О предупреждении бытовых травм у детей



Скачать 192.64 Kb.
страница1/3
Дата14.10.2018
Размер192.64 Kb.
  1   2   3

«ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ

О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ БЫТОВЫХ ТРАВМ У ДЕТЕЙ
«Мой дом — моя крепость», — гласит известная поговорка. Мы, взрослые, любим часто употреблять ее и нередко забываем, что сейчас наш дом стал совсем другим: он многоэтажен, из кранов льется кипяток, по проводам передается электроэнергия, по трубам течет газ. Все больше появляется бытовых приборов. Все сложнее становится наша домашняя аппаратура, постоянно расширяется и без того многочисленный арсенал различных химикатов бытового назначения.

Ребенок, который еще толком читать и писать не умеет, порой свободно управляется с цветным телевизором, магнитофоном, радиоприемником. Разве может случиться несчастье там, где все знакомо и привычно?

А ведь каждый из этих предметов таит для ребенка незримую опасность. Взрослому и в голову не придет, к примеру, Сунуть гвоздь в штепсельную розетку либо развести костер в комнате или на кухне. А ребенок может, из озорства, любопытства или по недомыслию. Дети, порой оставшись без присмотра, беспечно открывают краны у газовой плиты, пытаются исследовать «внутренности» включенного пылесоса, попробовать бабушкино лекарство, оставленное на виду, иногда по ошибке утоляют жажду совсем не подходящей для этой цели жидкостью, случается, выпадают из открытых окон многоэтажных домов. Все это, может стать причиной тяжелого увечья или даже смерти.

Сама будничность обстоятельств, при которых чаще всего возникают бытовые травмы (кстати, самый распространенный вид детского травматизма), многих из нас, взрослых, «усыпляет». Завороженные мирным словом «дом», мы не думаем об опасности и поэтому нередко пренебрегаем самыми элементарными мерами предосторожности в отношении своих детей, а порой и допускаем такую беспечность, о которой можно только сожалеть.

СЛУЧАЙНЫ ЛИ НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ С РЕБЕНКОМ В БЫТУ?

Изучение причин травм у детей показывает, что чаще всего они происходят по прямой или косвенной вине взрослых. Действительно, разве не мы виноваты в том, что ребенок получает ожоги или серьезное отравление из-за небрежного хранения спичек и лекарств, гибнет или с тяжелейшими переломами и сотрясением головного мозга попадает в травматологическую клинику в результате падения с большой высоты, так как мы забыли хорошо прикрыть окно или вовремя не прогнали его с крыши сарая...

«Вакцина против травматизма — это воспитание» — так сказал один из известных ученых. Думается, что эта формула справедлива не только по отношению к детям, но еще в большей степени она адресована взрослым. Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, мы прежде всего сами должны ежедневно, ежечасно, ежеминутно являть достойные образцы в этом отношении. Ибо, как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Вместе с тем мы постоянно должны быть внимательными и собранными. По своей природе ребенок чрезвычайно любознателен, не говоря уже о том, что он быстро развивается физически и психически. И в первую очередь это относится к грудничкам, которые вроде бы больше нуждаются в опеке, нежели в воспитании.

Так, стало быть, все позволять? Ни за что! Запрещая, мы закаляем его волю, позволяя все, наоборот, ослабляем ее.

Однако запрещать тоже нужно умело. Это самое легкое и в то же время самое трудное. Никто не спорит: уже в раннем возрасте ребенок должен хорошо знать, что ему можно, а что нельзя. И в этом отношении мнение взрослого всегда является решающим. Вопрос в том, как этого лучше добиться. Постоянно запрещая, вы так или иначе ограничиваете деятельность ребенка и, к сожалению, часто это делаете ничего не предлагая взамен. А ведь сама суть ребенка — это непрерывное движение, высокая активность. Потом, если он все время слышит «нельзя», то рано или поздно это может дать обратный результат.

Дети раннего возраста в силу особенностей высшей нервной системы не могут постоянно длительно тормозить свои реакции, сидеть спокойно, как это от них порой требуют взрослые. Такое неизбежно вызывает перенапряжение процесса торможения и ведет к различного рода серьезным нарушениям поведения. При такой системе воспитания дети нередко становятся раздражительными, часто в ответ на непосильные для них требования затормозить свои действия отвечают бурной вспышкой возбуждения, бросаются на пол, бьют ногами или упрямо с криком требуют желаемого. И самое главное, очень часто добиваются своего — не всякая мать способна выдержать подобный натиск. Такая уступчивость может потом дорого обойтись: ребенок поймет, что при известной доле настойчивости он способен достигнуть всего.

Так рождаются прецеденты для будущих несчастий, в том числе и травматологического плана.

Тогда где же выход? А выход, как нам кажется, все в том же — в создании максимально безопасных условий для активной деятельности ребенка, ибо движения являются его физиологической потребностью в кропотливой воспитательной работе, и в постоянных занятиях с маленьким ребенком. И здесь от родителей требуется немало изобретательности. Занимаясь с ребенком, играя с ним, можно достигнуть гораздо большего, нежели постоянно сдерживать и ограничивать проявления его активности. Именно во время игр, разумеется, правильно организованных, воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения травматизма. При этом очень важно, чтобы игрушки и сами игры не только интересовали ребенка, но и чтобы в них обязательно были заложены элементы творчества. В противном случае малыш легко превращается из неутомимого исследователя в пассивного созерцателя. И совсем не дело, когда те же взрослые пытаются превратить в игрушки злополучные спички или электробытовые приборы, иногда значки, монеты, бусы и другие мелкие предметы.

Возраст от 2-х до 5-ти лет, пожалуй, один из самых интересных в жизни каждого ребенка. Никогда потом больше он не задаст вам столько вопросов. И все это вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние». Объяснение этому факту можно найти в закономерностях развития мозга. В пятилетнем возрасте вес мозга в 3 или 4 раза больше, чем у новорожденного, составляя 80 — 90% веса мозга взрослого.

В этот же период нарастает двигательная активность и увеличиваются физические возможности ребенка. Из относительно беспомощного он превращается в чрезвычайно непоседливого и очень активного субъекта. Ему до всего есть дело, он вездесущ: может вскарабкаться без подставки на подоконник или залезть на шкаф, а потом неожиданно оттуда свалиться... Он активно подражает взрослым и начинает изображать в «лицах» дедушку и бабушку. Например, может пожаловаться на несуществующие боли в сердце или пояснице, схватить таблетку и попытаться ее проглотить. С легкой руки взрослых он знакомится со вкусом конфет и начинает понимать в них толк. Иногда и сам может отправиться на самостоятельные поиски сладостей и по незнанию порой съедает вместо конфет лекарственное драже...

С возрастом познавательные интересы ребенка все более утрачивают свою неустойчивость, и уже к 5—6 годам он начинает серьезнейшим образом относить­ся к материалу своей интеллектуальной работы. А вот насколько богатым окажется этот материал, опять-таки зависит от нас, взрослых.

Возраст от 5-ти до 7-ми лет требует от родителей столь же большого внимания, как и прежде. В этот период от ребенка можно ожидать всяких курьезов и неожиданностей, но теперь эти проделки, если так можно выразиться, будут на более высоком «интеллектуальном» уровне. Он уже знает, так обращаться со спичками (видел у взрослых); поэтому может шагнуть на более высокую ступень — попробует изучить, что способно к горению. Газовая плита его не страшит, так же, как и телевизор с радиоприемником, и ему ничего не стоит попытаться их исследовать. По сравнению с этим забавы с ножом или ост­рыми ножницами и порезы от неумелого и неосторожного обращения с ними можно будет причислить к разряду не самых страшных и опасных. Однако больше всего падений и ушибов его ждет во дворе во время беготни и качания на качелях. (Кстати, мы, детские врачи, чрезвычайно не любим это игровое сооружение за те неисчислимые беды, которое оно приносило и продолжает приносить.) Нередко эти падения и ушибы происходят на глазах у родителей. Так что одного надзора здесь явно недостаточно. Нужно, чтобы взрослые не только наблюдали за детьми, но и по мере возможности направляли их энергию в нужное русло.

Не менее важно, чтобы и каждый из нас, взрослых, проходя по улице, обязательно обращал внимание и самым активным образом реагировал на опасные шалости детей, а не занимал роль стороннего наблюдателя, как это, к сожалению, иногда бывает.


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница