«Мотивы волонтерства в России»



Скачать 307.14 Kb.
страница1/10
Дата28.04.2016
Размер307.14 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет социологии

Кафедра методов сбора и анализа социологической информации




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Мотивы волонтерства в России»

Студент группы № 433

Гостева Анна Борисовна

Руководитель ВКР

доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации


Оберемко Олег Алексеевич

Москва, 2013



Оглавление


Введение 3

1.дата и место (город, обстановка) проведения интервью, 5

2.имя информанта, его статус в добровольческом объединении (лидер / активист / рядовой), 5

3.название добровольческого объединения и контакты (адрес е-почты, сайт), 5

4.имена руководителей / лидеров добровольческого объединения, 5

5.сферы деятельности добровольческого объединения, 5

6.способ выхода на добровольческую организацию и эксперта 5

Получить представление о картине мира добровольчества глазами самих участников: 6

1. Теоретико-методологические основания исследования 7

1.1. Теоретические основания исследования 7

1.Биографический критерий. В случае коллективного стиля волонтерства, добровольческая активность навязывается и контролируется группой, не индивидами, и эта активность составляет неотъемлемую часть общественной жизни. «Эти волонтеры разделяют сильное чувство принадлежности к коллективному «мы». Рефлективный стиль волонтерства связан с индивидуализированными формами ответственности, иными словами, индивид принимает решение о добровольчестве, исходя из личных предпочтений. 11

7.Мотивационная структура. Первичная мотивация коллективного волонтерства обусловлена чувством обязательства перед локальным сообществом или более широкой группы. Данный принцип не применим к рефлективному волонтерству, представители которого мотивированы необходимостью справиться с неопределенностью в жизни и личными проблемами, а также потребностью в самореализации. 11

8.Сила ответственности. Как уже было отмечено выше, коллективный стиль волонтерства характеризуется чувством обязанности, ответственности перед обществом. Так как существует сильная связь между добровольческой активностью, чувством групповой принадлежности и подтверждением идентичности, это выражается в постоянной, на протяжении всей жизни, волонтерской деятельности. Волонтеры, принадлежащие к рефлективному стилю, напротив, участвует в добровольческих организациях нерегулярно и случайно, потому что для них более важными являются личные потребности, связанные только с их жизнью, и, следовательно, им нужна большая гибкость и мобильность в их волонтерской деятельности. 11

9.Организационная среда. Для коллективном стиле волонтерства организация играет решающую роль в процессе социализации и поддерживании силы групповой связи. Но с возникновением рефлексивного стиля добровольчества появились новые организационные структуры, следовательно, изменилась и значимость организации. Главная цель участия теперь состоит не в принадлежности к группе, а в участии в определенных видах активности. 11

10.Выбор сферы активности. В случае коллективного волонтерства, сфера деятельности определяется человеком или подгруппой, находящимися в позиции власти. В контексте рефлексивного волонтерства акторы более не ограничены географическим местоположением и особой групповой культурой; солидарность с другими волонтерами развивается на основе разделяемых интересов. 12

11.Отношение к профессии (оплачиваемой работе). Активности, связанные с коллективным стилем волонтерства, не носят профессиональный характер, они обычно заключаются в любительской деятельности, вдохновленной добрыми намерениями. Рефлексивные волонтеры с большей вероятностью вовлечены в деятельность, связанную с их профессиональной, так что они сталкиваются с требованиями наличия особых знаний и качества результата. 12

1.2. Метод анализа данных 14

1.2.1. Процедура 14

1.2.2. Сбор данных 15

1.2.3. Анализ 16

1.2.4. Открытое кодирование 16

1.2.5. Избирательное кодирование 18

1.2.6. Осевое кодирование 18

1.2.7. Теоретическое кодирование 18

1.2.8. Написание Memo (заметки) 19

2. Анализ мотивов волонтерства в России 20

2.1. Открытое кодирование 20

2.2. Первичное кодирование 20

2.3. Унификация ярлыков 21

2.4. Категоризация ярлыков 35

2.5. Написание Memo (аналитической записки) 37

2.5.1. Мир добровольцев. Где искать? 37

2.5.2. Виды акторов и их характеристики 43

2.5.3. Отношение к добровольцам 45

2.5.4. Отношение к властным/коммерческим структурам 57

2.5.5. Проведение мероприятий общественными организациями 61

2.5.6. Центр развития добровольчества 64

2.5.7. Краткий вывод 67

2.6. Анализ мотивов добровольчества,
целей и стратегий действия различных организаторов
деятельности волонтеров 69

2.6.1. Отношение к добровольцам 69

2.6.2. Волонтеры: кто и зачем? 90

2.6.3. Цели государства, коммерческих структур и общественных организаций 103

3. Заключение 112

4. Список литературы 114





Введение


Актуальность темы исследования. В одну и ту же категорию (добровольческое движение) могут входить различные течения, каждое из которых имеет свою специфику. Если это действительно так и волонтерское движение неоднородно, с точки зрения общественного мнения их действия нужно оценивать по-разному, с точки зрения управления – осуществлять регулирование по-разному, и с точки зрения исследования – измерять их активность по-разному.

Одной группе течений не хватает вовлеченности участников, а другой группе – организационной и материальной поддержки власти. Эти движения действуют обособленно друг от друга, и, возможно, вследствие этого эффективность их деятельности ниже, чем могла бы быть: группы самоорганизующихся движений не могут в полной мере достичь своих общественно значимых целей потому, что им не хватает ресурсов, а организованные движения не заботятся о заинтересованности участников в процессе деятельности, и поэтому результат их активности не столь заметный, как хотелось бы.

Таким образом, необходима разработка подхода к изучению феномена добровольчества, а именно, возможное разделение скрывающихся под ним категорий на отдельные явления и разграничение способов измерения их деятельности. Далее, данное исследование может внести вклад в развитие волонтерского движения путем четкого описания различных видов добровольческого движения, обоснования недостаточной эффективности их разрозненной деятельности и предложения решения проблемы в виде объединения их усилий. Также данная работа позволит предложить четкую картину мира добровольчества, представление о которой в обществе на данный момент не сформировано.

Цель — получить различные конструируемые образы волонтеров/добровольцев, состоящих в добровольческих организациях разного типа, выяснить, что побуждает участников каждого типа организации заниматься волонтерством/добровольчеством.

Задачи:


  1. Выявить и сравнить мотивы участия в волонтерской/добровольческой деятельности, которые характерны для волонтеров/добровольцев из объединений разного типа;

  2. Сравнить участников организаций по их вовлеченности в деятельность организации;

  3. Сравнить паттерны привлечения к добровольческой деятельности, практикуемые разными организациями;

  4. Сравнить цели, которые преследуют организации, инициируя общественно полезную активность.

Проблемная ситуация. Волонтерское движение становится все более распространенным и многочисленным, в большинстве случаев имеет административную поддержку. Почему к нему присоединяется все большее и большее количество людей? Казалось бы, современная бизнес-идеология нашей жизни должна пропагандировать исключительно целерациональное поведение, однако наблюдаемое поведение волонтеров не подходит под данную категорию и, очевидно, подкрепляется другими ценностями. Люди тратят свое время, силы и средства на деятельность, не приносящую им видимой пользы. Что побуждает их к этому?

Размышляя о мотивах, мы поняли, что нельзя говорить о мотивах участия в волонтерстве вообще, поскольку сам феномен волонтерства оказался более сложным и, возможно, он включает в себя категории, которые следует рассматривать отдельно. Соответственно, каждой категории будут соответствовать свои мотивы.

Мы предполагаем, что существуют различные волонтерские течения с противоположными мотивами и ценностями: один полюс – это волонтеры, которые побуждаются извне властью и для которых важен сам факт того, что они добровольцы, а не решение социальной проблемы; второй полюс – волонтеры, которые действуют по своей воле, они содержательно вовлечены в деятельность и действительно заинтересованы в решении проблемы. Второе наше предположение  для одной группы течений более характерна вертикальная интеграция, а для другой - самоорганизация.

Постановка проблемы. Под одной категорией (волонтерство/добровольчество) скрываются разные явления/течения.

Эмпирический объект: граждане России старше 18 лет, проживающие в Самарской области (гг. Самара и Тольятти), являющиеся лидерами / активистами добровольческих объединений, либо занимающиеся волонтерской/добровольческой деятельностью на регулярной основе (минимум 1 год).

Теоретический объект: габитус российского добровольчества.

Предметисследования: сходства и различия в мотивах и целях участия в волонтерских организациях, а также в представлениях о мире добровольчества.

Теоретическая рамка, гипотезы и основные понятия.Поскольку данное исследование проводится в русле Обоснованной теории, разработка теоретической рамки иосновных понятий предполагается после анализа данных.

Основная гипотеза: мотивы волонтеров/добровольцев, принадлежащих добровольческим объединениям разного типа, отличаются.

Информационная база исследования. Исследование выполнено на данных, полученных в ходе проекта «Формальное» и «неформальное» молодежное добровольчество в дискурсах организаторов, руководителей, активистов и рядовых участников: поиск потенциала для автономного развития, взаимного дополнения и сотрудничества», выполненного Краснодарским краевым общественным фондом «Независимый аналитический центр «Социум–Регион»».

50 транскриптов интервью с обозначением реплик участников беседы и аннотациями, включающими (наличие некоторых пунктов, порой и самих аннотаций варьируется, поскольку запись велась разными интервьюерами):

1.дата и место (город, обстановка) проведения интервью,

2.имя информанта, его статус в добровольческом объединении (лидер / активист / рядовой),

3.название добровольческого объединения и контакты (адрес е-почты, сайт),

4.имена руководителей / лидеров добровольческого объединения,

5.сферы деятельности добровольческого объединения,

6.способ выхода на добровольческую организацию и эксперта



Метод сбора данных. Сбор данных осуществлялся с помощью экспертных интервью. В число экспертов вошли руководители движений и регулярные участники, выполняющие руководящие функции. Общение с экспертами, занимающими руководящие позиции, как следствие, более компетентными и имеющими более ясное представление о мире добровольческих организаций с большей вероятностью позволит получить ответы на интересующие нас вопросы касательно различных видов организаций. Рядовые волонтеры могут быть не осведомлены об организационной структуре своей добровольческой организации, источнике ее финансирования, о других организациях.

Выборка и логика ее построения. Выборка использовалась двухступенчатая.

1ступень. Отбор шести действующих добровольческих организаций в региональной столице (Самара) и четырех – в среднем городе (Тольятти) так, чтобы присутствовали различные случаи организованности, источников финансирования, сферы деятельности добровольческих объединений.

2ступень. Отбор информантов внутри организаций, подходящих по характеристикам, указанным в разделе «эмпирический объект»: 1 лидер, 1 активист и 2 рядовых участника. Активист отбирается по рекомендации лидера, а рядовой участник – по совету активиста.

Поскольку данное исследование проводится в русле обоснованной теории, выборка имеет свои особенности. Она формируется не с целью обеспечить репрезентативность изучаемой социальной группы, а с целью получить данные, удовлетворяющие исследовательский интерес, позволяющие найти полные ответы на вопросы исследования и сконструировать теорию. Мною были отобраны 6 интервью, рассмотрение которых позволило мне это сделать. В качестве критерия оценки качества и количества интервью я использовала рекомендации Кэти Чармаз, о которых будет идти речь в 1 главе.



Инструменты сбора данных — структурированный гайд.

Основные ожидаемые результаты исследования. По результатам исследования предполагается:

  • Получить представление о картине мира добровольчества глазами самих участников:

              • Как организовывается их работа, насколько принудительно это происходит;

              • Что именно им нужно делать;

              • Их понимание цели деятельности;

              • Сфера деятельности;

              • Масштаб деятельности;

              • Категории, присутствующие в описании мира (например, для организаций одного типа – много указаний на связь с государственными структурами, приказной порядок действий, строгие иерархические отношения внутри организации, а для организаций другого типа – указания на автономность, более неформальные, теплые отношения внутри объединения, инициативность);

              • знания об источниках финансирования организации;

  • Получить различные типы волонтерских организаций (согласно категориям, описывающим мир добровольчества);

  • Получить различные мотивы для участников организаций разных типов.

Каталог: data -> 2013
2013 -> Эконометрический анализ преступности в г. Перми
2013 -> Связь характеристик индивидуального пути с
2013 -> Бакалаврская работа
2013 -> «Система госзакупок высокотехнологичного медицинского оборудования»
2013 -> «Анализ административной практики защиты прав участников размещения заказов»
2013 -> Проблемы социальной адаптации внутренних мигрантов в условиях мегаполиса
2013 -> «Применение международных стандартов информационной безопасности при деятельности российских коммерческих организаций»
2013 -> Диссертация «Воздействие бюджетного дефицита и государственного долга на экономический рост: анализ на примере развитых и развивающихся стран»
2013 -> Программа дисциплины Саморегуляция. Аутотренинг. Медитация для направления 030300. 68 Психология для магистерских программ
2013 -> «Эмоциональная атмосфера в высших эшелонах власти Великобритании и США в ХХ в.»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница