Мимолетное счастье



Скачать 135.2 Kb.
Дата01.05.2016
Размер135.2 Kb.
Просмотров74
Скачиваний0
А. Гурьева
Мимолетное счастье
Счастье... Мы часто слышим это слово, часто его употребляем, мы всегда желаем друг другу счастья. Это чудесное пожелание звучит на каждом дне рождения, на свадьбе, по праздникам и просто так, в будничные дни. Наверное, трудно найти поздравительную открытку, которая не содержала бы этого волшебного слова. Вместе с тем мы мало задумываемся, над вопросом «а что же такое счастье»? Именно поэтому я хочу поразмышлять над этой темой. Ведь счастье – это повседневное чувство, люди испытывают его каждый день, но никто из них не задумывается о смысле этого чувства. Каждый человек даст разное описание счастью, кто-то назовет его состоянием радости, кто-то удачи, а кто-то вообще скажет, что его не существует. В своем реферате я попытаюсь понять, что же такое счастье и есть ли оно вообще, в этом мне поможет книга В. Татаркевича «О счастье и совершенстве человека».

Но для начала, я хотела бы обратится к философским энциклопедиям, что же они подразумевают под словом «счастье». Счастье — понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни, общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно.

Довольно сложное понятие дают в энциклопедии. Думаю, прочитав его люди не смогли бы сказать, что это определение счастья. Ведь для них счастье – это просто радость, приподнятое настроение, а не общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Философские представления о счастье отличаются от житейских, в принципе, тем же самым, чем научное знание отличается от обыденного: большей степенью объективности, универсальности и систематизированности. Но вернемся к источнику.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики.

Проблема счастья занимала людей ещё с античности. Различные фелицитарные концепции разрабатывались Аристотелем, Сенекой, Августином Блаженным, Фомой Аквинским. В Новое время его не оставили без внимания Гельвеций, Фейербах, Бентам, Милль. Фундаментальный труд «О счастье и блаженстве человека» принадлежит польскому философу В.Татаркевичу. Своё суждение о счастье высказывали практически все мыслители, занимавшиеся вопросами этики.

Первым вопрос счастья исследовал Аристотель. Он утверждал, что предметом его этики является счастье, которое он определяет как «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья. Она лежит между двух крайностей (щедрость лежит между крайностями скупости и мотовства) и заключается в умеренности (умении найти «золотую середину»). Добродетель определялась как то, что ведет к счастью.

В эпоху эллинизма счастье было отождествлено с удовольствием в философии эпикуреизма. Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души и дружба.

Счастье — фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым. В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье — цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Оно заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез.

Такой феноменальный интерес к счастью со стороны умнейших людей всех времён лишний раз подтверждает, что представления о счастье принадлежат к наиболее коренным категориям культуры, ядро национального и индивидуального сознания, а отношение к нему входит в число определяющих характеристик духовной сущности человека. В силу своей этнокультурной специфичности концепт счастья получает неодинаковую трактовку в контекстах различных культур. Интересно было бы узнать, а существовало ли представление о счастье в культурах Китая, Ислама…

Две тысячи лет назад в представлении китайцев о счастье фигурировали пять компонентов: долголетие, богатство, здоровье, нравственность и естественная смерть. Позднее стали считать за счастье “долголетие, богатство и знатность”, говорили также “самое большое счастье у того, кому удалось избежать несчастья”. Одним словом, люди во все времена стремились к счастью, ставя на первое место рождение наследника и достижение долголетия. Китайцы неизменно придавали большое значение семье, семейному благополучию и рождению многочисленного потомства. В их представлении многодетность была олицетворением семейного счастья. Другим элементом, составляющим счастье, считалось долголетие. Особое отношение к долголетию связано у китайцев с представлениями о вечности жизненного процесса. Старость пользуется большим уважением. В орнаментах и надписях, носящих характер благих пожеланий, китайцы широко используют особенности китайской иероглифической письменности. Например, изображение летучей мыши служит аллегорией “счастья”, так как звучание иероглифа “летучая мышь” и звучание иероглифа “счастье” одинаковы. Олень олицетворяет пожелание удачной служебной карьеры, поскольку иероглиф “олень” произносится так же, как иероглиф “успешная карьера”. В праздник Весны принято вывешивать на дверь иероглиф “счастье”, причем очень часто вешают его в перевернутом виде, так как когда говорят “счастье вверх ногами”, то это звучит как “наступило счастье”. Специально служащий для свадебных украшений иероглиф “радость” употребляется, как правило, в сдвоенном виде, отсюда пошла поговорка “сразу две радости в доме”.

На этих примерах мы можем видеть, что китайцы имели и имеют довольно широкое представление о счастье и стараются сделать так, чтобы их жизнь была наполнена этим приятным чувством…

Обратимся же к исламской культуре. Ее взгляд на жизнь отличается от взгляда западной культуры, и также понимание счастья в исламской культуре полностью отличается от понимания счастья в западной культуре. В основе исламской культуры лежит вера в Аллаха и, что Он создал для вселенной, человека и жизни определенную систему, и все это функционирует в соответствии с этой системой. Аллах послал человечеству Пророка Мухаммеда с религией Ислам. Это значит, что исламская культура в своей основе построена на исламской акъиде. Эта акида заключается в вере в Аллаха, Его ангелов, Книги, Посланников, Судный День, а также в то, что судьба и божественные предначертания, хорошие или плохие, исходят только от Всевышнего Аллаха. Эта акида является основой культуры. Целью совершения мусульманином своих поступков в соответствии с приказами и запретами Аллаха является достижение довольства Всевышнего Аллаха, а совсем не достижение корысти. Счастьем является достижение довольства Аллаха, а не удовлетворение потребностей человека, поскольку удовлетворение всех потребностей человека, как органических потребностей, так и потребностей инстинктов, является необходимым для сохранения жизни человека. Само лишь их удовлетворение не может быть счастьем. Таковым является представление жизни и это – основа, на которой строится это представление.

Довольно смутные мысли остались у меня в голове после того как узнала, что представляют счастьем в культуре ислама. Две культуры и две различные точки зрения. Довольно странно, ведь ощущение по сути одно, а описывают и относятся к нему совершенно по-разному.

Но вернемся к книге В. Татаркевича. В ней автор выделяет четыре понятия счастья: счастье – это исключительно благоприятное событие, которое случается с кем-либо; счастье – приятные переживания; счастье – это везение и удача; счастье – состояние интенсивной радости. На мой взгляд, все эти понятия синонимичны, ведь счастье каждый описывает по-своему. Счастье индивидуально и вариабельно: поводом стать счастливым могут служить различные причины, начиная от прослушивания любимой песни и заканчивая полетом на Луну. Но одно совпадает у всех, счастье - это эмоциональное состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего существования, полноту и осмысленность жизни, приятные ощущения.

«Когда мы достигаем приятного состояния наивысшей интенсивности, мы говорим о счастье. В психологическом понимании счастье означает наивысшую степень удовольствия». Я согласна с тем, что удовольствие имеет сходства со счастьем, но также к нему имеют отношение и радость, и успех, и многие другие положительные эмоции. Поэтому полагаю, что удовольствие нельзя сравнивать со счастьем, потому что удовольствие это лишь малая часть счастья, одна из его составляющих, но никак не синоним. Удовольствие – понятие не столь глубокое как счастье, это лишь причина счастья. Подтверждение этому можно найти в книге Татаркевича: «Доставила ли музыка тебе удовольствие? - нет, не доставила. Удовольствие получают, когда едят мороженое. Эта музыка сделала меня счастливой».

«Так же, как добро и зло, красивое и безобразное, истина и ложь, в системе человеческих понятий счастье выступает в паре с несчастьем. Эта двойственность начинается с составляющих счастья и несчастья, ибо удовольствия противоположны огорчениям…». Действительно, стоит задуматься об этом. Ведь не будь несчастья, мы бы никогда не смогли узнать, что такое счастье, поскольку все раскрывается в противоположности. Если бы ее не было, нам не с чем было бы сравнивать. Это как добро и зло, они вечно идут в паре, они неразрывны и на протяжении миллиардов лет добро и зло борются друг с другом, и все никак не найдется победитель из этой вечной схватки. Но не будь зла, мы бы и не знали, что такое добро. На Земле просто не было бы такого понятия. Также и со счастьем. Когда тебе плохо, жизнь кажется невыносимой, ты понимаешь, что ты не счастлив, когда же наоборот, тебе везет, все получается, ты чувствуешь себя счастливым. Но если бы не было понятия несчастье, ты бы не чувствовал себя несчастным, ты бы думал что так и должно быть, но как только мир вокруг становится лучше, жизнь начинает бить ключом, ты понимаешь, что то, что было раньше не так уж и хорошо. Именно поэтому появляются такие противоположные понятия. Не будь одного из них, не будет и другого. Не будет существовать мира, в котором будет только счастье. Тогда получится только утопия, а «жизнь по единому образцу не будет счастьем». В этом я солидарна с Татаркевичем, утопия - это не выход. Жить в четко ограниченных рамках глупо. И может быть нереально, ведь когда-нибудь, кто-нибудь все равно заступит за черту. Взять, к примеру, наши законы, да почти каждый человек хоть раз, но нарушал правила. Например, перебежал дорогу в неположенном месте, сорвал цветы с клумбы. А сколько человек сидит в тюрьмах за уголовные преступления? Жить, не нарушая правил невозможно. Да и глупо это. Как можно быть счастливым, если ты живешь по образцу поведения и твоя жизнь ничем не отличается от жизни твоего соседа. Разве это счастье? Отнюдь…

В своей книге Татаркевич пишет, что «счастье заключается в удовлетворении жизнью в целом». Я с этим немного не согласна, ощущать себя счастливым можно, даже когда происходят маленькие, повседневные радости, например, когда ты встречаешь долгожданную бабушку на вокзале, покупаешь альбом любимого исполнителя и т.д. Конечно, ты будешь чувствовать себя счастливым, если жизнь удалась, но это счастье не будет длиться вечно, ведь как бы ты ни жил, в каких бы ни был плохих или божественных условиях, ты все равно не сможешь избежать повседневных забот, а вместе с заботами и останутся и нерешенные проблемы. Поэтому считаю, что удовлетворение жизнью в целом отнюдь не главное.

Также Татаркевич рассматривает вопрос о длительности удовлетворения. «Непрерывное состояние радости чуждо человеческой психике». Действительно в наше время отечественные психиатры изучают и лечат постоянное чувство счастья лишь у больных людей с тяжелой психиатрической патологией, например шизофрения, психозы и т.д. В то же время попытки стимулировать и продлить "минуты счастья" искусственным путём всегда приводят к плачевным результатам. При разнообразных наркоманиях за минуты приятных ощущений приходится расплачиваться годами мучений, потерей человеческого облика и скорой смертью. Истинно, что нормальный человек не может постоянно ощущать себя счастливым. Ведь счастье это лишь временное явление, хоть и довольно частое.

Для меня было удивительным, но и у счастья существуют свои разновидности. Например, неожиданное счастье, действительное, ожидаемое и другие. Думаю, самым приятным из них является неожиданное счастье. Когда ты ничего не ждешь, занимаешься своими повседневными делами, и вдруг на тебя сваливается какая-нибудь приятная новость. Например, тебе звонит одногруппник и сообщает, что занятий не будет, или ты открываешь дверь, а на пороге стоит твоя любимая бабушка, приехавшая издалека без предупреждения и т.д. Следующая разновидность - это действительное счастье, когда ты радуешься тому, что есть у тебя сейчас, в настоящее время. Например, летние каникулы, ты счастлив, что закончилась учеба, что, наконец, ты высыпаешься, и у тебя есть куча свободного времени. И ожидаемое счастье, например, ты ждешь любимого из командировки, готовишься к его приезду, накрываешь на стол и т.д., и когда он приезжает ты испытываешь чувство счастья, радости и удовлетворения. Но ожидаемое счастье не всегда оправдывает себя. Порой ты выдумываешь себе кучу воздушных замков, а на самом деле все оказывается не таким, каким тебе хотелось бы. Например, ты с нетерпением ждешь выходных, чтобы наконец выспаться и забыть о рабочих буднях и делах, но как вдруг возникает какая-нибудь форс-мажорная ситуация и ты вынуждена снова выйти на работу. Ожидаемое счастье весьма двояко, ведь «предвидя одно событие мы не обращаем внимания на другие события, происходящие одновременно и существенно меняющие его».

Большинство людей видят счастье в материальном достатке. Но я думаю счастье не в нем. Вероятно люди так думают, потому что испытывают материальную недостаточность, и единственным выводом здесь будет мысль «а как бы было хорошо иметь много денег» или «если у меня будет много денег, то не будет этих проблем». Но на мыслях все и заканчивается. Если все эти мечты о вечном достатке осуществились, проблем бы меньше не стало. Век за веком, мудрец за мудрецом, все великие религии умоляли нас признать важнейший факт – никакие внешние ощущения или вещи не способны дать нам полного или длительного удовлетворения. Я уже рассматривала, как понимали счастье в разных культурах, но, ни в одной из них составляющим счастья не было богатство. По сути дела, одержимость богатством и имуществом успокаивает нас мелочами и отвлекает от того, что в жизни действительно важно. Еще Иисус спрашивал: "Что человек выиграет, если он приобретет целый мир и потеряет собственную душу?" Ведь, чем больше достаток, тем больше и потребности. Например, человек ютился в общежитии, мечтал о собственной однокомнатной квартире, купил ее, заработал еще больше и купил 2-комнатную, потом 3-комнатную, потом купил коттедж у берега моря, но он не находит там счастья. Когда подобное желание осуществляется, оно перестает ассоциироваться со счастьем. Счастье в данном контексте - это погоня за красивой птицей, которая теряет свое яркое оперение, как только ее поймали.

Возьмем к примеру наш мир. Каких-то 100 лет назад люди и не мечтали о том, что будут существовать мобильные телефоны, компьютеры и другая техника. Автомобили, телевизоры, факс, интернет – перечень имущества и возможностей можно продолжать почти бесконечно. Мы купаемся в изобилии технологических чудес, которые экономят труд и приносят развлечение. Но стали ли мы от этого счастливее? Я думаю, что нет. Как только мы преодолеваем границу бедности и удовлетворяем свои основные потребности, дальнейший рост доходов и накопление имущества в поразительно малой степени повышают наше благополучие. Значительный рост нашего уровня жизни за последние годы ни на каплю не увеличил счастья и удовлетворения от бытия.

В жизни довольно часто говорят «как же я счастлив!» и т.д., но что же является источником этого счастья? Татаркевич делит источники на 4 группы: внешние блага, добрые чувства, любимая работа, бескорыстные интересы.

Даже не знаю можно ли вот так разделить источники счастья. Лично мое мнение состоит в том, что счастье у каждого свое. Источники тем более. Думаю грубо вот так очерчивать 4 группы источников. Ведь кто-то счастлив, когда утром луч солнца падает ему на лицо, кто-то счастлив от случайной улыбки прохожего, из-за звонка старого друга. Причиной счастья может быть что угодно. Можно просто встать с утра и почувствовать себя счастливым человеком, хотя ничего не изменилось со вчерашнего вечера. Счастье нельзя купить, нельзя продать, нельзя выиграть в лотерею, его можно только вырастить в себе.… Вырастить из приятного слова, сказанного тебе, из пения птиц и т.д. Счастье – любить свой дом, любить каждый его уголок. Любить связанные бабушкой занавески, мамин сервиз и папины книги. Любить детские игрушки, разбросанные по полу и фиалки на подоконниках… Источников счастья очень много, для каждого они свои. Кто-то ищет на верхних ступенях общественной лестницы – для таких людей счастье обусловливается высокой и хорошо оплачиваемой должностью; другой ищет счастья в интересной работе, третий – в книгах. Сколько людей, столько и вариаций.

«Будет ли человек счастливым – зависит не только от того, что ему встречается в жизни, но и от того, как он реагирует на все происходящее с ним»… Так начинается глава под названием «Характер человека и его счастье». Лично в моем понимании характер – это то, как мы смотрим на окружающий мир, реагируем на те или иные события, и в этой главе я бы написала о пессимистических или оптимистических взглядах. Ведь это одни из главных качеств характера человека. На мое удивление в этой главе Татаркевич написал о судьбе. Я, конечно, верю в определенную судьбу, но убеждена, что каждый сам строит свою жизнь. И даже если и существует какой-то макет его будущей жизни (вот например как гадают различные гадалки, что судьбой тебе предначертано то-то и то-то...) все равно считаю, что и этот макет можно подстроить под себя, ведь свою жизнь каждый создает сам и только от него зависит выбор своего будущего. Но вернемся к теме характера влияющего на счастье. Думаю здесь нужно говорить о взглядах людей на мир. Я считаю оптимистам всегда проще жить, потому что они не склонны драматизировать ситуацию, когда случается что-либо плохое, что они ищут хорошее в любой обстановке и что бы не произошло они всегда найдут положительное в ситуации. И я нахожу это правильным, ведь если быть пессимистом то смысл тогда жить, если все так ужасно и плохо? Да, порой каждый человек устает, ему хочется забыть обо всех проблемах, лечь на диване и посмотреть любимый фильм. Но усталость не повод говорить, что жизнь бессмысленна. Когда ты говоришь что все плохо, то ничего хорошего и не будет. Жизнь это две полосы - черная и белая. И как бы тебе плохо не было нужно просто потерпеть, ведь следом за черной наступит белая. Возможно, я говорю так, потому что довольно оптимистично отношусь к жизни, поэтому не вижу смысла считать ее плохой. Раз жизнь дана, значит нужно ее прожить, радоваться каждому дню, и быть просто счастливым человеком.

Но как быть счастливым спросите вы, ведь не существуют особого рецепта счастья, а следовать чужим советам тоже глупо. В книге Татаркевича есть глава под названием «советы счастливым». В ней автор критикует различные советы, приводя в пример различные ситуации, которые не подвластны этим советам. Здесь я согласна с ним. Ведь счастье для каждого свое, каждый сам создает его для себя. Нужно просто жить: быть активным, учиться, жениться, работать и т.д. Под лежачий камень вода не течет. Эта истина в полной мере относится и к счастью, оно редко приходит к тому, кто сидит сложа руки и не прилагает никаких усилий для изменения своей жизни.

Что касается моего мнения о счастье: я считаю глупым разбирать проблемы его появления, смысл. Счастье, радость, боль, огорчение, веселье - все это человеческие чувства, которые люди ощущают каждый день…



Наверное, не будет преувеличением сказать, что все люди на земле с самого детства мечтают об одном - найти свое счастье. Все люди равны в праве на счастье. Счастье не дается отдельной стране, времени и т.д. Оно дано всем. Отнять счастье никто не может. Может быть люди вкладывают в это понятие «глобальный» смысл, например, иметь хорошую работу, любящую семью, детей. Но я считаю бессмысленно искать счастье, ведь счастье не где-то там, вовне, а в нас самих. Для кого-то счастье иметь друзей, держаться за руки, кормить голубей, радовать родителей, просыпаться от яркого солнца, ловить на себе его лучи. Причинами счастья может быть что угодно. Даже неудачи соперника. Но какой бы не была причина, счастье есть и остается одним из самых хороших и приятных чувств на Земле. Счастье живет в каждом из нас, все что нужно – это видеть и чувствовать его, уметь принимать его и уметь дарить счастье другим людям...

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал