Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город краснодар



страница1/3
Дата10.10.2017
Размер0.78 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 23 «ВИШЕНКА»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, ГОРОД КРАСНОДАР,

ЗАПАДНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ, УЛ. КРАСНАЯ, Д. 147/1

тел/факс (861)255-02-11, e-mail: detsad23@kubannet.ru



ТЕМА: «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА,

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Автор опыта: СЕРГЕЕВА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА,

воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар

«Центр – детский сад № 23 «Вишенка»

г. Краснодар

2013
СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение ……………………………………………………………………….………..…..3

  2. Особенности развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраст……....5

  3. Разнообразие форм работы по развитию фонематического слуха с детьми

старшего дошкольного возраста ………………………..……………………….….....7

  1. Обследование фонематического восприятия детей…..…...…………………..…..…8

  2. Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха как средство формирования звуковой культуры речи ....14

  3. Выводы…………………………….………………………………………….….………..19

  4. Библиографический список…………………………………………………………...20

  5. Приложение к опыту работы……………………………..……………………… …..21

    1. Приложение № 1. Цикл консультаций с педагогами по воспитанию звуковой

культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.……………...…….....… ….....21

    1. Приложение № 2. Картотека игр и упражнений по развитию фонематического

слуха………………………………………………………………………………..……..28

    1. Приложение № 3. Работа с родителями…..…………………….……………………… 45

    2. Приложение № 4. Таблицы………………………...……………….…………..…..……47



  1. Введение.

Проблема формирования звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста актуализируется в связи с необходимостью подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. А в основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонематический слух, на умение и навыки фонематического восприятия, благодаря которым развиваются умения и навыки языкового и звукового анализа и синтеза. Развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом – это показывает моя практика логопедической работы. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Современные образовательные программы дошкольного воспитания ориентируют педагога на поиски эффективных методов совершенствования развития речи детей.

Успешное обучение дошкольников может осуществляться только в смысло- значимой для них деятельности – игровой, то есть учебная задача должна быть заключена в форме игр.

Педагогической теорией и практикой доказано, что дидактические игры могут выступать эффективным средством формирования звуковой культуры речи.

Проведенные мною наблюдения свидетельствуют, что в практике работы воспитателя дошкольного учреждения мало используются данный тип игр и упражнений в развивающих целях. Как показал опрос воспитателей, не всегда игры включаются в образовательный процесс методически грамотно, а сами педагоги слабо владеют информацией, которая бы позволила им построить систему игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи. Это во многом обусловлено тем, что в методической литературе слабо представлена дифференциация дидактических игр с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонематической, но и с лексико-грамматической стороны речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончание слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. В 1998-1999 годах мною были проведены исследования по нарушению письменной речи у младших школьников, которые отразила в квалифицированной работе во время обучения в АГПИ.

Я выбрала тему по развитию фонематического слуха, т. к. эта тема мне знакома благодаря многолетней работе не только воспитателем, но и учителем-логопедом с детьми старшего дошкольного возраста. При обследовании дошкольников я выявила детей 5-6 лет, которые, при относительно правильном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи, имеют выраженное фонематическое недоразвитие, которое проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков, в неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах, в невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ – это приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма (дислексии, дисграфии) в школьном возрасте.

В данной работе представлены методы и приемы, комплексы игр и упражнений с постепенным усложнением игровых и учебных заданий, формирующих фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста; запланирована методическая работа с педагогами по воспитанию звуковой культуры речи в ДОУ.

Потребности педагогической практики в системе дидактических игр и упражнений по развитию фонематического слуха, как средство формирования звуковой культуры речи и недостаточная информация этой проблемы в теоретическом плане позволили сформулировать тему моей работы.



Мною были определены следующие задачи:

  • изучить проблему развития фонематического слуха в дошкольном возрасте;

  • рассмотреть поэтапно развивающие возможности дидактических игр и особенности их организации в работе с дошкольниками;

  • разработать комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха как, средство развития звуковой культуры речи.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что разработанная система игр и упражнений, направленных на формирование у старших дошкольников полноценной речи, может быть использована в работе с детьми как учителем-логопедом, так и воспитателями групп компенсирующей и общеразвивающей направленностей.

2. Особенности развития звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.
Звуковая культура речи – это правильная фонетическая и орфоэпическая речь, развитие темпа, дикции, артикуляции, силы голоса, речевого дыхания, слухового и зрительного внимания.

Орфоэпия – это речь, согласно нормам литературного русского языка.

Фонетика – правильное произношение всех звуков русского языка.

Артикуляция – это правильное положение всех органов речевого аппарата при произношении того или иного звука.

Дикция – четкое произношение слов и фраз.

Слуховое внимание – это способность ребенка различать звуки, исходящие от предмета, и звуки, передаваемые голосом человека.

Темп речи – это скорость речи.

Зрительное внимание– способность запоминать расположение предметов в пространстве.

Речевое дыхание – это правильное чередование вдоха и выдоха.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Следуя этому, необходимо создать условия для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками, поощряя все формы речевой активности детей как в непосредственно – образовательной деятельности, так и вне занятий, формировать навык самоконтроля и критического отношения к речи. Обязательным условием выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических. Поэтому необходимо контролировать свою речь, делая ее четкой, ясной, красочной, полной (полные предложения), грамматически правильной и т.д. в процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей родного языка, ведь первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляционного опыта, когда ребенок пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (т.е. движением и позициями речевых органов, нужными для произношения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка. Также необходимо следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять детей, планировать развитие звуковой стороны речи детей, как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне их, в соответствии с их возрастными возможностями. Например, проводить специальные упражнения по формированию восприятия фонематической стороны речи, учить определять место звуков в слове, отличительные признаки фонем, количество и последовательность звуков, использовать игры, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения и т.д. Во время музыкальной деятельности дать упражнения, развивающие звукоразличение, фонетические представления, фонематическое восприятие. Внимательно следить за формированием ритмических структур, включая речевой ритм, у детей. Дать задания на различение изменение и воспроизведение ритма в различных видах деятельности. Моделировать правильный речевой темп, предложить образец правильной речи¸ отрывки из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д., в случае необходимости деликатно поправлять детей. Стимулировать обращение ребенка к взрослому, сверстнику с вопросами, сообщениями, побуждениями (т.е. использование различных типов коммуникативных высказываний) в ходе беседы, рассказывания и т.д.

Таким образом, развитие звуковой стороны речи зависит, в основном, от степени формирования слухового восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Следуя этому, можно выделить следующие задачи:



  1. В старшем дошкольном возрасте:

  1. Стимулировать осознание звуковой стороны речи:

  • Подвести детей к самостоятельному осознанию того, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и отдельные звуковые комплексы (слова, слоги, звуки);

  • Подвести детей к усвоению смыслоразличительной роли звуков.

  1. Развивать фонематическое восприятие и формировать правильные фонематические представления:

  • Учить дифференцировать близкие по акустико-артикулярным признакам звуки изолированно и в слоге.

  1. Формировать навыки фонематического, звукового анализа и синтеза:

  • Сформировать и развивать способность речевых единиц и удерживать их в памяти.

  1. Воспитать интерес к звуковой культуре речи.

Из задач следует что, развитие звуковой стороны речи зависит, в основном от степени формирования фонематического слуха.

3. Разнообразие форм работы по развитию фонематического слуха

с детьми старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения по развитию фонематического слуха активизируют мыслительную деятельность дошкольников. Варианты игровых действий разнообразны. Они зависят от возраста детей и учитываются в планах воспитательно-образовательной работы детского сада.

Работу с детьми по ознакомлению со звуковой стороной слова планирую один раз в неделю по 10-15-минут в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте и в 1-2 играх вне их. Планирую игру в первой половине дня – утром, до завтрака с небольшой группой детей или как часть непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи. Например, игры: «Какое это имя?», «Расскажи все о куклах» лучше использовать в непосредственно-образовательной деятельности, а игры «Звуковая цепочка», «Так ли это звучит?» – вне их, в течении всего дня, или вовремя режимных моментов, самообслуживания, На прогулке осуществляю индивидуальную работу или провожу игру (упражнение), значимость которой в том, что она предоставляет возможность практики речевого общения детей и закрепления речевых навыков в их жизнедеятельности. Поддерживаю речевое общение детей во время непосредственно-образовательной деятельности и вне ее; побуждаю внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний; создаю ситуацию общения; формирую навыки самоконтроля и критического отношения к речи; привлекаю внимание к длительности звучания слова; последовательности и месту звуков в слове. В игровые уголки поместила игрушки: Буратино, Ёжика, Петрушку и других персонажей кукольного театра, которые на правах ведущего затевают игры с детьми, организуют с ними поиск нужных слов. Планируя, я учитываю возможности и уровень знания детей, умственную нагрузку, если выполнение заданий было связано с большим напряжением, и в основном использовались словесные методы, то игра планируется с наглядным материалом (картинки, игрушки, предметы). Если же в основной части непосредственно- образовательной деятельности была широко представлена наглядность, то игры и упражнения должны быть словесными. В течение месяца поочередно играю со всеми детьми группы. Так же слежу, чтобы игры не утомляли детей, учитываю степень подготовленности детей, периодически отражаю в плане индивидуальную работу с ними.

В результате работы в старшей группе запланировала комплекс дидактических игр и упражнений, которые условно можно объединить в группы:

1) игры и упражнения, направленные на различение слов, близких по звуковому составу;

2) игры и упражнения на различие слогов (дифференциация слогов);

3) игры и упражнения на дифференциацию гласных, согласных звуков (изолировано, в слогах, в словах, во фразовой речи);

4) игры и упражнения на развитие звукового анализа.

В работу вошли игры и упражнения, ценность которых заключается в том, что они помогают детям овладеть наиболее сложным программным материалом, закрепить его усвоение в непосредственно-образовательной деятельности и вне ее. В то же время все они выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, методов и приемов. (Приложение № 2).

Необходимо отметить совместную организацию коррекционно-педагогической работы логопеда и воспитателя: развитие фонематического восприятия; закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков; закрепление навыка звукового анализа и синтеза; присутствие воспитателя на открытых подгрупповых занятиях логопеда (в условиях логопункта).
4. Обследование фонематического восприятия детей.
Фонематический слух – это врожденная способность человека различать фонемы родного языка. Фонематическое восприятие имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком.

Распространенной формой нарушения является отсутствия звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:

- недостаточное различие и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, не способен выделить их из состава слова и определить последовательность.

Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.

Одни из них затрагивают лишь образование оттенков и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличию.

При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо «ткачиха»). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

Низкий уровень собственного фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

а) нечеткое различие на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь, глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких, шипящих-свистящих-аффрикат и т.д.);

б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

в) затруднения при анализе звукового состава речи.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. Так, например, ребенок может искаженно произносить 2-4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В связи с этим было проведено обследование старшей группы в сентябре, было выявлено15 детей, которые улавливают все неправильно произносимые звуки в чужой или своей речи, но не сразу в момент речи, а при прислушивании, указке. Они имеют недостатки произношения одной из групп звуков по характеру отсутствия и замены звуков, реже – искажения.

Было выявлено10 детей, имеющих нарушения звукопроизношения, но не все нарушенные у них звуки они одинаково четко улавливают в своей или чужой речи в момент их произнесения и прослушивания чужой речи.

Было выявлено5 детей, которые не замечают никакие недостатки ни в своей, ни в чужой речи. Они имеют недостатки произношения, выражающиеся чаще всего в искажении.

Было выявлено3 ребенка, которые хорошо воспринимают все недостатки в своей или чужой речи. Это дети, у которых нет недостатков произношения или недостатки ограничиваются неправильным произношением одного или двух звуков (замена р-рь, на л-ль).

В результате проведенного обследования по развитию фонематического слуха в старшей возрастной группе в сентябре я запланировала свою коррекционную работу.



В сентябре было проведено обследование речи в старшей группе, результаты которого отражены в таблице.




Ф.И. ребенка, дата рождения

Дата обследования

Нарушение речи

1

Давид А., 19.11.2005г.

Сентябрь 2011г.

Л-У, Р. Фонематический слух, слоговая структура.

2

Игорь Б., 01.07.2006г.

Сентябрь 2011г.

Ш-С, Ж-З, Р-Л, Р-Л. Слоговая структура, предлоги, антонимы, профессии.

3

Анна Т., 16.11.2006г.

Сентябрь 2011г.

Л-В. Фонематический слух, слоговая структура, предлоги, профессии, части предметов, антонимы.

4

Ренат В., 01.02.2006г.

Сентябрь 2011г.

Л-У, С, З, Ц межзуб. Фонематический слух, слоговая структура, существительные с числительными, антонимы.

5

Кирилл Р., 20.10.2006г.

Сентябрь 2011г.

Ш-С, Ж-З, С-Щ, З-Щ, Ц-С, Р. Фонематический слух, слоговая структура, существительные с числительными, уменьш.-ласк.

6

Владик П., 09.08.2006г.

Сентябрь 2011г.

Ш-С, Ж-З, Р. Фонематический слух, предлоги, обобщение, оттенки цвета, части предметов.

7

Максим К., 11.10.2006г.

Сентябрь 2011г.

С, З, Ш, Щ, Ж – хл., Л-У, Р-, Р-Л. Фонематический слух, слоговая структура, существительные с числительными, словообразование, предлоги, обобщение, детеныши животных, антонимы, профессии, оттенки цвета.

8

Алиса Ф., 07.03.2006г.

Сентябрь 2011г.

Ш-С, Ж-З, Л-, Р-, Р, С-Щ. Фонематический слух, слоговая структура, предлоги.

9

Настя К., 16.10.2006г.

Сентябрь 2011г.

Р-, Р-, Л-, Ш-С, Ж-З, Л-. Фонематический слух, слоговая структура, обобщение, антонимы, части предметов.

10

Максим Д., 13.12.2005г.

Сентябрь 2011г.

Р-Л, Р-. Фонематический слух, оттенки цвета, обобщение, антонимы.

11

Джулия К., 23.07.2006г.

Сентябрь 2011г.

С, З-Ц, Ш, Ж – межзуб., Р-Л. Фонематический слух, слоговая структура, счет, словообразование, предлоги, детеныши животных, цвета, обобщение, антонимы, части предметов.

12

Андрей Ю., 27.10.2006г.

Сентябрь 2011г.

Р-, Р-Л. Фонематический слух, слоговая структура, уменьш.-ласк., предлоги, обобщение, детеныши животных, профессии.

13

Маша О., 02.12.2006г.

Сентябрь 2011г.

Ш-С, Ж-З, Л-В, Р-Л. Фонематический слух, предлоги, антонимы, обобщение, детеныши животных, оттенки цвета.

14

Кристина М., 04.09.2006г.

Сентябрь 2011г.

Р-, Р-, Л-В, ЦШЖ – г/г. Фонематический слух, предлоги, оттенки цвета, части предметов.

15

Диана Г., 26.05.2006г.

Сентябрь 2011г.

С-Щ, З-Ж, Ш-С, Р-, Р-, Л-. Фонематический слух, слоговая структура, предлоги, части предметов, антонимы.

Фонематический слух – это врожденная способность человека различать фонемы родного языка. Если при обследовании у ребенка выявлены недостатки фонематического восприятия, то необходима коррекционная работа по устранению этого дефекта. В процессе игр и упражнений ребенок может овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Коррекционную работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:


  1. Узнавание неречевых звуков.

  2. Различие одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе, тембру голоса.

  3. Различение слов, близких по слуховому составу.

  4. Дифференциация слогов.

  5. Дифференциация фонем.

  6. Развитие навыков элементарного звукового анализа. (Приложение № 1).

После получения результатов обследования фонематического слуха у детей старшей группы я организовала работу так, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.

Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается в младших группах детского сада, когда дошкольников приучают при выполнении упражнений и речевых игр отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, вслушиваться в их звучание, соотносить звучащее слово с предметом, картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе (быстро и медленно), с разной силой голоса.

У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Их учат с удовольствием вслушиваться в слова, находить сходство и различие в их звучании, отмечать интонационную выразительность речи, выделять рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки, играть с рифмовками, стишками и придумывать песенки, состоящие из набора разных звуков.

В старшей группе я уделяю серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата воспитанников: слежу за выразительностью интонаций, правильностью ударений. Детей старшего возраста учу различать звуки на слух, называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком, определять место звука в слове (в начале, середине, в конце). Развиваю способность к звуковому анализу слова, побуждаю интерес к его ритмико-слоговому строению.

Особое место в работе с детьми я отвела наглядной демонстрации разности, схожести звучания отдельных слов, последовательной смене одного звука другим; порядку следования звуков (а в дальнейшем и слогов) в слове, уяснению того, что слова состоят из звучащих элементов (звуков), что звуковая окраска слов различна.

Когда дети старшей группы овладели термином «слово», я перешла к играм и игровым упражнениям на звучание слова. Это задание на вслушивание в звучание слов, которым даются звуковые характеристики (шуршащие, звонкие, громкие, тихие т.д.), припоминание, воспроизведение, сопоставление слов, сходных и различных по звучанию, подбор рифмы и т.д.

Произношу слова медленно, отчетливо. Затем предлагаю детям повторить слова, выделяя голосом все звуки одинаково протяжно, наглядно демонстрируя процесс последовательного расположения звуков в слове. Такой способ произнесения помогает детям разделить слово на звуки и уяснить, из каких звуков оно состоит.

На прогулке, наблюдая за облаками, дождиком, солнцем, за направлением ветра и т.д., прошу детей подумать над тем, как можно изменить слово и образовать от него новые слова. Каждое новое слово тщательно проговаривается, сравнивается с образцом, отмечается разница в звучании и значении слов. В холодную погоду наблюдали из окна помещения за непогодой. Так, дети постоянно вслушиваются в слова, производят с ними разные задания, появлялась возможность контролировать свое произношение, наблюдать за участием своего голоса и голоса собеседника в произнесении отдельных звуков, отмечала изменения звучания слов, замечала сходство и различие в их звучании.

Так же обращала внимание детей на то, что по звучанию слова бывают разные: тихие, звонкие, громкие, грозные; предлагаю им самим найти подобные слова в названиях окружающих предметов, явлений, объяснить, в чем они видят разницу звучания. Поясняла, что некоторые звуки делают слова тихими (т, к, п, н), грозными (р), звонкими (з, ж), привожу примеры.

Проводила специальные игры и упражнения по развитию фонематического восприятия. Так, в старшей группе это были игры и упражнения по различию слов, близких по звуковому составу. Затем учу различать слоги, после – дифференцировать гласные и согласные звуки изолированно, в слогах, словах во фразовой речи. И последнее – развиваю навыки звукового анализа (Приложения № 1, 2).

Так, в игровой форме побуждала детей думать над словом, проявлять интерес к словесному поиску. Важно в работе с детьми старшей возрастной группы продемонстрировать им звучащее слово как последовательность звуков еще до того, как они начнут учиться звуковому анализу, выделению звуков и их последовательности. Для этого знакомила детей с такой особенностью, как длительность звучания. Сначала с короткими словами, затем с длинными. На первых порах сама подбирала короткие и длинные слова, прошагивая их, отхлопывая в ладоши. На участке старшей группы на асфальте начерчены различные линии, и во время прогулки предлагала детям прошагать разные слова. Обращала внимание на место, где они остановились, предлагала объяснить. Затем просила подумать над тем, нельзя ли изменить эти слова таким образом, чтобы они стали короче или еще длиннее.

После того, как познакомила детей со словами, сходными и различными по звучанию, что звуки в слове следуют в определенной последовательности, что слова бывают длинные и короткие, я провела игры и упражнения, которые помогают уяснить, что один и тот же звук может встречаться в разных словах, находиться в любом месте слова, что слова состоят их разных звуков, от замены одного из них или изменения их количества зависит смысл слова. Звучащее слово – не только звуковой, но и слоговой комплекс. Звуки в слове при произношении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова.

Слоговой анализ - важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова и формирования фонематического слуха. Элементарное осознание фонетической структуры слова без слогового членения невозможно. Для того, чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего необходимо разделить слово на слоги, установить место, последовательность и взаимодействие звуков между собой в пределах слога.

Ребенок шести лет должен знать, что слово делиться на слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог ударный.

После коррекционной работы с детьми старшей группы по развитию фонематического слуха анализ результатов показал, что у 15 детей улучшилось фонематическое восприятие.

В результате проведенной работы в конце учебного года (в мае) было проведено обследование речи детей, результаты которого отражены в таблице.






Ф.И. ребенка, возраст

Дата обследования

Нарушение речи

1

Давид А., 19.11.2005г.

Май 2012г.

Л-У.

2

Игорь Б., 01.07.2006г.

Май 2012г.

Р-Л.

3

Анна Т., 16.11.2006г.

Май 2012г.




4

Ренат В., 01.02.2006г.

Май 2012г.

Л-У.

5

Кирилл Р., 20.10.2006г.

Май 2012г.

Ц-С, Р.

6

Владик П., 09.08.2006г.

Май 2012г.




7

Максим К., 11.10.2006г.

Май 2012г.

Л-У.

8

Алиса Ф., 07.03.2006г.

Май 2012г.

Ш-С, Ж-З, Л-, Р-, Р, С-Щ.

9

Настя К., 16.10.2006г.

Май 2012г.

Р-, Р-, Л-, Ш-С, Ж-З, Л-.

10

Максим Д., 13.12.2005г.

Май 2012г.




11

Джулия К., 23.07.2006г.

Май 2012г.

С, З-Ц, Ш, Ж – межзуб.

12

Андрей Ю., 27.10.2006г.

Май 2012г.

Р-, Р-Л.

13

Маша О., 02.12.2006г.

Май 2012г.

Л-В, Р-Л.

14

Кристина М., 04.09.2006г.

Май 2012г.

Р-, Р-, Л-В.

15

Диана Г., 26.05.2006г.

Май 2012г.



Таким образом, результаты обследования детей старшей группы в конце года показали эффективность работы по развитию звуковой культуры речи. Улучшился фонематический слух – у 15 детей.

Итог работы по развитию фонематического слуха как средство формирования звуковой культуры речи и обучение грамоте показал, что эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха, благодаря которому развиваются умения и навыкиязыкового и звукового анализа.

Таким образом, в своей работе я применила в определенной системе различные приемы, игровые ситуации, игры, наглядные пособия, настольно-печатные дидактические игры, формировала у дошкольников элементарные знания о фонематической структуре слова. А это так же положительно повлияло на становление всей речевой системы в целом, (на звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговую структуру слов, что так важно при формировании навыков чтения и письма), Эта работа организуется с учетом возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Так как в основе формирования звуковой культуры речи и обучения грамоте лежит опора на речевой и фонетический слух, на умение и навыки фонематического восприятия, благодаря которым развиваются умения и навыки языкового и звукового анализа и синтеза, эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического слуха.

5. Комплекс дидактических игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха как средство формирования звуковой культуры речи.


Название игр и упражнений

Наглядный материал

Цель

Форма проведения

Различение слов, близких по звуковому составу

1. Игра «Вспомним разные слова»

разные слова».
2. Игра «Стоп! Палочка, остановись».
3. Игра «Что звучит вокруг нас?».
4. Игра «Найди
себе пару» (словесная игра).


  1. Игра «Найду
    тебя по имени».

  2. Игра «Найди
    пару».

7. Упражнение

«Так ли это звучит?».
8. Упражнение
«Рифмовка».
9. Упражнение
«Закончи
рифмовку-
чистоговорки».
10. Упражнение
«Найди похожие
слова» (2 вариант).

11. Упражнение


«Найди имя».

12. Упражнение


«Дополни ряд слов похожими по
звучанию».

13. Упражнение «Подбери похожее по звучанию название картинки».



Предметы, находящиеся в групповой комнате

Предметные картинки
Предметные картинки

Предметные картинки

Картинки


Продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова, сходные и разные по звучанию, определять место звука в слове, развивать фонематический слух, упражнять в самостоятельном назывании слов и четком произношении звуков.

Та же.


Та же.

Та же.


Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком.
Учить самостоятельно находить слова сходные и различные по значению.

Упражнять в повторении рифмовки.


Упражнять в подборе подходящих слов сходных по звучанию.

Находить слова сходные по звучанию.

Упражнять в нахождении слова, которые отличаются от остальных по звучанию.
Упражнять в подборе слов, сходных по звучанию.
Подобрать к каждому слову похожее по звучанию название картинки.

На прогулке


На прогулке


В часы игр

В непосредственно-образовательной деятельности

(НОД)


(НОД)

(НОД)


Индивидуальная

работа


Индивидуальная

работа
Индивидуальная

работа

В часы игр


Индивидуальная

работа
Индивидуальная

работа

Индивидуальная

работа


Дифференциация слогов

1. Упражнение «Хлопни в ладоши».


2. Упражнение
«Чистоговорки на разные звуки».




Учить различать слоги на слух.



(НОД)


(НОД), индивидуальная

работа


Дифференциация гласных и согласных звуков

1. Упражнение «Хлопни в ладоши».


2. Упражнение«Какое слово лишнее?».
3. Упражнение
«Выбери картинки».
4. Упражнение «Подари подарок Ане, Улле, Оле, Ире» (словесная игра).

5. Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «И»

6. Упражнение «Скажи наоборот».

7. Упражнение «Назови лишнее слово».

8. Игра

«Кто звенит, а кто свестит?».

9. Игра «Подбери картинку».

10. Разучивание скороговорки.


11. Сказка с заданиями.

12. Упражнение «Выдели слово».

13. Упражнение

«Кто больше придумает слов».

14. Упражнение «Выдели слово».

15. Сказка

«На лесной опушке».

16. Игра «Собери ромашку».

17. Упражнение «Прогулка на велосипедах».

18. Игра «Кто быстрее соберет вещи?».

19. Игра «Магазин».


Картинки


Картинки (комар, чайник)
Предметные картинки

Настольно-печатная игра


Предметные картинки (колесо, насос)
Настольная игра
Настольная игра

Дифференциация гласных звуков (а, о, и, у) изолированно в словах.


Та же.

Та же.


Та же.

Дифференциация звуков «и» - «ы» изолированно, в словах, слогах.


Дифференциация звуков «и» - «ы» в словах, слогах.

Та же.


Дифференциация звуков «з» - «с» изолированно.

Дифференциация звуков «з» - «с» в словах.


Дифференциация звуков «з» - «с» в фразовой речи.

Дифференциация звуков «с» - «ц» в словах.


Дифференциация звуков «с» - «ц» в фразовой речи.
Дифференциация звуков «с» - «ш» в словах.
Дифференциация звуков «с» - «ш» в фразовой речи.
Дифференциация звуков «р, рь» - «л, ль» в словах.
Та же.

Дифференциация звуков «с» - «ш» изолированно.

Дифференциация звуков «с» - «ш» в словах.
Дифференциация звуков «р-л», «с-ш».

(НОД), индивидуальная

работа
Индивидуальная

работа
Индивидуальная

работа
(НОД), индивидуальная

работа


(НОД)

Индивидуальная

работа

Индивидуальная



работа
(НОД), индивидуальная

работа
(НОД), индивидуальная

работа

Индивидуальная



работа

Досуг, часы игр

(НОД), индивидуальная

работа


(НОД), индивидуальная

работа


(НОД), индивидуальная

работа


Досуг

Индивидуальная

работа
(НОД), индивидуальная

работа
Индивидуальная

работа, часы игр
Индивидуальная

работа, часы игр




Развитие звукового анализа.

1. Игра «Подскажи Петрушке звук».

2. Игра «Какое слово задумано?».

3. Игра «Какой звук потерялся?».

4. Игра «Что же здесь не так?».
5. Игра-лото «Определи первый звук в слове».
6. Игра «Цепочка».


  1. Игра «Кто в домике живет?».




  1. Игра «Назовите слово».


  1. Игра «Кто найдет короткое слово?».



  1. Игра «Молчанка».



  1. Игра «Слово моно прошагать».




  1. Игра «Кто ушел вперед?».




  1. Игра «Кому достанется мяч?».




  1. Упражнение «Что нужно кукле?».



  1. Упражнение «Расскажи все о куклах».




  1. Упражнение «Загадка Петрушки».




  1. Упражнение «Кто проник в избушку?».




  1. Упражнение «Кто же это был?».




  1. Упражнение «Про двух друзей».



  1. Упражнение «Где твое имя, догадайся?».




  1. Упражнение «Звуковые часы».




Петрушка, ширма

Предметные картинки: демонстрацион-ные, раздаточные
Стихотворный текст

Карточки с предметными картинками, кружки

Карточки с предметными картинками
Карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками. На чердачном окошке – буквы, предметные картинки
Демонстраци-онная звуковая линейка
Демонстрационная звуковая линейка раздаточные звуковые линейки

Игрушки, предметы, находящиеся в группе, индивидуаль-ные звуковые линейки

Предметные картинки

Две куклы, одетые в разные платья


Петрушка

Индивидуаль-ные звуковые линейки




Показать детям, что слова потому, что они состоят из звуков, что звуки в слове разные. Учить детей самостоятельно узнавать слова, в которых не хватает одного звука (последнего или первого)

Упражнять детей в определении первого звука в слове

Упражнять детей в выделении первого звука в слове

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах
Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком (к, с, з, ц, ж, л, р)

Выделение определенного звука

Закрепить у детей знания о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности показать им, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие), в коротком слове мало звуков, значит оно звучит недолго, в длинном – много, значит оно звучит дольше. Учить детей самостоятельно находить короткие и длинные слова.

Научить детей слышать определенные звуки в слове, упражнять в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком.


Та же

Та же


Та же

Та же

Та же



(НОД),


вечер досуга

(НОД),


в часы игр

(НОД)


Вечер досуга,

часы игр
Индивидуальная

работа (2-4 чел.)
Индивидуальная

работа


Индивидуальная

работа


(НОД)

(НОД)


(НОД)
На прогулке

На прогулке

На прогулке

(НОД)


(НОД)

Вечер досуга,

(НОД)

(НОД)



Индивидуальная

работа


На прогулке

Индивидуальная

работа




6. Выводы.
В данной работе я представила методы и приемы проведения комплекса игр и упражнений с постепенным усложнением игровых учебных заданий по формированию фонематического слуха как средства формирования звуковой культуры речи в течение учебного года в старшей группе. Вначале стимулировала сознание звуковой стороны речи: подвела детей к самостоятельному осознанию того, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звуковые комплексы (слова, слоги, звуки). Подвела детей к усвоению смыслоразличительной роли звуков. Формировала правильные фонематические представления, то есть учила дифференцировать близкие по акустико-артикулярным признакам звуки изолированно и в слоге; навыки звукового анализа и синтеза, способность анализировать временную последовательность речевых единиц и удерживать их в памяти. Воспитывала интерес к звуковой культуре речи.

Развитие фонематических процессов положительно повлияло на становление всей речевой системы в целом.

Анализ результатов, проведенных в конце года в старшей группе, показал, что улучшился результат произношения звуков и фонематическое восприятие.

Таким образом, результат работы по развитию фонематического слуха как средство формирования звуковой культуры речи показал, что эффективная и стойкая коррекция дефектов (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможно только при опережающем формировании фонематического слуха, благодаря которому развиваются умения и навыки языкового и звукового анализа.



7. Библиографический список.
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.

2. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ. М., 2006.

3. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

5. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте. М., 2000.

6. Лепская Н.И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. Проблемы изучения речи дошкольников. М., 1994.

7. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. М., 1985.

8. Максаков А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи: автореферат дисс. на соискание учен.степ. кандидата пед. наук. М..1970.

9. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом: пособие для воспитателя детского сада. М., 1991.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов. М.: МГОПИ, 1993.



8. Приложение.
8.1. Приложение № 1.
Цикл консультаций с педагогами

по воспитанию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.
Знакомство воспитателей с содержанием, формами и методами работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников может проходить в форме цикла специальных лекций в сочетании с практическими занятиями или практикума-семинара. Проводит их старший воспитатель, воспитатель, учитель-логопед ДОУ.
Консультация 1. Эффективность работы воспитателей по воспитанию звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп.

Цель и содержание практического материала:

  • познакомить воспитателей с приемами обследования правильного произношения звуков родного языка;

  • карта обследования правильного произношения звуков родного языка (прил. таб. 1);

  • карта обследования качества речи и культуры речевого общения (прил. таб. 2);

Цель: определить уровень развития речи детей на начало учебного года. Форма и методы работы: составление карт обследования, обсуждение приемов и методов обследования детей в разных возрастных группах.
Консультация 2. Воспитание звуковой культуры речи. Задачи, методы и приемы формирования звуковой культуры речи у дошкольников.

Содержание лекционного материала:

Определение предмета, методов и задач в разных возрастных группах детского сада. Формирование представлений о составных компонентах звуковой культуры речи. Ознакомление с необходимой терминологией.



Цель и содержание практического занятия:

воспитатели познакомятся с теоретическими понятиями «звуковая культура речи», с задачами, методами и приемами работы по ее формированию, с кратким содержанием работы по всем компонентам.



Формы и методы работы: мини-лекция.
Консультация 3. Нарушения произносительной стороны речи и их причины.

Содержание лекционного материала:

Возрастные особенности развития произносительной стороны речи. Отличие речевых нарушений от возрастных специфических трудностей в речевой деятельности ребенка. Недостатки звукопроизношения.



Цель и содержание практического материала:

Формы и методы работы: мини-лекция.
Консультация 4. Развитие фонематического слуха.

Содержание лекционного материала:

Этапы развития фонематического слуха.



Цель и содержание практических занятий:

  • научить воспитателей побуждать интерес детей к звучащему слову;

  • методы и приемы работы воспитателя с детьми.

Формы и методы работы: мини-лекция.
Консультация 5.

Разработка комплекса обследования нарушения фонематического слуха в старшем дошкольном возрасте.

Содержание лекционного материала:

Нарушение фонематического восприятия как усвоения звуковой культуры речи.



Цель и содержание практического занятия:

  • разработать комплекс обследования нарушения фонематического слуха в старшем дошкольном возрасте;

  • методы и приемы работы воспитателя с детьми.

Формы и методы работы: обсуждение, составление плана обследования.
Консультация для педагогов №1.

Эффективность работы воспитателей по воспитанию

звуковой культуры речи у детей разных возрастных групп.
Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы выявить состояние речи детей, и весной для проведения итогов работы.

Для обследования речи необходимо иметь специально подобранный материал: а) наборы предметных картинок для всех групп звуков, б) набор сюжетных картинок. Картинки подбираются так, чтобы звук был в начале, конце и середине слова.

Обследование состояния звукопроизношения является важным звеном в общей системе изучения звуковой культуры речи дошкольников. Несмотря на то, что оно давно описано в методической литературе, его до сих пор не всегда проводят на должном уровне. Главный недостаток, имеющий принципиальный характер, - это разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.

Обследование звуков речи у детей начинается с тщательной проверки изолированного произношения.

Проверяются следующие группы звуков:

- гласные: а, о, у, э, ю, и, ы.

- свистящие, шипящие, аффрикаты: с, с,, з, з,, ц, ш, ч, щ.

- сонорные: р, р,, л, л,, м, м,, н, н,.

- глухие и звонкие парные: п-б, т-д, к-г, ф-в; в твердом и мягком звучании: п,,, т,,, к,,, ф,,.

- мягкие звуки в сочетании с разными гласными: пи, пя, пю (также дь, мь, ть, сь).

Затем необходимо обследовать ребенка произносить слова различной слоговой сложности. Для этого ему показывают предметные картинки, которым он дает наименование (затем эти же наименования предлагаются для отраженного произношения). При этом проверяется также умение произносить слова с множественным стечением согласных, включающих в свой состав звукосочетания типа скла, взма, здра и т.п.

Результаты фиксируют, отмечая слоговые нарушения:

- сокращение числа слогов: маток вместо молоток;

- упрощение слогов: туль вместо стул;

- уподобление слогов: татуетка вместо табуретка;

- добавление слогов и звуков: команамата вместо комната;

- перестановка слогов и звуков: деверо вместо дерево.

Затем ребенка просят повторить предложения, состоящие из слов повышенной звуко-слоговой сложности, например:

- Петя пьет горькое лекарство.

- На перекрестке стоит милиционер.



- Космонавт управляет космическим кораблем.

Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ.


Название группы

Раздел воспитания звуковой культуры речи

Приемы работы

Младшая группа

Развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха. Обучение правильному произношению звуков, слогов и слов, развитие различных средств интонационной выразительности.

Звукоподражание голосам животных и звучанию музыкальных инструментов. Сопряженное и отраженное повторение и приговорок. Упражнения на название и договаривание слогов и слов. Игры и упражнения на произношение определенных групп звуков и слогов.

Средняя группа

Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности. Знакомство с терминами «звук» и «слово» с помощью специальных игр.

Использование чистоговорок, потешек, считалок, небольших стихотворений для отработки дикции. Инсценировки на произнесение отдельных слов и предложений с разной интонацией, силой голоса и темпом речи. Игры, загадки и упражнения на подбор предметов или игрушек, в названии которых есть заданный звук.

Старшая группа

Совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной и выразительной речи. Изменение громкости голоса и темпа речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания. Дифференциация звуков родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Игры и речевые упражнения на дифференциацию свистящих, шипящих звуков и соноров, твердых и мягких звуков. Использование скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов. Специальные языковые наблюдения.

Подготовительная группа

Совершенствование произношения звуков, дифференциация определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Формирование умения произвольного изменения силы голоса (до беззвучного произношения) и тембра, методики, темпа произнесения и интонации (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно и т.д.) работа над дикцией. Ознакомление с фонетической структурой слова и развитие звукового анализа слова, умения вычленять в словах определенные звуки, слоги, делать ударение).

Использование скороговорок, чистоговорок, загадок, потешек, стихов. Задания на продолжение ритмической фразы, начатой взрослым, подбор рифмы к словам. Разучивание стихотворений для декламации. Участие в драматизациях и инсценировках. Языковые наблюдения. Составление загадок и рассказов о словах и звуках. Подбор символов, обозначающих звуки и слова во фразах.

Каталог: sites -> ds23.centerstart.ru -> files
sites -> Мобильный телефон стал неотъемлемым атрибутом повседневной жизни человека, удобно устроившись в нашем кармане или сумочке. Он приносит нам множество возможностей, невообразимых ещё каких-то десять лет назад
sites -> Хроническая сердечная недостаточность и депрессия у лиц пожилого возраста
sites -> Ирвин Ялом Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы
sites -> Оценка элементного статуса в определении нутриентной обеспеченности организма. Значение нарушений элементного статуса при различной патологии
sites -> Проблема безопасности продуктов питания
files -> Оказание медицинской помощи детям-при укусах насекомых


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница