Мирюгина Татьяна Андреевна биология размножения и развития учебно-методический комплекс



Скачать 330.91 Kb.
страница1/5
Дата23.04.2016
Размер330.91 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ТЮМГУ в г. Тобольске

Естественнонаучный факультет

Кафедра биологии, экологии и методики преподавания естествознания

«УТВЕРЖДАЮ»:

Директор филиала «ТюмГУ» в г. Тобольске

_______________________ /Е.А. Короткова /

__________ _____________ 201__г.



Мирюгина Татьяна Андреевна

БИОЛОГИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ И РАЗВИТИЯ


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 06.03.01 Биология

очная форма обучения

Тюменский государственный университет

Филиал в г.Тобольске

2014г.


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины заключается в ознакомлении студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов, как фундаментальной основой жизненных процессов; изучение строения и функций зародышей на последовательных стадиях развития вплоть до становления взрослых форм и последующего старения организма.

Задачей дисциплины является изучение основных закономерностей биологии размножения животных, основных этапов онтогенеза, фаз эмбрионального развития, механизмов роста, морфогенеза, причин появления аномалий развития.

Важной задачей курса следует считать выработку мировоззрения, взгляда на природу как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений и процессов, умения анализировать и выявлять причинно-следственные связи природных явлений. Все это должно сформировать у студентов как общую, так и экологическую культуры личности, осмысленное восприятие многообразия мира живой природы.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата (магистратуры)

Дисциплина «Биология размножения и развития» относится к базовой части профессионального цикла.

Изучение данной дисциплины базируется на знании дисциплин профессионального блока - «Ботаника», «Методы биологического эксперимента», «Цитология и гистология», «Общая биология». Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Микробиология», «Генетика и эволюция», «Биология человека» а также для последующего прохождения практик, подготовки к итоговой государственной аттестации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОПК 9 - способность использовать базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов, методы получения и работы с эмбриональными объектами

ПК 1- способность эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ

3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



  • Знать:

принципы, закономерности, методы и современные направления биологии индивидуального развития животных,

сравнительно-морфологические аспекты индивидуального развития организмов различных таксономических групп.

•Уметь:

Использовать методологические достижения и перспективные направления биологии развития для решения медицинских, сельскохозяйственных проблем, диагностики состояния и охраны природной среды.

Проводить анализ научной литературы.

Приобретать новые знания, используя информационные технологии.



  • Владеть:

широким спектром цитологических, гистологических, молекулярно-биологических, генетических методов, используемых в биологии развития.


Карта критериев оценивания компетенций

Код компетенции

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий (лекции, практические, лабораторные)

Оценочные средства (тесты, проекты и др.)

пороговый

(удовл.)


61-75 баллов

Базовый

(хор.)


76-90 баллов

повышенный

(отл.)


91-100 баллов

1

2

3

4

5

6

ОПК 9

Знает: современные направления биологии индивидуального развития животных и растений

Умеет: систематизировать полученные знания

Владеет: Понятиями об эмбриогенезе и его связями с онтогенезом и филогенезом

Знает: современные направления биологии индивидуального развития животных и растений, источники развития и механизм образования тканей на определенном этапе эмбриогенеза

Умеет: Проводить анализ научной литературы; статистическую обработку полученных данных и определять достоверность различий

Владеет: Цитологическими, гис-тологическими методами, используемыми в биологии развития

Знает: методы исследования эмбрионального материала; описательные, экспериментально-эмбриологические, экологические методы

Умеет: Приобретать новые знания, используя ин-формационные технологии

Владеет: широким спектром методов, используемых в биологии развития

Лекции, лаборатор

ные занятия



Тесты, рефераты, коллоквиумы; контрольная работа

ПК 1

Знает: морфологические аспекты индивидуального развития организмов

Умеет: Использовать перспективные направления биологии развития для решения биологических проблем

Владеет: Современными методами исследования эмбриональных препаратов

Знает: сравнительно-морфологические аспекты индивидуального развития организмов различных таксономических групп

Умеет: Использовать методологические достижения и перспективные направления биологии развития для решения биологических проблем

Владеет: Современными методами качественного исследования эмбриональных препаратов

Знает: о росте и изменении пропорций тела; факторах, определяющих конечные размеры тела животных; об искусственном осеменении в рыбоводстве, птицеводстве и животноводстве

Умеет: Использовать методологические достижения и перспективные направления биологии развития для решения биологических проблем.

Владеет: Современными методами качественного и количественного исследования эмбриональных препаратов и теоретического анализа


Лекции, лаборатор

ные занятия



Тесты, рефераты, коллоквиумы; контрольная работа


4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа)


4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Семестр

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

КСР

ЛБ




1

Гаметогенез, оплодотворение,

дробление, гаструляция и

формирование основных закладок органов

5


4

-

6

14

2

Органогенез, дифференциация

клеток. Элементы эволюционной эмбриологии



5


6

-

4

14

3

Биология развития


5

4

-

4

16




Итого





14




14

44



4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2





Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

(дидактические единицы)

1

Гаметогенез,

оплодотворение,

дробление,

гаструляция и

формирование

основных закладок

органов


Основные периоды становления и развития Биологии индивидуального развития как науки. Методы исследований. Основные направления современных исследований. Половые клетки. Гаметогенез. Морфология и физиология гамет. Овогенез, стадии прото- и трофоплазматического роста, овуляция. Типы яиц по количеству и распределению желтка.Сперматогенез. Строение сперматозоидов. Жизненный цикл. Типы жизненных циклов (с зиготической, гаметической, промежуточной редукцией).

2

Органогенез, дифференциация

клеток. Элементы эволюционной эмбриологии



Биология индивидуального развития. Этапы онтогенеза человека.

Способы и формы размножения. Половые и соматические клетки. Бесполое и половое размножение. Гаметогенез.



Партеногенез. Понятие о ядерно-плазменных отношениях. Виды дробления разных типов яиц. Мозаичные и регуляционные яйца. Полиэмбриония (специфическая и спорадическая).

Органотипический период. Гаструляция. Зародышевые листки. Способы гаструляции. Способы образования мезодермы. Производные зародышевых листков. Провизорные органы зародыша. Дифференциальная активность генов. Эмбриональная индукция, организатор, индуктор. Стабильность клеточного типа.




3

Биология развития



Онтогенез. Соотношение онто- и филогенеза. Рост организма и его контроль. Неограниченный и ограниченный рост. Изометрический и аллометрический рост частей организма. Компенсаторная гипертрофия. Факторы контроля роста. Соматотропин, тироксин. Регенерация и бесполое размножение.


5. Образовательные технологии

Таблица 3





занятия



раздела

Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

1

Основные периоды становления и развития биологии индивидуального развития как науки. Методы исследований. Основные направления современных исследований.


Информационная лекция

2

2




Половые клетки. "Зародышевый путь". Гаметогенез (изо-, анизо- , оогамия). Морфология и физиология гамет. Овогенез, стадии прото- и трофоплазматического роста, овуляция.

Лекция -визуализация

2

3

1

Сперматогенез. Строение сперматозоидов. Жизненный цикл. Типы жизненных циклов (с зиготической, гаметической, промежуточной редукцией).


Лекция -визуализация

2

1

2

3

4

5

4

1

Морфология половых клеток


Лабораторная работа

2

5

1

Строение половых желез и гаметогенез

Лабораторная работа

2

6

1

Редукционное деление и оплодотворение

Лабораторная работа

2

7

1

Дробление

Лабораторная работа

2

8

2

Биология индивидуального развития. Этапы онтогенеза человека.


Лекция-дискуссия

2

9

2

Способы и формы размножения. Половые и соматические клетки. Бесполое и половое размножение. Гаметогенез. Чередование поколений.


Лекция -визуализация

2

10

2

Партеногенез. Педогенез. Дробление. Понятие о ядерно-плазменных отношениях. Полиэмбриония (специфическая и спорадическая).

Проблемная лекция

2

11

2

Гаструляция, нейруляция

Лабораторная работа

2

12

2

Обособление тела зародыша от желтка и образование провизорных органов

Лабораторная работа

2

13

3

Онтогенез. Соотношение онто- и филогенеза. Рост организма и его контроль. Неограниченный и ограниченный рост.

Лекция-дискуссия




14

3

Особенности развития млекопитающих

Лабораторная работа

2


6. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4



Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Гаметогенез, оплодотворение,

дробление, гаструляция и

формирование основных закладок органов


Конспектирование текста; составление таблиц для систематизации учебного материала

14

2

Органогенез, дифференциация

клеток. Элементы эволюционной эмбриологии



Ответы на контрольные вопросы; изучение дополнительных тем занятий; работа с конспектом лекции (обработка текста)

14

3

Биология развития

Использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; составление таблиц для систематизации учебного материала

16


7. Компетентностно-ориентированные оценочные средства

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля

В качестве входящего контроля проводится тестирование по теме «Клетка»



 

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов



Наименование раздела дисциплины

Вид самостоятельной работы

Трудоемкость

(в академических часах)

1

Гаметогенез, оплодотворение

и формирование закладок органов



Выполнение домашних заданий; Изучение дополнительных тем занятий;

Составление таблицы



12

2

Органогенез, дифференциация

клеток.


Ответы на контрольные вопросы; Изучение дополнительных тем занятий;

Составление тематического глоссария



16

3

Биология развития

Использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета


8

7.2.1. Распределение рейтинговых баллов по модулям и видам работ

Таблица 5

Виды работ

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Аудиторные занятия

9

12

18

41

Лекции

3

6

9

9

Лабораторные занятия

6

6

9

32

Самостоятельная работа

16

13

12

39

Итого за работу в семестре

25

25

30

80

Обобщающий контроль










20

Итого










100

7.2.2. Оценивание аудиторной работы студентов

Таблица 6



Наименование раздела дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

2

3

4

5

Работа на лекциях


1

Гаметогенез, оплодотворение,

дробление, гаструляция.



Посещение лекций

2

1

2

Органогенез. Элементы эволюционной эмбриологии

Посещение лекций

Защита реферата



4

2

3

Биология развития

Посещение лекций


3

3

Работа на практических (семинарских, лабораторных) занятиях


1

Гаметогенез, оплодотворение,

дробление, гаструляция.



Посещение занятий

Выполнение учебного индивидуального задания Защита реферата



12

1

2

Органогенез. Элементы эволюционной эмбриологии

Посещение занятий

Выполнение учебного индивидуального задания

Выполнение аудиторной контрольной работы


8

2

3

Биология развития

Посещение занятий

Выполнение учебного индивидуального задания

Выполнение аудиторной контрольной работы


12

3

7.2.3. Оценивание самостоятельной работы студентов

Таблица 7



Наименование раздела (темы) дисциплины

Формы оцениваемой работы

Максимальное количество баллов

Модуль (аттестация)

1

Гаметогенез, оплодотворение,

дробление, гаструляция и

формирование основных закладок органов


Составление таблицы «Типы жизненных циклов»

Составление аннотаций нескольких научно-популярных биологических изданий

Составить конспект «Типы яиц по количеству и распределению желтка (алецитальные, гомолецитальные, телолецитальные, центролецитальные)».


4
3

4


1


2

Органогенез, дифференциация

клеток. Элементы эволюционной эмбриологии



Составление аннотированных списков информационных ресурсов по ботанике

Составление таблицы «Этапы онтогенеза человека». Выполнение домашней контрольной работы



2

3
5


2


3

биология развития

Составление тематического глоссария «Биология размножения»

Подготовка презентации «Экологическая биология развития»

Написание реферата.


4

4

4



3


7.2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

Вопросы для аудиторной контрольной работы

Вариант 1

1. Какое образование сперматозоида содержат хромосомы?

2. Какое образование сперматозоида содержит энзимы, играющие важную роль в физико-химических реакциях при оплодотворении?

3. Где образуются мужские половые клетки?

4. Сколько стадий в сперматогенезе?

5. Назовите яйцеклетки, бедные желтком.

6. Чем образована первичная оболочка яйцеклетки?

Вариант 2

2. Какое образование сперматозоида содержат ферменты, при участии которых продуцируется энергия?

3. Назовите яйцеклетки богатые желтком.

4. Где осуществляется созревание женской половой клетки?

5. Чем образуется вторичная оболочка яйцеклетки?

6. Назовите процесс, когда гаплоидный набор хромосом переходит в диплоидный.
Вопросы для домашней контрольной работы

Вариант 1.

1. Назовите в организме процесс, когда гаплоидный набор хромосом переходит в диплоидный.

2. Как называется яйцеклетка непосредственно после оплодотворения?

3. Что препятствует внедрению в яйцеклетку других сперматозоидов?

4. Назовите форму размножения при образовании нового организма из зиготы.

5. Как называется способ гаструляции, при котором вегетативное полушарие выпячивается в анимальное?

6. Назовите источники развития эпидермиса и его производных (ногтей, волос, когтей и т. д.).

7. Назовите особенности гемохориальной плаценты.

Вариант 2.

1. Где происходит оплодотворение яйцеклетки высших млекопитающих и человека?

2. Какое дробление зиготы наблюдается у птиц?

3. Каково название полости первичной кишки?

4. Назовите источники развития скелетных тканей (хрящевой и костной).

5. Какая оболочка зародыша создает вокруг него полость наполненную жидкостью?

6. Какая оболочка зародыша формируется на стадии дробления?

7. Назовите типы плацент
Темы рефератов

1. Значение и история развития предмета биологии развития и размножения.

2. Связь индивидуального и исторического развития человека и животных.

3. Экстракорпоральное оплодотворение у человека и животных.

4. Влияние гормональных препаратов на развитие органов человека и животных.

6. Современное представление о функциональной системе мать-плод.

7. Влияние алкоголизма родителей на ранней стадии эмбриогенеза.

8. Влияние некоторых лекарственных препаратов на ранние этапы эмбриогенеза.

9. Понятие паспортного и биологического возраста и методы их определения.

10. Половое развитие мальчиков.

11.Половое развитие девочек.

12. Понятие индивидуального развития ребенка.



7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации

7.3.1. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

Таблица 8

Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично




40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов

7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации

Вопросы для зачета, 6 семестр

1. Биогенетический закон Мюллера-Геккеля.

2. Методы биологии индивидуального развития.

3. Неопреформизм и неоэпигенез.

4. Оогенез у млекопитающих.

5. На какие периоды делится оогенез и сперматогенез.

6. Различия между спермато- и оогенезом.

7. Процессы в ядре ооцита при подготовке и протекании делений мейоза. Вителлогенез.


8. Строение яичника млекопитающих. Яйцевые фолликулы.

9. Желтое тело, его образование и значение.

10. Гормональная регуляция полового цикла.

11. Яйцеклетка: классификация, морфология, физиология.

12. Значение желтка в яйце для развития зародыша.

13. Оплодотворение и его биологическое значение. Типы оплодотворения.

14. Дистантные взаимодействия гамет.

15. Контактные взаимодействия гамет: активация сперматозоида, активация яйцеклетки.


16. Партеногенез, гиногенез, андрогенез.

17. Типы дробления и их зависимость от строения яйцеклетки.

18. Общая характеристика процесса дробления и его биологический смысл.

19. Бластуляция и типы бластул.

20. Способы и механизмы гаструляции. Значение и судьба бластопора.
21. Anamnia и amniota. Сходство и различие в эмбриогенезе.

22. Зависимость типа блатул от типа дробления.

23. Развитие ланцетника.

24. Раннее развитие млекопитающих.

25. Правило клеточного деления Гертвига-Сакса.

26. Развитие костных рыб.

27. Способы выделения мезодермы.

28. Развитие амфибий.

29. Моно- и полиспермия.

30. Развитие нервной системы и органов чувств.

31. Пространственная организация дробления.

32. Особенности клеточных циклов при дроблении и бластуляции: синхронное и асинхронное дробление.

33. Характеристика процесса гаструляции.

34. Основные положения теории зародышевых листков.

35. Образование и типы плацент у млекопитающих.

36. Нейруляция у amniot.

37. Механизмы имплантации зародыша млекопитающих.

38. Сингамия.


7.3 Оценочные средства промежуточной аттестации

7.3.1. Рубежные баллы рейтинговой системы оценки успеваемости студентов

Таблица 8

Вид аттестации

Допуск к аттестации

Зачёт

Экзамен (соответствие рейтинговых баллов и академических оценок)

Удовл.

Хорошо

Отлично




40 баллов

61 балл

61-72 баллов

73-86 баллов

87-100 баллов

7.3.2. Оценочные средства для промежуточной аттестации



8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:



  1. Практикум по эмбриологии: Учеб. пособ. для студ. универс. /В.А. Голиченков и др.; Под ред. В.А. Голиченкова.- М.: Академия, 2004.

  2. Кузнецов, С Л. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: учеб. пособ. для студ. мед. Вузов/ С.Л. Кузнецов, 2-е изд., перераб. и доп.- М.: МИА, 2006.

  3. Фрешни, Р.Я. Культура животных клеток: практическое руководство/ Р.Я. Фрешни; пер. с 5-го англ. изд.-М.:БИНОМ. Лаборат. Знаний,2010.-691с.:ил., 24с. цв.вкл.-(Методы в биологии)

б) дополнительная литература:

  1. Атлас микроскопического и ультрамикроскопического строения клеток, тканей и органов: учеб. пособ. для студ. мед. Вузов /В.Г. Елисеев и др.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2004.

  2. Зиматкин, С.М. Гистология, цитология и эмбриология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ С.М. Зиматкин. -2-е изд., испр. Минск: Выш. шк., 2013. – 230 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235698 (дата обращения 02.02.2015)

  3. Клетки / под ред. Б. Льюина. - М. : БИНОМ. Лаборат. Знаний, 2011. - 951 с. : цв. ил. - (Лучший зарубежный учебник)

  4. Практикум по эмбриологии: Учеб. пособ. для студ. универс. /В.А. Голиченков и др.; Под ред. В.А. Голиченкова.- М.: Академия, 2004.

  5. Саврова, О.Б. Основы эмбриологии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ О.Б.Саврова, И.З. Ерёмина. – М.: РУДН, 2013. – 146 с. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226784 (дата обращения 02.02.2015)

в) периодические издания:

Журналы:


  1. Вестник МГУ. Серия №16. Биология

  2. Журнал общей биологии

  3. Журнал экспериментальной биологии

  4. Успехи современной биологии

д) Интернет-ресурсы:

1. http://www.bio.pu.ru/index.php Санкт-Петербургский государственный университет, биологический факультет.

2. http://www.soil.msu.ru/ Московской государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет биологии.

3. http://ru.wikipedia.org/ электронная энциклопедия.

4. http://www.mgul.ac.ru/info/flh/soil/ Московский государственный университет.

5. http://www.bio.vsu.ru/soil/ Воронежский государственный университет.



9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекционная мультимедийная аудитория: компьютер «Pentium - 4», плазменный телевизор, документ-камера «AVerVision 300», имеется возможность дополнительного подключения аудиовизуальных средств.

Лаборатория цифровой микроскопии: компьютеры «Core 2 Duo E 4400» - 6шт., электронные микроскопы «Motic DM-52» - 5 шт., цифровой стереоскопический микроскоп «Motic DM-39» - 1 шт., биологический микроскоп со встроенной камерой «Motic DMBA300» - 1 шт., документ-камера «AVerVision 300».
10. Паспорт рабочей программы дисциплины

Разработчик(и) : Мирюгина Т.А., к.с-х.н, доцент кафедры биологии, экологии и МПЕ


Программа одобрена на заседании кафедры __________________________________________
от «___»_______________г., протокол №________
Согласовано:

Зав. кафедрой ______________________


«___» ________________г.
Согласовано:

Специалист по УМР _________________


«___» ________________г.
Аннотация рабочей программы дисциплины
____ Биология размножения и развития ___

(наименование дисциплины)



1. Цель дисциплины: ознакомление студентов с закономерностями размножения и индивидуального развития организмов, как фундаментальной основой жизненных процессов; изучение строения и функций зародышей на последовательных стадиях развития вплоть до становления взрослых форм и последующего старения организма.

Важной задачей курса следует считать выработку мировоззрения, взгляда на природу как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных явлений и процессов, умения анализировать и выявлять причинно-следственные связи природных явлений. Все это должно сформировать у студентов как общую, так и экологическую культуры личности, осмысленное восприятие многообразия мира живой природы.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла.


3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:

(коды) ОПК 9; ПК-1

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные закономерности биологии размножения растений, животных и человека; основные этапы онтогенеза, морфологические, функциональные и биохимические изменения в ходе развития у представителей различных таксонов; механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития.

Уметь: объяснять основные закономерности индивидуального развития; объяснять воспроизведение организмов, онтогенез и филогенез и процессы индивидуального развития; объяснять причины аномалий;

Владеть: основными терминами биологии размножения и развития; методами исследования эмбрионального материала; четкой ценностной ориентацией на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__ зачетных единиц (72_часов).
5. Семестры: 6
6. Основные разделы дисциплины:


  • Гаметогенез, оплодотворение, дробление, гаструляция и формирование основных закладок органов

  • Органогенез, дифференциация клеток. Элементы эволюционной эмбриологии

  • Биология развития


7. Разработчик(и): Мирюгина Т.А., к.с-х.н, доцент кафедры биологии, экологии и МПЕ

ФИО, ученая степень, должность

Приложение 1.


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница