Образовательного учреждения



Дата16.09.2017
Размер0.65 Mb.
ТипУрок

Автор: Наумова Алиса Ивановна

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение “Тверской лицей”, г. Тверь

Аннотация к уроку

Одной из основных задач школьного курса информатики является формирование у учащихся умений работать с информацией из различных предметных областей. Наиболее удачно это происходит в старших классах профильного уровня. Максимально используя свои возможности и знания, учащиеся с большим желанием разрабатывают проекты по выбранному ими профилю.

Представленный урок наглядно показывает, как реализуются межпредметные связи на уроках информатики в старших классах естественно – научного профиля. Проведение подобных уроков даёт возможность ученикам получить дополнительные знания для дальнейшего их обучения в ВУЗах медико – биологической направленности.

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 11–й естественно – научного профиля

Тема урока: “Программирование задач из курса физиологии человека. Группа крови и резус-фактор”.

Цель урока:


  1. Закрепить пройденный теоретический материал по программированию “Строковые массивы ”, “Оператор выбора case”, “Вложенные циклы”.

  2. Для разработки алгоритма изучить закономерности наследования родительских групп крови ребенком и резус-фактора с использованием языка программирования PascalABC.NET.

  3. Научить грамотно составлять программы на языке PascalABC.NET с использованием массивов строк, циклов for, while и оператора выбора case.

  4. Выполнить программу по заданным тестам.

Задачи урока:

  1. Образовательные: повторение, изучение, обобщение и систематизация пройденного материала, контроль усвоения знаний, умений и навыков:

  • выполнить словесное описание поставленной задачи;

  • написать и выполнить программу;

  • провести анализ выполненной работы.

  1. Развивающие: развитие интереса к предмету, повышение активности учащихся на уроках, развитие логического мышления, речи и памяти.

  2. Воспитательные: воспитание активности, умения общаться, самостоятельности и взаимопомощи.

Тип урока: Комплексное применение знаний, умений и навыков.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Для оформления работы – офисное приложение MS Word 2007.

  2. Для работы на компьютере – операционная система OS WINDOWS 7.

  3. Для разработки и реализации алгоритма – программная среда PascalABC.NET.

  4. Угринович Н. Д., Информатика и информационные технологии, Учебник для 10-11 классов естественно-математического профиля, Москва, 2006 г.

  5. Физиология человека, учебник для студентов медицинских вузов и факультетов под редакцией В. М. Покровского и Г. Ф. Коротько, издательство

“Медицина”, 2001 г., Глава 6. Система крови. Группы крови.

Время реализации урока – 45 минут

Авторский медиапродукт:

  1. Офисное приложение MS PowerPoint 2007.

  2. Наглядная презентация учебного материала.

Необходимое оборудование и материалы для урока

Компьютеры, мультимедийный проектор, экран.



Ожидаемые результаты:

  • умение работать в группах для достижения совместного результата деятельности.

  • развитие логического мышления и реализация творческих возможностей.

Методы: Повторение и изучение теории по заданным темам, разработка и реализация алгоритма на языке PascalABC.NET, выполнение и оформление работ.


Таблица № 1. Этапы урока
План проведения урока


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Временная

реализация (мин.)

  1. Организационный

+

Целеполагание.



Озвучивает тему, ставит цель и задачи урока, мотивирует учащихся на поддержание внимания и мыслительной активности, разбивает класс на группы.

Разбиваются на творческие группы.

1

  1. Актуализация знаний.

Осуществляет подготовку учащихся к комплексному применению знаний, умений и навыков по теме: “Массив строк”.

Уточняют некоторые вопросы по заданной работе.

1

  1. Повторение теоретического материала из курса информатики: Массив строк.




Краткое повторение и актуализация опорных знаний по изученному материалу.

Постановка вопросов.




Самостоятельно отвечают на поставленные учителем вопросы.


3

  1. Изучение материала из курса физиологии: Группа крови и резус-фактор.

Изучение нового материала с помощью демонстрации слайдов медиаприложения.

Ответы на вопросы учащихся.




Задают учителю вопросы
Проверяют наличие на компьютерах соответствующего программного обеспечения.

8


  1. Приобретение знаний, умений и навыков по составлению и отладке программ из курса физиологии человека.

Формулировка заданий для работы за компьютером.

Оказание необходимой помощи в возникших нестандартных ситуациях.



Составление и отладка программ в среде программирования PascalABC.NET.

Анализ полученных результатов.



25

  1. Контроль и самопроверка знаний.

Контроль за работой учащихся.

Сдача выполненных работ.

2

  1. Подведение итогов урока.

Выводы по изученной теме, включая выполненные практические задания.

Обсуждение представленных работ.

5


Ход урока:

  1. Организационный момент: Сообщение темы и цели урока: Программирование задач из курса физиологии человека. Группа крови и резус-фактор”. (Слайд №1, 2)

Задание: Определить группу крови ребёнка и его резус-фактор по группам крови родителей и их резус-факторам.

Класс разбивается на творческие группы.



Необходимо:

  1. Разработать постановочную часть задачи:

  1. Написать и отформатировать программу (код) с комментариями;

  2. Подготовить проверочные тесты;

  3. Проверить правильность решения задачи на компьютере в среде программирования PascalABC.NET (при необходимости провести корректировку программного кода);

  4. Оформить работу в приложении MS Word 2007 (текстовый файл).

  1. Актуализация знаний: использование межпредметных связей. (Слайд №3)

  2. Повторение материала по теме: “Массив строк” (Слайд №4)

С понятиемМассив строк” приходится сталкиваться при решении задач из различных предметных областей при обработке совокупностей большого количества значений. В общем случае – это структурированный тип данных, состоящий из фиксированного числа элементов, имеющих тип string. Элементы, образующие массив, упорядочены таким образом, что каждому элементу соответствует совокупность номеров (индексов), определяющих его местоположение в общей последовательности. Доступ к каждому отдельному элементу осуществляется путем индексирования элементов массива.

Объявление массива производится аналогично объявлению переменных, необходимо только дополнительно указать диапазон изменения индексов, например:

rf: array[1..4] of string;

При объявлении массива в ОП отводится определённое место.



  1. Изучение нового материала по теме: “Группа крови и резус-фактор” История возникновения учения о группах крови (Слайды №5 - №13)


Карл Ландштейнер, австрийский врач, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине
Учение о группах крови возникло в связи с проблемой переливания крови. В 1901 г К. Ландштейнер обнаружил в зритроцитах людей агглютиногены А и В. В плазме крови находятся агглютинины a и b (гамма-глобулины). Согласно классификации К.Ландштейнера и Я.Янского в зависимости от наличия или отсутствия в крови конкретного человека агглютиногенов и агглютининов различают 4 группы крови. Эта система получила название АВО, Группы крови в ней обозначаются цифрами и теми агглютиногенами, которые содержатся в эритроцитах данной группы. Групповые антигены – это наследственные врожденные свойства крови, не меняющиеся в течение всей Жизни человека. Агглютининов в плазме крови новорожденных нет. Они образуются в течение первого года жизни ребенка под влиянием веществ, поступающих с пищей, а также вырабатываемых кишечной микрофлорой, к тем антигенам, которых нет в его собственных эритроцитах. c:\users\алиса ивановна\desktop\безымянный.png
В России принято делить группы крови на I, II, III и IV. c:\users\алиса ивановна\desktop\резус.jpg

I группа (О) – в эритроцитах агглютиногенов нет, в плазме содержатся агглютинины a и b;

II группа (А) – в эритроцитах содержится агглютиноген А, в плазме – агглютинин b;

III группа (В) – в эритроцитах находится агглютиноген В, в плазме – агглютинин a;

IV группа (АВ) – в эритроцитах обнаруживаются агглютиногены А и В, в плазме агглютининов нет.


Рис. 1. Определение группы крови в России
У жителей Центральной Европы I группа крови встречается в 33,5%, II группа – 37,5%, III группа – 21%, IV группа – 8. У 90% коренных жителей Америки встречается I группа крови. Более 20% населения Центральной Азии имеют III группу крови.

В международной классификации группы обозначаются аббревиатурой:

I группа обозначается как 0ab, поскольку такая кровь не содержит агглютиногенов А и В;

II группа крови обозначается Ab;

III — Ва;

IV — АВ0.



Карты распределения групп крови

  1. Группа крови О (I)


http://randevu-zip.narod.ru/europe/common/o.gif

  1. Группа крови А (II)


http://randevu-zip.narod.ru/europe/common/a.gif


  1. Группа крови B (III)


http://randevu-zip.narod.ru/europe/common/b.gif
http://s.pfst.net/2012.02/1106532206752804dbdce767a2fc1e8e75ebf2fad87_b.jpg
Система резус



Рис. 2. Определение резус-фактора в крови
К.Ландштейнером и А.Винером в 1940 г. в эритроцитах обезьяны макаки-резуса был обнаружен антиген, который они назвали резус-фактором. Этот антиген находится и в крови 85% людей белой расы. У некоторых народов, например, эвенов резус-фактор встречается в 100%. Кровь, содержащая резус-фактор, называется резус-положительной (Rh+). Кровь, в которой резус-фактор отсутствует, называется резус-отрицательной (Rh-). Резус-фактор передается по наследству.

  1. Приобретение знаний, умений и навыков по составлению и отладке программ из курса физиологии человека (Слайды №14 - №21)

В каждой группе разработать совместный проект с использованием языка программирования PascalABC.NET, подготовить проверочные тесты, откомпилировать, выполнить и оформить программу.

Словесное описание алгоритма

За группу крови и резус-фактор человека отвечает по одной паре аллельных (парных) генов. В зависимости от их распределения в процессе мейоза по гаметам и того, какие родительские гаметы встречаются при оплодотворении, происходит комбинация генов с различной вероятностью их проявления в фенотипе. Поэтапное

решение задачи в программе отмечено комментариями на русском языке.


  • исходный модуль программы (один из вариантов)

program grkr;

var

rf: array[1..4] of string; //объявить исходные данные

gr: array[1..9] of string;

k, m: string;

a, b, f, v, i, j, n, e, o, z: integer;

begin

writeln ('Определить группу крови и резус-фактор ребенка') ;

writeln ('по данным родителей') ;

writeln ('Введите группу крови') ;

write ('отца: ') ; readln (a) ;

write ('матери: '); readln (b) ;

writeln ('Введите резус-фактор(1(+)/0(-))');

write ('отца: '); readln (f) ;

write ('матери: '); readln (v) ;

case a of //определение формулы группы крови отца

1: k := '00' ; 2: k: = 'A0' ; 3: k := 'B0' ; 4: k: = 'AB' ;



end ;

case b of //определение формулы группы крови матери

1: m := '00' ; 2: m := 'A0' ; 3: m := 'B0' ; 4: m := 'AB' ;



end ;

//комбинирование родительских формул крови с образованием новых

rf [1] := copy (k, 1, 1) + copy (m, 1, 1) ;

rf [2] := copy (k, 1, 1) + copy (m, 2, 1) ;

rf [3] := copy (k, 2, 1) + copy (m, 1, 1) ;

rf [4] := copy (k, 2, 1) + copy (m, 2, 1) ;

//формирование массива всех возможных комбинаций генов,

//обуславливающих разные группы

gr [1] := '00' ; gr [2] := 'A0' ; gr [3] := '0A' ;

gr [4] := 'AA' ; gr [5] := 'B0' ; gr [6] := '0B' ;

gr [7] := 'BB' ; gr [8] := 'AB' ; gr [9] := 'BA' ;

//начальные значения переменных для вычисления процентов

n := 0 ; e := 0 ; o := 0 ; z := 0 ;

for i:= 1 to 4 do

begin

j := 1;


while rf [i] <> gr [j] do j := j + 1 ;

//определение процентного соотношения групп крови

//в вероятности их установления

case j of

1: n := n + 25 ;

2: e := e + 25 ; 3: e := e + 25 ; 4: e := e + 25 ;

5: o := o + 25 ; 6: o := o + 25 ; 7: o := o + 25 ;

8: z := z + 25 ; 9: z := z + 25 ;

end ; end ; writeln;

writeln ('Вероятность наследования ребенком') ;

writeln ('групп крови в процентном отношении') ;

writeln ('1-я группа - ', n, '%') ;

writeln ('2-я группа - ', e, '%') ;

writeln ('3-я группа - ', o, '%') ;

writeln ('4-я группа - ', z, '%') ;

case f + v of //определение резус-фактора

2:

begin

writeln ('Вероятность проявления у ребенка положительного') ;

writeln ('резус-фактора (+) - более 90%') ; end ;

0: writeln ('У ребенка отрицательный резус-фактор (-)') ;

1:

begin

writeln ('Вероятность проявления у ребенка положительного') ;

writeln ('резус-фактора (+) - 75%') end ; end ;



end.

  • компиляция и тестирование программного кода


Таблица № 2. Описание входных и выходных данных по группе крови
Описание входных и выходных данных

Input

Output

Группы крови родителей

Возможная группа крови ребенка (вероятность, %)

I + I

I (100%)







I + II

I (50%)

II (50%)





I + III

I (50%)



III (50%)



I + IV



II (50%)

III (50%)



II + II

I (25%)

II (75%)





II + III

I (25%)

II (25%)

III (25%)

IV (25%)

II + IV



II (50%)

III (25%)

IV (25%)

III + III

I (25%)



III (75%)



III + IV



II (25%)

III (50%)

IV (25%)

IV + IV



II (25%)

III (25%)

IV (50%)


Таблица № 3. Описание входных и выходных данных по резус-фактору



Input

Output

Резус-фактор у родителей

Резус-фактор у ребенка

Положительный (RR, Rr)

и отрицательный (rr)



Положительный (Rr) или

отрицательный (rr)



Отрицательный (rr)

Отрицательный (rr)

Режим выполнения программы

d:\научная работа\2015-2016\конкурс it-уроков\выполнение.jpg


Рис. 3. Выполнение по тесту № 1 в среде PascalABC.NET


d:\научная работа\2015-2016\конкурс it-уроков\тест_2.jpg


Рис. 4. Выполнение по тесту № 6 в среде PascalABC.NET


  1. Контроль и самопроверка знаний (Слайд №22)

Критерии:

После выполнения и сдачи заданий всеми учащимися проводится анализ проделанной работы по каждой группе, при этом определяется степень самостоятельности принятия решения:



  • умение обосновать и сформулировать использованный метод решения задачи;

  • степень раскрытия задания;

  • качество оформления.

  1. Подведение итогов урока: выбор наиболее оптимального с точки зрения программирования решения задачи. (Слайд №22)


Список использованной литературы

и интернет – ресурсов (Слайд №23)

  1. Группа крови - https://ru.wikipedia.org/wiki/Группа_крови

  2. Группы крови. Система резус-

http://www.medicinform.net/human/fisiology4_4.htm

  1. Культин Н., Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi, Учебник, Дюссельдорф – Киев – Москва - Санкт – Петербург, 2001 г.

  2. Угринович Н. Д., Информатика и информационные технологии, Учебник для 10-11 классов естественно-математического профиля, Москва, 2006 г.

  3. Уроки PascalABC.NET. Программирование олимпиадных задач - http://learnpascal.ru/vvedenie-v-paskal/pascalabc-net.html, 2014 г.

  4. Физиология человека, учебник для студентов медицинских вузов и факультетов под редакцией В.М. Покровского и Г.Ф. Коротько, издательство “Медицина”, 2001 г., Глава 6. Система крови. Группы крови.


Каталог: files -> file
file -> Лечебная физкультура
file -> Казьменко Артем Анатольевич
file -> Закон санкт-петербурга о льготном обеспечении лекарственными средствами и бесплатном зубопротезировании отдельных категорий жителей Санкт-Петербурга
file -> Галины Чулуевны Махаковой. Приветственное слово директора фгу нии урологии, профессора Олега Ивановича Аполихина. 10. 20 12. 00 Пленарное заседание
file -> Фамилия, имя: Денисенко Владислав Курс: 4 курс, специальность «Сестринское дело»
file -> Реферат по биологии Решение проблемы защиты комнатных растений от вредителей и возбудителей инфекционных заболеваний
file -> Реферат по биологии на тему:
file -> Показания к проведению коронарной ангиографии (каг)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница