Наука о дыхании индийских йогов



страница1/6
Дата01.05.2016
Размер0.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Рамачарака

НАУКА О ДЫХАНИИ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ

Дыхание по восточным методам,

как средство физического, умственного и духовного развития

Глава I.

"ЙОГИ"


На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое "йо­ги", какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусни­ков, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя "йо­гами". Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного "йо­га" в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного инду­са, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высох­нут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют - это правда, но называть их "йогами" - это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или "профессором" - уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искате­лей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука - йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название "йоги" - от санскритского слова "юг" - что значит "соединять".

Йога делится на несколько отделов, начиная с учений об управлении телом до учений о способах достижения высшего духовного развития. В дальнейшем мы не будем касаться высших сторон предмета книги, если он сам не приведет к тому.

"Наука о дыхании" часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического орга­низма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному раз­витию.

В Индии существуют большие школы йоги, соединяющие в себе тысячи руководящих умов этой великой страны. Философия йогов составляет пра­вило жизни для многих и многих людей. Истинные учения йоги, однако, держатся в среде немногих, массы же довольствуются крохами, падающими со столов образованных классов, - восточный обычай в этом отношении не походит на, то, что мы видим на Западе. Но западные идеи начинают ока­зывать воздействие и на Восток, и теперь учения, которые прежде сооб­щались лишь немногим, свободно предлагаются всякому, кто только подго­товлен достаточно для их восприятия. Восток и Запад растут, вместе в тесном общении, пользуясь этим для взаимных влияний.

Индийские йоги оказывают большое внимание "науке о дыхании" по при­чинам, которые станут ясны читателю по прочтении этой книги. Многие западные авторы касались этой части учения югов, но, думается, только лишь автору этой книги удалось изложить для западных читателей в ясной и сжатой форме основные начала "Науки о дыхании" йогов и излюбленней­шие их упражнения и методы. Мы употребляем везде привычные Западу тер­мины, по возможности избегая санскритских названий, чтобы не затруд­нять читателя.

Первая часть книги посвящена физической стороне "Науки о дыхании", далее её физическая сторона рассматривается параллельно с воздействием на область умственную, и наконец излагается влияние её на духовное развитие человека.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой не­большой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя. Мы боимся, однако, только того, что вследствие крайней простоты своей и ясности, эти учения бу­дут приняты, как нечто чересчур легкое и недостойное внимания, так как, может быть, читатели вместо них ожидают найти что-то "глубокое, таинственное и непонятное". Однако, западный ум - чрезвычайно практи­ческий ум, и мы знаем, что немного времени пройдет, и практичность из­ложения этой книги будет вполне признана.

Глава II.

ДЫХАНИЕ РАДИ ЖИЗНИ

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значить жить и без дыхания нет жизни. Не только высшие жи­вотные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно вы­дыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить дол­гая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания.

Человек может прожить некоторое время без еды, труднее ему быть без воды, но лишь несколько минут он может прожить без обновления воздуха в легких посредством дыхания.

И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от пра­вильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и сво­бода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с дру­гой же стороны дыхание, неполное и небрежное, укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням.

Человек в своем нормальном состоянии не нуждается в особых настав­лениях для дыхания. Как животные и как ребенок, он дышит полной и сво­бодной грудью, как природа ему это и указала. Но цивилизация в нем многое изменила. Она дала ему неправильную и вредную манеру ходить, стоять и сидеть, которые лишили его естественного и правильного дыха­ния, дарованного ему природой. Он дорогой ценой заплатил за цивилиза­цию.

Нынешний дикарь дышит правильно - пока его не коснется влияние ци­вилизованной жизни. Лишь очень немногие среди людей цивилизованного мира дышат правильно, отчего и происходят эти впалые груди и вогнутые плечи, а также это ужасающее возрастание болезней дыхательных путей и среди них - страшное чудовище - чахотка, эта "белая чума". Выдающиеся авторитеты гигиены утверждают, что одно поколение людей, дышащих пра­вильно, возродило бы расу и сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то необычайном. Для европейца и человека Востока одинаково ясна и несомненна тесная зависимость между здоровьем и правильным дыханием.

Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу фи­зического здоровья, получаемому от правильного дыхания, весьма увели­чивается от него и умственная сила человека, довольство жизнью, само­обладание, проницательность, нравственная твердость и вообще сила ду­ховная. Целые философские школы основаны были на Востоке на этой нау­ке, и когда западные народы познакомятся с нею и введут ее в практику, она произведет чудеса между ними. Теория, созданная Востоком и приме­ненная к практике Западом, даст достойные плоды.

Эта книжка имеет задачей дать "Науку о дыхании" в полном объеме - не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и ок­культную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему ук­реплению здоровья человека посредством известного и западным специа­листам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы - посредством "науки о дыхании".

Йоги ведут упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы - "праны", укрепляющей и оздоровляющей этот ор­ган. Они знают всё, что известно их западным собратьям о физиологичес­ком воздействии правильного дыхания, но они знают также, что воздух содержит в себе не только кислород, водород и азот, и что при дыхании происходить не одно окисление крови. Они знают о "пране", о которой их западные собратья вовсе не знают, и они подробно осведомлены о природе и способах управления этим великим проявлением энергии, а также о воз­действии его на человеческое тело и ум. Они знают, что ритмическим ды­ханием можно привести себя в гармоническую вибрацию со всей природой и помочь развитию своих скрытых сил. Они знают также, что дыханием, уп­равляемым должным образом, можно не только излечивать болезни свои и чужие, но и удалять от себя страх, мучения и низшие страсти.

Научить всему этому - задача этой книги. Мы хотим в нескольких гла­вах дать точные объяснения и указания, которые можно было бы распрост­ранить на целые тома. Мы хотим этим пробудить в умах Запада внимание к "Науке о дыхании" йогов.

Глава III

ЭКЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЫХАНИЯ

В этой главе мы дадим вкратце теории западных ученых касательно дея­тельности дыхательных органов человека и значения её для человеческого организма. В дальнейших же главах мы приведем о том же теории и точные факты, представляемые Восточными школами научного исследования. Вос­точные ученые принимают теории и факты западных своих собратий (кото­рые к тому же были им известны столетиями раньше), но прибавляют к ним многое, чего последние теперь не принимают, но что они в свое время "откроют" и представят миру, как великую истину.

Прежде чем излагать теорию Западной науки, уместно было бы, может быть, дать сперва общее описание дыхательных путей.

Орган дыхания состоит из легких и проводящих к ним воздух путей. Легких числом два. Они лежат в грудной клетке, по одному на каждой стороне; между ними находится сердце. Каждое легкое свободно во всех направлениях, кроме части, в которой в него входят бронхи, артерии и вены, соединяющие его с сердцем и дыхательным горлом. Легкие губчаты и пористы, их ткань очень эластична. Они помещаются в двойном мешке де­ликатной по строению, но крепкой ткани, называемой "плеврой". Одна стенка этого мешка плотно соединяется с легкими, а другая с внутренней стороной груди. Между этими двумя стенками постоянно выделяется жид­кость, которая позволяет их внутренним поверхностям легко скользить одна о другую при дыхании.

Пути, проводящие в легкие воздух, состоят из носовой полости, гор­тани, дыхательного горла или трахеи и бронхов. Когда мы дышим, мы втя­гиваем воздух через нос, где он согревается при соприкосновении со слизистой оболочкой, обильно снабжаемой кровью, и пройдя через зев и гортань, идет в дыхательное горло, которое разделяется на множество дыхательных каналов, бронхов, которые в свою очередь делятся на каналы мельчайшие, оканчивающиеся маленькими кровяными сосудиками, которых в легких - миллионы. Одним ученым вычислено, что если бы кровеносные со­суды легких растянуть в одну сплошную поверхность, то они покрыли бы собою площадь в 14000 квадратных футов.

Воздух втягивается в легкие действием диафрагмы, представляющей со­бою большой, сильный, листообразно-плоский мускул, лежащий поперек груди, отделяя грудную клетку от кишечника. Диафрагма действует почти автоматически, как и сердце, хотя при желании её движения могут быть подчинены воле. Когда диафрагма растягивается, объем груди и легких расширяется, и воздух врывается в образовавшуюся пустоту. Когда же ди­афрагма сжимается, грудь и легкие сжимаются тоже, выдавливая воздух из себя.

Теперь, прежде чем говорить, что происходит с воздухом в легких, позвольте коснуться вопроса о кровообращении. Кровь, как вы знаете, толкается сердцем в артерии, через которые проникает в волосные сосу­ды, расходясь таким образом во все части тела, которые она питает и укрепляет. Затем посредством волосных же сосудов она возвращается дру­гой дорогой, венами, в сердце, из которого гонится в легкие.

Кровь отправляется в свой путь по артериям ярко красною и богатою жизненосными свойствами и качествами. Она возвращается по венам назад синею, обедневшею и тяжелою, обремененною продуктами распада, захва­ченными ею по всей системе кровообращения. Она устремляется из сердца, как чистый горный ручей, и возвращается тяжелым потоком сточной кана­вы. Эта грязная струя входить в правый желудочек сердца. Когда он на­полнен, он сжимаются и толкает кровь в легкие, в которых миллионами волосных каналов она распределяется по клеточкам, о которых мы говори­ли выше. Дыхание наполняет легкие воздухом и его кислород в клеточках входит в соприкосновение с венозной испорченной кровью сквозь стенки волосных сосудов, которые достаточно толсты, чтобы не пропускать кровь сквозь себя, но вместе с тем достаточно тонки, чтобы кислород мог пройти сквозь них в кровь. Когда кислород соприкасается с кровью, про­исходит род сгорания - кровь захватывает кислород и отдает углекисло­ту, образовавшуюся из продуктов распада, собранных кровью на своём пу­ти изо всех частей тела. Кровь, таким образом очищенная и напитанная кислородом, идет обратно в сердце, опять ярко красная и богатая жиз­нетворными свойствами. Она входить в левый желудочек сердца и из него посылается сердцем опять в путь по артериям во все части тела. Вычис­лено, что в сутки 35000 пинт (24000 бут. или 1200 ведер) крови прохо­дить через сердце в волосные каналы легких, при чем кровяные шарики по одному протискиваются в клеточки и приходят в соприкосновение с кисло­родом воздуха. Если вы минуту подумаете о подробностях этого процесса, вы должны прийти в прямое изумление и восхищение перед бесконечной за­ботливостью и изобретательностью природы!

Очевидно, что если свежий воздух не проникнет в легкие в достаточ­ном количестве, загрязнённая венозная кровь не может быть очищенной и следовательно не только тело будет лишено питания, но и продукты рас­пада, которые должны бы были сгореть при соприкосновении с кислородом воздуха, возвратятся в сеть кровообращения, отправляя всю систему и производя смерть. Нечистый воздух действует таким же образом, но толь­ко в меньшей степени. Ясно отсюда, что, если кто-либо при дыхании не посылает воздуха в легкие в достаточном количестве, работа крови не может совершаться должным образом; в результате тело не получить дос­таточно питания и последует болезнь или вообще нарушение здоровья. Кровь того, кто дышит неправильно, вследствие этого бывает синеватого темного цвета, заметно отличающегося от яркой красноты нормальной, бо­гатой кислородом артериальной крови. Это часто выражается уже в самой бледности лица у таких людей, тогда как правильное дыхание дает чело­веку энергичное кровообращение и яркий здоровый румянец.

Небольшое замечание разъяснит всю жизненную важность правильного дыхания. Если кровь не вполне очищается возрождающим процессом в лег­ких, она возвращается в артерии в состоянии ненормальном, не достаточ­но чистом от всех остатков, захваченных ею по разным частям тела. Все эти продукты распада опять возвращаются в организм, и естественным последствием может быть болезнь, иногда специальная болезнь крови, или ухудшение в деятельности какого-нибудь органа или ткани по причине не­достаточного питания.

Кровь, когда она проветривается в легких воздухом в надлежащей ме­ре, не только освобождается от насыщающих ее вредных примесей и газа угольной кислоты, но также поглощает из воздуха некоторое количество кислорода, которое и разносить по телу, сколько где его требуется, чтобы природа могла правильно совершать свое дело. Когда кислород вхо­дит в соприкосновение с кровью, он соединяется с гемоглобином её и ув­лекается ею к каждой клеточке тела, в каждый мускул его, в каждый ор­ган, возрождая и укрепляя их новыми материалами, которые доставляет им природа. Артериальная кровь, подвергшаяся надлежащим образом воздейс­твию воздуха в легких, содержит в себе около 25% кислорода.

И не только каждая часть тела оживляется кислородом, но и пищевари­тельный акт непосредственно зависит от достаточного окисления пищевого материала, которое совершается в крови, когда кислород соприкасается в крови с извлеченными из пищи соками, при чем происходят разные виды сгорания. Поэтому совершенно необходимо, чтобы в легкие доставлялось достаточное количество кислорода. Это же объясняет и тот обычный факт, что слабые легкие и плохое пищеварение сопровождают друг друга. Чтобы понять всё значение этого, надо вспомнить, что весь организм получает свое питание от пищи усвоенной, и что неполное усвоение её ведет неп­ременно и к неполному питанию организма. Сами легкие зависят всё от того же источника питания, и если вследствие слабого дыхания ухудшает­ся усвоение пищевых соков, легкие ослабевают тоже, становясь еще менее способными исполнять свою работу должным образом, и тогда все тело вя­нет и ослабляется. Каждая частица пищи или питья, прежде чем стать ус­вояемой для организма, должна быть окислена кислородом, того же окис­ления требуют и продукты внутреннего перегара организма, чтобы принять форму, при которой они могут быть выведены вон из организма. Недоста­ток кислорода в крови, т. е. в легких, ведет к недостаточному питанию, недостаточной очистке организма и - плохому здоровью. Поистине - "ды­хание есть жизнь".

Сгорание испорченных элементов в крови согревает тело и вообще уравнивает его температуру.

Тот, кто умеет дышать глубоко, предохраняет себя этим и от просту­ды, имея хороший запас горячей крови, который делает его более способ­ным сопротивляться переменам внешней температуры.

В добавок ко всему вышеуказанному, глубокое дыхание дает упражнение органам и мускулам кишечника, что обыкновенно вовсе упускается из вида западными гигиенистами, но в полной мире оценивается йогами.

При неправильном или неглубоком дыхании лишь некоторая часть легоч­ных клеток исполняет своё назначение, значительная же часть работы легких теряется и весь организм страдает. Низшие животные в своем ес­тественном состоянии дышат правильно, несомненно так же правильно ды­шал и первобытный человек. Ненормальная манера дыхания, усвоенная себе "цивилизованным" человеком - темная тень, падающая на цивилизацию, - лишила нужного нас воздуха. И народы страдают от этого больше, чем от чего-либо другого. Спасти себя человек может только вернувшись к при­роде.

Глава IV.

ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЫХАНИЯ

Наука о дыхании, как и многие другие учения, имеет свою эзотерическую или внутреннюю сторону, как и свою сторону экзотерическую или внешнюю. Оккультисты всех времен и стран всегда учили, обыкновенно однако, в среде лишь избранных учеников, что в воздухе находится некая субстан­ция или начало, которая и дает всему движение и жизнь. Они расходились в выражениях и названиях, которыми они определяли эту силу, также как и в подробностях самой теории, но основной взгляд, общий всем оккуль­тным учениям и философским школам, составляет часть учения йогов Вос­тока.

Многие авторитеты оккультизма учат, что существует всеобщее начало энергии или силы, называемое ими санскритским словом "Прана", что зна­чит "Абсолютная энергия". Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой проявления его. Эти учения мало касаются самого предмета этой книги и в разъяснении сущ­ности праны мы ограничимся лишь тем, что она есть начало энергии, ко­торая проявляется в каждом живом существе и отличает его от всего без­жизненного. Мы можем рассматривать его, как активное начало жизни, - если хотите, как жизненную силу. Она присутствует во всех проявлениях жизни от амеб до человека, от самых первоначальных форм растительной жизни до высших форм жизни животной. Прана всё проникает собою. Она находится во всём, имеющем жизнь. Так как по учению оккультной филосо­фии жизнь есть во всем, во всех вещах, в каждом атоме - видимая без­жизненность вещи есть лишь низшая степень проявления жизни - то по этому учению прана разлита в природе везде, находится во всем. Она не должна быть смешиваема с "Ego", "Я" - с этой частицей божественного духа в каждой душе, около которой сосредоточивается материя и энергия. Прана есть просто форма энергии, которой "Я" пользуется для своего ма­териального проявления. Когда "Я" оставляет свое физическое тело, пра­на, не будучи более под воздействием его воли, подпадает под воздейст­вие отдельных атомов или группы атомов, составляющих тело, и так как тело подвергается распаду на составные свои элементы, то всякий атом захватывает в себя частицу праны, достаточную для того, чтобы образо­вать новую комбинацию, новое живое тело, остальная же прана возвраща­ется в океан мирового запаса, из которого она отделилась. Её связь с телом существует, пока длиться воздействие воли "Я", и этою волею ато­мы тела удерживаются вместе.

Под праной мы разумеем всеобщее начало, которое составляет сущность всякого движения, силы или энергии, как бы и в чем бы оно ни Проявля­лось - в силе ли притяжения, в электричестве, во вращении планет или в других формах жизни, от самой низкой до самой высокой. Прана есть душа Силы и Энергии во всех их проявлениях, - начало, которое, действуя из­вестным образом, вызывает проявления, называемые "жизнью".

Это начало присутствуют во всех формах материи, но оно не материя. Оно есть и в воздухе, но оно не воздух и не какой-либо из составляющих его химических элементов. Животные и растения вдыхают его из воздуха, и если бы его в воздухе не было, то они умерли бы, хотя были бы пере­полнены воздухом. Оно воспринимается организмом вместе с кислородом, однако оно не есть кислород. Еврейские авторы книги Бытия знают разни­цу между атмосферическим воздухом и таинственным и могущественным на­чалом, разлитым в нем. Они говорят о "neshemet ruach chayim", что в переводе означает - "дыхание духа жизни". По-еврейски "neshemet" зна­чит обыкновенное дыхание атмосферическим воздухом, "chayim" означает "жизнь" или "жизни" и слово "ruach" означает "дух жизни". По мнению оккультистов это выражение указывает на то же начало, которое ими ра­зумеется под словом "прана".

Прана находится в атмосферном воздухе, но она находится повсюду и там, куда воздух проникнуть не может. Кислород играет важную роль в ходе животной жизни, углерод имеет подобное же значение для жизни рас­тительной, но прана имеет свою совершенно особую роль в проявлениях жизни, независимо от их физиологической стороны.

Мы постоянно вдыхаем воздух, насыщенный праной, и также постоянно извлекаем прану из воздуха, пользуясь ею для своих потребностей. В на­иболее свободном своем состоянии прана находится в атмосферном воздухе и, если он свеж, то он обильно насыщен праной, которую мы извлекаем из воздуха легче, чем из другого какого-либо источника. При обыкновенном дыхании мы вбираем в себя нормальное количество праны, но при дыхании глубоком, как учат дышать йоги - мы можем усваивать из воздуха гораздо большие запасы праны, которые скапливаются в центрах нервных и мозго­вых на случай потребности. Мы можем накапливать в себе прану, как ак­кумуляторы вбирают в себя электричество. Многие из способностей, кото­рыми располагают продвинувшися в своем развитии оккультисты, стали для них возможны, главным образом, благодаря знанию ими этого факта и ра­зумному употреблению накопленной энергии. Йоги знают, что при извест­ных приёмах дыхания усиливается приток праны в организм, и они могут собрать ее, сколько им её потребуется. При этом не только укрепляется тело физическое, но и мозг получает новый приток энергии и развиваются новые способности и психические силы. Тот, кто овладел наукой накопле­ния праны, сознательно или бессознательно, часто оказывается способным излучать из себя её, как жизненную силу и воздействовать ею на других, давая им новую жизненность и здоровье. То, что называется "магнетиз­мом", дается именно такой способностью магнетизеров, хотя многие из них не знают действительного источника своей силы.

Западные ученые неясно сознавали присутствие в воздухе этой великой силы, но так как она не оставляет никакого следа в их аппаратах хими­ческого исследования, то они по большей части с пренебрежением отнес­лись к этой "выдумке" Востока. Так как они не могут определить сущно­сти этой силы, то стремятся ее отрицать. Однако они все-таки признают, что в некоторых местностях воздух обладает большим количеством "че­го-то" оживляющего и больные люди направляются докторами именно в эти места в поисках за утраченным здоровьем.


Каталог: books -> ezoterika
books -> Краткая историческая справка
books -> Разгрузочно-диетическая терапия (лечебное голодание) и редуцированные диеты: будущее, прошлое, настоящее
books -> Курс лекций по госпитальной терапии, написана доступным языком и будет незаменимым помощником для тех, кто желает быстро подготовиться к экзамену и успешно его сдать. Предназначена для студентов медицинских вузов
books -> Олег Ефремов Осторожно: вредные продукты! Новейшие данные, актуальные исследования Предисловие «Человек сам роет себе могилу вилкой и ложкой»
ezoterika -> Ушу Тайцзи-цюань: философско-мировоззренческие основания и методы изучения
ezoterika -> Рой Мартина Искусство эмоционального баланса Путь к Душевному Покою и Исцелению
ezoterika -> Развитие диапазона чувствительности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница