Общая характеристика грудного возраста



Скачать 13.79 Kb.
Дата15.06.2018
Размер13.79 Kb.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУДНОГО ВОЗРАСТА

Период грудного возраста продолжается от 29 дня жизни до 12 мес. и характеризуется тем, что основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, но происходят бурные, более интенсивные, чем в последующие годы, рост и развитие ребенка. Каждый день добавляет что-то новое в физическом, нервно-психическом, интеллектуальном и социальном развитии.

Так, масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается по сравнению с первоначальной, рост увеличивается на 50%, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13 – 15 см. При этом пропорции тела ребенка приближаются к пропорциям взрослого. Высокие темпы роста в этот период обеспечиваются большим относительным энергопортеблением, превышающим энергетическую потребность взрослого в 3 раза. Поэтому ребенок грудного возраста нуждается в значительно большем количестве пищи на 1 кг массы тела, чем взрослый. Однако сохраняющаяся функциональная незрелость пищеварительного тракта требует внимательного отношения, прежде всего, к вопросам рационального вскармливания и режима.

Продолжают совершенствоваться моторная и статическая функции: к 2-м мес. ребенок, находясь в вертикальном положении, хорошо держит голову; с 4 – 5 мес. переворачивается с живота на спину и обратно; к 7-ми мес. самостоятельно садится, к концу года начинает ходить, манипулировать с игрушками.

Значительные изменения происходят в психическом развитии ребенка: появляются условные рефлексы, движения глазных яблок становятся координированными, ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах, следит за их движениями; появляется слуховое сосредоточение; ребенок лепечет слога «ма», «па», «ба». К концу года произносит первые осмысленные слова, которые могут складываться в простые предложения, выполняет некоторые несложные требования, понимает запреты – с этого момента начинается развитие второй сигнальной системы.

Физическое развитие несколько замедляется, а психическое развитие продолжается более быстрыми темпами. Однако все основные функции организма, все органы и системы остаются в состоянии неустойчивого равновесия, и любое неблагоприятное воздействие может его нарушить.

Пассивный иммунитет, характерный для периода новорожденности, теряется к 2 – 3 – 4 мес., а формирование собственной иммунной системы происходит сравнительно медленно, поэтому существует высокая вероятность заболеваний, особенно дыхательной и пищеварительной систем. Также из-за отсутствия способности организма к ограничению патологического процесса в пределах того или иного органа или ткани наблюдается склонность к диффузным реакциям, генерализации воспалительных явлений и развитию септических состояний.

Поскольку в этом возрасте происходит наиболее интенсивный рост и развитие детей, а воздействие различных факторов окружающей среды на организм, а также влияние окружения ребенка на его развитие очень значительно, необходимо ежемесячное медицинское наблюдение за процессом физического, моторного, нервно-психического, интеллектуального, психсоциального и познавательно развития ребенка.



Период ГВ имеет решающее значение для правильного развития ребенка, для сохранения его здоровья, поэтому важнейшее место в организации медицинской помощи детям этой возрастной группы занимает организация профилактической работы, в которой активное участие принимают медицинские сестры, работающие на педиатрических участках, в кабинетах здорового ребенка, с врачами общей практики. Этот период требует самого пристального внимания как со стороны врачей, так и медсестер, а дети первого года жизни в большей степени, чем в другие возрастные периоды, нуждаются в профилактическом наблюдении, их выделяют в группу с резко выраженной профилактической направленностью наблюдения.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница