Научно-образовательный материал Н1-78 7 «Организация и проведение общемосковского конкурса для школьников и студентов по основам психологии здоровья»



Дата24.04.2016
Размер97.5 Kb.
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»



Научно-образовательный материал
Н1-78.1.7



«Организация и проведение общемосковского конкурса для школьников и студентов по основам психологии здоровья »

Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители):
Ефремова Г. И. профессор д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда

Айсина Р.М. к.псх.н., доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда

Колотилова И.В. к.псх.н., доцент кафедры общей психологии и психологии труда

Максименко Ж.А. к.псх.н., доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда

Пугачева С.Г. к.псх.н., доцент кафедры общей психологии и психологии труда

Тарасов М.В. к.псх.н., доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда

Суслова Т.Ф. к.псх.н., доцент, доцент кафедры социальной психологии

Нестерова А.А. к.псх.н., доцент, доцент кафедры социальной психологии

Некрасова М.В., аспирант, преподаватель кафедры общей психологии и психологии труда

Денежко Т.Н. аспирант кафедры общей психологии и психологии труда

Москва, 2011

Правильное развитие и социальное здоровье личности – основа государственного благосостояния страны.

Здоровье является как инструментальной, так и терминальной ценностью для каждого человека. От количества и качества здоровья зависит не только реализация жизненных планов, становление человека как личности и индивидуальности, но и сама его жизнь. Этим объясняется непреходящая актуальность проблем здоровья и факторов, его определяющих, для научного знания вообще и психологии в частности.

Психологическое здоровье человека необходимо рассматривать на основе принципов осуществимости потенциалов здоровья как составной части обобщенного потенциала человека (индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности). Понимание целостности человека ставит здоровье в один ряд с просвещением и образованием человека. При этом в характеристиках здоровья интегрируются его медицинские, биологические, психологические и педагогические аспекты. Концепция здоровья предполагает его конструктивность и динамизм: сохранение и укрепление здоровья (во всех условно мыслимых его компонентах: физическом, психологическом, нравственном и др.) возможны на основе его разумного расходования, которое должно регламентироваться на нормативной основе физиологической, психологической и др. нормы.

Психология здоровья приобрела статус одной из актуальнейших отраслей психологии, это новое научное направление, переживающее период развития и становления, раскрывающее новые способы самосовершенствования и самопознания. Целью психологии здоровья человека являются: поддержание и укрепление естественного здоровья, открытие новых возможностей организма с опорой на духовные основы и психологический фактор.

Актуальность развития психологии здоровья обуславливается всё возрастающими нагрузками на нервную систему человека связанные с информационным прессингом и понижающей поддержки общества. Так же сказывается негатив в межчеловеческих взаимоотношениях (разобщённость общества, религиозная и национальная рознь) - всё это вызывает эмоциональное напряжение, которое и приводит к возникновению ряда болезней.

Говоря о здоровье можно выделить три различных её вида, которые непосредственно связаны между собой: психическое, физическое и социальное.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга способности к мышлению и волевых качеств человека.

Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма.

Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива, неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

Исходя из этого, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни это - соответствие моральным нормам, активная жизнедеятельность и труд, защита своего психического и физического здоровья.

Обоснованием психологии здоровья является, понимание психического здоровья не негативным образом, а позитивным – как возможность к постоянному развитию и развитию личности. Психология здоровья рассматривается не как медицинское отношение, то есть отсутствие недостатков, а наличие некоторых преимуществ и возможностей.

Позитивные концепции к росту и развитию, предусматривают развитие человека и контроля своих действий, адекватной реакцией на любую ситуацию. Основа адекватного поведения это способность отличать реальные цели от желаемых и идеальных.

Формирование отношения к здоровью – процесс весьма сложный̆, противоречивый̆ и динамичный̆; он детерминирован двумя группами факторов:

1. Внутренние факторы – демографические (в том числе пол, возраст, национальность), индивидуально-психологические и личностные особенности человека, состояние здоровья.

2. Внешние факторы – характеристики окружающей̆ среды, в том числе особенности социальной̆ микро- и макросреды, а также профессиональной̆ среды, в которой̆ находится человек.

Исследование этой̆ проблемы выявляет необходимость сначала дать определение самого понятия «отношение к здоровью». Отношение к здоровью представляет собой̆ систему индивидуальных, избирательных связей̆ личности с различными явлениями окружающей̆ действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей̆, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Отношение к здоровью – один из элементов самосохранительного поведения. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, оно содержит три основных компонента: когнитивный̆, эмоциональный̆ и мотивационно-поведенческий̆.

Когнитивный̆ компонент характеризует знания человека о своем здоровье, понимание роли здоровья в жизнедеятельности, знание основных факторов, оказывающих как негативное (повреждающее), так и позитивное (укрепляющее) влияние на здоровье человека и т. п.

Эмоциональный̆ компонент отражает переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического или психического самочувствия человека.

Мотивационно-поведенческий̆ компонент определяет место здоровья в индивидуальной̆ иерархии ценностей̆ человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности человека здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

В старших классах школы и в вузе сильная ориентация на переживание настоящего, высокая мотивация достижений вытесняют из сознания старшеклассника и студента возможные опасения, связанные с последствиями длительного стресса (экзамены, социальная адаптация, самоопределение в будущей̆ профессии). Школьный и студенческий̆ возраст характеризуется многообразием эмоциональных переживаний, что отражается в стиле жизни, исключающем заботу о собственном здоровье, поскольку такая ориентация традиционно приписывается старшему поколению и оценивается молодым человеком как «непривлекательная и скучная». В это время ограничены также способности к релаксации и отдыху в силу тех же убеждений в неисчерпаемости собственных физических и психических ресурсов. Период активного вхождения в новую социальную среду сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе ровесников. При этом используются средства релаксации, вредные для здоровья (никотин, алкоголь, наркотики).

Попытки завоевания своего место среди ровесников часто связаны с рискованным поведением, желанием любой̆ ценой̆ добиться этого признания.

В исследование этих проблем были вовлечены сами студенты и школьники для того, чтобы в процессе реализации своих проектов, а также участия в конкурсах и олимпиадах у них сформировались зрелые, компетентные представления о здоровье человека, о здоровьесберегающих технологиях. Привлечение молодежи в разработку проблемного поля психологии здоровья позволило обогатить знания в этой области, а также помогло осуществить профилактическую функцию в сфере охраны здоровья молодого поколения. В ходе реализации своих проектов, активного участия в научных конкурсах по проблеме психологии здоровья молодые люди смогли ответить на самые злободневные вопросы, связанные с состоянием здоровья нации, с учетом своих возрастных особенностей и гибкости мышления. Привлечение молодежи в эту отрасль знаний позволило осуществить просветительскую деятельность, обеспечить внедрение и апробацию инновационных здоровьесберегающих технологий в рамках молодежных инициатив.

Основной целью общемосковского конкурса для школьников и студентов по основам психологии здоровья являлась пропаганда здорового образа жизни, формирование ценностного отношения к собственному физическому и психологическому здоровью, повышение уровня знаний и умений, школьников и учащейся молодежи в области культуры здоровья.

В ходе конкурса были реализованы основные задачи:

1. Повысить уровень и значимость образования школьников и учащейся молодежи в области  культуры здоровья;

2.  Способствовать развитию творческой активности, осознанности, самостоятельности и практической значимости у школьников и учащейся молодежи по формированию позитивного отношения к своему здоровью;

3. Совершенствовать методы и формы работы со школьниками и учащейся молодежью по формированию основ культуры здоровья;

4.  Превентивная помощь при разрешении социально острых проблем: Пав-зависимости, депрессии, социальная аномия, хронический стресс, кризисные состояния и пр.

5. Способствовать поиску психологических и педагогических идей, разработке инновационных здоровьесберегающих технологий образовательного процесса;

6. Способствовать расширению передового научного опыта по  формированию здорового образа жизни молодого поколения.

В проекте приняли участие школьники старших классов (9-11) и студенты различных вузов и специализаций.

Проект позволил повысить уровень квалификации молодых специалистов, дать дополнительную профессиональную подготовку студентам, создать базу данных ученых, специализирующихся в области психологии здоровья.

Результаты проведения конкурса свидетельствуют о высоком интересе школьников и молодежи к основам психологии здоровья, демонстрации ценностного отношения к феномену «здоровье», озабоченность низким уровнем культуры в области у различных слоев населения, о чем свидетельствуют проведенная серия исследований в научных работах студентов.

В процессе проведения мероприятий были созданы тестовые материалы для олимпиад и конкурсные задания в области психологии здоровья, учитывающие потребности современного общества и опирающиеся на мировой опыт развития науки.



По итогам работы был создан Интернет – портал «Психологическое здоровье личности – духовное здоровье нации», который обеспечивает информирование и консультирование школьников и студентов по проблемам психологии здоровья, в том числе профилактики и реабилитации ПАВ – зависимости. На данном сайте по итогам проведенного конкурса были размещены научные работы студентов, учебно-методические материалы по вопросам психологии здоровья, а также наиболее интересные разработки в этой области.



Каталог: netcat files -> File -> UONIIVD -> soc services 2011 -> NOM
NOM -> -
File -> Профилактика гриппа
File -> Приказом Генерального директора №14 от10. 09. 13
File -> К указаниям начальника Главного военно-медицинского управления
NOM -> Разработка и апробация научно-методического пособия: \"Современные оздоровительные технологии для учащихся старших классов с отклонениями в состоянии здоровья\" для учителей физической культуры средних школ г
File -> Энтеровирусные инфекции-симптомы разные, а причина одна
File -> Нелли Романович


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница