Образование детей «индиго» как проблема современности



Дата14.09.2017
Размер70.5 Kb.

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ «ИНДИГО» КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ.
Осепян А.К., Лиходед Е.О.
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
Принято считать, что ребёнок – это чистый лист, и что на нём напишешь, то и прочитаешь. С одной стороны, это действительно так. Заложенные в нас ценности и знания являются результатом воспитания и обучения родителей, педагогов и социума в целом. Без особых знаний законов жизни и навыков адаптироваться в современном мире и «устоять», развиваться довольно сложно. Поэтому поддержка и жизненный ориентир, в большей или меньшей степени, должен поступать извне, то есть от лиц, имеющих опыт и способных помочь в любой ситуации и направить в правильное русло индивида. Но значение и понимание правильности может не совпадать с внутренним миром конкретного человека и требованиями общества.

Общепринятые рамки и законы не «любят» исключений, тем более упорно противостоящих им. В этом и заключается другая сторона чистого листа. Дети – индиго или по-другому, дети нового времени – это, несомненно, дети с особенностями в поведении, в восприятии окружающего мира, в способах самосовершенствования, и самое главное, в знании и осознании своего «Я». По мнению большинства ученых, педагогов и психологов, занимающихся изучением детства, новое поколение детей обладает рядом новых характеристик. Соответственно, это требует новых подходов к их воспитанию и образованию. Один из наиболее закрепившихся терминов для обозначения таких детей – дети Индиго. И хотя данный термин используется очень по-разному, и феномен детей Индиго требует серьезного многоаспектного изучения, мы все же будем его использовать для обозначения тех «новых» детей, которые уже есть здесь и сейчас. Каждый, у кого есть дети или кто работает с детьми на протяжении достаточно длительного времени поймет, о чем идет речь, поскольку изменения в поведении, восприятии окружающего мира и себя в нем, в отношениях с другими детьми и взрослыми у многих современных детей просто невозможно не заметить.

У них более долгая память, они, порой, рассуждают как взрослые и даже учат их, как нужно жить, «правильно» жить. Правильность для них не является результатом достижения усовершенствования жизни и удовлетворения своих потребностей. Правильна для них только истина, которая несёт в себе любовь, доброту и счастье. Истина для них ясна с самого рождения, её не нужно познавать и открывать, она заложена в сердце. В основу каждого строительства должен быть возложен великий магнит- сердце. Дети-индиго живут им и поэтому открыты для мира. Они входят в этот мир с особым осознанием реальности, особой призмой мировоззрения.

Для обучения детей индиго необходим особый метод, учитывающий их специфические особенности. При его разработке необходимо учитывать и специфическую ситуацию развития способностей детей индиго, которая характеризуется развивающейся уверенностью, в основе которого лежит удовольствие от преодоления трудностей [1]. Практически с раннего детства и вплоть до окончания школы индиго испытывают огромную радость от самого процесса познания и школьного обучения. Именно в условиях развивающего преодоления трудностей “работают” познавательные интересы, могут совершенствоваться умственные и любые другие способности человека.

В образовании этих детей нельзя обойтись без особых школ. Они не такие как мы, они знают, как сделать лучше, знают, чего хотят и идут к своей цели, они более совершенны. Это люди, которые не только стремятся что-либо познать, но стремятся действовать, применять эти знания в жизни. Для них заключение сознания человека в рамки является ошибочным действием. Они знают, что нужно идти вперёд и знают, что могут идти вперёд, в те глубины сознания, которые мы не привыкли развивать, но здесь важно, чтобы общество не ограничивало их своими стандартами и нормами. Их способности - показатель того, что человек может не только удовлетворять свои физические потребности, но и прийти к неудовлетворению мыслительных, что подвергает к саморазвитию. Совершенства нет, здесь разбиваются все стереотипы о нём.

Принцип подчинения: «Будь как все!» губителен для индиго. Вместо того, чтобы научиться у индиго, мы повергаем их испытаниям, в которых они вынуждены слышать обвинения в собственной ненормальности. Уважая свободу другого человека, они могут терпеть, когда другие вовсе не смущаются, когда ставят их в неловкое положение. Их понятие нравственности тесно связано с понятием свободы: они не станут нарушать свободу других, даже если те нагло будут задевать их свободу.

Они не умеют скрывать своё истинное лицо, не маскируют свои способности под систему, чтобы сохранить свою индивидуальность, как это делают многие другие. Жизнь не возможна без конфликтов и дети, безусловно, испытывают трудности, отстаивая свои позиции и интересы. Они лишь обладают даром суждения глубокого психологически-философского смысла. Они уникальны.

Проблема образования индиго как таковой не стоит перед системой образования на территории РФ. Они не могут обучаться со всеми, но им нужно образование. Дети индиго нуждаются в квалифицированной и профессиональной помощи специалистов. Необходимо разработать отечественную методику обучения и работы с такими людьми.

В мировой практике образования детей индиго существует направление - Штайнеровские школы. Они представляют собой самостоятельные самоуправляющиеся учебные организации. В Великобритании они сотрудничают друг с другом в рамках Ассоциации штайнеровских школ и входят в другие международные объединения. Всю ответственность за учебный процесс несут учителя, которые образуют педагогический коллектив [5]. Директора в такой школе нет, а руководство осуществляет совет школы, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Единственной целью такого объединения является совместная работа на благо учащихся. Такая организация _ не только модель общины, совместно заботящейся о благе учеников, но эффективный способ мобилизации способностей и талантов всех лиц, заинтересованных в процветании школы.

«Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти. Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение. Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее».

Сегодня существуют отдельные школы для таких одарённых детей. Например, школах Монтессори (являются лицензированными школами) работа осуществляется под девизом: «Помоги мне справиться самому», но, по сути, они являются системой детских садов, так как охватывают детей только до шести лет. Отдавая должное универсальности, гармоничности Монтессори-системы и ее значимости при работе с детьми Индиго, подготовке их к жизни в информационном обществе, представляется важным, что в современных условиях Монтессори-метод требует определенных дополнений, соответствующих сегодняшнему уровню развития науки и техники. На наш взгляд, расширения требует сфера художественного и музыкального воспитания, а так же включения в процесс воспитания новых информационных технологий.

Так же представляется принципиально важным построение непрерывного преемственного образования детей от самого раннего возраста до 10-12 лет. В нашей же стране преимущественно представлены группы для детей от 3 до 6 лет, хотя начинают активно развиваться группы для самых маленьких от 8 месяцев до 3 лет. Это, безусловно, позитивная динамика, поскольку именно этот возраст так важен для развития ребенка. А то, что занятия проводятся вместе с мамой, создает хороший доверительно-деловой контакт с семьей ребенка, помогая создавать единую среду и стратегию воспитания ребенка, поддерживаемую и родителями, и образовательным учреждением. Вместе с тем, школьное звено практически отсутствует, что серьезно снижает эффективность воспитания и образования ребенка, нарушая естественную динамику и преемственность процесса. Опыт работы немногих Монтессори-школ, которые выпускают детей в возрасте 10-12 лет в общеобразовательную школу (с 7 класса), показывает, что в этом возрасте формирование личности ребенка вошло в ту фазу, когда уже сформированы базисные понятия, представления о мире, навыки обучения и самоконтроля. Выпускники Монтессори-школ легко вписываются в коллективы сверстников в обычных школах, но обладают в отличие от них устойчивым высоким уровнем мотивации к обучению, любознательностью, умением организовать и адекватно оценить свою работу. Эти дети менее подвержены проблемам подросткового периода, благодаря здоровой и зрелой самооценке, кроме того, критичность ума и психическая устойчивость делают их менее подверженными внешним негативным влияниям (попыткам вовлечь в употребление алкоголя, наркотиков, ранние сексуальные контакты). Однако у детей, закончивших только Монтессори-детский сад и продолжающих свое образование с первого класса в общеобразовательной школе эти показатели значительно ниже. У них выше уровень интеллектуальных знаний, но формирование многих личностных качеств в период до 6 лет просто не успевает произойти.

Таким образом, подводя итог, мы можем сделать вывод о том, что Монтессори-система (безусловно, не являясь единственным) тем не менее, оказывается крайне актуальным и своевременным вариантом решения в сфере образования детей Индиго. Предоставляемые же данной системой благоприятные условия развития и становления таких детей, с высокой долей вероятности, помогут обеспечить потребность современного информационного общества в творческих кадрах нового уровня.

Вальдорфская школа также как и Мантессори является школой американского типа, наиболее крупнейшее и быстро растущее движение в мире. Дети в таких школах с помощью собственной рабочей тетради, которая, в последствие, становится рабочей книгой, пишут сами себе учебники. Вальдорфские школы - это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе. На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности. Вальдофская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Программы вальдорфских школ строятся таким образом, чтобы учитывать индивидуальные потребности каждого ученика. Опыт вальдорфского движения, накопленный за 75 лет его существования, показал, что его принципы могут быть адаптированы к культурам самых разных народов. Причина в том, что программы этих школ нацелены более на развитие природных способностей человека, чем на просто передачу знаний. Широта подхода и междисциплинарность _ отличительная особенность этих программ. Преподавание в вальдофских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога. Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника. Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного [7].

Естественно эти дети для массового образования являются бедствием, не только потому, что у них обнажен синдром дефицита произвольного внимания, для которого характерны: неусидчивость; чрезмерная возбудимость; трудности в следовании инструкциям; ярко выраженное лидерство. Для такого ребёнка настоящая проблема высидеть урок, особенно если он ему кажется скучным и неинтересным. Его организм требует постоянного движения. Такой ребенок может переключать своё внимание и делать несколько дел одновременно.

Но, не смотря на все плюсы, основные принципы таких школ, в сравнении с нормативными требованиями массового сознания, являются не достаточно совмещены. Аттестатов об образовании государственного образца такая школа выдать не может. Обучение в таких школах, как правило, осуществляется на платной основе и расположены они в крупных городах, что вызывает проблематичность для обучения детей сельских районов и малых городов страны. Существует немало школ и центров для детей индиго, для одарённых детей, но многие их них не на государственной основе и качество таких обучающих программ ещё не выявлено. Многим детям в такие школы не «поступить», и остаётся один единственный выход это коррекционная школа-интернат. Совершенствование методов преподавания тех или иных предметов лишь ненадолго оживит традиционную систему, которая в целом дает сбой. Эта система приводит к угасанию умственных сил ребенка и его социальной активности, ослаблению его физического здоровья. А вместе с тем угасает его свободолюбивая сущность и детская душа. Индиго не гордятся тем, что не похожи на других. Если люди хотят называть их «детьми-индиго», пусть называют. Это совсем не изменит их внутренний мир. Если мы заполняем наш внутренний мир, как пустой сосуд, постепенно, то они приходят в этот мир уже с содержимым сосуда, которое готовы дарить другим.

Все вышеуказанные вопросы касаются среднего и дошкольного образования. Проблема высших учебных заведений и средне - специальных учреждений занимает одну из ведущих ролей в структуре современного образования. Педагогика терпит кризис. Люди, и общество в целом, должны менять подход к детям, методы воспитания. К сожалению, сегодня не многие страны готовы преобразовать систему образования, чтобы она подходила и для обучения детей Индиго. Выход находится совсем другой. Детей Индиго признают детьми с врожденными умственными отклонениями и отправляют в специальные школы-интернаты для слабоумных детей или же в психиатрические клиники, где детей обкалывают специальными препаратами и снижают их активность. С каждым годом детей Индиго рождается все больше, и государство не будут в состоянии обеспечить психлечебницами всех детей. В ходе стандартного обучения творческий потенциал, свойственный каждому ребенку, зачастую теряется, так как оно построено не на решении творческих задач, а на воспроизведении запоминаемой информации, а с этим компьютер справляется сегодня значительно быстрее и лучше.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что современному обществу необходим специалист, который умеет творчески рассматривать проблему и обладает навыками поиска и анализа информации, позволяющими решать эту проблему путем неожиданных решений, основанных на его личностном потенциале.



Кажется, вполне логичным предположить, что появление и явное увеличение количества в современном обществе детей Индиго и новые потребности современного общества, нуждающегося в личностях творческих, самостоятельных и самобытных, - это звенья одной цепи и явления, взаимосвязанные между собой. Они показывают на несостоятельность современной системы общего образования с двух различных позиций. Во-первых, современное общество оказывается неудовлетворенным в потребности обеспечения его специалистами, которые умеют на новом уровне оперировать информацией, пользоваться различными информационными носителями, проводить качественный анализ информации на основании чего могут принимать быстрые творческие нестандартные решения. Во-вторых, массово появляющиеся сегодня дети-Индиго, обладающие необходимыми задатками для того, чтобы стать творческими, нестандартно-мыслящими личностями, не могут закрепить в себе эти качества, проявить их в необходимой мере, встречаясь с нивелирующей системой нашего образования. Эта система не отвечает их потребностям. Так, Стивен Харрисон в своей книге «Счастливый ребенок» справедливо отмечает, что «…устаревшее фрагментарное образование больше не в состоянии удовлетворить всевозрастающую потребность в умении управлять невиданными прежде потоками информации, постигать природу межкультурных конфликтов и справляться с проблемой истощении природных ресурсов – от нефти до пресной воды. Этим потребностям может удовлетворить лишь качественно новое, целостное воспитание детей». Современное образование должно давать ребенку целостную картину мира. Оно должно обучать навыкам поиска, обработки и анализа информации, необходимой для решения проблем.
Список литературы


  1. Алтухов, Ю.П. Монолог о генетике /Ю.П. Алтухина // Человек. -2003.- № 6.- С.5-16.

  2. Бейнарович, Е. Под знаком Индиго/ Е.Бейнарович.- Одесса.:Астропринт, 2009- 211с.- ISBN 966-318-356-Х

  3. Бельков, В.В. Куда идет эволюция человечества?/В.В.Белькова // Человек. - 2003. - № 2. - С. 16-29.

  4. Бесчасная, А.А. Дети-идиго- пришельцы из космоса? /А.А. Бесчасной // Человек .- 2008.- № 3.- С. 178-181. 

  5. Заваденко, Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 112 с.

  6. Чувин, С.Н. К вопросу о направлениях трансформации человека/ С.Н. Чувина // Социологические исследования.- 2007.- № 1.- С. 150-152.

  7. Ясюкова, Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. — СПб, ГП «ИМАТОН», 2000. — 100 с.

Каталог: assets -> files -> conf reports -> conf8
conf8 -> Методика коррекции физических нагрузок спортсменов университета
conf8 -> Практикум по дисциплине «моделирование биологических процессов и систем»
conf reports -> Применение информационных компьюторных технологий при проведении социально-гигиенического мониторинга студенческой молодежи: опыт оренбургского государственного университета
conf reports -> Токсикология тяжелых металлов
conf reports -> Перспективы использования ферментных препаратов в производстве соков
conf reports -> Физическая культура в обеспечении здоровья студентов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница