Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана и цитоплазма клетки. 9 класс



Скачать 17.97 Kb.
Дата03.05.2016
Размер17.97 Kb.
Просмотров37
Скачиваний0
ТипУрок
Тема: Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана и цитоплазма клетки. 9 класс.

Автор: учитель биологии МБОУ «Майминская СОШ № 2», I к.к, Булычева Н.И.

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления темы «Строение клетки», применения знаний об общем плане строения клетки в характеристике имеющихся искусственных моделей (рисунков) и натуральных объектов, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Задачи урока:



  • продолжить развитие знаний о строении клеток

  • развить понятие о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны

  • продолжить развитие у школьников умения сравнивать строение различных клеточных структур, объяснять причины их сходства и различия

  • продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы

  • осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы 

Ход урока:

1.Орг.момент

2. Актуализация знаний:

Фронтальная беседа:

- Что такое клетка?

-Какая наука занимается изучением клеток?

- Какие ученые внесли свой вклад в развитие цитологии?

- Укажите основные положения клеточной теории.

3. Изложение нового материала.

Сегодня мы продолжим изучение клетки. У вас на столах находятся микроскопы и микропрепараты. Выполните лабораторную работу «Клеточное строение живых организмов», сделайте вывод.

Вывод по л\р: Все живые организмы состоят из клеток. Клетки растений и животных состоят из трех основных частей, оболочка, цитоплазма и ядро.

На уроке мы познакомимся со строением и функциями оболочки и цитоплазмы. (Записывают тему урока).

На доске составляется кластер «Строение клетки». С кластером учитель и ученики работают в течение всего урока, используя ее в виде опорного конспекта.

Клетка


Оболочка ядро цитоплазма

Что вам уже известно об этих компонентах клетки? (Учащиеся афишируют свои знания).

Учитель подводит итог, ставятся совместно с учащимися цели урока: углубить, расширить знания, узнать что-то новое.

Пользуясь таблицей и рисунком учебника, учитель рассказывает о строении клеточной мембраны, учащиеся вносят необходимые данные в кластер.

Какие же функции выполняет клеточная мембрана?

Учащиеся демонстрируют опыты с моделью клетки, доказывающие транспортную, защитную, объединяющую все компоненты клетки, структурную функции. Учитель дополняет рассказ учащихся. Основные функции оболочки вносятся в кластер.

Учитель рассказывает о строении цитоплазмы и ее функциях. Учащиеся демонстрируют опыты, доказывающие функции цитоплазмы.(Данные вносят в кластер)

4. Закрепление:

- Как связано строение клеточной мембраны и ее функции?

- Фагоцитоз характерен только для клеток животных. Как вы думаете, почему в растительной клетке этот процесс не возможен?

- Чем пиноцитоз отличается от фагоцитоза?

- От чего зависит функция клеток?

5. Рефлексия:

- Изменились ли ваши представления об основных частях клетки?

- Как изменились ваши представления?

- Что нового вы узнали?

6. Д\з: параграф учебника.

Примечание.



В качестве модели клетки можно использовать полиэтиленовый пакет, заполненный крахмальным клейстером. Для демонстрации транспортной функции мембраны модель клетки помещают в сосуд с раствором йода. Через несколько минут жидкость в сосуде и внутри модели начнет синеть.

Защитную функцию демонстрируют моделируя проникновение чужеродных тел. Объединяющую функцию можно доказать нарушив целостность «мембраны» и т.д. Аналогично демонстрируются и основные функции цитоплазмы. Для урока необходимо будет приготовить несколько моделей клетки.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал