Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой По материалам интернет-сайтов Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой



Скачать 77.15 Kb.
страница1/3
Дата28.04.2016
Размер77.15 Kb.
ТипЗанятие
  1   2   3



Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

По материалам интернет-сайтов

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов с бронхиальной астмой

Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» - 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:

04 – медицинские услуги по профилактике;

037 – пульмонология;

03 – Школа для больных бронхиальной астмой.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.



Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?

Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.

Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.

Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?

Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.

Материалы к занятию 1

«Что такое бронхиальная астма?»
1. Вводная часть
1.1. Знакомство, представление участников.

Представиться слушателям и дать возможность каждому слушателю назвать свое имя и отчество. Раздать каждому слушателю заранее сложенные втрое листы бумаги и фломастеры, предложить написать свое имя и отчество на средней трети листа крупно и четко и сложить листы по сгибу в треугольную пирамиду, которую можно разместить на столе перед каждым слушателем. Предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам 2-4 таблицы 1 журнала регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья (приложение №2 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»).


1.2. Описание целей обучения.

Представить краткий обзор тематики Школы (перечень занятий), график ее работы, продолжительность курса. Раздать слушателям дневники самоконтроля, объяснить их назначение – регистрация пиковой скорости выдоха (ПСВ) и другой необходимой информации в процессе обучения. Предложить занести в дневник график работы Школы.


1.3. Оценка исходных знаний.

Раздать слушателям вопросники по оценке знаний и предложить заполнить их (приложение №8 приказа МЗ СО «Об организации Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Свердловской области»). Сохранить заполненные вопросники для последующего анализа эффективности обучения в Школе.


2. Информационная часть
2.1. Определение бронхиальной астмы?

Для слушателей важно подчеркнуть, что БА является хроническим воспалительным заболеванием бронхов, которое может успешно контролироваться только при условии длительной (чаще – постоянной) терапии.


2.2. Как устроены дыхательные пути человека?

Преподаватель рассказывает и показывает на плакате строение дыхательной системы. Упоминается, что дыхательная трубка начинается от носа и заканчивается мельчайшими бронхами. Описывается движение воздуха по дыхательной трубке – носовым ходам, трахее, крупным и мелким бронхам. Обсуждается строение ткани легких – альвеол – сосудов, в которые попадает кислород и откуда выводится углекислый газ. Кратко характеризуется строение бронхиального дерева – реснитчатый эпителий и его функция, мышечный слой. Подчеркивается, что особенности анатомии респираторной системы способствуют защите дыхательных путей от вредоносного воздействия окружающей среды. Подчеркиваются важность носового дыхания и изменения, которые могут возникать при его нарушении.


2.3. Что происходит с бронхами во время приступа бронхиальной астмы?

Преподаватель рассказывает об изменениях, которые происходят при бронхиальной астме – спазме мышц бронхов, отеке слизистой оболочки, выделении слизи. Подчеркивается, что это приводит к нарушению в движении воздуха. При этом появляются характерные симптомы – одышка, кашель, хрипы в груди, чувство тяжести. Если сужение бронхов очень сильное, то возникает приступ удушья.

Необходимо отметить, что в основу заболевания составляет воспаление стенки бронха. В случае бронхиальной астмы – это немикробное воспаление, и астму лечат не антибиотиками, а специальными противоастматическими препаратами, подавляющими воспалительный процесс в бронхах. Воспаление и спазм усиливают друг друга: воспаление делает бронх более чувствительным, а сужение бронха усиливает воспаление. Просвет уменьшается, воздух проходит в бронхах с затруднением, особенно во время выдоха. Поэтому больных беспокоит затруднение выдоха, ощущение свистящего дыхания. Воспаление делает слизистую бронха сверхчувствительной. Факторы, которые здоровому человеку не наносят заметного вреда (холодный воздух, пахучие вещества, пыльца деревьев, резкая смена температуры воздуха и т.д.), вызывают воспаление и спазм бронхов у больного астмой. Гиперреактивность (сверхчувствительность) бронхов – характерная черта болезни.

Преподаватель должен подчеркнуть, что воспаление в бронхах при бронхиальной астме является хроническим, поэтому лекарственные препараты, которые назначает врач, пациент должен принимать постоянно (более подробно на механизме действия противовоспалительных препаратов необходимо остановиться на занятии № 3).


3. Активная часть
Предложить слушателям высказаться о том, какие раздражители у них вызывают приступ астмы, и что они предпринимают для того чтобы избежать или уменьшить влияние факторов, провоцирующих симптомы астмы.
Перерыв
4. Информационная часть
Понятие и механизм развития аллергии.

ВНИМАНИЕ! Данный раздел является наиболее сложным для понимания слушателей, поэтому преподаватель должен в максимально доступной форме коротко осветить данную проблему!

Аллергия – это необычная чувствительность к различным веществам (аллергенам), которые у большинства людей не вызывают болезненные реакции.

Привести примеры аллергенов (клещи домашней пыли, шерсть и перхоть домашних животных, некоторые продукты питания, пыльца растений и др.).

На примере воздействия какого-либо аллергена рассказать, используя демонстрационный плакат или флипчарт, как развивается аллергическая реакция.


5. Активная часть
Ответы на вопросы.
6. Информационная часть
Как проявляется аллергия?

Преподаватель должен отметить, что одной из причин развития бронхиальной астмы является аллергия. Разъяснить, что аллергия может поражать не только бронхи (при атопической БА), но и другие органы человека. Коротко рассказать о клинических проявлениях других аллергических заболеваний.



  • Аллергический ринит – это заболевание, которое развивается в результате попадания аллергенов на слизистую оболочку носа и проявляющееся четырьмя основными симптомами – выделения из носа, затруднения носового дыхания, чиханием и зудом в полости носа;

  • Аллергический конъюнктивит – аллергическое воспаление слизистой оболочки (конъюнктивы) глаза, которое проявляется покраснением, отечностью век, зудом слезотечением, светобоязнь. Данное заболевание часто сочетается с аллергическим ринитом, бронхиальной астмой;

  • Крапивница – это заболевание, поражающее поверхностные слои кожи, характеризующееся кожным зудом и появлением высыпаний, которые напоминают след от крапивы;

  • Отек Квинке – характеризуется отеком кожи и подкожной клетчатки, а также слизистых оболочек различных органов. Отеки плотные, безболезненные, локализуются в местах, где хорошо развит подкожно-жировой слой (лицо, конечности, язык, мягкое небо, гортань). Чаще всего отек Квинке сочетается с крапивницей;

  • Анафилактический шок – это самая серьезная и часто – жизнеугрожающая аллергическая реакция, при которой поражаются многие органы и системы. Сопровождается появлением холодного пота, бледностью кожных покровов резким падением артериального давления, одышкой, потерей сознания. Наиболее часто анафилактический шок вызывают лекарства (антибиотики группы пенициллинов, рентгенконтрастные вещества), ужаления перепончатокрылых насекомых (осы, пчелы, оводы и др.).

7. Заключительная часть
Предложить слушателям задать вопросы. Сделать резюме о пройденном материале, акцентируя внимание на самых важных моментах. Рекомендовать слушателям обратить внимание на наличие у них внереспираторных симптомов аллергии. Кратко дать информацию о теме следующего занятия, подчеркнув необходимость посетить все занятия курса. Уточнить время и дату следующей встречи.

Материалы к занятию 2

«Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия»
1. Вводная часть
Перечислить вопросы, которые будут обсуждаться во время занятия. Раздать слушателям информационные материалы по теме занятия.
2. Информационная часть
Почему возникает бронхиальная астма?

В начале занятия преподаватель еще раз подчеркивает, что бронхиальная астма – воспалительное заболевание, и основным методом лечения является борьба с этим воспалением. Однако воспаление не может развиться само по себе, без причин, вызывающих его.

Подробно рассмотреть все факторы риска БА (внутренние и внешние) в соответствии с «Глобальной стратегией лечения и профилактики бронхиальной астмы» (GINА, пересмотр 2007 г.). Необходимо подчеркнуть, что механизм воздействия факторов, ведущих к формированию БА, является комплексным и взаимозависимым.

Внутренние факторы.

Преподаватель излагает основные положения, связанные с причинами возникновения бронхиальной астмы, обращая особое внимание на генетическую предрасположенность (приводятся примеры семейного наследования аллергии и бронхиальной астмы). Среди слушателей наверняка найдутся люди, в семье которых прослеживается наследственная связь. С их помощью можно более ярко проиллюстрировать эту особенность.



Ожирение также является фактором риска бронхиальной астмы. В некоторых исследованиях было показано, что биологически активные вещества (например, лептин), избыток которых наблюдается у лиц, с повышенной массой тела, могут влиять на функцию дыхательных путей и увеличивать вероятность развития бронхиальной астмы.

Пол. Мужской пол является фактором риска бронхиальной астмы. По мере взросления половые различия сглаживаются, и у взрослых распространенность бронхиальной астмы у женщин превосходит распространенность у мужчин.

Внешние факторы.

Аллергены. Преподаватель рассказывает о пыльцевых, бытовых, эпидермальных, грибковых аллергенах, о пищевой аллергии. Излагаются особенности «виновных» аллергенов.

  1. Для бытовой аллергии – акцент делается на домашних клещах как основных аллергических компонентах домашней пыли, рассказывается о местах их обитания, сезонных колебаниях размножения и т.д. Говорится об аллергии к перу подушки, библиотечной пыли.

  2. Для грибковых аллергенов – виды грибков, обстоятельства, при которых контаминация грибком, способным вызвать бронхиальную астму, увеличивается (сырые, плохо проветриваемые помещения, плесень в ванных комнатах, почва домашних цветов, вентиляционные системы и т.д.).

  3. Для пищевых аллергенов указывается, что предпосылкой развития пищевой аллергии является патология со стороны желудочно-кишечного тракта, подчеркивается необходимость обследования для нормализации его работы, а также на недопустимость «пробного» приема продуктов, вызывающих аллергические реакции. Перечисляются наиболее аллергичные продукты питания

  4. Некоторые лекарственные препараты (антибиотики, нестероидые противовоспалительные средства, витамины, гипотензивные препараты - β-блокаторы и др.) могут вызывать бронхоспазм, а также развитие кожных аллергических реакций. преподаватель рассказывает о непереносимости аспирина и некоторых продуктах питания, содержащих аспириноподобные вещества (малина, смородина, помидоры, консервы)

  5. Для пыльцевой аллергии – перечисляются основные растения, к пыльце которых у человека развивается аллергия. По возможности демонстрируются изображения растений. Приводится график пыления в той климатической зоне, в которой живут пациенты. Рассказывается о влиянии различных погодных условий на интенсивность выделения пыльцы. Вводится понятие «перекрестная аллергия»

Профессиональные вредности. Преподаватель сообщает, что работа на некоторых производствах может быть связана с повышенным риском развития бронхиальной астмы. Например, работники мукомольных заводов, кондитерских цехов, обувных фабрик, а также столяры, каменщики, швеи, скорняки страдают бронхиальной астмой чаще, чем лица, не имеющие контакта с профессиональными аллергенами.

Инфекции. В настоящее время вопрос о положительном или отрицательном влиянии различных инфекций на формирование бронхиальной астмы является спорным. В ряде исследований было показано, что частый контакт с инфекцией в раннем детстве препятствует развитию бронхиальной астмы. Другие исследования продемонстрировали, что частый контакт с некоторыми респираторными вирусами, например респираторно-синцитиальным вирусом, в раннем возрасте, способствует повышению риска развития бронхиальной астмы в дальнейшем. Бесспорно одно – любая инфекция значительно увеличивает риск развития обострений бронхиальной астмы (более подробную информацию по данному разделу необходимо представить на занятии № 4).

Курение. У больных бронхиальной астмой курение табака сопровождается ускоренным ухудшением функции легких, увеличением тяжести заболевания. Это может привести к снижению эффективности противовоспалительных препаратов и требует увеличения дозы ингаляционных глюкокортикостероидов в 2 раза! Курение матери во время беременности приводит к нарушению развития легких у плода.

Пассивное курение (вдыхание табачного дыма, когда курит кто-то из домашних). Табак распространяется в радиусе 5 метров, поэтому курение в туалете, на кухне опасно для всех, кто в доме.



Питание. По некоторым данным повышенное потребление продуктов высокой степени обработки и сниженное – антиоксидантов (источник – овощи и фрукты) и полиненасыщенных жирных кислот (источник – жирные сорта рыбы) играет определенную роль в формировании бронхиальной астмы.

Можно ли полностью вылечиться от болезни? К сожалению, как уже говорилось, астма имеет генетическую основу, способов влияния на которую пока не найдено. Поэтому предрасположенность сохранится у человека на всю жизнь, однако современное лечение способно заставить отступить проявления астмы. Страдающие астмой люди могут вести нормальный активный образ жизни, если они научились держать свою болезнь под контролем.


3. Активная часть
Провести опрос аудитории и выяснить, какие аллергены присутствуют дома и на работе у конкретных слушателей. Попросить перечислить индивидуальные факторы риска, которые могли вызвать, по мнению слушателя, развитие у него БА.
Перерыв
4. Информационная часть
4.1. Что такое пикфлоуметрия и зачем она нужна?

Объяснить слушателям, что пикфлоуметрический мониторинг является неотъемлемой составляющей контроля над БА.

Пикфлоуметр – это прибор, который определяет скорость прохождения воздуха по бронхам. Чем меньше просвет бронхов, тем меньше и скорость прохождения по ним воздуха.

Пикфлоуметрия помогает выявить фактор, влияющий на астму. Например, если пиковая скорость выдоха снижается дома и увеличивается на работе, то, скорее всего, причиннозначимый аллерген находится в квартире, и наоборот.

Кроме того, ежедневное измерение пиковой скорости выдоха поможет распознать начинающееся обострение бронхиальной астмы и оценить эффективность базисной терапии. И самое главное – пикфлоуметр способен объективно оценивать состояние болезни, а значит – надежно контролировать астму!
4.2. Техника пикфлоуметрии.

Преподаватель разъясняет и демонстрирует технику пикфлоуметрии.

Пикфлоуметрия проводится в положении стоя после нескольких минут спокойного дыхания. Делается глубокий вдох, затем губами плотно обхватывается мундштук пикфлоуметра и делается резкий быстрый выдох до конца. Стрелка прибора при этом указывает на значение скорости выдоха. Больной делает три измерения и заносит лучший показатель в специальный дневник (график).
4.3. Принципы ведения дневника пикфлоуметрии.

Больных нужно обучить технике самоконтроля астмы с помощью пикфлоуметра. Для этого их нужно научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии. Пикфлоуметрию проводят утором и вечером, следя, таким образом, за состоянием своих бронхов. Утром пикфлоуметрия проводится сразу после пробуждения, еще до приема лекарств, вечером – перед отходом ко сну, когда все необходимое лечение уже проведено. Если показатели низкие и колебания утреннего и вечернего значения более 20%, значит, контроль над болезнью не достигнут.

Преподавателю необходимо отметить, что должный показатель пиковой скорости выдоха является индивидуальным и зависит от пола, возраста и роста человека. Однако чаще ориентируются не на должные, а на лучшие значения, которые определяются в процессе лечения.

Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно общаться с врачом. Для этого врач должен быть подготовлен к анализу графиков суточной и недельной пикфлоуметрии!

Продемонстрировать несколько вариантов кривых пикфлоуметрии при различном течении БА и прокомментировать их.
5. Активная часть
Раздать пикфлоуметры с одноразовыми мундштуками и предложить пациентам провести пикфлоуметрию, проконтролировать правильность проведения процедуры.
6. Заключительная часть
Предложить слушателям задать вопросы. Сделать краткое резюме о пройденном материале. Напомнить о необходимости регулярного измерения пиковой скорости выдоха и ведения дневника. Кратко дать информацию о теме следующего занятия. Уточнить время и дату следующей встречи. Попросить принести собственные ингаляторы на следующее занятие.

Материалы для пациентов к занятию 2

«Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия»
Памятка для пациента

«Наиболее аллергенные продукты»


ЗАПОМНИТЕ НАИБОЛЕЕ АЛЛЕРГЕННЫЕ ПРОДУКТЫ!
Консервированные продукты более аллергенны, чем свежие,
а жаренные – более, чем вареные.


Алкоголь не только может вызывать аллергию,
но и усиливает аллергенные свойства других продуктов.



  • Фрукты и ягоды:

- цитрусовые (апельсины, мандарины, грейпфруты и пр.)

- ананас, дыня, клубника, земляника, малина и пр.




  • Орехи:

- фундук, миндаль, арахис и пр.


  • Рыба и морепродукты:

- рыба в любом виде, креветки, кальмары, мидии, устрицы, икра и пр.


  • Овощи:

- томаты, баклажаны, редька, редис, хрен


  • Шоколад и шоколадные изделия.




  • Мед.




  • Острые приправы, соусы и специи:

- уксус, горчица, майонез, соевый соус и пр.


Памятка для пациента

«Перекрестная аллергия»

ПОМНИТЕ О «ПЕРЕКРЕСТНОЙ АЛЛЕРГИИ»!



Пыльца

Возможные перекрестные аллергические реакции

Пыльца, листья и стебли растений

Растительные пищевые продукты

Лекарственные растения (фитопрепараты)

Береза

Лещина, ольха, яблоня

Яблоки, черешня, персики, сливы, орехи (фундук), морковь, сельдерей, картофель, помидоры, огурцы, лук, киви

Березовый лист (почки), шишки ольхи

Злаки




Пищевые злаки (овес, пшеница, ячмень и др.) щавель




Полынь

Георгин, ромашка, одуванчик, подсолнечник

Цитрусовые, подсолнечное семя (масло, халва), цикорий, мед

Полынь, ромашка, календула, мать-и-мачеха, девясил, череда


Лебеда




Свекла, шпинат




Амброзия

Подсолнечник, одуванчик

Дыня, бананы, подсолнечное семя





Материалы к занятию 3

«Лечение бронхиальной астмы»
1. Вводная часть
Перечислить вопросы, которые будут обсуждаться во время занятия. Раздать слушателям информационные материалы по теме занятия.
2. Информационная часть
Элиминационная терапия.

Объяснить сущность элиминационных мероприятий. Представить конкретные методы элиминации бытовых (клещи домашней пыли), эпидермальных (животные), пыльцевых, пищевых аллергенов. Продемонстрировать технические средства элиминации.

Слово «элиминация» в переводе с английского означает уничтожение. В данном случае – это мероприятия, направленные на уничтожение или уменьшение контакта с аллергенами. Необходимо понимать, что полностью избавиться от окружающих аллергенов невозможно, но значительно уменьшить их концентрацию в квартире или на рабочем месте может каждый пациент.

Клещи домашней пыли. Меры борьбы с клещами домашней пыли и с их ближайшими родственниками – клещами книжной пыли – просты. Для этого необходимо проветривать спальную комнату ежедневно, по возможности и ночью; днем раздвигать шторы – клещи не любят света.

Освободить спальную комнату от накопителей пыли (ковры, паласы, обои, двойные занавески, открытые книжные шкафы).

Отдавать предпочтение синтетическим матрацам, подушкам, моющейся облицовке.

Как можно чаще просушивать матрац.



Делать генеральную уборку 1 раз в неделю, влажную уборку – ежедневно (обычный пылесос не удаляет, а распыляет клещей по комнате, поэтому больному бронхиальной астмой лучше самому не проводить уборку пылесосом и не находиться там, где работал пылесос, в течение часа).

Животные, покрытые шерстью. Следует поощрять удаление домашних животных. Если в семье больного астмой по какой-то причине в доме оставляют животное, нужно запретить ему доступ в комнату, где спит больной, эту комнату проветривать.

Тараканы. Элиминационные мероприятия включают уничтожение условий для жизнедеятельности тараканов (заделывание щелей и трещин в штукатурке и напольных покрытиях, уменьшение доступа к пище) или их миграции (шпаклевка «входных ворот» – дыр в обоях и вокруг дверей), химическую дезинсекцию и установку ловушек.

Каталог: media -> documents
documents -> Методические рекомендации и задания для контрольной работы для студентов заочного отделения Технологического факультета по направлению
documents -> Контрольные вопросы по прохождению дисциплины «Лекарственные растения»
documents -> Министерство сельского хозяйства РФ
documents -> ScienCare – концептуальная косметика эд медицин! Линия инновационной косметики ScienCare – новейшая разработка эд медицин, воплотившая в себе три ключевых принципа производственной концепции Компании: натуральность
documents -> Форма а страница 3 из 12
documents -> Методические рекомендации для ординаторов специальности 31. 08. 45 «Пульмонология» по дисциплине «Пульмонология»
documents -> Как говорят в одессе


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница