О. А. Колосова Рецензент доцент кафедры фармацевтической химии и фармацевтической



Скачать 433.79 Kb.
Pdf просмотр
страница1/3
Дата21.09.2017
Размер433.79 Kb.
  1   2   3

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ФАРМАКОГНОЗИИ Методические рекомендации Воронеж Издательский дом ВГУ
2016

2 Утверждено научно-методическим советом фармацевтического факультета
25 июня 2015 г, протокол № 1500-08-06 Составители А. А. Мальцева, ИМ. Коренская, Н. П. Ивановская, О. А. Колосова Рецензент – доцент кафедры фармацевтической химии и фармацевтической технологии, канд. фарм. наук ТА. Брежнева Методические рекомендации разработаны на кафедре управления и экономики фармации и фармакогнозии. Рекомендуются для студентов фармацевтического факультета. Для направления 33.05.01 – Фармация

3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи учебной практики ...................................................... 4 2. Перечень практических навыков, закрепляемых в период учебной практики ............................................................................................ 4 3. Учебная практика по фармакогнозии ............................................... 5 3.1. Знакомство с программой, календарным планом, базой практики и заданием ............................................................................... 6 3.2. Знакомство с дикорастущими растениями в различных местах обитания ...................................................................................... 6 3.3. Определение и морфологическое описание лекарственных растений ................................................................................................... 6 3.4. Основные приемы заготовки и сушки сырья ............................... 7 3.5. Экскурсия в биосферный заповедник «Веневитиново» .............. 7 4. Тематический план проведения учебной практики ........................ 8 5. Ведение дневника ............................................................................... 9 6. Составление отчета .......................................................................... 10 7. Основные вопросы к зачету по учебной практике ....................... 11 8. Примеры тестовых заданий к зачету по учебной практике ......... 12 9. Библиографический список ............................................................. 30 Приложения .............................................................................................. 31

4
1. Цели и задачи учебной практики
Цель: закрепление знаний по фармакогнозии, полученных студентами в лекционно-лабораторном курсе, приобретение умений и практических навыков по вопросам заготовки лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений.
Задачи:
− знакомство с организацией и проведением заготовок лекарственного растительного сырья в регионе проведения практики сырьевой базой лекарственных растений
− освоение рациональных приемов сбора, первичной обработки и сушки лекарственного растительного сырья дикорастущего и культивируемого) и приведения его в стандартное состояние
− совершенствование умения определять лекарственные растения в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг, болото, а также морфологическое описание важнейших лекарственных растений и возможных примесей к ним на примере живых экземпляров. Гербаризация лекарственных растений
− освоение приемов сбора лекарственного растительного сырья различных морфологических групп (листья, травы, кора, плоды, семена, подземные органы. По окончании учебной практики студент представляет на кафедру дневник, отчет, образцы гербариев растений, заготовленное и высушенное лекарственное растительное сырье.
2. Перечень практических навыков,
закрепляемых в период учебной практики В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
ОК 1 – способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
ПК 1 – способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний
ПК 6 – способность и готовность организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пу-

5 ти решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда
ПК 38 – способность и готовность оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ. В результате изучения дисциплины студент должен
Знать:
методы определения ресурсов дикорастущих лекарственных растений данного региона на примере травянистых, древесных и кустарниковых растений основные приемы возделывания лекарственных растений и применять их на практике
− правила хранения, требования к качеству упаковки, маркировке ЛРС;
− способы борьбы с амбарными вредителями.
Уметь:
− определять по внешним признакам лекарственные растения враз- личных сообществах и местообитаниях, пользуясь определителем
− отличать лекарственные растения от возможных видов, являющихся примесями
− собирать лекарственное растительное сырье различных морфологических групп (листья, травы, цветки, подземные органы, плоды, семена, кору) с учетом рационального использования ресурсов
− проводить гербаризацию растений различных жизненных форм деревья, кустарники, травянистые растения
− применять основные приемы возделывания лекарственных растений на практике
− проводить первичную обработку и сушку ЛРС, приводить сырье в стандартное состояние.
Владеть:
– навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном виде
– навыками заготовки лекарственного растительного сырья как от дикорастущих, таки от культивируемых видов.
3. Учебная практика по фармакогнозии Учебная практика проводится на базе Ботанического сада ВГУ, биосферного заповедника «Веневитиново» района Воронежской области. Студенты получают программу практики, знакомятся с правилами ведения дневника и представлением итогового отчета по практике. Студентам выдается индивидуальное задание по учебной практике, оно включает

6 1) гербаризацию 5 лекарственных растений
2) сбор, сушку и приведение в стандартное состояние около 0,5 кг лекарственного растительного сырья. Вместо гербариев студентам предлагается составление фотоальбома с фотографиями лекарственных растений. Гербарии, оформляемые студентами, должны иметь этикетку, где указывается название лекарственных растений на латинском, русском и другом национальном языках (арабском или французском языках, название семейства, дата и место сбора, фамилия студента, который провел гербаризацию лекарственного растения. Лекарственное растительное сырье сопровождается аналогичной этикеткой.

Знакомство с программой, календарным планом,
базой практики и заданием
Студенты знакомятся с планом произрастания растений на территории Ботанического сада, основными растительными сообществами, древесными и кустарниковыми формами растений, используемых в качестве лекарственного сырья. Студенты знакомятся с лекарственными растениями, произрастающими на территории Ботанического сада, в том числе не изучаемыми на лекционно-практических занятиях по фармакогнозии, их использованием в официнальной и народной медицине. Студенты учатся с помощью определителя узнавать лекарственные растения по внешним признакам, отличать лекарственные виды от возможных примесей. Студенты участвуют в культивировании лекарственных растений на территории питомника Ботанического сада ВГУ. Знакомятся с общими правилами агротехники растений, а также с частными правилами возделывания лекарственных растений питомника.
3.2.
Знакомство с дикорастущими растениями
в различных местах обитания
Обращается внимание на местообитание дикорастущих лекарственных растений и особенности их произрастания. Студенты знакомятся с лекарственными сообществами лекарственных растений, произрастающих в лесу, в полена лугу и болотистой местности.
3.3.
Определение и морфологическое
описание лекарственных растений
Основное внимание уделяется важнейшим лекарственным растениями примесям к ним, отмечаются основные систематические признаки семейств, родов и видов. Морфологическое описание основных лекарственных растений проводится для закрепления знаний морфологических признаков растений, используемых главным образом в аптечной практике. Ра-

7 бота по определению и морфологическому описанию лекарственных растений проводится на живых растениях, дикорастущих и культивируемых. В период прохождения этого этапа практики студенты подготавливают гербарные образцы 5 лекарственных растений.
3.4.
Основные приемы заготовки и сушки сырья Осваиваются приемы сбора и первичной обработки, сушки, сортировки растений. Желательно знакомство с приспособлениями, повышающими производительность работ. При заготовке дикорастущих растений обращается внимание на методы восстановления зарослей (периодичность эксплуатации и пр. Особое внимание уделяется изучению приемов сушки лекарственных растений в различных условиях (чердаки, сушилки, навесы и т.п.).
3.5.
Экскурсия в биосферный заповедник «Веневитиново»
В ходе проведения экскурсии студенты знакомятся с расположением основных растительных сообществ на территории заповедника, записывают в дневник названия растений, делают фотографии и гербарии.

8
4.
Тематический план проведения учебной практики
№ п/п Наименование работ
1 Знакомство с программой, календарным планом, базой практики и индивидуальной заданием. Знакомство с Ботаническим садом ВГУ,
питомником лекарственных растений
2 Знакомство с агротехническими приемами культивирования лекарственных растений
3 Организация заготовок лекарственного растительного сырья. Сырьевая база лекарственных растений. Культивирование лекарственных растений
4 Определение лекарственных растений в различных растительных сообществах и местообитаниях (лес, поле, луг, болото и т.д.) Морфологическое описание важнейших лекарственных растений и возможных примесей к ним на примере живых растений.
Гербаризация лекарственного растительного сырья.
Культивирование лекарственных растений
5 Основные приемы сбора лекарственного растительного сырья различных морфологических групп (листья, травы, кора, плоды, семена, подземные органы. Культивирование лекарственных растений
6 Экскурсия в биосферный заповедник
«Веневитиново». Знакомство с лекарственными растениями сообществ смешанного леса, поймы реки
7 Сушка лекарственного растительного сырья (естественная и искусственная. Культивирование лекарственных растений
8 Приведение сырья в стандартное состояние
9 Оформление гербариев, лекарственного растительного сырья, дневника, написание отчета по практике, подготовка к сдаче зачета
10 Зачет по практике

9
5.
Ведение дневника
Образец оформления титульного листа дневника
по учебной практике по фармакогнозии
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВО «ВГУ»)
Фармацевтический факультет Кафедра управления и экономики фармации и фармакогнозии
ДНЕВНИК
учебной практики по фармакогнозии Исполнитель студентка) 3 курса группа №

ФИО_______________________________________
_______________________________________ База практики Руководитель ученая степень и звание,
ФИО______________________________________







Воронеж
20… г.

10 Дневник является документом, фиксирующим выполнение программы учебной практики по фармакогнозии. Дневник заполняется каждый день последующей схеме
– дата,
– место проведения практики,
– запись изученных лекарственных растений на русском, латинском языках с указанием семейства, частей растений, представляющих собой лекарственное сырье, химический состав, фармакологическое действие и применение – не менее 10 объектов,
– одно из перечисленных растений (желательно не изучаемого в курсе фармакогнозии) описывается более подробно ареал, местообитание, внешние признаки растений, особенности заготовки сырья, возможные примеси, внешние признаки сырья, химический состав, особенности хранения, сроки годности, пути использования и применение в официнальной и народной медицине,
– описание всех других выполненных студентом работ задень. Дневник необходимо ежедневно предоставлять на подпись руководителю практики. По окончании учебной практики дневник должен быть заверен на последнем оформленном листе подписями руководителя практики и руководителя учреждения основной базы практики.
6.
Составление отчета По окончании учебной практики студент составляет отчет о проделанной работе. В отчет должны входить следующие материалы
1) дневник учебной практики
2) гербарные образцы – 5 лекарственных растений
3) лекарственное сырье в количестве 0,5 кг, высушенное и приведенное в стандартное состояние, согласно НТД;
4) в конце дневника студентом дается оценка условий прохождения учебной практики и свои предложения по ее совершенствованию. Дневник должен быть представлен в отдельной общей тетради или в сброшюрованном виде на листах формата А (210 × 197 мм) и подписывается на последней странице студентом-практикантом. Гербарные образцы должны быть оформлены на белом картоне формата А, снабжены соответствующей этикеткой и вложены по отдельности в перфорированный файл. Собранное лекарственное растительное сырье должно быть упаковано в бумажный пакет или картонную коробку и иметь соответствующую этикетку.

11
7.
Основные вопросы к зачету по учебной практике
1. Дайте определения понятиям Листья, Травы, Цветки, Коры, Подземные органы, Плоды.
2. Общие правила заготовки листьев, трав, кор, почек, цветков, плодов, семян, подземных органов.
3. Примеры допустимых и недопустимых, органических и неорганических примесей в лекарственном растительном сырье.
4.
Сроки и приемы сбора, способы первичной обработки, условия сушки и приведения сырья в стандартное состояние изучаемых видов лекарственного растительного сырья.
5. Общие правила хранения лекарственного растительного сырья.
6. Виды анализа лекарственного растительного сырья.
7. Методики определения подлинности и доброкачественности ЛРС.
8. Показатели качества сырья. Методики определения числовых показателей. Пути использования и применение изучаемого лекарственного растительного сырья.

12
8. Примеры тестовых заданий к зачету по учебной практике
1. Минеральная примесь в лекарственном растительном сырье – это а) земля, стекло, мелкие камешки, песок, пыль б) остаток после сжигания и прокаливания навески сырья в) комочки земли, мелкие камешки, песок г) осадок, полученный после взмучивания навески сырья с 10 мл воды.
2. При определении числового показателя зола общая навеску лекарственного растительного сырья а) смачивают в тигле концентрированной серной кислотой, нагревают, а затем прокаливают при 500 С до постоянной массы б) осторожно обугливают, затем прокаливают при 500 С до постоянной массы в) тщательно обугливают в тигле до постоянной массы г) сжигают, прокаливают, обрабатывают 10% НС, полученный осадок высушивают до постоянной массы.
3. Под подлинностью лекарственного растительного сырья понимают соответствие а) числовым показателям б) основному действию срокам годности в) срокам заготовки г) сырья своему наименованию.
4. Листьями в фармацевтической практике называют лекарственное растительное сырье, представляющее собой а) боковую структурную часть побега б) высушенные отдельные листочки сложного листа, собранные с черешком или без него в) высушенные листья растения, собранные с черешком или без него в период цветения г) высушенные или свежие листья или отдельные листочки сложного листа, собранные с черешком или без него.
5. Экстрактивными веществами называют комплекс органических вещества) извлекаемых из растительного сырья органическими растворителями б) и неорганических веществ, извлекаемых из свежезаготовленного сырья водой в) и неорганических веществ, извлекаемых из растительного сырья соответствующим растворителем, указанным в НД; г) и неорганических веществ, извлекаемых из высушенного сырья водой.

13 6. Под доброкачественностью лекарственного растительного сырья понимают соответствие сырья а) содержанию действующих веществ б) своему наименованию в) содержанию примесей г) всем требованиям НД.
7. Определение влажности лекарственного растительного сырья проводят а) высушиванием при 50–60 С б) высушиванием при 100–105 С до постоянной массы в) высушиванием при 500–600 С до постоянной массы г) дистилляцией.
8. Окончание сушки плодов жостера определяют, когда при сжимании в руке а) не образуется плотного комка, плоды легко рассыпаются б) плодоножки с треском ломаются в) плоды измельчаются, крошатся.
9. Почки березы заготавливают а) до расхождения чешуек на верхушке почки, январь–март; б) весной, после появления зеленой верхушки листочков, апрель–май; в) в течение всего осенне-зимнего периода, октябрь–февраль; г) в течение всей зимы декабрь–февраль.
10. Окончание сушки корней определяют последующим признакам а) корни на изломе темнеют б) корни становятся эластичными, мягкими в) земля легко отделяется от корней г) корни ломаются с характерным треском д) корни не пачкают рук.
11. Влажностью лекарственного растительного сырья называют потерю в массе а) при высушивании свежезаготовленного сырья б) сырья за счет связанной воды, которую обнаруживают при высушивании до постоянной массы при 200 Св) сырья за счет гигроскопической влаги и летучих веществ, которую обнаруживают при высушивании до постоянной массы при 100–105 С.
12. Травами в фармацевтической практике называют лекарственное растительное сырье, представляющее собой а) цветущие верхушки растений длиной 15 см

14 б) высушенные или свежие надземные части травянистых растений, реже все растение целиком, состоящие из олиственных и цветоносных побегов в) всю надземную часть травянистого растения г) все растение целиком.
13. Корой в фармацевтической практике называют лекарственное растительное сырье, представляющее собой а) покровную ткань стволов, ветвей и корней деревьев и кустарников б) наружную часть стволов, ветвей и корней деревьев и кустарников, расположенную к периферии от камбия в) внутреннюю кору стволов, ветвей и корней деревьев и кустарников, заготовленную в период сокодвижения г) наружную кору ветвей, стволов и корней деревьев и кустарников.
14. Почки сосны сушат при температуре а) 35–40 С б) 50–60 Св С г) искусственную сушку не используют.
15. Корнями в фармацевтической практике называют лекарственное растительное сырье, представляющее собой а) корни растений, заготовленные вовремя цветения, вначале плодоношения б) высушенные подземные органы однолетних растений, очищенные или отмытые от земли, освобожденные от остатков листьев и стеблей, от отмерших частей в) орган высшего растения, выполняющий функцию минерального и водного питания г) высушенные или свежие корни многолетних растений, собранные осенью или ранней весной, очищенные или отмытые от земли, освобожденные от корневища и отмерших частей.
16. Недопустимой примесью к лекарственному растительному сырью являются а) земля, песок, мелкие камни б) части других неядовитых растений в) кусочки стекла г) кусочки одревесневших стеблей.
17. Желобоватые куски различной длины, толщиной дом. Наружная поверхность гладкая, зеркальная, встречаются поперечно расположенные

15 многочисленные серые чечевички, внутренняя – с четко выраженными продольными тонкими ребрышками. Излом с наружной части ровный, с внутренней сильно занозистый. Цвет снаружи светло-серый, внутри желтова- то-бурый. Запах слабый. Вкус сильно вяжущий. Это кора а) крушины ольховидной; б) калины обыкновенной в) корицы китайской г) дуба обыкновенного.
18. Возможной примесью при заготовке травы полыни горькой может быть а) чернобыльник б) зопник колючий в) грыжник душистый г) таволга вязолистная. Части щитковидного соцветия и отдельные корзинки полушаровидной формы. Диаметр корзинок – 6–8 мм. Цветоложе голое. Все цветки трубчатые. Чашелистики серо-зеленого цвета удлиненно-ланцетной формы, чере- питчато расположены. Цветки желтые. Запах своеобразный, вкус пряный, горький. Это цветки а) василька синего б) боярышника кроваво-красного; в) бессмертника песчаного г) пижмы обыкновенной.
20. Плоды – костянки шарообразной формы, диаметром 5 мм, морщинистые, без плодоножек. Внутри одна ребристая, очень плотная косточка. Цвет плодов – черный, иногда с белым налетом. Запах слабый. Вкус сладковатый, слегка вяжущий. Это плоды а) черники б) рябины обыкновенной в) черемухи обыкновенной г) жостера слабительного.
21. Корневища цилиндрические, слегка сплюснутые. На верхней стороне видны широкие полулунные рубцы от отмерших листьев, на нижней – мелкие круглые следы от отрезанных корней. Излом неровный, пористый. Цвет снаружи желтовато-бурый, рубцы темно-бурые, излом розоватый. Запах сильный, ароматный. Вкус пряно-горький. Это корневища а) горца змеиного б) аира болотного в) кубышки желтой г) девясила высокого.

16 22. Сердечные гликозиды являются основной группой биологически активных вещества) в траве полыни горькой б) в траве мачка желтого в) в корнях солодки г) в траве желтушника раскидистого.
23. Присутствие в сырье эфирного масла можно доказать реакцией ас гидроксидом натрия б) с Суданом III; в) с раствором ацетата свинца гс железоаммониевыми квасцами.
24. Инулин – запасное питательное вещество, характерное для растений семейства а) яснотковых; б) бобовых в) пасленовых г) астровых.
25. Окончание сушки листьев определяют последующим признакам а) главные жилки и остатки черешков при сгибании гнутся, а не ломаются б) главные жилки и остатки черешков при сгибании становятся ломкими в) листья при сжимании рассыпаются в порошок г) окраска листовых пластинок становится бледнее.
26. Тимол – основной компонент эфирного масла а) листьев шалфея лекарственного б) травы чабреца в) корневищ аира болотного г) травы полыни горькой.
27. Сырье Нега заготавливают от растения а) Calendula officinalis; б) Mentha piperita; в) Capsella bursa pastoris; г) Taraxacum officinalis.
28. Брусника обыкновенная произрастает а) по берегам реки озер б) по лесным опушками полянам смешанных лесов в) по сосновым, лиственными еловым лесам г) по полупустынным равнинам.

17 29. Плоды заготавливают в период созревания с конца сентября до замороз- ков. Обрывают целиком щитки с плодами, складывают их в мешки или корзины. Сушат плоды на солнце или в сушилках при температуре 70 С. Это правила заготовки плодов а) софоры японской б) аронии черноплодной в) боярышника кроваво-красного; г) шиповника коричного.
30. Недопустимой примесью к плодам жостера являются плоды а) черники обыкновенной б) черной смородины в) аронии черноплодной г) крушины ольховидной.
31. Сырье брусники заготавливают а) до цветения или после созревания плодов до появления снежного покрова б) в период созревания 60–80 % плодов в) сначала цветения и до начала осыпания плодов г) поздней осенью и зимой.
32. Сырье Fructus заготавливают от растения а) Aronia melanocarpa; б) Bidens tripartita; в) Frangula alnus; г) Betula pendula.
33. При смачивании корней алтея раствором гидроксида натрия появляется окраска а) розовая б) синяя в) желтая г) красная.
34. Сырье ольхи клейкой заготавливают а) дои вначале цветения б) в период созревания 60–80 % плодов в) сначала цветения до появления плодов г) поздней осенью и зимой.
35. В Российской Федерации сырье от чистотела большого заготавливают а) только от дикорастущих растений

18 б) только от культивируемых растений в) и от дикорастущих, и от культивируемых растений г) заготовки не проводят, сырье поступает только по импорту.
36. Сырье череды трехраздельной хранится а) по общему списку б) отдельно (ядовитое в) отдельно (сильнодействующее г) отдельно, как эфирномасличное.
37. При смачивании растворами солей железа (III) внутренней поверхности коры дуба появляется пятно а) черно-синего цвета б) бурого цвета в) вишнево-красного цвета г) желтого цвета.
38. Препарат «Пертуссин» получают из сырья а) календулы лекарственной б) тимьяна ползучего в) сушеницы топяной; г) солодки голой.
39. Препарат «Танацехол» получают из сырья а) одуванчика лекарственного б) календулы лекарственной в) пижмы обыкновенной г) стальника полевого.
40. Эфирное масло, применяемое в медицине, получают из растительного сырья а) экстракцией спиртом б) прессованием в) экстракцией растительными маслами г) перегонкой с водой и водяным паром.
41. Траву душицы используют в качестве средства а) тонизирующего б) седативного в) желчегонного г) отхаркивающего.

19 42. Одиночные шаровидные корзинки или собраны по нескольку вместе на коротких шерстисто-войлочных цветоножках длиной до 1 см, диаметром 7–
9 мм. Диагностическим признаком являются листочки обертки лимонно- желтого цвета, вогнутые, сухие, пленчатые, блестящие цветки трубчатые, обоеполые, желтой окраски. Запах слабый, приятный. Вкус пряно-горький. Это сырье а) ромашки аптечной б) пижмы обыкновенной в) бессмертника песчаного.
43. Листья шалфея сушат при температуре 35–40 С, потому что они содержат а) дубильные вещества б) флавоноиды в) витамины г) эфирные масла.
44. В фармакопейной статье на кору крушины регламентируется содержание кусков коры а) длиннее 10 см б) покрытых кустистыми лишайниками в) толщиной не более 2 мм г) потемневших на изломе.
45. Методы анализа, позволяющие установить подлинность лекарственного растительного сырья а) микроскопический б) макроскопический в) гравиметрический г) титрометрический.
46. Методы анализа, позволяющие определить показатели доброкачественности лекарственного растительного сырья а) микроскопический б) макроскопический в) фитохимический; г) товароведческий.
47. Нормативные документы на лекарственное растительное сырье, все кроме а) авторского свидетельства б) фармакопейной статьи

20 в) ГОСТа г) технических условий д) временной фармакопейной статьи.
48. Внешние признаки сырья листья, все кроме а) формы б) края листовой пластинки в) характера жилкования; г) вкуса, запаха д) формы кристаллических включений.
49. Внешние признаки сырья корни, все кроме а) форма б) характер жилкования; в) характер излома г) размер д) цвет, вкуси запах.
50. Укажите название лекарственного растительного сырья, приведенного ниже листья широкояйцевидные, цельнокрайние, голые, с 3–9 продольными дугообразными жилками, вместе обрыва черешка жилки нитевидные а) крапива двудомная б) подорожник большой в) мать-и-мачеха; г) дурман обыкновенный.
51. Реактивы для гистохимических реакций на жирное и эфирное масла а) железоаммониевые квасцы б) флороглюцин сконцентрированной соляной кислотой в) Судан III; г) метиленовый синий.
52. Допустимые примеси в товароведческом анализе а) части сырья, утратившие первоначальную окраску б) другие части этого же растения в) части ядовитых растений г) песок, частицы земли, камешки.
53. Качественная микрохимическая реакция на дубильные вещества, с раствором а) едкого натрия б) железоаммониевых квасцов

21 в) хлорида алюминия г) ацетатом свинца.
54. Корни цилиндрической формы, очищенные или неочищенные от пробки, длиной до 10–15 см и толщиной до 2 см поверхность корня продольно- морщинистая с отслаивающимися длинными, мягкими лубяными волокнами и темными точками – следами отрезанных тонких корней излом в центре зернисто-шероховатый, снаружи – волокнистый цвет корня снаружи и на изломе белый или сероватый запах слабый, вкус сладковатый с ощущением слизистости. Это корни а) аралии б) алтея в) солодки г) одуванчика.
55. Цельные или разрезанные вдоль корневища длинной до 4 см, с рыхлой сердцевиной, полые, с поперечными перегородками. От корневища отходят со всех сторон многочисленные тонкие придаточные корни. Корни гладкие, ломкие, различной длины. Цвет корней и корневищ снаружи желтовато- коричневый, на изломе бледно-желтый. Запах сильный, специфический. Вкус пряный, сладковато-горький. Это сырье а) синюхи голубой б) девясила высокого в) валерианы лекарственной г) кровохлебки лекарственной.
56. Правила первичной обработки корня алтея при заготовке а) выкопанные корни после отряхивания от земли быстро моют в проточной воде в корзинах, либо в деревянных барабанах, затем подвяливают; б) выкопанные корни замачивают вводе в корзинах на сутки, затем промывают в проточной воде и подвяливают; в) выкопанные корни отряхивают от земли, обрезают от боковых корней, не моют, быстро высушивают на солнце.
57. К растительным видам сырья, содержащего витамин К, относятся а) плоды рябины обыкновенной б) кора калины обыкновенной в) плоды шиповника г) плоды черемухи обыкновенной.
58. Какому витаминосодержащему сырью соответствует приведенное ниже описание

22 мягкие шелковистые нити, собранные пучками или частично перепутанные цвет коричневый, светло-желтый; запах слабый, своеобразный вкус с ощущением слизистости а) цветки ноготков б) корневища с корнями синюхи; в) трава сушеницы топяной; г) столбики с рыльцами кукурузы.
59. Кору калины заготавливают а) в фазу плодоношения б) в фазу цветения в) в любое время года г) в период сокодвижения.
60. Укажите виды сырья, содержащие слизь а) корни одуванчика б) семена льна в) корни ревеня г) сфагновый мох.
61. Растительные источники витаминов группы К применяются а) при авитаминозе б) при различных кровотечениях в) при циститах; г) при тромбозах.
62. Препараты шиповника применяют как а) поливитаминное средство б) мочегонное средство в) желчегонное средство г) кардиотоническое средство.
63. Укажите препараты крапивы а) «Уртифиллин»; б) «Аллохол»; в) жидкий экстракт г) сбор ветрогонный.
64. Витаминосодержащие виды сырья, кроме а) листьев крапивы б) листьев красавки в) цветков календулы г) травы пастушьей сумки.

23 65. Укажите виды сырья, содержащие антрагликозиды а) плоды жостера слабительного б) плоды тыквы обыкновенной в) плоды черемухи обыкновенной г) плоды черной смородины.
66. Горькие гликозиды содержатся в видах сырья, кроме а) травы золототысячника; б) корней одуванчика в) листьев трилистника водяного г) корневищ лапчатки.
67. Особенности заготовки и сушки эфирномасличного растительного сырья а) собирают сырье всухую погоду, быстро сушат в сушилках при 50–60 С б) собирают в любую погоду, раскладывают тонким слоем, сушат на солнце в) собирают всухую погоду, сушат при температуре 30–35 С г) собирают вечером и сушат при температуре 70–80 С.
68. Листья черешковые, овальной формы с заостренной верхушкой. Край листа остропильчатый, листья голые, снизу лишь по жилкам редкие прижатые волоски. По всей пластинке темно-желтые железки. Цвет темно- зеленый. Запах сильный, приятный. Вкус слегка жгучий, холодящий. Это сырье а) листья эвкалипта б) листья шалфея в) листья мяты г) листья полыни.
69. Плоды – вислоплодники нераскрывающиеся, полуплодики яйцевидной или обратно-грушевидной формы поверхность плода шероховатая каждый полуплодик имеет пять слабо выступающих продольных ребрышек длина плодов 3–5 мм, ширина 2–3 мм цвет плодов буровато-серый, запах ароматный, вкус сладковато-пряный. Укажите название сырья а) плоды можжевельника б) плоды кориандра в) плоды аниса г) плоды фенхеля.
70. Смесь листьев и верхних облиственных цветоносных ветвей листья в очертании треугольно-круглые, с дважды триждыперисто-рассеченной пластинкой, некоторые трехлопастные соцветие – сложная метелка из многочисленных шаровидных корзинок, содержащих желтые, трубчатые цветки запах сырья ароматный, вкус очень горький.

24 Укажите название сырья а) трава тимьяна ползучего б) трава тимьяна обыкновенного в) трава полыни горькой г) трава тысячелистника.
71. Лекарственные препараты и их лекарственные формы, получаемые из травы полыни горькой а) сбор седативный б) эфирное масло в) настойка г) викаир.
72. Ареал заманихи высокой, аралии маньчжурской, женьшеня, элеутерококка колючего на территории России охватывает а) европейскую часть б) предгорья Кавказа в) юг Западной Сибири г) Дальний Восток.
73. Укажите фармакологическое действие препаратов корня солодки а) седативное б) кардиотоническое; в) отхаркивающее г) кровоостанавливающее.
74. Укажите название сырья, для которого характерны приведенные ниже признаки куски корней и корневищ различной длины, диаметром до 5 см, пробка серовато-коричневая, продольно-морщинистая, излом сильноволок- нистый, светло-желтый, вкус приторно-сладкий. Это а) корень алтея б) корень солодки в) корневище аира г) корневище девясила.
75. Укажите виды сырья, содержащие сердечные гликозиды а) Herba Astragali dasyanthi; б) Herba Passiflorae incarnatae; в) Herba Adonidis vernalis; г) Herba Belladonnae.
76. Укажите виды сырья, из которых получают препараты кардиотониче- ского действия а) трава ландыша

25 б) лист наперстянки в) трава желтушника раскидистого г) трава хвоща полевого.
77. Укажите сроки заготовки сырья Кора крушины а) вовремя цветения (летом б) в период полного созревания плодов в) вовремя сокодвижения (ранней весной г) вовремя набухания почек (вначале лета.
78. Назовите лекарственное растение, описание которого приведено ниже многолетнее травянистое растение высотой до 100 см, стебли с 2 боковыми ребрами, ветвистые в верхней части растения листья супротивные, сидячие, длиной до 3 см, продолговато-яйцевидной формы, цельнокрайние, с многочисленными темными и просвечивающимися железками соцветия – шитковидная метелка, венчик пятилепестный, золотисто-желтый с многочисленными темно-бурыми точками а) полынь горькая б) бессмертник песчаный в) зверобой продырявленный г) душица обыкновенная.
79. Наличие антрагликозидов в лекарственном сырье определяют по реакциям а) сублимации б) с пикратом натрия в) с железоаммиачными квасцами гс реактивом Драгендорфа.
80. Корневище твердое, змеевидно-изогнутое, несколько сплюснутое, с поперечными кольчатыми утолщениями и следами обрезанных корней длина корневища 3–10 см, толщина 1,5–2 см цвет пробки темный, на изломе розоватый, излом ровный запах отсутствует вкус сильно вяжущий. Назовите сырье а) корневища аира б) корневища бадана; в) корневища змеевика г) корневища лапчатки.
81. Укажите виды сырья, содержащие дубильные вещества а) плоды псоралеи костянковой; б) плоды жостера слабительного

26 в) листья скумпии; г) кора дуба.
82. Укажите виды сырья, содержащие сапонины а) Folia Menthae; б) Cortex Frangulae; в) Rhizomata cum radicibus Dioscoreae nipponicae; г) Rhizomata Bistortae.
83. Укажите места обитания бессмертника песчаного а) вдоль русла горных рек б) на пастбищах в) вдоль дорог г) на песчаных почвах по открытым солнечным склонам.
84. Листья мелкие, кожистые, ломкие, обратно-яйцевидной формы, на верхушке закругленные, к основанию клиновидно суженные длина листа 1–
2,2 см, ширина 0,5–1,2 см жилкование сетчатое листья сверху темно- зеленые, с ясно заметными вдавленными жилками запах отсутствует вкус вяжущий, горьковатый. Это сырье а) лист брусники б) лист толокнянки в) лист барвинка глист черники.
85. Укажите применение пустырника пятилопастного а) вяжущее б) желчегонное в) седативное г) диуретическое.
86. Препарат «Мукалтин» получают из сырья а) алтея лекарственного б) подорожника большого в) морской капусты г) мать-и-мачехи.
87. Препарат «Плантаглюцид» получают из сырья а) солодки голой б) подорожника большого в) алтея лекарственного г) мать-и-мачехи.

27 88. Препарат «Ликвиритон» получают из сырья а) аралии манчжурской; б) солодки голой в) элеутерококка колючего г) заманихи высокой.
89. Препарат «Викаир» получают из сырья а) девясила высокого б) солодки голой в) аира болотного г) раувольфии змеиной.
90. Корни цилиндрические, диаметром до 3 см, продольно-морщинистые, иногда спирально перекрученные, плотные, светло-бурые. В центре небольшая желтая древесина, окруженная серовато-белой корой. Вкус горьковатый. Это корни а) аралии б) алтея в) солодки г) одуванчика.
91. Лекарственное значение из всех видов хвощей имеет хвоща) лесной б) полевой в) луговой г) болотный.
92. Цветки ромашки аптечной отличаются от примесей по характеру цветоложа а) коническое, заполненное б) выпуклое, по краю пленчатое в) голое, заполненное, расширенное г) голое, полое, коническое.
93. Возможной примесью при заготовке листьев мать-и-мачехи может быть а) золототысячник; б) дурнишник; в) чернобыльник; г) белокопытник.
94. Органической примесью лекарственного растительного сырья называют части а) растения, утратившие естественную окраску

28 б) других неядовитых растений в) других ядовитых растений г) этого же растения, не подлежащего сбору.
95. Биологической стандартизации подвергают сырье а) женьшеня б) раувольфии змеиной в) ландыша майского г) валерианы лекарственной.
96. Сырье аниса обыкновенного хранят отдельно от других видов, потому что а) относится к ядовитому б) содержит эфирное масло в) содержит алкалоиды г) сырьем являются плоды.
97. Фармакотерапевтическое действие травы чабреца а) отхаркивающее б) вяжущее в) седативное г) гипотензивное.
98. К какому семейству относится красавка а) розоцветные б) бобовые в) норичниковые г) пасленовые.
99. Какой тип соцветия у календулы лекарственной а) корзинка б) извилина в) щиток г) головка.
100. Какой тип плодов у шиповника а) коробочка б) многокостянка; в) ягода г) ложный плод. Что является сырьем у сосны обыкновенной а) хвоя

29 б) плоды в) семена г) почки.
102. К какому семейству относится шалфей лекарственный а) пасленовые б) яснотковые; в) норичниковые г) синюховые.

30

Каталог: sources
sources -> Примерная программа профессионального модуля пм. 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
sources -> Примерная программа учебной дисциплины оп. 11 Основы маркетинга 2012 г
sources -> Сергей Васильевич Рахманинов 20 марта [1 апреля] 1873, Семёново, Новгородская губерния — 28 марта 1943
sources -> Учебно-методическое пособие по дисциплине Фармацевтическая технология (часть 1) Для студентов обучающихся по специальности 33. 05. 01


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница