Модуль Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с фгос, пооп и концепциями преподавания



Скачать 115.7 Kb.
Дата12.04.2019
Размер115.7 Kb.
ТипПрограмма

Модуль 5. Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС, ПООП и концепциями преподавания учебных общественно-научных предметов, в том числе, по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 

Тема 5.4 Метапредметный подход в обучении – основа ФГОС ООО. Формирование межпредметных (надпредметных) понятий, как части метапредметных результатов образования 

Практическое задание (практикум, 2 часа).

План 
1. Перечислите основные документы, составляющие нормативный пакет ФГОС. 


Основными документами, составляющими нормативный пакет ФГОС, являются: 
1.Требования к структуре основных общеобразовательных программ, 2.Требования к результатам их освоения (результатам общего образования), 3.Требования к условиям реализации образовательных программ. 
В сочетании с документами инструктивно-методического и рекомендательного характера они образуют систему всестороннего и разноуровневого сопровождения стандартов. 
2.  Перечислите основные метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования согласно ФГОС.

Метапредметные результаты обучения В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования содержатся требования к метапредметным результатам обучении. В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:


1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 
6.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 
7.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 
8. Смысловое чтение; 
9.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 
10.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 
11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 
3. Определите значение метапредметных технологий при организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ОО.

Метапредметные технологии - это педагогические способы

работы с мышлением, коммуникацией, действием, пониманием и

рефлексией учащихся. Метапредметные технологии создаются для

того, чтобы начать культивировать другой тип сознания и

обучающегося, и учителя, который не «застревает» в информации

одного учебного предмета, а работает с взаимосвязями знаний каждой

из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на метапредметах и учебных занятиях с использованием элементов метапредметных

технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному

основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога.

Под результатом метапредметного обучения подразумеваются универсальные учебные действия.

Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве

метапредметного результата обучения уровень развития базовых

способностей обучающихся: мышления, понимания, коммуникации,

рефлексии, действия. Этот образовательный результат является

универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любыхобразовательных системах


4. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные метапредметные технологии, как педагогические способы работы с мышлением, рефлексией, коммуникацией обучающихся.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Проектная деятельность

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий

действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий

необходимую информацию из максимально большего числа источников,

умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели,

экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных

ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся

к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников.

Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся

обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и

к электронным источникам. А это приводит к формированию личности,

обладающей информационной культурой в целом.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко,

наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию

позволяют организовать процесс познания, поддерживающий

деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются

творческие способности обучающихся. В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведенияисследования 

Интерактивная методика

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

1) Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение,

изучение определенной ситуации).

2) Осмысление полученного опыта.

3) Обобщение (рефлексия).

4) Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий

позволяет решить как минимум две проблемы:

1) улучшить качество усвоения материала

2) развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми.

Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что

оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с

эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать

учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а

субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле

общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно

принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать

свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.



Личностно–ориентированные технологии обучения

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором

учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно

ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими

осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем,

общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности. Цель данного обучения –

создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей

обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его

самобытных индивидуальных особенностей. 

Интегративная технология

процесс установления связей между структурными компонентами

содержания в рамках определённой системы образования с целью

формирования целостного представления о мире, ориентированной на

развитие и саморазвитие личности ребёнка. В школе целесообразно

проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым,

безусловно, относятся предметы гуманитарного цикла. Такая работа

проводится поэтапно: согласование учебных программ, обсуждение и

формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные

консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных

уроков. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются

метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные,

коммуникативно-речевые. На интегрированных уроках, анализируя факты и

явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинноследственные связи, происходит формирование следующих умений: умения

сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения

составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать

общую проблему; умения делать философские, экономические,

политические, нравственные выводы. Интегрированные уроки развивают

познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию

окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у

учащихся метапредметные учебно-информационные умения: 1) умение

извлекать информацию из различных источников; 2) умение составлять план;

3) умение отбирать материал по заданной теме; 4) умение составлять

письменные тезисы; 5) умение подбирать цитаты; 6) умение составлять

таблицы, схемы, графики. 7) Формируются необходимые коммуникативноречевые метапредметные умения: 8) умение составлять связное устное высказывание; 9) умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;10) умение выделять интонационно-значимые части высказывания; 11) умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; 12) умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах; 13) умение использовать различные средства наглядности; 14) умение выражать свое мнение и аргументировать его; 15) умение оформлять научноисследовательские работы; 16) умение пересказывать текст (подробно,

выборочно, сжато); 17) умение вести дискуссию. Таким образом,

интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое

представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о

существовании многообразного мира материальной и художественной

культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько

на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие

образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают

обязательное развитие творческой активности учащихся. 

Технология «Дебаты»

«Дебаты» – это технология, формирующая навыки критического мышления,

умения действовать в новых непредсказуемых ситуациях, отстаивать свою

позицию, быть терпимым к другим точкам зрения. Технология используется

как форма или элемент урока и во внеурочной деятельности. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особый вид дискуссии, проводимой по строгим формальным правилам. В основе лежит

резолюция (тема дебатов), которая всегда формулируется в виде

утвердительного предложения. Участники должны склонить судей и

зрителей (но не противоположную команду) к своей точке зрения. Этого

добиваются путем предоставления своих аргументов в поддержку своей

точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников

Основополагающими принципами организации дебатов являются честность

и уважение партнеров.


5. Составьте пример задания по усвоению учащимися на уроке (учебный предмет - на выбор слушателя) учебных понятий за время изучения темы с учетом следующе й системы связей:

1) часть – целое;

Найдите в тексте составные части материала:

- вступление;

- главное: определение или правило, выводимую формулу,

формулировку закона;

- доказательства в виде: в виде описания опыта или наблюдения;

- примеры;

- образец решения задачи;

-информацию о применениях;

-сообщение о приборах;

- исторические сведения и т.п.

2) целое – часть;

Составьте план параграфа.

3) вид – род (обобщение понятия);

-Выбрать объекты для классификации.

-Указать признак, по которому объекты будут классифицироваться.

- Проверить объекты на наличие выбранного признака и разделить на

группы.


4) род – вид (ограничение понятия);

- Выбрать объект конкретизации : абстрактное или общее понятие,

утверждение, явление, физическую величину.

- Привести примеры, раскрывающие разные свойства объекта

конкретизации и связь его с другими объектами, величинами,

явлениями.

- Сформулировать выявленные свойства и связи в виде тезисов.

5) причина – следствие;

-составь предложения по теме…, используя слова «так, как», «следовательно», «если, то»;

-Придумайте и запишите в левый столбец слова, являющиеся причиной событий,

указанных в правом столбце

Пример:


… → яблоко упало с дерева,

… → гололед,

… → износ шин

6) следствие – причина.

- Подберите и запишите в правый столбец слова, которые являются следствием

указанных в левом столбце причин.

Пример: 

Притяжение к земле → …

Конденсация → …

Трение → …

6. Составьте пример задания по усвоению учащимися на уроке (учебный предмет - на выбор слушателя) учебных понятий за время изучения темы с учетом следующей системы связей:

1) временных;

- сколько дней длятся весенние каникулы?

- сколько месяцев длятся летние каникулы?

2) пространственных;

  1. Раскрась кольца пирамидки, если желтое кольцо находится между красным и синим кольцами, а синее между желтым и зеленым hello_html_1137e32f.gif



3) пространственно-временных.

Задание: нарисовать дом, в котором живут следующие животные: 


  • на первом этаже – волк, 


  • на втором этаже - заяц, 


  • на третьем этаже - ежик, 


  • на четвертом - лягушка, 


  • на пятом - мышка, 


  • на шестом – медведь. 







Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница