Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район «Детский экологический центр г. Плавска»



страница1/7
Дата28.04.2016
Размер1.39 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования муниципального образования Плавский район

«Детский экологический центр г.Плавска»

Программа рассмотрена «Утверждаю»

на заседании Педагогического совета Приказ №____от_01.09_2014г

Протокол № от __01.09__2014г Директор МБУ ДО МО Плавский

район «ДЭЦ»

_____________ Н.И.Казначеева



Дополнительная общеразвивающая программа
«Мир природы родного края»

Рекомендована для обучающихся 6-10 лет

Направленность: естественнонаучная

Уровень: основное общее образование

Срок реализации: 4 года


Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Горобец Светлана Геннадиевна



Плавск, 2014

Пояснительная записка
Экологическое состояние нашей планеты является глобальной проблемой современности. Угроза экологического кризиса вывела экологическое образование на одно из первых мест.

Целью экологического образования является формирование экологически грамотной и воспитанной личности, которая, с одной стороны, стремится быть экологически осторожной, так как понимает, что все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными, как и для других живых существ, а с другой – экологически активной, то есть стремится воздействовать на других людей. Такая личность стремиться к единству с миром природы.

Экологически грамотный и воспитанный человек воспринимает природные объекты как равные ему в своей самоценности, взаимодействие с ними включается в сферу этических норм.

Для экологически грамотного и воспитанного человека свойственно стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы, которое проявляется в четырёх основных сферах: эстетической, познавательной, практической, природоохранной.

Дети, с раннего возраста, особенно нуждаются в общении с миром природы. При таком общении осуществляются следующие функции: психофизиологическая (снятие стресса), психотерапевтическая (межличностные отношения становятся более гармоничными), функцию удовлетворения потребности в компетентности (повышается самооценка), функцию самореализации (удовлетворяется потребность быть значимым для других), эстетическая, познавательная.

С целью осознания детьми дошкольного и младшего школьного возраста как экологического, так и психологического единства человека и природы, программа «Мир природы родного края» объединяет в себе четыре направления:

биологическое - расширяются знания о разнообразии окружающего мира;

психологическое - развиваются такие психически познавательные процессы личности, как память, мышление, внимание, умение анализировать;

эстетическое - формируются культура труда, умение видеть красоту родной природы;

экологическое – углубляются знания законов природы и знания о взаимодействии человека и природы.

По программе «Мир природы родного края» начинают заниматься обучающиеся с 1 класса. Данная программа отличается от других программ тем, что темы всех четырёх лет обучения направлены на изучение природы именно нашей местности (Тульской области - малой Родины).

Приоритетными задачами курса являются: систематизация и расширение знаний обучающихся о живой природе, её явлениях, природных компонентах и взаимосвязях, развитие интереса к их познанию, формирование экологического мышления, развитие навыков правильного поведения в природе.

Программа «Мир природы родного края» воспитывает у обучающихся кружкового объединения такие качества личности, как любовь к природе родного края, трудолюбие, чувство товарищества, ответственность, патриотизм.

Практическая творческая работа проводится на каждом занятии объединения (создание аппликации из бумаги, природного материала, оригами, тестопластика, рисунок, создание элементов сценических костюмов, динамических стендов, поделок из природного материала, проектов оформления клумб цветочными культурами, проектов оформления комнатными цветами классных комнат и офисных помещений и т.д.). Ребята участвуют в массовых творческих мероприятиях: конкурсах поделок из природного материала, конкурсах стихов и сказок о природе, конкурсах листовок о первоцветах, викторинах о животных и растениях, конкурсах исследовательских и опытнических работ для учащихся младших классов, олимпиаде по природоведению, проводимых на станции юных натуралистов. Программа предусматривает организацию репродуктивной деятельности кружковцев – это проведение итоговых занятий по темам разделов программы.

Содержание курса первого года обучения охватывает широкий круг вопросов: от изучения овощных и плодовых растений, которые выращивает человек, до охраняемых растений и животных. При этом человек и природа рассматриваются в их неразрывном единстве.

В курсе первого года обучения «Природа родного края» происходит общее знакомство с плодовыми и овощными культурами, которые выращивает человек нашей местности. Далее по программе дети учатся распознавать деревья и кустарники нашей местности, грибы. Вместе с тем раскрываются доступные пониманию воспитанников детского сада экологические понятия, которые необходимы для формирования экологического мышления. Раскрываются взаимосвязи между природой и человеком.

Продолжают темы, которые включают в себя вопросы изучения птиц и зверей нашей местности. Важной содержательной частью этого курса являются вопросы, связанные с охраняемыми животными, птицами, рептилиями нашей области. Воспитанники кружка учатся распознавать их по внешнему виду и словесному описанию. Тема «Знакомство с животными подворья» позволяет нам показать домашний мир животных, которых городские дети этого возраста видят в основном по рисункам, знают по рассказам или даже только по сказкам.

Заканчивается курс «Природа родного края» изучением тем, связанных с весенним прилетом птиц, которые обитают в весенне-летний период в нашей местности. Охрана их во время гнездования. Большое внимание в курсе отводится ознакомлению с первоцветами нашей местности, умением распознавать и охранять их в природе.

Содержание курса второго года обучения « Тульская область – моя малая Родина» логически продолжает курс первого года обучения. В программу второго года обучения включены темы, которые позволяют познакомить учащихся с историей Тульской области и города Плавска. Изучение природы и истории нашей области начинается только в старших классах, а изучение природы и истории города Плавска вообще не входит в содержание школьной программы. Школьники мало знают о своей области, о родном городе, поэтому необходимо с младшего школьного возраста давать им эти знания, которые помогают воспитывать патриотические чувства и ответственность за родную природу.

Учебный курс «Тульская область – моя малая Родина» 2-го года обучения рекомендуется для учащихся 2 классов начальной школы. В группе могут совместно заниматься мальчики и девочки, наполняемость группы 10 – 15 человек.

Содержание курса третьего года обучения «Разнообразный мир животных Тульской области» позволит учащимся более подробно познакомится с многообразием животного мира и наиболее распространёнными животными, обитающими в нашей области. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с внешним видом и физиологическими особенностями животных, их образом жизни, индивидуальным развитием, распространением, ролью в биологическом комплексе, практическом значении для жизни человека. Изучение животного мира предполагает накопление знаний о многообразии видов и жизни животных (способы добывания пищи, пищевые связи, убежище, и т.д.). При изучении данного курса предусмотрены экскурсии, походы учащихся совместно с родителями на природу. На экскурсиях, в походах кружковцы накапливают конкретные знания о многообразии животного мира, об условиях обитания отдельных видов животных, проводят наблюдения за птицами в природных условиях. Кроме этого экскурсии и походы помогают воспитывать и формировать гражданские качества личности ребёнка такие, как дружба, коллективизм, ответственность, патриотизм. Практическая работа при изучении данного курса проводится часто в уголке живой природы, что даёт возможность детям приобрести навыки ухода за животными, развить наблюдательность.

Учебный курс «Разнообразный мир животных Тульской области» 3 - го года обучения рекомендуется для учащихся 3 классов. В группе могут совместно заниматься мальчики и девочки, наполняемость группы 10-15 человек.

Содержание учебного курса «Многообразный мир растений Тульской области» 4-го года обучения подробно знакомит обучающиеся с дикорастущими растениями лугов, лесов, полей. Это позволяет расширить кругозор, дать хорошие знания учащимся о значении дикорастущих растений в жизни человека, воспитать чувства понимания красоты природы родного края. Темы «Лекарственные растения, произрастающие на территории Тульской области» и «Ядовитые растения, произрастающие на территории Тульской области», кроме учебно-познавательной цели, имеют большую практическую направленность – изучение лекарственных растений даёт возможность использования данных растений в экстремальных ситуациях, знание ядовитых растений позволяет уберечь обучающихся от отравлений и более тяжких последствий. Декоративные растения – это самая многочисленная и разнообразная форма полезных растений. Столкнувшись со сложной задачей – выбрать из нескольких тысяч видов и трудно учитываемого числа садовых форм цветов тот минимум материала, который дал бы представление о декоративных растениях, используемых в нашей области, включила в данный курс прежде всего виды красиво цветущие и являющиеся наиболее типичными, массовыми, создающими основу в озеленении городов и посёлков нашей области. Курс «Многообразный мир растений Тульской области» не является пособием по агротехнике декоративных растений. В их описаниях даются лишь самые первоначальные сведения по способам выращивания, в том числе по способам размножения посадочного материала. Изучение тем «Комнатные и тепличные растения», «Декоративные растения» позволит приобщить учащихся младшего школьного возраста к оформлению кабинетов, школьных территорий растениями, научить их элементарным правилам ухода за этими растениями, при этом, воспитать эстетический вкус, трудолюбие, терпение.

Учебный курс «Многообразный мир растений Тульской области» 4-го года обучения рекомендуется для учащихся 4-х классов.

Данная программа отличается тем, что она универсальна: учебный курс каждого года обучения является не только логическим продолжением предыдущего года, но может быть использован, как самостоятельный курс. Подключиться к обучению по данной программе ребёнок может на любом этапе.

В процессе освоения программы «Мир природы родного края» дети получают основные экологические знания, овладевают элементарными приёмами наблюдений в природе, осваивают нормы поведения в природе, учатся понимать и ценить красоту живой природы. Освоение данной программы поможет учащимся подготовиться к изучению сложных тем, которые они начнут проходить в школе с 6 класса на уроках биологии.

Каждый учебный курс программы «Мир природы родного края» рассчитан на 144 часа. Занятия проводятся 2 раз в неделю: два занятия по 30 минут с 10 минутной динамической паузой. Такая периодичность занятий является целесообразной:

1) в связи с возрастными и психофизиологическими особенностями обучающиеся начальных классов общеобразовательных школ;

2) обучающиеся находятся в том возрасте, когда легко развивать их любознательность и естественный интерес к объектам окружающей природной среды, фантазию, влиять на формирование ценностных ориентиров;

3) ожидание обучающимися занятий увеличивает их активность, поэтому при таком планировании удаётся охватить большое количество обучающихся начального звена занятиями по программе.

4) родители, детей данного возраста, стараются охватить большим количеством разнообразных видов деятельности в других учреждениях и свободного времени у обучающихся практически нет.

Преподавание тем на занятиях не должно сводиться только к изложению теоретического материала (даже самого интересного и значимого), ведь нравственные начала воспитываются и подкрепляются примерами из жизни, поэтому в учебных планах каждого курса программы 8-10 часов (зависит от возраста детей) отводится экскурсиям в природу по изучаемым темам, проведению простейших исследований в природных условиях (10-12часов), музеи, питомники для животных, Прекрасное можно понять тогда, когда ты находишься среди живой природы, и невозможно это сделать, когда ребёнок сидит только за партой.

На занятиях объединения для обучения используются -

педагогические технологии: структурно – логические, игровые, информационные, диалоговые, проблемные, развивающие, личностно – ориентированные, эвристические интерактивные компьютерные технологии ;

методы: словесный, наглядно – иллюстративный, моторно – исследовательский, моторно – иллюстративный; демонстрация натуральных объектов;

формы: коллективные, индивидуальные, фронтальные беседы, диспуты, защита проектов, субботники, ситуационно-ролевые игры, игра – путешествие, викторины, экскурсии;

приёмы: демонстрационные, графические, логические, наглядные, игры, наблюдение за живым объектом.

Занятия по программе построены таким образом, что используются разные методы, формы, приёмы. Благодаря такой организации занятия проходят быстро и эффективно.

Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, оценка знаний может проводиться в форме собеседования, ролевой игры, викторины, решения открытых и закрытых тестов, решения кроссвордов, решения ассоциативного ряда, игры – путешествия, конкурса, защиты проектов, защиты опытнической работы, защиты учебной исследовательской работы по следующим критериям:

- правильность и осознанность ответа;

- точность употребления новых терминов;

- самостоятельность ответа;

- речевая грамотность и логическая последовательность ответа;

-полнота раскрытия содержания учебной исследовательской или опытнической работы.

Обучение в кружке невозможно без воспитания. В течение всех четырёх курсов обучения для бучающихся создаются условия для воспитания положительных качеств личности ребёнка в процессе бесед, лекций, диспутов, круглых столов, встреч с интересными людьми, дискуссий, совместных просмотров фильмов и видеофильмов с последующим их обсуждением и выводами, трудовых и экологических акций, организации праздников, походов, которые воспитывают в детях:

-культуру общения;

-ответственное отношение к занятиям кружка;

- ответственное отношение к порученному делу;

-уважительное отношение к родителям, педагогам и сверстникам;

-уважительное отношение к мнению сверстников;

- ответственное отношение к охране природы и окружающей среде;

-экологическую культуру;

-уважение к национальным традициям разных народов;

- уважение к национальной культуре, традициям и обычаям;

- уважительное отношение к труду и культуру труда;

- уважительное отношение к своему здоровью и ведение здорового образа жизни.



Цель: формирование ответственного отношения к охране природы

и окружающей среды родного края.

Задачи.

Обучающие:

- изучение живой природы, природных компонентов и их взаимосвязей;

- изучение роли животных и растений в жизни человека;

- формирование экологического мышления через экологические знания.



Воспитывающие:

- воспитание любви к родному краю, к родной природе, ко всему живому на Земле;

- воспитание чувства товарищества, чувства коллективизма; ответственности;

- воспитание экологической культуры.



Развивающие:

-формирование представлений о живой природе;

-формирование умений наблюдать, анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки предметов и явлений природы;

-формирование навыков природоохранной и натуралистической работы

-формирование умения работать с природным материалом.

- формирование умения работать с компьютером.



Основания для разработки программы:

  1. Закон «Об образовании РФ»

  2. Конвенция о правах ребенка

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г.№1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

  4. Устав МБУ ДО МО Плавский район «ДЭЦ»

  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03

Порядок проведения промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации:

Промежуточная аттестация проводится в январе каждого учебного года. Итоговая индивидуальная аттестация обучающихся проводится в мае, по окончании срока обучения по дополнительной общеразвивающей программе в соответствии с «Программой проведения промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации обучающихся».



Формы проведения промежуточной и итоговой индивидуальной аттестации:

    1. Формы проведения:

выставочный просмотр, зачётный поход, турнир, конкурс творческих работ, соревнование, оформление альбома, олимпиада и другие формы.

Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации

Критерии оценки общего уровня обученности:

Высокий уровень (В):

- применение знаний в нестандартной ситуации

- творческое применение приобретённых знаний на практике в незнакомой ситуации (анализировать ситуацию, находить оригинальные подходы к решению проблемных ситуаций, самостоятельно экспериментировать, исследовать, применять ранее усвоенный материал), успешное освоение учащимися более 70% содержания дополнительной образовательной программы.

Уровень освоения (О) изучаемого материала:

- применение знаний в знакомой ситуации

- выполнение действий с чётко обозначенными правилами

- применение знаний на основе обобщённого алгоритма (измерять, объяснять, сравнивать, обобщать)

- умение анализировать ситуацию, делать выводы, проводить рефлексию собственных действий

- успешное освоение учащимися от 50% до 70% содержания дополнительной общеразвивающей программы.



Низкий уровень (Н):

- воспроизведение и запоминание по образцу, по наводящим вопросам и действиям педагога (показывать, называть, давать определения, формулировать правила)



- успешное освоение учащимися менее 50% содержания дополнительной общеразвивающей программы.

Календарно-тематическое планирование «Мир природы родного края» на 201_-201_ учебный год.

Педагог дополнительного образования

_______________________________________________________________

I год обучения


занятия

Наименование разделов и тем занятий

Теория

Практика

Дата занятия

Вводные занятия. 8 часов

1.

Богатство природы родного края.

1







2.

Заочная экскурсия по Тульской области.




1

3.

Реки нашей местности.

1







4.

Экскурсия к реке Плаве.




1

5.

Овраги нашей местности.

1







6.

Экскурсия «Просторы нашей местности»




1

7.

Поля и луга нашей местности

1







8.

Экскурсия «Широта души нашей малой Родины»




1

Дары осени. 16 часов

9.

Наш огород. Овощеводство нашей местности.

1







10.

Рисуем овощи.




1

11.

Овощи – кладезь витаминов. Полезная пища – залог здоровья.

1







12.

Лепка овощей.




1

13.

Дары матушки земли.

1







14.

Рисуем натюрморт с овощами.




1

15.

Плодовые деревья и кустарники нашего края.

1







16.

Экскурсия в школьный сад.




1

17.

Ягоды нашей местности.

1







18.

Рисуем ягоды.




1

19.

Украшение улиц – цветы.

1







20.

Рисуем цветы.




1

21.

Дидактическая игра «Узнай цветок»

1







22.

Коллаж «На лесной полянке»




1

23.

Конкурс загадок по теме «Дары осени»

1







24.

Аппликация «Дары осени»




1

Царство грибов. 10 часов

25.

Грибы лесов Тульской области.

1







26.

«Безопасная полянка». Рисуем съедобные грибы.




1

27.

Съедобные и ядовитые грибы.

1







28.

Красный цвет предупреждает. Аппликация «Мухомор»




1

29.

Почему грибы так названы?

1







30.

Узнай гриб загадки о грибах.


1




31.

Коллаж «Ёжик с грибами» (рисование +аппликация из природного материала)




1




32.

Коллаж «Ёжик с грибами» (рисование +аппликация из природного материала)




1

33.

Деловая игра «Распознай гриб по описанию»

1







34.

Выставка рисунков «Грибы нашего леса».




1

Наш лес и его охрана. 18 часов

35.

Леса Плавского района. Роль леса.

1







36.

Аппликация «Осенний лес»




1

37.

Лиственные леса.

1







38.

Рисуем осенние листья.




1

39.

Хвойные леса

1







40.

Узнаём дерево по хвоинкам




1

41.

Зачем и как охранять лес?

1







42.

Экскурсия. Последний осенний листок.




1

43.

Первое научное исследование « Жил был листок»

1







44.

Интересные факты о деревьях

1




45.

Викторина «Узнай дерево по листу»

1







46.

Аппликация из сухих листьев.




1

47.

Местные лекарственные травы.

1







48.

Правила сбора и употребления лекарственных трав.

1




49.

Беседа-диалог «Лес служит людям для чего?»

1







50.

Панно «Лес – украшение планеты»




1

51.

Не рубите зелёную ёлочку.

1







52.

Почему в лесу надо соблюдать тишину

1




Птицы нашей области. 14 часов

53 .

Птицы нашего подворья.

1







54 .

Лепка «Цыплёнок».




1

55.

Птицы нашего подворья. Что они дают людям.

1







56.

Рисуем птиц подворья.




1

57 .

Зимующие птицы нашей области.

1







58.

Вешаем кормушки для птиц. Кладём угощение пернатым.




1

59.

Певчие птицы нашей местности.

1







60.

Рисуем птиц.




1

61.

Викторина «Что за птица?»

1







62.

Викторина «Что за птица?»

1




63.

Дискуссия «Дятел – друг или враг?»

1







64.

Оригами «Птица»




1

65.

Охрана птиц. Тульские заповедники. Парк им.Белоусова.

1







66.

Плакат «Берегите птиц!»




1

Рыбы рек нашего края. 8 часов

67.

Рыбы наших рек.

1







68.

Рисуем рыб.




1

69.

Викторина «Что за рыбка?»

1







70.

Просмотр сказки «О рыбаке и рыбки»

1




71.

Аппликация «Золотая рыбка» из кусочков бумаги. Рисунок по шаблону




1




72.

Аппликация «Золотая рыбка» из кусочков бумаги. Заготовка кусочков бумаги




1

73.

Аппликация «Золотая рыбка» из кусочков бумаги.




1




74.

Аппликация «Золотая рыбка» из кусочков бумаги.




1

Природа зимой. 10 часов

75.

Зима в нашей местности.

1







76.

Экскурсия «Проказы матушки Зимы».




1

77.

Как зимует река?

1







78.

Рисунок «Водоохранные знаки»





1

79.

Игра «Следопыты». Поиск следов на снегу.



1




80.

Экскурсия «Узоры на снегу».




1

81.

Акция «Подкормите птиц зимой»



1




82.

Игра «Отгадай чей голосок»




1

83.

Как зимуют насекомые.

1







84

Игра «Отбери насекомых нашего края»




1



Звери Тульской области. 14 часов

85

Звери наших лесов.

1







86.

Лепка зверей.




1

87.

Как зимуют звери нашей местности.

1







88.

Рисуем диких зверей.




1

89.

Звери нашего подворья.

1







90.

Лепка домашних животных.




1

91.

Породы кошек. Как ухаживать за кошкой.

1







92.

Рисунок «Домашний питомец».




1

93.

Собака – друг человека.

1







94.

Конкурс загадок о животных.

1




95.

Охрана животных. Красная книга Тульской области.

1







96.

Плакат «Береги зверей!»




1

97.

Викторина «В мире животных»

1







98.

Викторина «В мире животных»

1




Рептилии и земноводные нашей местности. 2 часа

99.

Рептилии и земноводные нашей местности.

1







100.

Исследование «Развитие лягушки».




1

Насекомые Тульской области. 8 часов

101.

Насекомые нашего края.


1







102.

Просмотр м/ф «Муха – Цокотуха». Иллюстрирование.




1

103.

Интересные факты о насекомых.

1







104.

Загадки о насекомых.




1

105.

«Мал золотник – да дорог!» Какую пользу приносят насекомые?

1







106.

Насекомые – вредители.

1



107.

Охрана насекомых.

1






108.

Рисуем насекомых по представлению.



1



Экология Тульской области. 6 часов

109.

Как заводы влияют на природу нашего края

1







110.

Заводы Плавского района

1




111.

Беречь природу – значит беречь Родину!

1







112.

Конкурс рисунков «Зелёная планета глазами детей»




1

113.

Не дай исчезнуть планете.

1







114.

Составляем правила «10 НЕ»




1

Неживая природа нашей местности. 4 часа

115.

Богатства из недр земли. Полезные ископаемые Тульской области.

1







116.

Распознаём полезные ископаемые.




1

117.

«Облака – белогривые лошадки…» Беседа

1







118.

Экскурсия «Фигурки над головой»




1

Весна в нашем крае.20 часов

119.

Весенние изменения в природе.

1







120.

Экскурсия «Весна! Весна! Как воздух чист….»




1

121.

Дидактическая игра «Кому принадлежат гнёзда?»




1




122.

Рисунок «Весна в природе»




1

123.

Первоцветы нашей местности.

1







124.

Рисуем первоцветы.




1

125.

Деревья проснулись.

1







126.

Экскурсия.




1

127.

Беседа «Будь человеком, человек!»

1







128.

Составление правил кодекса «Защитники природы нашего края»




1

129.

Конкурс знатоков «Весенние изменения в природе»

1







130.

Конкурс знатоков «Весенние изменения в природе»

1




131.

«Жаворонки на горе – весна на дворе». Беседа о птицах.

1







132.

Лепка жаворонка.




1

133.

«Черёмуха душистая с весною расцвела…» Запахи и звуки весны.

1







134.

Экскурсия «Дурманом сладким веяло…»





1

135.

«Выглянул на солнце серебристый ландыш»

1







136.

Оригами «Тюльпан»




1

137.

Цветущие сады нашей местности. Презентация.

1







138.

Аппликация «Ветка цветущей яблони»




1

Как не любить тебя, о Родина моя! 6часов

139-142

Коллаж из газетных и журнальных вырезок « О, Родина моя!»




4




143-144

Итоговые занятия. Выставка поделок.




2



Содержание курса ( 144 часа).



Введение (8 часов).

Цели и задачи на учебный год. Организационные моменты. Развивающие игры.

Экскурсия по учебно-опытному участку, кабинету зоологов, уголку живой природы.

Инструкции по охране труда и технике безопасности для учащихся на занятиях кружка.

Правила по противопожарной безопасности для учащихся. Правила и нормы санитарной гигиены. Общие впечатления от красоты родной природы.
Раздел I. Дары осени (16 часов).

1. Тема: «Наш огород».

Теорияи: изучение овощей, наиболее распространённых в нашей местности, которые выращивает человек на огороде: картофель, лук, морковь, свекла, репа, кабачок, огурец, помидор.

Практическая работа: создание рисунков «Овощи», лепка овощей, экскурсии

2. Тема: «Наш сад».

Теория: знакомство с плодовыми деревьями и кустарниками нашей местности: черная, белая, красная смородина, малина, крыжовник, вишня, слива, яблоня, груша. Изучение внешнего вида плодов. Отличие плодов от овощей. Какие плоды растут на деревьях, какие – на кустарниках.

Практическая работа: рисование, аппликация ягод и фруктов.

3. Тема : «Цветы»

Теория: знакомство с цветами сада и клумб: астры петунии, гладиолусы, розы, бархатцы, цинии. Изучение их внешнего вида.

Практическая работа: рисование цветов.

4. итоговое занятие: конкурс загадок «Дары осени»

Тема

Знания, умения, навыки

Методы диагностики и контроля

Наш огород

З: видовой состав наиболее распространённых овощей

Проверка знаний учащихся проводится с помощью викторины:

-разгадывания кроссвордов;

-отгадывания загадок;

- узнавания овощей по описанию признаков;

-распознаванию натуральных объектов.


У: уметь распознавать по внешнему виду овощи

Н: владение техникой работы с трафаретами

Наш сад

З: знать видовой состав плодов деревьев и кустарников, произрастающих в нашей местности

Проверка знаний учащихся проводится с помощью конкурса:

-разгадывания кроссвордов;

-отгадывания загадок;

- узнавания плодов по описанию признаков.

-узнавания плодов по рисунку;

-распознаванию натуральных объектов.



У: уметь распознавать по внешнему виду, по рисункам распространённые плоды деревьев и кустарников нашей местности

Н: владение техникой работы с трафаретами

Цветы

З: видовой состав наиболее распространённых цветов

У: уметь распознавать по внешнему виду цветы

Н: владение техникой работы с трафаретами






Раздел II. Царство грибов (10 часов).

1. Тема: «Наиболее распространённые съедобные грибы».

Теория: сыроежка, опёнок, белый гриб (боровик), подберёзовик, подосиновик, груздь, волнушка, лисичка, маслёнок, рыжик.

Практическая работа: рисунок съедобного гриба, коллаж «Ёжик с грибами»

2. Тема: «Наиболее распространённые ядовитые грибы».

Теория: бледная поганка, мухомор, ложный опёнок, ложная лисичка, ложный белый гриб.

Практическая работа: аппликация «Мухомор»

3. Итоговое занятие по темам раздела «Царство грибов». Викторина « Узнай грибок».


Тема

Знания, умения, навыки

Методы диагностики и контроля

Наиболее распространённые съедобные грибы

З: знать виды съедобных грибов

Проверка знаний учащихся проводится с помощью викторины:

- нахождения объекта на таблице;

- по описанию отличительных признаков в загадках;

- с помощью закрытого тестирования



У: распознавать съедобные грибы по окраске шляпок и по строению плодового тела

Н: навыки сбора грибов в лесу

Наиболее распространённыё

ядовитые грибы



З: знать виды ядовитых грибов

Проверка знаний учащихся проводится с помощью игры:

- нахождения объекта на таблице;

- по описанию отличительных признаков в загадках;

- с помощью закрытого тестирования



У: распознавать ядовитые грибы по окраске шляпок и по строению плодового тела

Н: работы с трафаретами, красками, карандашами, клеем, ножницами.


Раздел III. Наш лес (18 часов).

1. Тема: «Лиственные и хвойные деревья и кустарники нашей местности». Теория: дуб, берёза, осина, тополь, клён, липа, рябина, верба, ольха, калина, орешник – лещина. Можжевельник, сосна, ель, лиственница.

Практическая работа: рисунок листьев, деревьев, аппликация из сухих листьев, панно «Лес украшение планеты»



2. Тема: «Лекарственные растения нашей местности» .Теория: ромашка, крапива, правила сбора

2. Итоговое занятие по теме раздела. Викторина «Узнай дерево»


Тема

Знания, умения, навыки

Методы диагностики и контроля

Лиственные и хвойные деревья и кустарники нашей местности

З: знать деревья и кустарники лесов нашей местности.

Проверка знаний учащихся проводится с помощью игры - путешествия:

- нахождения объекта на таблице;

- нахождения натурального объекта;

- распознавание объекта по листьям.



У: уметь распознавать деревья и кустарники по листьям и цветам.

Н: работы с трафаретами, красками, клеем, ножницами

Лекарственные растения

З: знать лекарственные растения, правила их сбора и употребления

Проверка знаний учащихся проводится с помощью:

- викторины



У: уметь выделять их среди группы растений

Н: научиться засушивать растения


Раздел Природа зимой. 10 часов
1. Тема: «Природа зимой».

Теория: изменения в природе, как зимуют насекомые, куда делась речка, чьи следы на снегу.

Практическая работа: подкормка птиц, экскурсии


Тема

Знания, умения, навыки

Методы диагностики и контроля

Природа зимой

З: сезонные изменения в природе

Проверка знаний учащихся проводится с помощью игры - путешествия:

- распознавания зверей по рисункам таблицы;

- по разгадыванию кроссвордов;

- по разгадыванию загадок.



У: определять следы животных на снегу

Н: навыки работы коллективно,


Раздел IV. Птицы нашей

местности и их охрана (14 часов).

1. Тема: « Птицы нашего двора».

Теория: гуси, куры, индюки, утки

Практика :аппликация «Цыплёнок»

2. Тема: « Птицы леса».

Теория: ворон, ворона, воробей, дятел, поползень, пищуха, сорока, галка,снегирь, свиристель,соловей

Практическая работа: изготовление простейшей кормушки, оригами, рисунки птиц, экскурсии

3. Итоговое занятие по темам раздела « Птицы нашей

местности и их охрана». Викторина «Что за птица»


Тема

Знания, умения, навыки

Методы диагностики и контроля

« Птицы нашего двора».

З: знать птиц , живущих рядом с человеком

Проверка знаний учащихся проводится с помощью

викторины:

- разгадывания загадок;

- разгадывания кроссвордов;

- открытых тестов;

- нахождения птиц на таблице;

- узнавание голоса по фонограмме.

- нахождение рисунка птицы на компьютерной презентации (по загадке)


У: уметь распознавать птиц по окраске перьев, по способу полёта, по строению тела, по голосу.

Н: работа с клеем, бумагой, ножницами

Птицы леса

З: знать птиц, ведущих оседлый образ в нашей местности, знать птиц , прилетающих на зимовку в наши леса.

Проверка знаний учащихся проводится с помощью игры:

- разгадывания загадок;

- разгадывания кроссвордов;

- открытых тестов;

- нахождения птиц на таблице;

- узнавание голоса по фонограмме.



- нахождение рисунка птицы на компьютерной презентации (по загадке)


У: уметь распознавать птиц по окраске перьев, по способу полёта, по строению тела, по голосу

Н: подкормки зимующих птиц, работы с трафаретами, красками, карандашами, фломастерами, клеем, ножницами

Викторина

З: знать виды кормов для подкормки зимующих птиц, - какие кормушки для каких видов птиц применяются, виды птиц.

Проверка знаний учащихся проводится с помощью викторины
.

У: изготовлять простейшие кормушки

Н: навыки работы в команде


Раздел V. Рыбы рек нашей местности (8 часов)




  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница