Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов, прибывших из Монголии Механизм экономической инт…



Скачать 114.13 Kb.
Pdf просмотр
Дата21.11.2018
Размер114.13 Kb.

Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов, прибывших из Монголии - Механизм экономической инт…
https://studwood.ru/1280440/ekonomika/otsenka_protsessa_integratsii_oralmanov_primere_immigrantov_pribyvshih_mongolii
1/7
Главная


Экономика

Механизм экономической интеграции оралманов в казахстанское общество
Оценка процесса интеграции оралманов на примере
иммигрантов, прибывших из Монголии
Оценка состояния условия жизни, прибывших в страну иммигрантов и их быстрейшая интеграция в казахстанское общество является одной из задач нашего диссертационного исследования. По нашему мнению комплексную оценку современного состояния условия жизни оралманов, можно дать на примере репатриантов, прибывших в Казахстан из Монголии. Это обусловлено, во-первых, тем, что удельный вес оралманов из Монголии из общего числа, прибывших из дальнего зарубежья самый большой %); во-вторых, процесс иммиграции этнических казахов из Монголии начался раньше (1991-1992 гг.) по трудовому соглашению, чем из других стран мира в-третьих, в силу особой специфики профессионально- квалификационной структуры и менталитета репатриантов из Монголии, процесс их интеграции и адаптации к реалиям пореформенного Казахстана (особенно в тех областях, где они были размещены -Карагандинской, Талдыкорганской, Павлодарской, Кокшетауской, Семипалатинской и Восточно-
Казахстанской с преимущественным проживанием русскоязычного населения) проходил весьма сложно и неоднозначно.
Сегодня в Монголии проживает вторая по численности (после Китая) казахская диаспора дальнем зарубежье. Местами наиболее компактного проживания казахского населения в МНР являются Баян-
Ульгейский и Кобдинский аймаки. Как и из других стран ближнего и дальнего зарубежья, организованное переселение казахов из Монголии и началось в апреле года, еще до того, как была разработана законодательная база политики репатриации этнических казахов в суверенный Казахстан. Мы разделяем изложенное в печати мнение, что в отсутствии правовой базы и кроется одна из причин постоянных проблем, которые возникают при реализации миграционной политики в настоящее время [81].
Казахстанско-монгольские переговоры об установлении дипломатических отношений и по вопросу возращения этнических казахов на историческую родину из Монголии состоялись в сентябре 1991 г. В
ноябре того же года было принято Постановление Кабинета Министров Казахской ССР О порядке и условиях переселения в Казахскую ССР лиц коренной национальности, изъявивших желание работать в сельской местности, из других республики зарубежных стран, те. репатриация начиналась как организованная трудовая иммиграция. В декабре 1991 г. был принят Закон Республики Казахстан «О
гражданстве», который предоставил этническим казахам возможность получения гражданства по упрощенной процедуре, и практически сразу началась их репатриация Важную роль в иммиграционном процессе сыграло установление дипломатических отношений между
Казахстаном и Монголией, а также первые визиты официальных государственных лиц в страны дальнего зарубежья. В сентябре 1992 года в Казахстане открылось посольство Монголии, а уже в октябре 1993 года состоялся первый официальный визит в Монголию Президента Казахстана НА. Назарбаева, где были подписаны различные документы о дружбе и сотрудничестве, в том числе в сфере миграции. В соответствии с соглашениями между Министерствами труда Казахстана и Монголии только за 1991-1992 гг. из Монголии в
Казахстан было переселено более 7 тысяч семей или 40 тысяч человек. Переселение монгольских казахов осуществлялось чартерными рейсами из сборного пункта Баян-Ульгейского аймака Монголии. По прибытию переселенцам бесплатно выделялся скот (1 корова и до 5 овец, они обеспечивались продуктами питания и предметами первой необходимости, им должны были выдаваться денежные пособия и долговременные беспроцентные кредиты За 1991-2005 гг. из Монголии всего было переселено около 15,2 тыс. казахских семей численностью человек. Они разместились в Карагандинской, Алматинской, Павлодарской, Кокшетауской и Восточно-
Казахстанской областях, регионе преимущественного проживания русскоязычного населения. Размещение производилось следующим образом Карагандинская область - 3353 семьи, Алматинской область - семей, Павлодарская область - 1343 семьи, Кокшетауская область - 1174 семьи и т.д. Переселенцы размещались в основном в сельской местности. Вновь приехавшим было довольно трудно освоиться в новых условиях. Как правило, климат в районах поселения оказался значительно более суровым, чем тот, в котором они ранее проживали. Например, иранские казахи, приехавшие в ЮКО область,
были расселены в отдаленных хозяйствах Созакского района, наименее развитого сточки зрения

Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов, прибывших из Монголии - Механизм экономической инт…
https://studwood.ru/1280440/ekonomika/otsenka_protsessa_integratsii_oralmanov_primere_immigrantov_pribyvshih_mongolii
2/7
транспортной и социальной инфраструктуры. На страницах областных газет появились призывы к местному населению с просьбой помочь соотечественникам. Был организован сбор продуктов и теплых вещей для переселенцев. Переселенцы размещались в клубах, старых или полуразрушенных домах. В связи с низкой квалификацией переселенцы в основном были заняты в животноводстве и полеводстве. Прибывшие были представителями мало- или неквалифицированного труда - скотники, шоферы, учителя начальных классов,
воспитатели, механизаторы и т. д.
Женщины были заняты лишь на сезонных работах. Дети имели возможность получать образование в школах, в том числе на казахском языке. Однако контакты с родственниками были затруднены. Социально- психологическая адаптация протекала сложно. Сильно затруднило адаптацию казахов из-за рубежа использование местным населением русского языка, которого переселенцы не знали. Кроме того,
монгольские казахи, проживавшие до переезда в основном в горной и предгорной местности и занимавшиеся животноводством, были носителями традиционных ценностей и выглядели чужаками в глазах местного населения, во многом утратившего национальные традиции. Это также затрудняло адаптацию репатриантов.
Положение переселенцев сильно осложнилось в середине х гг., в переходный период в рыночную экономику. В процессе приватизации доля имущества каждого находилась в зависимости от стажа работы и других условий, что сразу поставило репатриантов в невыгодные условия. В то время переселенцы не имели устойчивого личного хозяйства и ничего не получили при разделе колхозного и совхозного имущества.
Низкие заработки, задержка в их выплате, отсутствие работы привели к обнищанию значительной части переселенцев.
Достаточно быстро выяснилось, что казахи-репатрианты имеют много культурных отличий от основной массы казахского населения. Рассмотрим ситуацию на примере Восточно-Казахстанской области. Основная масса переселенцев прибыла в Восточный Казахстан из Монгольской Народной Республики в 1992-1994 гг.
по трудовым соглашениям. До сих пор переселенцы из Монголии доминируют в количественном отношении, составляя более 90% от общего числа репатриантов в регионе. Поданным областного управления Комитета по миграции, за период с 1991 по 2005 год в область прибыло 1156 семей оралманов
(4994 человек) [85].
Оралманы в большинстве своем расселены в сельскохозяйственных районах и заняты в аграрной сфере.
Уровень их образования довольно низок, невелики квалификационный потенциал, в результате чего имеющиеся производственные ниши зачастую оказываются недоступными. Прибывшим назначены пенсии по возрасту, специальные государственные пособия. В каждом районе созданы Советы по приему и обустройству репатриантов. Из областного бюджета в соответствии с планом выделялись суммы для приобретения жилья особо нуждающимся, предоставлялись микрокредиты на развитие бизнеса.
Оказывается содействие в получении земельных участков для ведения хозяйства. Однако принятых мер недостаточно для того, чтобы обеспечить социальную интеграцию оралманов.
Проблема этнических казахов из Монголии усугублялись тем, что впервые годы репатриации процесс их вторичного переселения, теперь уже по территории Казахстана - из северных в южные регионы, более близкие переселенцам по климатическими иным условиям. Подобные самостоятельные перемещения приводили к большим нагрузками местные администрации и миграционные службы. Так, в частности, в
Южно-Казахстанской области в 1993-1996 гг. приходилось обустраивать и трудоустраивать до 1,5 тыс.
переселенцев ежегодно. Процесс вторичного переселения внес элементы стихийности, усугубил нерегулируемость миграционных процессов в Казахстане.
Проанализируем основные причины сложившейся ситуации. Одна из основных причин связана с возникшими организационными сложностями, когда районные миграционные службы были ликвидированы, а штаты в областных структурах сокращены. Сложности учета связаны не только со стихийностью перемещений. Многие репатрианты, прибывшие в Казахстан, были тогда в молодом возрасте,
за прошедшие десять лет они выросли и заключили браки, в которых появились дети. Поэтому фактическая численность репатриантов превышает официальную. В такой ситуации как ведущей исполнительной структуре, предстоит большая работа на внутри- и межгосударственном уровне в упорядочении и управлении миграционными процессами.
Многие причины сложившейся ситуации отражены в публикациях казахстанских СМИ. Так, например, в республиканской газете в статье под названием Закон о миграции в Казахстане фактически не исполняется были подробно проанализированы проблемы репатриантов с получением гражданства и вытекающими отсюда сложностями получения пособий и рабочего места.
Процесс репатриации породил новые правовые коллизии, среди которых основная - проблема приобретения репатриантами казахстанского гражданства. Основной поток этнических казахов из Монголии прибыл в Казахстан в 1991-1993 гг. по трудовым контрактам, срок которых истек во второй половине х гг. В связи стем, что законы Монголии, как и казахстанские законы, не предусматривают двойного гражданства, несколько десятков тысяч репатриантов из этой страны оказались в настоящее время без казахстанского гражданства, паспортов, прописки, работы.

Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов, прибывших из Монголии - Механизм экономической инт…
https://studwood.ru/1280440/ekonomika/otsenka_protsessa_integratsii_oralmanov_primere_immigrantov_pribyvshih_mongolii
3/7
Репатрианты из Монголии имеют статус репатриантов или «оралманов». Согласно определению этого понятия в законе О миграции населения, репатрианты (оралманы) - это лица коренной национальности,
изгнанные за пределы исторической родины и лишенные гражданства в силу актов массовых политических репрессий, незаконной реквизиции, насильственной коллективизации, иных антигуманных действий,
добровольно переселяющиеся в Республику Казахстан. Это относится также и к потомкам репатриантов
(оралманов).
В законе О миграции населения также раскрывается понятие «беженцы-репатрианты», которое необязательно относится к лицам коренной национальности и переселение которых происходит вынужденно.
Согласно определению, беженцы-репатрианты - это лица, или их потомки, которые были насильственно или противоправно изгнаны в свое время из Казахстана в результате преследования по политическим,
национальным, религиозными другим мотивами в настоящее время вынужденно переселяющиеся в
Республику Казахстан Мы разделяем мнение других исследователей проблемы, что это определение не соответствует никаким международным категориям или нормам [87]. В законе имеется определение беженцев, которое в целом соответствует международным документами определение вынужденных переселенцев, почти полностью совпадающее с определением беженца, стой лишь разницей, что беженцы относятся к лицам, которые не являются гражданами Казахстана, а переселенцы - являются гражданами республики.
Заложенная в законе расплывчатость определений, некоторая политическая ангажированность»
порождают серьезные противоречия. Почему этнические казахи, переселенцы из Монголии и Узбекистана - это репатрианты (оралманы), а переселенцы из Ирана, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции - это
«беженцы-репатрианты»? Можно понять, почему переселенцев из Афганистана и Таджикистана называют
«беженцами-репатриантами»: это этнические казахи, жизни которых угрожает опасность. Тогда почему статус беженца не присваивается этническим таджикам или русским, которые бежали из зоны конфликта и также нуждаются в убежище!?
На наш взгляд, эта ситуация в определенной степени противоречит Конституции, утверждающей равенство всех перед законом, различные права, которыми наделены в зависимости от национальной принадлежности и страны исхода переселяющиеся в Республику Казахстан репатрианты, репатрианты- оралманы», «беженцы-репатрианты», беженцы, вынужденные переселенцы».
По этим причинам «беженцам-репатриантам», независимо от страны-исхода все же повезло больше,
чем репатриантам (оралманам). Последние оказались в очень противоречивой ситуации этнические казахи- репатрианты проживают в Казахстане 15 лет, не имеют казахстанских паспортов и гражданства и по существу являются иностранцами с монгольским гражданством. Возникает угроза того, что десятки тысяч репатриантов окажутся лицами без гражданства, когда срок действия их паспортов истечет. Поэтому уже сейчас для решения этой проблемы государству необходимо предпринять срочные меры и исправить ситуацию.
На наш взгляд эти меры должны учитывать следующие обстоятельства. Процесс переселения монгольских казахов на историческую родину связан не только с правовыми недоработками, организационными и финансовыми трудностями. Для совершенствования договорно-правовой базы и решения практических вопросов репатриантов была создана казахстанско-монгольская межправительственная комиссия. С мая г. МИД и МВД РК и Монголии начали прорабатывать вопросы документирования граждан Монголии,
находящихся в Казахстане. Между тем разработанный казахстанской стороной проект Соглашения об урегулировании вопросов добровольного переселения и гражданстве лиц, прибывших в Республику
Казахстан из Монголии по трудовым договорам, мог бы в значительной мере разрешить сегодняшние проблемы монгольских переселенцев.
В Соглашении, например, определен статус переселенцев из Монголии, под которым понимаются лица,
добровольно вышедшие из гражданства Монголии и уезжающие в Республику Казахстан на постоянное местожительства с желанием стать ее гражданами. Проект договора предусматривает регулирование вопросов гражданства всех лиц, прибывших из Монголии в Республику Казахстан - как по трудовым договорам в течение 1991 -1994 гг., таки в качестве переселенцев.
В соответствии с Соглашением казахстанская сторона принимает этнических казахов в свое гражданство с момента получения официальных уведомлений монгольской стороны. Иммигранты испытывают сложности с оформлением документов, которые давали бы им право жить и работать в стране, в то время как еще большее количество людей не может получить гражданство. Так, например, при регистрации (необходимой для получения гражданства) требуется предъявить доказательство наличия постоянного места жительства,
хотя многие возвращенцы не могут себе позволить приобретение жилья. Комментируя эту дилемму, Майкл
Чанз, глава миссии МОМ в Алматы, сказал корреспонденту агентства IRIN, что теоретически пока не все готовы получить гражданство Казахстана, ноне только отсутствие гражданства мешает их успешной интеграции [88]. На сегодня проблема получения гражданства решена. Правительственные источники информируют, что если в 1999 году лишь около 10 процентов от всех репатриантов имели казахстанский паспорт, ток году их количество достигло 75 процентов.

Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов, прибывших из Монголии - Механизм экономической инт…
https://studwood.ru/1280440/ekonomika/otsenka_protsessa_integratsii_oralmanov_primere_immigrantov_pribyvshih_mongolii
4/7
Для объективной оценки положения, прибывших в страну оралманов, необходимо использовать различные методы, в том числе анкетирование и социологические опросы. С целью выяснить, как относятся люди к переселению этнических казахов, живущих за пределами нашей страны (оралманов), на историческую родину, автор провел устный опрос жителей города Актобе во 2 квартале 2006 года.
Всего вопросе участвовало 340 человек в возрасте отлети старше, которым были заданы несколько вопросов. Первый из них "Как Вы относитесь к переселению этнических казахов, живущих за пределами нашей страны (оралманов), на историческую родину" О том, как распределились ответы, данные респондентами можно узнать из таблицы Таблица Ответы респондентов по поводу отношения к переселению этнических казахов на историческую родину
Как видно из ответов в таблице 10, оказалось, значительная часть опрошенных 61 % полагает, что этнические казахи, если хотят, должны приезжать на постоянное местожительства в Казахстан вне зависимости оттого, сможет или нет государство обеспечить им достойные условия существования приветствуют переселение оралманов в Казахстан. Тем самым жители нашего региона поддерживают государственную иммиграционную политику и вполне лояльно относятся к самим мигрантами возникающим у них проблемам, связанным с возращением на историческую родину. Интересно, что позитивное отношение к переселению этнических казахов демонстрируют люди вне зависимости от национальности.
Так, например, в группе респондентов, согласившихся с утверждением Каждый человек имеет право жить на земле своих предков, к переселению казахов-оралманов на историческую родину я отношусь положительно, 50% - людей казахской национальности, людей русской национальности.
Положительно, каждый человек имеет право жить на земле своих предков
50%
Положительно, потому что в Казахстане для всех найдется место и работа
4%
Положительно, потому что это-политика нашего государства
7%
Мне все равно
14%
Отрицательно, потому что государственные деньги, потраченные на их переселение, можно было бы потратить на другие, более важные задачи
13%
Отрицательно, потому что они отнимают у нас работу
2%
Отрицательно, потому что у них совсем другой менталитет
7%
Затрудняюсь ответить
3%
Всего
100%
Примечание - Составлено автором на основании данных ответов социологического опроса граждан г. Актобе

Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов, прибывших из Монголии - Механизм экономической инт…
https://studwood.ru/1280440/ekonomika/otsenka_protsessa_integratsii_oralmanov_primere_immigrantov_pribyvshih_mongolii
5/7
Второй вопрос нашего устного опроса преследовал цель выяснить, какая роль государства в решении проблем оралманов, ожидают актюбинцы В чем, в первую очередь, должна проявляться помощь государства оралманам?"
Распределение ответов респондентов приведено в таблице Таблица Ответы респондентов по поводу помощи государства в решении проблем оралманов
Как видно из таблицы 11, примечательно, что 95% респондентов, вне зависимости от своего отношения к переселению оралманов, полагают, что государство должно помогать этим людям. Причем, в первую очередь, помощь должна быть оказана не в выдаче пособий или предоставлении различных льгота в устройстве на работу и предоставлении жилья.
Респонденты также указали и на другие проблемы оралманов. Так, многие считают, что индивидуальные переселения происходят часто вследствие стремления самих переселенцев улучшить в томили ином отношении условия своей жизни. В результате общая картина миграции складывается фактически в результате этих устремлений, а не только из официальных сообщений. Другие аспекты, на которые также указывали опрошенные автором лица, это то, что мигранты на территории области расселяются неравномерно. Большая часть мигрантов намерена проживать в городах, а также в районах расположенных рядом с промышленными центрами. На расселение мигрантов спроси предложение рабочей силы почти не оказывает влияния, тогда как факторы условий и уровня жизни, часто являются определяющими в принятии иммигрантами решений.
Итак, оценка современного состояния условия жизни оралманов, на примере переселенцев, прибывших из Монголии, показывает, что данный процесс во многом носит неупорядоченный характер и нуждается в усовершенствовании. Несмотря на принятые государством нормативные акты и разработанный механизм приема и размещения репатриантов, переселенцы из Монголии часто оказывались в ситуациях, требующих принятия дополнительных мер со стороны государственных органов. При этом отдельные факторы небыли учтены или не полностью учитывались в Концепции миграционной политики, тогда как другим позициям отводилось несоответствующие истинной ситуации внимание. Так, например, оказалось, что на расселение оралманов в большей степени влияют социальные, а не экономические факторы, которым изначально было мало уделено внимания в названных документах. По этими другим причинам прибывшие в места
В выдаче пособий, денежной помощи, ссуди т.д.
14%
В предоставлении различных льгот (бесплатное медицинское обслуживание, образование и т.д.
10%
В устройстве на работу
35%
В предоставлении жилья
35%
В предоставлении гражданства
1%
Затрудняюсь ответить
5%
Всего
100%
Примечание - Составлено автором на основании данных ответов социологического опроса граждан г. Актобе

Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов, прибывших из Монголии - Механизм экономической инт…
https://studwood.ru/1280440/ekonomika/otsenka_protsessa_integratsii_oralmanov_primere_immigrantov_pribyvshih_mongolii
6/7
расселения этнические переселенцы вынуждены были вновь переезжать на другие места, утрачивая свой статус оралманов и теряя, предусмотренные при этом льготы.
По мнению Виктории Тюленевой, руководителя Правозащитного центра Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, причиной сложившейся ситуации послужил крайне низкий уровень информированности оралманов. В развитых странах разрешение либо отказ на въезд на постоянное местожительства сообщается иммигранту до въезда в страну через внешнеполитическое ведомство. У нас же такая работа не проводится. Попадет ли оралман в квоту иммиграции, устанавливается уже на территории Казахстана. Международная организация по миграции, ссылаясь на мировой опыт, также выступает зато, чтобы число репатриантов, которые могут рассчитывать на льготы, определялось за рубежом, а не внутри страны. Для этого необходимо создать соответствующие службы в посольствах или же передать эти полномочия МОМ. А пока все большее количество этнических мигрантов пребывает в страну,
руководствуясь исключительно надеждой попасть в квоту.
По последним данным в Монголии проживают 140 тысяч казахов, из них около 100 тысяч в Баян-
Ульгийском аймаке, что составляет 94 % населения. Как сообщает Омар Капсаттар, Аким Баян-Ульгийского аймака, здесь действует около 40 школ. Можно согласиться сего мнением, что в таких местах как Баян-
Ульгий, хорошо было - открыть консульства и проложить дорогу напрямую в Казахстан, иначе надо пересекать границы. Например, путь через Россию стоит очень дорогой и долгий - 2000 км, тогда как напрямую всего 180 км В отечественной печати неоднократно приводились мнения и точки зрения самих оралманов и активистов их общественных объединений по вопросам состояния интеграционного процесса. Как гласит казахская пословица «Елге ел ?осылса - т. Председатель союза оралманов Казахстана Укибаев Артыкбай в статье с аналогичным названием отмечает, что нельзя все проблемы нагрузить на государство, нужно из числа самих оралманов организовать те проекты, которые им под силу. В тоже время, к задачам, которые нужно решать в первую очередь он относит следующие [90]:
1. Равномерное размещение оралманов по всему Казахстану. Это в свою очередь увеличить удельный вес коренной национальности, а также необходимости освоения различной профессии оралманами.
2. Увеличение ной квоты поступления в ВУЗы республики до 4%, для быстрейшей адаптации молодежи в стране. Высококвалифицированных кадров из числа оралманов эффективно трудоустроить. Пропаганда среди общественности, что оралманы те же казахи, чтобы обе стороны быстрей забыли слово «оралман».
Председатель Республиканского общественного объединения оралманов «Асар» Кайрат Бадаухан отмечает, что «5 % оралманов работают в государственных структурах, остальные в сфере торговли. В
основном на базарах. Кроме этого немало оралманов задействовано настройках. Устроиться на более престижную работу оралманам мешает, во-первых, языковой барьер, во-вторых, незнание законов, в- третьих - профессиональная неподготовленность. Вместе стем он подчеркивает, что не могут трудоустроится квалифицированные специалисты, среди оралманов много специалистов хорошо знающих языки английский, корейский, китайский и др. Например, переехал из Монголии в Караганду Куангали
Оралханулы, он закончил Сеулский университет, специалист корейского языка, но до сих пор не трудоустроен По словам председателя комитета по языкам Министерства культуры и информации Ердена Кажибека,
«процесс адаптации оралманов в республике государством не контролируется. Сегодня необходимо создавать реабилитационные центры. Брать опыт Германии и Израиля - важно не только количество, но и качество механизма интеграции По информации председателя Комитета по миграции МТСЗН РК Абдиева Ж.Н. строительство одного адаптационного Центра по международным стандартам стоит примерно от 200 до 700 млн.тенге. Сейчас нет возможностей, нос года начинаем строительство в г. Актау» Следовательно, на данном этапе государству необходимо подвести итоги своей миграционной политики за минувший период и усовершенствовать ее, применительно к новому этапу развития страны. В целом,
учитывая, что оценка условии жизни оралманов, прибывших из Монголии, дана автором на основе анализа литературы, статистических данных и опросов населения, можно сделать вывод, что аналогичная ситуация складывается ив отношении всех оралманов. Этот вывод подтверждается всем ходом диссертационного исследования, приведенными примерами несовершенства действующих законов и, вызванных ими,
действий Правительства, республиканских агентств и департаментов, а также местных органов власти,
которые далеко не всегда учитывают зарубежный опыт решения аналогичных проблем и те факторы,
которые складывались в конкретных регионах.

Оценка процесса интеграции оралманов на примере иммигрантов, прибывших из Монголии - Механизм экономической инт…
https://studwood.ru/1280440/ekonomika/otsenka_protsessa_integratsii_oralmanov_primere_immigrantov_pribyvshih_mongolii
7/7
Аналогичные оценки находим ив результатах социологических опросов, проведенных в последние годы на территории республики независимыми аналитическими группами и структурами. Одно из таких исследований комплексного характера было проведено независимой аналитической структурой «Центр
Социальных технологий (ЦСТ» и было посвящено проблемами перспективам жизнедеятельности оралманов
[94]. Организаторы исследования справедливо, на наш взгляд, отмечают, что уже сегодня в Казахстане оралманы представляют собой довольно значительную социальную группу - более чем 500 тыс человек или более чем 100 000 семей. В ближайшие годы в Казахстан ожидается приезд еще значительной части легальных (по квоте) и нелегальных (сверх квоты) оралманов». Между тем отношение местного населения и механизм их адаптации требует значительного большего внимания от властных структур. Объявив о государственной программе возвращения этнических казахов на историческую родину, государство взяло на себя ряд обязательств. Сфера обязательств касается создания соответствующих гражданско-правовых,
экономических и социокультурных условий оралманам». Однако, результаты исследования показывают,
что в настоящее время не наблюдается достаточных усилий государства по адаптации оралманов к местным условиям Вместе стем, углубленный анализ действующей иммиграционной политики и показателей оценки современного состояния уровня и качества жизни репатриантов, проведенный на примере оралманов,
прибывших из Монголии, указывает на то, что государственная демографическая и миграционная политика нуждается в совершенствовании. Она не всегда своевременно реагирует на изменение ситуации во внешней и внутренней среде, требует комплексных подходов к изучению современной миграционной ситуации, выбора наиболее всесторонних расчетов, обоснованных оценок в условиях экономических преобразований. Организационно-экономический механизм привлечения и размещения оралманов изначально неориентированна международные стандарты повышения качества жизни репатриантов,
создания для них условий эффективной занятости и интеграции в страну на основе профессиональной подготовки, знания языка и т.д. По этим причинам со стороны государства необходимы более системные меры по модернизации политики и механизма интеграции оралманов, придания ему большей гибкости и последовательности.
Таким образом, в целом поданной главе можно сделать следующий обобщающий вывод. Существующие в настоящее время проблемы интеграции оралманов в Казахстане связаны с недостатками механизма приема и размещения репатриантов, а также с недостаточно адекватными гибким восприятием на местах отдельных ситуаций, возникающих в миграционном процессе. В условиях повышения имиджа республики и ее конкурентоспособности, вызванной ростом экономических и социальных показателей, а также в рамках предстоящего вступления в ВТО, необходимо разработать более современную концепцию миграционной политики и адекватный ей механизм интеграции и адаптации оралманов в казахстанское общество.
Обоснование наших предложений о необходимости и основных условиях обновления государственной политики этнической иммиграции, а также по усовершенствованию самого механизма интеграции оралманов приводятся в следующем разделе диссертационной работы.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница