Населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях



страница1/10
Дата11.10.2017
Размер1.27 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Федеральное государственное бюджетное учреждение

«Всероссийский центр медицины катастроф «Защита»

Минздравсоцразвития России

ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

НАСЕЛЕНИЮ, ПОСТРАДАВШЕМУ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
(ПРОЕКТ)

Москва – 2011



ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Общие положения 3

Глава 2. Организация оказания медицинской помощи

при ликвидации последствий природных чрезвычайных

ситуаций 36

Глава 3. Организация оказания медицинской помощи при

ликвидации последствий техногенных чрезвычайных

ситуаций 53

Глава 4. Оказание медицинской помощи населению

при ликвидации последствий террористических актов 129

Глава 5. Организация оказания медицинской помощи

населению при вооруженных конфликтах 169

Глава 6. Порядок оказания медицинской помощи населению,

отселяемому из зоны (района) чрезвычайной ситуации 194

Глава 7. Организация психиатрической помощи поражённым

и пострадавшим в чрезвычайных ситуациях 198

Глава 8. Порядок обеспечения медицинским имуществом

формирований (учреждений) службы медицины катастроф 209




Глава 1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, в том числе в дорожно-транспортных происшествиях, террористического характера и в вооруженных конфликтах (далее – чрезвычайная ситуация).

Организация и оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинская эвакуация, осуществляются Всероссийской службой медицины катастроф (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статья 41).



Задачи и организация службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

1.2. Основными задачами службы медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Служба) по оказанию медицинской помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях (ЧС) являются:

  • оказание в догоспитальном периоде экстренной скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи пораженным (больным) при чрезвычайных ситуациях;

  • участие в оказании первичной медико-санитарной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медицинской помощи населению в зоне чрезвычайной ситуации;

  • организация и осуществление медицинской эвакуации;

  • управление оказанием медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях.


1.3. Служба включает: силы и средства федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – ВЦМК «Защита») и других федеральных государственных учреждений (организаций), находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Федерального медико-биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Российской академии медицинских наук, территориальных центров медицины катастроф и иных государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации с входящими в их состав формированиями, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 № 660).

1.4. Формированиями Службы являются: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, бригады (специализированной медицинской помощи, врачебные, врачебно-сестринские, фельдшерские).

Основное мобильное формирование – полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита» (далее – ПМГ), предназначен для оказания медицинской помощи в районах ЧС в полевых условиях или на базе лечебно - профилактических учреждений здравоохранения.

Основными задачами ПМГ являются:


  • поддержание постоянной готовности структурных подразделений госпиталя к реагированию для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС, в установленные сроки и в установленном объеме;

  • оперативное выдвижение в зону ЧС, развертывание, медицинская сортировка и прием пораженных (больных);

  • оказание первичной медико-санитарной помощи (доврачебной, врачебной и специализированной медицинской помощи);

  • временная госпитализация нетранспортабельных пораженных (больных) и их лечение;

  • подготовка пораженных (больных) к медицинской эвакуации в стационарные лечебные учреждения, погрузка на транспортные средства, медицинское сопровождение;

  • консультативная помощь специалистам ЛПУ в районе ЧС.

При массовом поступлении пораженных (больных) из районов ЧС объем медицинской помощи в ПМГ в зависимости от обстановки может сокращаться (в соответствии с установленными стандартами) до обеспечения приема, медицинской сортировки и подготовки к эвакуации пораженных (больных), состояние которых позволяет отложить оказание некоторых мероприятий медицинской помощи до их поступления в стационарные ЛПУ.

Госпиталь в полевых условиях размещается в пневмокаркасных модулях, а в населенных пунктах - в зданиях местных лечебных учреждений или приспособленных помещениях, выделенных для этих целей местной администрацией в районе ЧС (школы, клубы, спортивные залы и др.).

ПМГ организационно состоит из двух частей: постоянной и переменной.

Постоянная часть ПМГ включает: управление; лечебно-диагностические подразделения (приемно-диагностическое, хирургическое, педиатрическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитально-эвакуационное, лабораторное, переливания и заготовки крови, поликлиническое, медицинской статистики); бригада экстренного реагирования (БЭР) и подразделения обеспечения автономной работы госпиталя - аптека, отделение материально-технического обеспечения и инженерно-технический отдел).

Переменная часть ПМГ используется в соответствии с характером ЧС и преобладанием среди пораженных той или иной патологии и, как правило, включает бригады специализированной медицинской помощи (далее – БрСМП) хирургического, травматологического, нейрохирургического, ожогового, офтальмологического, анестезиолого-реанимационного, терапевтического, педиатрического, радиологического, токсикологического и других профилей. Бригады формируются из квалифицированных медицинских специалистов базовых лечебных учреждений Минздравсоцразвития России, ФМБА России, РАМН, предназначенных и привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

В зону ЧС в зависимости от реальной обстановки ПМГ выдвигается полностью или частично и развертывается (в зависимости от профиля пострадавших, конкретной медико-тактической обстановки в районе ЧС), в различных вариантах: БЭР с инженерно-техническим персоналом и без него; одной или нескольких БрСМП с инженерно-техническим персоналом и без него; нескольких БрСМП – хирургический, терапевтический, педиатрический, туберкулезный, токсико-терапевтический, многопрофильный или другие варианты.

Перемещение госпиталя к месту развертывания может осуществляться всеми видами транспорта (авиационным, железнодорожным, водным, автомобильным).

В составе ПМГ, как правило, развертываются следующие отделения:



  • приемно-диагностическое отделение предназначено для приема, размещения регистрации поступающих пораженных (больных), проведения медицинской сортировки, организации и проведения (при необходимости) специальной санитарной обработки, оказания первичной медико-санитарной помощи легкопораженным и по неотложным показаниям тем, кому она не была оказана ранее, доставки пораженных в другие функциональные подразделения госпиталя, подготовки и организации медицинской эвакуации пораженных в стационарные ЛПУ;

  • хирургическое отделение совместно с реанимационно-анестезиологическим отделением развертывает операционно-перевязочное

и реанимационное отделения, предназначены для оказания хирургической помощи и проведения анестезиолого-реанимационных и противошоковых мероприятий пораженным (больным);

  • госпитально-эвакуационное отделение предназначено для развертывания госпитального отделения и лечения послеоперационных и других нетранспортабельных пораженных (больных) до наступления состояния транспортабельности, а также обеспечения медицинского сопровождения при эвакуации пораженных (больных).

Перечень, количество, состав БрСМП, привлекаемых для работы в составе ПМГ, зависят в основном от таких факторов, как вид ЧС, массовость поступления и структура входящего потока пораженных (больных), объем оказываемой медицинской помощи и др.

Все пораженные (больные) после оказания им необходимого объема медицинской помощи и временной госпитализации по нетранспортабельности подлежат эвакуации в стационарные ЛПУ для продолжения лечения.

Медицинский отряд быстрого реагирования (далее – МОБР) формируется на базе территориального центра медицины катастроф (далее – ТЦМК) субъектов Российской Федерации и предназначен для оказания первичной медико-санитарной помощи (в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медицинской помощи) в районах ЧС в полевых условиях или на базе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

Основными задачами МОБР являются:



  • поддержание постоянной готовности отряда для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС, в установленные сроки и в установленном объеме;

  • оперативное выдвижение в зону ЧС, развертывание, медицинская сортировка и прием пораженных (больных);

  • оказание первичной медико-санитарной помощи (в том числе доврачебной, врачебной и специализированной медицинской помощи);

  • временная госпитализация нетранспортабельных пораженных (больных) и их лечение.

Медицинский отряд быстрого реагирования (МОБР) формируется на базе Территориального центра медицины катастроф (далее – ТЦМК) субъектов Российской Федерации и предназначен для оказания экстренной скорой и первичной медико-санитарной помощи в районах ЧС в полевых условиях или на базе лечебно-профилактических учреждений здравоохранения.

Основными задачами МОБР являются:



  • поддержание постоянной готовности отряда для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в ЧС, в оптимальные сроки и в установленном объеме;

  • оперативное выдвижение в зону ЧС, развертывание, медицинская сортировка и прием пораженных (больных);

  • оказание экстренной скорой и первичной медико-санитарной помощи;

  • временная госпитализация нетранспортабельных пораженных (больных) и их лечение;

  • подготовка пораженных (больных) к медицинской эвакуации в стационарные лечебные учреждения, погрузка на транспортные средства, медицинское сопровождение;

  • оказание амбулаторной первичной медико-санитарной помощи пораженным (больным), не нуждающимся в стационарном лечении;

  • консультативная помощь специалистам местных ЛПУ в районе ЧС.

При массовом поступлении пораженных (больных) из районов крупных ЧС объем оказываемой в МОБР медицинской помощи в зависимости от обстановки может сокращаться (в соответствии с установленными стандартами).

МОБР комплектуется штатным персоналом ТЦМК и внештатным медицинскими специалистами лечебно-профилактических учреждений субъекта Российской Федерации. Штат МОБР, включает: начальника отряда (врач-хирург), анестезиолог-реаниматолог, травматолог, нейрохирург, токсиколог, медицинская сестра-анестезистка (1-2), операционная медицинская сестра (1-2), медицинская сестра (1-2), медицинский регистратор (1-2), инженер (2-3), водитель (1-3).

В зависимости от конкретной медико-тактической обстановки в районе ЧС МОБР может быть усилен специалистами бригад специализированной медицинской помощи лечебно-профилактических учреждений субъекта Российской Федерации.

МОБР выдвигается в районы предназначения в полном составе. Перемещение отряда к месту развертывания может осуществляться всеми видами транспорта (авиационным, железнодорожным, водным, автомобильным).

МОБР в полевых условиях размещается в модулях (пневмокаркасных и др.), а в населенных пунктах - используются здания местных лечебных учреждений или приспособленные помещения, выделенные для этих целей местной администрацией в районе ЧС (школы, клубы, спортивные залы и др.)

Для оказания медицинской помощи пораженным в ЧС в составе МОБР развертываются сортировочно-эвакуационное, операционно-перевязочное и госпитальное отделения.

Бригады специализированной медицинской помощи являются мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для экстренной скорой и первичной медико-санитарной медицинской помощи пострадавшим в ЧС на местах происшествия и в лечебных учреждениях, медицинской эвакуации пораженных. БрСМП формируются из квалифицированных медицинских специалистов базовых лечебных учреждений региона и медицинских центров Минздравсоцразвития России, ФМБА России, РАМН.

Основные профили, штаты и оснащения БрСМП, порядок их доставки (выдвижения) и деятельности в районе ЧС определяются типовым Положением о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф, утвержденным Минздравсоцразвития России.

На региональном и муниципальном уровнях формированиями службы медицины катастроф являются:


  • врачебные выездные (линейные) бригады скорой медицинской помощи;

  • фельдшерские выездные (линейные) бригады скорой медицинской помощи;

  • врачебно-сестринские и фельдшерские бригады, формируемые на базе поликлинических учреждений и здравпунктов, а также муниципальных больниц.

Штаты и оснащение бригад, порядок их выдвижения и деятельности в районе ЧС определяются положениями, утверждаемыми в соответствии с действующим законодательством в области здравоохранения.

Учреждения службы медицины катастроф представлены: Федеральным государственным бюджетным учреждением особого типа «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России», Государственными учреждениями особого типа «Территориальными центрами медицины катастроф» субъектов Российской Федерации, лечебными учреждениями (больницы, клиники), выделяемыми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по плану-заданию соответствующего органа исполнительной власти в сфере здравоохранения, резерв профильных коек для приема и оказания медицинской помощи пострадавшим при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Данные учреждения выполняют свои задачи в местах постоянной дислокации и в период ликвидации последствий ЧС, подчиняются соответствующему руководителю службы медицины катастроф.

1.5. Лечебно-эвакуационное обеспечение пораженных при чрезвычайных ситуациях

1.5.1. Организация оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, пораженных при чрезвычайных ситуациях, представляет собой систему мероприятий, направленных на обеспечение эффективного использования органов управления, сил и средств здравоохранения при спасении жизни и сохранении здоровья людей, оказании пораженным всех видов медицинской помощи своевременно и в необходимом объеме.

Оказание медицинской помощи пораженным в результате чрезвычайных ситуаций является составной частью системы лечебно-эвакуационного обеспечения.

1.5.2. Лечебно-эвакуационное обеспечение – это комплекс медицинских, организационных и технических мероприятий по осуществлению медицинской сортировки, оказанию необходимой медицинской помощи пораженным, их медицинской эвакуации и предназначенных для этого средств службы медицины катастроф, соответствующих уровню развития медицинской науки.

В системе лечебно-эвакуационного обеспечения последовательное и преемственное оказание медицинской помощи осуществляется на основе системы этапного лечения с медицинской эвакуацией пораженных по назначению, которая специально принята службой медицины катастроф.

Под этапом медицинской эвакуации понимают формирования и учреждения службы медицины катастроф, а также лечебные учреждения, развернутые (функционирующие) на путях медицинской эвакуации пораженных и обеспечивающие их прием, медицинскую сортировку, оказание регламентируемого вида медицинской помощи и подготовку (при необходимости) пострадавших к дальнейшей медицинской эвакуации.

Этапами медицинской эвакуации в системе здравоохранения являются: медицинский отряд быстрого реагирования, полевые госпитали службы медицины катастроф, муниципальные, региональные и федеральные лечебные учреждения, развернутые (оказавшиеся) на путях медицинской эвакуации пораженных из зоны (района) чрезвычайной ситуации для их приема, медицинской сортировки, оказания им медицинской помощи, подготовки при необходимости к медицинской эвакуации. Каждый этап медицинской эвакуации имеет свои особенности в организации работы, зависящие от места данного этапа в общей системе лечебно-эвакуационного обеспечения, а также от вида чрезвычайной ситуации и медико-санитарной обстановки. В составе этапа медицинской эвакуации обычно развертываются функциональные подразделения, обеспечивающие выполнение следующих основных задач:


  • прием, регистрацию и медицинскую сортировку пострадавших, прибывающих на данный этап медицинской эвакуации, – приемно-сортировочное отделение;

  • санитарную обработку пострадавших, дезактивацию, дегазацию и дезинфекцию их одежды и снаряжения (при необходимости) – отделение (площадка) специальной обработки;

  • оказание пострадавшим медицинской помощи – перевязочная, операционно-перевязочное отделение, процедурная и т.п.;

  • госпитализацию и лечение пострадавших – госпитальное отделение;

  • размещение пострадавших, подлежащих дальнейшей медицинской эвакуации, – эвакуационное отделение;

  • размещение инфекционных больных – изолятор.

В состав каждого этапа медицинской эвакуации также входят: управление, аптека, лаборатория, подразделения обеспечения.

1.5.3. На организацию оказания медицинской помощи и лечение пораженных в условиях чрезвычайных ситуаций влияют следующие факторы:



  • возникновение в короткое время или одномоментно на ограниченной территории значительного количества пораженных;

  • нуждаемость большинства пораженных в медицинской помощи, которая для многих из них является необходимой для сохранения жизни и должна быть оказана в самое ближайшее время после поражения на месте, где оно получено, или вблизи него;

  • нуждаемость значительной части пораженных в специализированной медицинской помощи и стационарном лечении; при этом для многих пораженных эта помощь носит неотложный характер и должна быть оказана в кратчайшие сроки;

  • отсутствие возможности оказать всем нуждающимся пораженным полноценную медицинскую помощь в зоне (районе) чрезвычайной ситуации или вблизи нее;

  • необходимость эвакуации пораженных из зоны (района) чрезвычайной ситуации до лечебных учреждений, где им может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение;

  • необходимость специальной подготовки пораженных к медицинской эвакуации до этих лечебных учреждений и оказания медицинской помощи в ходе эвакуации (в целях максимального снижения отрицательного воздействия транспортировки на состояние пораженных и компенсации в какой-то мере более поздних сроков оказания исчерпывающей медицинской помощи).

1.5.4. При организации медицинской помощи пораженным в условиях чрезвычайных ситуаций, как правило, осуществляется расчленение (эшелонирование) медицинской помощи, вид и объем которой в зависимости от конкретных условий, влияющих на организацию медицинской помощи, деятельность медицинских формирований, учреждений может меняться.

Под видом медицинской помощи понимается официально установленный типовой комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий, решающий определенные задачи в общей системе оказания медицинской помощи и лечения, требующий для выполнения соответствующей подготовки лиц, ее оказывающих, необходимого оснащения и определенных условий.

Совокупность медицинских мероприятий, выполняемых в очаге чрезвычайной ситуации и на этапах медицинской эвакуации, называется объемом медицинской помощи. Объем медицинской помощи в очаге поражения и на этапах медицинской эвакуации не является постоянным и может меняться в зависимости от медико-тактической обстановки.

Полный объем медицинской помощи включает выполнение всего комплекса мероприятий, присущих данному виду медицинской помощи, сокращенный объем предусматривает временный отказ от выполнения некоторых мероприятий.

Медицинская помощь пораженным при чрезвычайных ситуациях оказывается в догоспитальном и госпитальном периодах в соответствии со стандартами медицинской помощи. Стандарты оказания медицинской помощи разрабатываются в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, оказываемых пораженным в зависимости от особенностей воздействия на человека поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и вызванных поражений. Стандарты разрабатываются применительно к полному и сокращенному объему оказываемой медицинской помощи.

Расчленение медицинской помощи в системе этапного лечения пострадавших в чрезвычайных ситуациях с эвакуацией их по назначению обусловлено невозможностью оказания исчерпывающей медицинской помощи в зоне (районе) чрезвычайной ситуации, необходимостью медицинской эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, расположенные вблизи зоны чрезвычайной ситуации или на значительном удалении от нее, на различных видах транспорта.

В зоне чрезвычайной ситуации пострадавшим может оказываться первая помощь.

Первую помощь оказывают пострадавшим при чрезвычайных ситуациях до оказания медицинской помощи лицами, обязанными оказывать первую помощь в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом и имеющими соответствующую подготовку, в том числе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб /Федеральный закон Российской федерации «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323/.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2010 г. № 353 н).

В догоспитальном периоде оказание медицинской помощи пострадавшим осуществляется медицинскими работниками скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф, а также медицинскими специалистами лечебно-профилактических учреждений, оказывающих скорую, в том числе специализированную, медицинскую помощь, и отделений экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации территориальных центров медицины катастроф.

В догоспитальном периоде пораженным оказывается экстренная скорая медицинская помощь, в отдельных случаях – первичная медико-санитарная помощь.

В госпитальном периоде оказание медицинской помощи пострадавшим осуществляется соответствующими медицинскими специалистами лечебно-профилактических учреждений, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

В госпитальном периоде пораженным в чрезвычайных ситуациях оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается безотлагательно фельдшерскими и врачебными (специализированными) бригадами скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф при поражениях, травмах, требующих срочного медицинского вмешательства.

Первичная медико-санитарная помощь (доврачебная, врачебная, специализированная) оказывается пострадавшим в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара муниципальных лечебно-профилактических учреждений, а также в медицинских формированиях службы медицины катастроф, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-хирургами, врачами-терапевтами, врачами-педиатрами и врачами общей практики.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами медицинских формирований и учреждений службы медицины катастроф, отделений экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации территориальных центров медицины катастроф, включая врачей-специалистов муниципальных и региональных медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается травматологическим, нейрохирургическим, комбустиологическим, токсикологическим, радиологическим и другим пораженным.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в стационарных условиях врачами-специалистами лечебно-профилактических учреждений регионального и федерального уровней, в том числе РАМН, включает в себя диагностику и лечение поражений и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая пораженным при чрезвычайных ситуациях, является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказательной эффективностью.

Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Медицинская помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций оказывается в следующих условиях:


  • вне медицинской организации – в зоне (районе) чрезвычайной ситуации или вблизи ее, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

  • стационарно, т.е. в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение пострадавшего, кроме того в мобильном медицинском формировании и учреждении службы медицины катастроф, развернутом, как правило, в полевых условиях;

  • амбулаторно – в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения пострадавшего в развернутом в полевом госпитале службы медицины катастроф или в стационарном лечебном учреждении.

Основной формой оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях является экстренная медицинская помощь, оказываемая при травмах, отравлениях, состояниях, возникающих в результате воздействия на население поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу жизни пострадавшим.

1.5.5. В системе организации оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях важным организационным мероприятием является медицинская сортировка. Ее значение возрастает при одномоментном многочисленном возникновении пораженных и поступлении их на этап медицинской эвакуации (полевой госпиталь, мобильный медицинский отряд службы медицины катастроф, лечебное учреждение и т.д.).

Медицинская сортировка предусматривает распределение пострадавших на группы по признакам нуждаемости в однородных лечебно-эвакуационных и профилактических мероприятиях в соответствии с медицинскими показаниями, установленным объемом помощи на данном этапе медицинской эвакуации и принятым порядком медицинской эвакуации.

При осуществлении медицинской сортировки необходимо соблюдать следующие требования: она должна быть непрерывной, преемственной и конкретной.

Непрерывность сортировки заключается в том, что она должна начинаться непосредственно на пунктах сбора пострадавших (в зоне чрезвычайной ситуации или вблизи ее) и далее проводиться на всех этапах медицинской эвакуации и во всех функциональных подразделениях, через которые проходят пострадавшие.

Преемственность состоит в том, что в данном лечебном учреждении сортировка проводится с учетом следующего учреждения (этапа медицинской эвакуации), куда надлежит эвакуировать пострадавшего.

Конкретность медицинской сортировки означает, что в каждый конкретный момент группировка пострадавших должна соответствовать условиям работы этапа медицинской эвакуации и обеспечивать успешное решение задач в сложившейся обстановке.

Медицинская сортировка ведется на основе определения диагноза поражения или заболевания и его прогноза, поэтому всегда носит диагностический и прогностический характер.

При проведении медицинской сортировки пострадавших ведущими признаками, на основании которых осуществляется их распределение на группы, являются:


  • нуждаемость пострадавших в изоляции или в санитарной обработке, т.е. эта группа пострадавших является опасной для окружающих;

  • нуждаемость в медицинской помощи, месте и очередности ее оказания пострадавшим, поступившим на конкретный этап медицинской эвакуации;

  • целесообразность и возможность дальнейшей медицинской эвакуации.

1.2.6. Начиная с медицинского отряда быстрого реагирования, полевого госпиталя службы медицины катастроф и лечебного учреждения, в которое впервые поступают пострадавшие (больные), они распределяются на следующие группы.

Исходя из нуждаемости пострадавших в санитарной обработке и необходимости в изоляции:



  • нуждающиеся в санитарной обработке (полной или частичной);

  • подлежащие временной изоляции (в изоляторе для больных с психическими расстройствами или инфекционных больных);

  • не нуждающиеся в санитарной обработке и в изоляции.

Исходя из нуждаемости в медицинской помощи, места и очередности ее оказания:

  • нуждающиеся в медицинской помощи на данном этапе медицинской эвакуации;

  • не нуждающиеся в медицинской помощи на данном этапе медицинской эвакуации или нуждающиеся в медицинской помощи, которая может быть оказана в амбулаторном или приемно-сортировочном отделении;

  • имеющие несовместимые с жизнью поражения.

Пострадавшие (больные), признанные нуждающимися в медицинской помощи распределяются по месту и очередности ее оказания: в операционной (в первую или вторую очередь); в перевязочной; в противошоковой и т.д.

Сортировочное заключение у пострадавших, которые выделены в группу имеющих поражения, несовместимые с жизнью, подлежит обязательному уточнению в процессе наблюдения и лечения.

Исходя из возможности и целесообразности дальнейшей медицинской эвакуации, вида транспортных средств, очередности и способа транспортирования, эвакуационного назначения:


  • подлежащие дальнейшей медицинской эвакуации в другие лечебные учреждения;

  • подлежащие оставлению в данном лечебном учреждении (до окончательного исхода или временно, в связи с тяжестью состояния);

  • подлежащие возвращению по месту жительства (расселения) или кратковременной задержке для медицинского наблюдения.

Пострадавшие, которым предстоит дальнейшая медицинская эвакуация, распределяются: по эвакуационному назначению (определяется, в какое лечебное учреждение надлежит эвакуировать пострадавшего); по очередности медицинской эвакуации (в первую или во вторую очередь); по виду транспортных средств; по способу транспортирования (лежа, сидя); по месту в транспортном средстве и нуждаемости в медицинском наблюдении в пути следования.

При проведении медицинской сортировки пострадавших на этапах медицинской эвакуации необходимо соблюдать следующие требования:



  • выделять самостоятельные функциональные подразделения с достаточной емкостью помещений для размещения пострадавших, с хорошими проходами и подходами к ним;

  • организовывать вспомогательные функциональные подразделения для осуществления медицинской сортировки – распределительные посты, сортировочные площадки и т.п.;

  • создавать сортировочные бригады и их оснащать необходимыми простейшими средствами диагностики (дозиметрические приборы и др.) и фиксации результатов сортировки (сортировочные марки, первичные медицинские карточки и т.п.);

  • выделять медицинскую сестру-диспетчера для регулирования размещения поступающих пострадавших и их дальнейшего движения.

В состав сортировочных бригад выделяют наиболее опытных врачей, способных быстро оценить состояние пострадавших, определить диагноз (ведущее поражение) и прогноз, не снимая повязки и не применяя трудоемкие методы исследования, установить характер необходимой медицинской помощи и порядок эвакуации.

Оптимальный состав сортировочной бригады для носилочных: врач, фельдшер (медицинская сестра), медицинская сестра, два регистратора и звено носильщиков. Для ходячих пострадавших сортировочная бригада создается в составе врача, медицинской сестры и регистратора.

Последовательность практического проведения медицинской сортировки: медицинская сестра, фельдшер, врач вначале выявляют пораженных, опасных для окружающих. Затем первоначальным быстрым осмотром (опросом) выявляют пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. Приоритет остается за детьми и беременными женщинами. После этого медицинский персонал переходит к последовательному осмотру пострадавших, стремясь по возможности быстро распределить их по функциональным подразделениям данного этапа медицинской эвакуации.

1.5.7. Медицинская эвакуация пострадавших при ЧС представляет собой комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий по доставке пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации в лечебные учреждения и между лечебными учреждениями в целях спасения жизни и сохранения здоровья пострадавших путем оказания им необходимой медицинской помощи своевременно и в полном объеме.

Медицинская эвакуация пострадавших осуществляется санитарным автомобильным, авиационным, водным транспортом, оснащенным специальным медицинским оборудованием.

В случаях, когда по условиям обстановки медицинская эвакуация санитарным транспортом невозможна, допускается эвакуация пострадавших и больных на транспорте общего назначения. При этом обязательные условия медицинской эвакуации должны быть соблюдены.

1.5.8. Медицинскую эвакуацию осуществляют выездные бригады скорой медицинской помощи, бригады экстренного реагирования, авиамедицинские бригады, медицинские бригады трассовых пунктов территориальных центров медицины катастроф, другие врачебно-сестринские и фельдшерские бригады.

Медицинская эвакуация проводится в догоспитальном периоде – с места чрезвычайной ситуации или нахождения пострадавших в лечебное учреждение и в госпитальном периоде – из одного лечебного учреждения в другое (межбольничная эвакуация).

Перечень медицинских учреждений, имеющих право осуществлять медицинскую эвакуацию, утверждается соответствующими органами исполнительной власти.

Медицинская эвакуация начинается с организованного вывоза (выноса) пострадавших из зоны ЧС, где им оказывается при необходимости первая и медицинская помощь и завершается доставкой пострадавших в лечебные учреждения, в которых они получают исчерпывающую медицинскую помощь.

Решение о медицинской эвакуации при чрезвычайных ситуациях на региональном уровне принимает руководитель органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, на федеральном уровне – руководитель Всероссийской службы медицины катастроф.

1.5.9. Медицинская эвакуация с применением авиационного санитарного транспорта называется санитарно-авиационной эвакуацией.

Для организованного применения авиационного транспорта при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций между авиаперевозчиком и местным органом исполнительной власти или территориальным центром медицины катастроф заблаговременно в соответствии с требованиями гражданского кодекса Российской Федерации заключается контракт (договор) или соглашение.

Санитарно-авиационная эвакуация пострадавших в чрезвычайных ситуациях осуществляется на легких вертолетах, вертолетах среднего, тяжелого класса и самолетах, которые должны быть оснащены медицинским оборудованием.

Медицинский персонал, привлекаемый для проведения санитарно-авиационной эвакуации, обязан дополнительно пройти специальную подготовку в ФГБУ «Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России» и иметь документ установленного образца, подтверждающий прохождение подготовки.

1.5.10. Медицинская эвакуация пострадавших в чрезвычайных ситуациях проводится в сопровождении специально подготовленного медицинского персонала. К персоналу предъявляются следующие требования: умение владеть диагностическими и лечебными манипуляциями и процедурами, применяемыми в анестезиологии, реаниматологии, интенсивной терапии, медицине неотложных состояний, неврологии, кардиологии, хирургии, педиатрии и др.

При массовой эвакуации пораженных транспортом большой емкости в местах погрузки (выгрузки) пораженных (больных) за счет формирований службы медицины катастроф (СМК) или местных ЛПУ развертываются эвакуационные приемники, где сосредотачиваются пораженные, подлежащие медицинской эвакуации приему, оказывается медицинская помощь, проводится погрузка (выгрузка) в транспортные средства.

Медицинская эвакуация пострадавших при ДТП осуществляется с учетом зон ответственности на федеральных автомобильных дорогах и в соответствии с принятой и утвержденной в субъектах Российской Федерации схемой распределения пострадавших по лечебным учреждениям.

Медицинская эвакуация пострадавших, нуждающихся в интенсивной терапии и специализированной медицинской помощи, осуществляется в лечебные учреждения, имеющие в своей структуре отделения интенсивной терапии и реанимации, лечебные специализированные отделения.

Медицинские специалисты, участвующие в проведении медицинской эвакуации, должны быть обеспечены справочными материалами, содержащими информацию о физиологических показателях, анатомических нормах, дозировках лекарств и пр.

1.5.11. Для организации и оказания медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях создается эшелонированная группировка медицинских сил и средств.

Под группировкой медицинских сил и средств понимается организационно, функционально и территориально объединенные в определенную систему различные органы управления здравоохранением, медицинские формирования, подразделения, лечебные и другие учреждения, привлекаемые для выполнения конкретных задач лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших при чрезвычайных ситуациях.

Группировка медицинских сил и средств создается применительно к конкретной чрезвычайной ситуации с учетом условий, влияющих на организацию и оказание медицинской помощи пострадавшим. Она должна обеспечивать оказание всех видов медицинской помощи в оптимальные сроки и в полном объеме.

Элементы группировки могут иметь различную принадлежность (муниципального, регионального и федерального уровней здравоохранения, а также неодинаковую ведомственную принадлежность). Группировка не является жесткой организационной структурой, в зависимости от условий, специфики и объема решаемых задач она может изменяться.

При организации оказания медицинской помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций применяются три основных типовых варианта группировки медицинских сил и средств. Основными факторами, определяющими тот или иной вариант группировки, являются: место произошедшей чрезвычайной ситуации, число санитарных потерь и число пострадавших, нуждающихся, прежде всего, в стационарной медицинской помощи, структура пораженных, возможности лечебных учреждений муниципального и регионального уровней по оказанию медицинской помощи.

1.5.12. При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях группировка медицинских сил и средств включает силы и средства муниципального, регионального и федерального уровней с определенным количеством входящих в ее состав элементов и эшелонов.

Первый эшелон группировки располагается в пределах зоны (района) чрезвычайной ситуации.

Типовой состав первого эшелона группировки может включать в себя следующие элементы: бригады скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф; оперативную группу органа управления здравоохранением региона или территориального центра медицины катастроф (ТЦМК); санитарные автомобили (реанимобили) и другие транспортные средства; медицинский пункт, в том числе пункт (кабинеты или помещения, оборудованные для работы) для оказания медико-психологической помощи. Кроме того, в отдельных случаях в состав первого эшелона группировки могут входить бригады экстренного реагирования или медицинский отряд быстрого реагирования территориального центра медицины катастроф либо полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита», оперативная группа Минздравсоцразвития России, в том числе ВЦМК «Защита» (Штаба ВСМК).

В первом эшелоне группировки медицинских сил и средств – в зоне чрезвычайной ситуации обязательно создается резервный фонд носилок медицинских и средств обогрева (одеяла и т.д.).

Основными задачами первого эшелона группировки являются:



  • участие (совместно с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС) в оказании пораженным первой помощи;

  • оказание экстренной скорой, в том числе скорой специализированной, медико-санитарной помощи пораженным при чрезвычайной ситуации;

  • реализация распределения пораженных по лечебным учреждениям (если для ликвидации последствий привлекается несколько больничных учреждений), в которых им предусматривается оказание медицинской помощи и лечение;

  • медицинская эвакуация пораженных, нуждающихся в стационарном лечении, преимущественно в ближайшие больничные учреждения;

  • оказание медицинской помощи участникам аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

  • оказание медико-психологической помощи пострадавшим, участникам аварийно-спасательных работ и другим лицам;

  • координация деятельности медицинских формирований (подразделений), работающих в зоне чрезвычайной ситуации;

  • контроль за прибытием и деятельностью медицинских бригад (скорой медицинской помощи, службы медицины катастроф), работающих в зоне чрезвычайной ситуации;

  • обеспечение информацией соответствующих органов управления здравоохранением о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

  • взаимодействие с органами управления и силами других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, по согласованию совместной деятельности в целях своевременного оказания медицинской помощи пораженным.

В состав второго эшелона группировки медицинских сил и средств входят: муниципальные и региональные больничные учреждения, федеральные лечебные учреждения, дислоцирующиеся на территории данного региона; бригады специализированной медицинской помощи; отделение экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации; поликлиники; станция (отделение) скорой медицинской помощи; резерв медикаментов и медицинского имущества, содержащийся при больничных учреждениях, ТЦМК и организациях снабжения медицинским имуществом; муниципальный, региональный орган управления здравоохранением ТЦМК.

На базе больничных учреждений могут временно работать БрСМП полевых госпиталей ВЦМК «Защита» или федеральных медицинских учреждений, в том числе РАМН, расположенных на территории региона или за его пределами.

На второй эшелон группировки медицинских сил и средств возлагаются следующие задачи по лечебно-эвакуационному обеспечению:


  • организация планирования лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных в результате чрезвычайной ситуации;

  • оказание экстренной медицинской помощи, первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи пораженным в результате чрезвычайной ситуации;

  • оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

  • отбор и направление пораженных с наиболее сложной патологией на лечение в федеральные лечебные учреждения;

  • согласование вопросов о порядке направления пораженных в федеральные ЛПУ;

  • организация межбольничных переводов пораженных и их медицинской эвакуации;

  • подбор и направление БрСМП, медицинских специалистов для работы в медицинских формированиях, учреждениях, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий теракта;

  • подготовка пораженных, направляемых в федеральные лечебные учреждения, к медицинской эвакуации;

  • бесперебойное снабжение медикаментами и необходимым медицинским имуществом медицинских формирований и учреждений группировки медицинских сил и средств первого и второго эшелонов;

  • управление медицинскими учреждениями (организациями), формированиями, привлекаемыми для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации и координация деятельности прибываемых и работающих на базе больничных учреждений бригад специализированной медицинской помощи из федеральных лечебных учреждений;

  • взаимодействие с региональными (территориальными) органами управления, участвующими в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в интересах своевременного оказания медицинской помощи пораженным и их эвакуации.

Особенностью группировки медицинских сил и средств первого и второго эшелонов является то, что они территориально располагаются в пределах границ одного субъекта Российской Федерации, где произошла чрезвычайная ситуация.

При крупномасштабных ЧС в группировке медицинских сил и средств при необходимости создается третий эшелон, который представляют в основном медицинские учреждения федерального уровня. В данный эшелон группировки включаются многопрофильные и узкоспециализированные ЛПУ, медицинские центры и научно-исследовательские учреждения, имеющие клиники, подведомственные Минздравсоцразвития России и РАМН; резерв специализированных коек и медицинских формирований (БрСМП), медицинского имущества Минздравсоцразвития России для ЧС; Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минздравсоцразвития России; ВЦМК «Защита» Минздравсоцразвития России и Штаб Всероссийской службы медицины катастроф; при необходимости другие федеральные медицинские учреждения. Кроме того в состав третьего эшелона могут входить ЛПУ, расположенные на территории соседних субъектов Российской Федерации.

На третий эшелон группировки возлагаются следующие задачи:


  • оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи пораженным, имеющим наиболее сложную патологию (ранения, травмы, заболевания);

  • подбор и направление оперативной группы управления, мобильных медицинских формирований (БЭР, полевой многопрофильный госпиталь, БрСМП) и отдельных специалистов здравоохранения из состава федеральных органов управления здравоохранением, в том числе ВЦМК «Защита», лечебных учреждений, в том числе и РАМН, для работы в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных при чрезвычайной ситуации, функционирующей в пределах региона;

  • участие в отборе пациентов, нуждающихся в специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, среди пораженных, находящихся на стационарном лечении в больничных учреждениях региона, для перевода их на лечение в федеральные лечебные учреждения;

  • организация медицинской эвакуации пораженных преимущественно по воздуху из ЛПУ региона в федеральные лечебные учреждения (иногда в лечебные учреждения, расположенные на территории других субъектов Российской Федерации);

  • организация отправки необходимого медицинского имущества для обеспечения бесперебойной работы лечебных учреждений, медицинских формирований, в том числе БрСМП, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий;

  • решение управленческих задач по организации лечебно-эвакуационного обеспечения населения, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации;

  • управление и координация действий медицинских формирований, лечебных и других учреждений, привлекаемых для оказания медицинской помощи пораженным в результате чрезвычайной ситуации;

  • организация взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, организующих выполнение мероприятий, способствующих эффективному лечебно-эвакуационному обеспечению пораженных.

1.5.13. При крупномасштабных чрезвычайных ситуациях, происходящих в мегаполисах, группировка медицинских сил и средств состоит, как правило, из двух эшелонов.

Задачи и состав первого эшелона группировки в полной мере соответствуют первому эшелону, создаваемому при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях системы организации лечебно-эвакуационного обеспечения. Второй эшелон группировки представляют больничные учреждения (клиники), которые в зависимости от их удаления от зоны чрезвычайной ситуации и наличия возможностей по оказанию необходимой медицинской помощи пораженным с учетом имеющейся патологии могут выделяться и образовывать отдельные эшелоны.

При чрезвычайных ситуациях в мегаполисах пораженные непосредственно поступают в лечебные учреждения, в которых они получают, как правило, исчерпывающую медицинскую помощь, тем самым необходимость в межбольничной эвакуации практически исключается.

Кроме лечебных учреждений в состав второго эшелона группировки входят: станции (подстанции) скорой медицинской помощи; поликлиники; резерв медикаментов и медицинского имущества для ЧС, содержащийся при лечебных учреждениях, ТЦМК и организациях снабжения медимуществом; ТЦМК, орган управления здравоохранением региона (города).

В зависимости от обстановки в состав второго эшелона группировки могут входить другие медицинские учреждения.

1.5.14. При чрезвычайных ситуациях, сопровождающихся немногочисленными санитарными потерями и при этом лечебные учреждения муниципального и регионального уровней в состоянии обеспечить оказание в оптимальные сроки необходимые виды медицинской помощи пораженным в полном объеме с учетом имеющейся патологии, состав создаваемой группировки медицинских сил и средств, привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, ориентирован на муниципальный и региональный уровни здравоохранения.

Система лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных при ликвидации последствий таких чрезвычайных ситуаций территориально располагается в пределах границ конкретного субъекта Российской Федерации, а продолжительность ликвидации медико-санитарных последствий не превышает, как правило, 3 часов.

Создаваемая группировка медицинских сил и средств для организации и оказания медицинской помощи пораженным в чрезвычайных ситуациях включает в себя, как правило, два эшелона, решающих практически одни и те же задачи, что и при крупномасштабных чрезвычайных ситуациях. Главным их отличием является то, что в состав эшелонов не входят силы и средства федерального уровня, дислоцирующиеся за пределами данного региона.

К созданию группировок медицинских сил и средств, предназначенных для организации и оказания медицинской помощи пораженным при ликвидации медико-санитарных последствий различных чрезвычайных ситуаций необходимо приступать заблаговременно на основе данных прогнозирования вероятных чрезвычайных ситуаций и окончательно – в ходе принятия решения на ликвидацию медико-санитарных последствий конкретной чрезвычайной ситуации.

1.6. Управление силами и средствами в системе оказания медицинской помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях

1.6.1. Управление силами и средствами службы медицины катастроф при организации и оказании медицинской помощи пострадавшим (больным) в чрезвычайных ситуациях – это целенаправленная деятельность начальников (руководителей) органов управления, начальников (руководителей) формирований (учреждений) по поддержанию готовности, подготовке к решению поставленных задач и руководству подчиненными органами управления, формированиями и учреждениями в ходе их выполнения.

1.6.2. Организация управления оказанием медицинской помощи пострадавшим в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, определяют:


  • основными задачами службы медицины катастроф по оказанию медицинской помощи пострадавшим и условия их выполнения;

  • возможной величиной санитарных потерь и характером их возникновения;

  • наиболее рациональной группировкой сил и средств службы медицины катастроф к началу медико-санитарного обеспечения, маневр ими в ходе ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и объемом медицинской помощи на этапах медицинской эвакуации;

  • порядком эвакуации пораженных (больных) в ходе медико-санитарного обеспечения;

  • основными мероприятиями по обеспечению медицинским имуществом, трансфузионно-инфузионными средствами и кислородом;

  • составом резерва сил и средств службы медицины катастроф и порядком его использования;

Выполнение этих мероприятий зависит от четкого взаимодействия органов управления, формирований и учреждений ВСМК на каждом уровне в соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

1.6.3. Система управления ВСМК при оказании медицинской помощи пострадавшим в ЧС включает:



  • штабы ВСМК, имеющие постоянную тесную связь с соответствующими пунктами управления (штабами) РСЧС соответствующего уровня;

  • оперативные группы штабов службы при пунктах управления РСЧС, которые руководят работой по ликвидации ЧС местного масштаба; они должны работать совместно с органами управления здравоохранением местного уровня;

  • оперативные группы при пунктах управления частей и подразделений (формирований) РСЧС, которые руководят действиями на объектах (участках) аварийно-спасательных работ;

  • пункты управления формирований и учреждений ВСМК, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

  • средства связи и автоматизации с заблаговременно разработанными программами и комплектами формализованных документов.

Заблаговременно подготовленные органы управления (оперативные группы) по прибытии в очаги разрушения (поражения) должны взять на себя управление (руководство) ликвидацией медико-санитарных последствий.

1.6.4. В соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС, планом взаимодействия органов управления, формирований и учреждений ВСМК, а также решением руководителя ликвидации последствий ЧС для медико-санитарного обеспечения в ходе ликвидации последствий ЧС используются все находящиеся в зоне ЧС лечебно-профилактические, а также учреждения снабжения медицинским имуществом независимо от их ведомственной подчиненности. Все они должны быть включены в систему управления ВСМК.

1.6.5 Основными учетно-отчетными документами представляемыми органами управления, формированиями и учреждениями в ходе ликвидации ЧС являются:


  • Сопроводительный лист (направляется с эвакуируемым пораженным).

  • Донесение о чрезвычайной ситуации (время и место возникновения, число пораженных и погибших, число эвакуируемых, сведения о прибывших и работающих медицинских формированиях, потребность в дополнительных силах и средствах и др.).

  • Последующие донесения представляются по состоянию на 8 ч 00 мин. и 20 ч 00 мин ежесуточно участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

  • Заключительное донесение представляется после ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Информация, содержащаяся в донесениях, должна позволить определить: ведомственную принадлежность формирования; оценить оперативность действий формирования по прибытии в район ЧС; место работы формирования и объем выполненных им мероприятий по оказанию медицинской помощи пораженным (больным), в том числе детям; получить данные о числе умерших, эвакуированных и нуждающихся в эвакуации.

Для рационального распределения и направления на госпитальное лечение каждое лечебно-профилактическое учреждение должно иметь информацию о движении больных.

1.6.6. Комплекс современных технических средств управления должен обеспечить: быстрый сбор, обработку (оценку) и отображение (выдачу) данных обстановки; производство в короткие сроки различных расчетов, необходимых для принятия решения и планирования медико-санитарного обеспечения; своевременное оформление принятого решения, доведение задач до подчиненных; возможность маневра пунктами управления в ЧС.

Органы управления (должностные лица) должны быть обеспечены заблаговременно необходимыми унифицированными формами типовых документов и бланков.

1.6.7. Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ВЦМК «Защита» в ходе ликвидации медико-санитарных последствий выполняет следующие задачи:


  • Сбор информации о ЧС от НЦУКС МЧС России, территориальных центров медицины катастроф, других источников, доведение ее до руководства ВСМК и Минздравсоцразвития России.

  • Информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, НЦУКС МЧС России, Минздравсоцразвития России, органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, силами постоянной готовности других министерств и ведомств.

  • Подготовка предложений по применению сил и средств ВСМК при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

  • Доведение решений и планов ликвидации медико-санитарных последствий ЧС до исполнителей и контроль их выполнения.

  • Контроль готовности подразделений оперативного реагирования ВСМК к действиям по предназначению при чрезвычайных ситуациях

  • Мониторинг и ведение баз данных по силам и средствам ВСМК.

  • Организация работы мобильных комплексов оперативного управления и мобильных телемедицинских консультативных систем для организации работ по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ЧС.



Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Учебно-методический комплекс специальность 030301. 65 «психология» калининград 2010
2013 -> Учебно-методический комплекс психология здоровья направление 030300 Психология Квалификация выпускника бакалавр Калининград
2013 -> Модуль «фармацевт-токсиколог» учебно-методический комплекс
2013 -> Бен Голдакр обман в науке
2013 -> 1. Предмет, задачи и методы патопсихологии. Значение патопсихологических исследований для общей психологии и психиатрии Патопсихология, наряду с соматопсихологией и нейропсихологией, является составной частью клинической психоло
2013 -> Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Научные руководители
2013 -> Влияние алкоголя на организм человека
2013 -> «Саратовская межобластная ветеринарная лаборатория» (фгбу «Саратовская мвл») Общие положения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница