Нарушения ритма сердца



Скачать 160.32 Kb.
Дата05.05.2016
Размер160.32 Kb.
Просмотров33
Скачиваний0
Тема: Нарушения ритма сердца

Ч. I. Классификация нарушений сердечного ритма и проводимости . Механизмы . Экстрасистолия . Пароксизмальная тахикардия

( предсердная , узловая , желудочковая )

( 2 часа )
Место
Учебная комната , отделение кардиологии.
Цель
Знать :

• Классификаци.нарушений ритма и проводимости .

• Электрофизиологические механизмы возникновения эктопических аритмий (обратный вход волны возбуждения , повышения автоматизма ) и возможности их распознавания в клинике.

• Особенности нарушений гемодинамики , клиники , течения , ЭКГ диагностика и дифференциальная диагностика эктопических аритмий ( различных вариантов экстрасистолий , пароксизмальных тахикардий ) .

• Классификация антиаритмических препаратов.

• Принципы лечения и профилактике , особенности лечения различных клинических вариантов .


Уметь :

• Основываясь на данные обследования больного с нарушением сердечного ритма сформулировать заключительный клинический диагноз и назначить лечение.


Профессиональная ориентация студентов
Большая распространенность нарушений сердечного ритма , необходимость их знания для определения тактики обследования и лечения больных с различной кардиальной патологией. Необходимость принятия срочного решения при неотложных состояниях .
Базовый уровень знаний и умений



Дисциплина

Знать

Уметь



Анатомия

Анатомическое строение сердца






Гистология

Строение и функционирование миокарда и проводящей системы сердца






Биохимия

Основы метаболизма миокарда







Патофизиология

Механизмы нарушений ритма






Пропедевтика внутренних болезней , факультетской терапии

Семиотику нарушений сердечного ритма Проводить оценку ЭКГ


Проводить оценку ЭКГ


План проведения практического занятия



Элементы практических занятий

Время (мин.)



Проверка присутствующих

5



Входящий контроль и его анализ

10

  1. *

Распределение больных для курации (или клинических карт-задач)

5

  1. *

Осмотр больных или изучение учебной истории болезни

20



Обсуждение полученных данных, формулировка предварительного диагноза, определение методов дополнительного обследования больного, трактовка их результатов, формулировка окончательного диагноза и плана лечения

15



Упражнения по клинической рецептуре, решение клинических ситуационных задач

10



Исходящий контроль знаний и его оценка

10



Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию

5

Примечание: * – при отсутствии в клинике больных для курации во время практическую часть можно провести в виде составления и решения ситуационных задач


Перечень теоретических вопросов ,рассматриваемые на занятии
1 . Классификация нарушений ритма и проводимости .

2 . Электрофизиологические механизмы возникновения эктопических аритмий (обратный вход волны возбуждения , повышения автоматизма ) и возможности их распознавания в клинике.

3 . Особенности нарушений гемодинамики , клиники , течения , ЭКГ - диагностика и дифференциальная диагностика эктопических аритмий ( различных вариантов экстрасистолий , пароксизмальной тахикардии ) .

4 . Классификация антиаритмических препаратов.

5 . Принципы лечения и профилактике , особенности лечения различных клинических вариантов .
Методика проведения практического занятия
На первом занятии преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности ( если есть такие условия) , который отмечается в журнале преподавателя подписью студента .

После проверки присутствующих преподаватель проводит письменный входной контроль базовых знаний (прилагается набор из 15 тестов согласно количеству студентов : из десяти , подгруппу , группу). (Приложение 1 к методической разработки и трафареты для проверки правильных ответов ) .

Далее преподаватель проводит распределение студентов для курации больных и определяет их задачи .



Задание

Указания студентам преподавателя

Примечание преподавателя для студентов

1.

Провести курацию больного с диагнозом экстрасистолия , пароксизмальная тахикардия

В ​​ходе обследования выявить :

1 . Возможны нарушения ритма

2 . Признаки основного заболевания

3 . Характерные изменения ЭКГ , при холтеровском мониторинга ЭКГ , ЭхоКГ



Обратить особое внимание на характерные клинические проявления и разнообразие причин нарушения сердечного ритма

Преподаватель работает согласно плану организации занятия , в конце проводит выходной контроль знаний . Набор материалов для выходного контроля прилагается ( ситуационные и клинические задачи , рентгеновские снимки , тесты и др.). . ( Приложение 2 с эталонами верных ответов ) .

Перед окончанием занятия преподаватель подводит его итоги, оценивая каждого студента и объявляет тему следующего занятия .
Формы и методы самоконтроля
Тестовые задания
1 . Признак наиболее вероятно свидетельствует о суправентрикулярном характере пароксизмальной тахикардии ?

A. Отсутствие зубца Р.

B. Продолжительность QRS менее 0,12 с .

C. Отрицательный зубец Т.

D. Отрицательные вагусные пробы .

E. Тахикардия более 200 в мин .


2 . Признак наиболее вероятно свидетельствует о вентрикулярном характере пароксизмальной тахикардии ?

A. Отсутствие зубца Р.

B. Продолжительность QRS более 0,12 с .

C. Отрицательный зубец Т.

D. Отрицательные вагусные пробы .

E. Тахикардия более 200 в мин .


Ситуационные задачи
1 . Юноша 16 лет жалуется на ощущение сильного сердцебиения, возникшего внезапно. Объективно: напуган . Кожа и слизистые обычного цвета . Тоны сердца громкие , тахикардия , ЧСС = ПС = 220 в мин . , АД - 130/ 70 мм рт . ст. На ЭКГ - ритм правильный , QRS = 0,09 с , зубец Р определить невозможно. Ваш предварительный диагноз . Тактика ведения больного .
2 . Мужчина 67 лет с острым инфарктом миокарда на первый день заболевания жалуется на общую слабость , одышку. Объективно: акроцианоз . ЧДД - 28 в мин . Тоны сердца приглушены , тахикардия , АД - 110 /60 мм рт . ст. На ЭКГ - ритм правильный , RR = 0,3 с , QRS = 0,14 с , зубец Р определить невозможно. Ваш предварительный диагноз . Тактика ведения больного .
Иллюстративный материал
1 . Таблицы и слайды классификации нарушений сердечного ритма и проводимости , классификации антиаритмических средств.

2 . Учебные истории болезней .

3 . Аудиокассета с записью нарушений ритма.

4 . Наборы ЭКГ с нарушением ритма.

5 . Набор ситуационных задач с эталонами ответов , набор тестовых заданий с эталонами ответов ( согласно количеству студентов).
Источники информации
Основные:

1 . Основы внутренней медицины / под ред. В.Г. Передерий , С.М. Ткач. - Новая книга . - 2009 . - Т.2 . - 976 с .

2 . Приказ МЗ Украины № 436 «Об утверждении протоколов предоставления медпомощи по специальности « Кардиология ».
Дополнительные :

1 . Сердечно - сосудистые заболевания. Рекомендации по диагностике , профилактике и лечению / Под ред . В.Н.Коваленко , М.И.Лутая . - К. : МОРИОН 2011 . - 408 с .

2 . Внутренние болезни : Учебник / под ред.И.М.Ганджы , В.Н.Коваленко . - К. ; Здоровье , 2002 . - 992 с .

3 . Диагностика и лечение болезней внутренних органов . Руководство для врачей. Под ред . Ф. И. Комарова. В 3- х томах. Т. 1 . Изд . Второй . М.: Медицина , 1996 г.

4 . Кушаковский М. С. Нарушение сердечного ритма и проводимости . Санкт - Петербург : Фолиант . - 1999 . - 638 с .

5 . Дощицин В.Л. Клиническая ЭКГ . М. МИА , 1999 . - 372 с .

6 . Практическая аритмология / Под ред . проф. И. К. Латогуз , Тернополь, 2000 . -

7 . Украинский кардиологический портал ( www.ukrcardio.org )

8 . ESC Guidelines . Cardiovascular medicine . ( www.escardio.org / guidelines )


Программа самоподготовки студентов к теме
Изучить :
• Классификация нарушений ритма и проводимости .

• Электрофизиологические механизмы возникновения эктопических аритмий (обратный вход волны возбуждения , повышения автоматизма ) и возможности их распознавания в клинике.

• Особенности нарушений гемодинамики , клиники , течения , ЭКГ диагностика и дифференциальная диагностика эктопических аритмий ( различных вариантов экстрасистолий , пароксизмальных тахикардий ) .

• Классификация антиаритмических препаратов.

• Принципы лечения и профилактике , особенности лечения различных клинических вариантов .
Нарисовать :

• ЭКГ картину при пароксизме суправентрикулярной тахикардии.



Уметь :

• Установить заключительный диагноз суправентрикулярной и желудочковой экстрасистолии , пароксизмальной аритмии , назначить необходимое обследование и лечение .



Обратить внимание на использование современных методов инструментального обследования при нарушениях ритма сердца.

 

Тема: Нарушения ритма сердца

Ч. 2 . Трепетание (ТП ) и фибрилляция предсердий (ФП ) . Электрофизиологические механизмы . Классификация , особенности нарушений гемодинамики , клиника и течение . ЭКГ диагностика и дифференциальная диагностика ТП и ФП. Тактика ведения , дифференцированная диагностика и средства профилактики
( 2 часа)
Место

Учебная комната , отделение кардиологии.


Цель
Знать :

• Классификацию нарушений ритма и проводимости .

• Электрофизиологические механизмы возникновения ТП и ФП , возможности их распознавания в клинике.

• Особенности нарушений гемодинамики , клиники , течения , ЭКГ диагностика и дифференциальная диагностика ТП и ФП ( различных вариантов ТП и ФП , с другими аритмиями ) .

• Классификация антиаритмических препаратов.

• Тактику ведения , дифференцированную терапию , и средства профилактики различных клинических вариантов ( при различных нозологических единицах , с учетом состояния больного и показателей гемодинамики ) .


Уметь :

• Основываясь на данных обследования больного с нарушением сердечного ритма сформулировать заключительный клинический диагноз и назначить лечение.


Профессиональная ориентация студентов
ТП и ФП являются одними из наиболее распространенных нарушений сердечного ритма , встречающихся при различных нозологических единицах и во многом определяют прогноз заболевания. Их знаниенеобходимо для определения тактики обследования и лечения больных с различной кардиальной патологией , принятия срочного решения при неотложных состояниях .
Базовый уровень знаний и умений




Дисциплина

Знать

Уметь



Анатомия

Анатомическое строение сердца







Гистология

Строение и функционирование миокарда и проводящей системы сердца






Биохимия

Основы метаболизма миокарда






Патофизиология

Механизмы нарушений ритма.






Пропедевтика внутренних болезней , факультетской терапии

Семиотику нарушений сердечного ритма


Проводить оценку ЭКГ



План проведения практического занятия




Элементы практических занятий

Время (мин.)



Проверка присутствующих

5



Входящий контроль и его анализ

10

  1. *

Распределение больных для курации (или клинических карт-задач)

5

  1. *

Осмотр больных или изучение учебной истории болезни

20



Обсуждение полученных данных, формулировка предварительного диагноза, определение методов дополнительного обследования больного, трактовка их результатов, формулировка окончательного диагноза и плана лечения

15



Упражнения по клинической рецептуре, решение клинических ситуационных задач

10



Исходящий контроль знаний и его оценка

10



Итоги и итоговая оценка знаний и умений студентов и задания для самостоятельной подготовки к следующему занятию

5

Примечание: * – при отсутствии в клинике больных для курации во время практическую часть можно провести в виде составления и решения ситуационных задач



Перечень теоретических вопросов, рассматриваемых на занятии
1 . Классификация нарушений ритма и проводимости .

2 . Электрофизиологические механизмы возникновения ТП и ФП и возможности их распознавания в клинике.

3 . Особенности нарушений гемодинамики , клиники , течения , ЭКГ - диагностика и дифференциальная диагностика ТП и ФП ( различных вариантов ) .

4 . Классификация антиаритмических препаратов.

5 . Тактика ведения , дифференцированная терапия , и средства профилактики различных клинических вариантов ( при различных нозологических единицах , с учетом состояния больного и показателей гемодинамики ) .
Методика проведения практического занятия
На первом занятии преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности ( если есть такие условия) , который отмечается в журнале преподавателя подписью студента .

После проверки присутствующих преподаватель проводит письменный входной контроль базовых знаний (прилагается набор из 15 тестов согласно количеству студентов : из десяти , подгруппу , группу). (Приложение 1 к методической разработки и трафареты для проверки правильных ответов ) .

Далее преподаватель проводит распределение студентов для курации больных и определяет их задачи .




Задание

Указания студентам преподавателя

Примечание преподавателя для студентов

1.

Провести курацию больного с диагнозом ФП или ТП

В ходе обследования выявить :

1 . Нарушения ритма , наличие дефицита пульса

2 . Признаки основного заболевания

3 . Характерные изменения ЭКГ , при холтеровском мониторинга ЭКГ , размеры стенок и камер сердца при ЭхоКГ



Обратить особое внимание на характерные клинические проявления и разнообразие причин нарушения сердечного ритма , сроки нарушения ритма

Преподаватель работает согласно плану организации занятия , в конце проводит выходной контроль знаний . Набор материалов для выходного контроля прилагается ( ситуационные и клинические задачи , рентгеновские снимки , тесты и др.). . ( Приложение 2 с эталонами верных ответов ) .

Перед окончанием занятия преподаватель подводит его итоги, оценивая каждого студента и объявляет тему следующего занятия .

Формы и методы самоконтроля

Тестовые задания
1 . Мерцательная аритмия , которая возникла и самостоятельно исчезла в течение 24 часов следует считать :

A. Постоянной.

B. Персистирующей .

C. Пароксизмальной .


2 . Что отличает трепетание предсердий от пароксизма предсердной тахикардии ?

A. Отсутствие изоэлектрической линии между волнами F.

B. QRS менее 0,12 с .

C. Различные интервалы RR .

D. Тахикардия более 200 в мин .
Ситуационные задачи
1 . Женщина 37 лет жалуется на ощущение сильного сердцебиения , возникшего внезапно , одышку при ходьбе. В анамнезе частые ангины , полиартрит. Объективно: акроцианоз . 1 тон сердца громкий , акцент 2 тона над легочной артерией. Тахиаритмия , ЧСС = 160 , ПС = 140 в мин . , АД - 130/ 70 мм рт . ст. На ЭКГ - ритм неправильный , QRS = 0,09 сек . , Зубец Р определить невозможно , вместо изолинии волны f , гипертрофия правого желудочка . Ваш предварительный диагноз . Какое нарушении ритма зарегистрировано на ЭКГ ? Тактика ведения больного .
2 . Мужчина 67 лет с острым инфарктом миокарда на первый день заболевания жалуется на общую слабость , одышку. Объективно: акроцианоз . ЧДД - 28 в мин . Тоны сердца приглушены , тахикардия , аритмия , ЧСС - 150 , ПС - 130 в мин . АД - 110 /60 мм рт . ст. На ЭКГ - ритм неправильный , RR розни, зубец Р определить невозможно , вместо него волны f . Ваш предварительный диагноз . Чем объяснить разницу между ЧСС и ПС ? Тактика ведения больного .
Иллюстративный материал
1 . Таблицы и слайды классификации нарушений сердечного ритма и проводимости , классификации антиаритмических средств.

2 . Учебные истории болезней .

3 . Аудиокассета с записью нарушений ритма.

4 . Наборы ЭКГ с нарушением ритма.

5 . Эталоны ответов на контрольные вопросы к практической работе .

6 . Набор тестовых заданий и ситуационных задач с эталонами ответов ( согласно количеству студентов).


Источники информации

Основные:
1 . Основы внутренней медицины / под ред. В.Г. Передерий , С.М. Ткач. - Новая книга . - 2009 . - Т.2 . - 976 с .

2 . Приказ МЗ Украины № 436 «Об утверждении протоколов предоставления медпомощи по специальности « Кардиология ».


Дополнительные :

1 . Сердечно - сосудистые заболевания. Рекомендации по диагностике , профилактике и лечению / Под ред . В.Н.Коваленко , М.И.Лутая . - К. : МОРИОН 2011 . - 408 с .

2 . Внутренние болезни : Учебник / под ред.И.М.Ганджы , В.Н.Коваленко . - К. ; Здоровье , 2002 . - 992 с .

3 . Диагностика и лечение болезней внутренних органов . Руководство для врачей. Под ред . Ф. И. Комарова. В 3- х томах. Т. 1 . Изд . Второй . М.: Медицина , 1996 г.

4 . Кушаковский М. С. Нарушение сердечного ритма и проводимости . Санкт - Петербург : Фолиант . - 1999 . - 638 с .

5 . Дощицин В.Л. Клиническая ЭКГ . М. МИА , 1999 . - 372 с .

6 . Практическая аритмология / Под ред . проф. И. К. Латогуз , Тернополь, 2000 . -

7 . Украинский кардиологический портал ( www.ukrcardio.org )

8 . ESC Guidelines . Cardiovascular medicine . ( www.escardio.org / guidelines )

Программа самоподготовки студентов к теме
Изучить :

• Классификация нарушений ритма и проводимости .

• Электрофизиологические механизмы возникновения ТП и ФП , возможности их распознавания в клинике.

• Особенности нарушений гемодинамики , клиники , течения , ЭКГ диагностика и дифференциальная диагностика ТП и ФП ( различных вариантов ТП и ФП , с другими аритмиями ) .

• Классификация антиаритмических препаратов.

• Тактику ведения , дифференцированную терапию , и средства профилактики различных клинических вариантов ( при различных нозологических единицах , с учетом состояния больного и показателей гемодинамики ) .



Нарисовать :

• ЭКГ картину при пароксизме МП и ТП



Уметь :

• Основываясь на данных обследования больного с нарушением сердечного ритма сформулировать заключительный клинический диагноз и назначить лечение.



Обратить внимание на различную тактику ведения больных в зависимости от их состояния и основного заболевания при ФП и ТП.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал