполняется на занятии 10; в случае пропуска по уважительной причине возможно ее представление до окончания дисциплины.

  • Критерии оценки: поверхностный ответ по одной задаче оценивается в 0 баллов (работа не засчитывается); менее и более ½ грамотных ответов по одной задаче – 2 и 3 балла соответственно; по ½ правильных ответов по двум задачам – 4 балла; грамотное решение одной задачи – 5 балла; то же, с менее ½ правильных ответов по другой задаче – 6 баллов; то же более ½ грамотных ответов по другой задаче – 7 баллов; полное и адекватное представление решения двух задач – 8 баллов.

Минимальное количество баллов - 2, максимальное – 8».

5)Письменная работа и представление «Тематического занятия по психологическим аспектам здорового образа жизни» или «Активной перемены» ТК5 (занятие 11).

Данный контроль завершает дисциплину «Психологию здоровья» и выполняется к итоговому занятию 11.

При подготовке «Тематического занятия» Вам следует:



  • сформулировать тему занятия, его задачи в соответствии с выбранной аудиторией возраст (класс);

  • ориентироваться как на литературу:

  1. Дубровина, И.В. Практическая психология образования/И.В.Дубровина. – М.: ТЦ «Сфера», 2002;

  2. Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в средней школе №588Колпинского района Санкт-Петербурга: Учебно-метод.пособие/ Под общ.ред.Н.Б.Стамбуловой. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 2000;

  3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И.Рогов: Учеб.пособие.- М., 1992 (2008);

так и на общепсихологические рекомендации, например, по общению, регуляции состояний, распределению времени и др.

  • план занятия представить в традиционной структуре: вводная часть, основная и заключительная. Примерное время занятия 40 мин. для учащихся и 60 мин. – для учителей; для проведения 10-15 мин. (в зависимости от количества участников).

  • оформление в рукописном (читабельном) или печатном варианте на листах формата А4: шрифт –Times New Roman, кегль– 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее -2 см;

  • критерии оценивания: только частичное письменное представление – 0 баллов (задание считается невыполненным); частичный план занятия с проведением – 2 балла; ½ плана занятия, но без проведения – 3 балла; то же, с проведением – 4 балла; более ½ плана занятия, но без проведения – 5 баллов; то же, с проведением – 6 балла; план занятия в соответствии с требованиями, но без проведения – 7 баллов; тоже, в соответствии с требованиями, но с ошибками («заминками») при проведении (две или одна) – 8 и 9 баллов соответственно; тоже, без неточностей (ошибок) – 10 баллов.

Минимальное количество баллов – 2, максимальное – 10.

При подготовке «Активной перемены» Вам следует:



  • использовать литературу, например:

  1. Дубровина, И.В. Практическая психология образования/И.В.Дубровина. – М.: ТЦ «Сфера», 2002;

  2. Образование и здоровый образ жизни. Опыт валеологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в средней школе №588Колпинского района Санкт-Петербурга: Учебно-метод.пособие/ Под общ.ред.Н.Б.Стамбуловой. – СПб.: Издательство «Центр карьеры», 2000;

  3. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ Е.И.Рогов: Учеб.пособие.- М., 1992 (2008);

  4. Хрящева, Н.Ю. Психотехнические игры в тренинге/Н.Ю. Хрящева. – СПб., 2002.

  • в работе Вам следует: обосновать целесообразность использования подвижных и психотехнических игр в качестве содержания активной перемены для учащихся; подобрать материал для 3 перемен для учащихся 1-4 классов (или 5-6 классов) разработать несколько рекомендаций по включению данных игр в учебно-воспитательный процесс (какой учебный день, между какими уроками, дозировка, последовательность и пр.); оформить (не забыть про) список литературы. Примерное время перемены – 10 мин.

  • для получения большего балла – проведение «активной перемены» в группе.

  • требований к объему работы нет; рукописный или печатный вариант: шрифт -TimesNew Roman, кегль – 14, интервал -1,5, поля: левое- 3см, правое-1,5, верхнее -2, нижнее 2 см;

  • критерии оценки: поверхностное письменное изложение части требований без проведения не оценивается (0 баллов); поверхностное письменное изложение всех требований, без проведения – 2 балла; логичное изложение части материала по плану (менее и более ½) – 3 и 4 балла соответственно; поверхностное письменное изложение части требований (менее и более ½) с проведением (с ошибками и без) – 5-6 и 7 –8 баллов соответственно; полное логичное выполнение задания – то же 8 баллов; то же, с ошибками («заминками») при проведении (двумя или одной) – 9 баллов соответственно; полное логичное изложение и уверенное проведение – 10 баллов.

Минимальное количество баллов – 2, максимальное – 10».
Рубежный кафедральный контроль по теме «Психология здорового образа жизни» (занятие 8)

Для подготовки к кафедральному рубежному контролю Вам следует повторить материал лекций «Психологические основы образа жизни», «Психологические основы здорового образа жизни», «Интеллектуальная активность и общение как психологические факторы здорового образа жизни» «Здоровье и проблема выбора в жизни», а также воспользоваться записями занятий «Здоровые и нездоровые привычки», «Приемы повышения интеллектуальной активности», и «Здоровое общение и взаимодействие в группе», «Мотивация здорового образа жизни», (лекции 2-5; занятия 4-7) или ориентируйтесь на основную литературу (см.выше) и. например:



  1. Ананьев, В.А. Введение в психологию здоровья: Учеб. пособие/ В.А.Ананьев. – СПб.: Издательство «БПА», 1998. – 148с.

  2. Валеология как научная основа здорового образа жизни: Учеб.пособие/Д.Н.Давиденко и др. – СПб., 2007. – 169с.

  3. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

  4. Практикум по психологии здоровья/Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Издательство «Питер», 2007. – 351 с.

  5. Психология: Учебник/ Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998.

  6. Ротенберг, В.С. и др. Мозг, обучение, здоровье/ В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. – М., 1989.

Контроль проводится только в рамках занятия 8. Он является обязательным и не может быть пересдан на больший балл или в случае пропуска указанного занятия.

Инструкция: «Сейчас каждый получит вариант с тремя вопросами по теме «Психология здорового образа жизни» (понятия, компоненты, особенности проявления и пр.) Отвечайте в данном раздаточном материале.

Менее ½ правильного ответа по одному вопросу – 0 баллов; неполный ответ(более ½) по одному вопросу – 2 балла; один точный ответ –3 балла; два неточных ответа – 4 балла; один полный и один (два) частично правильный(ых) ответ(а) – 5 и 6 баллов соответственно; два правильных ответа – 7 баллов; два полных и один частично правильный ответ (менее ½ и более ½) – 8 и 9 баллов соответственно; три полных правильных ответа – 10 баллов

Минимальное количество баллов – 2, максимальное – 10.

Данный контроль является обязательным.

2) рубежный контроль (УМУ)

Данный контроль предполагает стандартную процедуру. Форма контроля – тестирование.

При подготовке к рубежному контролю (УМУ) используйте материал лекций и занятий, основную литературу, а также следующую литературу:



  1. Валеология как научная основа здорового образа жизни: Учеб.пособие/Д.Н.Давиденко и др. – СПб., 2007. – 169с.

  2. Здоровье человека как национальное достояние: Коллективная монография Под ред. А.В.Таймазова, С.А.Цветкова, С.П.Евсеева, Ю.Н.Федотова. – СПб., 2010. – 690с.

  3. Здоровый образ жизни молодежи в контексте социального здоровья.Опыт социолого-философского анализа: Монография/Под ред.А.А.Козлова и Е.В.Утишевой. – СПб.: Стратегия будущего, 2010. – 183с.

  4. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

Тест-билет включает в себя 12 вопросов по трем темам: «Предмет психологии здоровья», «Психология здорового образа жизни» и «Психология здоровой школьной среды».

Первая тема раскрыта в лекции 1 и на занятиях 1- 3, вторая тема – в лекциях 2-5 и на занятиях 4-8, третья – на лекциях 6-7 и на занятиях 9-11.

По каждому вопросу предлагается четыре варианта ответа, лишь один из которых является правильным.

По каждому блоку вопросов необходимо правильно выполнить как минимум два задания, что соответствует минимальному количеству баллов - 5. Имейте в виду, что вопросы компьютер предлагает вразнобой! Дополнительный балл начисляется при условии выполнения вышеуказанного показателя следующим образом: к минимальному баллу прибавляется 1 балл – за 10% правильных ответов, 2 балла – за 20%, 3 балла – за 30%, 4 балла – за 40% и 5 баллов – за 50% правильных ответов, т.е. за безукоризненное решение всего тест-билета.



Имейте в виду, что вы, например, можете правильно решить все задания из двух блоков (разделов) и одно задание из третьего, т.е. дать 9 правильных ответов из 12, но это будет только 0 (ноль) баллов.

Минимальное количество баллов – 5, максимальное – 10.

Данный контроль является обязательным, и не пересдается в случае пропуска.»

Минимальное количество баллов – 5, максимальное – 10.



Д) Подготовка к промежуточному контролю (зачету)

Зачет может быть поставлен при условии своевременного выполнения указанных требований. В случае пропуска по уважительной причине текущий контроль может быть сдан после соответствующих занятий, но в рамках дисциплины. В противном случае организуется стандартная процедура: Вам нужно ответить на 2 вопроса (при этом Вы не можете заранее их выбрать и подготовить!)



Типовые вопросы для зачета по дисциплине «Психология здоровья»:

  1. Предмет психологии здоровья.

  2. Понятие о здоровье.

  3. Виды (компоненты) здоровья.

  4. Уровни здоровья как состояния.

  5. Критерии здоровья человека как индивида.

  6. Критерии здоровья человека как субъекта.

  7. Критерии здоровья человека как личности и индивидуальности.

  8. Конституция человека как многоуровневая система.

  9. Соотношение здоровья и болезни.

  10. Виды отношения к здоровью и болезни.

  11. Индивидуально-типологические особенности человека и его отношение к здоровью и болезни.

  12. Личность и болезнь (специфический и общий подходы)

  13. Здоровое развитие как основа здоровья. Понятие о задачах развития.

  14. Образ жизни в широком и узком смысле. Его детерминанты.

  15. Виды «чужих» жизненных сценариев.

  16. Образ жизни и жизненные перспективы.

  17. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Показатели субъективного ощущения благополучия.

  18. Основные компоненты (факторы) ЗОЖ.

  19. Модели формирования ЗОЖ.

  20. Понятие о привычке. Классификация привычек.

  21. Насильственная и ненасильственная технологии самоуправления.

  22. Технологии угашения нездоровых привычек.

  23. Технологии формирования здоровых привычек.

  24. Интеллектуальная активность и творчество как психологический фактор ЗОЖ.

  25. Концепция поисковой активности: поисковая активность, отказ от поиска, обученная беспомощность.

  26. Общение и взаимодействие с другими как психологический фактор ЗОЖ.

  27. Разновидности жизненного успеха.

  28. Проблема здорового выбора в жизни.

  29. Принципы здоровой жизненной философии.

  30. Здоровая профессиональная философия.

  31. Рекомендации по формированию и поддержанию мотивации здорового образа жизни.

  32. Понятие о школьной среде. Критерии здоровой школьной среды.

  33. Дистрессоры учащихся.

  34. Дистрессоры учителей.

  35. Классификация «трудных» детей с точки зрения здоровья.

  36. Условия здорового педагогического воздействия (поощрение, наказание, личный пример).

  37. Условия здорового педагогического воздействия (внушение, убеждение, оценка)

  38. Субъектно-объектная технология обучения и ее эффекты на уровне здоровья субъекта и личности.

  39. Субъектно-субъектная технология обучения и ее эффекты на уровне здоровья человека как субъекта и личности.

  40. Авторитарная технология воспитания и ее эффекты.

  41. Либеральная технология воспитания и ее эффекты.

  42. Демократическая технология воспитания и ее эффекты.

  43. Психологическая безопасность образовательной среды

  44. Понятие о здоровьеориентированном сопровождении учебно-воспитательного процесса в школе. Его цели.

  45. Понятие о здоровой личности.

  46. Решение одной задачи здоровьеориентированного сопровождения учебно-воспитательного процесса (по выбору студента из предложенных).

  47. Решение одной задачи здоровьеориентированного сопровождения учебно-воспитательного процесса (по выбору преподавателя).

  48. Тематические занятия по психологическим аспектам здорового образа жизни для учащихся (младшего школьного, подросткового и старшего школьного возраста по согласованию с преподавателем).

  49. Активные перемены: задачи, содержание.

  50. Тематические занятия по психологическим аспектам здорового образа жизни для учителей.

Минимальное количество баллов – 22, максимальное – 30.

Критерии оценки промежуточного контроля универсальны независимо от его формы и являются общепринятыми, а именно:

30: дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделять его существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Знание об объекте демонстрируется на фоне понимания его в системе данной науки и междисциплинарных связей. Ответ формулируется в терминах науки, изложен литературным языком, логичен, доказателен, демонстрирует авторскую позицию студента.

29: дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, доказательно раскрыты основные положения темы, в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен литературным языком в терминах науки. В ответе допущены недочеты, исправленные студентом с помощью преподавателя.

28: дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно- следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен литературным языком в терминах науки. Могут быть допущены недочеты или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.

27: дан полный развернутый ответ на поставленный вопрос, показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ четко структурирован, логичен, изложен в терминах науки. Однако допущены незначительные ошибки или недочеты, исправленные студентом с помощью «наводящих» вопросов преподавателя.

26: дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Ответ логичен, изложен в терминах науки. Могут быть допущены 1-2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно

25: дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ на поставленный вопрос. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить существенные и несущественные признаки, причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

24: дан неполный ответ, логика и последовательность изложения имеют существенные нарушения. Допущены грубые ошибки при определении сущности раскрываемых понятий, теорий, явлений вследствие непонимания студентом их существенных и несущественных признаков и связей. В ответе отсутствуют выводы. Умение раскрыть конкретные проявления обобщенных знаний не показано. Речевое оформление требует поправок, коррекции.

23: дан неполный ответ. Присутствует нелогичность изложения. Студент затрудняется с доказательностью. Масса существенных ошибок в определении терминов, понятий, характеристике фактов, явлений. В ответе отсутствуют выводы. Речь неграмотна. При ответе на дополнительные вопросы студент начинает осознавать существование связи между знаниями только после подсказки преподавателя..

22: дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.

0– нет ответа.

Самостоятельная работа студентов в рамках дополнительного модуля связана с представленным выше материалом.

2.3.Глоссарий основных понятий дисциплины «Психология здоровья».

Задачи развития - это группы проблем, трудностей и ситуаций в конкретном возрастном периоде, источником которых являются биологическое развитие, социальные ожидания и собственная активность человека, решение которых способствует укреплению перманентного здоровья (см. Уровни здоровья).


Здоровая личность - личность, обладающая культурой здоровья.
Здоровая (справедливая) групповая норма отвечает трем требованиям: 1) едина для всех (и ученика (спортсмена), и учителя (тренера); 2) ее выполнение никого не унижает, т.е. не снижает самооценку; 3) ее наличие улучшает, а отсутствие – ухудшает работу группы.
Здоровая школьная среда характеризуется: а) соответствием всех помещений школы гигиеническим требованиям (экологический аспект); б) оптимальными физическими и психическими нагрузками учащихся и учителей (гигиенический аспект); в) субъектно-субъектными педагогическими технологиями, где учащиеся рассматриваются в качестве полноправных участников процесса обучения и воспитания (педагогический аспект); г) справедливыми нормами построения взаимоотношений между администрацией, педагогами, учащимися и их родителями, обеспечивающими эффективное сотрудничество, психологическую защищенность и удовлетворенность всех участников школьной жизни (социально-нравственный аспект).
Здоровое развитие – основа здоровья человека; подразумевает своевременное решение задач развития.
Здоровье личное – предмет валеологии – определяется по-разному. Например, Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ): «Это состояние полного физического, социального и душевного благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (1948) или «Здоровье не является целью жизни, но это важнейший ресурс для повседневной жизнедеятельности; позитивная жизненная концепция, акцентирующая социальные, психические и физические возможности человека» (1986).
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – такая система жизнедеятельности человека, которая, отвечая его возрастно-половым и индивидуальным особенностям, обеспечивает сохранение здоровья, эффективность деятельность и общее удовлетворение от жизни.
Здоровьеориентированная ориентированная помощь понимается как помощь учащимся не только в решении конкретных трудностей с точки зрения здоровья, но и более широко – в личностном росте и развитии. Ее способы (виды): обучение – помощь учащимся в овладении знаниями, умениями, навыками, в том числе в области здоровья; воспитание – помощь учащимся в формировании здоровой личности и индивидуальности; диагностика – мониторинг здоровья развития учащихся; профилактика – помощь в предупреждении возникновения и развития деструктивных явлений, прямо или косвенно разрушающих здоровье учащихся, создающих условия для отставаний или отклонений в их развитии; коррекция – помощь в исправлении уже возникших негативных отклонений в состоянии здоровья, поведении и развитии учащихся; консультирование – помощь в анализе трудных жизненных ситуаций и принятии адекватных с точки зрения здоровья решений; тренинг – специально разработанные комплексы игр, упражнений, заданий, релаксационных программ, помогающие учащимся в здоровом развитии.
Здоровьеориентированное сопровождение учебно-воспитательного процесса – это система мероприятий и технологий их осуществления, которые обеспечивают формирование и поддержание здоровья всех участников школьной жизни, и прежде всего учащихся. Его цели: 1) содействовать формированию и поддержанию здоровой школьной среды; 2) обеспечить преемственность валеологического образования учащихся на протяжении всего пребывания в школе; 3) содействовать сознательному выбору и формированию здорового образа жизни подрастающего поколения на основе эффективного сотрудничества школы и семьи, организации здоровьеориентированная помощь учащимся, педагогам, родителям.
Критерии здорового общения: 1) деловой, т.е. решение задач общения; и 2) личностный, т.е. установление или поддержание позитивных взаимоотношений между участниками общения («учитель – ученик», «тренер- спортсмен», «учитель – родители ученика», «администрация – педагог» и пр.)
Критерии эффективности здоровьеориентированного

сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе – объективные: у учащихся и учителей в позициях: 1) здоровье и развитие (динамика заболеваемости, динамика интеллектуального развития учащихся, динамика количества учителей, получающих высшее образование и др.); и 2) продуктивность деятельности (динамика успеваемости, динамика знаний, умений, навыков в области ЗОЖ, динамика количества открытых уроков, семинаров, количество публикаций и др.); субъективные – в виде удовлетворенности всех участников учебно-воспитательного процесса различными сторонами школьной жизни (например, учащиеся - качеством преподавания, учителя -взаимодействием с родителями, родители - достижениями ребенка в общем развитии и учебе др.)


Компоненты здоровья – физическое (на уровне индивида), психическое, включая интеллектуальное и эмоциональное (на уровне субъекта), социальное и нравственное (на уровне личности индивидуальности).
Компоненты образа жизни - уровень жизни (экономическая категория) – степень удовлетворения потребностей человека; качество жизни (социологическая категория) – комфорт в удовлетворении потребностей; фактор, определяющий степень свободы человека; уклад жизни (социально-экономическая категория) – прядок общественной жизни, быта и культуры, которые регламентируют жизнедеятельность человека, т.е. отвечает на вопрос «Что и кто входит в образ жизни?»; стиль жизни (социально-психологическая категория) – внешняя сторона образа жизни, т.е. поведенческая особенность образа жизни.
Конституция человека – это многоуровневый генетический потенциал человека, который может меняться под влиянием среды и его собственной активности лишь в незначительных пределах («норма реакции»), и уровни которого взаимосвязаны: 1) генотипический; 2) иммунный; 3) лимфогематологический; 4) гормонально-половой; 5) фенотипический (конституция в классическом понимании); 6) нейродинамический; 7) психологический; 8) энерго-акупунктурный; 9) дерматологический.
Критерии нравственного (здорового) поведения в процессе взаимодействия с другими: 1) поддерживается или повышается собственная самооценка; и 2) поддерживается или повышается самооценка другого.
Культура здоровья личности – это система знаний, умений, навыков, отношений, привычек и образа жизни, обеспечивающих сохранение здоровья, эффективность деятельности и общую удовлетворенность жизнью. Ее структура: физическая культура личности, интеллектуальная культура личности, социальная культура личности и нравственная культура личности.
Образ жизни – система жизнедеятельности человека, связанная с эффективностью выполнения им социальных функций и проявлением активности. Рассматривается в широком (уровень, качество, уклад и стиль жизни)(см. компоненты образа жизни) и узком (стиль жизни) смысле. С другой стороны, это практическая реализация жизненной стратегии человека, т.е. индивидуального сценария жизни.
Отношение к болезни – выделяют видов отношения к болезни: 1) спокойно-рассудительное (четкое выполнение врачебных предписаний); 2) пренебрежительное; 3) отрицающее (есть симптомы заболевания, но человек игнорирует их); 4) ипохондрическое (внушаемое, мнительное); 5) нозофобное (страх болезни); 6) нозофильное (любовь к болезни); 7) утилитарное (болезнь как средство достижения других целей): симуляция (воспроизведение симптомов болезни); диссимуляция (сознательное сокрытие симптомов и тяжести болезни), аггравация (сознательное преувеличение тяжести симптомов болезни)
Отношение к здоровью как к цели (1) и как к средству для достижения жизненных целей (2). (1) характерно для более поздних этапов онтогенеза, (2) - для более ранних этапов онтогенеза и для некоторых видов деятельности (например, спортивной).
Педагогическая психология здоровья изучает особенности формирования и поддержания здоровой школьной среды, включая ее гигиенический, педагогический и социально-нравственный аспекты.
Поисковое поведение – важнейшее условие адаптации в трудных жизненных ситуациях, подразумевающее поиск вариантов их решения или изменение отношения к ним противоположная тенденции поведения – отказ от поиска – пассивная реакция на проблемы, кумулятивный эффект может проявиться в развитии «обученной беспомощности» как страха трудностей и неспособности и нежелании их решать.
Привычка – стереотип поведения, направленный на удовлетворение какой-либо потребности. Выделяют «здоровые – нездоровые (вредные)» (с точки зрения влияния на здоровье человека), «хорошие (нравственные) – плохие (безнравственные)» (с точки зрения моральный норм) и «конструктивные – защитные» (с точки зрения направленности на достижение успеха или на избежание неудачи».

Психологически безопасная образовательная среда – среда, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия. К наиболее важным условиям образовательной среды, создающим и обеспечивающим психологическую безопасность, являются: 1) доброжелательные взаимоотношения; и 2) дисциплина.


Психология здоровья – это наука о психологических аспектах здоровье; наука о наиболее общих законах формирования и поддержания здоровья субъекта, личности и индивидуальности.
Саморазрушающее поведение подразумевает наличие нездоровых (вредных) и защитных привычек.
Соотношение здоровья и болезни - три подхода: 1) концепция одного полюса: нет здоровых людей, каждый человек в той или иной степени болен (общество, экология и пр. нездоровы); 2) концепция двух полюсов: человек либо болен, либо здоров («годен -не годен к чему- либо»); ) концепция трех полюсов: здоровье-предболезнь-болезнь).
Уровни здоровья как состояния - актуальный (самочувствие человека «здесь и теперь»), текущий (самочувствие в течение некоторого времени), перманентный (имеющиеся от рождения и накопленные в ходе развития резервы здоровья).
Факторы здорового образа жизни – к классическим компонентам ЗОЖ относятся: 1) рациональное питание; 2) оптимальная двигательная активность и закаливание; 3) режим дня; 4) здоровые привычки и отказ от саморазушающего поведения; 5) интеллектуальная активность творчество; 6) общение и взаимодействие с другими на основе критериев эффективного общения и нравственного поведения.
Школьная среда рассматривается с четырех позиций как: 1) «среда обитания» всех участников школьной жизни; 2) режим школьной жизни (расписание, учебная нагрузка); 3) комплекс условий для развития и творчества учащихся и учителей (педагогические технологии, традиции, нормы поведения и др.); 4) система взаимоотношений всех участников учебно-воспитательного процесса, включая администрацию, педагогов, учащихся и их родителей.

Желаем достойного приобретения и демонстрации знаний!

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал