О чем рассказывает рисунок. Искусство едино, видов его множество Из афоризмов древности



страница1/34
Дата27.12.2017
Размер0.5 Mb.
ТипРассказ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


О чем рассказывает рисунок.

Искусство едино, видов его множество

Из афоризмов древности
Всякий раз мы смотрим на вещи

не только с другой стороны, но и

другими глазами – потому и

считаем, что они переменились

Б.Паскаль
Психологический анализ рисунка в качестве метода психологи­ческого исследования началось с начала века. Трудно устано­вить, кто из исследователей был первым, но так или иначе уже в 1913 г. Э.Торндай­ком была проведена работа по классификации рисунков и их ка­чественной оценки. С тех пор проведена огромная работа, итогом которой стали рисуночные тесты, успешно применяемые в самых разных ситуациях – от оптимизации общения, когда необходимо занять группу людей, до диагностики при приеме на работу.

В отечественной психологии графические тесты вызвали закономерный интерес. Появились приемы анализа изображения, позволяющие разглядеть в рисунке ряд существенных для психологической диагностики признаков. Было показано, что появление и совершенс­твование отдельных элементов рисунка отражает развитие спе­цифических функций, которые связаны с графической деятель­ностью, такие как восприятие, представление, сенсомоторная координация, а также общий уровень психического развития и наличие патологии. К настоящему времени уже нет сомнения в том, что рисунок - один из важнейших источников знаний о психике че­ловека, с помощью которого можно установить множество ка­чественной и количественной информации, валидизировать их и успешно использовать в практике психодиагностического обсле­дования.

Рисунок - изображение, выполненное от руки с по­мощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством поз­нания действительности. Существуют многочисленные разновид­ности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и особенностям исполнения.

В рисунке зафиксирован процесс отражения чело­веком окружающего его мира и его внутреннего состояния, со­держания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень об­разного развития и уровень графической культуры, а также яв­ляется средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, поли­тических, этических и эстетических идей. В то же время рису­нок есть и эстетическое явление, имеющее длительную историю, насчитывающую тысячи лет.

Исходя из анализа более 100 тысяч рисунков, выпол­ненными людьми разного возраста, представителями самых раз­личных профессий, находившихся в различных состояниях и обс­тоятельствах за период с 1985 по 2004 г.г. нам удалось сос­тавить общую схему анализа рисунка.



Рисунок

__________________________ __________________________

- результат взаимодействия сигнальных систем и




- форма, пропорции,

размер, цвет;



функционирования системы "глаз-мозг-рука";



- состав линий;












- Я-проекция;




- расположение на листе;










- рассказ в образах;




- способ прорисовки,

наличие штриховки,



- способ духовного освоения|

мира и самовыражения;






особенности нажима;










- эстетическое отражение

мира и души;






- композиционное построение;|










- индикатор индивидуальных

особенностей.










СПОСОБ АНАЛИЗА: целостный (типологический),

поэлементный



ЧТО ДИАГНОСЦИРУЕТ:

- состояние моторики;

- индивидуально-типологические и

возрастные особенности;

- графическая культура;

- эмоциональное состояние;

- когнитивные стили;

- развитие фантазии и воображения;




- особенности мотивации;

- самооценка и направленность личности;

- художественные способности;

- интеллектуальное развитие;

- особенности темперамента;

- состояние межличностных отношений;

- наличие патологии, состояние здоровья

Рис. ОБЩАЯ СХЕМА АНАЛИЗА РИСУНКА


В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наи­более распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, напри­мер, таких как опросники, рисунок имеет целый ряд преиму­ществ:
а) может быть использован на ранних этапах онтогенети­ческого развития, начиная с 2-3 лет;
б) применение рисунка в качестве теста занимает значи­тельно меньше времени, чем многие другие тесты, тогда как его информативность может быть значительно выше;
в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, кор­рекционных, а также в различных областях психологии - от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психоло­гии труда;
г) рисунок предоставляет для психологического анализа большой объем как качественных, так и количественных показа­телей, что позволяет осуществить проверку на степень их ва­лидности и надежности - наиболее важные требования к психо­диагностическим методикам.
Однако использование рисунка выдвигает определен­ные требования к специалистам. Для работы с рисунками необ­ходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и от исследователей требует значительного труда и терпения, чтобы эти возможности использовать.

Пока, к сожалению, нет единства взглядов на интерпре­тацию результатов психографического исследования. Чаще всего каждый из исследователей, "набивая руку" на какой-то одной или группе методик, выделяет свои собственные пара­метры для построения интерпретации. При этом крайне редки попытки анализировать рисунок в контексте художественной культуры, накопившей богатый опыт оценки художественного творчества.

По нашему мнению, это сужает возможности психодиагностического применения графических методов, сдерживает их разви­тие, обогащение, верификацию.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница