Образовательный стандарт среднее специальное образование специальность 2-79 01 31 сестринское дело



Дата25.04.2016
Размер219 Kb.
ТипОбразовательный стандарт


РД РБ 02100.4.042-2004

РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


Образовательный стандарт
СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 2-79 01 31



СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Адукацыйны стандарт


СЯРЭДНЯЯ СПЕЦЫЯЛЬНАЯ АДУКАЦЫЯ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 2-79 01 31



СЯСТРЫНСКАЯ СПРАВА

Educational standard


SECONDARY SPECIAL EDUCATION

SPECIALITY 2-79 01 31



NURSING

Дата введения 2004-09-01


Министерство образования Республики Беларусь

Минск

Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Республиканским методическим центром по высшему и среднему медицинскому и фармацевтическому образованию Министерства здравоохранения Республики Беларусь

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Решетникова С. П. (руководитель);

Булынко Г. П.;

Коханов М. С.;

Савчук П. А.

ВНЕСЕН управлением высшего и среднего специального образования Министерства образования Республики Беларусь
2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.05.2004 № 32


  1. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Издан на русском языке


УДК 377:614.25 (083.74)

Ключевые слова: медицина, специальность, сестринское дело, знания, требования, умения, навыки, квалификация, лечение, профилактика

ОКС 03.180; 11.040

Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образовательный стандарт) не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Содержание


Содержание 3

1. Область применения 4

2. Нормативные ссылки 4

3. Термины и определения 5

4. Общая характеристика специальности 6

5. Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения 7

6. Содержание профессиональной деятельности специалиста 8

7. Квалификационная характеристика специалиста 10

8. Структура учебного плана 25

9. Итоговая аттестация выпускников 27

10. Условия реализации образовательного стандарта 27

Приложение А 29


1. Область применения

Настоящий руководящий документ Республики Беларусь (образо­вательный стандарт) устанавливает назначение, структуру, содержание специальности 2-79 01 31 "Сестринское дело", обязательный минимум содержания образования, требования к уровню подготовки специалиста и служит основанием для разработки учебной программной докумен­тации.

Образовательный стандарт обязателен для применения во всех уч­реждениях, обеспечивающих получение среднего специального образо­вания, расположенных на территории Республики Беларусь, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.


2. Нормативные ссылки

В настоящем образовательном стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения

СТБ ИСО 9000-2000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ОКРБ 011-2001 Специальности и квалификации

РД РБ 02100.0.001-2000 Система стандартов в сфере образования. Порядок разработки, утверждения и введения в действие руководящих документов Республики Беларусь (образовательных стандартов). Основ­ные положения

РД РБ 02100.2.009-98 Агульная сярэдняя адукацыя. Беларуская мова

РД РБ 02100.2.010-98 Агульная сярэдняя адукацыя. Беларуская літаратура

РД РБ 02100.2.011-98 Общее среднее образование. Русский язык

РД РБ 02100.2.012-98 Общее среднее образование. Русская литература

РД РБ 02100.2.013-98 Общее среднее образование. Иностранные языки

РД РБ 02100.2.014-98 Общее среднее образование. История

РД РБ 02100.2.015-98 Общее среднее образование. Человек и общество

РД РБ 02100.2.017-98 Общее среднее образование. Математика

РД РБ 02100.2.018-98 Общее среднее образование. Информатика

РД РБ 02100.2.019-98 Общее среднее образование. Физика

РД РБ 02100.2.020-98 Общее среднее образование. Химия

РД РБ 02100.2.021-98 Общее среднее образование: География

РД РБ 02100.2.022-98 Общее среднее образование. Биология

РД РБ 02100.2.025-98 Общее среднее образование. Физическая куль­тура

РД РБ 02100.2.026-98 Общее среднее образование. Астрономия

РД РБ 02100.5.221-98 Высшее образование. Специальность М.03.01.00 Сестринское дело


3. Термины и определения

В настоящем образовательном стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями:



Виды профессиональной деятельности - задачи в определенной сфере труда, выделяемые в соответствии с наличием характерных при­знаков и способов решения, например, преподавание, изобретательст­во, исследование, конструирование и др. (РД РБ 02100.0.001).

Здравоохранение - система государственных социально-экономи­ческих и медицинских мероприятий, проводимых всеми государствен­ными, хозяйственными, общественными организациями и медицински­ми учреждениями в целях сохранения и постоянного улучшения здоро­вья каждого человека и всего населения [1].

Качество — степень, с которой совокупность собственных характе­ристик выполняет требования (СТБ ИСО 9000).

Качество обучения (подготовки) - способность учебного процес­са обеспечить достижение установленных и предполагаемых требований к качеству образования (СТБ 22.0.1).

Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом (СТБ 22.0.1).

Компетентность - способность специалиста к познавательной и практической деятельности, умение оперировать знаниями, свободно выполнять конкретные виды работ с необходимой точностью и в уста­новленной технологической последовательности (РД РБ 02100.0.001).

Коммуникация - специальные навыки межличностного общения в построении взаимоотношений между работниками здравоохранения и пациентами.

Медицина - система научных знаний и практической деятельности, целью которых является укрепление здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека [1].

Медицинская сестра - специалист со средним медицинским обра­зованием, работающий под руководством врача в лечебно-профилакти­ческом или детском учреждении [1].

Медицинская манипуляция - выполнение медицинских процедур ручным способом, требующим большой точности.

Объект (предмет) труда - совокупность процессов, предметов или явлений, на которые направлена профессиональная деятельность спе­циалиста [2].

Обязательный минимум содержания образования - системная совокупность знаний и умений, усвоенная выпускником, необходимая и достаточная для выполнения профессиональных функций специалиста и аттестации (РД РБ 02100.0.001).

Продукт (результат) труда - материальный или нематериальный результат труда (РД РБ 02100.0.001).

Профессиональная функция - логически завершенная структур­ная часть профессиональной деятельности специалиста, связанная с вы­полнением им обязанностей, обусловленных особенностями разделения, характера и содержания труда (РД РБ 02100.0.001).

Сестринский процесс - это самостоятельная профессиональная деятельность медсестры, базирующаяся на теоретических знаниях, прак­тическом опыте, научных исследованиях.

Специальность - вид трудовой деятельности в материальной или нематериальной сфере, имеющий свой предмет труда в определенной отрасли производства, науки, техники, образования, искусства, культу­ры и др., требующий определенных знаний, умений и навыков (РДРБ 02100.0.001).

Средства труда - это "вещественные" (машины и оборудование, инструмент и приспособления, производственные здания и сооружения) или "невещественные" (речь, поведение, интеллектуальные средства, используемые для решения практических и теоретических задач) орудия, с помощью которых человек воздействует на объект труда [2].

Сфера профессиональной деятельности - совокупность видов деятельности, в пределах которых осуществляется труд, например, нау­ка, образование, экономика, культура, мораль, этика, искусство, право, политика, физкультура и спорт и др. (РД РБ 02100.0.001).

Требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным (СТБ ИСО 9000).


4. Общая характеристика специальности



4.1 Утверждение специальности
Специальность и квалификация приведены согласно ОКРБ 011, ут­вержденному постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.01.2001 №3.
4.2 Место специальности в квалификационной структуре
Специальность 2-79 0131 "Сестринское дело" относится к профилю образования "Здравоохранение", направлению образования "Профилак­тика, диагностика, лечение, реабилитация и организация здравоохране­ния", группе специальностей "Профилактика, диагностика, лечение, реа­билитация и организация здравоохранения".

Данная специальность интегрируется со специальностью 1-79 01 06 "Сестринское дело" высшего образования.


4.3 Квалификация выпускника
Обучение по специальности обеспечивает получение квалификации "Медицинская сестра" (ОКРБ 011, [3]).


5. Требования к уровню образования абитуриента и составу вступительных испытаний, формы и сроки обучения



5.1 Абитуриент, поступающий на обучение, должен иметь общее базовое образование или общее среднее образование, или профессио­нально-техническое образование с общим средним образованием.

5.2 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, посту­пающих на основе общего базового образования:

  • белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);

  • биология.

5.3 Перечень учебных предметов учебного плана, по которым могут устанавливаться вступительные испытания для абитуриентов, посту­пающих на основе общего среднего образования:

  • белорусский язык или русский язык (по выбору абитуриента);

  • биология.

5.4 Формы обучения: содержание настоящего образовательного стандарта может быть реализовано при обучении по очной (дневной, ве­черней) форме обучения.

5.5 Сроки обучения по:

  • дневной форме обучения на основе общего базового образования составляют не менее 3 лет 10 месяцев, на основе общего среднего обра­зования - не менее 2 лет 10 месяцев;

  • вечерней форме обучения на основе общего среднего образования составляют не менее 3 лет 10 месяцев.


6. Содержание профессиональной деятельности специалиста





    1. Сфера профессиональной деятельности специалиста

Сферой профессиональной деятельности специалиста являются:



  • лечебно-профилактические учреждения здравоохранения;

  • дома ребенка;

  • дошкольные образовательные учреждения;

  • санаторные учреждения и дома отдыха;

  • учреждения социальной помощи населению;

  • общественные организации системы Красного Креста;

  • реабилитационные центры;

  • организации, связанные с оказанием медицинской помощи насе­лению и предоставлением медицинских услуг.




    1. Объекты (предметы) труда




  • Объектами труда специалиста являются процессы, связанные с: выполнением назначений врача по истории болезни пациента в больничных и санаторно-курортных учреждениях;

  • выполнением назначений врача по амбулаторной карте пациента в амбулаторно-поликлинических учреждениях;

  • обеспечением инфекционной безопасности (соблюдением правил санитарно-гигиенического, противоэпидемического режима);

  • проведением санитарно-просветительной работы по укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни;

  • проведением под руководством и контролем врача профилактиче­ских прививок отдельным лицам и группам населения;

  • работой с учетно-оперативной и статистической документацией;

  • выполнением кодекса профессиональной этики.




    1. Средства труда

Средствами труда специалиста являются:



  • оборудование медицинских учреждений общего и лечебного назначения;

  • медицинский инструментарий, аппаратура медицинских лабора­торий и кабинетов;

  • нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность.




    1. Продукт (результат) труда

Результатом труда специалиста является:



  • лечение, восстановление, сохранение, укрепление здоровья чело­века или групп населения;

  • оказание медицинских услуг различного вида, связанных с лабо­раторными анализами, выполнением диагностических и физиотерапев­тических процедур;

  • оказание социальных услуг по уходу за тяжелобольными;

  • выполнение мероприятий учетно-статистического характера.




    1. Виды профессиональной деятельности специалиста

Специалист подготовлен для следующих видов профессиональной деятельности:



  • лечебно-диагностической (под руководством врача);

  • медико-профилактической;

  • санитарно-просветительной;

  • учетно-оперативной, статистической, медико-регистрационной;

  • коммуникативной.




    1. Профессиональные функции специалиста

Специалист должен быть готов для выполнения следующих про­фессиональных функций:



  • обеспечивать качественное и своевременное выполнение врачеб­ных предписаний и назначений;

  • обеспечивать сестринский уход в стационаре и на дому, участво­вать в реабилитационной и медико-социальной помощи хроническим больным, старикам и инвалидам;

  • оценивать состояние пациента и оказывать доврачебную меди­цинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях в ус­ловиях эпидемий, очагах массового поражения;

  • осуществлять забор материала для лабораторных исследований и проводить простейшие лабораторные анализы;

  • выполнять стерилизацию инструментария, перевязочных средств и предметов ухода за больными;

  • соблюдать санитарно-гигиенический и противоэпидемический ре­жим в учреждениях здравоохранения;

  • проводить санитарно-просветительную работу по вопросам здо­рового образа жизни, полового воспитания, репродуктивного здоровья, профилактики заболеваний, отравлений и несчастных случаев;

  • обучать пациента и его семью уходу и самоуходу, здоровому об­разу жизни, оказанию неотложной помощи и уходу за больными и не­трудоспособными лицами;

  • осуществлять консультирование населения по вопросам умень­шения влияния физических, психических, социальных, экологических, этнических факторов риска на здоровье пациента (семьи);

  • оформлять учетно-оперативную и статистическую документацию;

  • осуществлять взаимодействие с сотрудниками, пациентами и их семьями, соблюдать права пациента;

  • использовать информационные технологии.


7. Квалификационная характеристика специалиста



7.1 Общие требования к специалисту
Специалист должен владеть основами социально-гуманитарных на­ук, иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходя­щих в природе и обществе; знать Конституцию Республики Беларусь, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к че­ловеку, обществу, окружающей природной среде, и стремиться к разви­тию активной гражданской позиции; грамотно использовать профессио­нальную лексику; уметь рационально организовывать свой труд, применять информационные технологии в профессиональной деятельности; быть готовым к взаимодействию с коллегами по работе, способным к анализу и выбору решения, обладать чувством ответственности за результаты труда; осознавать необходимость повышения квалификации, самостоятельного овладения дополнительными знаниями в области про­фессиональной деятельности.
7.2 Профессиональная компетентность специалиста
Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:

  • истории сестринского дела;

  • целях и задачах по сохранению и укреплению здоровья пациента на современном этапе в Республике Беларусь и международной прак­тике;

  • показателях здоровья и патологии человека;

  • нормативных правовых актах и других документах по вопросам здравоохранения, делопроизводства;

  • организационной структуре учреждений здравоохранения;

  • основах трудового законодательства, правилах и нормах охраны труда и пожарной безопасности;

  • основах грамматики латинского языка и способах образования медицинских терминов;

  • строении органов, систем организма человека;

  • вопросах нарушения функций человеческого организма;

  • вопросах влияния генетических, социальных, экологических фак­торов внешней среды на здоровье человека;

  • основных вопросах гигиены;

  • знании свойств микроорганизмов, их распространении, влиянии на здоровье человека;

  • основных группах лекарственных средств, их действии на орга­низм человека, путях введения, возможных осложнениях;

  • принципах организации и задачах медицинской службы граждан­ской обороны;

  • особенностях психических процессов у здорового и больного че­ловека;

  • этических и деонтологических требованиях в системе взаимо­действия "врач - сестра - пациент";

  • этапах сестринского процесса, методах реализации сестринского ухода, приемах по оказанию медицинской помощи пациентам с разны­ми видами патологии в терапии, педиатрии, хирургии, акушерстве и гинекологии, при инфекционных заболеваниях, в невропатологии, пси­хиатрии с наркологией, дерматовенерологии, офтальмологии, оторино­ларингологии, гериатрии, фтизиатрии;

  • основах реаниматологии и анестезиологии;

  • основах реабилитации;

  • возрастных особенностях физического и психического развития человека;

  • современных технологиях лечения и сохранения здоровья чело­века;

  • условиях адаптации к окружающей среде, факторам риска.


7.3 Обязательный минимум содержания образования
Обязательный минимум содержания образования отражен в под­разделах 7.4, 7.5, 7.6, 7.7.
7.4 Требования к общеобразовательным знаниям и умениям
Требования к социально-гуманитарным знаниям для уровня средне­го специального образования определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Требования к общеобразовательным знаниям и умениям, обеспечи­вающим получение общего среднего образования для лиц, обучающихся на основе общего базового образования, определяются Министерством образования Республики Беларусь на основании руководящих докумен­тов Республики Беларусь (образовательных стандартов) общего среднего образования по дисциплинам: РД РБ 02100.2.009, РД РБ 02100.2.010, РД РБ 02100.2.011, РД РБ 02100.2.012, РД РБ 02100.2.013, РД РБ 02100.2.014, РД РБ 02100.2.015, РД РБ 02100.2.017, РДРБ 02100.2.018, РД РБ 02100.2.019, РД РБ 02100.2.020, РД РБ 02100.2.021, РД РБ 02100.2.022, РД РБ 02100.2.025, РДРБ 02100.2.026.


7.5 Требования к общепрофессиональным знаниям и умениям
Специалист должен в области информатики

знать на уровне представления:

  • роль информатики, информационных технологий в здравоохра­нении;

  • роль персонального компьютера в методах медицинской диагно­стики и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;

  • программное и аппаратное обеспечение персонального компью­тера;

  • компьютерные сети и сетевые технологии;

  • методы защиты информации;

знать на уровне понимания:

  • основные приемы практического использования компьютера;

  • основы обработки информации в современных компьютерных средах;

  • базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

уметь:

  • работать на персональном компьютере;

  • использовать изученные прикладные программные средства;

  • работать в локальных компьютерных сетях и сети Internet;

  • выводить на печать информацию.


Специалист должен в области латинского языка и медицинской терминологии

знать на уровне представления роль латинского языка в анатоми­ческой, фармацевтической и клинической терминологии;

знать на уровне понимания:

  • основы грамматики латинского языка и способы образования тер­минов;

  • основные рецептурные формулировки;

уметь:

  • читать и переводить медицинские термины, названия болезней;

  • оформлять латинскую часть рецепта.


Специалист должен в области анатомии и физиологии

знать на уровне представления:

  • топографию органов и систем организма;

знать на уровне понимания:

  • содержание понятий "здоровье", "качество жизни" и "факторы риска";

  • влияние основных факторов окружающей среды на здоровье че­ловека;

  • вредные производственные факторы, приводящие к развитию профессиональных заболеваний, и меры их профилактики;

  • влияние источников искусственного облучение на организм чело­века и принципы радиационной безопасности населения;

уметь:

  • вести пропаганду здорового образа жизни, проводить санитарно-просветительную работу;

  • организовывать больничное питание, определять доброкачествен­ность пищи;

  • создавать благоприятные условия пребывания больных в лечебно-профилактических учреждениях;

  • организовывать результативный и безопасный труд медицинского персонала;

  • оценивать физическое и социально-психологическое состояние человека;

  • консультировать пациента и его семью по вопросам сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды.


Специалист должен в области микробиологии, вирусологии, иммунологии

знать на уровне представления:

  • роль и свойства микроорганизмов, их распространение, влияние на здоровье человека;

  • структуру и функции иммунной системы;

  • иммунитет, иммунные нарушения в организме;

  • общие закономерности возникновения и развития бактериальной и вирусной инфекции;

  • методы микробиологических исследований;

знать на уровне понимания требования и технологический поря­док организации работы в бактериологической лаборатории;

уметь:

  • проводить забор патологического материала для исследований; -готовить мазки препаратов, фиксировать их и применять основ­ные окраски;

  • производить посев материала на питательные среды;

  • обеззараживать рабочее место, инструментарий и руки после ра­боты с зараженным материалом.


Специалист должен в области фармакологии

знать на уровне представления:

  • классификацию основных групп лекарственных препаратов;

  • механизм действия лекарств;

знать на уровне понимания:

  • лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, ви­ды их действия и взаимодействия;

  • фармакотерапевтическое действие лекарственных препаратов на пациента;

  • показания и противопоказания к применению лекарственных пре­паратов;

  • побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;

уметь:

  • читать и оформлять рецепты;

  • прогнозировать действие лекарственных препаратов на пациента;

  • проводить лекарственную терапию по назначению врача;

  • оказывать доврачебную помощь при лекарственных отравлениях.


Специалист должен в области медицинской психологии

знать на уровне представления:

  • основные задачи и методы медицинской психологии;

  • модели, фазы, уровни и способы коммуникации;

  • основы психосоматики;

  • психогигиену, психопрофилактику и психотерапию;

  • социально-психологические аспекты брака и семьи; -значимость социально-психологических рекомендаций при лече­нии ряда заболеваний;

знать на уровне понимания:

  • особенности познавательных процессов у здорового и больного человека;

  • структуру личности;

  • функции и средства общения;

  • основы делового общения;

  • пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;

  • типы связей и отношений индивида и различных социальных групп;

уметь:

  • использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях;

  • определять преобладающий тип поведения сослуживцев и паци­ентов;

  • оценивать конфликтные ситуации;

  • устанавливать контакт с пациентами и коллегами в процессе про­фессиональной деятельности.


Специалист должен в области охраны труда знать на уровне представления:

  • общие сведения об основах трудового законодательства, правилах и нормах охраны труда;

  • физиолого-гигиеническое и социально-экономическое значение охраны труда;

  • особенности условий труда и профессиональной деятельности специалиста;

знать на уровне понимания:

уметь:

  • выполнять требования безопасности труда на рабочем месте;

  • организовывать работу по охране труда в структурных подразде­лениях;

  • применять средства коллективной и индивидуальной защиты от опасных и вредных производственных факторов;

  • применять средства защиты при пожаротушении;

  • проводить расследования несчастных случаев.


Специалист должен в области охраны окружающей среды и энергосбережения

знать на уровне представления:

  • нормативные документы в области энергосбережения;

  • экологические проблемы, проблемы энергосбережения в Респуб­лике Беларусь и их связь с природно-территориальными и социально-экономическими условиями;

  • классификацию природных ресурсов и перспективы их использо­вания;

  • источники загрязнения окружающей среды;

  • организацию системы мониторинга окружающей среды;

знать на уровне понимания:

  • тарифы и нормы потребления энергии;

  • показатели качества окружающей среды;

  • пути рационального использования природных и топливно-энер­гетических ресурсов;

  • конструкцию и принципы действия приборов учета тепла, газа, воды, электроэнергии;

  • методы контроля и защиты окружающей среды от влияния нефте­перерабатывающих, нефтехимических производств;

  • способы утилизации газовых, жидких и твердых отходов;

уметь:

  • выполнять энергосберегающие мероприятия;

  • практически решать проблемы энергосбережения в быту, в учеб­ных заведениях и лечебно-профилактических учреждениях здравоохра­нения;

  • прогнозировать последствия антропогенного воздействия на ор­ганизм человека и окружающую среду;

  • обеспечивать меры экологической безопасности при осуществле­нии конкретного технологического процесса.


7.6 Требования к специальным знаниям и умениям
Специалист должен в области сестринского дела и манипуляционной техники

знать на уровне представления:

  • историю развития сестринского дела в Республике Беларусь и в мире;

  • структуру учреждений здравоохранения;

знать на уровне понимания:

  • повседневные жизненно важные потребности человека;

  • причины, вызывающие ухудшение здоровья и заболевания сест­ринского персонала;

  • основные положения некоторых моделей сестринского дела;

  • этапы сестринского процесса: первичную оценку состояния паци­ента, проблемы пациента, планирование сестринской деятельности, осуществление запланированного ухода, проведение текущей и итоговой оценки сестринской деятельности;

  • методику обучения пациента и членов его семьи вопросам само­ухода и ухода;

уметь:

  • готовить пациента к диагностическим процедурам;

  • обеспечивать инфекционную безопасность пациента;

  • выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские ус­луги);

  • заполнять медицинскую документацию;

  • общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональ­ной деятельности;

  • организовывать лечебное питание;

  • организовывать и оказывать доврачебную помощь.


Специалист должен в области сестринского дела в терапии

знать на уровне представления патологию внутренних органов человека;

знать на уровне понимания:

  • обязанности медицинской сестры при работе в терапевтических отделениях стационара, поликлиники, в диспансере, санаторно-курорт­ном учреждении, лаборатории;

  • основные методы обследования больного;

уметь:

  • собрать анамнез;

  • выявлять симптомы основных болезней сердца, легких, печени, почек, эндокринной системы, системы органов кроветворения;

  • выполнять назначения врача и оказывать доврачебную помощь при осложнениях;

  • обучать пациента и его семью принципам организации лечебного питания;

  • консультировать пациента (семью) по вопросам профилактики обострений заболеваний и их осложнений;

  • осуществлять уход за больными терапевтического профиля;

  • оформлять медицинскую документацию.


Специалист должен в области сестринского дела в педиатрии

знать на уровне представления:

  • организацию медицинского обслуживания детского населения;

  • обязанности медицинской сестры, работающей в детской больни­це, детской поликлинике, доме ребенка, в детском санатории, диспан­сере;

знать на уровне понимания:

  • причины заболеваний, возникающих в детском возрасте;

  • клинические проявления, особенности течения, осложнения и профилактику основных заболеваний детского возраста;

  • особенности выполнения лечебно-диагностических мероприятий при оказании помощи детям;

  • проблемы, возникающие при заболеваниях детей и подростков;

уметь:

  • организовывать и контролировать правильное вскармливание де­тей первого года жизни;

  • оценивать физическое развитие ребенка;

  • составлять график проведения профилактических прививок;

  • обучать родителей ребенка вопросам профилактики обострений и осложнений заболеваний;

  • оказывать доврачебную медицинскую помощь при состояниях, угрожающих жизни ребенка.


Специалист должен в области сестринского дела в хирургии

знать на уровне представления:

  • вопросы организации хирургической помощи;

  • обязанности медицинской сестры в поликлинике, хирургических и травматологических отделениях больницы;

знать на уровне понимания:

  • основные виды хирургической патологии, клинические проявле­ния, осложнения, принципы лечения и профилактику хирургических заболеваний и травм;

  • вопросы асептики, антисептики;

  • правила оказания доврачебной помощи при кровотечениях;

  • принципы обезболивания;

  • принципы подготовки больных к специальным методам обследо­вания;

уметь:

  • готовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;

  • определять группы и видовую принадлежность крови;

  • осуществлять сестринский процесс в предоперационном и после­операционном периоде;

  • выявлять проблемы пациента;

  • планировать и осуществлять сестринский уход;

  • проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

  • выполнять сестринские манипуляции;

  • применять современные сестринские технологии для профилак­тики внутрибольничных инфекций.


Специалист должен в области сестринского дела в акушерстве и гинекологии

знать на уровне представления:

  • организацию работы учреждений родовспоможения и гинеколо­гических отделений;

  • обязанности сестры по уходу в акушерстве и гинекологии;

знать на уровне понимания:

  • методы обследования беременных и рожениц, гинекологических больных;

  • течение физиологически и патологически протекающей беремен­ности;

  • психопрофилактическую подготовку беременных к родам;

  • физиологию родов и послеродового периода;

  • факторы риска, клинические проявления, осложнения и профи­лактику гинекологических заболеваний;

уметь:

  • планировать сестринскую деятельность;

  • готовить больную к диагностическим процедурам;

  • принимать нормально протекающие роды в экстремальной ситуа­ции;

  • выполнять назначения врача;

  • осуществлять запланированный уход;

  • оказывать доврачебную помощь при эклампсии, маточном кро­вотечении, внематочной беременности и травмах;

  • проводить беседы с беременными по вопросам соблюдения режи­ма отдыха и питания;

  • проводить санитарно-просветительную работу по вопросам пла­нирования семьи.



Специалист должен в области сестринского дела при инфекционных заболеваниях

знать на уровне представления:

  • содержание понятий "инфекция", "инфекционный процесс", "ин­фекционное заболевание", "эпидемиологический процесс";

  • обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно-диагностических мероприятий при инфекционных заболеваниях;

знать на уровне понимания:

  • факторы риска, эпидемиологические особенности, основные кли­нические проявления, осложнения и профилактику инфекционных забо­леваний;

  • характеристику внутрибольничных инфекций. ВИЧ-инфекцию;

  • основные принципы организации лечения в инфекционном ста­ционаре;

  • комплекс противоэпидемических мероприятий;

уметь:

  • планировать и осуществлять основные этапы сестринского про­цесса:

  • выполнять назначения врача;

  • готовить пациента к диагностическим процедурам и брать биоло­гический материал для исследований;

  • проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции;

  • обеспечивать инфекционную безопасность в лечебно-профилак­тических учреждениях;

  • соблюдать универсальные и стандартные меры предосторожности;

  • проводить беседы с пациентами по вопросам профилактики ин­фекционных заболеваний и их осложнений.


Специалист должен в области сестринского дела в неврологии

знать на уровне представления:

  • основные нормативные документы, регламентирующие работу по оказанию помощи неврологическим больным;

  • организацию неврологической помощи;

  • обязанности медицинской сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;

знать на уровне понимания:

  • этиологические факторы, приводящие к возникновению основных неврологических заболеваний;

  • клинические проявления, осложнения, профилактику заболеваний и повреждений нервной системы, организацию лечебного процесса;

уметь:

  • осуществлять сестринский процесс при уходе за пациентами;

  • готовить пациента к диагностическим процедурам;

  • консультировать пациента и его семью по вопросам профилакти­ки осложнений неврологических заболеваний;

  • выполнять сестринские манипуляции при неврологических забо­леваниях.


Специалист должен в области сестринского дела в психиатрии с курсом наркологии

знать на уровне представления:

знать на уровне понимания:

  • проблемы пациента при психических расстройствах;

  • факторы риска, клинические проявления основных психических заболеваний, предупреждение социально опасных действий психических больных;

  • вопросы медицинской реабилитации психических больных и нар­команов;

уметь:

  • осуществлять наблюдение за пациентами с нарушением психики с целью контроля за их действиями и поведением;

  • выполнять назначения врача;

  • проводить беседы с пациентами по вопросам алкоголизма и нар­котической зависимости.


Специалист должен в области сестринского дела в дерматовенерологии

знать на уровне представления:

  • социальные проблемы дерматовенерологии;

  • систему организации помощи кожно-венерическим больным;

знать на уровне понимания:

  • факторы риска, пути заражения, клинические проявления, ослож­нения и профилактику кожных и венерических заболеваний;

  • этические аспекты оказания помощи пациентам с венерическими заболеваниями;

уметь:

  • проводить забор крови для серологической диагностики;

  • готовить пациента к диагностическим и лечебным процедурам;

  • соблюдать безопасную среду для работы сестринского персонала;

  • организовывать сестринское обслуживание в рамках сестринского процесса;

  • проводить санитарно-просветительную работу по вопросам про­филактики кожно-венерических заболеваний.


Специалист должен в области сестринского дела в офтальмологии

знать на уровне представления:

  • систему организации медицинской помощи при патологии орга­нов зрения;

  • обязанности медицинской сестры при работе в офтальмологиче­ском отделении больницы и в поликлинике;

знать на уровне понимания:

  • причины, клинические проявления, принципы лечения и профи­лактику глазных болезней;

  • способы определения остроты зрения;

уметь:

  • планировать сестринский уход;

  • организовывать сестринский процесс в глазном отделении;

  • выявлять проблемы пациента;

  • проводить первичную сестринскую оценку состояния здоровья пациента;

  • выполнять назначения врача;

  • оказывать доврачебную помощь при травмах органов зрения.


Специалист должен в области сестринского дела в оториноларингологии

знать на уровне представления показатели заболеваний уха, гор­ла, носа среди общих показателей здоровья населения;

знать на уровне понимания:

  • этиологию возникновения заболеваний уха, горла, носа, клиниче­ские проявления, основные виды лечения и профилактики;

  • способы определения остроты слуха;

уметь:

  • планировать и организовывать сестринский процесс в отделении оториноларингологии;

  • выполнять назначения врача;

  • оказывать помощь при болезнях и травмах уха, горла, носа.


Специалист должен в области сестринского дела в гериатрии

знать на уровне представления процессы старения, происходящие в организме человека;

знать на уровне понимания:

  • факторы риска, особенности клинических проявлений, осложне­ния и профилактику повреждений и заболеваний в пожилом и старче­ском возрасте;

  • особенности диететики и фармакотерапии в гериатрии;

  • проблемы пациента в пожилом и старческом возрасте;

уметь:

  • общаться с гериатрическими пациентами с учетом этических аспектов;

  • планировать и организовывать сестринский процесс в гериатриче­ском отделении.


Специалист должен в области сестринского дела во фтизиатрии

знать на уровне представления современные проблемы фтизиат­рии;

знать на уровне понимания эпидемиологию, основные клиниче­ские проявления, проблемы своевременной диагностики, организации лечения и профилактики туберкулеза;

уметь:

  • организовать сестринское обслуживание в рамках сестринского процесса;

  • организовать безопасную среду для работы сестринского персо­нала;

  • осуществлять комплекс противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулезной инфекции;

  • оказывать специализированную сестринскую помощь.


Специалист должен в области реаниматологии и анестезиологии

знать на уровне представления:

  • организацию службы реаниматологии в Республике Беларусь;

  • юридические и этические аспекты работы в отделениях интенсив­ной терапии и реанимации;

знать на уровне понимания:

  • функциональные обязанности медицинской сестры в анестезиологo-реанимационном отделении;

  • признаки клинической и биологической смерти;

  • факторы риска, клинические проявления и профилактику разви­тия острой сердечно-сосудистой недостаточности, острой дыхательной недостаточности, шоковых и коматозных состояний;

уметь:

  • осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку состояния пациента, выявлять его проблемы, планировать сестринский уход за больными, находящимися в реанимационном отделении;

  • выполнять сестринские манипуляции;

  • по назначению врача проводить лекарственную терапию;

  • осуществлять легочную реанимацию при клинической смерти;

  • определять стадии наркоза по клиническим признакам.


Специалист должен в области реабилитации

знать на уровне представления:

  • виды, формы и методы медицинской реабилитации;

  • особенности психотерапии в медицинской реабилитации;

знать на уровне понимания:

  • общие основы мануальной терапии;

  • общие основы рефлексотерапии;

  • действие физических факторов на организм;

  • основы санаторно-курортного лечения;

  • программу реабилитационных мероприятий после операций и травм;

  • технику безопасности при проведении физиотерапевтических про­цедур;

уметь:

  • владеть методикой антропометрии и соматоскопии;

  • проводить классический массаж;

  • проводить комплексы лечебной физкультуры;

  • консультировать пациента и его семью по вопросам организации рационального питания, обеспечения безопасной среды, физической на­грузки;

  • выполнять основные физиотерапевтические процедуры по назна­чению врача.


7.7 Требования к практической подготовке специалиста
Практическая подготовка специалиста является обязательной ча­стью образовательного процесса и направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения.

При подготовке специалиста предусматриваются следующие виды практики: учебная и преддипломная.



7.7.1 Учебная практика направлена на закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений и навыков по сестринско­му делу в терапии, хирургии, педиатрии.

7.7.2 Преддипломная практика направлена на формирование про­фессиональной компетентности специалиста и на подготовку его к вы­полнению профессиональных функций в соответствии с подразделами 6.6 и 7.2 настоящего образовательного стандарта.


8. Структура учебного плана



8.1 Для реализации настоящего образовательного стандарта разра­батывается типовой учебный план специальности.

Типовой учебный план специальности согласовывается с Мини­стерством здравоохранения Республики Беларусь и утверждается Мини­стерством образования Республики Беларусь.



8.2 Структура учебного плана приведена в таблице 1.
Таблица 1

Наименование компонентов, циклов,

дисциплин





Примерное распределение

бюджета времени (часов для

1, 2, 5, 6; недель для 3, 4)

для обучения на основе



общего

базового


образования

общего

среднего


образования

1 Общеобразовательный компонент







1.1 Социально-гуманитарный цикл

784

160

1.2 Естественно-математический цикл

600

-

1.3 Физическая культура

420

298

1.4 Допризывная (медицинская)







подготовка

86

-

1.5 Гражданская оборона

22

22

Итого

1912

480

2 Профессиональный компонент







2.1 Общепрофессиональный цикл

850

850

2.2 Специальный цикл

2090

2090

Итого

2940

2940

Всего

4852

3420

3 Практика

16

16

3.1 Учебная

8

8

3.2 Преддипломная

8

8

4 Вариативный компонент

8

8

5 Факультативные дисциплины

558

396

6 Консультации

419

297


8.3 Учебный план специальности разрабатывается на оснований на­стоящего образовательного стандарта.

Наименование дисциплин общеобразовательного компонента, ми­нимальное количество часов на теоретические, лабораторные и практи­ческие занятия определяются Министерством образования Республики

Беларусь. Дисциплина "Физическая культура" планируется из расчета не менее 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Дис­циплина "Допризывная (медицинская) подготовка" планируется для обучения на основе общего базового образования, дисциплина "Граж­данская оборона" - на основе общего базового и общего среднего обра­зования.

Наименование дисциплин профессионального компонента, количе­ство часов на теоретические, лабораторные и практические занятия, ви­ды и продолжительность практики определяются разработчиками учеб­ного плана специальности в соответствии с подразделами 7.5, 7.6 и 7.7 настоящего образовательного стандарта и с учетом требований нанима­теля кадров.



8.4 Обязательная недельная нагрузка учащихся не должна превы­шать 36 учебных часов.

Вариативный компонент планируется при разработке учебного плана.

Факультативные дисциплины планируются из расчета 4-х часов в неделю на весь период теоретического обучения. Название факультативных дисциплин и количество часов на их изучение определяет учрежде­ние образования.

Консультации планируются из расчета 3-х часов в неделю на весь период теоретического обучения.



8.5 При разработке учебного плана необходимо руководствоваться следующим:

  • общая продолжительность полного года обучения составляет 52 недели;

  • продолжительность каникул - от 8 до 11 недель, из них 2 недели в зимний период:

  • продолжительность экзаменационных сессий определяется из расчета 2-х экзаменов в неделю и не более 4-х экзаменов в сессию;

  • время, отведенное на итоговую аттестацию, рассчитывается с уче­том ее формы.


9. Итоговая аттестация выпускников



9.1 Итоговая аттестация проводится по результатам полного усвое­ния обучаемым образовательной программы с целью определения соот­ветствия его компетентности требованиям настоящего образовательного стандарта.

9.2 Формой итоговой аттестации являются государственные экза­мены по дисциплинам.

9.3 По результатам итоговой аттестации выпускнику присваивается квалификация "Медицинская сестра" и выдается диплом о среднем специальном образовании.


10. Условия реализации образовательного стандарта

Реализация настоящего образовательного стандарта в учреждениях образования осуществляется в образовательном процессе и возможна при наличии нормативно установленного учебного программного, учебно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения.


10.1 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение включает типовую и рабочую учебную программную документацию.

Типовая учебная программная документация включает типовой учебный план специальности, типовые учебные программы дисциплин и практики.

Типовой учебный план специальности согласовывается с Мини­стерством здравоохранения Республики Беларусь и утверждается Мини­стерством образования Республики Беларусь.

Типовые учебные программы специальных дисциплин и практики утверждаются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Рабочая учебная программная документация включает рабочие учебные программы дисциплин и практики, рабочий учебный план спе­циальности и утверждается руководителем учреждения образования.

Для обеспечения образовательного процесса должны быть созданы учебные кабинеты, лаборатории, учебные комнаты на .базах практиче­ского обучения, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения в соответствии с нормативными требованиями.

Материально-техническая база должна соответствовать профессио­нальным задачам и действующим санитарно-техническим нормам.
10.2 Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется на основа­нии утвержденной учебной программной документации по специаль­ности.

Продолжительность обучения на дневной форме составляет:

- на основе общего базового образования не менее 198,5 недель, из них не менее 135,5 недель теоретического обучения, не менее 16 недель практики, не менее 8 недель экзаменационной сессии, не менее 3 недель на проведение итоговой аттестации, не менее 28 недель каникул, не ме­нее 8 недель вариативного компонента;

- на основе общего среднего образования не менее 146,5 недель, из них не менее 95 недель теоретического обучения, не менее 16 недель практики, не менее 6,5 недель экзаменационной сессии, не менее 3 не­дель на проведение итоговой аттестации, не менее 18 недель каникул, не менее 8 недель вариативного компонента.


10.3 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса
Преподаватели, обеспечивающие реализацию настоящего образова­тельного стандарта, должны иметь высшее медицинское образование по профилю преподаваемой дисциплины и сертификат о прохождении ин­тегрированного курса психолого-педагогической подготовки или выс­шее сестринское образование, или высшее педагогическое образование.

Приложение А


(информационное)
Библиография
[1] Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х т. / Под ред. Б. В. Петровского. - М: Советская энциклопедия, 1983

[2] Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1999



[3] Квалификационный справочник. Должности служащих, занятых в здравоохранении, фармации, Белорусской государственной службе судебно-медицинской экспертизы и системе социальной защиты. - Мн.: НИИ труда, 2001



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница