Образовательная программа «Организационная психология»



Скачать 376.08 Kb.
Дата12.09.2017
Размер376.08 Kb.
ТипОбразовательная программа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Факультет психологии

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины



Количественные и качественные методы исследования в психологии

Направление подготовки

68:030300 «Психология»

Профессионально-образовательная программа

«Организационная психология»

Квалификация (степень) выпускника



Магистр

Форма обучения



очная

Председатель НМК факультета психологии

д. псх. н., профессор ___________ Л.Н. Аксеновская

Саратов,


2011

1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Количественные и качественные методы исследования в психологии» являются формирование комплексного представления о методах психологического исследования, освоение теоретических знаний о методологии и процедурных особенностях качественных и количественных методов, подготовка к практическому использованию конкретных методов.



2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

Дисциплина является обязательной базовой частью в общенаучном цикле ООП магистратуры. Курс систематизирует знания из различных областей психологии применительно к области методов исследования.

Курс взаимосвязан с курсами «Методологические проблемы психологии» и «Планирование теоретико-эмпирических исследований»; является центральной частью методического общепрофессионального блока дисциплин, базируется на теоретических и практических знаниях истории психологии, методологии и теоретических направлений в психологии, психологии личности и психологии группы и др. Настоящий курс способствует формированию системного профессионального мышления психолога, знакомит его с новейшими тенденциями в области психологии, снабжает арсеналом методов научного исследования, лежит в основе практик и реализации научно – исследовательской работы, необходим для освоения специальных дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

ОК-1 – совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности;

ОК-2 – самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности;

ОК-5 – использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом;

ОК-6 – принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация;

ОК-7 – адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей;

ОК-9 – выбору адекватного математического обеспечения научно-исследовательской работы;

ОК-11 – оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы;

ПК-1 – обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии;

ПК-2 – разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств;

ПК-5 – определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ;

ПК-6 – модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии;

ПК-7 – планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии;

ПК-8 – анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био -психо-социальных составляющих функционирования;

ПК-10 – выявлению специфики психического функционирования человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам;

ПК-11 – овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;

ПК-14 - подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;

ПК-15 – планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований;

ПК-17 – диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок;

ПК-23 – проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности;

ПК-24 – выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики;

ПК-25 – созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности;

ПК-27 – проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды;

ПК-33 – супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его практической деятельности;

ПК-34 – мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в профессионально-предметной области;

ПК-36 – поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности, стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности.

В результате изучения дисциплины магистрант должен:



Знать: методологические принципы построения исследований; основные научные школы и направления развития количественной и качественной методологии; специфику качественной методологии; основные качественные и количественные исследовательские методы; современные теории анализа эмпирических данных.

Уметь: ориентироваться в процедурных особенностях качественного исследования; планировать исследование, выбирать методы релевантные поставленным исследовательским задачам; определять предмет исследования и адекватно формулировать цель и задачи, корректно применять количественные и качественные методы получения эмпирических данных; самостоятельно анализировать полученные психологические факты; правильно выбирать и применять статистические и интерпретационные процедуры; представлять полученные результаты в рекомендациях, публикациях и отчетах;

Владеть: пониманием системного характера измерения психики, базирующегося на методологических принципах личностного и деятельностного подходов; системного характера многоуровневой детерминации психики; пониманием условий достоверности изучения психики с помощью количественных и качественных методов; методами повышения валидности и надежности исследования; навыками анализа и интерпретации данных; практическими методами оценки эффективности качественного исследования.
4. Структура и содержание дисциплины «Количественные и качественные методы исследования в психологии».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.






п/п




Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинар

Лаборат.

Практич

Самост. раб.

1

Качественный и количественный подходы к исследованию.

1




1




2

Реферат


2

Теоретико- методологическое основание качественной методологии.

1




2






4

Реферат


3

Построение эмпирического исследования.

1




1



1

2


Разработка исследовательских моделей

4

Количественные методы исследования: анкетный опрос, стандартизированное интервью, тесты

1








2

4

Письменная работа



5

Обработка и анализ количественных данных.

1








2

4


Коллоквиум 6-я неделя

6

Анализ документов.

1








1

2


Выполнение практической работы

7

Социометрия.

1













2

Письменная работа


8

Эксперимент в психологическом исследовании.

1




2




2

4

Планирование экспериментального исследования

9

Наблюдение.

1













2

Коллоквиум

10

Проективные методические приемы и исследовательские техники.

1










1

2

Эссе

11

Групповые методы качественного исследования.

1









1


4


Эссе


12

Теоретические предпосылки групповых качественных методов.

1




2





2

Коллоквиум


13

Смешанные качественно-количественные методы.

1








2


Выполнение практической работы

14

Планирование и организация исследования.

1







2


2


Разработка исследовательских моделей

15

Роль модератора. Организация работы фокус-группы.

1








2

2


Анализ конкретной ситуаций

16

Индивидуальное интервью.

1












1


Реферат

17

Этнографические методы.

1













1

Эссе

18

Качественные методы в решении практических задач.

1










2

2

Анализ практической задачи

19

Анализ и представление результатов качественного исследования.

1









2

2


Презентация самостоятельного исследования




ИТОГО







8




18

46

экзамен

Промежуточная аттестация

72 часа



Содержание дисциплины:


Наименование раздела дисциплины

Содержание

Введение.

Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии.

Виды исследований в психологии. Типы данных, получаемых в исследовании. Проблема качества данных.

Общий обзор методов. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия.
Методы обработки и анализа данных исследования.




Качественный и количественный подходы к исследованию.

Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ. Исследовательский потенциал качественных методов. Практические задачи, решаемые с помощью качественных исследований. Дихотомия качественного и количественного подхода. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов. Смешанные методы исследования. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических исследованиях. Качественные исследования как основание количественного анализа.

Принцип интерпретации в качественной методологии. Принцип единства языка и познания. Постструктурализм (М.Фуко): язык как дискурс и технология власти.



Теоретико- методологическое основание качественной методологии.

Прообразы качественных исследований до возникновения психологии как науки. Период ранних классических исследований (1900-1950). Чикагская школа социологии. Исследование У.Томаса и Ф.Знанецкого, Р.Парка и др. Франкфуртская школа (Адорно, Фромм, Маркузе и др.). Этнографические исследования Боаса, Мид, Бенедикт, Бейтсона, Эванса-Притчарда, Радклифф-Брауна, Малиновски. Вклад психоанализа: использование глубинных психоаналитических интервью, кейс-стади, проективных методов и интерпретативного подхода. Исследование Л.Бинсвангера «Случай Элен Вест». Г.Олпорт и методы анализа личных документов в психологии.

Период оформления исходных традиций (1950-1970): феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории. Идея «гуманистического типа науки» у А.Маслоу и К.Роджерса. Исследование А. Ван Каама и формулирование принципов феноменологического исследования в психологии.

Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970-1990). Классические работы по качественным исследованиям: В.Филстид «Качественная методология», Дж.Лофлэнд «Анализ социальных обстоятельств», Л.Шацман и А.Страусс «Полевое исследование», Р.Богдан и С.Тэйлор «Введение в качественные исследовательские методы», Дж.Спрэдли «Этнографическое интервью», М.Хаммерсли и П.Аткинсон «Этнография». А.Джорджи и «Дюкеснские исследования по феноменологической психологии». Интерпретативный (текстуальный) поворот в социальных науках.

Период новой систематизации методов, процедур и стандартов (1990-наст. время). Критика фундаменталистских критериев оценки качественных исследований и переосмысления понятий валидность, обобщаемость, надежность данных. Расширение области использования качественных исследований.

Проблема качества данных. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования. Традиционные типы валидности: внутренняя, внешняя, конструктная, операциональная.


Построение эмпирического исследования.

Проблема и проблемная ситуация. Житейская и научная формулировки проблемы. Взаимодействие психолога и «заказчика» в прикладном исследовании.
Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии.
Определение и соотношение понятии «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам.
Процедура исследования. Проблема выборочного метода. в социальной психологии. Основные понятия выборочного метода.
Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Принцип случайного отбора респондентов.

Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования.

Рабочий план исследования.
Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования.


Количественные методы исследования: анкетный опрос, стандартизированное интервью.

Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.
Особенности индивидуальных опросных методов. Планирование и организация личных интервью. Подготовка вопросника (гайда). Вопросы в глубинном интервью. Бриф для интервьюеров. Этика проведения индивидуального интервью. Фазы интервью. Проблема установления и поддержания контакта между интервьюером и респондентом. Подготовка интервьюеров

Характеристики и процедура глубинных интервью. Методические приемы, используемые в глубинном интервью. Особенности анализа полученных данных.

Преимущества и недостатки структурированных и неструктурированных интервью. Особенности проведения и анализа результатов нарративных интервью.

Специфика этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования.

Преимущества и ограничения on-line интервью. Особенности выборки и анализа данных. Способы регистрации данных.
Классификация ошибок. Источники систематических ошибок.
Специфика заочного (телефонного, он лайн) интервью.

Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты.


Виды вопросов, требования к ним.
Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

Экспертные опросные листы. Отличительные характеристики экспертных опросных методов. Экспертные интервью и фокус-группы, client visits. Планирование, организация, рекрутирование. Процедурные особенности.

Креативные экспертные группы: брейнсторминг, дельфи, синектика. Формирование экспертных групп. Выбор и обоснование исследовательской процедуры. Приемы повышения креативности в экспертных опросах.


Обработка и анализ количественных данных.

Способы кодировки данных. Методы построения шкал и индексов из первичных индикаторов. Математические и логические индексы.
Три типа данных и их соотношение (целевые вопросы, анкетные вопросы, показатели статистической обработки).
Оценка достоверности и полноты данных на этапе кодировки.

Уровни измерения и допустимые статистики.

Первичное описание и упорядочивание данных: простая (одномерная) группировка. Абсолютные значения и проценты.

«Укрупнение» интервала шкал. «Свертка» данных.


Показатели центральной тенденции и рассеивания.

Взаимосвязи показателей: перекрестная (двухмерная) группировка.


Меры статистической взаимосвязи признаков (коэффициенты корреляции): общая классификация.

Многомерная эмпирическая классификация признаков и поиск общих зависимостей: метод факторного анализа.


Эмпирическая типологизация испытуемых: метод кластерного анализа.

Графики, гистограммы, полигоны распределений, таблицы, корреляционные и факторные матрицы и др.

Интерпретация и анализ статистических данных, проверка гипотез. Переход от статистических выводов к содержательным.


Анализ документов.

Определение понятия «документ» в социальной психологии. Виды документов.

Общие особенности методов анализа документов.


Способы оценки достоверности данных документов.
Основные типы традиционного анализа документов. Сравнительный анализ методов традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки. Процедура и этапы контент-анализа.

Социометрия.

История метода. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода. Типы социометрических критериев. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрии: сравнительный анализ. Этапы обработки данных социометрии; социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Этические проблемы социометрии.
Модификации социометрического метода.

Эксперимент в психологическом исследовании.

Области использования и специфика метода.
Типы причинно-следственных связей в психологии. Основные понятия эксперимента.

Параметры экспериментальной процедуры. Виды экспериментов. Экспериментальные схемы (планы).


Проблема качества эксперимента: основные понятия и критерии оценки. Особенности эксперимента в психологии. Лабораторный и полевой эксперимент.
Способы измерения зависимой переменной.

Наблюдение.

Общая характеристика метода, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения.
Типичные ошибки и пути повышения качества данных наблюдения.
Подготовка исследования.

Проективные методические приемы и исследовательские техники.

Проективные методические приемы и исследовательские техники.

Зондирующие методы и процедуры выбора. Приемы активизации внимания. Шкалирование. Brand mapping. Группирование и ранжирование. Ассоциативные методы. Вербальные методики: свободные и направленные ассоциации, персонификация, идеальный продукт, игровые ассоциативные методики. Невербальные методики: образные ассоциации, коллаж.

Процедуры завершения. Завершение предложений, фрустрирующие картинки, незавершенные рисунки, модификация ТАТ.

Процедуры конструкции. Стереотипы, «типичные персонажи», рисунки Bubbles. Коллаж. Психологический рисунок. Манипуляция с предметами. Mаpping. “Кто он?” (Модифицированный тест М.Куна). Аналогии. Персонализация. Ролевая игра. Выбор необходимых проективных методик.

Экспрессивные методы. Игровые методики: ролевые игры, моделирование ситуаций. Графические методики: экспрессивный рисунок, «дом», «дерево», РНЖ и др.

Анализ и интерпретация результатов проективных методик. Принципы и основные элементы анализа вербальных и невербальных данных.



Групповые методы качественного исследования.

Преимущества и ограничения групповых опросных методов. Групповая динамика и социально-психологические процессы и феномены в фокус-группе. П Специфика телефонных и on-line фокус-групп. Групповые методы: групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы.

Психологические характеристики участников фокус-группы. Управление фокус-группой (модерирование).

Планирование и организация фокус-группового исследования. Правила рекрутирования. Подготовка топик-гайда.

Модификации фокус-групп: расширенные креативные группы; десантные группы; парти-группы; группы конфликта; номинальные группы. Процедурные особенности, планирование, рекрутирование.

Области применения качественных методов психологического исследования: психологическая экспертиза различных социальных программ, социальные исследования, политика, финансы, маркетинг, реклама, средства массовой информации, здравоохранение.


Теоретические предпосылки групповых качественных методов.

Преодоление субъект-объективной дихотомии в психологии (К.Роджерс, А.Пузырей). Система базисных психотехнических действий. “Групповая динамика” (К.Левин). Групповая дискуссия как основной методический прием качественных социально-психологических методов.

Переменные, влияющие на “зоны комфорта” участников группы. Внутриличностные переменные: демографические, физические, личностные. Межличностные переменные: сплоченность группы, групповая совместимость, социальная власть, невербальное взаимодействие. Экологические переменные: территориальность, личное пространство, организация пространства.

Модератор - руководитель группы. Самораскрытие участников группы.


Смешанные качественно-количественные методы.

Методология качественно-количественных исследований. Количественный контент-анализ, качественный контент-анализ. Планирование количественного исследования с точки зрения качественной методологии. Качественные методы получения «сырых» данных.

Планирование и организация исследования. Подбор участников группы.

Этапы качественного исследования. Подготовительный этап. Запрос на исследование. Разработка программы исследования. Анализ проблемы. Определение целей, задач и объекта исследования. Подготовка предложений. Брифинг. Разработка и согласование программы. Обоснование выбора методов, выборки, критериев рекрутирования. Подготовка скринера и топик-гайда.

Этап полевого исследования. Расписание исследовательских процедур. Технологии проведения исследования.

Заключительный этап. Анализ полученных результатов и подготовка отчета. Полный отчет, краткий отчет, отчет модератора, основные выводы, рекомендации. Подготовка и проведение презентации результатов исследования.

Компьютерные программы качественного анализа данных (ATLAS.ti, Transana, Folio VIEWS, NUD-IST и др.)Рекрутирование участников. Критерии отбора респондентов. Количество участников группы. Способы рекрутирования: по спискам, случайная выборка, телефонные и уличные экспресс-интервью, метод снежного кома. Приглашение на группу. Ограничения на участие в группе.





Роль модератора. Организация работы фокус-группы.

Личностные характеристики хорошего модератора. Внутренняя подготовка модератора к исследованию. Профессиональная подготовка модератора. Факторы, определяющие стиль модерирования. Возможные ошибки модерирования. Стратегия поведения модератора в ходе работы группы.

Начало работы. Вступительное слово модератора. Реакция модератора на высказывания участников. Тактика модератора по отношению к различным категориям участников группы. Окончание работы группы.

Требования к месту и времени проведения группы. Необходимое техническое оснащение. On-line качественные исследования.

Критерии эффективной фокус-группы. Очевидная и предсказательная валидность результатов качественного исследования.



Индивидуальное интервью.

Особенности индивидуального интервью. Подготовка сценария и процедура личного интервью. Специфика формулировки и задавания вопросов в глубинном интервью. Виды интервью: глубинное, биографическое, экспертное, нарративное. On-line интервью. Роль интервьюера. Специфика проведения индивидуального интервью. Преимущества и ограничения индивидуального глубинного интервью.

Этнографические методы.

История применения этнографических методов в психологии. Основные характеристики и специфика этнографических методов. Классификация методов: дневниковые методы, анализ документов, эвристические методы. Отбор респондентов для этнографического исследования. Методы регистрации данных. Визуальная социология. Обработка и анализ данных этнографического исследования.



Качественные методы в решении практических задач.

Характеристика практических задачи, решаемых с помощью качественных методов.

Разбор кейсов:

качественные исследования в СМИ,

качественные исследования в Интернете;

качественные исследования рекламы;

качественные маркетинговые исследования;

качественные исследования в политике;

качественные исследования в организационной диагностике;

качественные исследования в сфере здоровья.


Анализ и представление результатов качественного исследования.

Анализ качественных данных. Феноменологический и герменевтический принципы анализа. Уровни анализа данных качественного исследования: уровень исходного материала, уровень описания, уровень интерпретации. Проблема контекстуализации качественного анализа.

Основные подходы к анализу качественных данных: метод обосновывающей теории А. Страусса и Дж. Корбин, метод матриц Майлса и Хабермана, Q-методология, нарративный анализ, дискурсивный анализ. Проблема интеграции качественной методологии.

Принцип объективности качественного анализа. Подходы к пониманию объективности качественного анализа (Дензин, Линкольн). Критерии объективности данных в качественном исследовании. (Д.Сиверман). Проблема адаптации критериев объективности для качественных методов. Обобщение и экстраполяция в качественном исследовании. Виды валидности в качественном исследовании. Виды надежности в качественном исследовании. Приемы повышения валидности и надежности качественного исследования. Репрезентативность и целевая выборка. Триангуляция как основная процедура валидизации качественного исследования.

Уровни анализа результатов качественного исследования. Различные стратегии анализа результатов. Выбор единиц и методов анализа данных качественного исследования. Классификация типов анализа. Компьютерный анализ результатов качественных исследований.

Процесс и этапы анализа результатов: непосредственные данные (транскрипты, стенограммы), описательные утверждения, интерпретации. Возможные уровни обобщения результатов.

Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету. Презентация отчета.




5. Образовательные технологии.

Интерактивные методы преподавания, дискуссии, конференции. Использование интернет-технологий. Индивидуальные и групповые творческие задания.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины: самостоятельные задания, реферат. Форма промежуточной аттестации: зачет.
Примерный перечень тем рефератов.


  1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований.

  2. Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии.

  3. Виды исследований и типы данных в психологии.

  4. Сравнительный анализ качественного и количественного подхода к методам исследования.

  5. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования.

  6. История развития качественных и количественных методов в психологии.

  7. Проблема качества данных и возможности его повышения.

  8. Основные этапы построения эмпирического исследования.

  9. Особенности построения выборки и подбора методов исследования

  10. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.

  11. Особенности интервью: виды и специфика применения.

  12. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

  13. Особенности обработки и анализа количественных данных.

  14. Общие особенности методов анализа документов.

  15. Особенности использования социометрии как метода сбора данных.

  16. Особенности использования эксперимента в психологическом исследовании.

  17. Наблюдение как метод психологии: достоинства и недостатки.

  18. Специфика проективных методических приемов и исследовательских техник.

  19. Основные особенности использования групповых методов качественного исследования.

  20. Методология и методы качественно-количественных исследований.

  21. Основные особенности планирования и организации исследования.

  22. Роль модератора в проведении психологического исследования.

  23. Индивидуальное интервью: преимущества и ограничения.

  24. Основные характеристики и специфика этнографических методов.

  25. Основные подходы к анализу качественных данных.

  26. Уровни анализа результатов качественного исследования.


Вопросы к зачёту


  1. Определение и соотношение понятий «методология», «метод», «методика», «процедура», «техника» исследований. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии. Виды исследований в психологии. Типы данных, получаемых в исследовании.

  2. Методы эмпирического исследования. Методы воздействия. Взаимосвязь между методами исследования и воздействия. Методы обработки и анализа данных исследования.

  3. Определение понятий: качественная методология, качественные методы исследования, качественный анализ. Исследовательский потенциал качественных методов. Практические задачи, решаемые с помощью качественных исследований.

  4. Дихотомия качественного и количественного подхода. Преимущества и ограничения качественных и количественных методов исследования. Сравнительная характеристика качественных и количественных методов.

  5. Смешанные методы исследования. Сочетание количественных и качественных методов в конкретных психологических исследованиях. Качественные исследования как основание количественного анализа.

  6. Принцип интерпретации в качественной методологии. Принцип единства языка и познания. Постструктурализм (М. Фуко): язык как дискурс и технология власти.

  7. Теоретико-методологическое основание качественной методологии. Период ранних классических исследований (1900-1950).

  8. Период оформления исходных традиций (1950-1970): феноменология, герменевтика, этнометодология, структурализм, семиотика, культуральные исследования, критическая теория, феминистские теории. Идея «гуманистического типа науки» у А. Маслоу и К. Роджерса.

  9. Период пересмотра оснований и парадигмы исследований (1970-1990).

  10. Период новой систематизации методов, процедур и стандартов (1990-наст. время). Критика фундаменталистских критериев оценки качественных исследований и переосмысления понятий валидность, обобщаемость, надежность данных. Расширение области использования качественных исследований.

  11. Проблема качества данных. Критерии объективности качественного исследования. Понятия валидности и надежности качественного исследования. Традиционные типы валидности: внутренняя, внешняя, конструктная, операциональная.

  12. Постановка проблемы исследования. Теоретический анализ проблемы исследования. Выбор методологии.

  13. Определение и соотношение понятий «цель», «задача», «объект», «предмет» исследования. Интерпретация и операционализация основных понятий.

  14. Гипотезы исследования. Виды и функции гипотез. Требования к гипотезам.

  15. Процедура исследования. Проблема выборочного метода. Основные понятия выборочного метода.

  16. Способы построения выборки. Репрезентативная выборка. Принцип случайного отбора респондентов.

  17. Подбор (разработка) и обоснование методов исследования и способов обработки его результатов. Основные принципы и типичные ошибки при подборе методического инструментария исследования.

  18. Рабочий план исследования. Пилотаж методик и других элементов программы исследования. Выбор ситуации исследования.

  19. Классификация и общая характеристика опросных методов, области их использования и ограничения.

  20. Особенности индивидуальных опросных методов. Планирование, организация и проведение личных интервью. Подготовка вопросника (гайда). Вопросы в глубинном интервью.

  21. Характеристики и процедура глубинных интервью. Методические приемы, используемые в глубинном интервью. Особенности анализа полученных данных.

  22. Преимущества и недостатки структурированных и неструктурированных интервью. Особенности проведения и анализа результатов нарративных интервью.

  23. Специфика этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования.

  24. Особенности выборки и анализа данных. Способы регистрации данных. Классификация ошибок. Источники систематических ошибок.

  25. Виды анкет. Структура анкеты. Формальные, содержательные и формально-содержательные характеристики анкеты. Виды вопросов, требования к ним.

  26. Сравнительный анализ методов интервьюирования и анкетирования; достоинства и недостатки.

  27. Экспертные опросные листы. Отличительные характеристики экспертных опросных методов. Экспертные интервью и фокус-группы, client visits. Планирование, организация, рекрутирование. Процедурные особенности.

  28. Креативные экспертные группы: брейнсторминг, дельфи, синектика. Формирование экспертных групп. Выбор и обоснование исследовательской процедуры. Приемы повышения креативности в экспертных опросах.

  29. Способы кодировки данных. Методы построения шкал и индексов из первичных индикаторов. Математические и логические индексы.

  30. Три типа данных и их соотношение (целевые вопросы, анкетные вопросы, показатели статистической обработки). Оценка достоверности и полноты данных на этапе кодировки.

  31. Уровни измерения и допустимые статистики. Первичное описание и упорядочивание данных: простая (одномерная) группировка. Абсолютные значения и проценты. «Укрупнение» интервала шкал. «Свертка» данных. Показатели центральной тенденции и рассеивания.

  32. Взаимосвязи показателей: перекрестная (двухмерная) группировка. Меры статистической взаимосвязи признаков (коэффициенты корреляции): общая классификация.

  33. Многомерная эмпирическая классификация признаков и поиск общих зависимостей: метод факторного анализа.

  34. Эмпирическая типологизация испытуемых: метод кластерного анализа.

  35. Интерпретация и анализ статистических данных, проверка гипотез. Переход от статистических выводов к содержательным.

  36. Анализ документов. Методы традиционного и контент-анализа документов: области использования, достоинства и недостатки. Процедура и этапы контент-анализа.

  37. Социометрия как метод исследования. Виды данных, диагностируемых с помощью социометрического метода. Типы социометрических критериев. Параметрическая и непараметрическая процедуры социометрии: сравнительный анализ.

  38. Этапы обработки данных социометрии; социоматрица, социограмма, социометрические индексы. Этические проблемы социометрии.
    Модификации социометрического метода.

  39. Области использования и специфика проведения эксперимента.
    Типы причинно-следственных связей в психологии. Основные понятия эксперимента. Виды экспериментов.

  40. Проблема качества эксперимента: основные понятия и критерии оценки. Способы измерения зависимой переменной.

  41. Общая характеристика метода наблюдения, его достоинства и недостатки. Виды наблюдения. Этапы построения программы наблюдения. Способы фиксации результатов наблюдения.

  42. Общая характеристика проективных методических приемов и исследовательских техник.

  43. Зондирующие методы и процедуры выбора. Приемы активизации внимания. Шкалирование. Brand mapping. Группирование и ранжирование данных.

  44. Вербальные методики: свободные и направленные ассоциации, персонификация, идеальный продукт, игровые ассоциативные методики.

  45. Невербальные методики: образные ассоциации, коллаж.

  46. Процедуры завершения. Завершение предложений, фрустрирующие картинки, незавершенные рисунки, модификация ТАТ.

  47. Процедуры конструкции. Стереотипы, «типичные персонажи», рисунки Bubbles. Коллаж. Психологический рисунок. Манипуляция с предметами. Mаpping. “Кто он?” (Модифицированный тест М. Куна). Аналогии. Персонализация.

  48. Экспрессивные и графические методики: общая характеристика.

  49. Игровые методики: ролевые игры, моделирование ситуаций.

  50. Анализ и интерпретация результатов проективных методик. Принципы и основные элементы анализа вербальных и невербальных данных.

  51. Групповые методы психологического исследования: групповое фокусированное интервью, фокус-группы, расширенные креативные группы, группы равных, десантные группы, номинальные группы, брэйнсторминг, синектика, дельфи-группы, группы обсуждения без лидера, группы конфликта, сензитивные группы, группы модификации поведения, адаптационные группы. Преимущества и ограничения групповых опросных методов.

  52. Планирование и организация фокус-группового исследования. Правила рекрутирования. Подготовка топик-гайда.

  53. Групповая динамика и социально-психологические процессы и феномены в фокус-группе. Специфика телефонных и on-line фокус-групп.

  54. Психологические характеристики участников фокус-группы. Управление фокус-группой (модерирование).

  55. Модификации фокус-групп: расширенные креативные группы; десантные группы; парти-группы; группы конфликта; номинальные группы. Процедурные особенности, планирование, рекрутирование.

  56. Области применения качественных методов психологического исследования: психологическая экспертиза различных социальных программ, социальные исследования, политика, финансы, маркетинг, реклама, средства массовой информации, здравоохранение.

  57. Теоретические предпосылки групповых качественных методов.

  58. Методология качественно-количественных исследований. Количественный контент-анализ, качественный контент-анализ. Планирование количественного исследования с точки зрения качественной методологии. Качественные методы получения «сырых» данных.

  59. Планирование и организация качественного исследования. Подбор участников группы.

  60. Характеристика практических задачи, решаемых с помощью качественных методов. Особенности использования кейс-метода. Виды кейсов.

  61. Анализ качественных данных. Феноменологический и герменевтический принципы анализа. Уровни анализа данных качественного исследования. Проблема контекстуализации качественного анализа.

  62. Основные подходы к анализу качественных данных: метод обосновывающей теории А. Страусса и Дж. Корбин, метод матриц Майлса и Хабермана, Q-методология, нарративный анализ, дискурсивный анализ. Проблема интеграции качественной методологии.

  63. Принцип объективности качественного анализа. Подходы к пониманию объективности качественного анализа (Дензин, Линкольн). Критерии объективности данных в качественном исследовании. (Д. Сиверман). Проблема адаптации критериев объективности для качественных методов.

  64. Обобщение и экстраполяция в качественном исследовании. Виды валидности и надежности в качественном исследовании. Приемы повышения валидности и надежности качественного исследования. Репрезентативность и целевая выборка.

  65. Уровни анализа результатов качественного исследования. Различные стратегии анализа результатов. Выбор единиц и методов анализа данных качественного исследования. Классификация типов анализа. Компьютерный анализ результатов качественных исследований.

  66. Процесс и этапы анализа результатов: непосредственные данные (транскрипты, стенограммы), описательные утверждения, интерпретации. Возможные уровни обобщения результатов.

  67. Формы представления результатов: графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, комментарии, технический отчет, рекомендации, развернутый аналитический отчет. Требования, предъявляемые к аналитическому отчету.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:

  1. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии [Текст]: учеб. пособие / Н.Е. Веракса. - М.: Академия, 2008. - 235, [5] с.

  2. Мельникова О.Т.   Фокус-группы. Методы, методология, модерирование [Текст] : учеб. пособие / О.Т. Мельникова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 318, [2] с.

б) дополнительная литература:




  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX cтолетия. М.: Аспект Пресс, 2001.

  2. Батыгин Г. Семенович. Лекции по методологии социологических исследований [Текст] : учеб. для студентов гуманитар. вузов и аспирантов / Г. С. Батыгин. - М. : Аспект-Пресс, 1995. - 288 с.

  3. Белановский С.А. Метод фокус-групп [Текст]: учеб. пособие / С.А. Белановский; . - М. : Магистр, 1996. - 269, [3] с.

  4. Белановский С.А. Глубокое интервью [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Белановский. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.

  5. Белановский С.А. Метод фокус-групп [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / С. А. Белановский. - М.: Никколо-Медиа, 2001. - 280 с.

  6. Белановский С.А.  Методика и техника фокусированного интервью [Текст] : (учеб.-метод. пособие) / С.А. Белановский ; . - М.: Наука, 1993. - 350 с.

  7. Введение в практическую социальную психологию [Текст]: учеб. пособ. для вузов. - М. : Наука, 1994. - 255 с.

  8. Введение в практическую социальную психологию [Текст]: Учеб. пособ. для вузов для доп. образования. - 2-е изд., испр. - М.: Смысл: Academia, 1996. - 373 с.

  9. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии [Текст] = Experiencing social Psychology: учеб. пособие / Э. Пайнс, К. Маслач. - 4-е междунар. изд. - СПб. ; М. ; Харьков; Минск : Питер, 2000. - 522, [6] с.

  10. Страусс А. Основы качественного исследования. Обоснованная теория. Процедуры и техники [Текст] = Basics of Qualitative Research / А. Страусс, Д. Корбин ; . - М. : Едиториал УРСС, 2001. - 254, [2] с.

  11. Улановский А.М. История и векторы развития качественных исследований в психологии // Методология и история психологии. 2008, №2. С.129-139.

  12. Улановский А.М. Качественные исследования: подходы, стратегии, методы // Психологический журнал, 2009, №2. С.18-28.

  13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования М.: Добросвет, 1998.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

Программы воспроизведения мультимедиафайлов. Компьютерная программа SPSS 15.0. Стандартные офисные приложения.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Аудитории, оборудованные ПК с установленным ПО. Программы воспроизведения мультимедиафайлов, позволяющие проводить компьютерные презентации.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки «Психология» (квалификация (степень) «магистр).
Автор:

д. псх. н., профессор Л.Н. Аксеновская

Программа одобрена на заседании кафедры общей и социальной психологии от ___________года, протокол № _________________.

Подписи:


Зав.кафедрой общей

и социальной психологии,

д. псх. н., профессор Л.Н. Аксеновская

Декан факультета психологии,



д. псх. н., профессор Л.Н. Аксеновская
Каталог: archive -> old.sgu.ru -> files
files -> Темы контрольных работ. Специалитет Психология социального поведения
files -> Исследование в психологии. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии
files -> Темы рефератов и вопросов для самостоятельной подготовки
files -> О. Ю. Абакумов «Око земного бога»
files -> Вопросы для вступительных испытаний поступающих в магистратуру юридического факультета для лиц не имеющих высшего юридического образования по теории государства и права, конституционному праву России, уголовному праву России
files -> История и теория русского авангарда 10-х годов (спецкурс)
files -> Методические рекомендации по написанию контрольной работы Выполнение контрольной работы заключается в усвоении теоретической базы по судебной медицине и психиатрии
files -> Темы рефератов. Сравнительный анализ психоаналитических подходов к здоровью личности З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница