Методическое пособие по физической культуре



Pdf просмотр
страница1/5
Дата05.10.2017
Размер1.3 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»
(ГБПОУ ОК «ЮГО-ЗАПАД»)

Методическое пособие
по физической культуре
Преподаватель Высшей квалификационной категории
по физической культуре: Макарова Т. А.
Москва 2015 г.



2
Оглавление
Предисловие ....................................................................................................................... 3
Тема 1 Физическая культура и спорт в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Эстетика физической культуры и спорта ................................ 4
Тема 2 Биологические и социально-биологические основы физической культуры 12
Темы 3-4 Физиологическая характеристика двигательной активности и формирование движений. ............................................................................................... 16
Тема 5 Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья ..................................................................................................... 25
Тема 6 Психофизиологические основы учебного труда студентов, средства физической культуры в регулировании работоспособности ...................................... 29
Тема 7 Спорт Индивидуальный выбор видов спорта и систем физического воспитания ....................................................................................................................... 36
Тема 8 Педагогические основы физического воспитания .......................................... 39
Тема 9 Общая и специальная физическая подготовка ................................................ 50
Тема 10 Врачебный и педагогический контроль и самоконтроль ............................. 58
при занятиях физическими упражнениями и спортом ................................................ 58
Тема11 Основы методики самостоятельных занятий ................................................. 63
физическими упражнениями .......................................................................................... 63
Тема 12 Профессионально–прикладная физическая подготовка студентов (ППФП)
........................................................................................................................................... 75
Тема 13 Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста ...................................................................................................................... 82
Тема 14 Критерии оценки теоретической части заданий .......................................... 86
по физической культуре в виде тестов .......................................................................... 86
Литература ....................................................................................................................... 97



3
Предисловие
Методическое пособие содержит учебные задания по физической культуре для теоретических и семинарских занятий. Тематика заданий соответствует содержанию ФГОС по дисциплине «Физическая культура».
Данное пособие способствует систематизации знаний студентов по изучаемой дисциплине, воспитанию организованности, дисциплинированности и самостоятельности. Оказывает помощь при подготовке к итоговому семестровому контролю знаний.
Задания разработаны в виде тестов и контрольных вопросов по изученной теме, выполнения творческих заданий. Задания следует выполнять с использованием соответствующих учебников. Список рекомендуемой литературы представлен в конце учебного пособия.
Характеризуя задания, следует отметить, что часть тестов требует выбора правильного ответа или установления соответствия предложенных вариантов ответов. Часть тестов носит репродуктивный характер, выполняется в виде заполнения пропусков или дополнений в предложениях.
Методическое пособие предназначено студентам очного обучения технических специальностей.

4
Тема 1 Физическая культура и спорт в общекультурной и
профессиональной подготовке студентов. Эстетика физической
культуры и спорта

Составляющие (компоненты) физической культуры
1. Базовая физическая культура;
2. Спорт и туризм (их активные двигательные виды);
3. Профессионально–прикладная физическая культура;
4. Оздоровительно–реабилитационная физическая культура;
5. «Фоновые виды» физическая культура.
Базовая физическая культура. К ней относится в первую очередь та фундаментальная часть физической культуры, которая обеспечивает базовый уровень физической подготовленности человека. Именно она характеризует наличие основного фонда жизненно важных двигательных умений и навыков наряду с необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физических способностей (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости).
Базовая физическая культура служит фундаментом для специали- зированных видов подготовки (профессионально-прикладной, спортивной и т.п.).
На базовой физической культуре, т.е. на обшей физической подготовке, основывается и процесс физического воспитания во всех образовательных учебных заведениях.
Спорт и туризм. Следует обратить особое внимание на составляющие физической культуры, которые при определенных условиях выступают и как самостоятельные заметные общественные явления культурной жизни, и как самостоятельные сферы человеческой деятельности. Это, прежде всего спорт и туризм.
Сегодня спорт — это часть физической культуры, посредством которой человек стремится расширить физические и психические границы своих возможностей. Соревновательная деятельность является отличительной чертой спорта от других занятий физическими упражнениями.
Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод
физического воспитания, основанный на использовании соревновательной
деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и
оцениваются потенциальные возможности человека.
Следует отметить, что в настоящее время принято подразделять общее понятие «спорт» на массовый спорт и спорт высших достижений («большой спорт»). Массовый спорт — занятия отдельными видами спорта или

5 физическими упражнениями в разнообразных соревновательных формах с целью активного отдыха, укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения физического совершенства. Эти задачи совпадают как с общей целевой направленностью физической культуры, так и с рядом положений базовой физической культуры.
Вместе с тем существует так называемый «большой спорт», который по своей направленности все дальше уходит от задач физической культуры. Спорт высших достижений уже сейчас может рассматриваться как самостоятельная сфера человеческой деятельности, где спорт проявляется и как профессиональный труд спортсменов, и как зрелище, и как крупный бизнес и т.д. (более подробно этот вопрос будет рассматриваться в гл. 7).
Туризм существенная составляющая физической культуры. Активные виды туризма (пеший, вело - водный и др.) являются действенными физическими упражнениями, очень часто имеющими не только оздоровительный, спортивный, но и профессионально-прикладной характер. В то же время существуют и коммерческие виды туризма, которые в большей мере решают задачи познавательного характера и в меньшей степени связаны (или вообще не связаны) с физическими упражнениями и нагрузками оздоровительного характера.
Профессионально-прикладная физическая подготовка связана с про- цессом профилированного (направленного) использования средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии. К этому компоненту физической культуры условно можно отнести и производственную физическую культуру, связанную с оптимизацией трудовых процессов в различных профессиональных сферах труда
(повышение и восстановление профессиональной работоспособности, профилактика профессиональных заболеваний и травматизма). В эту же составляющую физической культуры можно включить и специальную физическую подготовку военнослужащих, которая профилируется в соответствии с особенностями службы в различных родах войск.
Оздоровительно-реабилитационная физическая культура представляет собой специально направленное использование средств физической культуры для лечения заболеваний, восстановления отдельных функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин.
К этому разделу относится лечебная физическая культура и кинезиотерапия
(лечение болезней движениями). Оба этих направления находятся на стыке двух наук: теории физической культуры и медицины.

6
В последние десятилетия сложилась система мер спортивно-реа- билитационного характера, которая пригодна для применения и в сфере различных видов трудовой деятельности.
«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным названием объединены два подраздела физической культуры:
• гигиеническая физическая культура;
• рекреативная (восстановительная) физическая культура.
Гигиеническаяосуществляется в рамках повседневного быта: утренняя гигиеническая гимнастика («зарядка»), пешие оздоровительные прогулки и другие физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками.
Рекреативная — обычно представлена в режиме расширенного активного отдыха
(спортивные развлечения с нестрого нормированными и нефорсированными физическими нагрузками, а также охота, активные виды рыбалки, активно-двигательные виды туризма). Сюда не входят речные и морские круизы, автотуризм, туристические вылазки на природу (типа пикника) из-за их малой двигательной активности. В отличие от других составляющих физической культуры, «фоновые» виды физической культуры (или, как их иначе называют,
«малые формы») оказывают менее глубокое воздействие на физический статус и развитие организма, но они играют важную роль в оперативной регуляции текущего функционального состояния организма, создают определенные предпосылки к поддержанию повседневной активности человека в современных условиях жизни.
Средства физической культуры
Основными средствами физической культуры являются физические
упражнения.
Они исторически сложились в виде гимнастики, игр, спорта и туризма.
Физические упражнения представляют собой целенаправленные и осознанные двигательные действия. Физическим упражнением называется двигательное действие, созданное и применяемое для физического совершенствования человека.
В качестве вспомогательных средств физической культуры выступают естественные силы природы (солнце, воздух и вода), их закаливающее воздействие, а также гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания и трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек).
Комплексное взаимодействие основных и вспомогательных средств физической культуры обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

7
Физическое воспитание
Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений – система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях, система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).
Физическое развитие
Это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость и др.).
Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем, физическое развитие в определенной мере обусловлено и законами наследственности, которые необходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.
Социальные функции физической культуры

Поскольку физическая культура является частью культуры общества, то ей присущи, прежде всего, общекультурные социальные функции. К ним можно отнести такие, как:
- воспитательная;
- образовательная;
- нормативная;

8
- преобразовательная;
- познавательная;
- ценностно-ориентационная;
- коммуникативная;
- экономическая и др.
Рассмотрим лишь некоторые из них.
Воспитание человека. Занятия физическими упражнениями и спортом создают возможности для воспитания воли, честности, мужества, трудовых качеств; развивают гуманистические убеждения, чувство уважения соперника; формируют социальную активность (капитан команды, физорг, старший в группе, судья по спорту). В ходе занятий человек получает уроки правовой этики.
Отношения между тренером и спортсменом, спортсменом и судьей, между спортсменами требуют сознательного соблюдения правил проведения. Для физкультурников и спортсменов характерны патриотизм, преданность своему делу, борьба за спортивную честь, трудолюбие, выражающееся в строительстве и благоустройстве площадок, заливке катков, уборке мест занятий.
Образование человека. В процессе занятий физической культурой и спортом (ФКС) человек познает много нового, обучается двигательным умениям и навыкам, поиску новых спортивных средств и методов для улучшения результата. Занятия ФКС создают возможности для развития творчества и формирования познавательной активности.
Оздоровление человека. Физическая культура — важная часть валеологии.
Систематические занятия способствуют профилактике заболеваний. Средства лечебной физической культуры используются для реабилитации больных.
Адаптивная физическая культура (АФК) — новое направление физкультурно- оздоровительной работы с инвалидами. Как самостоятельная часть культуры общества физическая культура имеет специфические социальные функции.
Последние органически связаны с общими, но в более конкретной форме выражают социальную сущность физической культуры как общественно необходимой деятельности, ее способность удовлетворять запросы общества в области физического воспитания.
По признакам общности их можно объединить в следующие группы:
1.
Общее развитие и укрепление организма всех людей независимо от возраста, пола, состояния здоровья, степени физического развития
(формирование и развитие физических качеств и способностей,

9 совершенствование двигательных навыков, укрепление здоровья, снижение процессов инволюций и т.д.)
2.
Физическая подготовка людей к трудовой деятельности, защите Отечества
3.
Удовлетворение потребностей людей в активном отдыхе, досуге, рациональном использовании свободного времени (отвлечение от вредных привычек, формирование здорового образа жизни)
4.
Развитие волевых физических способностей и двигательных возможностей человека от оптимального до предельного уровней
5.
Экономическая значимость физической культуры определяется снижением уровня заболеваемости и травматизма трудящихся, повышением их производительности труда, долголетием, в том числе и трудовым.
Определение следующих понятий

«Физическая культура»
– это часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.
«Физическое воспитание» - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного и морально стойкого подрастающего поколения.
«Физическое совершенство» – это исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах общественной жизни, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека.
Задание
Выберите правильный ответ

1. Физическая культура направлена
а) на повышение трудоспособности организма б) на укрепление уровня здоровья в) на повышение активности мозговой деятельности
Ответ________
2. Основным показателем физического состояния человека является его
а) артериальное давление б) продолжительность жизни в) здоровье
Ответ________
3.

Спорт это
а) часть физической деятельности

10 б) часть физической культуры, направленная на совершенствование психических и физических способностей в) метод физического воспитания
Ответ________
4.

Назовите основной законодательный документ дисциплины
«физическая культура»
а) приказ Министерства здравоохранения РФ б) приказ Министерства обороны РФ в) приказ Министерства образования РФ
Ответ________
5. В каком из древних государств культура тела был достаточно
высокой?
а) Древняя Греция б) Египет в) Китай
Ответ________
6. Что свидетельствует о наличии запаса физических сил и
возможности человека экономно их расходовать
а) лѐгкость б) быстрота в) красота
Ответ________
7. Какие качества спортсмена ярко показывают эстетику физической
культуры
а) физические б) духовные в) физические и духовные
Ответ________
Стороны эстетики спорта
1. Эстетическая дисциплина;
2. Наука о спорте
Эстетика спорта возникла и развивается, с одной стороны, как определенная эстетическая дисциплина, а с другой стороны, как одна из наук о спорте
Эстетические ценности создаются и воспринимаются людьми не только в искусстве, но и в процессе труда, в быту, в различных сферах человеческой жизни и деятельности. Во всем мире миллионы людей приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями, принимают участие в спортивных соревнованиях

11
Стремительными темпами развивается спорт высших достижений. Еще более широкое распространение получают массовый спорт, различные формы физической активности людей (в том числе оздоровительный бег, закаливание, лыжные прогулки, плавание, туризм и т.д.) Эстетика спорта, как особая эстетическая дисциплина и наука о спорте изучает все те эстетические явления, состоящие, функционируют и развиваются в области спорта.
Человек с развитым эстетическим вкусом имеет соответствующие потребности, стремится создавать эстетические ценности, осуществляя эстетическую деятельность в спорте.
Таким образом, эстетика спорта – это наука, предметом изучения которой является эстетическое содержание и эстетические ценности спорта; законы сознания, отражающие спорт с эстетической точки зрения; формы эстетической деятельности человека в области спорта Эстетика спорта затрагивает и некоторые вопросы эстетического воспитания физкультурников и спортсменов, учитывая, что данный процесс является предметом изучения ряда других наук, например воспитания, педагогики.
Недостающие разделы программы обязательной учебной дисциплины
«Физическая культура»
1. Общая характеристика дисциплины
2. Организация учебного процесса
3. Объем дисциплины, виды и содержание учебной работы
4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Формы внеучебных занятий по физической культуре
Внеучебные занятия организуются в форме:
1.
физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки);
2.
занятий в секциях, организованных спортивным клубом или другими организациями;
3.
самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом;
4.
массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий
(спортивные соревнования, физкультурные праздники).
Вопросы
1. Физическая культура – часть человеческой культуры.
2.Физическая культура в структуре профессионального образования.
3. Профессиональная направленность физического воспитания в вузе.
4. Основы организации учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе.
5. Характеристика эстетики физической культуры и спорта
6. Эстетика красоты спортивного соперничества

12
Тема 2 Биологические и социально-биологические основы
физической культуры
Задание
Выберите правильный ответ
1. В настоящее время анатомо-морфологическое строение организма
человека общепринято изучать и излагать в следующей последовательности а) клетки, ткани, органы, системы б) системы, клетки, ткани, органы в) системы, органы, ткани, клетки
Ответ __________
2.
Совокупность процессов синтеза в живом организме

Основное жизненное свойство клетки обмен веществ а) катаболизм (сбрасывание, разрушение, совокупность протекающих в живом организме ферментных реакций расщепления сложных органических веществ). б) метаболизм (
процессы, проходящие в любом живом организме для поддержания его жизни. Метаболизм позволяет телу расти, размножаться, заживлять повреждения и реагировать на окружающую среду).
в) ассимиляция (
совокупность процессов синтеза в живом организме).
Ответ __________

3. Количество крови составляет
а) 6 - 8 % массы тела человека б) 9 – 10 % массы тела человека в) 11 - 12 % массы тела человека
Ответ __________

4. Частота сердечных сокращений у здорового взрослого человека
составляет
а) 50— 60 ударов в минуту б) 60— 80 ударов в минуту в) 80— 90 ударов в минуту
Ответ __________
5. Согласно современным представлениям, в коре головного мозга
насчитывается
а) 12 - 18 млрд клеток б) 13 - 19 млрд клеток в) 20 - 26 млрд клеток
Ответ __________

13
Определение ткани человека
Ткань – это совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих одинаковое строение, функции и происхождение.
Характеристика видов ткани
Вид ткани
Характеристика ткани
Эпителиальные
ткани

Соединительные
ткани
Мышечные
ткани

Нервные ткани
Состоят из тесно прилегающих друг к другу клеток, расположенных в один или несколько слоев. Основная роль этих тканей заключается в обеспечении покрова, защите, выделительных функциях и восприятии внешних и внутренних раздражений.
Характеризуются наличием большого количества межклеточного вещества, которое в зависимости от роли ткани бывает жидким, студенистым, волокнистым и пропитанным солями кальция.
Характеризуются выраженной способностью сокращаться в ответ на раздражение. К ним относят поперечно-полосатую скелетную, поперечно-полосатую сердечную и гладкую мышечные ткани. Клетки мышечной ткани представляют собой одно- или многоядерные образования, имеющие удлиненную форму и называемые симпластами или мышечными волокнами.
Способны воспринимать раздражения, трансформировать их в возбуждение и передавать его в различные органы или другие отделы нервной ткани. Они состоят из разнообразных по форме и величине нервных клеток
(нейронов) с характерными отростками и специальной межуточной ткани (нейроглии), которая обеспечивает опорную и трофическую функции по отношению к нейронам
Определение крови и еѐ составляющих
Кровь — жидкая подвижная ткань внутренней среды организма, которая состоит из жидкой среды — плазмы и взвешенных в ней клеток — форменных элементов: клеток лейкоцитов
, постклеточных структур (эритроцитов – белые кровяные пластинки). Циркулирует по замкнутой системе сосудов под действием силы ритмически сокращающегося сердца и не сообщается непосредственно с другими тканями тела.
Кровь тоже является органом нашего тела, который имеет свое строение и

14 свойства. Ниже приведены важнейшие составляющие анализа крови. Гемоглобин – пигмент, окрашивающий кровь в красный цвет. Он содержится в эритроцитах, которые являются составной частью крови человека.
Функция гемоглобина заключается в переносе кислорода с током крови.
Если при обследовании крови выявляется повышенное содержание гемоглобина, значит, увеличено количество эритроцитов, которые его переносят. Такое явление может происходить также при условиях, когда человек находится высоко в горах, при очень сильной физической нагрузке, а также при сильнейшей жажде и сгущении крови. Если обнаружено пониженное содержание гемоглобина – это говорит о таком отклонении, как анемия.
Следующий важный показатель в анализе крови – это эритроциты. Красные кровяные тельца, переносящие кислород. Место рождения их находится в костном мозге. В норме у женщин их должно быть меньше, чем у мужчин. Если наблюдается повышения нормы эритроцитов, это может обозначать, что у человека болезнь костного мозга. Обезвоживание, в результате некоторых болезней, также приводит к повышению уровня эритроцитов.
При низком содержании эритроцитов наблюдается анемия. Лейкоциты, в отличие от эритроцитов – белые кровяные тельца. Зарождаются в красном костном мозге. В человеческом организме играют роль защитников от микробов и чужеродных веществ.

Понятие «внешняя среда». Перечислите ее природные, биологические и
социальные факторы
На человека воздействуют различные факторы окружающей среды:

природные факторы (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация - так называемая физическая окружающая среда);

биологические факторы (растительного и животного окружения);

факторы социальной среды (результаты бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека).
Суть принципа целостности организма и его единства
с окружающей средой
Человек зависит от условий среды обитания точно так же, как природа зависит от человека. Между тем влияние производственной деятельности на окружающую природу (загрязнение атмосферы, почвы, водоемов отходами производства, вырубка лесов, повышенная радиация в результате аварий и нарушений технологий) ставит под угрозу существование самого человека. К примеру, в крупных городах значительно ухудшается естественная среда обитания,

15 нарушаются ритм жизни, меняется климат. В городах интенсивность солнечной радиации на 15-20% ниже, чем в прилегающей местности, зато среднегодовая температура выше на 1-2ºС. Все эти изменения оказывают крайне неблагоприятное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Около 80% болезней современного человека - результат ухудшения экологической ситуации на планете.
Экологические проблемы напрямую связаны с процессом организации и проведения систематических занятий физическими упражнениями и спортом, а также с условиями, в которых они происходят.

О
бщая схема энергетического обеспечения мышечного сокращения
Сокращение и напряжение мышцы осуществляется за счет энергии, освобождающейся при химических превращениях, которые происходят при поступлении в мышцу нервного импульса или нанесении на нее непосредственного раздражения. Химические превращения в мышце протекают как при наличии кислорода (в аэробных условиях), так и при его отсутствии (в анаэробных условиях).
Процесс окисленияконечный процесс, обеспечивающий все энергетические расходы мышцы. Между тем длительная деятельность мышцы возможна лишь при достаточном поступлении к ней кислорода, так как содержание веществ, способных
отдавать энергию, в анаэробных условиях постепенно падает.
Вопросы
1. Роль двигательной активности в становлении и развитии человека в филогенезе онтогенезе.
2. Биологическая и физиологическая сущность необходимости физкультурно- спортивных упражнений в современный период.
3. Степень и условия проявления наследственности при физическом развитии и жизнедеятельности человека.
4. Влияние природно-климатических факторов на организм человека.
5. Социальные факторы и их влияние на физическое развитие и функциональное состояние человека.

16
Темы 3-4 Физиологическая характеристика двигательной
активности и формирование движений.
Белки
- это материал для построения клеток, тканей и органов, для синтеза ферментов, гормонов, гемоглобина и т. д. Белки имеют ни с чем несравнимое значение в питании человека: прежде всего они служат "строительным материалом" для всего организма, кроме того белки отвечают за основные обменные и регуляторные функции в организме.
Белки служат основой для создания тканей, например мышечных волокон.
Белки выполняют транспортные функции в обменных системах организма, например гемоглобин (переносчик кислорода в крови) – сложный белок.
Также белки управляют функциями организма: некоторые важнейшие гормоны - белки, например инсулин. Белки участвуют в энергетическом обмене, в процессах пищеварения, обеспечивают защиту организма (токсины, антитела - тоже белки) и выполняют многие другие функции. Белки образуют также соединения, обеспечивающие иммунитет к инфекциям, участвуют в процессе усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов.
В химическом смысле, белки - это очень большие молекулы, состоящие из остатков аминокислот.
Углеводы
(сахара, сахариды) — органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. Название класса соединений происходит от слов «гидраты углерода», оно было впервые предложено К. Шмидтом 1844 году.
Углеводы являются неотъемлемым компонентом клеток и тканей всех живых организмов представителей растительного и животного мира, составляя (по массе) основную часть органического вещества на Земле. Источником углеводов для всех живых организмов является процесс фотосинтеза, осуществляемый растениями.

Жиры - это класс органических веществ, ведущее назначение которых - энергообеспечение организма. Известно, что молекулы жира обладают большей энергоемкостью по сравнению с углеводами. Так, при сгорании (окислении) 1 г. жира до конечных продуктов - воды и углекислого газа выделяется в 2 раза больше энергии, чем при окислении того же количества углеводов. Жиры являются аккумуляторами энергии, но сгорают они в пламени углеводов. Иными словами, чтобы жиры освободили энергию, необходимо достаточное количество углеводов и кислорода.
Хорошо известно, что длительное голодание легче переносят люди, имеющие толстую жировую прослойку. Велика роль жира как пластического материала в сохранении теплового гомеостаза. Т.е. подкожно-жировая клетчатка

17 сохраняет тепло, не давая ему рассеиваться в пространстве (жир - плохой проводник тепла).
Жировая ткань, будучи материалом рыхлым и мягким, "укутывает" хрупкие органы, предохраняя их от механических сотрясений и травм. В организме жир в основном входит в состав различных органов и заполняет пространство между ними.
Обмен воды и минеральных веществ
Человеческий организм на 60% состоит из воды. Жировая ткань содержит
20% воды (от ее массы), кости – 25, печень – 70, скелетные мышцы – 75, кровь –
80, мозг – 85 %. Для нормальной жизнедеятельности организма, который живет в условиях меняющейся среды, очень важно постоянство внутренней среды организма. Ее создают плазма крови, тканевая жидкость, лимфа, основная часть которых это вода, белки и минеральные соли.
Вода и минеральные соли не служат питательными веществами или источниками энергии. Но без воды не могут протекать обменные процессы.
Вода – хороший растворитель. Вода входит в состав пищеварительных соков, участвует в удалении из организма продуктов обмена, среди которых содержатся и токсичные вещества, а также в терморегуляции.
Без воды человек может прожить не более 7 – 10 дней, тогда как без пищи 30
– 40 дней. Удаляется вода вместе с мочой через почки (1700мл), с потом через кожу (500мл) и с воздухом, выдыхаемым через легкие (300мл).
Витамины (лат vita – жизнь). Значение витаминов состоит в том, что присутствуя в организме в ничтожных количествах они регулируют реакции обмена веществ.
При недостатке в организме витаминов развивается состояние, называемое – гиповитаминозом. Заболевание, возникающее при отсутствии того или иного витамина, называется авитаминозом.
Минеральные соли – это необходимые компоненты здоровой жизни человека. Они активно участвуют не только в процессе обмена веществ, но и в электрохимических процессах нервной системы мышечной ткани. Также они необходимы при формировании таких структур, как скелет и зубы. Некоторые минералы играют также роль катализатора во многих биохимических реакциях нашего организма.
Минеральные соли нужны нашему организму так же, как и белки, углеводы, жиры и вода. Почти вся периодическая система Менделеева представлена в клетках нашего организма, однако роль и значение некоторых элементов в обмене веществ до сих пор еще полностью не изучены. Что касается минеральных солей и воды, то известно, что они являются важными участниками процесса обмена веществ в клетке. Они входят в состав клетки, без них нарушается обмен веществ.

18
И так как в нашем организме нет больших запасов солей, необходимо обеспечить их регулярное поступление. В этом нам и помогают пищевые продукты, содержащие большой набор минеральных веществ.
Характеристика положительного эффекта воздействия
физических нагрузок
1. Общий положительный эффект
Общий эффект регулярных занятий физическими упражнениями
(тренированность) заключается в:
• повышении устойчивости ЦНС: в состоянии покоя у тренированных лиц отмечается несколько более пониженная возбудимость нервной системы; во время работы повышаются возможности достижения повышенной возбудимости и увеличивается лабильность периферической нервной системы;
• положительных изменениях в опорно-двигательном аппарате: увеличивается масса и объем скелетных мышц, улучшается их кровоснабжение, укрепляются сухожилия и связочный аппарат суставов и др.;
• экономизации функций отдельных органов и кровообращения в целом; в улучшении состава крови и т.п.;
• уменьшении расхода энергии в состоянии покоя: из-за экономизации всех функций общий расход энергии у тренированного организма ниже, чем у нетренированного, на 10–15%;
• существенном уменьшении периода восстановления после физической нагрузки любой интенсивности.
Как правило, повышение общей тренированности к физическим нагрузкам имеет и неспецифический эффект – повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (стрессовых ситуаций, высоких и низких температур, радиации, травм, гипоксии), к простудным и инфекционным заболеваниям.
В то же время, длительное использование предельных тренировочных нагрузок, что особенно часто случается в «большом спорте», может привести к противоположному эффекту – угнетению иммунитета и повышению восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

19
2. Локальный положительный эффект
В составе крови
Локальный эффект повышения тренированности, который является неотъемлемой частью общего, связан с ростом функциональных возможностей отдельных физиологических систем.
Изменения в составе крови. Регуляция состава крови зависит от целого ряда факторов, на которые может оказывать свое влияние человек: полноценное питание, пребывание на свежем воздухе, регулярные физические нагрузки и др. В данном контексте мы рассматриваем влияние физических нагрузок. При регулярных занятиях физическими упражнениями в крови увеличивается количество эритроцитов
(при кратковременной интенсивной работе – за счет выхода эритроцитов из
«кровяных депо»; при длительной интенсивной нагрузке – за счет усиления функций кроветворных органов). Повышается содержание гемоглобина в единице объема крови, соответственно увеличивается кислородная емкость крови, что усиливает ее кислородно-транспортную возможность.
В работе
сердечно-
сосудистой
системы
Сердце. Даже в покое сердце выполняет огромную работу.
Под влиянием физической нагрузки расширяются границы его возможностей, и оно приспосабливается к переброске намного большего количества крови, чем это может сделать сердце нетренированного человека. Работая с повышенной нагрузкой при выполнении активных физических упражнений, сердце неизбежно само тренируется, так как в этом случае через коронарные сосуды улучшается питание самой сердечной мышцы, увеличивается ее масса, изменяются размеры и функциональные возможности.
Показателями работоспособности сердца являются частота пульса, кровяное давление, систолический объем крови, минутный объем крови. Наиболее простым и информативным показателем работы сердечно-сосудистой системы является пульс.
Пульс – волна колебаний, распространяемая по эластичным стенкам артерий в результате гидродинамического удара порции крови, выбрасываемой в аорту под большим давлением при сокращении левого желудочка. Частота пульса соответствует частоте сокращений сердца (ЧСС) и составляет в среднем 60–80 удар./мин. Регулярные физические нагрузки вызывают урежение пульса в

20 покое за счет увеличения фазы отдыха (расслабления) сердечной мышцы. Предельная ЧСС у тренированных людей при физической нагрузке находится на уровне
200–220 удар./мин. Нетренированное сердце такой частоты достигнуть не может, что ограничивает его возможности в стрессовых ситуациях.
В дыхательной
системе
Работа системы дыхания
(совместно с кровообращением) по газообмену, который усиливается при мышечной деятельности, оценивается частотой дыхания, легочной вентиляцией, жизненной емкостью легких, потреблением кислорода, кислородным долгом и другими показателями. При этом следует помнить о том, что в организме имеются особые механизмы, которые автоматически управляют дыханием. Даже в бессознательном состоянии процесс дыхания не прекращается. Главным регулятором дыхания является дыхательный центр, расположенный в продолговатом мозге.
В состоянии покоя дыхание совершается ритмично, причем временное соотношение вдоха и выдоха приблизительно равно 1:2. При выполнении работы частота и ритм дыхания могут изменяться в зависимости от ритма движения. Но практически дыхание человека может быть различным в зависимости от обстановки. В то же время он может сознательно в некоторой степени управлять своим дыханием: задержка, изменение частоты и глубины, т.е. изменять его отдельные параметры.
Частота дыхания (смена вдоха и выдоха и дыхательной паузы) в покое составляет 16–20 циклов.
При физической работе частота дыхания увеличивается в среднем в 2–4 раза. С учащением дыхания неизбежно уменьшается его глубина, изменяются и отдельные показатели эффективности дыхания. Это особенно четко видно у подготовленных спортсменов (табл. 3).
В соревновательной практике в циклических видах спорта наблюдается частота дыхания 40–80 циклов в мин, обеспечивающая наибольшую величину потребления кислорода.
В опорно -
двигательном
аппарате
Регулярные физические нагрузки увеличивают прочность костной ткани, повышают эластичность мышечных сухожилий и связок, увеличивают выработку внутрисуставной (синовиальной) жидкости. Все это способствует возрастанию амплитуды движений
(гибкости). Заметные изменения происходят и в скелетных

21 мышцах. За счет увеличения количества и утолщения мышечных волокон происходит рост силовых показателей мышц. У спортсменов и у незанимающихся физическими упражнениями они существенно различаются. При регулярных физических нагрузках увеличивается способность организма откладывать в мышцах (и печени) запас углеводов в виде гликогена и тем самым улучшать так называемое тканевое дыхание мышц. Это повышает его потенциальные возможности к проявлению не только физической, но и умственной работоспособности.

Зоны относительной мощности в спортивных упражнениях
Степень
мощности
Продолжите
льность
работы
Виды физических упражнений
Максимальная от 20 до 25 секунд
Выполняется работа, требующая предельно быстрых движений. бег на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту, некоторые гимнастические упражнения, подъѐм штанги. В скалолазании – это, преимущественно, скорость, гимнастические упражнения.
Субмаксималь
ная
от 25 секунд до 3-
5 минут
Работа в зоне субмаксимальной мощности характеризуется самым высоким кислородным долгом - до 20 л. Примером физических нагрузок в этой зоне мощности является бег на средние дистанции, плавание на короткие дистанции, велосипедные гонки на треке, в скалолазании лазание на трудность.
При неправильном распределении сил на дистанции, например, в случае интенсивного начала бега на 800 или 1500 м, у неподготовленных спортсменов часто возникает состояние «мертвой точки». При этом снижается скорость бега, дыхание становится очень частым, неритмичным и поверхностным, что ведет к наращиванию кислородного долга и повышению напряжения
С02 в легочных альвеолах и крови. Резко учащается ЧСС и повышается АД. Все это свидетельствует о временном нарушении координации вегетативных и двигательных функций.
Состояние
«мертвой точки» вынуждает неопытных спортсменов

22 прекратить бег, не закончив дистанцию, или резко снизить мощность работы.
После работы субмаксимальной мощности функциональные сдвиги в организме ликвидируются на протяжении 2—3 ч.
Причем АД восстанавливается быстрее, чем
ЧСС и показатели газообмена.
Большая
от
3-5 минут до 30 минут
Данная мощность работы характеризуется достижением предельной физической возможности спортсмена.
Для еѐ осуществления необходима максимальная мобилизация энергетического обеспечения в скелетной мускулатуре, что связано исключительно с анаэробными процессами.
Длительность работы, например, в беге на 100 м меньше времени кругооборота крови. Уже это свидетельствует о невозможности достаточного обеспечения кислородом работающих мышц. Из–за кратковременности работы врабатывание вегетативных систем практически не успевает завершиться. Можно говорить только о полном врабатывание мышечный системы по локомоторным показателям (нарастание скорости, темпа и длинны шага после старта).
Малая
свыше 30 минут
Примером упражнений в этой зоне мощности является бег на 5000 м, бег на коньках на стайерские дистанции, лыжные гонки по пересеченной местности, плавание на средние и длинные дистанции. В тренировках скалолаза, такой вид работы тоже используется.

23
Таблица 2
Физиологическая характеристика работы в зонах различной
мощности (по В. С. Фарфелю)
Показатель
Максимальная
Субмаксималь
ная
Большая
Малая
Предельная
длительность
от 20 до 25 секунд от 25 секунд до 3-5 минут от 3-5 минут до 30 минут. свыше 30 минут
Величина
потребления
кислорода
Незначительная
Возрастает к максимальной
Максимальная
Пропорциональна мощности
Величина
кислородного
долга
почти
Субмаксимальная
Субмаксималь ная
Максимальная
Пропорциональна мощности
Вентиляция
лѐгких и
кровообраще
ние
Незначительная
Субмаксималь ная
Максимальная
Пропорциональна мощности
Биохимические
сдвиги
Субмаксимальные
Максимальные
Максимальные
Незначитель ные

Задание
Выберите правильный ответ
1. Физиология - это а) наука, изучающая процессы жизнедеятельности организма, составляющих его физиологических систем, отдельных органов, тканей, клеток и субклеточных структур, механизмы регуляции этих процессов, а так же действие факторов внешней среды на динамику жизненных процессов. б) наука, изучающая деятельность клеток в) наука, изучающая строение организма
Ответ ____________
2. Адаптация – это
а) специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологическое начало б) приспособление органов чувств и организма к новым, изменившимся условиям существования в) способность быстро и рационально координировать движение тела
Ответ ____________
3. Гипокинезия – это
а) недостаток двигательной активности б) повышение работоспособности в) утомительная работа
Ответ ____________

24
4. Гипоксия – это
а) кислородный голод б) снижение работоспособности в) повышение артериального давления
Ответ ____________
5. Работоспособность – это а) это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности б) это приспособление органов чувств и организма к новым условиям существования в) это длительное использование предельных тренировочных нагрузок
Ответ ____________
7. При гиподинамии – это а) повышается утомляемость б) увеличивается концентрация внимания в) увеличивается способность к труду и обучению
Ответ ____________
8. Главный внутренний водитель ритма у человека
а) нервная система б) сердце в) гипоталамус
Ответ ____________
Вопросы
1. Общая характеристика влияния двигательной активности на адаптационные процессы и резервные возможности организма.
2. Адаптация организма как физиологическая основа функционального и двигательного совершенства человека
3. Работоспособность.
4. Физиологические механизмы формирования и совершенствования двигательных действий.
5. Обмен веществ в покое и при различных нагрузках.

25

Каталог: files -> docs
docs -> Антейкер В. В. обвиняется в нанесении побоев и иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Ук РФ
docs -> Учебное пособие по общей хирургии для самостоятельной внеаудиторной работы для студентов факультета ветеринарной медицины
docs -> Департамент научно-технологической политики и образования фгбоу впо б
docs -> Аннотация рабочей программы по гос впо
docs -> Инструкция по борьбе с чумой плотоядных животных
docs -> Наставление по применению сухой вакцины против чумы плотоядных (норок, соболей, песцов, лисиц и собак) из аттенуированного штамма 668-кф


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница