Методика работы социального педагога по организации свободного времени детей и подростков



Скачать 27.04 Kb.
Дата03.05.2016
Размер27.04 Kb.
Методика работы социального педагога

по организации свободного времени детей и подростков
Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространённое определение досуга звучит так: досуг - это свободное от учёбы и работы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха). Активный отдых в отличие от пассивного предполагает не исключение нагрузок на организм, а их перераспределение между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов); художественное, техническое, естественнонаучное творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитьё, вязание, фотодело); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь).

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребёнком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространённой формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учёта их возрастных и социокультурных особенностей.

Посещения клуба способствует включению ребёнка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:



  • игровой формой усвоения будущих социальных ролей;

  • разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

  • возможность удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов.

К условиям эффективности клубной деятельности специалисты относят:

А) организационно-педагогические: Изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде; Наличие взрослых, умеющих организовывать определённые виды клубной деятельности;

Наличие и/или создание в учреждении материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;

Целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования. Б) психолого-педагогические:

Изучение и выявление интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определённых видах клубной деятельности; Создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности. В) педагогические:

Адекватность содержания клубной деятельности интересов воспитанников, социальным условиям и возможностям её организации; комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клуоном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;

Стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и

саморазвитие. Ещё одной организационной формой, используемой в социально-педагогической деятельности, является кружковая (мастерские, секции) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения) работа. Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования). Студия, объединяя одарённую молодёжь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.


Социальный педагог при организации досуговой деятельности использует традиционные методы и приёмы воспитательной работы.

Наибольшее распространение получили игровые методы и технологии.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игра выполняет следующие функции:

Развлекательную

Коммуникативную (освоение общение)

Самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики)

Терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности)

Диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание)

Коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личных показателей)

Межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей)

Игровой деятельности присуще четыре основные черты: свобода (играют только по желанию, ради удовольствия от самого процесса игры), творческий характер, эмоциональная приподнятость (соперничество, азарт, эмоциональное напряжение), наличие прямых или косвенных правил.
Существуег несколько интерпретаций понятия «досуг»:


  • свободное от работы, учебы время, которое может быть использовано для удовлетворения личных потребностей и стремлений;

  • часть .жизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости, утомления, восстановления физического и психического здоровья.

Досуг детей может быть:

  • Пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностным),

  • Организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени);

  • Контролируемым (со стороны взрослых: учителей, педагогов организаторов, родителей и т.д.) и неконтролируемым;

коллективным и индивидуальным,

  • Подражательным (копирование поведения киногероев, взрослых, сверстников и т.д.) и творческим (придумывание собственного проведения досуга);

  • Опережающим (перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционно сложившиеся модели досуга).

В содержательпом плане структура досуга включает:



  • общение;

  • спортивно-оздоровительную деятельность;

  • игры;

  • отдых на природе, прогулки;

  • интеллектуально-познавательную деятельность активного и пассивного характера;

  • любительскую деятельность прикладного характера (шитье, фотодело и т.п.);

  • общественно активную деятельность.

Специфические особенности досуговой деятельности:

  • действительный мотив — потребность личности в самом процессе этой деятельности;

  • цели и содержание избираются человеком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня;

  • может носить социально полезный характер, социально-нейтральный характер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характер социально отрицательный, асоциальный.

Принципы педагогики досуга:



  • приниип интереса (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

  • приниип совместной деятельности (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуга вой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный потенциал);

  • приниип удовольствия (досуговая деятельность доло/сна приносить ребенку радость и он должен снова и снова желать заниматься любимым делом это откроет достаточно большие возможности для реализации воспитательного потенциала).

Социально-педагогические потенциалы детского досуга:



  • в досуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательные требования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;

  • досуг есть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываются естественные потребности в свободе, независимости;

  • досуг предоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они их преодолевают, значит — растут;

  • досуг удовлетворяет многиесоциально-психологические потребности в реализации интересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности;

  • досуг есть «зона» удовлетворения притязанийобщения, субординации отношений с теми, кто старше или младше,при чем эти отношения разумно снисходительны.

Содержание досуга детей можно условно подразделить на ряд принципиальных групп, которые связаны с:



  • восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, вечера отдыха, игры, забавы, развлечения и др.).

  • повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмотр фильмов и телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).

  • развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, техническая, спортивно-игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская, прикладная).

  • реализацией потребностей в общении (клубная, кружковая работа, творческие объединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, диспуты, танцы, вечеринки т.д.).

  • целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (выездные лагеря, смотры,, конкурсы, каникулярные объединения, туристические походы, школы актива т. п.).

Организовывая досуг педагог должен ориентироваться на то, что досуг это:



  • возможность установить позитивные взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми;

  • возможность удовлетворить потребность в общении;

  • развитие самоуправления, относительная автономия от взрослых;

  • игровая форма усвоения социальных ролей;

  • разнообразная по характеру деятельностью, которая способствует в определенной мере самопознанию, профессиональному самоопределению.

Следует помнить!

У ребенка постоянно изменяются иерархия и целевая направленность интересов. От этого зависит выбор досуговой деятельности ребенком, и те формы досуга которые мы как педагоги можем ему предложить.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница