О сохранении репродуктивного здоровья семьи на территории Республики Саха (Якутия)



Скачать 171.63 Kb.
Дата25.04.2016
Размер171.63 Kb.
Просмотров60
Скачиваний0
ТипСтатья

Проект

З А К О Н


Р Е С П У Б Л И К И С А Х А (Я К У Т И Я)
О сохранении репродуктивного здоровья семьи

на территории Республики Саха (Якутия)

Настоящий закон устанавливает правовые, организационные принципы в области репродуктивного здоровья семьи.


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе


В настоящем законе используются следующие основные понятия:

1) вспомогательные репродуктивные методы и технологии – методы терапии бесплодия, при которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне организма;

2) имплантация эмбриона – перенос эмбрионов в полость матки;

3) инсеминация – искусственное введение мужских половых клеток в полость матки с целью оплодотворения;

4) контрацепция – медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина – независимо от возраста и наличия детей;

5) планирование семьи – это система социальных, культурных, правовых и медицинских мер, направленных на рождение здоровых и желанных детей, выбор времени деторождения в зависимости от возраста и состояния здоровья, профилактика абортов, заболеваний, передаваемых половым путем, сохранение репродуктивного здоровья, усвоение основ знаний о взаимоотношениях полов.

6) половые клетки – мужские половые клетки (сперматозоиды) и женские половые клетки (яйцеклетки);

7) репродуктивное здоровье – здоровье человека, отражающее его способность к воспроизводству полноценного потомства;

8) репродуктивные права – права граждан на охрану их репродуктивного здоровья, принятие и реализация гражданами решения относительно рождения или отказа от рождения детей в браке или вне брака, методов зачатия и рождения детей, их числа, времени и места рождения, интервалов между рождениями, а также на медико-социальную, информационную и консультативную помощь в этой сфере;

9) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – исполнительный орган государственной власти Республики Саха (Якутия), проводящий государственную политику Российской Федерации и осуществляющий управление в области охраны здоровья населения, а также в случаях, установленных законами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), указами Президента Российской Федерации и Президента Республики Саха (Якутия), постановлениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Саха (Якутия);

10) медицинская стерилизация – хирургическая операция, в результате которой женщина или мужчина утрачивают репродуктивную способность.
Статья 2. Правовая основа настоящего закона

Правовую основу настоящего закона составляют Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Семейный кодекс Российской Федерации, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия).


Статья 3. Сфера применения настоящего закона


Настоящий закон действует на всей территории Республики Саха (Якутия) и распространяется на граждан Российской Федерации, лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Республики Саха (Якутии) (далее – граждане), и применяется в отношении всех юридических и физических лиц, деятельность которых связана с реализацией репродуктивных прав граждан.

Статья 4. Государственные гарантии осуществления

репродуктивных прав граждан


Государство гарантирует гражданам:

1) свободу репродуктивного выбора;

2) охрану репродуктивного здоровья и соблюдение репродуктивных прав;

3) доступность, преемственность, бесплатность медицинской помощи в пределах гарантированного объема;

4) невмешательство в вопросах осуществления репродуктивных прав;

5) принятие решения о деторождении без дискриминации, угроз и насилия;

6) неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, сохранение сведений, составляющих врачебную тайну.

Статья 5. Государственное регулирование в области

репродуктивных прав граждан


1. Государственное регулирование в области репродуктивных прав граждан основывается на принципах государственных гарантий осуществления репродуктивных прав граждан.

2. Основными направлениями государственного регулирования в области репродуктивных прав граждан являются:

1) развитие системы охраны репродуктивного здоровья граждан;

2) формирование и совершенствование законодательства Республики Саха (Якутия) в области репродуктивного здоровья граждан;

3) обеспечение просвещения граждан по вопросам половой жизни и деторождения, отрицательного влияния психоактивных веществ, неблагоприятных экологических факторов на состояние их репродуктивного здоровья;

4) формирование сознательного отношения граждан к рождению детей;

5) обеспечение доступности услуг по консультированию, просвещению, планированию семьи, оказанию медицинской помощи, включая медицинские услуги по искусственному оплодотворению и иным возможностям родить ребенка;

6) поддержка научных исследований в области охраны репродуктивного здоровья граждан.



Глава 2. Организационные основы обеспечения

репродуктивных прав граждан

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Саха (Якутия)

в области репродуктивных прав граждан


Правительство Республики Саха (Якутия):

1) в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных и республиканских законов, указов Президента Республики Саха (Якутия), постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти и управления Республики Саха (Якутия), федеральными органами, находящимися на территории Республики Саха (Якутия), иными юридическими и физическими лицами, принимает меры по устранению их нарушений;

2) разрабатывает государственные программы в области репродуктивных прав и охраны репродуктивного здоровья граждан, представляет их на утверждение Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия);

3) осуществляет иные функции в области охраны репродуктивных прав граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами Республики Саха (Якутия) и актами Президента Республики Саха (Якутия).


Статья 7. Компетенция уполномоченного органа


Уполномоченный орган:

1) проводит единую государственную политику Российской Федерации в области охраны репродуктивных прав граждан;

2) осуществляет межотраслевую координацию, а также взаимодействие с общественными объединениями при реализации государственных, целевых и комплексных программ по охране репродуктивного здоровья граждан;

3) в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты по вопросам охраны репродуктивного здоровья граждан;

4) определяет меры по развитию системы охраны репродуктивного здоровья граждан и оказанию услуг по планированию семьи;

5) осуществляет через исполнительные органы Республики Саха (Якутия) координацию и контроль за деятельностью территориальных органов и организаций здравоохранения по охране репродуктивного здоровья граждан;

6) обеспечивает информационную и просветительскую деятельность в области репродуктивного здоровья;

7) совместно с уполномоченным органом в области образования разрабатывает образовательные программы по нравственно-половому образованию, воспитанию и охране репродуктивного здоровья несовершеннолетних;

8) организует повышение квалификации специалистов, работающих в сфере репродуктивного здоровья;

9) в пределах своей компетенции выдает лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

10) осуществляет иные функции в области репродуктивных прав граждан в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия), российского законодательства.

Статья 8. Компетенция Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики

Саха (Якутия) в области репродуктивных прав граждан


1. Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия):

1) утверждает республиканские программы в области репродуктивных прав граждан;

2) осуществляет контроль за исполнением программ в области репродуктивных прав граждан.

Глава 3. Репродуктивные права граждан и гарантии их обеспечения

Статья 9. Права и обязанности граждан в области охраны

репродуктивных прав


1. Граждане имеют право на:

1) свободный репродуктивный выбор;

2) получение услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи;

3) получение достоверной и полной информации о состоянии своего репродуктивного здоровья;

4) охрану здоровья в период беременности, при родах и после родов;

5) лечение бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных методов и технологий, разрешенных в Российской Федерации;

6) донорство половых клеток;

7) использование и свободный выбор методов контрацепции;

8) хирургическую стерилизацию;

9) искусственное прерывание беременности;

10) защиту своих репродуктивных прав.

2. Граждане обязаны соблюдать права, свободы и законные интересы других граждан при осуществлении своих репродуктивных прав.


Статья 10. Право на свободный репродуктивный выбор

Граждане имеют право на свободное принятие решения относительно количества детей и времени их рождения, в браке или вне брака, интервалов между рождениями, необходимых для сохранения здоровья матери и ребенка.

Статья 11. Право несовершеннолетних на охрану репродуктивного здоровья


1. Несовершеннолетние имеют право на охрану репродуктивного здоровья, а также на образование и воспитание в сфере подготовки к семейной жизни. Подготовка несовершеннолетних к семейной жизни осуществляется преимущественно в семье, а также по выбору детей и с согласия родителей, проводится в образовательных учреждениях в соответствии с их решениями и по специально разработанным, прошедшим медико-психологическую экспертизу и утвержденным образовательным программам с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития несовершеннолетних. Учеба проводится лицами, имеющими специальную подготовку и сертификат специалиста; ими может использоваться помощь и консультации психологов, медицинских работников и иных специалистов учреждений образования и здравоохранения, имеющих лицензию.

2. Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления обеспечивают условия для получения несовершеннолетними услуг по охране репродуктивного здоровья и образования в сфере подготовки к семейной жизни, обращая особое внимание на их духовную и нравственную сторону.

3. Услуги по охране репродуктивного здоровья, гарантированные законодательством Российской Федерации, оказываются несовершеннолетним бесплатно соответствующими государственными и муниципальными учреждениями.

Статья 12. Охрана репродуктивного здоровья граждан


1. Граждане имеют право на получение в государственных, муниципальных, негосударственных организациях, у физических лиц, имеющих лицензии на соответствующие виды деятельности, полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья и рекомендаций по рациональному созданию семьи.

2. Граждане имеют право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья, планированию семьи. Услуги по охране и укреплению здоровья и планированию семьи гражданам предоставляют государственные, муниципальные, негосударственные организации и частные лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности.

3. Медицинская стерилизация как метод предупреждения нежелательной беременности производится только после проведения обязательного медико-социального консультирования, с согласия пациента, по основаниям и при наличии условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Научные исследования в области репродуктивного здоровья с участием граждан проводятся только на добровольной основе в порядке, установленном уполномоченным органом.


Статья 13. Охрана здоровья женщин в период беременности,

родов и после родов


1. Женщина имеет право на охрану здоровья и помощь в период беременности, при родах и после родов с применением методов, сводящих к минимуму риск для ее здоровья, здоровья плода и новорожденного.

2. Медицинская, консультативная и лекарственная помощь беременным, роженицам и родильницам предоставляется в организациях системы государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования в соответствии с перечнем гарантированных услуг.

3. В период беременности обследование, лечение и медицинское вмешательство могут быть осуществлены только с согласия женщины или ее законного представителя.

4. В случаях, когда промедление обследования, лечения и медицинского вмешательства угрожает жизни женщины, находящейся в состоянии, не позволяющем выразить свою волю, либо страдающей заболеванием (заболеваниями), представляющим опасность для окружающих, решение об осуществлении обследования, лечения и медицинского вмешательства принимает врач или врачебная комиссия.


Статья 14. Лечение бесплодия


1. Граждане имеют право на лечение бесплодия в организациях здравоохранения в соответствии с перечнем гарантированных услуг, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия), у физических лиц, занимающихся частной медицинской практикой, имеющих лицензию на данный вид деятельности, безопасными и эффективными методами, в том числе с использованием вспомогательных репродуктивных методов и технологий, применение которых на территории Республики Саха (Якутия) разрешено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, с обязательным получением полной и исчерпывающей информации об их эффективности, оптимальных сроках применения, возможных осложнениях, медицинских и правовых последствиях и иных сведений, касающихся их воздействия на организм.

2. Граждане, состоящие в зарегистрированном браке, имеют право на использование вспомогательных репродуктивных методов и технологий только по взаимному согласию.

3. Граждане, давшие согласие на использование вспомогательных репродуктивных методов и технологий, имеют равные права и обязанности родителей в отношении будущего ребенка по его воспитанию и содержанию в соответствии с российским законодательством.

Статья 15. Искусственная инсеминация, искусственное оплодотворение

и имплантация эмбриона


1. Женщины имеют право на искусственную инсеминацию, искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.

2. Порядок и условия проведения вспомогательных репродуктивных методов и технологий (искусственной инсеминации, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона) определяются действующим российским законодательством.

3. При использовании вспомогательных репродуктивных методов и технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.

4. Человеческий эмбрион не может быть получен для коммерческих (купли-продажи), военных и промышленных целей.

5. Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на данный вид деятельности.

Статья 16. Право на хранение половых клеток


Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право на хранение половых клеток.

Порядок и условия хранения половых клеток устанавливаются согласно действующему законодательству Российской Федерации.


Статья 17. Донорство половых клеток


Граждане в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет (доноры спермы – от 20 до 40 лет), физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, имеют право быть донорами половых клеток.

Доноры не имеют права на информацию о дальнейшей судьбе своих донорских половых клеток.

Сведения о личности донора составляют врачебную тайну.

Статья 18. Использование контрацепции


1. Граждане имеют право на выбор методов и средств контрацепции, в том числе медицинской, а также на отказ от них. Медико-социальная помощь по индивидуальному подбору методов предупреждения нежелательной беременности с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей, с предупреждением о возможных нежелательных для граждан последствиях оказывается учреждениями здравоохранения, имеющими лицензии на данный вид деятельности.

2. При наличии медицинских и социальных показаний граждане имеют право на предоставление им средств предупреждения нежелательной беременности в соответствии с перечнем гарантированных услуг, утвержденным Правительством Республики, за счет средств бюджетов и иных не запрещенных законодательством источников.


Статья 19. Медицинская стерилизация

1. Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции предупреждения нежелательной беременности может быть проведена в отношении граждан не моложе тридцати пяти лет или имеющих не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласия гражданина – независимо от возраста и наличия детей. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

2. Медицинская стерилизация проводится только по письменному согласию гражданина организациями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление данной деятельности, с обязательным предварительным уведомлением о необратимости данной операции.

Статья 20. Искусственное прерывание беременности


1. Женщина имеет право на бесплатное искусственное прерывание беременности. В целях предупреждения искусственного прерывания беременности врачи обязаны проводить беседы, направленные на разъяснение морально-этических, психологических и физиологических негативных последствий аборта.

2. Искусственное прерывание беременности производится организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения в рамках программ обязательного медицинского страхования, а также на основе добровольного медицинского страхования, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, в максимально безопасных условиях, на основе современных технологий.

3. Бесплатное медико-социальное консультирование предоставляется женщине по ее желанию в периоды до и после искусственного прерывания беременности всеми организациями государственных и муниципальных систем здравоохранения, включая индивидуальный подбор средств предупреждения нежелательной беременности.

4. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроках беременности до двенадцати недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний, угрожающих жизни беременной, и ее согласия – независимо от срока беременности.

5. Искусственное прерывание беременности несовершеннолетними производится с согласия их родителей или иных законных представителей.

6. Незаконное производство аборта влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.


Статья 21. Обеспечение права на получение информации

Органы государственной власти Республики Саха (Якутия), органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают условия:

для пропаганды и распространения знаний о здоровом образе жизни через средства массовой информации;

для широкого проката и показа фильмов и распространения иных видов информационной продукции, не содержащих сцен насилия, жестокости, порнографии;

для реализации образовательных и научных программ в сфере кинематографии и телерадиовещания по семейной тематике;

по запрещению продажи и распространения порнографических материалов среди несовершеннолетних на территории Республики Саха (Якутия).


Статья 22. Защита права на материнство и отцовство

Граждане имеют право на подготовку к материнству и отцовству. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется женщине и мужчине во всех организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования, в соответствии с перечнем гарантированных услуг.


Статья 23. Защита права на сохранение тайны при обеспечении

репродуктивных прав

1. Органы, организации и физические лица обязаны сохранять в тайне информацию, связанную с фактом обращения к ним граждан по поводу реализации ими своих репродуктивных прав, охраны здоровья и создания семьи.

2. Граждане имеют право на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии их здоровья и планировании семьи.

3. Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействия), решений органов, организаций и должностных лиц, связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящих государственных органах или в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Статья 24. Обеспечение реализации прав граждан на репродукцию

и создание семьи

Консультирование и оказание помощи гражданам при реализации их прав на создание семьи и репродукцию возлагаются на учреждения здравоохранения. Специалисты указанных учреждений должны иметь сертификат установленного образца.


Статья 25. Финансирование деятельности организаций по обеспечению

реализации репродуктивных прав граждан и созданию семьи

Финансирование деятельности государственных и муниципальных организаций по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи осуществляется в рамках средств федерального, республиканского, местных бюджетов, средств фондов обязательного медицинского страхования, а также иных источников, не запрещенных законодательством.


Глава 4. Заключительные положения

Статья 26. Право граждан на защиту своих репродуктивных прав


Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействия) и решений органов, организаций и должностных лиц, связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящие государственные органы или суд в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства о

репродуктивных правах граждан

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства о репродуктивных правах граждан, несут дисциплинарную, административную и иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 28. Международное сотрудничество в области

репродуктивных прав граждан


Органы государственного управления здравоохранением, организации здравоохранения имеют право осуществлять международное сотрудничество в области охраны репродуктивных прав граждан в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и международными договорами.

Иностранные организации и инвесторы могут осуществлять деятельность в сфере охраны репродуктивного здоровья населения в рамках основных направлений утвержденных целевых программ, если она не противоречит законодательству Российской Федерации и международным договорам в сфере охраны здоровья граждан.


Статья 29. Вступление в силу закона

Настоящий закон вступает в силу не ранее чем через десять дней со дня официального опубликования.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал