Оппозиция естественное искусственное в современном культурологическом и художественном дискурсе



страница1/2
Дата14.09.2017
Размер188 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2


Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет иностранных языков и регионоведения




На правах рукописи

Сакирко Елена Алексеевна

ОППОЗИЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОЕИСКУССТВЕННОЕ В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

Специальность 24.00.01 – Теория и история культуры


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии


Научный руководитель:

кандидат культурологии

доцент Комков Олег Александрович

Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат культурологии, доцент

Комков Олег Александрович


Официальные оппоненты: доктор философских наук

Дуков Евгений Викторович

кандидат филологических наук



Фещенко Владимир Валентинович

Ведущая организация Российский институт

культурологии МК РФ и РАН

Защита диссертации состоится «___» __________ 2012 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д.501.001.28 факультета иностранных языков и регионоведения МГУ им. М. В. Ломоносова по адресу: 119192, Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1, факультет иностранных языков и регионоведения, ауд. ____

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке МГУ им. М. В. Ломоносова.

Автореферат разослан «___» ________ 2011 года

Учёный секретарь диссертационного совета Е. В. Жбанкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Исследование представляет собой первую попытку многоаспектного анализа оппозиции естественноеискусственное в различных сферах культуры. В работе отражено соотношение естественного и искусственного в ряде культурологических текстов XX – начала XXI века и в художественных произведениях, которые вызвали резонанс или являются значимыми в связи с широко обсуждаемыми в современном обществе проблемами, касающимися:

а) влияния высоких технологий на ценностные ориентиры человека, психологию личности, её идентичность и межличностную коммуникацию;

б) клонирования и проблемы биоэтики;

в) угрозы технологической катастрофы и эсхатологических настроений в обществе;

г) соотношения виртуального и реального миров.

Постановка вышеперечисленных проблем в контексте соотношения категорий естественное и искусственное предопределила сочетание дифференцированного и интегративного подходов, которые опираются на научные данные и методы различных дисциплин: философии, культурологии, литературоведения, семиотики, психологии. Сочетание этих подходов позволило выявить универсальные и специфические черты оппозиции естественноеискусственное в различных типах дискурса и разнообразных культурно-исторических контекстах.



Актуальность темы исследования. Взаимодействие естественного и искусственного динамично развивается на самых разных уровнях и в многочисленных сферах современной культуры, обостряя традиционные противоречия и порождая новые конфликты. В терминологическом ряду «культура–натура», «цивилизация–природа», «технологическое–экологическое», «данное судьбой–произведённое человеком» и др. категории естественное и искусственное имеют наиболее обобщающий характер. Они входят в ряд фундаментальных категорий существования человека и часто определяют ценностные установки людей. Можно выделить следующие области, для которых наиболее характерно противопоставление естественного и искусственного в современной культуре (притом что список может быть бесконечным и охватывать все сферы культуры):

• экология (противоречие «цивилизация– природа», которое привело к возникновению экологического кризиса);

• «конструирование» человеческой природы (использование человеком самого себя в качестве материала или модели для создания искусственных продуктов: генная инженерия, создание искусственных органов, искусственное оплодотворение, искусственное продление или прерывание естественной жизни и др.);

• физиология и культура повседневности (искусственные материалы, ароматизаторы, разнообразные заменители, продукты и их ингредиенты, «идентичные натуральным», косметика и др.);

• семиотические системы (искусственные языки как основа для создания искусственного интеллекта, где значение терминов распознаётся по форме, а не по содержанию);

• научное познание (в широком смысле искусственная реальность – все продукты осознанной человеческой деятельности);

• высокие технологии и связанная с ними виртуальная реальность как новый тип искусственной реальности и её влияние на общение людей;

естественное и искусственное в архитектуре;

естественное и искусственное в сфере управления и власти;

естественное и искусственное в психотерапии (разные способы психотерапии, создание искусственного счастья, смехотерапия);

естественное и искусственное в сфере экономики.

В «Новейшем философском словаре» искусственное и естественное определяются как «категориальная пара, указывающая на различные модусы существования предметов гуманитарного познания и деятельности и задающая принцип дуализма в отношении их»1. Это «результат взаимодействия двух принципиально разных механизмов: искусственного механизма, регулируемого сознательно поставленными целями и сознательно используемыми нормами, и естественного механизма, описываемого и фиксируемого с помощью законов и закономерностей»2. Г.П. Щедровицкий предлагает рассматривать системы деятельности (а также языка, культуры и мышления) как результат взаимодействия и слияния двух принципиально новых механизмов, искусственного и естественного, которые образуют «кентавр-системы»3: цели, нормы, проекты, техники, с одной стороны, и спонтанные процессы, модели, законы и закономерности – с другой.

Ключ к пониманию оппозиции естественное искусственное во многом может дать язык. Понятие естественный заключает в себе особое звучание бытийности и связано с процессами роста, появления, рождения, возникновения. В понятие искусственный заложены идея испытания, пробы, освоения мира, познания, спасения от исчезновения, идея упорядочивания опыта, чудо открытия и в то же время идея вторичности, подражания, имитации. Сложные, неоднозначные отношения естественного и искусственного связаны с двойственностью самих понятий.

Теологический взгляд на двойственность естественного раскрывает С. Н. Булгаков, для которого есть высокое совершенное естественное, не зараженное грехом, и низкое несовершенное естественное падшей природы человека: «Там, где непосредственное просвечивает София, где сохраняется ещё изначальное совершенство твари, там это естественное ставится выше всего искусственного: что из мира искусственного, несовершенного и неабсолютного сравнится, например, с абсолютной совершенной прелестью колеблющегося на солнце цветка? Однако там, где естественное выражает теперешнее состояние естества, отчуждённого от своего первообраза, там оно получает как раз обратный смысл».1

Изучение историко-культурного материала показывает, что высокое совершенное естественное традиционно получает положительную окраску и в художественном пространстве становится метафорой добра, а низкое естественное и искусственное ассоциируется с несовершенством, фальшью, опасным экспериментом или разрушением и смертью. Однако в настоящее время соотношение естественного и искусственного претерпевает значительные изменения.

Сегодня среда обитания урбанизированного человечества приобретает все более искусственный характер. Больше половины своей жизни люди проводят в помещениях, в окружении многочисленных приборов, машин и механизмов. Разрастание искусственной среды усиливает процессы деградации естественной, природной среды планеты, а также оказывает значительное влияние на социальные отношения. Противостояние природы и цивилизации становится центральной темой эсхатологических концепций, где процесс вытеснения и замещения естественного искусственным рассматривается как причина экологической катастрофы и гибели цивилизации. Катастрофическая рецепция конфликта естественное и искусственное порождает эстетику катастрофы в художественном дискурсе1.

Оппозиция естественноеискусственное лежит в основе современных дискуссий о новых био- и генных технологиях, о возможном будущем развитии человека. Появилось новое общественное движение и направление философской мысли – трансгуманизм, сторонники которого с разной степенью радикальности отстаивают тезис о положительном влиянии технологий и искусственной сферы в целом на жизнь человека: технологии, на их взгляд, могут способствовать освобождению людей от многих предрассудков, преодолению социальной несправедливости и даже победе над смертью. В ответ на такого рода футуристические концепции многие мыслители и художники2 предупреждают, что преодоление социальной сегрегации посредством технологического развития может привести лишь к новому типу разделения. Всё больший интерес вызывают идеи постгуманизма: об изменении сущности человека в новом технологичном мире3. Соотношение естественного и искусственного, затрагивая многие сферы культуры, формирует и сознание самого человека: особую актуальность получают проблемы личностной идентичности в мире высоких технологий. У человека, живущего в сетях современной коммуникации, формируется новое восприятие действительности, возрастает зависимость от технических приборов, могут меняются ценностные ориентиры и существенные личностные характеристики.

Состояние и степень разработанности проблемы. Тема данного диссертационного исследования является мало разработанной. В российской и мировой науке имеются работы, посвящённые теоретическому аспекту соотношения естественного и искусственного. Традиционной для литературоведения является проблема взаимоотношения природы и цивилизации, особенно по отношению к эпохам Просвещения и Романтизма. Однако работ, прямо посвящённых осмыслению оппозиции естественноеискусственное в современном культурологическом и художественном дискурсе не обнаружено. Оппозиция естественноеискусственное в современной науке представлена прежде всего в пяти аспектах:

1) философские аспекты взаимоотношения человека и техники: В. Беньямин, М. Хайдеггер, Ж. Деррида, Ю. Хабермас, В. Беньямин, Г. Бёме, Д. Хэрэвей, Э. Кассирер, Р. Хейлброннер, Г. Маркузе, Л. Виннер, Б. Латур, Э. Финберг, Н. Бадмингтон;

2) «постгуманизм»: Р. Барт, Ф. Фэнон, Б. Ридингс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Бодрийяр, Д. Хэрэвей, Дж. Хальберстам, Ж.-Ф. Лиотар). Учёные связывают изменения в современном мире с трансформацией категорий естественное и искусственное. Они пытаются определить проблемное поле современной культуры, выявить несправедливость и противоречия в системе взглядов, свойственной эпохам Ренессанса и Нового времени, преодолеть идею технологического и морального прогресса, по-новому осмыслить соотношение природы и цивилизации, человека и технологий, естественного и искусственного;

3) общие вопросы соотношения естественного и искусственного: Г. Саймон, Г. Бёме, Д. Бирнбахер, В.А. Кутырёв, Ф.И.Гиренок, И.Н. Хряпченкова, Н.С. Шиловская. Следует отметить, что проблемная область соотношения естественного и искусственного вбирает в себя также идеи И. Канта, Р. Декарта, Н. А. Бердяева, С.П. Булгакова, К. Ясперса, Х. Ортега-и-Гассета, О. Шпенглера, Т. Адорно, В. Хёсле, Ф. Ницще, Н.Ф. Фёдорова, В.И. Вернадского, В. Хесле, Э. Тофлера, Л. Мэмфорда, М.К. Мамардашвили, А.Ф. Лосева, В.В. Бибихина, Б.М. Кедрова, Г.П. Щедровицкого, Н.Н. Моисеева, Ф.И. Гиренка, Ф.А. Гисматова, П.Д. Тищенко, Н. Лумана, П. Вирильо, П. Слотердайка, С. Жижека, Ф. Гваттари.

4) этические проблемы, связанные с использованием новых технологий, рассмотрены в работах Г. Йонас, Ю. Хабермаса, Ф. Фукуямы, Л. Касса и др. Позиции этих учёных близки к движению биоконсерваторов, которые защищают естественное как абсолютную моральную ценность, выступают против клонирования, генной инженерии и любого изменения человеческой природы, критикуют технологии, направленные на улучшение человеческого тела;

5) проблема личностной идентичности: Ю.Хабермас, Э. Эриксон, М.М. Бахтин, Р. Брубейкер, О.В. Андреева, А.Ю. Телухин, Т.А. Сидорова. Можно выделить исследователей, которые рассматривают влияние современных коммуникаций на моделирование личностной идентичности человека (З. Бауман, Н. Больц, Ф. А. Киттлер, Й. Шрётер, С. Жижек, О.В. Андреева, А.Ю. Телухин и др.) и специфику современной массмедийной коммуникации (М. Маклюэн, Ж. Бодрийяр, Т.Х. Эриксен).

Отдельную группу составляет литература, посвящённая анализу художественных текстов, которые являются материалом данного исследования. М. Мордекай, В.П. Салливан, Л. Маркс исследуют феномен Бартлби (по новелле Г. Мелвилла «Писец Бартлби») и предлагают различные объяснения его загадочности. О.Я. Таучински, Р. Венске и др. пишут о текстах и творчестве М. Хаусхофер (в частности о её романе «Стена»). Следует выделить сборник критических статей под редакцией К. Гюртель (2010), посвящённый образу стены в творчестве писательницы. Событием в литературном мире стало появление романа К. Исигуро «Не отпускай меня»: Дж. Муллан, Дж. Фримэн, О. Джумало, М. Курри анализируют различные аспекты этого произведения. Роман Д. Кельмана «Слава», творчество и взгляды писателя рассматриваются в многочисленных статьях и интервью в немецких и австрийских газетах (“Profil“, “Süddeutsche Zeitung“, “Falter“, “Frankfurter Allgemeine Zeitung“, “Der Standart“, “Die Presse“, “Salzburger Nachrichten“, “Der Spiegel“, “Wiener Zeitung“ и др.), в беседе автора с журналистом С. Кляйншмидтом «Реквием по собаке» (2010) и в автобиографичном произведении «Портрет Лео Рихтера и портрет автора, созданный Адамом Собачински» (2009), а также в критическом исследовании М. Гассера «Королевство в море. Тайна Даниэля Кельмана» (2010).

Предмет исследования. Предметом настоящего диссертационного исследования является соотношение категорий естественное и искусственное. Материалом исследования послужили научные концепции соотношения естественного и искусственного в трудах: Аристотеля, Платона, Ф. Кайзы, М. Хайдеггера, Ж. Деррида, Ю. Хабермаса, В. Беньямина, Г. Бёме, Д. Хэрэвей, Э. Кассирера, Р. Хейлброннера, Г. Маркузе, Л. Виннера, Б. Латура, Э. Финберга, Н. Бадмингтона, Ф. Фэнона, Б. Ридингса, М. Фуко, Л. Альтюссера, Ж. Бодрийяра, Дж. Хальберстам, Ж.-Ф. Лиотара, Г. Саймона, Д. Бирнбахера, М. Маклюена, В. А. Кутырёва, И.Н. Хряпченковой, Н.С. Шиловской, А. Е. Кутейникова, А.Н. Павленко, Д. Трунова, М. Рац, И.А. Гобозова, М. Пучкова, А. Влавианос-Арванитис, Я. ф. Икскюля, А.В. Олескина, К. М. Майер-Абиха, Т. Х. Эриксена, П.В. Ревко и художественные произведения: «Стена» М. Хаусхофер, «Ослепление» Э. Канетти, «Кысь» Т. Толстой, «Не отпускай меня» К. Исигуро, «Повелитель мух» У. Голдинга, «Те, кто покидают Омелас» У. Ле Гуин, «Слава» Д. Кельмана, «Nano Sapiens, или Молчание Небес» В. Кишинца, фильмы «Где грезят зелёные муравьи» В. Херцога и «Бартлби» Дж. Паркера, а также художественные произведения, ярко представляющие романтическую актуализацию оппозиции естественноеискусственное: «Кэтхен из Гейльбронна, или Испытание огнём», «О театре марионеток» Г. ф. Клейста, «Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли, «Писец Бартлби» Г. Мелвилла.


Многие другие художественные произведения вошли в работу имплицитно, такие, как «Бабье лето» А. Штифтера, «Наоборот» Ж.-К. Гюисманса, «О, дивный новый мир!» О. Хаксли, тексты Р. Бредберри, «Улучшение Центральной Европы. Роман» О. Виннера, «Колыбель для кошки» К. Воннегута, «CITY» А. Баррико, «Рассказ служанки» М. Этвуд, «Generation P» В. Пелевина, «Маятник Фуко» У. Эко, «Чужое лицо» К. Абэ. Тема атомной бомбы (как апогей смертельного развития искусственного и ответственности учёного за созданные им изобретения) широко представлена в литературе 1950-60-х гг XX в. В материал данного исследования не вошла научно-фантастическая литература. Анализ концепций многочисленных мыслителей определен целенаправленным поиском идей, касающихся оппозиции естественное-искусственное, в огромном поле теории культуры.

Как уже отмечалось, данное исследование представляет собой первую попытку многоаспектного изучения оппозиции естественноеискусственное и не может охватить все сферы культуры. В данной работе опирались преимущественно на интегративный подход, с помощью которого попытались дать общее представление о преломлении философской оппозиции в различных областях культуры. Известно, что оппозиция естественное-искусственное широко представлена в сфере повседневности, однако в данном исследовании не рассматриваются подробно те области культуры, в которых это противопоставление очевидно (питание, фармацевтика, текстильная промышленность, различные ремёсла и др.) и потому не вызывает серьезной научной или художественной рецепции. В работе представлены сферы культуры, обладающие разнородной проблематикой, осмысление которой в современной науке отличается сложностью и глубиной:



  1. архитектура и городская среда;

  2. индустрия и экология;

  3. госуправление и проблема природы власти;

  4. психотерапия;

  5. межличностная коммуникация;

  6. «постгуманизм» как новое течение философской мысли и «трансгуманизм» как современный футуристический проект (теории и социальные практики трансгуманизма как международного интернет-сообщества);

  7. художественные тексты.

Цель диссертационного исследования - изучение современной культурологической проблематики, связанной с противопоставлением естественного и искусственного в научной мысли и художественной практике. Формат диссертационного исследования не позволяет охватить все сферы культуры, поэтому акцент был сделан на теоретических концепциях, выявляющих фундаментальные соотношения естественного и искусственного. В связи с этим были поставлены следующие задачи:

  1. исследовать современные концепции, раскрывающие проблему соотношения естественного и искусственного;

  2. разработать типологию взаимоотношений естественного и искусственного;

  3. выделить современные художественные тексты:

а) вызвавшие особый резонанс в обществе в связи с проблемой искусственной среды, высоких технологий, противостояния природы и цивилизации;

б) в ярко художественной форме поднимающие проблемы, характерные для современного научного дискурса;



  1. выявить ключевые проблемы, связанные с противопоставлением естественного и искусственного, и сравнить их репрезентацию в научном и художественном дискурсе.

Решение поставленных задач определило научную новизну диссертационной работы, которая является первой попыткой многоаспектного изучения оппозиции «естественное- искусственное» в ее онтологическом значении и актуализации в различных сферах в связи с комплексом проблем современной культуры, таких как разрастание искусственной среды, трансформация личностной идентичности, переосмысление ценностей гуманизма, утопической и катастрофической тенденций в теоретической мысли и художественном творчестве, влияние высоких технологий на коммуникативные процессы и пр.

Поставленные задачи определили теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования, обусловленную теоретическими трудами философов и культурологов: Аристотеля, М. Хайдеггера, Ж. Деррида, Ю. Хабермаса, В. Беньямина, Г. Бёме, Д. Хэрэвей, Э. Кассирера, Р. Хейлброннера, Г. Маркузе, Л. Виннера, Б. Латура, Э. Финберга, Н. Бадмингтона, М. Фуко, Ж. Бодрийяра, Г. Саймона, М. Маклюена, В. А. Кутырёва, И.Н. Хряпченковой, Н.С. Шиловской, А. Е. Кутейникова, А.В. Олескина, Томаса Хюлланда Эриксена, П.В. Ревко, В.В. Бибихина.

Для данного исследования особое значение имели аналитические методы противопоставления: аналогии и сопоставления, а также категории дихотомии, амбивалентности и антиномичности, позволившие выстроить особую типологию взаимоотношений естественного и искусственного.

Анализ идей и образов, выработанных в различных языковых и культурных традициях, опирался на типологический и компаративный методы исследования, позволившие выявить универсальные и специфические черты культурной актуализации данной дихотомии в различных типах дискурса и разнообразных культурно-исторических контекстах.

Культурологический характер исследования определил сочетание дифференцированного и интегративного подходов к изучению оппозиции естественного и искусственного в различных сферах культуры, с одной стороны, и в общем контексте культуры высоких технологий – с другой. Дифференцированный подход выражен в обращении к отдельным научным дисциплинам – экологии, искусствознанию, психологии, литературоведению, биологии, архитектуре, философии, лингвистике. Интегративный подход проявляется при обращении к философии и теории культуры, а также при выявлении общих закономерностей актуализации оппозиции естественное-искусственное в различных сферах культуры.

Анализ научной разработанности проблемы в объектно-предметном и методологическом плане свидетельствует: 1) об отсутствии в тематике культурологических исследований трудов обобщающего, комплексного характера, связанных с осмыслением оппозиции естественное-искусственное в художественном дискурсе; 2) о наличие объективной необходимости и возможности интеграции накопленного гуманитарной наукой опыта для освоения проблемы противопоставления естественное-искусственное в научной мысли и художественной практике.

Одним из инструментальных понятий для данного исследования является дискурс, понимаемый в широком философском смысле (в традиции Фуко, Деррида, Хабермаса) как сложная совокупность высказываний, участвующих в формировании представлений о том или ином объекте, в данном случае – об оппозиции естественное-искусственное.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

1. Этимология слова естественный указывает на значения физической природы, плоти, телесности и одновременно духовности, которые вместе образуют особое вертикальное измерение бытийности. Этимология слова искусственный раскрывает идею освоения мира и опыта как спасения от исчезновения, однако несёт в себе также значение вторичности – копирования, подражания, имитации и внутренней пустоты как результата симуляции. В этом смысле искусственное отделяется от искусства как творческого взаимодействия человека и природы, как открытия сокрытого.

2. Отношения между естественным и искусственным могут строиться по принципу дополнения или замещения. На основании принципа «восполнительности», введённого в философию Ж. Деррида, можно утверждать, что искусственное является дополняющей или «восполняющей», подчинённой инстанцией по отношению к естественному и, появляясь для возмещения чего-либо отсутствующего в природе, искусственное начинает замещать естественное и постепенно полностью вытесняет его.

3. Можно выявить два принципа создания искусственного: а) прямое копирование естественного; б) опосредованное трансформативное копирование (подражание природе по форме или по функции, использование какого-либо природного принципа или идеи для создания совершенно нового).



  1. Можно выделить два вектора в современной культуре:

а) деятельность, направленную на сохранение и воссоздание естественного;

б) деятельность, направленную на имитацию естественного в форме искусственного, что является производством формы, лишённой жизненного начала, и создаёт опасность неконтролируемого разрастания искусственной среды.

5. Разрастание искусственной среды и технологические изменения в современном мире способствуют развитию утопических идей «трансгуманизма» и появлению течения «постгуманизм». «Постгуманизм» относится к высокой культуре философского переосмысления ценностей и стереотипов гуманизма, в то время как «трансгуманизм» в большей степени представлен как общественное движение, сторонники которого верят, что технический прогресс приводит к совершенствованию человеческого организма и открывает путь к свободе и бессмертию.

6. Копирование и его различные модификации приводят к обесцениванию оригинала. Процесс замещения естественного искусственным погружает человечество в глубокий цивилизационный кризис.

7. В духовно-нравственном аспекте существенно отличие между высоким естественным (совершенством и гармонией природного мира) и низким естественным (например, разрушительными инстинктами человека). В художественной картине мира высокое естественное становится метафорой жизни, а низкое естественное и искусственное – метафорой разрушительного начала. Современный литературный дискурс о естественном и искусственном раскрывает парадоксальное сочетание технического прогресса с нравственной деградацией (варваризацией) общества.

8. Многочисленные каналы коммуникации создают благоприятные условия для общения и объединения людей, однако бурное развитие технических средств связи, заменяя естественное общение, в то же время становится важнейшим фактором социальной дезинтеграции и экзистенциального отчуждения.

9. Один из наиболее ярких результатов развития технологий – стирание границ: между естественным и искусственным, между национальными, профессиональными, возрастными и прочими социальными стратами. Размывание границ происходит и в этической сфере, что приводит к изменению нравственного облика человека и может повлечь за собой разрушение целостности и аутентичности личности.


Каталог: research -> avtoreferats
research -> Колонизация стафилококком кожных покровов детей с атопическим дерматитом как критерий эффективности наружного лечения
research -> Отчет о проведении клинического испытания бад «Живая капля»
research -> Реферат Металлы элементы жизни
research -> Уникальные особенности каждого металла в живых организмах
research -> Коллоидного серебра в лечении детей с атопическим дерматитом
research -> 2. Действующие вещества лекарственных растений, являющиеся токсичными
avtoreferats -> Музыка и устнопоэтическое слово в традиционной культуре гэлов шотландии
avtoreferats -> Фразеологизмы со значением любви в русском и английском языках


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница