Многосторонняя дипломатия



страница1/7
Дата28.09.2017
Размер0.76 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

ОБЗОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ

Участие России в деятельности ООН

Участие России в “Группе восьми”

Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами

Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение

Урегулирование конфликтов, кризисное реагирование

Межцивилизационный диалог

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Пространство СНГ

Европа

США и Канада

Азиатско-Тихоокеанский регион

Ближний Восток и Северная Африка

Африка

Латинская Америка и Карибский бассейн

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ

ГУМАНИТАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Правозащитная проблематика

Защита интересов соотечественников за рубежом

Консульская работа

Сотрудничество в области культуры и науки

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШЕЙ ПОЛИТИКИ

Диверсификация внешнеполитического инструментария

Межрегиональное и приграничное сотрудничество

Информационное обеспечение внешней политики

Внешнеполитическая координация

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Перечень мероприятий, проведенных в рамках подготовки Обзора

2. Список организаций, приславших материалы к Обзору




ВВЕДЕНИЕ

В последние годы на мировой арене произошли существенные перемены. Нарастающие процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений. Продолжается укрепление коллективных и правовых начал в международных отношениях на основе признания неделимости безопасности в современном мире. В мировой политике возросло значение энергетического фактора, в целом доступа к ресурсам. Значительно упрочилось международное положение России. Сильная, более уверенная в себе Россия стала важной составной частью позитивных перемен в мире.

В результате постепенно восстанавливаются равновесие и конкурентная среда, которые были утеряны с окончанием “холодной войны”. Предметом конкуренции, которая приобретает цивилизационное измерение, становятся ценностные ориентиры и модели развития. При всеобщем признании фундаментального значения демократии и рынка как основ общественного устройства и хозяйственной жизни их реализация принимает различные формы в зависимости от истории, национальных особенностей и уровня социально-экономического развития государств.

Наряду с позитивными изменениями сохраняются и негативные тенденции: расширение конфликтного пространства в мировой политике, выпадение проблематики разоружения и контроля над вооружениями из глобальной повестки дня. Под флагом борьбы с новыми вызовами и угрозами продолжаются попытки создания “однополярного мира”, навязывания другим странам своих политических систем и моделей развития при игнорировании исторических, культурных, религиозных и других особенностей развития остального мира, произвольного применения и толкования норм и принципов международного права.

События последних лет свидетельствуют также о навязывании миру – вопреки объективной тенденции современного мирового развития – гипертрофированного значения фактора силы в международных отношениях для решения тех или иных проблем исходя из политической целесообразности, в обход всех правовых норм. Очевидной становится незаинтересованность отдельных государств связывать себя новыми международно-правовыми обязательствами в сфере безопасности и разоружения, вследствие чего тормозится процесс разоружения, а у тех стран, которые чувствуют себя уязвимыми в военном отношении, усиливается тяга к обладанию оружием массового уничтожения в качестве гарантии собственной безопасности.

В целом сказывается инерция одностороннего реагирования, в концептуальном плане основанная на синдроме “победы в холодной войне”. С этим подходом связан курс на сохранение разделительных линий в мировой политике за счет постепенного расширения – посредством кооптации новых членов – сферы западного влияния. Выбор в пользу реидеологизации и милитаризации международных отношений создает угрозу нового раскола мира, теперь уже по цивилизационному признаку. Ситуация осложняется тем, что это происходит на фоне борьбы с международным терроризмом, которая требует широкого диалога между культурами, конфессиями и цивилизациями, их противодействия экстремизму в собственной среде, решительного продвижения в решении проблем, включая региональные конфликты, которые составляют питательную среду терроризма.

В то же время становится все более очевидным, что существующие международные проблемы не имеют силовых решений. Одностороннее нелегитимное реагирование, особенно силовое, доказывает свою несостоятельность, более того - контрпродуктивность. В результате, политико-дипломатическое комплексное урегулирование застарелых конфликтов становится невозможным, одни проблемы наслаиваются на другие.

Миф об однополярном мире окончательно рухнул в Ираке. Сама модель оказалась неработающей, так как в ее основе нет и не может быть нравственной базы современной цивилизации. Об этом свидетельствует и невозможность обеспечения претензий на единоличное лидерство адекватными военно-политическими и экономическими ресурсами. В этих условиях растет востребованность коллективного лидерства ведущих государств, объективно несущих особую ответственность за положение дел в мире.

На основе опыта последних 15 лет укореняется понимание безальтернативности многосторонней дипломатии как основного метода регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях. В дополнение к объективным создаются субъективные условия для формирования международным сообществом общего видения современной эпохи с ее требованием глобальной солидарности, которое и могло бы составить философскую основу нарождающегося многополярного миропорядка, из реальности которого уже исходит подавляющее большинство государств. Очевидно, что мы подошли к рубежному моменту, когда необходимо задуматься над новой архитектурой глобальной безопасности, основанной на разумном балансе интересов всех субъектов международного общения.

В этих условиях качественно возросли роль и ответственность России в международных делах. Главное достижение последних лет – вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность России. Назрела необходимость осмысления новой ситуации, в том числе на доктринальном уровне.

В глобализирующемся мире не может быть островков стабильности. Национальная безопасность России не может быть обеспечена вне глобального и регионального контекста. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами наших границ. Более того, очевидно, что Россия может существовать в своих нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистичной оценки собственных возможностей.

С другой стороны, прочность международных позиций России напрямую зависит от положения внутри страны. Внутреннее укрепление России делает нашу внешнюю политику более целенаправленной и результативной, а российскую дипломатию – более востребованной в мировых делах. Окрепшая Россия уже стала крупным позитивным фактором развития общемировых процессов. Мы создаем благоприятные внешние условия для внутренних реформ, но вовне мы также ищем подсказки для своей созидательной работы. Мы в состоянии влиять на мировое развитие в том числе посредством того, что мы делаем прежде всего для себя.

Во внешнеполитической работе в новых условиях как никогда важно идти от насущных потребностей страны, интересов российских граждан, учитывать реальные факторы, из которых складываются национальная безопасность и процветание России. Для этого нужно в полной мере реализовывать конкурентные преимущества нашей страны, которых немало.

Речь идет и о необходимости совершенствования внешнеполитической работы в духе времени и с учетом возросших возможностей страны. В современных условиях принципиально возрастает значение прогнозирования, аналитической работы, которые позволяют действовать на опережение и упреждение событий.

Россия прочно входит в основной поток международной жизни, и поэтому сверхзадача Обзора - интеллектуально и психологически освоиться с этим новым для нас положением. Качественно новая ситуация в международных отношениях создает благоприятные возможности для нашего интеллектуального лидерства на ряде направлений мировой политики. Иными словами, речь идет об активном участии России не только в реализации международной повестки дня, но и в ее формировании.

Проведение внешнеполитических обзоров в различных формах широко распространено в международной практике. Использование этого инструмента во внешнеполитическом процессе России давно назрело. Обзор позволяет дать комплексную оценку международной ситуации и текущего международного положения страны и сформулировать обоснованные рекомендации о дальнейших шагах на конкретных внешнеполитических направлениях с учетом реалий международной жизни, прогнозов развития глобальной ситуации и укрепившегося положения России.

Обзор также призван отразить, по возможности, максимально широкий спектр взглядов, существующих в российском общественном мнении, внести вклад в общенациональную дискуссию по внешнеполитическим вопросам, способствовать сохранению в обществе широкого согласия в этой области.

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ

Участие России в деятельности ООН

1. ООН остается универсальным форумом, наделенным уникальной легитимностью, несущей конструкцией международной системы коллективной безопасности, главным элементом современной многосторонней дипломатии. Наш принципиальный выбор в пользу коллективного образа действий мирового сообщества предполагает укрепление центральной роли Всемирной организации во всех сферах международной жизни.

ООН является платформой для обсуждения и выработки решений по широкому спектру вопросов социально-экономической, гуманитарной и природоохранной повестки дня, включая преодоление бедности, финансирование развития, экономическое сотрудничество и интеграцию, торговлю, развитие промышленности, транспорта и коммуникаций, образование, здравоохранение, предотвращение стихийных бедствий, техногенных катастроф и др.

Именно сейчас, после окончания “холодной войны”, может быть полностью раскрыт потенциал Организации. Разумеется, требуется ее комплексная адаптация к современным условиям, на что и нацелены положения принятого единогласно Итогового документа “Саммита-2005”. Добротная основа, включая основополагающие принципы Устава ООН, имеется. И если ООН удавалось служить интересам мирового сообщества в худшие времена, то тем более Организация в состоянии эффективно делать это сейчас - при наличии доброй воли всех государств.

Активное участие в деятельности ООН, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности, позволяет нам эффективно воздействовать на мировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, реализовывать наши национальные интересы через самое широкое международное сотрудничество.

2. В настоящее время ООН переживает в своем развитии сложный момент, связанный с самой крупной за всю историю реформой Организации. Россия понимает необходимость реформ ООН, которые позволили бы Организации продолжать играть роль главного международного механизма в коллективном противодействии вызовам и угрозам безопасности и устойчивому развитию. Главное в этом процессе – повышение эффективности ООН, подтверждение ее центральной роли в мировых делах при сохранении межгосударственной природы Организации. Это возможно только на путях максимально широкого согласия стран-членов по всем реформенным решениям. Не будут работоспособными схемы, которые вопреки Уставу ООН отстраняли бы отдельные государства или группы стран от активного участия в делах Организации или внедряли в работу ее Секретариата какую-то одну систему ценностей.

В реформенной сфере уже имеются конкретные достижения: создана Комиссия по миростроительству, учрежден Совет по правам человека, одобрена Глобальная контртеррористическая стратегия, приняты решения по активизации работы Генассамблеи ООН.

Рекомендации. Используя активное участие России в деятельности ООН, продолжать эффективное воздействие на мировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка.

- Исходя из закрепленных в Уставе ООН механизмов коллективной безопасности, использовать нашу деятельность в СБ ООН для непосредственного участия в международных усилиях по политическому урегулированию кризисов и конфликтов и поддержанию стабильности в различных регионах мира, а также для борьбы с новыми угрозами и вызовами.

- При рассмотрении вопроса о расширении Совета Безопасности исходить из наших принципиальных подходов: сохранить максимально компактный и работоспособный состав СБ, повысить его представительность, в т.ч. за счет влиятельных развивающихся стран, и, главное, не допустить нанесения ущерба нынешнему статусу России как постоянного члена Совета, закрепленному в Уставе ООН.

3. Россия с самого начала поддержала идею создания Комиссии по миростроительству. Мы приняли активное участие в разработке основных положений, определяющих круг ведения КМС, ее состав, взаимоотношения с другими органами ООН. Нам удалось отстоять положение, согласно которому деятельность Комиссии должна развиваться при активном участии Совета Безопасности, в повестке дня которого на протяжении длительного времени стояли вопросы урегулирования конфликтов. Россия как постоянный член Совета Безопасности вошла в руководящее ядро КМС - ее Организационный комитет.

4. Вновь созданный Совет ООН по правам человека должен неукоснительно руководствоваться принципами универсальности, конструктивного международного диалога и обеспечения основных свобод для всех без каких-либо различий и на справедливой и равной основе. Важно, чтобы Совет преодолел те негативные моменты, которые мешают правозащитному сектору ООН в полной мере реализовывать свой потенциал, – конфронтацию и “двойные стандарты” при оценке правозащитной ситуации в мире. Работа Совета не должна носить политизированный характер. Россия продолжит активно участвовать в поиске компромиссных развязок, точек соприкосновения и взаимоприемлемых решений международных правозащитных проблем, исходя из того, что взаимодействие государств в области прав человека способно стать объединяющим фактором в международных отношениях.

5. Россия - активный участник миротворческих усилий ООН. Россияне работают и несут службу в 13 из 19 текущих ооновских операциях по поддержанию мира (ОПМ). В то же время занимаемое нами сегодня 40-е место по количеству миротворцев, участвующих в ОПМ под эгидой ООН, а также доля в бюджете на миротворческие операции (1,4%) не соответствуют роли России в современном мире.



Рекомендация. Продолжать наращивать усилия в миротворческой сфере ООН, а также во взаимодействии с такими региональными организациями, как ОБСЕ, ОДКБ, СНГ, ШОС. В политическом плане увеличение нашей активности в сфере поддержания международного мира и безопасности под эгидой ООН добавило бы аргументов к требованиям, соответствующим и российским национальным интересам, о том, что использование силы в международных отношениях возможно только с санкции Совета Безопасности ООН.

6. В целях оказания воздействия на ситуации, которые несут в себе угрозу международному миру и безопасности, мировое сообщество может прибегать к комплексу мер ограничительного характера в политико-дипломатической, торгово-экономической и др. сферах.



Рекомендации. В вопросах применения санкций по линии ООН следует продолжать исходить из того, что различные ограничительные меры могут вводиться исключительно резолюциями Совета Безопасности. Подобные решения должны оставаться крайней мерой, когда другие средства воздействия исчерпаны. Решения о введении санкций должны быть строго адекватны имеющейся угрозе, предусматривать четкие ограничения по их срокам действия, возможность обзора, порядок отмены таких мер, содержать гуманитарные изъятия. Вести работу в пользу учета оценки соответствующих экспертных специализированных учреждений и подразделений Секретариата ООН о возможных гуманитарных последствиях применения санкций в отношении той или иной страны на этапе рассмотрения вопроса о целесообразности их введения Советом Безопасности.

7. Поступательно развивается российское участие по магистральным направлениям гуманитарной деятельности ООН. При нашей последовательной поддержке ООН закрепилась в качестве глобального центра международных гуманитарных усилий.

Опыт участия России в многосторонних усилиях по ликвидации последствий масштабных стихийных бедствий, прежде всего цунами в Индийском океане в конце 2004 - начале 2005 гг. (общий донорский вклад России составил порядка 30 млн. долл.), демонстрирует имеющийся у нашей страны и признаваемый партнерами значительный потенциал подключения к таким операциям, включая возможности наращивания поставок российских товаров и услуг гуманитарного назначения как по линии международных организаций, так и на двусторонней основе.

Развитие российского гуманитарного донорства требует перевода наших точечных усилий по линии международных организаций ООН на более планомерную основу, а также более плотного вовлечения в координацию донорской деятельности на этом направлении.

8. Важной задачей российской дипломатии на ооновском направлении является обеспечение нашей весомой представленности в органах, определяющих политику ООН в вопросах управления, бюджетного планирования, финансирования, закупочной деятельности и т.д.

Рекомендации. При рассмотрении вопросов финансирования международных организаций добиваться справедливого распределения бремени расходов между их членами, основывающегося на принципе платежеспособности государств-членов.

- В качестве перспективного направления рассматривать активизацию участия государственных структур и российского бизнес-сообщества на рынке услуг ООН.


Участие России в “Группе восьми”

1. Участие в “Группе восьми” – одно из важных направлений реализации стратегического курса России на укрепление многосторонних начал в международных отношениях, ускорение интеграции в мировую экономику, создание благоприятных внешних условий для социально-экономического подъема страны и укрепления ее государственности и демократических институтов. Работа в этом формате в последние годы трансформировалась в крупный самостоятельный участок внешней политики, становится все более важным компонентом международной деятельности широкого круга федеральных министерств и ведомств.

2. Саммит в Санкт-Петербурге позволил России наиболее полно реализовать возможности, предоставляемые участием нашей страны в этом многостороннем механизме как для продвижения российских интересов и подходов к ряду приоритетных глобальных проблем, так и для более энергичного разворота самой “восьмерки” к их решению.

Председательство в “восьмерке” позволило нам включить в повестку дня саммита в Санкт-Петербурге действительно важные для всего мирового сообщества проблемы, настоятельно требующие своего решения, такие как обеспечение международной энергетической безопасности, развитие образования, борьба с инфекционными заболеваниями. Прогресс на этих направлениях отвечает фундаментальным целям внутреннего развития самой России.

При нашем председательстве сделаны крупные шаги в направлении обеспечения большей открытости и демократичности работы “восьмерки”, включая формат диалога с традиционными партнерами - Китаем, Индией, Бразилией, Мексикой и ЮАР, а также рядом крупнейших международных организаций и межгосударственных объединений, в частности – впервые за всю историю “Группы восьми” – Содружеством Независимых Государств. Их представители активно участвовали в выработке ряда документов саммита на профильных встречах министерского и экспертного уровня.

Саммит прошел с учетом рекомендаций двух важнейших форумов - Всемирного саммита религиозных лидеров и Международного форума неправительственных организаций “Гражданская восьмерка-2006”, что позволило российскому председательству вывести на более высокий уровень диалог “восьмерки” с гражданским обществом, способствовать налаживанию диалога между цивилизациями.

3. Характер “Группы восьми” с вступлением в нее России качественно изменился: из эксклюзивного “клуба западных держав” он превращается в более представительный механизм. Объективно характер работы “восьмерки” будет трансформироваться с учетом растущего значения факторов глобализации, что, в свою очередь, будет требовать ее большей открытости и дальнейшей демократизации. Есть все основания рассматривать “восьмерку” как важный элемент формирующегося в мире неформального механизма коллективного и конструктивного лидерства ведущих государств, которое призвано быть представительным в географическом и цивилизационном отношениях.

При этом, разумеется, “восьмерка” не будет дублировать или подменять ООН, через которую, как и через другие многосторонние структуры, будут проводиться согласованные решения. Она призвана функционировать в поддержку ООН, ее центральной роли в международной жизни, в поддержку многосторонней дипломатии, в целях коллективного образа действий мирового сообщества на региональном и глобальном уровнях.



Рекомендации. Успех российского председательства, необходимость наращивания взаимодействия с партнерами, в частности, в интересах реализации достигнутых в Санкт-Петербурге договоренностей, требуют скоординированных действий всех федеральных органов исполнительной власти.

- Жизнеспособность российских приоритетов в рамках “восьмерки” во многом зависит от нашей способности осуществлять их интеллектуальное, организационное и финансовое сопровождение в дальнейшей работе. Для этого потребуется стратегия совместных действий, включая меры по обеспечению нашего кураторства российских тем в последующей деятельности “восьмерки”. На первый план выходит задача наладить эффективное взаимодействие с партнерами, в первую очередь, с Германией, председательствующей в “восьмерке” в 2007 году, а также обеспечить необходимое ресурсное наполнение наших усилий.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница