Методическое пособие Киселевск 2016 Составители: О. В. Баранова, воспитатель первой квалификационной категории мадоу №2



страница1/3
Дата14.09.2017
Размер9.53 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3

c:\users\оленька\downloads\без-имени-1.jpgc:\users\оленька\appdata\local\microsoft\windows\inetcache\content.word\10351297.png

http://refdb.ru/images/778/1555751/m18d76113.jpg

c:\users\оленька\appdata\local\microsoft\windows\inetcache\content.word\10351297.pngc:\users\оленька\appdata\local\microsoft\windows\inetcache\content.word\10351297.png


c:\users\оленька\appdata\local\microsoft\windows\inetcache\content.word\10351297.png

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида»


НАСЛЕДИЕ РОССИИ
методическое пособие

Киселевск

2016

Составители: О.В. Баранова, воспитатель первой

квалификационной категории МАДОУ №2

«Лучики», г. Киселевска



Е.А.Тарасова, воспитатель высшей

квалификационной категории МАДОУ №2

«Лучики», г. Киселевска

Рецензент: Т.Ю.Стексова, заведующая МАДОУ №2

«Лучики», г. Киселевска

Методическое пособие содержит материалы обучающего и познавательного характера, направленные на формирование патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста: подробно изложено перспективное планирование по теме«Народная тряпичная кукла», которое сопровождается конспектами образовательной деятельности, дидактическими играми, подобраныпословицы, поговорки и загадки о народной тряпичной кукле, рекомендации для работы с родителями.

Пособие предназначено студентам педагогических колледжей, будет также полезно воспитателям ДОУ и родителям детей старшего дошкольного возраста.


Наследие России: методическое пособие / сост. О.В. Баранова, Е.А. Тарасова – Киселевск: МАДОУ №2 «Лучики», 2016. - 84с.
« Детский сад №2 «Лучики» комбинированного вида» , 2016
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….4

1.История возникновения народнойтряпичной куклы……….........7

2.Народная тряпичная кукла как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраст…...……………15

3.Перспективное планированиесовместной образовательной деятельности педагога и ребёнкапо теме «Народная тряпичная кукла» в старшей группе ДОО.…………………..…………………17

4.Примеры конспектов организационной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с «Народной тряпичной куклой»…………………………23

5.Дидактические игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с «Народной тряпичной куклой»…………44

6.Работа с родителямипо ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с «Народной тряпичной куклой» 46

Литература.………..…………………………………..……………..65

Приложение.…………………………………………………….…....67


Мы живём в удивительное время, когда происходит много разных открытий. Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но культура и традиции остаются прежние, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к народному наследию сказкам, народным игрушкам.

В семье изобилие игрушек, которые не несут художественного смысла, не развивают патриотические качества в процессе ознакомления с устным народным творчеством русского народа. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям творчество старшего поколения. Между тем необходимо чтить и бережно относятся к своей истории и традициям.

В свою очередь в течение несколькихлет приоритетным направлением работы педагогов дошкольного учреждения является патриотическоевоспитание детей старшего дошкольного возраста, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему народу, малой Родине,традициям родного края, истории России. Перед педагогами поставлена задача, найти пути возвращения традиций и обычай, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических качеств. Одним из приемлемых путей является изучение истории возникновения русской народной куклы. Её главная ценность в том, что она, являясь частью культуры, сохраняет своём образе самобытность и характерные черты русского народа.

В кругу традиционно-бытовой материальной культуры особое место принадлежит различным игрушкам, и в первую очередь куклам. Привычная всем нам с раннего детства народная игрушка занимала в повседневном быту, вплоть до недавних пор, прочное место. В куклы играли дети, но ими окружали себя и взрослые. Такой интерес к куклам предполагает давнюю историю существования этого предмета традиционного быта, что и подтверждают материалы археологических раскопок. Этнографические наблюдения свидетельствуют о том, что человек общается с куклой гораздо чаше, чем это может показаться. Взаимосвязь человека с куклой продолжается от его рождения до самой смерти, активно участвуя при всем этом в семейной и общественной жизни.

Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное миро устроение. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла. Исследователи предписывают кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь.

Таким образом, целью данного пособия является: приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной тряпичной куклой.

Задача взрослых: не забывать историю своего народа, воспитывать интерес у детей к народной культуре (обычаи, традиции, игры, праздники, народные игрушки), желание узнавать новые факты из жизни нашего народа, прививать любовь к своему народу.

В наши дни куклы – это либо детские игрушки, либо сувениры. Но так было не всегда. Вспомните русскую народную сказку о Василисе Прекрасной. В ней мама перед смертью подарила дочке куколку, сказав: «Носи ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета». И на протяжении всей сказки куколка неоднократно выручала девушку из беды. Ведь с древних времен на Руси куклы считались сильными магическими инструментами, способными приносить удачу, оберегать от зла и исполнять желания.

Целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с историей народной тряпичной куклы, в тесном единстве детей, воспитателя и родителей, позволит заинтересовать детей, привить у них интерес к сохранению народных традиций. Дети не только узнают историю возникновения куклы, но и научатся её изготовлять, соотносить по виду (игровая, обереговая, обрядовая) самостоятельно организовывать ролевые игры с использованием сюжета старины и народных кукол.

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок. http://dmee.ru/tw_files2/urls_1/6/d-5096/5096_html_5e101415.jpg

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой.По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Куклы – обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Куклы, сделанные на основе берёзового полешка, являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.Главная черта российских народных куколок – чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». http://www.handsmagic.ru/wp-content/uploads/2016/03/maslenica-1.jpg

На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами. В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их.https://pp.vk.me/c628327/v628327430/cfc1/4c7exf32yps.jpg

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.http://montessori-life.ru/wp-content/uploads/2013/11/i2019.jpg

Народная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.
Символика русской куклы
Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.https://fs00.infourok.ru/images/doc/223/22470/1/img13.jpg

Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.http://vnitkah.ru/wp-content/uploads/kykla_iz_nitok18.jpg

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. Таким образом, в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово «семья» звучит как заклинание: «я» в центре мироздания, «я» должен повториться семь раз – тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.

Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:

Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского – такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.http://ic.pics.livejournal.com/telemax_spb/48626297/879316/879316_original.jpg
Виды народных тряпичныхкукол
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, куклы –игровые, куклы – обрядовые.

http://nagadali.ru/wp-content/uploads/2015/01/obereg1.jpghttp://www.rukukla.ru/file/0001/600/5467.jpg
Виды народныхтряпичных кукол па назначению


  • Обереговые– это куклы которые создавались для того

чтобы оберегать человека от различных напастей. Их брали с собой в дорогу, укладывали в кроватку маленьких детей и целыми гроздьями развешивали в избах, чтоб уберечься от проделок злых духов. К обереговым куклам относятся:

«Успешница»; «Капустка»; «Ангелочек»;



http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/5/3/6/1512211612185361021ef70888bc5056211e26acf08a.jpeg


http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/6/3/a/15122711502263a6e7d1c499ec733e41ad26fb38a16d.jpegделаем куклу-оберег
«Куватка»; «Колокольчик»; «Бессонница»;
http://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/b/d/6/150426224008.jpeghttp://www.dolls-textile.ru/images/stories/bessonnitsa/bessonnitsa-1.jpghttp://handclub.ru/media/img/items/2015/05/16/216166-1431772787.jpg
«Кубышка-Травница»; «Берегиня дома»; «Крупеничка»;
http://cs1.livemaster.ru/storage/79/eb/3bbd10b77b6ef74d95472e4aa72v--kukly-igrushki-kukla-krupenichka-zernovushka.jpghttps://4.bp.blogspot.com/-2htff-gqzsw/vvdrimb1eji/aaaaaaaadls/3uuaxa1_sdw/s400/kukla-bereginja-svoimi-rukami-20.jpgмотанка травница своими руками мастер-класс


  • Обрядовые – это куклы, которыепринимали участия во время различных обрядов, без которых не возможно было

осуществлять посевы, сборы урожая, свадьбы и многие другие обряды. К обрядовым куклам относятся:
«Масленица»; «Покосница»; «Пасхальная голубка»;
вербницаhttp://img-fotki.yandex.ru/get/3811/pinigina.c/0_46106_4f66d082_xl.jpgмасленица
«Коза»; «Неразлучники»; «Кукла Коляда»;

http://s01.geekpic.net/di-g74lzf.jpg


c:\users\оленька\desktop\0_585fd_705beec9_xl.jpghttp://static.wixstatic.com/media/cd4d8b_dd5df6649e054d01bac811ba6293e565.jpg_srz_480_825_85_22_0.50_1.20_0.00_jpg_srz


  • Игровые – это куклы, которые создавались

для игры с детьми, сначала делала мама, а вскоре дети сами делали для себя кукол. Благодаря куклам дети развивались, девочки получали первые навыки рукоделия, мальчики, играя в куклу «Куклак» мерялись силой. В целом через игру с куклами дети учились понимать вопросы социально бытовой стороны жизни. Игрушка служила и служит наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. К игровым куклам относятся:

«Куклак»; «Зайчик на пальчик»; «Малышок голышек»;

c:\users\оленька\desktop\img6.jpghttp://komane.ru/nuda/centr-dopolnitelenogo-obrazovaniya-detej-im-v/50.jpgзайчик на пальчик

«Сорока-Белобока»; «Бабочка»; «Столбушка»;
http://img2.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-29/image_3544841.jpghttp://img4.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-21/image_457892.jpghttp://img4.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-21/image_1022092.jpg

Виды народных тряпичных кукол по способу изготовления

Кукол отличает друг от друга не только их назначение, но и то какой способ был выбран для того чтобы ее изготовить. Способ изготовления определяет то, какой будет форма куклы, традиционно выделяют следующие формы способов изготовления:



«Столбушка»; «Набивная кукла мешок»; «Закрутка»;

http://kladraz.ru/images/16(46).jpghttps://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/1b/16/30/1b1630144a0ce07843ee8d5838846095.jpghttp://www.kukla-dusha.net/sc-pic/i0962.jpg

«Кукла на палочке»; «Пеленашка»; «Узловая кукла».

http://img2.searchmasterclass.net/uploads/posts/2013-06-29/image_4580971.jpghttp://cs635100.vk.me/v635100929/a764/387mfonsiog.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-afishanew/29882/bf68cee503c3d2161c4470b3aebd550b/orig
В конструкциях русских тряпичных кукол наиболее часто встречается скрутка или обмотка куском ткани. Технология скручивания в рулон полосок ткани позволяет не только сформировать устойчивую основу куклы, но и имеет более мифическую основу, а именно передает представление людей об устройстве мира, человека и окружающей его природе. Который в его представлении имеет уровни и слои. Направлению наматывания придавалось особое значение если мотали по часовой стрелке или «по солнцу» это было связанно с жизнью, если же мотали «против солнца» то желали попасть в миры, где искали ответы на многие вопросы во время гаданий и тайных обрядов.


http://www.placen.com.ua/sites/default/files/files/maslenuca/f14fe74cd9c2.jpg

Сегодня, русские народные тряпичные куклыпереживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными.

Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная. В ней важно все – форма проведения совместной деятельности, содержание, обстановка, общение детей и педагога.

Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их движение и развитие.http://mirput43.ru.host1423465.serv57.hostland.pro/wp-content/uploads/2015/12/10.jpg

Сегодня рукотворная тряпичная кукла выполняет новую коммуникативную функцию: она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту, в котором нам многое созвучно.

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни, сопровождая рождение, свадьбу, уход к предкам. Традиционная матерчатая кукла – это простейшее изображение женской фигуры.

Народная кукла была многофункциональной: в одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение – все эти значения сплетались воедино, в одну самую главную функцию – духовную функцию общения. Кукла рождалась в деревенской семье, в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестер, сверстников. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили публичный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Коллективным было и искусство. Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима и выражалась буквально во всем: в поступках, в поведении, в вещах, в труде, в творчестве. Потребность эта четко выражалась и в кукле. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которых старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта. Насквозь пропитанная житейским духом, кукла тянула живую ниточку связи с народным культурным наследием, с прошлым – далеким и все равно близким. Потешная копилка народной памяти – в этом заключена основная духовная ценность народной тряпичной куклы.http://www.rukukla.ru/file/0002/600/0077.jpg

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются народные представления о жизни, труде, красоте. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны людям не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местной традицией, национальной культурой.

Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекают необычные события и факты. Одной из задач воспитания и развития детей шестого года жизни является развитие интереса к жизни своей страны, города, патриотических качеств.

http://cs5.livemaster.ru/storage/84/7e/8b6bb63714a1ae574237b73617v5--kukly-igrushki-kukly-v-russkih-kostyumah.jpg


Месяц

Тема, цель

Форма работы с детьми

Сентябрь

«Знакомство с народной куклой»

Цель: знакомство детей с традиционной тряпичной куклой; формирование знаний о разнообразии и назначении кукол; расширение и уточнение представлений детей о культуре, традициях родного края; об истории создания кукол.


  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • ситуативный разговор

по вопросам:

«Какие бывают куклы?»;

«Почему кукла так называется?»;


  • рассматривание иллюстрацийиз

альбомов:

«Тряпичнаякукла»;

«Родословная куклы»;


  • дидактическая игра:

«Составь картинку»;

  • Непосредственно-

образовательная деятельность:

  • познавательная деятельность:

«Куклы, в которые мы играем»;

  • Самостоятельная

деятельность детей:

  • сюжетно – ролевая игра:

«Семья»;

  • трудовая деятельность:

работа в мастерской по ремонту кукол;

  • оформление папки передвижки:

«Социокультурная и развивающая роль тряпичной куклы в семье».

Октябрь


«Народная игровая кукла»

Цель:знакомство с народными игровыми куклами; обучение разыгрыванию с помощью тряпичных кукол различные ситуации; создание условий способствующих развитию нравственных ценностей у детей через русскую народную культуру; закрепление умения действовать по сигналу, развитие ловкости.

  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • беседа:

«Моя любимая кукла»;

  • просмотр презентации:

«Игровые куклы»;

  • обыгрывание потешекс

использованием куклы «Зайчик - на пальчик»;

  • подвижная игра:

«Гори, гори ясно!»;

  • слушание:

русских народных песен;

  • Непосредственно-

образовательная деятельность:

  • познавательная деятельность:

«Веселье и труд рядом живут»;

  • продуктивная деятельность:

коллективная аппликация «Матрешка»;

  • Работа с родителями:

  • встреча за круглым столом

«Добрые игрушки».

Ноябрь

«Из чего делали кукол?»

Цель:знакомство детей с материалами, из которых делались куклы; с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком; расширение знаний о свойствах ткани;

развитие патриотических качеств в процессе ознакомления с устным народным творчеством русского народа.




  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • дидактическая игра:

«Завяжи узелок»;

  • подвижная игра:

«Отыщи пуговицу».

  • коллекционирование:

расписных лоскутков ткани;

  • трудовая деятельность:

работа в мастерской «Новый платок для куклы»;

  • Непосредственно-

образовательная деятельность:

  • познавательная деятельность:

«Путешествие в прошлое куклы»;

  • продуктивная деятельность:

рисование «Расписной платок» (рисунок на треугольнике);

  • Работа с родителями:

  • выставка работ:

«Куклы из природного материала».

Декабрь

Куклы «Пеленашка»,

«Кубышка-Новогодняя»

Цель:обучение мастерить тряпичную куклу - бесшовным способом по образцу, соблюдать правила и последовательность изготовления куклы, используя душистую лекарственную траву; применять игрушку в сюжетных играх; совершенствование трудовых навыков: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание;приобщение детей и родителей к русской народной культуре через изготовление русской народной куклы, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.

  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • беседа:

«Виды кукол»;

  • дидактическое упражнение:

«Сворачивание в рулон полотенца, ленты»;

  • подвижная игра:

«Кто скорей снимет ленту»;

  • слушание:

аудиозаписи русских народных колыбельных песен;

  • Непосредственно-

образовательная деятельность:

  • продуктивная деятельность:

аппликация «Тряпичная кукла - оберег»;

  • изготовление кукол:

«Пеленашка», «Кубышка-Новогодняя»;

  • Самостоятельная

деятельность детей:

  • сюжетно – ролевая игра:

«Пеленание куклы»;

  • Работа с родителями:

  • мастер – класс:

«Волшебный мир тряпичной куклы»;

  • изготовление буклетов:

«Тряпичная кукла» с шаблонами выкроек для изготовления народной тряпичной куклы.

Январь

«Тряпичная кукла в сарафане»

Цель:обучение мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом; разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации;расширение и уточнение представлений детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол.


  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • хороводная игра:

«Куклы водят хоровод»;

  • дидактическая игра:

«Барыня - сударыня»;

  • чтение художественной

литературы:

«Василиса Прекрасная» или «Матушкина кукла;



  • аппликация:

«Куклы в сарафане»;

  • Непосредственно-

образовательная деятельность:

  • экскурсия:

в краеведческий музей «Куклы, в которые мы играем»;

  • Работа с родителями:

подбор картинок, иллюстраций, фотографий для составления альбома «Народная тряпичная кукла».

Февраль

«Куклы сувениры и коллекционные куклы»

Цель: развитие у детей выдержки, умения действовать по сигналу, упражнение в быстром беге, прыжках.

  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • беседа:

«Куклы сувениры и коллекционные куклы»;

  • обсуждение народной сказки:

«Матушкина кукла»;

  • театральная игра:

инсценирование «Игры с куклой;

  • лепка:

«Кукла-сувенир;

  • подвижная игра:

«Мы весёлые ребята»;

  • Непосредственно-

образовательная деятельность:

  • продуктивная деятельность:

«Матрешки в гостях у ребят»;

  • Самостоятельная

деятельность детей:

  • конструирование:

«Дом для кукол»;

  • сюжетно-ролевая игра;

«Деревенская семья»;

  • Работа с родителями:

  • выставка работ:

«Куклы - сувениры».

Март

Подарок маме, бабушке кукла «Мартиничка». «Масленица»

Цель: знакомство с народными традициями празднования Масленицы;воспитание интереса к изучению русской народной культуры; любови к маме к бабушке; развитие желания сделать подарок своими руками; у детей ритмичность движений и умение согласовывать их со словами.


  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • беседа:

о празднике Масленицы, традициях и обрядах;

  • разучивание:

прибауток, закличек, песенок;

  • подвижная игра:

«Карусель»;

народных игр с куклой Масленица;



  • чтение художественной

литературы:

глав из книги Горичева В.С. «Куклы»»



  • Непосредственно-

образовательная деятельность:

  • продуктивная деятельность:

-лепка «Угощение для куклы – Куватки»;

-рисование «Масленица»;



  • Работа с родителями:

  • консультация:

«Народная кукла в игре современных детей».

Апрель

«Встреча весны»

Цель: знакомство с обычаями и традициями встречи весны на Руси; с куколкой «Веснянки»;способствование, единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество;упражнять в беге, в ловле и в построении в круг.

  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • обсуждение:

поговорок и пословиц о народной тряпичной кукле;

  • дидактическая игра:

«Узнай по описанию»;

  • подвижная игра:

«Ловишка, бери ленту»;

  • хороводная игра:

«Весна – красна»;

  • разучивание:

народных песенок, закличек;

  • игровое упражнение:

«Заплети кукле косу»;

  • досуг:

«Встреча весны»;

  • Самостоятельная

деятельность детей:

  • сюжетно ролевая игра:

«Дочки-матери»;

  • Работа с родителями:

  • консультация:

«Народная кукла как средство приобщения к народной культуре».

Май

«Пасха».Кукла «Бабочка»

Цель: знакомство детей с народными традициями празднования Пасхи;рассказать о роли кукол на празднике; способствование единению семьи приобщая к народной культуре через совместное творчество;

воспитывать бережное отношение к продуктам рукотворного творчества,

видеть результат своего труда.


  • Совместная образовательная

деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов:

  • сочинение сказки:

про куклу «Бабочка»;

  • раскрашивание:

пасхальных яиц;

  • Непосредственно-

образовательная деятельность:

  • продуктивная деятельность:

изготовление куклы «Пасхальный голубок»;

  • Работа с родителями:

  • выставка работ:

«Самодельные куклы»;

«Куклы из бабушкиного сундучка»;



  • мастер-класс:

«Изготовление куклы «Бабочка» для детских игр».

Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница