Неофициальный перевод



Pdf просмотр
страница1/4
Дата29.09.2017
Размер0.67 Mb.
  1   2   3   4

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД

ФАТФ
Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег


Отчет ФАТФ

Уязвимость
зон свободной торговли
к отмыванию денег

март 2010 г.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
ФАТФ
ГРУППА РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ
(ФАТФ)

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) является независимой межправительственной организацией, которая разрабатывает и внедряет политику защиты глобальной финансовой системы от отмывания денег и финансирования терроризма.
Рекомендации ФАТФ определяют меры регулирования, предназначенные для решения данной проблемы. В этих документах освещены вопросы международного сотрудничества и предупредительные меры, которые обязаны предпринимать кредитно- финансовые учреждения, а также казино, агенты по продаже недвижимости, адвокаты и бухгалтеры. Рекомендации ФАТФ признаны в качестве международных стандартов в области противодействия отмыванию денег (ПОД) и финансирования терроризма (ФТ).
Более подробная информация о ФАТФ размещена на сайте:

WWW.FATF-GAFI.ORG© ФАТФ/ОЭСР 2006 г.
Все права защищены. Запрещаются воспроизведение и перевод настоящей публикации без письменного разрешения.
Заявления о получении разрешения на полное или частичное воспроизведение документа направлять по адресу:
FATF Secretariat, 2 rue André-Pascal, 75775 Paris Cedex 16, France
(Секретариат ФАТФ, ОЭСР, рю Андре Паскаль, 2, 75775 Париж, Седекс 16, Франция)
Факс: +33 1 44 30 61 37. E-mail:
Contact@fatf-gafi.org

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.
Необходимость в определении типологии
1.2.
Цели и задачи проекта
1.3.
Методология
ГЛАВА 2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1.
Определение
2.2.
Этапы развития
2.3.
Приватизация
ГЛАВА 3. УЯЗВИМОСТЬ ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
3.1.
Применение мер ПОД/ФТ в зонах свободной торговли
3.2.
Ослабление контроля и отсутствие прозрачности
3.3.
Отсутствие взаимодействия систем
3.4.
Уязвимые виды товаров
ГЛАВА
4. ЗОНЫ
СВОБОДНОЙ
ТОРГОВЛИ
КАК
ИНСТРУМЕНТ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПРЕСТУПНИКАМИ
4.1.
Основные правонарушения
4.2.
Отмывание денег в сфере торговли
4.3.
Примеры
ГЛАВА 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
ИСТОЧНИКИ

ПРИЛОЖЕНИЕ A. ИНДИКАТОРЫ РИСКА ОД/ФТ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. ОБОБЩЕНИЕ
ПЕРЕДОВОГО
ОПЫТА
И
РЕКОМЕНДАЦИИ

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
Число зон свободной торговли (ЗСТ) за последние годы значительно выросло
1
. На сегодняшний день их насчитывается около 3000 в 135 странах. При этом общий оборот в ЗСТ достигает миллиарды долларов
2
. Зоны свободной торговли – это определенные территории в пределах юрисдикций, где предоставляются льготы для стимулирования экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций и обеспечения занятости на местном уровне. Такие льготы включают освобождение от пошлин и налогов, упрощение административных процедур и беспошлинный ввоз сырья, техники, запасных частей и оборудования. Перечисленные меры стимулирования, расширяющие экономические возможности, могут, однако, привести к снижению уровня контроля и регулирования финансовой деятельности, внешней торговли и обеспечения соблюдения законов, норм и требований, создавая возможности для отмывания денег и финансирования терроризма.
Поскольку особенности, делающие ЗСТ привлекательными для законных операций, используются преступниками, возникают проблемы, которые старается решить ФАТФ.
2.
Примеры, включенные в настоящий отчет, демонстрируют способы использования зон свободной торговли в целях отмывания денег и финансирования терроризма. В частности, примеры показывают слабые стороны ЗСТ, которые делают их уязвимыми:
• недостаточные меры противодействия отмыванию денег (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ);
• ослабление контроля со стороны компетентных органов местной власти;
• неэффективные процедуры проверки товаров и регистрации юридических лиц, в том числе не соответствующие требованиям системы ведения учета и информационные системы;
• отсутствие координации и сотрудничества между властями зон и таможенными органами.
3.
Дальнейшее изучение слабых сторон ЗСТ, выявленных в примерах, позволило установить индикаторы риска ОД/ФТ, относящиеся к финансовым транзакциям, необычной коммерческой деятельности и отмыванию денег в сфере торговли.
4.
Хотя это первый глобальный отчет по проблемам ЗСТ, проблема уязвимости зон к отмыванию денег и финансированию терроризма затрагивалась и ранее. На основании данных, полученных
Карибской группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (КФАТФ) и властями
Арубы, были сформированы элементы передовой практики. Всемирная таможенная организация, единственная организация, которая устанавливает мировые стандарты для зон свободной торговли, также разработала свои рекомендации. И, наконец, в отчетах ФАФТ о типологиях отмывания денег в сфере торговли и передовых практических методах выявления фактов отмывания денег в сфере торговли
3
, опубликованных в 2006 и 2008 г. соответственно были названы индикаторы риска
(«красные флажки») и передовые практические методы, касающиеся ЗСТ.
1
Географическая область, где специальные нормативно-правовой режим и режим налогообложения распространяются на торговлю товарами и услугами, определяемая в настоящем документе как зона свободной торговли и известная также под другими наименованиями (свободная зона, порто-франко, портовая зона свободной торговли, зона внешней торговли, зона электронной торговли, зоны беспошлинной торговли, свободная торговая зона, зона экспортного производства, логистическая зона, зона развития торговли, промышленная зона, или промышленный парк, высокотехнологичный промышленный парк, зона развития высоких технологий и неотехнологий, инвестиционная зона, таможенная зона, особая экономическая зона, зона экономического развития, зона экономического и технологического развития, зона разработки ресурсов и экономического развития и приграничная зона экономического сотрудничества).
2
Akinci G., Crittle J., 2008.
3
См.: www.fatf-gafi.org.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
5.
Использование зон свободной торговли в преступных целях затрагивает все юрисдикции, в том числе не имеющие своих собственных ЗСТ, поскольку такие зоны, в которых не действуют достаточные меры экспортного контроля, могут быть местом происхождения или транзита товаров.
Распространители оружия массового уничтожения используют ЗСТ для перегрузки товаров двойного назначения и сокрытия пунктов конечного назначения особо охраняемых товаров. Зоны свободной торговли также могут быть использованы для учреждения юридических лиц и получения доступа к международной финансовой системе, что дает возможности отмывать доходы, полученные преступным путем. Большинство крупных зон расположены в региональных финансовых центрах, где соединяются направления международной торговли и открыт доступ к мировым центрам финансов.
6.
Зоны свободной торговли занимают центральное место в интегрированной глобальной экономике. Они способствуют экономическому росту и играют ключевую роль в торговле многих стран и ведущих мировых производителей. Значение ЗСТ продолжает расти, поскольку глобализация определяет экономический прогресс. Однако стандарты, меры контроля и регулирования в ЗСТ не соответствуют уровню развития зон. В результате преступники пользуются менее строгим режимом контроля и отсутствием прозрачности для отмывания доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.
Необходимость в определении типологии
7.
Зоны свободной торговли с их упрощенными или отсутствующими процедурами контроля и регулирования ради стимулирования экономического роста с помощью торговли представляют уникальную угрозу отмывания денег и финансирования терроризма. Такие особые зоны создаются по всему миру под разными названиями. Применительно к целям настоящего отчета такие территории именуются зонами свободной торговли. Хотя особые налоговый и административный режимы, применяемые к экспортерам и организациям, оказывающим услуги по экспорту в ЗСТ, и призваны стимулировать законную торговлю, они, тем не менее, могут создавать риски отмывания денег и финансирования терроризма.
8.
Соответствующим факторам незащищенности были посвящены другие отчеты о типологиях, в частности документы «Отчет о типологиях отмывания денег в сфере торговли» (июнь 2006 г.) и
«Отчет о передовых практических методах выявления фактов отмывания денег в сфере торговли»
(июнь 2008 г.). Несмотря на то что эти отчеты содержали ценную информацию, они лишь поверхностно касались уязвимых сторон этой области деятельности и технических приемов, используемых преступниками. Дело в том, что отчеты не принимали во внимание зоны свободной торговли, играющие существенную роль в мировой торговле и привлекающие значительные средства, используемые в трансграничных сделках, число которых по приблизительным подсчетам составляет
3000.

1.2.
Цели и задачи отчета
9.
Настоящий отчет является первой попыткой определить стороны ЗСТ, уязвимые к отмыванию денег и финансированию терроризма, и предложить меры противодействия на международном уровне. В документе анализируются потенциальные недостатки существующей системы мер
ПОД/ФТ, разработанной ФАТФ.
10.
Цели настоящего отчета:
• понять масштаб, значение и роль ЗСТ в мире и их роль в глобальной экономике;
• выявить угрозы и уязвимости ЗСТ к отмыванию денег и финансированию терроризма;
• установить методы, используемые для перемещения и отмывания доходов, полученных преступным путем, и (или) финансирования терроризма через ЗСТ;
• обозначить проблемы, которые необходимо решить, чтобы усовершенствовать систему мер
ПОД/ФТ в ЗСТ.

1.3.
Методология
11.
При подготовке настоящего отчета был использован ряд ресурсов. Прежде всего проектная группа проанализировала литературные источники и изучила результаты работ международных организаций, торговых ассоциаций и научных сообществ. Далее, в январе 2009 г., она составила подробную анкету, направила ее членам и наблюдателям ФАТФ и получила от них очень ценную информацию. И наконец, к проекту были привлечены учреждения частного сектора и международные организации. Перечисленные приемы позволили проектной группе определить i) особенности, характеризующие ЗСТ; ii) число и сферу действия во всем мире; iii) осуществляемые виды деятельности и iv) уязвимость к отмыванию денег и финансированию терроризма. Наряду с определением уязвимости к ОД/ФТ был проведен анализ существующей системы мер по уменьшению рисков ОД/ФТ в ЗСТ. На этом этапе работа включала анализ типологий отмывания

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г. денег в сфере торговли, а также интервью с представителями компетентных органов ЗСТ и коммерсантами. Полученная информация и проведенное исследование позволили группе оценить, насколько уменьшена уязвимость данных территорий к ОД/ФТ, и определить необходимость и способы ужесточения мер противодействия этим преступлениям.
12.
Для обмена опытом и информацией к участию в проекте были приглашены международные организации. Это способствовало развитию международного сотрудничества, направленного на разработку единой системы регулирования международной торговли в ЗСТ. В проектную группу, которую возглавляли Бельгия и США, вошли Аруба, Австралия, Карибская группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, Сингапур и Всемирная таможенная организация.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
ГЛАВА 2. РОЛЬ И ЗАДАЧИ ЗОН СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

2.1.
Определение
13.
Зоны свободной торговли создаются в рамках юрисдикций для стимулирования торговли, поддержки новых коммерческих образований и привлечения прямых иностранных инвестиций. В таких зонах действуют льготные условия (преимущественно для экспорта товаров и услуг) с минимальным уровнем регулирования деятельности компаний, которым разрешено осуществлять здесь свою деятельность. Дополнительные льготы включают освобождение от пошлин и налогов, упрощение административных процедур, беспошлинный ввоз сырья, техники, запасных частей и оборудования.
14.
Существует столько же названий территорий, специально выделенных для стимулирования международной торговли, сколько существует стран, которые занимаются ею. Кроме термина «зона свободной торговли» самыми традиционными являются «особая экономическая зона», «зона внешней торговли» и «зона экспортного производства». В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (пересмотренная Киотская конвенция) используется термин
«свободная зона», которую определяют как «часть территории страны-участницы, где любые ввозимые товары в том, что касается импортных пошлин и налогов, считаются находящимися за пределами таможенной территории»
4 15.
Респонденты, которые отвечали на вопросы анкеты по ЗСТ, отмечали, что существуют несколько типов таких зон, и хотя все они могут быть «вне пределов таможенной территории», каждая создана для стимулирования определенного вида деятельности, например производства, переработки, складирования, хранения и перегрузки. Некоторые указали, что их ЗСТ являются не только производственными зонами, поскольку в этих зонах ведется также жилищное строительство, осуществляется розничная торговля, оказываются финансовые услуги, развивается туризм и размещаются игорные заведения.
16.
Как правило, ЗСТ – это территория внутри страны, обладающая специальным статусом таможенного и (или) налогового контроля. В пределах этой территории предприятия получают лицензию на осуществление деятельности или предоставление услуг в области экспорта и (или) импорта, предусматривающую специальные льготы в целях стимулирования их развития.
Существуют отдельные таможенные зоны, которые дают такие льготы, как беспошлинный ввоз товаров и упрощенные процедуры оформления для стимулирования международной торговли.
Обычно в таких зонах осуществляется единое руководство, хотя в данный процесс могут быть вовлечены разные организации, как государственные, так и частные.
17.
С точки зрения логистики, зоны свободной торговли чаще всего располагают вблизи пунктов ввоза – воздушных, наземных или морских, при этом ЗСТ действуют как отдельные порты и часто подчиняются отдельным правилам. Такое расположение облегчает вход в зону, а также ввоз товара на таможенную территорию и вывоз из нее. Кроме того, представителям таможни облегчается доступ к пункту ввоза и ЗСТ. Запрещенные товары, товары, которые в силу закона не разрешено ввозить в юрисдикцию, как правило, не могут быть получены в ЗСТ. Однако некоторые виды запрещенных товаров, например требующие специальной лицензии или разрешения на ввоз, могут быть пропущены на территорию. В большинстве случаев ввоз и вывоз товаров из ЗСТ сопровождается коммерческими документами (коносамент или счет-фактура). Отслеживание осуществляется как по документам, так и с помощью информационных систем, при этом сочетание методов зависит от зоны. Большинство ЗСТ осуществляют проверку определенной доли ввозимых грузов, однако эта обязательная доля колеблется в широких пределах
5

4
Всемирная таможенная организация, 1999.
5
Анализ анкет ФАТФ по ЗСТ.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
2.2.
Этапы развития
18.
С древних времен зоны свободной торговли играли особую роль в международной коммерции. С XVIII века такие территории служили центрами пересечения международных торговых путей, выполняя функции узловых станций для коммерческих операций и перегрузки товаров.
Примерами таких центров были Гибралтар (1704), Сингапур (1819) и Копенгаген (1891). Первая современная ЗСТ была создана в 1959 г. как свободная экономическая зона в Шэнноне (Ирландия).
Это была беспошлинная промышленная зона, сформированная с целью стимулирования развития промышленности, где аэропорт использовали для перемещения пассажиров и грузов. Зона кардинально улучшила состояние местной экономики и впоследствии стала образцом для создания свободных зон по всему миру
6 19.
Развитие территорий свободной торговли определило отход от единственного жесткого определения, которое сейчас значительно расширилось. Роль зоны в разных экономиках определяется ее типом и особенностями, которые должны соответствовать цели создания такой территории, например привлечению прямых иностранных инвестиций, экономическому развитию, созданию рабочих мест.
20.
В настоящее время зоны подразделяют на ряд категорий
7

Зоны свободной торговли (ЗСТ) – это, как правило, огороженные беспошлинные зоны общего назначения для складирования, хранения и распределения товаров в процессе торговли, перегрузки и реэкспорта. Такие зоны расположены в большинстве портов по всему миру.
Примеры: свободная зона Колон (Панама) и Сингапур.

Зоны экспортного производства – это промышленные зоны, где осуществляется сборка и изготовление промежуточных товаров импортного назначения, предназначенных преимущественно для иностранных рынков. В частности, в таких зонах развиваются трудоемкие отрасли и отрасли легкой промышленности, такие как производство одежды и сборка электронной аппаратуры. Зоны экспортного производства также способствуют развитию внутренней экономики, стимулируя переход к новым технологиями и инновационным промышленным стратегиям. Некоторые виды зон экспортного производства иногда называют комплексными (комбинированными) зонами экспортного производства, поскольку в них сосуществуют традиционные для подобной зоны отрасли, ориентированные на экспорт, и отрасли, не связанные с ним.
Пример: Карачи (Пакистан).

Зоны предпринимательства – это зоны промышленного развития, создаваемые с целью оживления определенных городских или сельских территорий, на которых они размещаются, через предоставление налоговых льгот и финансовых дотаций. Такие зоны в основном создаются в развитых странах.
Пример: Доклендс (Лондон).

Порто-франко – это, как правило, самые крупные зоны, где осуществляются все виды деятельности, в том числе туризм, розничная торговля, строительство жилых домов. В них предоставляется широкий набор льгот. Зона порто-франко отличается от традиционной ЗСТ,
6
Akinci et al, p. 9.
7
Akinci et al, p.
10.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г. поскольку она не ориентирована на экспорт, а создается с целью стимулирования общего экономического роста, причем результаты деятельности зоны порто-франко объединяются с общими экономическими итогами государства. Это приводит к расширению и либерализации основных стратегий, включенных в большинство программ развития свободных зон.
Европейский союз предоставляет освобождение от налога при обработке товаров внутри таможенной территории и разрешает использование иных таможенных льготных схем, предназначенных для свободных зон, на других территориях независимо от того, принадлежат они к свободным зонам или нет. В Великобритании, например, зоны порто-франко не предлагают значительных льгот, кроме освобождения от налога на ввозную обработку. В результате такие порты, как Роттердам, называют себя «более свободными, чем порто- франко».
Пример: Гонконг (Китай).

Зоны экспортного производства с единственным предприятием предоставляют льготы, аналогичные действующим в зонах экспортного производства. Однако это не зоны в полном смысле слова, а единичные предприятия, расположенные в стране, где действуют специальные льготы по беспошлинной торговле. В США они называются подзонами.
Примеры: Маврикий и Мадагаскар.

Зонами внешней торговли называются специальные территории в США. Они создаются в портах ввоза или вблизи них. Здесь можно хранить товар без уплаты таможенных пошлин и налогов, действующих в США.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – здесь льготный налоговый режим и упрощенные административные процедуры, характерные для ЗСТ, распространяются на инвестиции, трудовое право, управленческие практики, методы определения тарифных ставок в отдельных районах страны. Первоначально ОЭЗ возникли в Китае, однако сейчас они существуют в
Индии и других странах. Китай предложил применять в ОЭС специальный режим для стимулирования развития сферы недвижимости, туризма, инфраструктуры и банковского сектора.

Описание: Шэньчжэнь (Китай)
Особая экономическая зона Шэньчжэнь была создана в 1980 г. и стала первой в Китае. Ее площадь составляет около 2000 кв. км, на территории зоны проживают более 12 млн жителей, а ее ВВП в 2006 г. составил 71,3 млрд дол. США. Создание ОЭЗ способствовало превращению Шэньчжэнь из рыбацкого поселка в крупный индустриальный и финансовый центр, который стремительно развивался благодаря либеральным экономическим условиям, предназначенным для подобных зон. В качестве первой ОЭС в Китае зона
Шэньчжэнь стала пионером и в области проведения рыночных реформ. Здесь действует самый либеральный в
Китае экономический режим по отношению к прямым иностранным инвестициям и международной торговле.
Примеры экспериментальных реформ: введение дифференцированных ставок корпоративного налога для иностранных и отечественных компаний; мигранты со всей страны составляют 83% населения зоны, менее 6% из которых

– люди старше 60 лет. Все эти составляющие обеспечили создание инновационной экономики.
Успех зоны Шэньчжэнь также зависел от наличия капитала. В 2005 г. треть от общего числа компаний с венчурным капиталом в стране располагались в данной зоне. Прямые иностранные инвестиции сыграли ключевую роль в ее развитии. В число крупнейших инвесторов входят Toshiba, Epson, Wal-Mart, Sony и IBM.
Капитал 141 из 500 самых крупных мировых транснациональных корпораций размещен в зоне Шэньчжэнь.
Зона Шэньчжэнь многомерна, так как включает сотни других зон национального значения, в отношении которых действуют специальные льготные режимы. Зона Шэньчжэнь включает 15 зон свободной торговли, 17 зон экспортного производства, пять зон экономического и технологического развития, 53 зоны развития высоких технологий и 15 приграничных зон экономического сотрудничества
8 8
Zhang Yansheng, 2007.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.


Таможенные склады – специальные склады, право доступа к которым имеют представители таможенных органов.
Описание: программа, разработанная для предприятий maquiladora в Мексике
Стремясь привлечь иностранные инвестиции, правительство Мексики разработало административные программы, предполагающие предоставление налоговых льгот и упрощение административных процедур для отечественных предприятий, занятых в сфере обработки, восстановления или переработки продукции (такие предприятия известны как maquiladoras). В соответствии с этими программами разрешается временный ввоз товаров без уплаты общего налога на импорт, налога на добавленную стоимость и других налогов и пошлин, при условии, что они будут отправлены обратно за границу после завершения их переделки (что, как правило, занимает 18 месяцев).
Если ввезенные на время товары не реэкспортируются, они становятся частью торговли товарами и подлежат обложению обычными торговыми пошлинами.
Совместные расследования и согласованные оперативные стратегии позволили мексиканским властям выявить группу компаний, которые не возвращали в надлежащий срок товары, освобожденные от уплаты пошлин.
В соответствии с таможенным законодательством предприятия, ввозящие или вывозящие товар без уплаты торговых пошлин в части или в целом, занимаются контрабандой.
Одни компании просто не возвращали товар, а другие имитировали своевременный реэкспорт товаров.
Подобные действия лишают казну средств и наносят ущерб национальной экономике, поскольку незаконно ввезенные товары продаются на «черных» рынках и порождают недобросовестную конкуренцию и безнаказанность.
Такая криминальная деятельность приносит большую прибыль, которую повторно инвестируют неравными долями с целью сокрытия ее незаконного происхождения или придания видимости легальности. За один год
Министерство финансов Мексики провело расследования и на основании данной типологии объединило в одну группу уголовные дела, по которым сумма общего экономического ущерба составила приблизительно 58% годового бюджета, выделяемого Министерству юстиции или 75% годового бюджета Министерства внутренних дел.
Кроме перечисленных зон существует ряд узкоспециализированных территорий, созданных для стимулирования развития определенной отрасли, например информационных технологий, туризма или тяжелой промышленности. Расположение таких зон зависит от специализации: около университетов, вблизи портов или других важных центров деятельности, связанных с данной отраслью.
Примеры: офшорный финансовый центр Лабуана, свободные зоны интернет-торговли в
Малайзии и Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
21.
В таблице представлены зоны в зависимости от их роли в развитии новых направлений в странах с развивающейся и переходной экономикой.


Традиционные
зоны
экспортного
производства
Комплексные
зоны экспортного
производства
Свободные
таможенные
зоны
Зоны
экспортного
производства с
единственным
предприятием
Порто-франко
Страны
Азиатско-
Тихоокеанского
региона
Тайвань
(Китай),
Республика
Корея,
Индонезия,
Вьетнам,
Филиппины,
Бангладеш,
Индия,
Малайзия,
Пакистан,
Шри-Ланка
Китай,
Индонезия,
Лаосская НДР,
Корейская
Народно-
Демократическая
Республика,
Филиппины,
Таиланд,
Вьетнам
Китай,
Япония,
Малайзия
Фиджи
Китай,
Гонконг (Китай),
Индия,
Индонезия,
Республика
Корея,
Макао,
Малайзия,
Филиппины,
Сингапур
Страны
Северной
и
Южной
Америки
Аргентина,
Багамские о-ва,
Белиз,
Доминиканская
Республика,
Гватемала,
Ямайка,
Никарагуа,
Перу,
Тринидад и
Тобаго,
Уругвай,
Республика
Венесуэла
Боливия,
Бразилия,
Колумбия,
Коста-Рика,
Куба,
Эквадор,
Сальвадор,
Гаити,
Гондурас
Аргентина,
Багамские о-ва,
Белиз,
Канада,
Колумбия, о-в Кюрасао,
Панама
Ямайка,
Мексика
Багамские о-ва,
Чили,
Колумбия,
Панама
Страны
Ближнего
Востока
и
Северной
Африки
Алжир,
Исламская
Республика
Иран,
Судан
Бахрейн,
Арабская
Республика Египет,
Сирийская
Арабская
Республика,
Тунис,
Турция,
Объединенные
Арабские Эмираты
Израиль,
Иордания,
Кувейт,
Ливан,
Ливия,
Марокко,
Оман,
Тунис,
Турция,
Объединенные
Арабские
Эмираты,
Йеменская
Республика
Исламская
Республика
Иран,
Иордания

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.

Традиционные
зоны
экспортного
производства
Комплексные
зоны экспортного
производства
Свободные
таможенные
зоны
Зоны
экспортного
производства с
единственным
предприятием
Порто-франко
Страны
Центральной и
Восточной
Европы
и
Центральной
Азии
Словения
Беларусь,
Албания,
Босния и
Герцеговина,
Болгария,
Хорватия,
Венгрия.
Казахстан,
Киргизская
Республика,
Латвия,
Литва,
Македония (ФРЮ),
Молдова,
Польша,
Украина
Чешская
Республика,
Эстония,
Латвия,
Румыния,
Сербия,
Черногория,
Словацкая
Республика,
Украина,
Узбекистан
Российская
Федерация
Страны
Африки к югу
от Сахары
Камерун,
Кабо-Верде,
Экваториальная
Гвинея,
Гамбия,
Гана,
Кения,
Мозамбик,
Намибия,
Нигерия,
Сенегал,
Южная Африка,
Танзания,
Того,
Уганда,
Замбия,
Зимбабве
Бенин,
Джибути,
Габон,
Либерия,
Маврикий,
Танзания,
Того
Бурунди,
Мадагаскар,
Малави,
Мали,
Маврикий,
Сенегал,
Сейшельские о- ва
Источники: BearingPoint, база данных Международной организации труда, ассоциация WEPZA (2007); исследование FIAS.
22.
В настоящее время по всему миру в 135 странах существуют около 3000 зон
9
. В 2007 г. из ЗСТ было экспортировано товаров на общую сумму 400 млрд дол. США
10
. От экспортных и реэкспортных операций в свободной зоне Колон в Панаме, второй крупнейшей ЗСТ в мире, в 2008 г. было получено
8,6 млрд дол. США
11
. Одни зоны играют важную роль в экономическом развитии, стимулируя экспорт, поступления от внешних валютных операций и создание рабочих мест. Другие являются
«катализаторами» инноваций, способствуют появлению новых отраслевых знаний и технологических процессов в экономике страны и региона. Одиночным предприятиям также может быть предоставлен
9
Akinci et al, 2008, p.
7.
10
Akinci et al, 2008
. Эти статистические данные получены из информационной базы, созданной Консультативной службой по иностранным инвестициям (FIAS) в сотрудничестве с Всемирной ассоциацией зон экспортного производства (WEPZA) и
Международной организацией труда (ILO). Данные из базы Международной организации труда относятся к апрелю 2007 г.
11
Министерство торговли США,2007.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г. статус зон свободной торговли, дающий производителям преимущества, которые позволят не испытывать географических ограничений, которые обычно вводятся для ЗСТ.
23.
С середины XX века современные зоны играют значительную роль в мировой экономике и продолжают развиваться и изменяться для удовлетворения потребностей международной торговли.
Последние 40 лет отмечены значительным ростом числа ЗСТ во всем мире. Зоны свободной торговли появились в Латинской Америке и Восточной Азии в 1960-1970-х годах, в 1980-е годы их создавали в странах Южной Азии, Южной Америки, странах Африки к югу от Сахары. За ними последовал целый ряд программ по организации ЗСТ в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в
Северной Африке. В 1970 г. общая сумма экспорта 80 свободных зон на территории 30 стран составила 6 млрд дол. США. В общем, значительное число ЗСТ сконцентрировано лишь в нескольких регионах и странах. В США находится 161 действующая зона с объемом экспорта, превышающим 40 млрд дол.
12
; Китай занимает первое место в Азии по числу зон экспортного производства с общим объемом экспорта 145 млрд дол. США, за ним следуют Индонезия, Филиппины, Таиланд, Индия,
Тайвань и Южная Корея
13
. Как правило, комплексные зоны экспортного производства являются наиболее предпочтительной формой в странах Центральной и Восточной Европы, а также во многих латиноамериканских странах. Зоны свободной торговли считаются традиционными на Ближнем
Востоке и в Северной Африке, однако редко встречаются в Азии, где страны ориентированы на производство для экспорта, чем объясняется их выбор зон экспортного производства и особых экономических зон.

2.3.
Приватизация
24.
За последние 30 лет кардинально изменились виды владения и способы управления зонами свободной торговли. Самым серьезным сдвигом стал переход от государственного владения и управления к частному. В 2005 г. в развивающихся странах 62% ЗСТ (2301) создавались для предприятий частного сектора экономики (по сравнению с 1980-1990 годами, когда частных зон было менее 25%)
14
. Такие изменения вызваны пониманием чрезвычайной прибыльности зоны, когда один оператор принимает на себя управление ею, выигрывая от эффекта масштаба. Кроме полностью частных зон, которые управляются собственниками, появляются государственно-частные партнерства. Операторы частных зон свободной торговли также получают льготы от правительства.

Зоны частного и государственного секторов в странах с развивающейся и переходной экономикой
15

Регион
Государственные
зоны
Частные зоны
Итого

Северная и Южная Америка
146 394 540
Азиатско-Тихоокеанский регион
435 556 991
К югу от Сахары
49 65 114
Ближний Восток и Северная Африка
173 40 213
Центральная и
Восточная
Европа и
Центральная Азия
69 374 443
Итого
872 1429 2301

25.
Волна приватизации вызвала либерализацию в создании зон свободной торговли, что привело к появлению зон с расширенными целями, льготами и системами автоматического управления, упрощающими бюрократические процедуры. Такие зоны привлекают всевозможных клиентов, в том числе предприятия розничной торговли, жилищного обслуживания и организации, предоставляющие услуги профессионального характера.
12
Совет по свободным экономическим зонам
, 2009.
13
Akinci et al, 2008, p. 27.
14
Akinci et al, 2008, p. 2.
15
Akinci et al, 2008.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.
26.
Выбор модели управления зоной свободной торговли зависит от страны. В одних юрисдикциях государственные органы управляют зоной напрямую. В других – зоны создаются государством, а управляются частными операторами. Существуют комбинированные модели. В некоторых странах администрация зоны свободной торговли принимает на себя функции министерства и предлагает услуги единого властного органа, что помогает избежать бюрократических проволочек и других проблем. Многие считают, что зоны дают толчок к развитию экспорта, экономики в целом и совершенствованию законодательства.
Там проходят проверку конкурентоспособные на международных рынках режимы до того, как экономическая реформа будет введена в действие на всей территории государства. Кроме того, возникает эффект распространения, когда экономическое развитие зоны обогащает окружающую область.

Уязвимость зон свободной торговли к отмыванию денег – март 2010 г.
ФАТФ, 2010 г.

Каталог: news
news -> Умеренные когнитивные нарушения у больных с сосудистым поражением головного мозга 14. 01. 11 нервные болезни
news -> 15-й международный медицинский форум «качество и безопасность оказания медицинской помощи» нижегородская ярмарка россия, Нижний Новгород
news -> Сборник материалов
news -> Разработка технологии вкусоароматических добавок с применением сенсорных технологий
news -> «казұму 85 жыл: жетістіктері мен келешегі» халықаралық ғылыми-тəжірибелік конференция аясындағы «клиникалық фармация: халықаралық ТƏжірибе мен қазақстанның денсаулық сақтаудағы даму ерекшеліктері»
news -> Программа международной научно-практической конференции 14-15 апреля 2016 г. Курск 2016
news -> Российская академия наук отделение физиологических наук


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница