Методическое пособие для обучающихся «оценка функционального состояния пациента» пм. 04. (07) Выполнение работ по профессии младшая медицинская



Скачать 423.71 Kb.
страница1/4
Дата13.09.2017
Размер423.71 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА»
ПМ.04. (07) Выполнение работ по профессии младшая медицинская

сестра по уходу за больными

МДК.04.(07) «Технология выполнения сестринских услуг»

Специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

31.02.01 «Лечебное дело»

САТКА 2016



Рассмотрено на заседании ЦМК

Председатель ЦМК___________

Председатель ЦМК___________

«___»_______________20___ г.

Протокол №__________




СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по УР: _______ Севостьянова И. А.

«___»_____________ 201 __ г.





Составила: Чудинова М.П. – преподаватель ПМ.04.(07.) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»




Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА..........................................................................4

МОТИВАЦИЯ……………………………………………….…......................…..7

  1. Информационный блок ………………………..………..……………..7

  2. Контролирующий блок …………………………………………….…30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….......35

Приложение 1 Измерение роста пациента ………………………………..…...35

Приложение 2 Взвешивание и определение массы тела……………….………36

Приложение 3 Температурный лист ……………………………………......….37

Приложение 4 Оценочный лист …………………………….………………......38

Приложение 5 Критерии оценок по разным видам работ……………….…....39



« При уходе за больным главное – уметь наблюдать за ними.

Это особое умение: надо знать, что наблюдать, надо уметь судить о том, лучше ли больному или хуже; отличать существенные проявления и несущественные; знать наперёд, какие последствия могут произойти при том или другом упущении со стороны ухаживающих за больным». (Ф.Найтингейл)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся специальных дисциплин к практическим занятиям по МДК.04.01 «Теория и практика сестринского дела» ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным», разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело».

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студенты должны:



  1. ЗНАТЬ:

  • значение оценки функционального состояния пациента;

  • способы реализации сестринского ухода;

  • механизмы теплообразования и пути теплоотдачи;

  • понятие о лихорадке;

  • виды, периоды лихорадки;

  • нормальные показатели АД, ЧДД, пульса.

  • правила заполнения медицинской документации (температурный лист).

  1. УМЕТЬ:

  • оказывать сестринскую помощь в каждом периоде лихорадки;

  • измерить артериальное давление;

  • исследовать артериальный пульс;

  • определять ЧДД, регистрация;

  • определить проблемы пациента, связанные с показателями артериального давления и артериального пульса.

  1. ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК:

  • выявление нарушенных потребностей пациента;

  • планирование и осуществление сестринского ухода;

  • оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий;

  • ведение медицинской документации.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1. Дидактические цели:



  • закрепление, углубление и систематизация изученного теоретического материала по разделу;

  • выработка навыков самостоятельной работы с оборудованием, наглядными средствами обучения и дидактическими средствами;

  • выработка умения применять теоретические знания на практике (при выполнении практических заданий);

  • продолжить формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС.

2. Развивающие цели:

  • развитие умения оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;

  • активизация познавательного интереса студентов;

  • развитие памяти и логического мышления.

3. Воспитательные цели:

  • воспитание стремления к получению глубоких знаний;

  • привитие интереса к предмету и повышение мотивации к его изучению;

  • воспитание чувства ответственности за результаты обучения;

  • воспитание культуры речи и культуры поведения.

Для достижения поставленных целей на данном занятии использован комплекс методов обучения:



  • Проблемно - поисковые методы (решение ситуационных задач)

  • Научно - поисковые (самостоятельная работа по отработке практических манипуляций по оценке функционального состояния пациента.

При изучении темы у студентов будут сформированы:

Профессиональные компетенции (ПК):

-эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

-соблюдать принципы профессиональной этики;

-осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях учреждения здравоохранения и на дому;

-консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода;

-оформлять медицинскую документацию;

-оказывать медицинские услуги в пределах своих компетенций.

Общие компетенции (ОК):

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;

-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

-работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителям

МОТИВАЦИЯ

Уважаемые обучающиеся!

Данная тема важна для изучения, потому что для медицинской сестры метод объективного обследования (измерение температуры тела, ЧДД, пульса, АД) имеет наиболее существенное значение, так как он дает наиболее полную объективную информацию о состоянии пациента. Поэтому будущая медсестра должна хорошо владеть объективными методами обследования.

Уход за пациентами – это важная составляющая деятельности медицинских сестёр. При осуществлении ухода имеет значение внимательное и этичное отношение медицинского работника к самому больному и его родственниками, корректность в общении и соблюдении юридических норм при выполнении независимых, зависимых и взаимозависимых сестринских вмешательств.

В современных условиях все большее значение приобретает качество работы медсестры, повышаются требования к ее профессиональной подготовке. Так как, успех лечения пациентов в значительной степени зависит от правильного, непрерывного наблюдения и качественного ухода за ними.

Постоянное наблюдение за пациентами необходимо для того, чтобы своевременно заметить изменения в состоянии их здоровья, обеспечить надлежащий уход и при необходимости оказать неотложную медицинскую помощь. Чтобы правильно оказать помощь, медсестре необходимо уметь оценить функциональное состояние пациента. То есть измерить температуру тела, пульс, дыхание, артериальное давление.


  1. Информационный блок

1.1.Терминологический словарь

  • Асфиксия – это остановка дыхания вследствие прекращения поступления кислорода.

  • Астма – это приступ удушья или одышки легочного или сердечного происхождения.

  • Аритмия – нарушение ритма сердечных сокращений;

  • Апноэ – кратковременная задержка дыхания от нескольких секунд до одной минуты;

  • Брадикардия – урежение частоты сокращений менее 60 в минуту;

  • Брадипноэ – урежение дыхания;

  • Гиперемия – покраснение;

  • Кома – бессознательное состояние;

  • Пульс – периодически толчкообразные колебания стенок кровеносных сосудов, с изменением их кровенаполнения и давления в них в течение одного сердечного цикла;

  • Тахикардия – учащение частоты сердечных сокращений более 80 в минуту;

  • Цианоз – синюшный оттенок кожных покровов;

  • Внешнее дыхание – газообмен в лёгких;

  • Внутреннее дыхание – обеспечение тканей и органов кислородом;

  • Артериальное давление (АД) – это давление крови на стенки артерий;

  • Систолическое давление - это верхняя цифра параметра. Показывает уровень давления, когда сердечная мышца сжимается и выталкивает кровь в артерии;

  • Диастолическое – это давление, которое оказывают на движущуюся по ним кровь кровеносные сосуды во время диастолы (расслабления сердечной мышцы);

  • Пульсовое давление является разницей между систолическим и диастолическим давлением и измеряется в миллиметрах ртутного столба;

  • Артериальная гипотензия – это снижение артериального давления ниже нормы (100/60 мм. рт. ст.).

  • Артериальная гиперте́нзия (АГ) – стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм. рт. ст. и выше.




    1. Опорный конспект

Термометрия.

Механизмы теплообразования и пути теплоотдачи

У здорового человека температура тела в течение суток колеблется в небольших пределах и не превышает 370С. Такое постоянство обеспечивается путём сложной регуляции теплопродукции (образование тепла) и теплоотдачи.

Температура тела в подмышечной области в норме 36-370 С.

Образование тепла в организме происходит в результате окислительных процессов в мышцах и внутренних органах. Чем выше интенсивность обменных процессов, тем больше теплопродукция.

У человека постоянная температура тела поддерживается путем нейрогуморальной регуляции отдачи тепла кожей и внутренними органами в окружающую среду. Теплоотдача может осуществляться путём теплопроведения, теплоизлучения и испарения.

Способность организма изменять уровень теплоотдачи зависит главным образом от богатой сети кожных кровеносных сосудов, которые значительно и быстро могут изменять свой просвет. При недостаточной выработке тепла в организме (или при его охлаждении) рефлекторно происходит сужение сосудов кожи и уменьшается отдача тепла. Кожа становится холодной и сухой, иногда появляется озноб (мышечная дрожь). Наоборот, при избытке тепла (или при перегревании организма) наблюдается рефлекторное расширение кожных сосудов, увеличивается кровоснабжение кожи и соответственно растёт отдача тепла проведением и изучением.

Таким образом, сложная регуляция процессов теплоотдачи и теплопродукции обеспечивает температурное постоянство внутренней среды организма, оптимальное для нормальной жизнедеятельности органов и тканей. Нарушение механизма теплопродукции в результате действия различных внешних или внутренних причин может привести к снижению или повышению температуры тела – лихорадке.


Колебания температуры тела в течение дня

При различных условиях возможны физиологические колебания температуры тела в течение дня у одного и того же человека на 0,3 – 0,50 С.

У людей пожилого и старческого возраста она чаще снижена (субнормальная).

В раннем детском возрасте отмечается особая неустойчивость температуры тела с большими колебаниями в течение дня, так как обменные реакции протекают более интенсивно, и механизмы терморегуляции ещё несовершенны. У новорожденных в подмышечной впадине температура 37,20

У взрослого в прямой кишке, влагалище, полости рта температура тела на 0,2 – 0,40 С выше, чем в подмышечной впадине.

На температуру тела могут влиять время суток, приём пищи, интенсивные физические и эмоциональные нагрузки ( при эмоциональных нагрузка повышается, при депрессии – снижается), которые повышают температуру тела на 0,50 С.


Понятие, виды, периоды, механизмы развития лихорадок

Лихорадка (febuis) – повышение температуры тела, возникающее как активная защитно-приспособительная реакция организма в ответ на разнообразные патогенные раздражители.

Чаще всего таковыми бывают – пирогенные вещества белковой природы: микробы, их токсины, сыворотки, вакцины, продукты распада собственных тканей организма при травме, внутренних кровоизлияниях, неврозах, ожогах.

Пирогенные вещества вызывают активную защитную реакцию организма с изменением функции терморегуляции: теплоотдача резко снижается (происходит сужение кожных сосудов) , а теплопродукция возрастает, что способствует накоплению тепла и повышению температуры тела.

Гораздо реже лихорадка имеет чисто неврогенное происхождение и связана с функциональными или органическими поражениями ЦНС (центральной нервной системы): кровоизлияние, опухоль, заболевания, сопровождающиеся нарушением функции центров терморегуляции.


По степени подъёма температуры различают следующие виды лихорадки:

  1. Субфебрильная – не выше 380 С

  2. Умеренная (фебрильная) – 38 – 390 С

  3. Высокая (пиретическая) – 39 – 410 С

  4. Чрезмерная (гиперпиретическая) – выше 410 С.


По длительности различают:

  1. Мимолётная лихорадка – повышение температуры тела в течение нескольких часов.

  2. Острая – высокая температура тела в течение 15 дней.

  3. Подострая – длительность лихорадки до 45 дней.

  4. Хроническая – свыше 45 дней.

По характеру колебаний температуры тела в течение суток

различают следующие типы лихорадок:

  1. Постоянная – длительное повышение температуры тела с суточными колебаниями не более 10 С.

  2. Ремитирующая (послабляющая) – длительная лихорадка с суточными колебаниями температуры от 1 до 1,50С, без снижения до нормы.

  3. Гектическая (истощающая) – большие подъёмы (на 3-50 С) и быстрые спады температуры, по 2-3 раза в сутки до нормальных и субнормальных цифр (ниже 360 С).

  4. Извращенная – при которой утренняя температура выше вечерней.

  5. Волнообразная – более или менее длительные периоды постоянного повышения температуры, чередуются с периодами нормальной или пониженной температуры.

  6. Перемежающая – в течение дня чередование периодов повышенной температуры с нормальной или пониженной.

В развитии лихорадки различают три периода: период подъёма температуры, период относительного постоянства (максимального подъёма), период снижения температуры.

I ПЕРИОД - подъём (нарастание ) температуры – кратковременный период, характеризующийся преобладанием теплопродукции над теплоотдачей. Последняя оказывается резко сниженной за счёт выраженного спазма кожных кровеносных сосудов (температура поднимается, а кожа остаётся холодной, потоотделение уменьшается). Продолжительность этого периода от нескольких часов до нескольких дней.

II ПЕРИОД – период относительного постоянства – на повышенном уровне может продолжаться от нескольких недель, характеризуется усилением токсического состояния. Сосуды кожи в этот период расширяются, усиливается потоотделение, теплоотдача возрастает и уравновешивает всё ещё повышенную теплопродукцию. В результате – дальнейшее повышение температуры прекращается, она стабилизируется на этом высоком уровне.

III ПЕРИОД – период снижения температуры (теплоотдача резко усиливается, превышая теплопродукцию). Протекает он по-разному.

Температура может падать критически (кризис) – быстро с высоких цифр до низких (с 40 до 360 С) в течение часа. Это часто сопровождается стремительным падением сосудистого тонуса, которое проявляется в резком снижении АД до 80/20 мм.рт.ст. и появлении нитевидного пульса, предельной слабости, бледностью кожных покровов. Это состояние пациента называется, коллапсом требует от медперсонала срочных мер!



Постепенное снижение температуры с высоких цифр до нормы (ниже нормы) называется литическим (лизис) снижением температуры.
Дополнительная информация

  1. Температуру у пациента измеряют, как правило, два раза в день: утром натощак (с 7 до 8 часов) и вечером (с 17 до 18 часов).

  2. Следует знать, что температура тела минимальная рано утром (между 3-6 часами), а максимальная – во второй половине дня (между 17 и 21 часами).

Для быстрого выявления людей с высокой температурой применяют «Термотест» - полимерную пластинку, покрытую эмульсией на жидких кристаллах. Её накладывают на лоб – при 36-370 С – зелёным цветом светится буква N (Norma), а выше 37) С – буква F (Febris – лихорадка).
Регистрация данных термометрии

В ЛПУ в постовом температурном листе указывают Фамилии всех пациентов (по палатам), дату и время измерения температуры (утро, вечер0.

Результаты измерения температуры переносят из постового температурного листа в Индивидуальный температурный лист.

Его заводят в приемном отделении вместе с медицинской картой на каждого пациента, поступающего в стационар.

Помимо графической регистрации данных измерения температуры (шкала Т), в нём строят кривые частоты пульса (шкала П) и артериального давления (шкала АД).

В нижней части температурного листа записывают данные подсчёта частоты дыхания в 1 минуту, массу тела, а также количество выпитой за сутки жидкости и выделенной мочи (в мл.0 Данные о дефекации (стул) и проведенной санобработки обозначают знаком «+».

По оси абсцисс температурного листа отмечают дни болезни. Каждый день болезни рассчитан на двукратное измерение температуры тела. По оси ординат расположена температурная сетка, каждое деление которой составляет 0,20 С.

Соответствующими точками наносят результаты ежедневной двухразовой термометрии. Утренняя температура регистрируется точкой в графе «У», вечерняя в графе «в». Эти точки соединяют между собой, образуя так называемые температурные кривые, отражающие при наличии лихорадки тот или иной её тип.

Температурная кривая чертится, синим или черным цветом.
Особенности ухода за лихорадящими больными

Принципы ухода за лихорадящими больными в зависимости от стадии (периода) лихорадки:

– в первый период лихорадки необходимо «согреть» больного,

– во второй период лихорадки следует «охладить» больного,

– в третий период необходимо предупредить падение АД и сердечно-сосудистые осложнения.
Помощь в первом периоде лихорадки медицинская сестра должна:

1. Обеспечить постельный режим,

2. Тепло укрыть пациента,

3. К ногам положить грелку;

4. Обеспечить обильное горячее питьё (чай, настой шиповника и др.),

5. Контролировать физиологические отправления,

6. Обеспечить постоянное наблюдение за пациентом.

Помощь во втором периоде лихорадки медицинская сестра должна:

1. Следить за строгим соблюдением пациентом постельного режима.

2. Обеспечить постоянное наблюдение за лихорадящим пациентом (контроль АД, пульса, температуры тела, за общим состоянием).

3. Заменить теплое одеяло на легкую простыню.

4. Давать пациенту (как можно чаще!) витаминизированное прохладное питье (морс, настой шиповника).

5. На лоб пациента положить пузырь со льдом или холодный компресс, смоченный в растворе уксуса (2 столовых ложки на 0,5 литра воды) - при выраженной головной боли и для предупреждения нарушения сознания.

6. При гиперпиретической лихорадке следует сделать прохладное обтирание, можно использовать примочки (сложенное вчетверо полотенце или холщовую салфетку, смоченные в растворе уксуса пополам с водой и отжатые, нужно прикладывать на 5-10 мин., регулярно их меняя).

7. Периодически протирать слабым раствором соды ротовую полость, a губы смазывать вазелиновым маслом.

8. Питание осуществлять по диете № 13.

9. Следить за физиологическими отправлениями, подкладывать судно, мочеприёмник.

10. Проводить профилактику пролежней.
Помощь в третьем периоде лихорадки

При критическом снижении температуры тела пациента медицинская сестра должна:

1. Вызвать врача.

2. Приподнять ножной конец кровати и убрать подушку из-под головы.

3. Контролировать АД, пульс.

4. Приготовить для п/к введения 10% раствор кофеин-бензоат натрия, кордиамин, 0,1% раствор адреналина, 1% раствор мезатона.

5. Дать крепкий сладкий чай.

6. Укрыть пациента одеялами, к рукам и ногам пациента приложить грелки.

7. Следить за состоянием его нательного и постельного белья (по мере необходимости бельё нужно менять, иногда часто).


При литическом снижении температуры тела пациента медицинская сестра должна:

1. Создать пациенту покой.

2. Контроль Т°, АД, ЧДД, РS.

3. Производить смену нательного и постельного белья.

4. Осуществлять уход за кожей.

5. Перевод на диету № 15.

6. Постепенное расширение режима двигательной активности.

ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПРАТУРЫ ТЕЛА В ПОДМЫШЕЧНОЙ ОБЛАСТИ.

(в условиях стационара)

Цель исследования: диагностическая.

Показания: плановое измерение температуры утром и вечером, у лихорадящих больных – по назначению врача.

Оснащение: часы; медицинский максимальный термометр; ручка; температурный лист; полотенце или салфетка; емкость с дезинфицирующим раствором.


Этапы

Обоснование

I. Подготовка к процедуре: 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться, уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые.

Установление контакта с пациентом

2. Объяснить пациенту цель и ход процедуры, если он с ней не- знаком

Психологическая подготовка пациента к процедуре.

3. Получить согласие пациента на процедуру.

Соблюдение прав пациента.

4. Вымыть и осушить руки и/ или обработать их антисептиком

Профилактика ВБИ

5. Подготовить необходимое оснащение. Убедиться в целост-ности термометра и в том, что показания на шкале не превышают 35°С. В противном случае встряхнуть термометр так, чтобы столбик ртути опустился ниже 35°С.

Обеспечение безопасности пациента и достоверности результата измерения температуры


Каталог: attachments -> article -> 106
article -> Методические рекомендации по организации паллиативной помощи
article -> Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 07
article -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ
106 -> Биоритмы теория «трёх ритмов»
106 -> Учебное пособие для самостоятельной работы студентов пм 04 ( 07) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»
106 -> Учебно-медицинское издательство (ооо «уми»)


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница