Методика обучения линии моделирования и формализации в курсе теории и методики обучения информатике педагогических вузов



Дата08.09.2017
Размер2.23 Mb.

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 681.142.37:378.147

ББК 74.58


Методика обучения линии моделирования и формализации в курсе теории и методики обучения информатике педагогических вузов

О.М. Губанова, старший преподаватель кафедры информатики и методики преподавания информатики Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского


В статье исследуется актуальная на данном этапе современного педагогического образования проблема формирования компетентности в области моделирования и формализации. Автором определяется само понятие «компетентность», выделяются составляющие указанной компетентности.

Ключевые слова: моделирование, формализация, информатика.

TECHNIQUE OF MODELLING AND FORMALIZATION TRAINING IN THE COURSE OF THE THEORY AND THE TECHNIQUE OF TRAINING TO COMPUTER SCIENCE IN PEDAGOGICAL HIGH SCHOOLS



Gubanova O.M.

The actual problem of modern pedagogical education is the formation of competence in the field of modeling and formalization. The author defines the concept "competence", allocates components of the specified competence.

Keywords: modeling, formalization, computer science



С
овременный период развития общества характеризуется процессом информатизации, одним из приоритетных направлений которого является информатизация образования. Поэтому первоочередной задачей выступает как внедрение ИКТ в преподавание фундаментальных предметов школьного курса, так и модернизация курса информатики и ИКТ.

Заметим, что разделение курса информатики и ИКТ на отдельные линии носит достаточно условный характер. Все линии взаимосвязаны между собой, отдельные вопросы рассматриваются в разных содержательных линиях.

М.П. Лапчик [1] отмечает, что «линия формализации и моделирования, наряду с линией информации и информационных процессов, является теоретической основой базового курса информатики и дальнейшее развитие курса информатики должно быть связано с углублением этих содержательных линий», т.к. моделирование является неотъемлемым компонентом общечеловеческой культуры и мощным методом познания окружающего мира – природы и общества.

Большинство разделов базового курса имеют прямое отношение к моделированию, в том числе и темы, относящиеся к технологической линии курса. Текстовые и графические редакторы, программное обеспечение телекоммуникаций можно отнести к средствам, предназначенным для работы с информацией: позволяющим набрать текст, построить чертеж, передать или принять информацию по сети. Программные средства информационных технологий – СУБД, табличные процессоры – следует рассматривать как инструменты для работы с информационными моделями. Алгоритмизация и программирование также имеют прямое отношение к моделированию.

Таким образом, линия моделирования и формализации является сквозной для многих разделов базового курса.

Как известно, школьный курс информатики и ИКТ закладывает основы для продолжения обучения в высших учебных заведениях.

Система высшего образования на данной ступени развития находится на этапе пересмотра содержания и технологий на принципах развивающего обучения, т.е. специальной подготовки студентов к инновационной деятельности (Е.В. Елисеева, Е.И. Машбиц, П.К. Петров, И.В. Роберт, и др.), что диктует необходимость внесения корректив в профессиональную подготовку студентов. Это порождает спрос на квалифицированных специалистов в области информатики и ИКТ, специалистов, обладающих необходимым уровнем компетентности.

Понятие компетентности выражает единство теоретической и практической готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности. Широкий круг компетентностей будущего учителя информатики и ИКТ необходимо дополнить компетентностью в области моделирования и формализации, т.к. ранее нами было выявлено, что линия моделирования и формализации является основной теоретической линией курса Информатики и ИКТ. Процессы моделирования широко используются во всех сферах деятельности человека. Учитывая эту тенденцию, необходимо совершенствовать методику формирования понятия моделирования, знаний о методе формализации, что обеспечит условия адаптации выпускника в школе.

В настоящее время наметилась тенденция описания профессионального образования как процесса развития необходимой компетентности специалиста.

Под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.

Сам процесс моделирования и его результативность способствуют формированию и развитию исследовательских навыков, саморазвитию и формированию собственной точки зрения, усилению межпредметных связей, активизации мыслительной деятельности, благодаря чему в ходе построения конкретной информационной модели какого-либо объекта появляется реальная возможность осуществлять системно-логический анализ этого объекта.

Актуальность формирования и развития компетентности в области моделирования и формализации возрастает в связи с тем, что данный раздел занимает в школьной информатике одну из ведущих позиций, а в рамках дисциплины «Теория и методика обучения информатике» рассматривается не так широко. В связи с этим профессиональные знания в области моделирования и формализации являются на данный момент одним из наиболее востребованных качеств будущего учителя информатики и ИКТ.

Для формирования вышеуказанной компетентности в области моделирования и формализации разработано рациональное содержание курса теории и методики обучения информатике. Курс содержит как лекционный материал, так и указания к выполнению лабораторных работ.

Необходимая компетентность понимается не просто как совокупность знаний, умений, навыков, формируемых в процессе обучения моделированию и формализации, но и как способность ориентироваться в современном информационном потоке, готовность к отбору адекватных информационных средств, к выполнению будущей педагогической деятельности с помощью информационных и смешанных технологий.

По итогам проведенного педагогического эксперимента было доказано, что указанная методика помогает сформировать выделенные составляющие компетентности в области моделирования и формализации.

Литература



  1. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. вузов. – М: Издательский центр «Академия», 2001.

УДК 378


ББК 74.58+22.3р

Компьютерные технологии в подготовке будущего учителя физики

А.В. Силантьев, старший преподаватель кафедры физики Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской


Предложена методика использования системы Maple на занятиях по электродинамике, способствующая развитию познавательной активности студентов. Показано, как можно использовать эту методику при обучении школьников.

Ключевые слова: компьютерные технологии, электродинамика, решение задач, моделирование.

Computer technologies in training of THE fUTURE

teacher of physics

Silant’ev A.V.

Method is proposed for using Maple on works of electrodynamics. This method evolves cognition of students. It is shown how this method can be used in pupils’ training.

Keywords: computer technologies, electrodynamics, solving problems, modeling.

П
рименение инновационных подходов к процессу обучения приобретает в последние годы особую значимость в связи с информатизацией системы образования и внедрением новых компьютерных технологий в учебный процесс. Внедрение новых компьютерных технологий в практику обучения физике является эффективной формой повышения качества подготовки и обуславливает переход от традиционной методики преподавания физики к обучению физике с использованием новых компьютерных технологий [1].

Электродинамика как один из важных разделов физики используется в самых различных областях науки и техники. Будущий учитель физики обязан, не вдаваясь в математические и физические детали, на доступном для учащихся уровне излагать суть того или иного электромагнитного явления или устройства. Для этого необходимо строить модели рассматриваемых явлений, проводить компьютерное моделирование и исследование физических моделей.

Нами разработана и опробована технология проведения практических и семинарских занятий студентов-физиков по электродинамике в педагогическом институте с использованием системы Maple [2]. Студентам предлагаются для решения задачи, взятые из стандартных задачников по электродинамике, на примере которых можно не только разобрать математические методы решения задач, но и довольно подробно проанализировать физическое явление. Студенты с помощью системы Maple получают ответ задачи в виде конечной формулы, строят двумерные или трехмерные графики, делают анимацию, исследуют влияние на физический процесс различных параметров системы.

Данную технологию мы использовали также на уроках физики в специализированных классах средней школы. Система Maple позволяет школьникам достаточно просто решать задачи, сводящиеся к решению дифференциальных уравнений, к вычислению производных и интегралов, а также других достаточно сложных математических конструкций. При этом мало знакомые школьникам понятия, такие как дифференциальные уравнения, интегралы и производные можно заменить понятием оператор, с которым учащиеся хорошо знакомы по курсу информатики.

В качестве примера рассмотрим задачу нахождения потенциала и напряженности электрического поля равномерно заряженной прямолинейной бесконечной нити с линейной плотностью е, рис. 1.

Нетрудно показать, что для бесконечной равномерно заряженной нити вектор напряженности электрического поля в каждой точке пространства ортогонален нити, а его модуль вычисляется следующим образом:



(1)

Рис. 1 Рис. 2

Этот интеграл можно вычислить в системе Maple:

> h:=r*tan(t);



> E:=e*int((cos(t)*diff(h,t)/(r^2+(h)^2)), t=-Pi/2 ..Pi/2);



Поскольку электрическое поле бесконечной заряженной нити обладает цилиндрической симметрией, можно показать, что имеет место соотношение . Подставляя в него (1), получим . Таким образом, задача свелась к решению дифференциального уравнения. С помощью системы Maple находим решение данного дифференциального уравнения:

> dsolve(diff(φ(r),r)+2*e/r);

(2)

где _С1 – константа интегрирования, которая находится из граничных условий. В данном случае ее можно принять равной нулю.

Обычно при проведении занятий по электродинамике решение рассмотренной выше задачи завершается получением формул (1) и (2). Студенты не всегда видят, что скрывается за этими формулами. Для того чтобы студенты получили от решения задачи более глубокие знания, результаты задачи следует визуализировать и провести моделирование различных ситуаций. Моделирование осуществляется также в системе Maple с использованием операторов, предназначенных для построения конформных отображений. Поэтому на рисунках появляются широкие линии, не имеющие отношения к электростатике.

Рис. 3 Рис. 4



Рис. 5 Рис. 6

В системе Maple набор эквипотенциальных и силовых линий в плоскости XOY в случае одной бесконечной заряженной нити можно изобразить с помощью следующих команд:

> restart:with(plots):

> p1:=contourplot(Re(-ln(x+I*y)),x=-5..5,y=-5..5,grid=[30,30],contours=30,coloring=[cyan,blue]):

> p2:=contourplot(Im(-ln(x+I*y)),x=-5..5,y=-5..5,grid=[30,30],contours=30,coloring=[red,red]):

> plots[display]([p1,p2],scaling=constrained);

Результат визуализации изображен на рис.2.

Изменив операторы, можно построить изображение электрического поля нескольких заряженных нитей. На рисунках 3 и 4 изображены эквипотенциальные и силовые линии двух одноименно заряженных бесконечных нитей с одинаковой и различной плотностью заряда. На рисунках 5 и 6 изображены структуры электрического поля в случае разноименно заряженных нитей.

Использование системы Maple на занятиях по электродинамике способствует повышению уровня усвоения знаний, развитию мышления студентов, стимулирует их активную работу. Пакет Maple можно использовать как рабочий инструмент для анализа физических систем, явлений и процессов и применять на занятиях всех типов: лекционных, семинарских, практических и лабораторных. Учащиеся в классах с углубленным изучением физики и информатики с помощью системы Maple могут решать качественно новые задачи, ранее им не доступные.

Литература

1. Гурина Т.А. Использование компьютера в процессе обучения решению физических задач. V международная научная конференция "Физическое образование: проблемы и перспективы развития". – М: МПГУ, 2006.

2. Говорухин В.Н., Цибулин В.Г. Введение в Maple. – М: Мир, 1997.

УДК 37.013

ББК 74.580

Концепция формирования информационной культуры специалистов экономического профиля

М.Л. Груздева, кандидат педагогических наук, доцент, ВГИПУ, г. Нижний Новгород


В статье рассматривается проблема эффективной информационной подготовки студентов вузов экономических специальностей. Автором сделан вывод, что для будущего специалиста информационная культура закладывается в период получения им профессиональных знаний. Следовательно, задачей системы образования является воспитание у специалиста тех основ информационной культуры, которые в будущем послужат фундаментом всей профессиональной культуры в целом.

Ключевые слова: информационная культура, специалисты экономического профиля, информационная подготовка, обучающие компьютерные программы.

Concept of the information culture formation

of the economic profile specialists

Gruzdeva M.L.

In the article the problem of the effective information training of the students of economic specialties of high schools is examined. The author made the conclusion that for the future specialist the information culture is embedded in the period of his obtaining of professional knowledge. Consequently, the task of education system is training in the specialist of those bases of the information culture, which in the future will serve as the foundation of entire professional culture as a whole.

Keywords: information culture, economic profile specialists, information training, training computer programs.



В
процессе информатизации общества одной из важнейших задач является подготовка специалистов с высшим образованием, свободно ориентирующихся в перспективных информационных технологиях, связанных с их профессиональной деятельностью, что обусловливает учет специфики области профессиональной деятельности и проявляется в различии подходов к информационной подготовке студентов разных специальностей.

Детальное исследование результатов анализа квалификационных характеристик выпускников вузов различных экономических специальностей позволяет сделать вывод о том, что в них слабо учтены потребности общества с точки зрения владения выпускниками вопросами информатики в их профессиональной деятельности [1]. Как отмечает Н.В. Макарова [2], «необходима новая концепция в методологии обучения студентов экономического профиля, в основе которой лежит деятельностный подход с учетом работы экономиста в условиях новых информационных технологий. Поставленная цель обуславливает необходимость изучения практической (деятельностной) сферы, проведение всестороннего обследования деятельности экономиста в существующих условиях, использование прогностического анализа на основе научных знаний и международного опыта с учетом новых экономических отношений и новых информационных технологий». Деятельностная модель определяет требования к учебному процессу в вузе и результатам обучения. В свою очередь полученные в вузе знания и умения по перспективным направлениям служат обратной связью для деятельностной модели.

Действующая обязательная структура обучения информатике студентов-экономистов не зависит существенно от специализации подготовки, деятельностные модели специалистов экономического профиля в большинстве случаев не разрабатываются. Между тем студенту необходимо заранее осваивать те инструменты, с которыми ему придется работать. В этом ему может и должен помочь правильно поставленный учебный процесс.

На основе анализа основных тенденций в развитии информационного общества, анализа информационных задач, решаемых специалистами в профессиональной деятельности, средств, используемых для решения этих задач, можно сделать вывод, что наиболее профессионально значимыми умениями и навыками для специалистов в области экономики являются умения и навыки организации работы с экономической информацией как частью информационного ресурса общества.

В процессе нашего исследования выявлено, что если разделить всю информационную подготовку будущих экономистов в высшей школе на базовую подготовку (обеспечивающую фундаментальность обучения) и специальную (учитывающую требования конкретной специальности), то можно построить единую методическую систему подготовки по информатике для всех экономических специальностей.

Нами проведен сравнительный анализ информационной подготовки студентов различных экономических специализаций, в результате которого была сформулирована, разработана и апробирована концепция формирования информационной культуры специалистов экономического профиля, основанная на идее введения двухуровневого обучения информатике, при котором на первом уровне формируется базовая информационная культура, а на втором – профессиональная информационная культура, отражающая специфику экономической специализации обучающегося.

Исследование системы обучения циклу информационных дисциплин студентов, обучающихся по специальностям 080901 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и 080507 «Менеджмент организации», которое включало в себя изучение учебных планов и рабочих программ этих специальностей, показало, что обучение основам информатики студентов – будущих бухгалтеров и студентов – будущих менеджеров включает в себя дисциплины: «Информатика», «Информационные технологии в коммерческой деятельности», «Информационные системы в экономике», «Автоматизированные системы в экономике». В рамках этих курсов происходит знакомство обучающихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, применения универсальных информационных технологий в профессиональной деятельности. Однако при всей актуальности информационной подготовки будущих бухгалтеров и будущих менеджеров рабочие программы по обучению студентов информатике и информационным дисциплинам в практической составляющей не отвечают возросшему уровню требований к экономистам этих специальностей на практике.

В соответствии с разработанной нами концепцией после изучения указанных выше дисциплин (первый уровень обучения информатике) у студентов формируется базовая информационная культура, включающая следующие умения:



  • уметь упорядочивать, систематизировать, структурировать данные и знания, знать способы представления данных;

  • уметь интерпретировать полученные результаты;

  • уметь использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии;

  • владеть правовыми основами информационной безопасности, знать законы и нормативные акты, регламентирующие эту деятельность, владеть справочно-правовыми системами, знать основы информационной безопасности;

  • знать перспективы развития информационных технологий в экономической деятельности.

На втором уровне обучения информатике студентов экономических специальностей профессиональную информационную подготовку будущих специалистов-экономистов необходимо продолжить в рамках специальных профессионально-направленных информационных дисциплин.

Например, нами предложено продолжить информационную подготовку студентов – будущих бухгалтеров в рамках курса «Информационные технологии в бухгалтерском учете». С этой целью был разработан лабораторный практикум, основанный на использовании информационных технологий в будущей профессиональной деятельности студентов – будущих бухгалтеров.

В рамках лабораторного практикума обучение информатике студентов – будущих бухгалтеров предлагается построить из двух частей:


  1. обучение работе в интегрированной программной среде, такой как Microsoft Excel, с учетом будущей профессиональной деятельности;

  2. обучение работе в специализированных бухгалтерских программах, таких как «1С: Бухгалтерия», «Парус», «Инфо-бухгалтер» и др.

Разработанный лабораторный практикум состоит из 7 модулей, в состав каждого модуля включены несколько тем, по которым сформированы лабораторные работы.

Содержание лабораторного практикума представлено в таблице 1, в которой даны названия и темы предметных модулей и лабораторные работы с их краткой характеристикой.



Таблица 1

Содержание лабораторного практикума, разработанного для курса «Информационные технологии в бухгалтерском учете»

№ п/п

Наименование разделов лабораторного практикума




Предметные модули

Лабораторные работы

Знания и умения по информатике, приобретенные студентом в результате освоения модуля



Процедуры и функции программы Excel для решения аналитических задач

Лабораторная работа №1. Вычисление точки безубыточности

Лабораторная работа №2. Расчеты по кредиту с помощью программы Excel

Овладение навыками работы с функциями программы Excel для решения аналитических задач, такими как «Поиск решения», «Подбор параметра» и др.



Построение простейшего автоматизированного бухгалтерского учета на основе программы Excel

Лабораторная работа №3. Деловые расчеты с помощью программы Excel

Лабораторная работа №4. Заполнение журнала хозяйственных операций с помощью программы Excel

Овладение навыками работы с логическими функциями, с функцией СУММЕСЛИ(), с функцией «Промежуточные итоги», с командой «Сводная таблица» и т.д.



Регистры аналитического учета с помощью программы Excel

Лабораторная работа №5. Регистры учета денежных средств

Лабораторная работа №6. Ведомость учета банковских операций

Лабораторная работа №7. Регистры учета расчетов с партнерами

Лабораторная работа №8. Регистры учета заработной платы

Построение бухгалтерских форм с помощью программы Excel. Овладение навыками работы со статистическими функциями, с функциями проверки свойств и значений и др.



Генерация бухгалтерских документов с помощью программы Excel

Лабораторная работа №9. Генерация платежных поручений

Лабораторная работа № 10. Генерация кассовых документов

Лабораторная работа № 11. Генерация счетов-фактур

Лабораторная работа № 12. Генерация бухгалтерской отчетности

Умение создавать собственные пользовательские функции на встроенном языке VBA



Проведение оперативного и производственного учета с помощью программы Excel

Лабораторная работа № 13. Ведение журналов учета доверенностей и учета расчетов с партнерами


Построение сводных таблиц, овладение навыками построения и работы с массивами в программе Excel



Бухгалтерский баланс в программе «1С: Бухгалтерия»

Лабораторная работа №14. Первичная регистрация хозяйственных операций

Лабораторная работа №15. Составление баланса предприятия и отражение в нем изменений под влиянием хозяйственных операций

Лабораторная работа №16. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета с помощью двойной записи, составление оборотных ведомостей и баланса

Приобретение пользовательских умений работы с бухгалтерской программой



Формирование бухгалтерской отчетности с помощью программы «1С: Бухгалтерия»

Лабораторная работа №17. Составление оборотной ведомости на указанный период

Лабораторная работа №18. Бухгалтерский баланс

Приобретение пользовательских умений работы с бухгалтерской программой




Разработанный нами лабораторный практикум ставит своей целью повысить уровень усвоения знаний по информатике и профессионально направленных знаний, научить студентов самостоятельному теоретическому осмыслению полученных результатов, приобщить студентов к элементам исследовательской работы.

При обучении студентов – будущих бухгалтеров среди множества программных продуктов должны подлежать рассмотрению те программы, которые можно встретить на его будущем рабочем месте. С помощью программы Microsoft Excel можно успешно решать вопросы бухгалтерского учета: построение и заполнение расчетных форм и хозяйственных журналов, проведение расчетов, проведение аналитического учета, составление отчетности и т.д. Более того, зачастую ведение бухучета на Microsoft Excel имеет преимущества перед специализированными программами: например, существует возможность создания удобных для конкретного пользователя форм учетных регистров, расширенные возможности анализа информации, дополнительные возможности автоматизации некоторых рутинных операций. Изучение электронных таблиц способствует развитию у обучаемых алгоритмического мышления, структурированного, системного подхода к представлению информации.

В состав лабораторного практикума также входят пять лабораторных работ по составлению бухгалтерского баланса и формированию бухгалтерской отчетности с помощью программы «1С: Бухгалтерия», которые позволят закрепить пользовательские умения работы с бухгалтерской программой, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Информационные системы в экономике» и «Автоматизированные системы в экономике».

После выполнения каждой лабораторной работы проводится тестирование для выявления уровня усвоения материала. Таким образом, реализуется обратная связь в системе диагностирования и осуществляется мониторинг динамики информационной подготовки студентов. Заключительным этапом является компьютерная тестовая диагностика, позволяющая комплексно оценить уровень знаний студента. Тестирование проводится как по информатике, так и по использованию информационных технологий в бухгалтерском учете.

Для продолжения информационной подготовки экономистов-менеджеров на старших курсах обучения нами используются обучающие программы, основанные на диалоге “человек – машина”. К ним относятся обучающие, контролирующие программы, электронные учебники и автоматизированные обучающие программы, рассчитанные на самостоятельную работу студентов, например, программа TASKMASTER, предназначенная для использования в процессе изучения курса «Инвестиционный анализ». Также при информационной подготовке экономистов-менеджеров в качестве инструментального средства используются узкопрофессиональные программные продукты. Примерами таких продуктов могут служить: программный комплекс Time Line, используемый в курсе “Организация производства”; Project Expert, являющийся основой курса “Управление проектами”; “Консультант-Плюс” и “1С: Предприятие“. Целью обучения здесь выступает формирование навыков пользователя того или иного программного продукта при решении определенного круга профессиональных задач.

Перспективным и бурно развивающимся направлением в информационной подготовке студентов-менеджеров является разработка и использование в обучении программ-симуляторов, позволяющих моделировать условия профессиональной деятельности обучающихся. Достоинством данного типа программ является возможность моделирования с их помощью реально существующих профессиональных задач, что позволяет приблизить учебно-познавательную деятельность обучающегося к будущей профессиональной деятельности. В основе такого рода программ, как правило, лежит математическая модель изучаемого процесса. Особое значение программы-симуляторы имеют при подготовке специалистов в области экономики и управления. Если приобретение профессиональных навыков будущего инженера возможно в процессе прохождения практики на предприятии, выполнения курсовых работ и других учебных заданий, причем все эти работы в достаточной степени приближены к реальным условиям будущей профессиональной деятельности специалиста, то в случае со студентами экономических специальностей прохождение практики не может в полной мере обеспечивать приобретение профессиональных навыков, предположим, специалиста в области стратегического управления. В данном случае симулирующие экономическую действительность программы служат незаменимым средством, с помощью которого студент может приобрести профессиональные навыки управления предприятием. Примерами подобных обучающих средств могут служить: широко известный проект “МЭМ” (Моделирование экономики и менеджмента); многочисленные разработки американских ученых, в частности профессора университета Тулсы Джозефа Вулфа; программы, созданные В.А. Коршуновым, И. Олейником [4].

Результаты нашего исследования показали, что подготовка специалистов посредством использования программных продуктов для решения профессиональных задач должна быть реализована через создание профессионально-ориентированной среды, которая может быть осуществлена путем разработки универсального программного модуля, позволяющего встраивать обучающую, контролирующую подсистемы и программы решения профессиональных задач в единый обучающий комплекс. Выпускник учебного заведения должен быть хорошо подготовлен, способен эффективно использовать возможности информационных технологий в своей будущей работе, поэтому необходимо выработать у студентов навыки работы с экономической информацией в любых ее видах и представлениях.

Информационная образовательная среда представляет собой объединенный общим интерфейсом комплекс учебно-методических материалов дисциплины или курса, размещенный в локальной компьютерной сети вуза или глобальной сети Internet с помощью аппаратно-программных средств, которые обеспечивают доставку, хранение, обработку и усвоение учебной информации, предоставляют выбор режима, контроля и коррекции самостоятельной учебной деятельности, а также позволяют преподавателю осуществлять косвенное управление самостоятельной работой.

Сущность организации самостоятельной работы в информационной образовательной среде состоит в подходе к ней как к «совокупности следующих структурно-функциональных компонентов: опора на внутренние возможности студентов; измерение динамики развития активности и самостоятельности; воздействие на систему источников активности; модульное построение и структурирование учебного материала; профессионально ориентированном содержании курса; переносе приобретенных знаний в аутентичные ситуации профессиональной деятельности» [3].

Основными признаками информационной образовательной среды являются: наличие адекватного педагогического общения преподавателей и студентов независимо от места и времени выполнения самостоятельной работы; индивидуализация отношений участников учебного процесса; установление наряду с традиционными новых видов педагогического взаимодействия (совместный поиск информации, оценка ее достоверности, возможность выбора режима и напряженности самостоятельной работы – скорость выполнения и уровень сложности заданий); модульная организация материала, обеспечивающая переход от одного модуля к другому и дающая возможность выбора стратегий самостоятельной работы; вариативность содержания учебно-методических материалов; компьютерный контроль качества выполняемой самостоятельной работы; более объективные результаты компьютерного тестирования, осуществляющегося по большему количеству параметров (время выполнения теста, характер допущенных ошибок, общий объем выполненных заданий); кумулятивная система регистрации результатов самостоятельной работы.

В ходе нашего исследования нами были определены основные требования к уровню сформированности профессиональной информационной культуры, отражающей специфику экономической специализации обучающегося, в условиях современного информационного пространства, которые мы представляем в виде следующих необходимых умений:


  • уметь на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере профессиональной деятельности;

  • умение выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных профессиональных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

  • умение пользоваться рациональными способами обработки экономической информации для решения профессиональных задач;

  • умение использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

  • уметь принимать решение о применении того или иного программного обеспечения, тех или иных информационных технологий для повышения эффективности своих профессиональных действий;



  • формирование основы для осмысления и реализации возможностей применения технологий создания профессионального информационного пространства при организации профессиональной деятельности.

Для базового уровня информационной культуры главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.

Для профессионального уровня информационной культуры знания, умения и навыки характеризуются специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе – к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя как элемент показатели общего (базового) уровня. Именно это дает нам основание считать профессиональный уровень информационной культуры более высоким по сравнению с общим (базовым).

На наш взгляд, дальнейшее формирование информационной культуры специалиста происходит в процессе его профессиональной деятельности, и следующим уровнем информационной культуры должен быть высший, (логический) уровень, на котором знания, умения и навыки отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя знания, умения и навыки базового и профессионального уровней информационной культуры.

Для будущего специалиста информационная культура закладывается в период получения им профессиональных знаний. Следовательно, задачей системы образования является воспитание у специалиста тех основ информационной культуры, которые в будущем послужат фундаментом всей профессиональной культуры в целом.



Литература

  1. Афанасьев М.Ю. Методология компьютерного обучения экономистов. Автореф. дис. … док. пед. наук. – М., 1993.

  2. Макарова Н.В. Методология обучения новым информационным технологиям (для вузов экономического профиля). – СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1992.

  3. Иноземцева Ж.В. Методика организации информационно-технологической подготовки экономиста-менеджера. Дис. … кан. пед. наук. – Тамбов, 1999.

  4. Олейник И. Компьютерные игры как метод подготовки предпринимателей / И. Олейник, А. Фукс // Российский экономический журнал. – 1992. – № 11.







Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
files -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
files -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
files -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Примерная программа профессионального модуля
files -> Бета-адреноблокаторы в терапии артериальной гипертензии// Лечащий врач. 2015. № С. 12-14
files -> Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «научная медицинская библиотека»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница