Образовательная программа включает 12 тем для занятий в астма-школе. Что такое бронхиальная астма?



Скачать 185.5 Kb.
страница1/3
Дата05.05.2016
Размер185.5 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3

Образовательная программа

Образовательная программа включает 12 тем для занятий в астма-школе.


  1. Что такое бронхиальная астма?

  2. Пикфлоуметрия. Почему возникает приступ удушья. Аллергия и астма.

  3. Неаллергические причины бронхиальной астмы.

  4. Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.

  5. Лечение хронического воспаления при бронхиальной астме.

  6. Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы.

  7. Лечение и профилактика вирусной инфекции.

  8. Ночная астма.

  9. Питание при бронхиальной астме.

  10. Дыхательная гимнастика и физкультура для больных бронхиальной астмы.

  11. Самомассаж лица, основы общего массажа, закаливание.

  12. Как лечить обострение бронхиальной астмы. Вопросы и ответы.

В нашей астма-школе на каждую тему отводится по одному занятию, за исключением темы 6 – «Глюкокортикостероидная терапия бронхиальной астмы», которая занимает 2 занятия. Таким образом, общее количество занятий – 13. Мы рекомендуем сохранять рекомендуемый порядок занятий с 1 по 7 (включая занятия по глюкокортикоидам), так как на первых 6 занятиях больные должны получить базовые знания о бронхиальной астме, последовательно переходя от понятия «Бронхиальная астма» к причинам приступов и лечению болезни (ситуационному и профилактическому). Следующие 6 занятий могут располагаться в порядке, удобном для преподавателя.



Занятия № 1.

Что такое бронхиальная астма?
План занятия:

  1. Что такое астма-школа?

  2. Определение бронхиальной астмы.

  3. Бронхиальная астма – хроническое заболевание.

  4. Как устроены дыхательные пути – внешнее и внутреннее строение.

  5. Что происходит в приступе астмы.

Реквизит: плакаты «Внешнее и внутреннее строение дыхательных путей», «Бронхи вне и в присутствии астмы», издания книг, газет, журналов и т.т. для больных астмой.



  1. Первое занятие – всегда самое трудное во всем цикле. Больные не знакомы друг с другом и не знают преподавателя. Занятие начинается с того, что преподаватель рассказывает группе как будет организован учебный цикл и кто из врачей принимает участие в работе астма-школы.

Как возникла идея организовать астма-школу? В экономически развитых странах Запада (США, Германия, Англия, Швеция и т.д.) образование больных играет важную роль в лечении больных астмой. Специальные организации (Национальная кампания по лечению астмы в Англии, Фонд астмы и аллергии США, Фонд астмы в Новой Зеландии и т.д.) организуют астма-школы, выпускают газеты, журналы для больных астмой, распространяют брошюры, буклеты для больных. Во многих странах работает телефон астма-помощь. В Германии помимо астма-клубов и астма-школ большое распространение получили группы самоподдержки – собрания больных без участия врача. Созданы специальные учебники по самоконтролю и самоведению бронхиальной астмы. Для детей больных бронхиальной астмой создаются учебные мультфильмы, для взрослых видеофильмы. Таким образом во всем мире врач и больной астмой стали партнерами: при этом больной обладает обширными знаниями о своей болезни.

В нашей стране сделаны первые шаги по организации образования больных. Легочной Фонд в 1992 году организовал 4 астма-клуба в Москве., с 1993 г. в Москве работают 5 астма-школ. Также в Москве открыт телефон Астма-помощь, по которому может позвонить любой больной бронхиальной астмой и посоветоваться по поводу своей болезни с врачом.



  1. Тема первого занятия – что такое бронхиальная астма. Вводится определение: бронхиальная астма – это хроническое воспалительное заболевание, при котором периодически возникает обратимое сужение дыхательных путей – бронхоспазм.

  2. Цель первого занятия – объяснить, что бронхиальная астма, так же как и сахарный диабет, гипертоническая болезнь – заболевание хроническое. У детей бронхиальная астма может исчезнуть, но у взрослых можно говорить о длительной ремиссии, но не о полном излечении. Поэтому задача больного – научиться контролировать свою болезнь так, чтобы не допускать обострений болезни. Для этого и была создана астма-школа.

  3. Для того, чтобы научится самоконтролю и самоведению астмы, нужно представлять как устроено бронхиальное дерево и легкие и что происходит в приступе астмы. Демонстрационный плакат значительно облегчает эту задачу. Рассказ о строении бронхов и легких не должен быть очень подробным. Ниже перечислены основные понятия, используемые в этом уроке:

А. Внешнее строение бронхолегочной системы

1) Связь трахеи, бронхов, легких.

2) Ветвление бронхов, сравнение диаметра крупных и мелких бронхов, понятие бронхиального дерева.

3) Понятие альвеолы, ее роль в газообмене. Сравнение площади легких с помощью учебного класса.



    1. Роль диафрагмы в дыхании, значение диафрагмального дыхания.

    2. Вдох – активный, выдох – пассивный.

Б. Внутреннее строение бронхов.

  1. Роль реснитчатого эпителия в самоочищении бронхиального дерева. Губительное влияние курения.

  2. Понятие бронхиального секрета, мышц бронхов.




  1. Что происходит в приступе астмы:

    1. Понятие бронхоспазма, отека слизистой, гиперсекреции мокроты – демонстрация различий между бронхами в и вне приступа астмы.

    2. Кратко о роли бета-адреностимуляторов, теофиллина, адреналина, глюкокортикостероидов, отхаркивающих.




  1. Ответы на вопросы.

Вопросы к теме:



  1. Что такое бронхиальная астма?

  2. Что такое бронхит?

  3. Что происходит в приступе астмы?

  4. Как работает диафрагма?

  5. Какова роль бронходилятаторов в лечении приступа астмы?

  6. Какие препараты используют при астматической атаке?

Внимание! 1. Не забывайте по ходу рассказа задавать вопросы и отвечать на вопросы аудитории. Чем раньше ваш рассказ начнет прерываться вопросами больных, тем более успешно пройдет занятие.



    1. Не тратьте много времени на рассказ о лекарствах, в том числе и при ответах на вопросы – это тема следующих занятий.


Занятие № 2

Пикфлоуметрия. Аллергия и астма.
План занятия:

  1. Что такое пикфлоуметр?

  2. Методика использования пикфлоуметра.

  3. Методика самоконтроля бронхиальной астмы с помощью пикфлоуметра.

  4. Определение аллергии.

  5. Виды аллергенов.

  6. Меры лечения и профилактики аллергии.

Реквизит: пикфлоуметр, дневник астматика для самоконтроля., варианты суточных и недельных кривых пикфлоумептрии.



На втором занятии группа будет более активна. Ваша главная задача – добиться, чтобы в занятии участвовал каждый пациент. Это можно сделать следующими способами:

  1. Задавайте группе как можно больше вопросов (Как вы считаете, что такое аллергия? Что нужно сделать в доме, если есть аллергия на домашнюю пыль? Почему иногда летом в лесу начинают течь слезы и появляется насморк? И т.д.). К ответам на вопросы привлекайте самих членов группы (например, больной спрашивает: «Почему мне в приступе не помогает интал?» Подождите сами отвечать на этот вопрос. Спросите, что думает по этому поводу другой больной).

  2. Добейтесь того, чтобы больные не стеснялись задавать вопросы в течение всего занятия.

  3. Дайте возможность каждому больному поделиться своим личным опытом лечения бронхиальной астмы.

Конечно, нельзя выполнить все эти задачи за одно занятие. Но за 3-4 занятия вы сможете это сделать.


  1. Пикфлоуметр – это прибор для измерения максимальной скорости выдоха (МСВ). Во всем мире больные бронхиальной астмой утром и вечером измеряют этот показатель, контролируя состояние своего здоровья.

  2. Техника измерения МСВ:

    1. Выдох осуществляется в положении стоя, чтобы во время выдоха активно работала диафрагма.

    2. Сделать глубокий вдох.

    3. Плотно обхватить мундштук прибора губами.

    4. Сделать полный резкий выдох.

    5. Отметить показания прибора.

    6. Повторить показания 1-2 раза, выбрать лучший результат.

    7. Занести его в дневник, сравнить с предыдущими показателями.




  1. Больных нужно обучить технике самоконтроля астмы с помощью пиклоуметра. Для этого их нужно научить ведению суточного и недельного дневника пикфлоуметрии. С помощью этих дневников возможно:

    1. Выявить аллерген (по падению показателей МСВ в течение дня);

    2. Определить степень бронхиальной обструкции (сравнивая показатель МСВ с установленной для данного больного нормой);

    3. Определить суточные колебания проходимости дыхательных путей;

    4. Распознать начинающееся обострение БА;

    5. Оценить эффективность базисной терапии.

Если больной научится грамотно использовать пикфлоуметр, он сможет самостоятельно контролировать свою болезнь и более сознательно общаться с врачом. Для этого врач должен быть подготовлен к анализу графиков суточной и недельной пикфлоуметрии.


  1. Аллергия – это генетически обусловленное состояние, при котором в организме в ответ на воздействие аллергенов (домашней пыли, шерсти домашних животных и т.д.) вырабатывается целая группа специфических веществ (в том числе иммуноглобулины). Это определение достаточно сложно для человека, недавно заболевшего БА, однако необходимо для больных с длительным стажем заболевания, которые активно интересуются тем, что такое иммуноглобулины и аллергены. Интересно, что в специальной англоязычной литературе для больных астмой подробно излагается механизм аллергических реакций с описанием тучных клеток, ИгЕ и БАВ на уровне понимания студентов медицинских институтов. Приведите примеры аллергических реакций (приступ удушья, сенная лихорадка и т.д.) и в упрощенной форме объясните их механизм.

  2. Обратитесь к группе с вопросом: какие аллергены выявлены у каждого. Типично, что больные начинают называть холод, инфекцию, резкие запахи. Необходимо разграничивать аллергию и гиперчувствительность бронхиального дерева и назвать основные виды аллергенов – пыльцевые, бытовые, эпидермальные и пищевые.

  3. Если у вас набрана большая группа и объяснение предыдущего материала заняло много времени – перенесите этот раздел на следующее занятие. Необходимо подробно остановиться на профилактике бытовой аллергии, которая включает: ежедневную влажную уборку, проветривание квартиры, избавление от вещей, накапливающих пыль – мягкой мебели, ковров, тяжелых штор; застекление книжных полок и т.д. Желательно, чтобы уборкой занимался не сам больной БА, а члены его семьи или чтобы он это делал во влажной маске. После того как больной пропылесосил комнату, ему не нужно в ней оставаться, так как концентрация мелкой пыли в воздухе резко повышена – нужно дать время пыли улечься. Учитывая важность профилактики БА, в курсе астма-школы мы возвращаемся к этой теме повторно – в разделе «Ночная астма». При аллергии к эпидермису животных запрещается заводить домашних животных, На вопрос: «Можно ли заводить дома кошку, если есть аллергия на собак?» больные часто отвечают «да». Очень важно разъяснить, что при бронхиальной астме расширяется спектр аллергенов. Приводим пример: к аллергии на эпидермис животных может присоединиться гиперчувствительность к бытовым аллергенам и наоборот и т.д. Поэтому мы категорически против домашних животных при уже имеющейся аллергии к эпидермису животных и домашней пыли. Больные должны знать, что «гипоаллергенных» животных нет. При пыльцевой аллергии важно знать календарь цветения растений (у преподавателя в асма-школе должен быть календарь цветения растений в данной местности) и принимать меры по избежанию контакта с аллергенами: не ходить в лес, на луг, в определенные месяцы придерживаться городского образа жизни, по возможности в месяц цветения растения-аллергена уезжать в отпуск и т.д. При аллергии к пищевым продуктам – создание индивидуальных диет, голодание в условиях стационара с целью обнаружить аллергенный продукт.

Кроме того, необходимо рассказать о методе специфической иммунотерапии. Больные или знают или слышали об этом методе. Всегда важно рассказать о показаниях и противопоказаниях к этому методу – вид аллергии, уровень ИгЕ в крови, стадия заболевания, возраст больного и т.д.

Существует целая группа лекарственных препаратов, созданных для лечения аллергии. На 2-м занятии мы не рассказываем больным подробно о них, только перечисляем: интал, тайлед, дитэк, глюкокортикоиды в 2-х формах – ингаляционные (например, ингакорт, бекотид) и таблетированные (полькортолон, триамсинолон). Подробный рассказ об этих препаратах – на наших следующих занятиях.


Вопросы к теме:

  1. Что такое аллергия? Приведите примеры.

  2. Что такое пикфлоуметр?

  3. Для чего нужен пикфлоуметр? Как им пользоваться?

  4. Какие меры профилактики аллергических реакций при бытовой аллергии?



Занятие № 3

Неаллергические причины бронхиальной астмы.
План занятия:

  1. Что может вызвать приступ удушья кроме аллергии?

  2. Какие способы лечения и профилактики приступов удушья, вызванных неаллергическими причинами?

  3. Ингаляционная терапия с помощью ультразвуковых ингаляторов.

Реквизит: Ультразвуковой ингалятор типа «Дисоник»



  1. К неаллергическим причинам, вызывающим приступ у больных бронхиальной астмой, относятся: эмоциональной стресс, резкая перемена температуры (например, выход на холод), инфекция (в первую очередь вирусная), высокая влажность, лекарственные препараты (аспириновая астма), физическая нагрузка, резкие запахи, продукты. Введите понятие гиперреактивности бронхиального дерева, объясняя, что у каждого больного бронхиальной астмой бронхиальное дерево обладает следующей особенностью – в ответ на воздействие разнообразных неаллергических стимулов оно сужается, вследствие чего возникает приступ удушья.

Крайне важным является психоэмоциональное состояние больного астмой. Известно, что стресс может стать причиной длительного приступа удушья, а у некоторых больных только эмоции поддерживают болезнь. Не случайно до возникновения теории о воспалительной природе бронхиальной астмы ее называли «болезнью мозга». Можно дать советы общего порядка: стараться избегать стрессовых ситуаций, заниматься спортом, обливаться холодной водой. Но существует ряд больных, которым нужно индивидуально и конфиденциально рекомендовать обратиться к психотерапевту или медицинскому психологу. Если в астма-школе параллельно с врачом работает психолог, это значительно облегчает работу. В любом случае желательно иметь координаты психотерапевта, к которому можно направлять пациентов.

Больным, у которых возникает приступ удушья при выходе на холодный воздух, мы рекомендуем за 20-30 мин. сделать ингаляцию бронходилятора в сочетании с инталом. Такая же рекомендация относится к профилактике удушья, вызываемого физической нагрузкой. Обсудите с больными, можно ли при бронхиальной астме заниматься спортом. Особенно это важно, если в группе много молодых больных. Бронхиальная астма не является противопоказанием к занятиям спортом, наоборот, активный образ жизни может способствовать улучшению течения болезни. Особенно полезным для больных астмой является плавание.



Как правило, в группе мало больных с аспириновой формой бронхиальной астмы, поэтому мы коротко остановимся на том, какие лекарственные препараты запрещены к использованию среди этой группы больных и какой они должны придерживаться диеты.

Частым «виновником» приступа удушья является инфекция. Иногда это единственная причина болезни. Среди группы больных всегда есть астматики, которые страдают изолированной инфекционнозависимой формой бронхиальной астмы. Расспросите, каковы основные симптомы и как они лечатся при обострении заболевания. Обычно мы рассказываем больным, что при инфекционной форме астмы в бронхах присутствуют 2 вида воспаления бронхиального дерева – аллергическое и инфекционное, поэтому для лечения необходимо использовать как базисные противовоспалительные препараты (хромогликат натрия и его производные и (или) глюкокортикоиды) так и антибактериальные средства. Инфекционное воспаление может быть вызвано бактериями или вирусами (подробно речь об этом идет в занятии «Лечение и профилактика вирусной инфекции). Важно упомянуть, что больной сам может распознать присоединение бактериальной инфекции по изменению цвета мокроты на желтый или зеленый (в сочетании с другими симптомами инфекционного заболевания). Как правило, в этой ситуации нужно обратиться к помощи врача для назначения антибактериальных препаратов. Напомните схему приступа – спазм, отек, гиперсекреция мокроты. При обострении инфекционнозависимой формы бронхиальной астмы, практически всегда сопровождающейся хроническим гнойно-обструктивным бронхитом, важное значение приобретает эвакуация мокроты из бронхиального дерева. Для этого существуют методы дыхательной гимнастики, физические упражнения и дренажные положения, с которыми больные знакомятся на следующих занятиях. Также очень важно, чтобы больные освоили технику ингаляций с помощью ультразвукового ингалятора. Для этого на занятии мы демонстрируем ингалятор «Дисоник», показываем как он работает и как правильно делать ингаляции. Перед ингаляцией желательно сделать вдох бронхоингалятора. Затем, через 15-20 минут следует ингаляция отхаркивающего раствора. Им может быть физиологический раствор, минеральная вода типа «Боржоми», 2-3% раствор соды (на стакан воды 1 чайная ложка соды). У больных, у которых есть опыт приемы иодсодержащих средств – солутана, микстуры содержащей КУ, можно рекомендовать добавить в физиологический раствор солутан (на объем «Дисоника» 3 капли). Через ультразвуковой ингалятор можно ингалировать любые отхаркивающие травы. Однако нужно помнить о возможности возникновения бронхоспазма. Ингаляционные препараты типа мукосольвина и лазольвана, широко применяемые у больных муковисцидозом и хроническим гнойно-обструктивным бронхитом, у больных астмой применяются с осторожностью из-за возникновения реакций гиперчувствительности на эти препараты. После откашливания, при наличии гнойной мокроты через «Диссоник» можно ингалировать антисептические растворы – диоксидина или фурагина (диоксидин из расчета 10 мл диоксидина на 50 мл физиологического раствора; фурагин стандартный официальный р-р). Для эвакуации мокроты из бронхиального дерева широко используются пероральные препараты – бромгексин, мукалтин, настои и микстуры трав. Цель этого занятия – больные должны понять важность эвакуации мокроты из бронхиального дерева и освоить технику ингаляций.

Вопросы к теме:



  1. Можно заниматься спортом бри бронхиальной астме?

  2. Какой вид спорта предпочтительнее при астме?

  3. какова роль вирусной инфекции в обострении астмы?

  4. Может аспирин вызвать приступ удушья?

  5. Какие препараты используются для улучшения дренажа бронхиального дерева? Какие правила их применения?


Занятие № 4

Ингаляционная терапия бронхиальной астмы.
План занятия:

  1. Правила использования ингалятора.

  2. Основные группы препаратов, использующиеся в ингаляторах и механизм их действия.

  3. Принципы подбора ингалятора

  4. Применяемые дозы и симптомы передозировки.

  5. Спейсеры.

Реквизит: ингаляторы, содержащие бронходилятирующие препараты, кортикостероидные гормоны, холинолитики; спейсер, пикфлоуметр.




  1. В начале занятия мы предлагаем 1-2 больным продемонстрировать технику пользования ингалятором. За 2 года работы в астма-школах у нас были только единичные случаи правильного использования дозированных аэрозолей. Как правило, независимо от стажа болезни больные делают принципиальные ошибки – не плотно обхватывают губами мундштук, не делают предварительный выдох и т.д. После этого преподаватель рассказывает правильную технику ингаляций и сам ее демонстрирует. С этой целью мы используем атровент, т.к. он практически не обладает побочными действиями. Важно, что больные освоили правильную технику ингаляций:

  1. встряхнуть ингалятор

  2. Снять защитный колпачок

  3. повернуть ингалятор дном вверх

  4. Сделать полный выдох через сомкнутые губы

  5. Плотно обхватить мундштук ингалятора губами

  6. Начиная делать вдох, нажать на дно ингалятора и глубоко вдохнуть лекарство. При этом должно возникнуть ощущение, что лекарство не осталось во рту, а попало в бронхи

  7. Задержать дыхание на 5-10 сек.

  8. Сделать спокойный выдох

  9. Надеть на ингалятор защитный колпачок




  1. Важно подчеркнуть, что при бронхиальной астме существует 2 вида лечения: базовое – противовоспалительное и симптоматическое, применяющееся главным образом для купирования приступа. Существует 2 вида лекарств, которые находятся в ингаляторах. К противовоспалительным препаратам ингаляционные стероиды, хромогликат и недокромил натрия. К препаратам симптоматического действия относятся берстек, вентолин (сальбутамол), бриканил, атровент, беродуал. Обычно у больных сразу возникает большое количество вопросов – по названиям препаратов, механизму действия – на все вопросы необходимо ответить, не давая при этом индивидуальных лечебных рекомендаций – это дело лечащего врача. Необходимо донести до каждого больного принципиальное отличие профилактических противовоспалительных препаратов от бронходилятаторов. Вопрос типа «почему мне хорошо помогает беротек и совершенно не помогает бекотид?» будет часто повторяться больными. Опыт показывает, что к этой теме необходимо возвращаться на каждом занятии, так как больные забывают или не понимают с первого раза принципы использования ингалятора. Поэтому, по возможности, нужно повторять материал (см. список вопросов к занятию).

  2. Больной должен знать, что подбирать лечение ему должен врач. Вредно пользоваться советами окружающих, т.к. существуют разные формы бронхиальной астмы и, соответственно, использует разное лечение. Однако, если трудно вовремя получить совет врача или при дефиците лекарств в аптеках, больные должны знать какие ингаляторы являются взаимозаменяемыми. Желательно, чтобы больные записали группы ингаляторов по механизму действия: бронходилятаторы (беротек, сальбутамол, бриканил), холинолитики (атровент, тровентол), препараты смешанного действия (беродуал, дитэк), противовоспалительные - интал (тайлед) и ингаляционные глюкокортикоиды (ингакорт, бекотид, пульмикорт и др.). Понимание – какие ингаляторы являются взаимозаменяемыми – достигается путем тренинга (см. вопросы к теме). Эффект от применяемого дозированногоаэрозоля больной может самостоятельно мониторировать с помощью пикфлоуметра.

  3. Каждый больной использует индивидуально подобранную дозировку лекарственных препаратов. Так дозировка ингаляционных гормонов может достигать 1000-1500 мкг. Важно, что повышение количества вдыхаемого бронходилятатора свидетельствует об обострении болезни или неадекватно подобранном лечении. В этом случае больной должен обратиться к врачу или использовать уже имеющиеся рекомендации.

Основные побочные действия бронходилятаторов – тахикардия, мышечный тремор, психомотороное возбуждение – больше выражены у симпатомиметиков 1-го поколения: изадрина (новодрина), алупента. При появлении таких эффектов желательно снизить используемую дозу или поменять дозированный аэрозоль. Побочное действие атровента и тровентола, связанное с их атропиноподобным действием, встречается редко. При применении ингаляционных глюкокортикоидов, с цель предотвращения кандидоза слизистых мы рекомендуем больным полоскать рот и горло содовым раствором или просто водой после применения аэрозоля, а также по возможности применять аэрозоль после еды и пользоваться спейсером.

  1. Некоторые больные не могут синхронизировать вдох с нажатием на дно баллончика. В настоящее время рекомендуют использовать спейсеры – пластиковые камеры различной конструкции и размера. Также они рекомендуются при применении ингаляционных КС. Спросите у больных – знают ли они о спейсерах, и если да, то пусть продемонстрируют как им пользоваться. Правила использования спейсера следующие:

  1. Удалить защитный колпачок, встряхнуть ингалятор и вставить его в спейсер.

  2. Обхватить губами ротовой конец спейсера.

  3. Нажать на ингалятор так, чтобы лекарство попало в спейсер.

  4. Глубоко медленно сделать вдох.

  5. Задержать дыхание на 5-10 сек., затем выдохнуть через ротовой конец.

  6. Повторить вдох, не нажимая на ингадятор.

  7. Отсоединиться от спейсера.

  8. Выждать 30 сек., затем впрыснуть вторую дозу аэрозоля (при необходимости) и повторить п. 1-7.

Во время астма-школы желательно, чтобы больные потренировались в использовании спейсеров.
Вопросы к теме:

  1. Какие лекарства обладают профилактическим действием?

  2. Какие лекарства быстро снимают приступ удушья?

  3. Нужно ли использовать профилактические лекарства, если самочувствие хорошее?

  4. В каких случаях применяют беротек (вентолин, бриканил)?

  5. Какие лекарства обладают противовоспалительным эффектом?

  6. если приступы удушья возникают по ночам, нужно ли пользоваться лекарствами днем?

  7. Как правильно пользоваться ингалятором?

  8. Для чего нужен спейсер? Как им пользоваться?

  9. В чем разница между беротеком и беродуалом?

  10. В чем разница между атровентом и беротеком?


Каталог: home
home -> Состояние здоровья детей
home -> Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению абстинентного состояния с делирием, вызванного употреблением психоактивных веществ
home -> Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в школе Литература в помощь
home -> Закон Чувашской Республики "О ветеринарии" Закон Чувашской Республики от 6 июня 1997 г. N 7 "
home -> Ключевые слова
home -> Занятие Что такое диабет?
home -> Программа восстановительного лечения больных с хронической венозной недостаточностью нижних конечностей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница