Оценочные техники для формирующего оценивания Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников



Скачать 34.34 Kb.
Дата16.09.2017
Размер34.34 Kb.
ТипАнализ

Оценочные техники для формирующего оценивания

Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников


Основные техники, обеспечивающие эффективную обратную связь для преподавателя и учеников Название:

Описание:

Что делать с полученными данными:

Временные затраты

Мини (минутный) обзор

В течение последних нескольких минут урока попросите учеников ответить на половинке листка бумаги на следующие вопросы: «Какой момент был наиболее важным в том, что вы сегодня изучали?» и «Какой момент остался

наименее ясным?» Цель – получить данные о том, как ученики поняли то, что проходили в классе.




Просмотреть ответы и отметить наиболее полезные комментарии. На следующем уроке акцентировать те пункты, которые высветились благодаря комментариям учеников.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое

Анализ: небольшое


Цепочка заметок

.Ученики передают друг другу конверт, на котором учитель написал один вопрос, по поводу происходящего на уроке. Получив конверт, ученик находит момент, пишет ответ и кладёт его в конверт.

Просмотрев все ответы надо определить наилучшие критерии для категоризации ответов, для того, чтобы выделить определённые паттерны ответов. Обсуждение этих паттернов с учениками может улучшить преподавание и учение.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое

Анализ: небольшое


Матрица запоминания

Ученики заполняют клетки диаграммы, которая имеет два измерения или две оси, обозначенные определённым образом учителем. Например, для музыкального курса это будет название стиля (Барокко, классицизм) и страны (германия, Франция и др.). И ученики помещают в нужную клетку разных композиторов, демонстрируя свою способность помнить и классифицировать ключевые понятия.

Определить количество правильных и неправильных ответов для каждой клетки. Проанализировать разницу между шкалами и клетками и внутри каждой шкалы и клетки. Выделить образцы ошибочных ответов и подумать о возможной причине.

Подготовка: среднее

В классе: среднее

Анализ: среднее


Направленная расшифровка

Ученики пишут «перевод» с позиции неспециалиста (дают расшифровку) чего-либо, что они только что изучали, чтобы оценить свою способность к пониманию и переносу понятий.

Категоризировать ответы в соответствии с характеристиками, которые кажутся наиболее важными. Анализировать ответы как внутри одной категории, так и в разных, выявляя таким образом возникшие у них проблемы.

Подготовка: небольшое

В классе: среднее

Анализ: среднее


Саммари в одном предложении

(саммари - краткое изложение чего - либо объемного)

Ученики делают саммари изученной темы, в форме простых предложений, отвечающих на вопросы: «Кто сделал, что , кому, когда, как, почему?» Задача – требуется отбирать только чёткие характеристики для

Оценить качество каждого саммари быстро и в целом. Отметить идентифицируют ли ученики основные понятия пройденного материала и их взаимосвязи. Поделиться наблюдениями с

Подготовка: небольшое

В классе: среднее

Анализ: среднее


Оценка экзамена учениками

Выберите тот тип теста, который собираетесь использовать неоднократно или тот, который существенно влияет на достижения учеников. Придумайте несколько вопросов, которые оценивают качество теста. Присовокупите его к тем, на которые ученики будут отвечать, выполняя тест.

Постараться различить комментарии учеников относительно справедливости ваших оценок от тех, которые характеризуют справедливость теста как инструмента оценивания.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое

Анализ: среднее


Карты приложения

После преподавания важной теории, принципа или процедуры попросите учеников написать, по крайней мере, один вариант реального приложения того, что они только что изучили, для того, чтобы определить насколько они способны к переносу знаний.

Быстро просмотреть все предложения и категоризовать их в соответствии с их качеством. Подобрать широкий ассортимент примеров и представить классу.

Подготовка: небольшое

В классе: небольшое

Анализ: среднее


Тестовые вопросы, составленные учениками

Позвольте ученикам написать по какой-либо теме вопросы для теста и возможные ответы к ним в формате, соответствующем экзаменационному. Это позволит им оценить пройденную тему, отрефлектировать, что они поняли и какие вопросы подходят для теста.

Оценить качество вопросов, взять наиболее интересные за основу и организовать обсуждение в классе. Можно также использовать вопросы для экзамена, предварительно их обработав.

Подготовка: среднее

В классе: значительное

Анализ: значительное (возможно в виде домашнего задания)



Недельные отчеты
Недельные отчёты – это листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на 3 вопроса:

  1. Чему я научился за эту неделю?

  2. Какие вопросы остались для меня неясными?

  3. Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?



Что предполагается?

Время для подготовки учителя:

Минимальное. Вопросы можно написать на доске или заранее приготовить форы с вопросами и раздать ученикам.

Время для подготовки учеников:

Ученикам необходимы объяснения относительно цели таких отчётов. Они должны потренироваться, чтобы структурировать ответ на первый вопрос.

Время проведения:

Время на уроке не требуется. Отчёт пишется дома.

Предметы:

Практически все

Размер класса:

Любой.

Специальные технические требования:

Нет.

Выполняется индивидуально или группой

Индивидуально

Результаты анализа:

Отчёты требуют тщательного анализа. Учитель должен найти возможность ответить на нетипичные отчёты индивидуально, а типичные разобрать в классе.

Что ещё нужно иметь в виду:

Ученики должны видеть, что отчёты помогают им в учёбе; в противном случае они не будут воспринимать их серьёзно.

Недельные отчёты дают ученикам возможность отрефлектировать вновь приобретённые знания, задать вопросы о том, что им неясно. Читая отчёты, преподаватель может:

Узнать о концептуальных затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников.

− Получить полезную обратную связь и реорганизовать содержания курса.

− Проникнуть в то, как ученик осознаёт собственную учебную деятельность («метакогнитивные процессы»).
Цели оценивания


  1. Объективировать понимание учениками того, как они учатся.

  2. Исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала.

  3. Документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные.

  4. Дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными.

  5. Проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение.

  6. Обеспечить возможность зафиксировать и измерить эмоциональное удовлетворение учеников или уровень их фрустрации содержанием курса.


Ограничения

Если недельные отчёты хорошо организованы, они служат полезным и легко воспринимаемым инструментом. Возможно, наиболее существенным ограничением этой оценочной техники является то, что ученики должны серьёзно попрактиковаться, прежде чем она станет полезным средством обратной связи для них и учителя. Но, как правило, с этим они справляются в течение нескольких недель.


Опросник: установки и отношения
Этот тип опросников даёт информацию о том, как ученики воспринимают происходящее на уроках, включая общее отношение к уроку, предмету, к собственному учению. Получив информацию можно определить, какие элементы в преподавании максимально поддерживают учебную деятельность ученика.

Опросники могут быть разнообразными по форме, но, как правило, они состоят из ряда утверждений, которые ученик должен рассмотреть и определить степень своего согласия или несогласия с ними по определённой шкале.

Опросник отношений (часто известный как аффективный опросник) обеспечивает информацию о том, как ученик воспринимает происходящее в классе, о его эмоциях, чувствах, отношениях.

Например, обнаруживает восприятие учеником: содержания курса, специальных компонентов курс, элементов курса, которые облегчают или затрудняют его усвоение.

В том числе выявляет эффект от проводимых в процессе обучения инноваций.

Опросник может также отражать то, в чём ученики испытывают нужду в ходе обучения и то, насколько их запрос понят и удовлетворён, их интерес к предмету и понимание его важности, их ожидания и уверенность в успехе и т.п. А также представления учеников о сущности данной дисциплины:



    1. сущности самого предмета (химия, физика и т.д.)

    2. сущности процесса освоения (учения) именно этого предмета

    3. способности учиться этому предмету

    4. стратегиях, полезных для освоения этого предмета

    5. индивидуальных учебных стилях и предпочтениях.





  1. Результаты оценивания

  2. В зависимости от содержания вопросов, учитель может получить информацию об учебном стиле ученика, о тех способах работы, которые он предпочитает. Это позволяет учителю выбрать те формы обучения, которые отвечают потребностям ученика. Он также может сделать вывод о том, какие элементы содержания и преподавания являются наиболее существенными для обучения.

  3. Целостная информация о том, как ученики представляют сущность изучаемого предмета, позволяет спроектировать такие формы учебной деятельности, которые помогут школьникам более реалистично увидеть предмет и связанные с ним жизненные практики.


Примеры критериального оценивания на уроке
«Редакторский совет»
Во время редактирования сочинения «Мое любимое животное» на доске вывешиваются критерии. Все ученики выступают в роли «редакторов», а ученик, вышедший по желанию к доске, в роли – «писателя». «Редакторы» внимательно слушают письменный рассказ, опираясь на критерии успеха, указывают достоинства в работе ученика и высказывают рекомендации в плане улучшения содержания сочинения. В данном случае сама форма проверки помогает ученикам учиться на успехе. После того как ученик выслушал рекомендации «редакторов» (учеников), он садится на свое место и корректирует свою работу. Ученики выходят к доске по желанию. Некоторые из них, слушая рекомендации по поводу улучшения работы своего одноклассника, проверяют свою работу, и если находят аналогичные ошибки и неточности, то исправляют.
«Вопросник» (подведение итога урока)
После объяснения новой темы урока учитель объединяет учащихся в группы по 4 ученика. На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?» Каждый из учеников выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ. Ученики объединяются по общему вопросу, читают ответы друг друга, систематизируют и обобщают их. Представитель от каждой группы зачитывает вопрос и ответы на него.
«Пирамида знаний»
Учитель после объяснения нового материала может предложить ученикам выстроить свою пирамиду знаний, умений т.е. того, что они узнали и умеют делать на этом этапе урока. Для этого каждый ученик на любом тетрадном листочке (в линейку, клеточку, А-4) записывает по вертикали по одному предложению снизу вверх, в котором содержатся знания относительно данной темы урока.

Это могут быть интересные факты, полезные сведения, оригинальные задания, положительные эмоции и т.д.



Например, пирамида знаний по теме: «Вода» может выглядеть так:

  • Воду нельзя загрязнять

  • Без воды нет жизни на планете

  • Вода может переходить из одного состояния в другое

  • Вода бесцветная

Листы бумаги вывешиваются по периметру класса. Все ученики встают, ходят, смотрят, читают.
«Закончи предложение»
В конце урока учитель раздает каждому из учеников листок бумаги, и каждый ученик отвечает письменно на следующие вопросы:

Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:



  • Я узнал…

  • Я теперь знаю…

  • Мне было интересно…

  • Я хочу еще узнать…

Заполненные листки ученики сдают учителю. Учитель анализирует ответы учеников, а на следующем уроке обобщает и комментирует их.





Ещё одно преимущество этой формы опросника в том, что он побуждает учеников к рефлексии собственного учебного стиля, своих сильных и слабых сторон. Это часто помогает им лучше организоваться и найти более продуктивный способ работы.

  1. Ограничения

  2. Притом, что вопросы и утверждения, вошедшие в опросник, кажутся очевидными, они являются результатом тщательной работы. Необходимо, чтобы они позволили измерять именно то, что хотелось бы (т.е. были валидными) и являлись достоверными для данной группы. Поэтому, опросники, составленные без проверки на валидность и достоверность, часто не имеют значимости.

Для того, чтобы получить при опросе качественные данные, ученикам должна быть гарантирована анонимность. То есть при анализе результатов исключена какая-либо идентификация отвечавших. Если надо сопоставить результаты опроса с успеваемостью, то провести опрос и проанализировать результаты должен не преподаватель, а какой-либо нейтральный для учеников человек, причём они должны быть проинформированы о происходящем. Собранные данные желательно сканировать и обработать с помощью статистической программы.
Оценочные рубрики
Довольно часто ученики, получив оценку, говорят: «Я не понимаю, чего от меня хотят!» или возмущаются: «Почему «4», а не «5»?» Ученики должны понимать, каких достижений мы от них ожидаем при оценивании и, что наиболее важно, какими критериями при этом пользуемся. Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения.

Рубрики - это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях. Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.



Цели оценивания

  1. повысить достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций

  2. представить цели и ожидаемые достижения в чётком однозначном виде

  3. представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей

  4. вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ

Ограничения

  1. Проблема критериев: Вызовом (или потенциальным ограничением) в развитии и использовании рубрик является описание ожидаемых достижений и определение критериев, которые дифференцируют различные уровни достижений. При дифференциации уровней достижений могут быть полезны количественные характеристики, например, « обеспечить 2 варианта доказательств, подтверждающих выводы» или « 0 грамматических ошибок». Варианты, такие как нечёткий и чёткий должны описываться настолько ясно, чтобы ученики видели разницу между чётким и нечётким ответом. Тщательное описание ожидаемых достижений и определение критериев делает оценивание более лёгким, информативным и полезным и для преподавателя, и для учеников.

Проблема практики и регулярного использования: Никакие оценочные инструменты не будут эффективны, если они не используются на регулярной основе. Рубрики наиболее эффективны, когда преподаватель и ученики практикуются в работе с ними вновь и вновь. Развитие эффективных рубрик требует постоянного пересмотра, основанного на обратной связи преподавателя и учеников. Наилучшие рубрики создаются в результате длительной совместной работы и большого числа повторений.
Универсальные оценочные инструменты
Карты понятий

Карты понятий позволяют оценить, как хорошо ученики могут видеть «общую картину» предмета или отдельной темы. Они применяются уже около 25 лет, обеспечивая возможность понятным и видимым образом представить концептуальные знания учеников. Карта понятий – это диаграмма, состоящая из узловых точек (каждая из которых помечена определённым понятием), связанных прямыми линиями, которые также помечены. Узловые точки-понятия расположены на разных иерархических уровнях, соответствующих движению от наиболее общих к конкретным специальным понятиям.



Описание

Карта понятий представляет собой двумерную, иерархически организованную сетевую диаграмму, которая отражает структуру знаний в определённой предметной области, какой её видит ученик, преподаватель или эксперт. Карта состоит из названий понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель может:



  1. проникнуть в то, как ученики воспринимают научные темы;

  2. проверить уровень понимания учеников и возникшее у них ложное толкование понятий;

  3. оценить сложность установленных учеником структурных взаимосвязей.

Анализ

Начиная работать с данной методикой, следует сфокусироваться преимущественно на качественных аспектах карт, выполненных учениками, отражающих точность и глубину их знаний. Учитель может задать себе следующие вопросы:



  1. Зафиксированы ли наиболее важные понятия?

  2. Соответствуют линии между понятиями, представленными на карте, научному знанию?

  3. Выстроено ли достаточное число иерархических уровней и взаимных соотнесений?

  4. Есть ли свидетельства того, что у ученика возникло неверное понимание и ошибочные понятия?

  5. Как выполненные учениками карты меняются через несколько дней или недель?

  6. Основой этой методики является противопоставление осмысленного и механического усвоения знаний. Осмысленное усвоение происходит, когда новые знания на основании существенных (не случайных) связей сознательно и целенаправленно соотносятся с уже существующими внутри определённой рамочной структуры. Основное положение карты понятий состоит в том, что соотнесённость понятий, «взаимосвязанность» – это наиболее существенное качество знания, и что понимание может быть представлено как богатая сеть связей между существенными понятиями из контекста данного предмета.



Методика «Портфолио»

Цели и сущность портфолто:

  • Портфолио является формой аутентичного, или истинного, оценивания образовательных результатов, то есть оценки по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Существенное значение портфолио придаёт планированию и самооцениванию учащимся своих достижений.

Портфолио позволяет решить две задачи:

1. Проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.

2. Оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.

Виды портфолио:



  • Портфолио документов включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения. Работы демонстрируют прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Этот портфолио может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения с момента, как он поставил перед собой определённую цель, и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.

  • Портфолио процесса или оценочный. Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.

  • Показательный портфолио. Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ. В портфолио можно включить материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.

  • Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях. Как правило, это итоговые работы по тем предметам, по которым обычно пишутся тесты или сдаются устные экзамены: язык, математика, общественные и естественные науки. О подготовленности ученика могут свидетельствовать также эссе, исследовательские или проектные работы по основным предметам и предметам по выбору: технология, музыка, изобразительное искусство.

Оценка портфолио

Портфолио можно оценивать



  • неформально (экспертная оценка), привлекая для оценки педагогов, родителей и соучеников.

  • другой вариант оценивания – это формализация и стандартизация критериев оценки, согласованных с общепринятыми учебными показателями, например такими основными учебными умениями, как решение проблем и коммуникативные умения.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница