Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей методическое пособие



страница1/40
Дата29.09.2017
Размер3.25 Mb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40

www.invalidnost.com


Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

Санкт-Петербургский институт усовершенствования врачей-экспертов

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации



МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

О РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ У ДЕТЕЙ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Разработано в рамках государственного контракта 14-К-13-Т-131 от 01.09.2014 г. по

оказанию услуг по написанию, редактированию, рецензированию методического пособия по методике проведения медико-социальной экспертизы и формирования заключений о реабилитационных мероприятиях у детей



Санкт-Петербург

2014
УДК 618Д:616.036.865.331
Методика проведения медико-социальной экспертизы и формирование заключений о реабилитационных мероприятиях у детей: методическое пособие / под редакцией В.Г.Помникова, Г.О.Пениной, О.Н.Владимировой – СПб: СПбИУВЭК Минтруда России, 2014. – 281 с.
Авторский коллектив

Сотрудники ФГБУ ДПО «СПбИУВЭК» Минтруда России:



доктора медицинских наук:

А.В.Адрианов, Л.А.Карасаева, М.В.Коробов, С.М.Милютин, Т.Ф.Мурзина, Г.О.Пенина, В.Г.Помников, Р.Т.Скляренко, М.И.Разумовский;

кандидаты медицинских наук:

А.О.Андриевская, О.Н.Владимирова, Р.М.Войтенко, И.А.Дубинина, Г.П.Квашнина, Ю.А.Колчева, О.В.Макарова, В.Ф.Николаев, А.М.Разумовская, В.С.Спиридонова, О.А.Шабанова;

кандидат психологических наук Н.Г.Травникова;

Н.П.Чистякова.

Сотрудники ФГБУ «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А.Илизарова» Минздрава России:

доктор медицинских наук А.А.Корюков.

Сотрудники ФКУ «ГБ МСЭ по г. Санкт-Петербургу» Минтруда России:

Л.А.Бессонова, Н.В.Лебедева, Т.Б.Поддубная,


Рецензенты:

доктора медицинских наук:

С.П.Запарий, Т.К.Кручина, Л.Л.Науменко, А.Б.Орешков, В.П.Шестаков;

кандидат медицинских наук А.Г.Рябоконь;

А.В.Абросимов

Методическое пособие содержит общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, основы их комплексной реабилитации и подходы к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных заболеваниях.

Издание предназначено для врачей различных специальностей по медико-социальной экспертизе, специалистов по реабилитации, социальной работе, психологов учреждений МСЭ. Также пособие может быть использовано широким кругом специалистов медицинских организаций, учреждений реабилитации и образования, общественных организаций инвалидов и др., осуществляющих направление детей на медико-социальную экспертизу и их комплексную реабилитацию.
СОДЕРЖАНИЕ

Стр.


Список сокращений ……………………………………………………………………………






5

Введение………………………………………………………………………………………..

6

Раздел 1. Общие вопросы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов………..

7

1.1 Теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов ……………

7

1.2 Организационно-правовые основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов

11

1.2.1 Порядок направления на медико-социальную экспертизу…………………………

11

1.2.2 Порядок проведения медико-социальной экспертизы ……………………………..

12

1.3 Методические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов…………….

15

1.3.1 Современные основы реабилитационно-экспертной диагностики ………………

15

1.3.2 Установление категории «ребенок-инвалид»……………………………………….

23

1.3.3 Установление срока категории «ребенок-инвалид»………………………………..

26

Раздел 2. Основы комплексной реабилитации детей-инвалидов……………………….

28

2.1 Теоретические и организационные основы реабилитации детей-инвалидов………….

28

2.2 Порядок разработки индивидуальной программы реабилитации ……………………..

33

2.2.1 Программа медицинской реабилитации …………………………………………….

36

2.2.2 Программа психолого-педагогической реабилитации………………………….......

43

2.2.3 Программа социальной реабилитации……………………………………………….

51

2.2.4 Технические средства реабилитации ………………………………………………..

59

2.3 Современные подходы к организации комплексной реабилитации детей-инвалидов

63

2.4 Алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов…………

69

Раздел 3. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при отдельных болезнях……………………………………………………………………………


72

3.1 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при внутренних болезнях…………………………………………………………………………………………..


72

3.1.1 Болезни дыхательной системы ……………………………………………………….

72

3.1.2 Болезни сердечно-сосудистой системы ………………………………………………

81

3.1.3 Болезни мочевыделительной системы………………………………………..............

91

3.1.4 Болезни пищеварительной системы………………………………………………….

99

3.1.5 Болезни эндокринной системы………………………………………………..............

109

3.1.6 Болезни иммунной системы…………………………………………………………..

120

3.1.7 Болезни кожи………………………………………………………………………….

122

3.2 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при

врождённых аномалиях (пороках развития) внутренних органов………………………..

3.2.1.Врожденные пороки сердца……………………………………………………………




123

123

3.2.2 Врожденные аномалии (пороки развития) кровеносных сосудов (ангиодисплазии)

128

3.2.3 Врожденные аномалии (пороки развития) и болезни органов дыхания……………

134

3.2.4 Врожденные аномалии (пороки развития) органов пищеварения…………………..

139

3.3 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при врожденных аномалиях (пороках развития) и деформациях костно-мышечной системы…………...


144

3.3.1 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации верхней конечности……

144

3.3.2 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации нижней конечности ……

167

3.3.3 Врожденные аномалии (пороки развития) деформации стопы ……………………..

3.3.4 Врожденные аномалии (пороки развития) и деформации костно-мышечной системы (врожденные системные заболевания)……………………………………………….



184
191

3.4 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях костно-мышечной системы и соединительной ткани …………………………………..


202

3.4.1 Врожденные заболевания позвоночника………………………………………………

202

3.4.2 Врожденный вывих бедра………………………………………………………………

207

3.4.3 Болезнь Легга-Кальве-Пертеса…………………………………………………………

3.4.4 Остеомиелит……………………………………………………………………………..



209

212

3.5 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях нервной системы…………………………………………………………………………………


214

3.5.1 Эпилепсия………………………………………………………………………………..

214

3.5.2 Родовые черепно-мозговые травмы, последствия черепно-мозговой травмы …….

219

3.5.3 Детский церебральный паралич……………………………………………………….

224

3.5.4 Первичные прогрессирующие мышечные дистрофии……………………………….

232

3.5.5 Наследственные моторно-сенсорные полиневропатии……………………………..

235

3.5.6 Спинальные амиотрофии …………………………………………………………….

238

3.5.7 Наследственно-дегенеративные заболевания………………………………………...

241

3.6. Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при психических расстройствах и расстройствах поведения ………………………………….


245

3.6.1 Олигофрения (умственная отсталость)…………………………………………………

3.6.2 Неврозы (невротические расстройства и состояния)…………………………………



245

251

3.6.3 Органические поражения головного мозга и эпилепсия с нервно-психическими расстройствами …………………………………………………………………………………..


256

3.6.4 Шизофрения и аффективные расстройства …………………………………………

264

3.6.5 Аутизм……………………………………………………………………………….......

270

3.7 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при расстройствах развития речи и языка……………………………………………………….


273

3.8 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях уха

277

3.9 Медико-социальная экспертиза и реабилитация детей-инвалидов при болезнях глаза………………………………………………………………………………………………..


280







Рекомендуемая литература ………………………………………………………………………

288

Приложения………………………………………………………………………………………..

296


СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
DQ – коэффициент развития

IQ – коэффициент интеллектуальности

РСО2 – парциальное содержание углекислого газа.

РО2 – парциальное содержание кислорода

АД – артериальное давление

БКН – белково-калорийная недостаточность

ВМ – венозные мальформации

ВМП – высокотехнологичная медицинская помощь

ВОЗ – Всемирная Огранизация Здравоохранения

ВПС – врожденные пороки сердца

ВЭМ – велоэргометрия

ГКС – глюкокортикостероиды

ДДП – дегенеративно-дистрофическое поражение

ДМЖП – дефект межжелудочковой перегородки

ДМПП – дефект межпредсердной перегородки

ЖКТ – желудочно-кишечный тракт

ИМТ – индекс массы тела

КА – коарктация аорты

КТ – компьютерная томография

ЛА – легочная артерия

МКН – Международная классификация нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности

МКФ – Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

МСЭ – медико-социальная экспертиза

МРТ – магнитно-резонансная томография

НК – нарушение кровообращения

ОАП – открытый артериальный проток

ОЖД – ограничение жизнедеятельности

ОЛС – общее легочное сопротивление

ОМС – обязательное медицинское страхование

ООН – Организация Объединенных Наций

ОФВ – объем физиологического вдоха

ПМПК – психолого-медико-педагогической комиссия

ПРЛ – патологическое развитие личности

РЭГ – реоэнцефалография

СЛБ – среднесуточная лабильность бронхов

СН – сердечная недостаточность

СПБ – среднесуточная проходимость бронхов

ТСР – технические средства реабилитации

ТФ – ТетрадаФалло

УЗИ – ультразвуковая допплерография

ФВД – функция внешнего дыхания

ФГБУ – федеральное государственное бюджетное учреждение

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

ФК – функциональный класс

ФКУ – федеральное казенное учреждение

ФСС – Фонд социального страхования

ХРП – хроническое расстройство питания

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

ЭКГ – электрокардиография

ЭПО – экспериментально-психологическое исследование

ЭхоКГ – эхокардиография

ЭЭГ – электроэнцефалография



Введение
Данное методическое пособие разработано в целях реализации мероприятий пункта 2.7 «Внедрение подходов к организации и проведению медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации с учетом результатов пилотного проекта» подпрограммы 2 «Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы1.

К подготовке методического пособия были привлечены профессорско-преподавательский состав Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов, имеющий 55-летний опыт работы в сфере врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы, в том числе, научные и научно-практические разработки первой в Российской Федерации кафедры педиатрии, медико-социальной экспертизы и реабилитации детей-инвалидов, созданной 15 лет назад под руководством профессора Е.В.Прониной, а также специалисты ФКУ «Главное бюро МСЭ по Санкт-Петербургу» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Методическое пособие разработано сотрудниками института в содружестве со специалистами ФГУ «Федеральное бюро МСЭ», ФГУ «Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» и ФКУ «Главное бюро МСЭ по Ленинградской области», которые оказывали необходимые консультации.

Методическое пособие учитывает принципы Конвенции о правах инвалидов (ООН, 2006), которой признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми; а также концептуальные подходы Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, или МКФ (ВОЗ, 2001).

Авторами в методическом пособии сформулированы общие теоретические основы медико-социальной экспертизы детей-инвалидов, включая анализ нормативно-правовых документов, порядок направления детей на медико-социальную экспертизу и порядок ее проведения; актуальные методические вопросы медико-социальной экспертизы детей, такие как современные основы реабилитационно-экспертной диагностики детей, установление категории «ребенок-инвалид» в соответствии с административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, установление срока инвалидности у детей.

В издании рассмотрены теоретические и организационные основы комплексной реабилитации детей-инвалидов, алгоритм формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, алгоритм оценки результатов комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Особое внимание уделено современным подходам к медико-социальной экспертизе и реабилитации детей-инвалидов при отдельных наиболее часто встречающихся заболеваниях. Представлены особенности направления детей на медико-социальную экспертизу, критерии инвалидности, количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентах, конкретные мероприятия для включения в программу реабилитации ребенка-инвалида.

Использование данных сведений позволит повысить качество и эффективность медицинского, экспертного и реабилитационного обслуживания детского населения.



РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Статус ребенка-инвалида был впервые введен в СССР в 1979 г.2, устанавливалась выплата пособий на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет. В 1980 г. началась регистрация детей-инвалидов и их статистический учет. Освидетельствование детского населения в то время осуществлялось в учреждениях здравоохранения - детских поликлиниках по месту жительства.

С 1997 г. в Российской Федерации стала создаваться педиатрическая служба медико-социальной экспертизы (МСЭ), освидетельствование детей постепенно стало передаваться в органы социальной защиты, к которым относилась МСЭ (табл.1), а с 2002 г. на всей территории Российской Федерации освидетельствование детей осуществляется в учреждениях МСЭ.

Конвенцией о правах инвалидов признается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми. Именно с учетом принципиальных положений данного документа и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья предполагается развивать в ближайшие годы систему медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации (табл.1) .

Таблица 1

Развитие медико-социальной экспертизы детского населения в России

Период

(годы)


Методологическая основа

Установление категории «ребенок-инвалид»

Нормативно-правовые документы


Учреждения

1979-2000

Медицинская модель инва-лидности.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается по перечню медицинских показаний



Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23.05.1979 № 469 «Об улучшении материального обеспечения инвалидов с детства»

Приказ Министерства здравоохранения СССР от 14.12.1979 № 1265 «О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов с детства в возрасте до 16 лет»

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 04.07.1991 №117 «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет»


Лечебно-профилактические учреждения

2000-2012

«Линейная» модель инвалидности, основанная на

МКН,1980.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ОЖД


Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ

Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы МСЭ (1997)

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ (2005)

Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями МСЭ (2009)




Учреждения государствен-ной службы медико-социальной экспертизы (федеральные государствен-ные учреждения МСЭ),

создание педиатричес-ких бюро МСЭ, введение врачей-педиатров в составы бюро МСЭ



с 2012 г.

Апробация в 3-х пилотных регионах РФ биопсихосоциальной «зонтичной» модели ин-валидности,

основанной на МКФ, 2001



Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы/ утверждена постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175

Проект новых классификаций и критериев, используемых при осуществлении освидетельствования граждан учреждениями МСЭ

Проект кодификатора (буквенного кода) инвалидности для оказания адресной социальной помощи




Федеральные учреждения МСЭ 3-х пилотных регионов: Тюменская обл., Республика Хакасия, Республика Удмуртия

С 2014 гг. по настоящее время

Модель инва-лидности, основанная на МКФ, 2001

Утвержденные по результатам апробации:

Классификации и критерии, используемые при осуществлении освидетельствования граждан учреждениями медико-социальной экспертизы (2014)





Федеральные учреждения МСЭ Российской Федерации

Плани-руется с 2016

Установление инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма

Изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ внесенные Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ3

Федеральные учреждения МСЭ Российской Федерации

Подписание Российской Федерацией в 2008 г. Конвенции о правах инвалидов, выявление системных недостатков в деятельности учреждений МСЭ, привели к необходимости совершенствования работы по освидетельствованию с учетом «социальной модели инвалидности». Основные направления модернизации обозначены государственной программой Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2015 годы».

В действующей в Российской Федерации модели инвалидности условиями признания гражданина (в т.ч. ребенка) инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности;

в) необходимость социальной защиты, включая реабилитацию.

Категория «ребенок-инвалид» устанавливается гражданину в возрасте до 18 лет в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности (ОЖД), обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, на срок 1 год, 2 года, либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Стойкость функциональных нарушений определяется разными факторами:



  1. клинической формой заболевания: врожденная патология (врожденные пороки развития, наследственная и хромосомная патология, последствия перинатальных повреждений) имеют стойкий характер нарушений различных функций организма; в этих случаях ориентируются также и на клинический прогноз;

  2. длительностью течения заболевания: многие хронические заболевания у детей развиваются как результат перенесенных острых патологических состояний, и для оценки хронизации используется срок – 6 месяцев, который также может быть использован в качестве ориентировочного критерия стойкости нарушенных функций.

Некоторые врожденные, наследственные и хромосомные болезни выявляются у детей с рождения и уже в первые месяцы жизни могут быть причиной значительных нарушений функционального состояния многих органов и приводить к ограничению жизнедеятельности ребенка. Вид нарушений также зависит от характера патологического процесса, а степень выраженности нарушений функций организма зависит от степени компенсации этих нарушений. В большинстве случаев для определения степени нарушений функций необходимо объективно доказать степень хронической недостаточности пораженного органа или системы.

В педиатрической практике успешно применяется оценка состояния здоровья детей в виде градации уровня здоровья, предложенная Громбахом С.М. и доработанная в последующем Вельтищевым Ю.Е. с разделением на пять групп здоровья по четырем основным критериям. В современном виде она представлена в приказе Минздрава России от 30.12.2003 № 621. К 1 группе здоровья относят практически здоровых детей, ко 2 группе – детей с функциональными нарушениями без четко очерченной хронической патологии – состояние предболезни, например функциональное расстройство желудка, гипертрофия небных миндалин, часто болеющие дети и др., к 3 – дети с хронической патологией в стадии ремиссии и компенсации, к 4 – пациенты с хроническими вялотекущими заболеваниями с редкими обострениями и субкомпенсацией, к 5 – дети с хронической декомпенсированной патологией и частыми обострениями.

При оценке степени выраженности нарушений функций организма необходимо учитывать признаки развития хронической функциональной недостаточности в периоде ремиссии заболевания, принимая, однако, во внимание частоту и длительность обострений, степень выраженности острой функциональной недостаточности при обострении (например, степень выраженности острой дыхательной недостаточности при приступе бронхиальной астмы и частоту и длительность приступного периода). Если имеют место незначительные хронические функциональные нарушения и обострения возникают не часто, что не приводит к ограничениям жизнедеятельности (ОЖД), считают, что ребенок направлен на МСЭ необоснованно. По данным литературы удельный вес непризнанных инвалидами среди впервые освидетельствованных детей колеблется от 6,3 до 16,8%, составляя в среднем 10,5% соответственно.

Причины необоснованного направления детей на медико-социальную экспертизу условно можно подразделить на две группы.

Первая – несвоевременное направление детей на медико-социальную экспертизу: раннее – при отсутствии стойких нарушений функций организма в период лечения или проведения реабилитационных мероприятий; позднее – через несколько лет после рождения ребенка с тем или иным пороком развития, что приводит к позднему началу реабилитационных мероприятий, так, например, ребенок с врожденным отсутствием верхней конечности при своевременном протезировании сможет сформировать адекватный двигательный стереотип выполнения элементов жизнедеятельности сразу двумя руками.

Вторая – направление на медико-социальную экспертизу детей, не имеющих условий для установления инвалидности: а) у ребенка имеется та или иная патология, но отсутствуют нарушения функций организма в целом и соответственно ОЖД, например, у детей после оперированных пороков сердца без явлений сердечной недостаточности соответствующей степени, приводящей к ОЖД; б) отсутствуют признаки инвалидности (стойкие нарушения функций организма и ОЖД), но ребенок нуждается в медико-социальной помощи государства: в обеспечении лекарственными средствами, специализированным питанием, высокотехнологичной дорогостоящей медицинской помощи и др., например, дети с муковисцидозом даже при легком течении, когда инвалидность не устанавливается, нуждаются в дорогостоящих лекарствах, в использовании ингаляторов; детям с фенилкетонурией, галактоземией, целиакией специализированное питание предоставляется в случае установления категории «ребенок-инвалид» и др.

По данным Герман С.В., 2012 в результате анализа качества оформления «Направлений на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» выявлено, что наиболее частыми дефектами являются: незаполненные строки, графы, имеющие экспертное значение; наличие незаверенных исправлений, зачеркиваний, нечитаемые записи; краткий, малоинформативный анамнез; малоинформативное описание объективного статуса; несоблюдение стандартов обследования; ошибки при формулировании основного и сопутствующего диагнозов; ошибки при определении прогноза — клинического, трудового; ошибки при формулировании цели направления на МСЭ; некачественное заполнение п. 34 (рекомендации по медицинской реабилитации); отсутствие в форме 088/у-06 печати, подписи, расшифровки подписи членов врачебной комиссии; форма № 088/у-06 заверена специалистами, не входящими в состав врачебной комиссии медицинской организации; наличие заключений специалистов медицинской организации по вопросам, не относящимся к их компетенции (например, рекомендации по установлению конкретной группы инвалидности).

Незначительные расстройства функций не являются основанием для определения инвалидности: дети относятся к III-IV группам здоровья, наблюдаются специалистами медицинских организаций и не требуют проведения мероприятий социальной защиты.

Умеренные расстройства функции у детей могут приводить к таким ограничениям жизнедеятельности как способность к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности в пределах 1 степени ограничений, когда ребенку для выполнения соответствующих занятий требуется более длительные затраты времени, дробность выполнения, специальный режим учебного процесса и использование вспомогательных средств.

У больных детей с выраженной степенью расстройств функций могут иметь место ограничения жизнедеятельности в пределах 2 степени ограничений в отношении способности к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности, что требует обучения либо в домашних условиях, либо в специальных учебных заведениях по специальным программам, использование вспомогательных средств или помощь других лиц при самообслуживании, передвижении и в игре.

При значительно выраженных расстройствах функций ограничения жизнедеятельности достигают наивысшей степени, что проявляется ограничением способности к самообслуживанию, передвижению, обучению и других категорий жизнедеятельности 3 степени, то есть практически полная неспособность к самостоятельному передвижению, самообслуживанию и полная зависимость от других лиц, способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения последовательности элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения.

В новой международной трактовке инвалидность рассматривают как результат взаимодействия между людьми c нарушениями здоровья и окружающей средой, имеющей барьеры, которые препятствуют полному и эффективному участию в жизни общества.

МКФ предлагает принципиально иной подход, интегрирующий медицинскую и социальную точки зрения на инвалидность и рассматривающий проблемы здоровья инвалида в контексте факторов окружающей среды.

Для детей и подростков разработана адаптированная версия данной классификации «Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья для детей и подростков» – МКФ-ДП, слияние которой с МКФ одобрено в 2012 г.

Начиная с 2011 года, в стране разрабатывались новые подходы к установлению инвалидности у граждан (в т.ч. у детей), основанные на МКФ. Произошли существенные нормативно-правовые изменения в сфере социальной защиты инвалидов и детей-инвалидов4: уточнены понятия «индивидуальная программа реабилитации (абилитации)» «обеспечение доступности» и «удовлетворение минимальных потребностей инвалидов»; вводятся новые для российской практики термины «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация». Приняты новые «Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», которыми введена количественная система оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма, уточнены содержание видов стойких нарушений функций, ограничений жизнедеятельности и критерии инвалидности. Новые классификации и критерии не расширяют возможности для определения гражданам инвалидности, а дают возможность более объективно и точно определить структуру и степень имеющихся нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности.

С 1 января 2016 г. после вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 N 419-ФЗ (статья 5) изменятся основания определения инвалидности, которая будет устанавливаться только в зависимости от степени расстройства функций организма.

1.2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.2.1. ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ НА МЕДИКО-СОЦИАЛЬНУЮ ЭКСПЕРТИЗУ
Порядок направления детей на медико-социальной экспертизу определен «Правилами признания лица инвалидом», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. № 95.

Ребенок может быть направлен на МСЭ:

– лечебно-профилактической медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы (далее – медицинская организация);

– органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;

– органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет ребенка на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По результатам проведенных мероприятий медицинская организация оформляет «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь» по форме № 088/у-06, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.5 В «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь»» вносятся сведения о развитии заболевания, данные клинического обследования, диагноз, характер и степень нарушения основных функций организма, проведенные лечебно-профилактические мероприятия, рекомендуемые мероприятия по медицинской реабилитации для формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, результаты проведенных мероприятий по медицинской реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и другие сведения, необходимые для проведения МСЭ.

При отказе от направления ребенка на МСЭ медицинская организация выдает справку, на основании которой ребенок (его законный представитель) вправе обратиться в учреждение МСЭ самостоятельно.

Порядок выдачи данной справки (медицинского заключения) утвержден Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации6. Справка (медицинское заключение) оформляется в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации или на бланке медицинской организации, заверяется подписями председателя и членов врачебной комиссии и печатью медицинской организации.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и орган социальной защиты населения (далее – органы) направляют на МСЭ ребенка, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Указанные органы оформляют гражданину «Направление на медико-социальную экспертизу, выдаваемое органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения» по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.7 В данное направление вносятся сведения о составе семьи ребенка, виде жилья, указываются виды ограничения жизнедеятельности, вызывающие нуждаемость в мерах социальной защиты, дается перечень представленных медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм и дефектов.

При отказе от направления ребенка на МСЭ указанные органы выдают справку, на основании которой ребенок (его законный представитель) имеет право обратиться в учреждение МСЭ самостоятельно. Поскольку порядок выдачи данной справки не утвержден на федеральном уровне, справка оформляется в порядке и по форме, определяемой органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.


1.2.2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Медико-социальная экспертиза является государственной услугой, и порядок ее проведения определен «Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.01.2014г. № 59н.

Отказ в предоставлении государственной услуги по проведению МСЭ не допускается.

Право на МСЭ имеют все дети, находящиеся на территории Российской Федерации, являющиеся как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Государственная услуга по проведению МСЭ предоставляется федеральными государственными учреждениями МСЭ: главными бюро МСЭ по субъекту Российской Федерации (далее - главные бюро) и их филиалами – бюро МСЭ (далее - бюро) и Федеральным бюро МСЭ (далее – Федеральное бюро).

В бюро медико-социальная экспертиза ребенка проводится по месту жительства, по месту пребывания, либо по месту фактического проживания ребенка на территории Российской Федерации, а также по месту нахождения пенсионного дела ребенка-инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации.

В главном бюро медико-социальная экспертиза ребенка проводится в случае обжалования решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования, или консультативного заключения главного бюро, либо при осуществлении главным бюро контроля за решениями бюро.

В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза ребенка проводится в случае обжалования решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования, или консультативного заключения Федерального бюро, либо при осуществлении Федеральным бюро контроля за решениями главного бюро.

МСЭ ребенка может проводиться:



  • на дому в случае, если ребенок не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации;

  • в стационаре, где ребенок находится на лечении;

  • заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро).

Для проведения МСЭ должны быть предоставлены следующие документы:

  1. удостоверение личности ребенка (свидетельство о рождении – у детей до 14 лет, паспорт – у детей старше 14 лет);

  2. заявление о предоставлении государственной услуги (проведении МСЭ), оформляемое самостоятельно ребенком, достигшим возраста 15 лет8, либо законным представителем ребенка в возрасте до 15 лет9;

Заявление может быть оформлено:

– самим ребенком, достигшим возраста 15 лет, так как в соответствии со статьями 2 и 20 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»10 письменное согласие на медицинское вмешательство дает гражданин в возрасте 15 лет и старше, а по смыслу указанных статей МСЭ может быть отнесена к медицинскому вмешательству;

– законным представителем ребенка, не достигшего возраста 15 лет.

В соответствии со статьей 28 Гражданского кодекса Российской Федерации11 и статьей 64 Семейного кодекса Российской Федерации12 законными представителями ребенка являются родители, усыновители, опекуны (опекун при достижении ребенком возраста 14 лет переходит в статус попечителя без дополнительного решения суда).



  1. направление на МСЭ или справка об отказе в направлении на МСЭ, оформленные медицинской организацией или органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения;

  2. медицинские документы (в случае отказа от направления на МСЭ), подтверждающие нарушение функций организма вследствие заболеваний, последствий травм и дефектов;

  3. удостоверение личности законного представителя ребенка в случае, если им оформлено заявление о предоставлении государственной услуги.

Срок предоставления государственной услуги по проведению МСЭ не может превышать 30 календарных дней с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами до даты принятия решения.

Основанием для начала процедуры по проведению МСЭ ребенка является прием специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) заявления о проведении МСЭ со всеми необходимыми документами. Если заявление подано без необходимых документов, то последние должны быть представлены в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Срок предоставления государственной услуги в данном случае исчисляется с даты подачи необходимых документов.

Специалисты бюро обязаны ознакомить законного представителя ребенка (либо самого ребенка, если МСЭ проводится по его заявлению) с порядком проведения МСЭ, с целями и прогнозируемыми результатами реабилитационных мероприятий и их социально-правовыми последствиями в любой доступной для него форме: устно, письменно, с использованием информационных материалов, с помощью переводчика русского жестового языка, тифлосурдопереводчика, посредством официальных сайтов главного бюро, Федерального бюро.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводящие МСЭ, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, психолого-медико-педагогических сведений, проводят обследование ребенка и на основе полученных данных принимают коллегиальное решение об установлении ему инвалидности либо об отказе в установлении инвалидности.

В случаях, требующих дополнительного обследования ребенка в медицинской, реабилитационной организации, получения заключения главного бюро, Федерального бюро, а также получения других дополнительных сведений составляется программа дополнительного обследования, которая доводится до сведения законного представителя ребенка (либо самого ребенка, если МСЭ проводится по его заявлению) в доступной для него форме. Решение принимается после получения данных, предусмотренных указанной программой. При отказе от выполнения программы дополнительного обследования решение принимается специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводящими МСЭ, на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в протоколе проведения медико-социальной экспертизы ребенка.

Решение объявляется законному представителю ребенка (либо самому ребенку, если МСЭ проводилась по его заявлению) в присутствии всех специалистов бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводивших МСЭ. В случае необходимости специалисты дают разъяснения по содержанию решения.

Данные МСЭ вносятся в Протокол проведения медико-социальной экспертизы (далее – Протокол) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации13. По результатам МСЭ составляется Акт медико-социальной экспертизы (далее – Акт) по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации14, к которому приобщаются представленные документы.

Протокол и Акт подписываются руководителем бюро (уполномоченным заместителем главного бюро (Федерального бюро) и специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими МСЭ.

В случае признания ребенка инвалидом оформляется Справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и Выписка из акта освидетельствования ребенка-инвалида, которые подписываются руководителем бюро (уполномоченным заместителем главного бюро (Федерального бюро). Указанная Справка выдается законному представителю ребенка-инвалида (либо самому ребенку, если МСЭ проводилась по его заявлению), а Выписка в 3-дневный срок со дня принятия решения направляется в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение. Формы указанных Справки и Выписки утверждены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации15.

Законному представителю ребенка, признанного инвалидом (либо самому ребенку, если МСЭ проводилась по его заявлению), также выдается индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида по форме, утвержденной Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.16

Законному представителю ребенка, не признанного инвалидом (либо самому ребенку, если МСЭ проводилась по его заявлению), по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы. Справка выдается в день проведения МСЭ или в течение 5 календарных дней с даты подачи заявления о ее выдаче, если оформление такой справки требует времени для запроса дела из архива.

Переосвидетельствование ребенка-инвалида проводится 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Переосвидетельствование ребенка-инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование ребенка-инвалида ранее установленного срока проводится по заявлению его законного представителя (либо самого ребенка, если МСЭ проводилась по его заявлению) или по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья ребенка.

Решение бюро может быть обжаловано в главное бюро в срок, не превышающий 1 месяц с даты принятия решения бюро. В случае подачи в бюро, проводившее МСЭ ребенка, заявления об обжаловании решения бюро, указанное бюро в 3-дневный срок со дня поступления данного заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро. Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления об обжаловании решения бюро проводит МСЭ ребенка. Главное бюро вправе изменить решение бюро.

Решение главного бюро может быть обжаловано в Федеральное бюро в срок, не превышающий 1 месяц с даты принятия решения главным бюро. В случае подачи в главное бюро, проводившее МСЭ ребенка, заявления об обжаловании решения главного бюро, указанное главное бюро в 3-дневный срок со дня получения данного заявления направляет его со всеми имеющимися документами в Федеральное бюро. Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления об обжаловании решения главного бюро проводит МСЭ ребенка. Федеральное бюро вправе изменить решение главного бюро.

Решение бюро, главного бюро, Федерального бюро может быть обжаловано в суд.



1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
1.3.1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ЭКСПЕРТНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Диагностический этап является важнейшим в технологии предоставления гражданам, в том числе и детям услуги по медико-социальной экспертизе. Именно с данного этапа практически начинается освидетельствование граждан в учреждении МСЭ.

Реабилитационно-экспертная диагностика представляет собой совокупность диагностических процедур, приемов и методов изучения биопсихосоциального статуса и социально-средовых условий жизнедеятельности больных и инвалидов с целью получения объективных данных, необходимых для решения задач медико-социальной экспертизы – принятия экспертного решения о группе, о категории «ребенок-инвалид», сроках инвалидности, а также потребностях их в мерах и средствах реабилитации.

Организационно-правовые и методические основы реабилитационно-экспертной диагностики заложены в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми данная услуга предоставляется исходя из комплексной оценки клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица17.

Алгоритм проведения реабилитационной-экспертной диагностики и порядок оформления полученных данных в Протоколе проведения медико-социальной экспертизы определен приказом Минтруда России18.

Особенностью проведения реабилитационно-экспертной диагностики детей в отличие от взрослых граждан является, как правило, необходимость участия родителей ребенка, а также учета при оценке полученных данных возрастных норм в физическом и психическом (умственном) развитии детей.

Реабилитационно-экспертная диагностика при освидетельствовании детей включает:

– клинико-функциональную диагностику;

– психологическую диагностику;

– социальную диагностику;

а при достижении ребенком определенного возраста и

– педагогическую диагностику;

– профессионально-трудовую диагностику;

– психофизиологическую диагностику.

Клинико-функциональная диагностика – процедура, объединяющая совокупность методов получения достоверных данных о состоянии здоровья, патологии, нарушенных и сохранных функциях и структур организма ребенка, достаточных для вынесения экспертного решения об инвалидности и потребностях детей-инвалидов в мерах, средствах и услугах медицинской реабилитации и абилитации.

В настоящее время Федеральным бюро МСЭ для большинства заболеваний определен обязательный минимальный объем исследований, включая перечень диагностических процедур, проб, тестов, методических подходов, подлежащих выполнению при проведении медико-социальной экспертизы19.

После получения всего комплекса необходимых данных специалистами бюро МСЭ выносится клинико-функциональный диагноз, который фиксируется в пункте 54 Протокола проведения медико-социальной экспертизы. Клинико-функциональный диагноз должен содержать следующие основные характеристики:

– клиническую (нозологическую) форму основного и сопутствующего заболеваний с указанием кода по МКБ-10;

– осложнения основного и сопутствующего заболеваний с указанием кода по МКБ-10;

– стадию патологического процесса;

– течение заболевания;

– характер нарушений функций и структур организма;

– степень нарушения функций и структур организма;

– клинический прогноз.

Результаты клинико-функциональной диагностики являются основанием для вынесения заключения бюро МСЭ о видах и степени стойких расстройств функций организма, в т.ч. количественной системы оценки степени выраженности нарушенных функций организма, а в последующем, с учетом данных психологической, социальной, профессиональной у детей старшего возраста, диагностик, и для вынесения заключения о видах и степени ограничений жизнедеятельности.

Психологическая диагностика (экспериментально-психологическое обследование) детей – обследование с помощью психодиагностических методов с целью выявления нарушений психических функций и адаптационных способностей ребенка, а также сохранных функций, зоны актуального и ближайшего развития, социально-психологических условий развития ребенка с целью уточнения экспертно-реабилитационного диагноза и формирования индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (психолого-педагогической и социально-педагогической составляющих).

Целями и задачами направления ребенка на ЭПО могут быть:



  1. оценка актуального состояния психических процессов (внимания, памяти, мыслительных процессов, эмоциональной сферы), при которой выясняется уровень развития и особенности психических процессов, наличие нарушений и степень их выраженности; совместно с другими членами бюро данные о выявленных нарушениях трансформируются в клинико-патопсихологический синдром с последующим введением его в клинико-экспертный диагноз; сведения о сохранных и нарушенных психических процессах учитываются при рекомендации мероприятий психолого-педагогической и социально-психологической составляющих ИПР;

  2. оценка соответствия уровня интеллектуального развития возрастной норме; данная задача может решаться психологом, начиная с двухлетнего возраста ребенка, но стандартизированная на отечественной выборке методика Векслера (детский вариант WISC) предполагает обследование детей старше 5 лет;

  3. анализ личности (формирующейся личности) для уточнения особенностей и уровня реагирования на ситуацию «болезнь», «инвалидность»; это может быть психологический («норма») уровень, патопсихологический или психопатологический уровень; при наличии патопсихологического (психопатологического) уровней реагирования ребенка, психолог совместно с врачами-экспертами трансформирует данные в синдром, с последующим введением его в клинико-экспертный диагноз; сведения об особенностях личностного реагирования являются основанием для рекомендации проведения психолого-педагогической коррекционной работы, а также мероприятий социально-психологической составляющей индивидуальной программы реабилитации;

  4. анализ социально-психологической ситуации развития ребенка, психологической составляющей реабилитационного потенциала семьи (ближайшего окружения ребенка - это может быть мать или бабушка, может быть опекунская семья или сотрудники детского учреждения, далее используем общий термин «родитель»); для данных может быть необходимо экспериментально-психологическое обследование не столько самого ребенка, сколько его родителей; анализ включает данные о состоянии психологического контакта в паре родитель-ребенок, стиле семейного воспитания, способности родителя понимать перспективу и возможности развития, абилитации и реабилитации ребенка-инвалида, эмоционально-волевой потенциал родителя и его мотивационную направленность; эти сведения необходимы для адекватного выбора мероприятий психолого-педагогического и социально-психологического профиля для помощи семье в воспитании ребенка-инвалида, с целью оптимизации условий развития для ребенка, профилактики формирования патопсихологических черт личности ребенка-инвалида;

  5. профориентационная диагностика подростка, которая включает анализ мотивационной сферы подростка и его профессиональных планов, адекватности самооценки и оценки своих способностей и возможностей уровню притязаний; данные могут использоваться при формировании раздела «Получение профессионального образования» мероприятий психолого-педагогической реабилитации в ИПР ребенка-инвалида.

Психолог использует методы в соответствии с поставленными задачами, возрастом, диагнозом, опираясь на имеющиеся в его распоряжении данные. Кроме психодиагностических методик и тестов используются данные клинико-психологического метода наблюдения в процессе ЭПО и освидетельствования, а также иные данные, имеющиеся на ребенка: характеристики, выписки из медицинской и иной документации, данные школьной успеваемости, описания предыдущих психологических обследований, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и другие.

Социальная диагностика объединяет совокупность методов получения и анализа данных, характеризующих социальный статус ребенка, социально-средовые и социально-бытовые условия жизни с целью определения наличия и степени выраженности ограничений жизнедеятельности ребенка, оценки возможностей и условий его социализации, социальной адаптации и интеграции в общество. Проводится специалистом по социальной работе учреждения МСЭ.

Оценка социального статуса ребенка проводится на основании представленных в бюро МСЭ документов, опроса ребенка и (или) его законного представителя (родителей), также используются методы социального обследования, тестирования и др.

Социально-средовая диагностика предусматривает установление и анализ способностей ребенка к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности с учетом возрастных особенностей и базовых социальных характеристик. Для полноты и объективности проведения данной составляющей социальной диагностики целесообразно привлечение социального педагога образовательной организации, психолога бюро МСЭ, консультанта психолога центра семьи и детей, а также других специалистов.

Социальная-бытовая диагностика предусматривает выяснение и анализ данных отражающих проблемы ребенка в ближайшем окружении (в быту): оценку социально-бытовых условий, оценку способности ребенка самостоятельно передвигаться по дому, удовлетворять основные физиологические потребности, осуществлять личную гигиену, выполнять повседневную бытовую, досуговую и игровую деятельность.

Полученные в результате социально-средовой и социально-бытовой диагностики данные в комплексе с клиническими и психологическими данными являются основой для комплексной оценки вида и степени ограничений жизнедеятельности, а в случае признания ребенка инвалидом и для определения его потребности в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Педагогическая диагностика предполагает получение и оценку данных об образовательном статусе ребенка, его обученности и способности обучаться.

На основании данных опроса и документов, представленных образовательным учреждением, а также с учётом заключения ПМПК оформляются пункты 33-41 раздела II «Данные об образовании» Протокола проведения медико-социальной экспертизы.

Представленные образовательной организацией или ПМПК педагогические характеристики ребенка в комплексе с данными социально-средового и социально-бытового обследования являются основой изучения и оценки наличия (степени развития) у ребенка соответствующих возрасту знаний, навыков и умений; сформированности базисных навыков, обеспечивающих обучение; обученность, воспитанность и его развитость; обучаемость, уровень его образовательной компетентности, успеваемости; способность получения образования в соответствии с требованиями ФГОС; способность обучения в образовательном учреждении общего назначения совместно с другими обучающимися или же нуждаемость обучения в специальных классах (группах) интегрированного обучения; в специальных образовательных учреждениях по адаптированным образовательным программам, на дому; нуждаемость в специальных условиях обучения (специальные образовательные программы и методы, в том числе дистанционное обучение; специальные учебники и учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, средства коммуникации и связи, сурдоперевод и тифлосурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий и др.); нуждаемость для обучения в посторонней помощи; наличие в окружающей среде барьеров или облегчающих обучение факторов.

Профессионально-трудовая диагностика - процедура, объединяющая совокупность методов изучения и анализа профессионально-трудового статуса, характера, условий и требований профессиональной деятельности освидетельствуемого лица в целях получения объективных и достоверных данных, необходимых для принятия экспертного решения.

Показаниями для проведения профессионально-трудовой диагностики при освидетельствовании ребенка в бюро МСЭ являются:

– необходимость оценки способности его к трудовой деятельности при достижении возраста 14 лет20;

– оценки рациональности трудоустройства в случае выполнения ребенком работы по трудовому договору до или на момент освидетельствования в бюро МСЭ;

– оценки правильности выбора ребенком профессии (специальности) для обучения в случае получения им образования в учреждении профессионального образования на момент освидетельствования в бюро МСЭ;

– в целях определения показанных ему для профессионального обучения профессий (специальностей);

– в целях определения противопоказанных и доступных условий и видов труда для обеспечения рационального трудоустройства;

– в целях достижения профессионально-производственной адаптации и закрепление ребенка инвалида на рабочем месте и др.

Профессионально-трудовая диагностика при освидетельствовании ребенка в бюро МСЭ включает: 1) определение профессионально-трудового и образовательного статусов ребенка; 2) физиолого-гигиеническую характеристику условий рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса; 3) оценку требований профессиональной деятельности к психофизиологическим функциям, необходимым для успешного выполнения работы в основной профессии или в будущей профессии.

Полученные данные о профессионально-трудовом статусе ребенка фиксируются в пунктах 42-45, 47 Протокола проведения медико-социальной экспертизы.

При переосвидетельствовании ребенка-инвалида уточняется его новая профессия, специальность и квалификация, условия и объем выполняемой трудовой деятельности, оценивается рациональность и равноценность трудоустройства, причины незанятости.

Требования профессиональной деятельности могут оформляться в виде перечня (психофизиограммы) профессионально важных функций и качеств, необходимых для успешного выполнения работы и прикладываться к Протоколу проведения медико-социальной экспертизы.



Психофизиологическая диагностика объединяет совокупность методов исследования и оценки состояния профессионально значимых функций и качеств освидетельствуемого лица, определяющих его способность (пригодность) к работе в конкретном виде профессиональной деятельности. В результате болезни эти функции и качества могут быть нарушены или утрачены полностью.

Задачей психофизиологической диагностики является исследование и оценка состояния профессионально значимых функций и качеств, необходимых для выполнения работы в основной профессии или профессиях, рекомендуемых для обучения, освидетельствуемого лица.

Профессионально значимые функции и качества могут быть сохранены, нарушены, утрачены в связи с имеющимся у ребенка заболеванием. Их состояние оценивается на основании результатов клинико-функционального обследования освидетельствуемого лица и дополнительных специальных исследований (психологических тестов, инструментального исследования, функциональных и нагрузочных проб т.п.), которые в клинике, как правило, не применяются и которые в совокупности можно объединить термином «методы психофизиологической диагностики».

Так, для исследования состояния двигательных функций нашли применение методы динамометрии, динамографии, эргографии и эргометрии, треморометрии, координаметрии (кинезометрии), электромиографии, стабилометрии и др. Для исследования процессов восприятия применяются бланковые и аппаратурные методики: определения объема зрительного восприятия, глазомера, восприятия пространственных представлений (методики «часы», «компас»), точности восприятия времени и др.

Исследование профессионально значимых психофизиологических функций и качеств в бюро МСЭ в необходимых случаях могут быть выполнены психологом, специалистом по профессиональной ориентации и др.

Методы исследования психофизиологических функций изложены в соответствующих руководствах, учебных пособиях и в изданиях, посвященных вопросам профессиональной ориентации и профессионального отбора21.



Оценка облегчающих факторов и барьеров с учетом положений МКФ

Использование информационной концепции МКФ позволяет рассмотреть действие облегчающих факторов и барьеров в конкретных условиях отдаленного и ближайшего окружения ребенка (рис 1.)


Раздел 1. Продукция и технологии




Каталог: rtf
rtf -> Жизнь Александра Флеминга Андре Моруа
rtf -> Елена Петровна Гора учебное пособие
rtf -> Мифы и реальность
rtf -> Курс лекций по госпитальной терапии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать. Предназначена для студентов медицинских вузов
rtf -> Александр Лихач За гранью возможного Александр Владимирович Лихач в своей новой книге «За гранью возможного»
rtf -> Как пользоваться домашней аптечкой 4 Назначение гомеопатических препаратов 6 «Число горошин»
rtf -> Зайцев В. Ф., Резник С. Я. 2004. Разработка теоретических основ биометода в Зоологическом институте ран: итоги и перспективы // Фундаментальные зоологические исследования. Теория и методы. М. Спб. Т-во научных изданий кмк
rtf -> Татьяна Сергеевна Сорокина История медицины Том I часть Первобытное общество


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница