Оптимизация тренировочного процесса спортсменов с использованием гипербарической оксигенации



страница1/6
Дата23.04.2016
Размер0.95 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6
Г.Г. ДМИТРИЕВ, А.Г. ЩУРОВ

ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО

ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИПЕРБАРИЧЕСКОЙ ОКСИГЕНАЦИИ


Санкт-Петербург

2010
УДК796

ББК75.0


Д53
Рецензенты:
Начальник отдела медико-биологических спортивных технологий ФГУ Санкт-Петербургского научно-исследовательского института физической культуры, доктор педагогических наук, профессор О.А. Чурганов
Старший научный сотрудник научно-исследовательского центра Военного института физической культуры, доктор биологических наук,

профессор Б.В. Ендальцев



Дмитриев Г.Г., Щуров А.Г. Оптимизация тренировочного процесса спортсменов с использованием гипербарической оксигенации/

Г.Г. Дмитриев, А.Г. Щуров / – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. – 146 с.

В монографии основное внимание уделено изучению проблемы развития физических качеств у спортсменов в процессе тренировки с применением гипербарической оксигенации, а также обоснованию тренировочных циклов, при которых использование этого средства наиболее эффективно для повышения физической работоспособности. Рассмотрены особенности комплексного применения гипербарической оксигенации и гидротермических воздействий в спортивной практике.

Книга предназначена для тренеров, преподавателей физического воспитания и других специалистов физической культуры и спорта.


Монография рекомендована к изданию

ученым советом института

© Дмитриев Г.Г., Щуров А.Г., 2010

© ВИФК, 2010

ISBN 978-5-7422-2843-1 © СПбГПУ, 2010



П Р Е Д И С Л О В И Е
Современный спорт характеризуется исключительно высокими спортивными достижениями, бурным ростом рекордов, резко возросшим мастерством спортсменов, постоянным ужесточением конкуренции на международной спортивной арене. Достижение высоких спортивных результатов на соревнованиях предполагает дальнейшее увеличение физических и психических нагрузок на тренировках. Это в свою очередь будет приводить к увеличению степени утомления спортсмена, а, следовательно, обусловливает необходимость в разработке эффективных средств и методов последующего восстановления.

В настоящее время в теории и практике спорта проблема восстановления функций организма после тренировок и соревнований стоит в одном ряду с проблемой совершенствования собственно тренировочного процесса. Более того, тренировки, соревнования и последующее восстановление после них большинством специалистов рассматривается как единый процесс спортивной подготовки.

В современных условиях при планировании учебно-тренировочных сборов круглогодичной подготовки спортсменов обязательно предусматриваются восстановительные мероприятия. Вместе с тем, все чаще отмечается отставание научных разработок, направленных на совершенствование системы восстановления, от системы тренировочного процесса и соревнований (М.А. Набатникова, 1983; Н.А. Фомин, 1983; Л.П. Матвеев, 2008 и др.). В частности, отсутствует достаточное научное обоснование применяемых средств восстановления спортсменов в различных видах спорта с учетом направленности тренировочного процесса и в зависимости от решаемых задач на соответствующих этапах подготовки. Нет твердо установленных рекомендаций по комплексному использованию различных средств восстановления. В связи с недостаточным теоретическим обоснованием новые перспективные медико-биологические и педагогические средства и способы восстановления слабо внедряются в практику спорта. Все это в полной мере относится и к такому способу восстановления и повышения работоспособности, как гипербарическая оксигенация (ГБО), то есть дыхание кислородом под повышенным давлением, в результате чего достигается избыточное насыщение тканей организма кислородом.

Теоретические и экспериментальные исследования в области гипербарической биологии и медицины определили значительный прогресс в изучении механизмов действия гипербарической оксигенации на организм человека (С.Н. Ефуни, 1986; А.М. Леонов, 1994; С.О. Киселев, 1998; Э.С. Озолин, 2005; А.Г. Щуров, 2006).

Согласно представлениям А.Н. Леонова, биологическое действие гипероксии характеризуется стимулирующим, ингибирующим и заместительным действием кислорода, чем и объясняются его адаптивные свойства.

Данный подход расширяет представления о мобилизации защитно-приспособительных механизмов под влиянием гипербарической оксигенации и может способствовать рациональному применению гипербарического кислорода не только в сфере врачебной практики, но и в процессе спортивной деятельности.

В реакциях здорового и больного человека на воздействие гипероксии есть много общего, но имеются и существенные различия. Однако если многие вопросы, связанные с воздействием гипербарического кислорода на организм больного человека изучены достаточно глубоко (механизмы лечебного действия, показания, противопоказания, дозы гипербарической оксигенации и т.д.), то вопросы, связанные с благоприятным и отрицательным влиянием гипероксии на организм спортсмена требуют дальнейших научных исследований (И.А. Сапов, 1990; В.И. Кулешов, 1992; А.И. Селивра, 1996; N.D. Gill, C.M. Biaven, С. Сook, 2006 и др.). Среди них особо важным является исследование влияния гипероксии на физиологические функции и двигательные качества спортсмена, её роли и места на этапах спортивной подготовки с целью повышения эффективности восстановления функций и стимуляции работоспособности. Остается нерешенной проблема индивидуальной чувствительности спортсмена к кислороду под повышенным давлением в зависимости от степени утомления и переутомления при выполнении тяжелой физической работы. Отсутствует научное обоснование применения гипербарической оксигенации в сочетании с другими средствами и методами восстановления и повышения работоспособности, а также обоснование тренировочных циклов, в процессе которых применение гипербарической оксигенации наиболее эффективно.

Проблема восстановления и повышения работоспособности спортсмена сложна и многогранна. Поэтому авторы отдает себе отчет в том, что в данной книге они коснулись только некоторых ее сторон и будут благодарны за критические замечания и предложения.



В В ЕД Е Н И Е
В современных условиях проблема подготовки спортсменов высокой квалификации практически во всех странах вызывает повышенный интерес. Поиском новых средств и методов тренировки заняты многие научные коллективы и отдельные исследователи.

С целью повышения эффективности тренировочного процесса все шире применяются различные сочетания тренировочных воздействий, а также средств восстановления и поддержания спортивной работоспособности. Данная работа посвящена обоснованию и разработке применения гипербарической оксигенации (дыхание кислородом под повышенным давлением) в комплексе с другими средствами тренировки, поэтому тема исследования актуальна, не вызывает сомнения.

Объектом исследования данной рукописи является тренировочный процесс квалифицированных спортсменов.

Предмет исследования – оптимизация тренировочного процесса спортсменов с использованием гипербарической оксигенации.

В первой главе исследованы вопросы адаптации спортсменов к физически нагрузкам, роль средств восстановления в этом процессе, в том числе роль гипербарической оксигенации.

Во второй главе изложены результаты исследования реакции различных физиологических систем организма на действие дотоксических доз гипербарической оксигенации.

В третьей главе рассмотрены научно-методические аспекты применения гипербарической оксигенации в спортивной практике как отдельно, так и в комплексе с другими средствами восстановления и стимуляции работоспособности спортсменов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что расширены представления о механизмах действия гипербарической оксигенации на организм человека и о ее возможностях применении в спортивной практике.



ГЛАВА 1. АДАПТАЦИЯ К СПОРТИВНЫМ НАГРУЗКАМ - ВЕДУЩАЯ ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫМ ПРОЦЕССОМ
1.1. Тренировка, соревнования и система восстановительных мероприятий - единый процесс спортивной подготовки

Интенсивное развитие спорта в современных условиях, характеризующееся непрекращающимся ростом спортивных результатов, связано с выполнением огромных тренировочных и соревновательных нагрузок, разработкой и внедрением новых средств и методов специальной подготовки и восстановления работоспособности спортсменов.

Сложная, высокая организация организма спортсмена, с одной стороны, и экстремальность воздействия на него физических и психо-эмоциональных нагрузок, с другой стороны, определяют вероятностный, неоднозначный характер реакции организма в данных условиях и затрудняют оптимальное управление тренировочным процессом.

Достижение современных спортивных результатов сопряжено с дальнейшим ростом физических и психических нагрузок, которые переносят спортсмены при подготовке к соревнованиям и в период их проведения. Вместе с тем, анализ системы спортивной подготовки последних лет свидетельствует, что ее совершенствование на основе дальнейшего увеличения объемов тренировочной работы во многих видах спорта практически исчерпало свои возможности. Более того, результаты научных исследований убедительно показывают огромный потенциал не только двигательной активности, но и других средств и методов спортивной тренировки в отношении роста спортивных достижений, расширения и повышения резервных возможностей человека, сохранения высокого уровня регуляторных механизмов его жизнедеятельности.

В последнее время бесконтрольное механическое наращивание объемов тренировочных нагрузок справедливо подвергается критике со стороны ведущих ученых и тренеров, поскольку оно тормозит достижение спортивных результатов и приводит к развитию перенапряжения и перетренированности спортсменов (Ф.М. Талышев, 1980; С.М. Вайцеховский, 1983; В.В. Кузнецов, 1984; В.М. Волков и др., 1994; Ф.П. Суслов и др., 1997).

Изучение литературы показало, что в настоящее время большинство специалистов в области спорта различают понятия спортивной тренировки и спортивной подготовки (Д. Каунсилмен, 1972, 1982; А.Н. Воробьев, 1977; Дж. Тэлбот, 1978; Л.П. Матвеев, 1997, 2008; Ю.В. Верхошанский, 1985; В.Н. Платонов, 1991, 1997; Б.А. Ашмарин и др., 1990).

Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс использования физических упражнений с целью развития и совершенствования физических качеств и способностей, обусловливающих готовность спортсменов к достижению высших результатов в избранном виде спорта.

В этом случае спортивная тренировка рассматривается как процесс воздействия на организм спортсмена разнообразных физических упражнений, вызывающих в конечном итоге комплекс морфо-функциональных изменений, определяющих уровень тренированности и адаптации спортсмена. Такое толкование спортивной тренировки предполагает ее отличие от спортивной подготовки.

Спортивная подготовка - более емкое понятие, подразумевающее наряду с собственно тренировкой применение всей совокупности средств теоретического, воспитательного, организационного, материально-технического, научно-методического и медицинского характера, оказывающих прямое или косвенное влияние на темпы совершенствования спортсменов и уровень их спортивных достижений.

Подготовка спортсменов в качестве комплексной системы включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания (в той мере, в какой они служат формой подготовки) и в) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект (Б.А. Ашмарин, 1990; Л.П. Матвеев, 1991; Ф.П. Суслов и др., 1997, Ю.Ф. Курамшин, 2004).

Следует подчеркнуть, что интенсивность, величина и направленность протекания адаптационных процессов в организме спортсмена определяются характером и величиной спортивных нагрузок.

По характеру спортивные нагрузки подразделяются на тренировочные и соревновательные, специфические и неспецифические (М.А. Годик, 1980), общего, частичного и локального воздействия (В.М. Зациорский, 1970).

Характер упражнений, применяемых в различных видах спорта, накладывает существенный отпечаток на формирование структурных и функциональных приспособительных реакций организма спортсмена.

Известно, что основное содержание тренировочного процесса составляют упражнения общего и локального характера. Например, для гребцов на байдарках упражнения, в основном, связанны с работой верхних конечностей, для бегунов – упражнения, в основе которых лежит работа нижних конечностей. Существенно, что характер упражнений влияет на степень выраженности функциональных изменений в организме спортсмена.

Величина нагрузки обычно измеряется двумя показателями: объемом и интенсивностью. Объем и интенсивность работы определяют величину и направленность воздействия тренировочных упражнений на организм спортсмена (Н.Г. Озолин, 1979; Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин, 1979; В.Н. Платонов, 1980, 1997; Ф.П. Суслов и др., 1997; Л.П. Матвеев, 2008 и др.).

Объем нагрузки - это количественная характеристика тренировочной работы. Он измеряется временем, километрами и т.д., и, следовательно, характером и продолжительностью воздействия на организм.

Интенсивность, приводящая к той или иной степени утомления, при спортивной деятельности характеризуется величиной нервно-мышечных усилий. Более того, интенсивность в спорте – это количество тренировочной или соревновательной работы в единицу времени. Следовательно, чем больше движений и требуемых для этого усилий, выполненных в единицу времени, тем выше интенсивность нагрузки.

В принципе, чем выше интенсивность упражнения и чем продолжительнее выполняется оно на этом уровне, тем большие затраты организма спортсмена и тем выше тренировочный эффект (Н.Г. Озолин, Л.С. Хоменков, 1980). Вместе с тем, чем выше интенсивность, тем значительнее нагрузка на центральную нервную систему (ЦНС) и на психическую сферу спортсмена. Следовательно, изменением объема и интенсивности нагрузки можно существенно изменять ее влияние на органы и функциональные системы. (Л.П. Матвеев, 1977, 1991; Н.Г. Озолин, 1979; К.А. Инясевский, 1979; В.Л. Марищук, Т.Т. Джамгаров, 1979; Р.Е. Мотылянская, 1980; В.Н. Платонов, 1980, 1997; В.В. Кузнецов и др., 1983, Э.С. Озолин, 2005).

В настоящее время спортсмены на тренировку затрачивают до 5 часов в сутки. Даже при оптимальном решении организационно-технических задач дальнейшее увеличение времени на тренировку, а, следовательно, и ее объема, не представляется возможным. Поэтому путь к успеху лежит в увеличении интенсивности тренировочного процесса. Соотношение объема и интенсивности в каждом случае устанавливается, исходя прежде всего из требуемой интенсивности, а затем уже из посильного для данного спортсмена объема (Дж. Тэлбот, 1978; К.А. Инясевский, 1979; Р.Е. Мотылянская, Р.Е. Ерусалимский 1980; В.Н. Платонов, 1980, 1984, 1997; Д. Каунсилмен, 1982; М.А. Набатникова, 1982; С.Л. Вайцеховский, 1983; Ф.П. Суслов и др., 1997).

Для установления оптимального соотношения объема и интенсивности тренировочных нагрузок на протяжении ряда лет спортивной подготовки требуется постоянно увеличивать уровень усилий, координационную сложность, психическую напряженность, фактический объем нагрузки (Н.Г. Озолин, 1970, 1979; А.Н. Воробьев, 1977; Л.П. Матвеев, 1977, 1991; В.А. Плахтиенко, 1983; В.М. Кулаков, 1995). К аналогичным выводам на основе обобщения результатов исследований многолетней динамики тренировочных нагрузок и спортивных результатов в различных видах спорта пришли и другие отечественные и зарубежные специалисты (В.М. Выдрин, А.А. Гужаловский, 1986; В.Н. Платонов, 1997).

Дальнейшее увеличение нагрузок, подчеркивает В.Н. Платонов (1980, 1991), предполагает все более тщательное соблюдение оптимального сочетания объема и интенсивности, а также волнообразности и цикличности динамики тренировочных нагрузок на всех этапах подготовки. Этот вывод получил широкое освещение в работах В.М. Волкова (1977, 1994), С.К. Макурина (1977), Н.Г. Озолина, Л.С. Хоменкова (1980), К.А. Инясевского (1979), М.А. Набатниковой (1982) и С.П. Евсеева (1995), а также других авторов.

Разная по объему и интенсивности работа осуществляется за счет преимущественной мобилизации того или иного пути энергообеспечения, различной активации деятельности функциональных систем. Изменением объема можно также не только вызывать преимущественную мобилизацию тех или иных путей энергообеспечения организма, но и способствовать избирательному развитию различных двигательных качеств.

Таким образом, различия по характеру и величине нагрузок характеризуют степень и обратимость метаболических сдвигов, различные механизмы их “запуска”, а следовательно, и разный фон, на котором начинаются восстановительные процессы.

На основании своих экспериментальных данных Г.В. Фольборт (1952) выдвинул концепцию, согласно которой развитие адаптации к физическим нагрузкам является следствием оптимального чередования периодов работы и отдыха, когда неоднократное выполнение повторной работы в фазах суперкомпенсации приводит к нарастанию адаптационных сдвигов, характерных для состояния тренированности.

В настоящее время доказано, что процессы восстановления протекают по типу постепенно затухающей синусоидальной кривой, когда фазы прироста работоспособности выше исходного уровня (суперкомпенсаторные фазы) чередуются с фазами повторного снижения (пессимальные фазы).

Если бы после тренировочной работы функциональное состояние организма спортсмена всего лишь возвращалось к исходному уровню, исчезла бы возможность его совершенствования в избранном направлении путем целенаправленной тренировки (Ю.В. Верхошанский, 1988; Л.П. Матвеев, 1997; В.Н. Платонов, 1997 и др.).

Прогрессирующее развитие тренированности спортсмена является результатом того, что следовые реакции, наблюдающиеся в организме после отдельных тренировочных нагрузок и возникающие в восстановительном периоде, не устраняются полностью, а сохраняются в функциональных системах организма спортсмена и служат основой повышения тренированности, то есть адаптации к систематическим физическим нагрузкам. Другими словами, тренированность тесно связана с адаптационными перестройками биологического характера в организме спортсмена, определяющими уровень возможностей различных функциональных систем.

Напротив, согласно этой концепции повторные нагрузки в пессимальных фазах периода восстановления на фоне сниженного функционального потенциала служат предпосылкой развития хронического утомления и переутомления.

Исходя из изложенного, становится очевидным, что проблема подготовки спортсменов ставит в один ряд собственно тренировочный процесс и восстановление организма спортсмена после тренировки, так как расширение границ адаптации человека, физиологических резервов повышения работоспособности, профилактика переутомления и перенапряжения при выполнении интенсивных или длительных нагрузок зависят не только от характера и величины нагрузок, но и от процессов последующего своевременного и эффективного восстановления. Поэтому спортивную тренировку, соревновательную деятельность и восстановительные мероприятия большинство специалистов спорта рассматривают как единый процесс спортивной подготовки.

В педагогическом плане особое значение приобретают такие факторы как правильное сочетание нагрузки и восстановительных мероприятий в микро-, мезо- и макроциклах в процессе многолетней подготовки спортсменов, введение специальных восстановительных циклов, дней профилактического отдыха, разнообразие условий занятий, волнообразность и вариативность занятий. Поэтому при разработке любых тренировочных программ и планов тренер должен постоянно стремиться к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. Именно это позволяет индивидуализировать тренировочный процесс, подобрать наиболее эффективные для спортсмена средства тренировки, восстановления и стимуляции работоспособности. При планировании учебно-тренировочных сборов, круглогодичной и многолетней подготовки спортсменов восстановительные мероприятия органически включаются в планы подготовки. В настоящее время стоит вопрос о том, чтобы ни один план подготовки спортсменов не утверждался руководящими организациями, если он не включает комплекса восстановительных мероприятий. При этом восстановление рассматривается как фактор, позволяющий оптимизировать долговременную адаптацию к физическим нагрузкам, то есть повысить тренированность организма спортсмена, а не только как процесс возвращения функций к исходному или близкому к нему уровню.



1.2. Адаптация к физическим нагрузкам - основа тренированности организма спортсмена

На протяжении многих лет ученые ищут обоснование механизмов расширения функциональных возможностей спортсменов, превращения нетренированного организма в тренированный. В этой связи накоплено огромное количество эмпирических наблюдений и экспериментальных фактов. Однако, они были приведены в стройную систему и стали объяснимы только благодаря внедрению в сферу спортивной деятельности таких относительно молодых отраслей знаний, как теория информации (Н. Винер, 1983), системный анализ (Э.Г. Юдин, 1978), теория деятельности (Б.М. Теплов, 1962; Н.А. Бернштейн, 1966; А.Н. Леонтьев, 1972), теория функциональных систем (П.К. Анохин, 1975, 1980; К.В. Судаков, 1987), теория функциональных резервов (А.Н. Мозжухин, 1977, 1979, 1982; А.С. Солодков, 1978, 1982).

Радикальное влияние на совершенствование теории и методики спортивной подготовки оказывает бурно развивающаяся теория адаптации (Ф.З. Меерсон, 1973, 1986; Н.А. Агаджанян, 1982; Ф.З. Меерсон, М.Г. Пшенникова, 1988; В.Н. Платонов, 1988 и др.)

Адаптация - это процесс приспособления организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме. Спортивная тренировка основана на принципе адаптации, то есть на способности живого организма приспосабливаться к различным условиям (И.М. Сеченов, 1953; А.Н. Воробьев, 1977; А.Б. Коган, 1980; В.А. Геселевич, 1982; K. Cooper, 1982; T. Bennet et al., 1984). Наилучшим показателем и важным практическим результатом адаптации является повышение работоспособности (Л.А. Иоффе и др., 1978, 1984; А.Г. Дембо, 1988; В.Н. Платонов, 1988, 1997).

Между физической нагрузкой и адаптацией существуют определенные закономерные связи. Они выражаются, во-первых, в том, что адаптационные процессы происходят лишь тогда, когда внешние стимулы достигают определенной интенсивности и определенного объема. Большой объем нагрузки без должной интенсивности также не ведет к адаптации, как и интенсивные нагрузки слишком малых объемов.

Вторая связь состоит в том, что адаптационный процесс эффективно протекает в результате рационального чередования нагрузки и отдыха. Нагрузка на тренировочном занятии вначале вызывает затраты энергетических ресурсов, утомление, которое временно снижает функциональные возможности организма. Это и есть основной раздражитель для процессов приспособления, которые преимущественно осуществляются в фазе отдыха. При этом происходит не только восстановление использованной энергии до исходного уровня, но и превышение его, то есть наступает “сверхвосстановление”, или “суперкомпенсация”, которая составляет основу повышения функций, а следовательно и спортивных достижений (Б.С. Гиппенрейтер,1961; Абсалямов, 1968; Н.Г Озолин, 1970; В.У. Аванесов, Ф.М. Талышев, 1975; М.А. Годик, 1980; В.М. Зациорский, 1982; В.Н. Платонов, 1988,1997; Л.П. Матвеев, 1991, 1997; А.И. Журавлева, Н.Д. Граевская, 1993; В.М. Волков и др., 1994). Поэтому считается, что нагрузку и отдых следует рассматривать в диалектическом единстве (О.Н. Кученев, 1977; А.А. Бирюков, К.А. Кафаров, 1979; К.А Инясевский, 1979; В.Н. Платонов, 1987; И.В. Аулик, 1990).

Третья закономерная связь между нагрузкой и адаптацией заключается в том, что только у начинающих спортсменов “сверхкомпенсация” быстро преобразуется в более высокий уровень достижений, у квалифицированных же спортсменов этот процесс длится недели и месяцы.

Следующая закономерность состоит в том, что повторные стандартные нагрузки вызывают все меньший тренировочный эффект и вскоре начинают способствовать только сохранению ранее достигнутого состояния. Этот процесс обязывает спортсменов и тренеров все более и более увеличивать тренировочную нагрузку (Н.Г. Озолин, 1970; В.В. Михайлов, 1971; К.А Инясевский, 1979; С.М. Вайцеховский, 1983).

В целом, с учетом изложенных закономерностей специалисты в области спорта единодушны во мнении, что нагрузка является важнейшим фактором, стимулирующим течение адаптационных процессов в организме, лежащих в основе повышения работоспособности систематически тренирующегося спортсмена (Н.Г. Озолин, 1970; Н.Г. Озолин, В.И. Воронкин, 1979; В.П. Загрядский, 3.К. Сулимо-Самуйло, 1982; Л.П. Матвеев, 1991, 1997).

При больших и максимальных нагрузках “возбуждающий стимул”, как образно назвал внешнее воздействие А.А. Ухтомский (1982), приводит, с одной стороны, к активизации “рабочего расходования потенциала”, а с другой стороны - к значительному усилению процессов восстановления, способных перекрыть происшедшие траты организма до уровня, немного превышающего исходное состояние.

Не удивительно, что в последние два десятилетия, именно благодаря внедрению и совершенствованию методики применения больших и максимальных тренировочных нагрузок, во всех видах спорта наметился немыслимый ранее подъем достижений (Д. Каунсилмен, 1982; В.Н.Платонов, 1988, 1997; Л.П. Матвеев, 1991, 1997).

Применительно к спортивной тренировке нас интересуют, прежде всего, те проявления адаптации, которые связаны с приспособительными реакциями организма спортсмена в ответ на выполнение физической нагрузки. Существо проблемы адаптации к физическим нагрузкам, в конечном счете, сводится к вопросу о механизмах, обеспечивающих тренированному организму преимущества перед нетренированным. Эти преимущества изучались многими исследователями, хорошо описаны в различных обзорах и руководствах и характеризуются тремя основными чертами (Р. Astrand, К. Rodahl, 1970; Н.Н. Яковлев, 1974; В.С. Фарфель, 1975; А.А. Виру, П.К Кырге, 1983; Н. Еctor et al., 1984; J. Hughes, 1984 В.Н. Платонов, 1988 и др.).

Первая черта тренированности состоит в том, что тренированный организм характеризуется более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных, непредельных нагрузках. Так, в условиях покоя у тренированных людей частота сердечных сокращений (ЧСС) может составлять всего 40-50 уд./мин (“брадикардия атлетов”), у них уменьшена частота дыхания до 10-15 (даже 6-8) дых./мин при 16-20 дых./мин у нетренированных людей; снижена легочная вентиляция и минутный объем дыхания на 10-12%, уменьшено потребление организмом кислорода на 10-12%. Кроме того, у тренированных людей в покое уменьшено потребление кислорода (О2) миокардом примерно на 20 % по сравнению с нетренированными. У тренированных людей выполнение мышечной работы непредельной интенсивности сопровождается меньшими сдвигами этих показателей. Так, если педалирование на велоэргометре при мощности нагрузки 125 Вт, вызывает у нетренированного человека повышение частоты сердечных сокращений до 150-160 уд./мин, то у тренированного частота повышается лишь до 125-130 уд./мин. Таким образом, при выполнении одинаковой по интенсивности работы тренированный организм работает более экономно, с меньшей мобилизацией физиологических функций.

Вторая черта тренированности заключается в том, что тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности, которая не под силу нетренированному, то есть у тренированного человека повышается резистентность к воздействиям неблагоприятных факторов. Так, нетренированный человек не в состоянии пробежать марафонскую дистанцию или поднять штангу весом, значительно превышающим его собственный. При выполнении стандартной работы, доступной нетренированному человеку, тренированный может совершать ее более длительное время без утомления.

Третья черта тренированности состоит в способности тренированного организма достигать при максимальных нагрузках такого уровня функционирования физиологических систем, который недостижим для нетренированного организма. То есть при предельно напряженной работе в тренированном организме происходит значительно большая мобилизация систем кровообращения, дыхания и большая трата энергии по сравнению с нетренированным. Так, при максимальной работе потребление кислорода у тренированного человека может возрастать до 5-6 л/мин, а у нетренированного не превышает 3 л/мин, минутный объем крови может возрастать до 45-47 л, а ударный объем - до 200 мл, тогда как у нетренированного максимальное значение этих показателей соответственно - 20-25 л и 140-145 мл; легочная вентиляция может достигать 150 л/мин, а частота дыхания - 60 дых./мин (В.Н. Платонов, 1980, 1987, 1997).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что физиологические сдвиги в организме спортсмена в ответ на совершаемую мышечную работу различной продолжительности и интенсивности значительно отличаются от изменений, наступающих в организме нетренированного к двигательной деятельности человека. Разница между ними характеризует разницу между функциональными возможностями тренированного и нетренированного организма. Иными словами, уровень работоспособности спортсмена в значительной мере зависит от величины функциональных резервов организма.

Следует подчеркнуть, что понятие адаптации тесно связано с представлением о функциональных резервах, под которыми в самом общем виде понимаются скрытые способности человеческого организма усиливать функционирование своих органов и систем в целях совершения необычайно большой работы, приспособления к чрезвычайным сдвигам во внешней и внутренней среде (Н.А. Агаджанян, 1983). В связи с тем, что резервы включаются при нагрузках как целостная система, говорят о функциональных возможностях человека, подразумевая под ними все резервные возможности, которые могут быть реализованы организмом при максимальном усилении функций его физиологических систем.

Резервные возможности организма по своему происхождению могут быть разделены на большие классы: биологические и социальные.

Биологические резервы являются общими для человека и животных (у человека они - результат эволюции, закрепленные фило- и онтогенетическим развитием), а социальные имеются только у человека и вырабатываются они только на основе социальной мотивации в человеческом обществе.

Биологические резервы делятся на функциональные и структурные.

Функциональные резервы - это скрытые возможности организма человека, которые мобилизуются в период активной его деятельности и связаны со значительным изменением функционирования органов и систем.

Под структурными резервами подразумеваются возможности под воздействием нагрузок увеличения прочности костей и связок, количества митохондрий в клетках, утолщения миофибрилл и мышечных волокон, усиления васкуляризации скелетных и сердечных мышц и т.д. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на функциональные возможности организма спортсмена.

Функциональные резервы подразделяются на биохимические и физиологические, которые у человека имеют видовой, наследственный характер, и жизненный опыт может лишь обеспечить их более быструю и эффективную мобилизацию, а адаптация к стрессовым воздействиям (в том числе тренировочным и соревновательным) может, кроме того, увеличить их количество.

Под биохимическими резервами понимаются биохимические процессы, определяющие экономичность и интенсивность энергетического и пластического обменов и их регуляцию.

Физиологические резервы связаны с интенсивностью и длительностью работы органов и систем организма, их нейрогуморальной регуляцией, что находит выражение в таких качествах, как сила, выносливость, быстрота и ловкость (А.С. Мозжухин, 1979).

Резервы организма имеют определенную иерархию. Так, биохимические резервы являются фундаментальными, определяющими эффективность реализации остальных резервов. Вместе с тем, следует иметь в виду, что вся эта иерархия функционирует как единое целое и один и тот же результат может обеспечиваться преимущественно за счет того или иного вида резервов. В связи с этим интегральный показатель применительно к напряженной двигательной деятельности оценивается лишь по результатам соревнований.

Все виды резервов крайне подвижны, могут возрастать в процессе тренировки и уменьшаться при ее прекращении. Уровень развития и реализации разных видов резервов у спортсменов очень индивидуален, определяется спортивной специализацией и изменяется в период занятия спортом.

На уровне целостного организма резервные возможности проявляются в возможностях осуществления целостных реакций, обеспечивающих расширение и решение задач различной сложности и приспособление к экстремальным условиям окружающей среды (А.С. Мозжухин, Д.Н. Давиденко, 1984). При этом повышение спортивного мастерства в результате систематической тренировки обеспечивается за счет функционирования двух взаимосвязанных подсистем.

Первая подсистема предполагает увеличение функциональных возможностей различных органов и систем на базе структурных и биохимических изменений. Вторая подсистема реализуется в совершенствовании координации их деятельности со стороны центральной нервной системы (ЦНС) и ее саморегуляции (Ю.В. Верхошанский, 1985, 1988).

По мнению А.С. Мозжухина и Д.Н. Давиденко (1984), первая подсистема обеспечивает специализированную двигательную деятельность за счет включения определенного ансамбля двигательных единиц (ДЕ), а вторая обеспечивает поддержание гомеостаза в таких пределах, при которых возможно эффективное функционирование первой подсистемы. Причем, условие, обеспечивающее сохранение гомеостаза, состоит в том, чтобы возникшие при действии неблагоприятных факторов адаптивные сдвиги не выходили за пределы резервных возможностей организма.

При таком подходе показателем адаптированности организма выступает, с одной стороны, спортивный результат, являющийся системообразующим фактором, ради которого формируется и совершенствуется система резервов адаптации, а с другой - характер системной адаптивной реакции на нагрузку, в которой интегрируются в единое целое отдельные проявления скрытых возможностей органов и систем.

Согласно Ф.З. Меерсону (1975, 1986), адаптация к физическим нагрузкам, как и большинство других адаптационных реакций, осуществляется в два основных этапа: начальный этап срочной, но несовершенной, адаптации и последующий этап долговременной, совершенной, адаптации.

Во всех случаях срочная адаптация реализуется мгновенно, но реакция организма протекает на пределе физиологических возможностей, при почти полной мобилизации всех резервов, сопровождается выраженной стресс-реакцией, но не обеспечивает оптимальный адаптационный эффект. В зависимости от вида требуемой мышечной работы двигательный ответ нетренированного организма может быть либо недостаточно мощным по силе, либо менее продолжительным по времени, чем требуется, либо не совсем точным по координации движений и ритму исполнения и т.д.

На этом этапе адаптации в ответ на нагрузку происходит интенсивное, избыточное по своему пространственному распространению, возбуждение корковых, подкорковых и нижележащих двигательных центров, которому соответствует генерализованная, с мобилизацией “излишних” мышц, но недостаточно координированная двигательная реакция. Этот процесс характеризует собой начальный этап, первую стадию формирования новых, условно-рефлекторных по своей природе динамических стереотипов, двигательных навыков (М.И. Виноградов, 1983; С.А. Косилов, 1983; Н.В. Зимкин, 1984; E. Yull et. al.,1984; B. Harley et al., 1984; Д.Н. Давиденко, 1996 и др.). При этом нейрогенно детерминированная активация гипоталямо-гипофизарно-адреналовой, т.е. стресс-реализующей, системы носит интенсивный, нередко избыточный характер и сопровождается ярко выраженной стресс-реакцией.

Хорошо известно, что даже при однократном воздействии раздражающих факторов внешней среды на организм человека изменяется уровень реакции на последующие аналогичные воздействия, то есть возникают явления адаптации. В основе адаптации к конкретным факторам лежат структурные следы разнообразной локализации и архитектуры, соответствующие требованиям среды и сформированной организмом функциональной системе.

Долговременная адаптация к физическим нагрузкам, по существу развивается на основе многократной реализации срочной адаптации. В основе перехода срочной адаптации в долговременную лежит формирование системных структурных изменений (структурного следа), которые обеспечиваются закономерной активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в ответ на действие физической нагрузки в клетках всех органов и тканей, составляющих функциональную систему, то есть во всех трех звеньях (афферентном, управляющем и эффекторном) этой системы.

Формирование долговременной адаптации к физическим нагрузкам имеет несколько стадий. В конечном итоге она характеризуется, во-первых, изменением аппарата управления на всех его уровнях, которое выражается, прежде всего, в образовании устойчивого условно-рефлекторного динамического стереотипа и увеличении двигательных навыков. Во-вторых, существенные изменения формируются в гормональных звеньях регуляции, в стресс-реализующих системах. Они характеризуются двумя особенностями - повышением функциональной мощности структур, образующих эти системы, и экономичностью их функционирования.

Следующий результат долговременной адаптации состоит в увеличении мощности и одновременно экономности функционирования двигательного аппарата. Структурные изменения в аппарате управления мышечной работой на уровне центральной нервной системы создают возможность мобилизовать большое число моторных единиц при нагрузке и приводят к совершенствованию межмышечной координации. Долговременная адаптация проявляется также в увеличении мощности и одновременно экономности функционирования системы дыхания и кровообращения.

Таким образом, с позиции теории функциональных систем сущность адаптации к физическим нагрузкам заключается в следующем. При первоначальном действии сигнала о предстоящем выполнении значимой для функционирования организма физической нагрузки в организме формируется специфическая функциональная система, обеспечивающая данную двигательную реакцию (Ф.З. Меерсон, 1975, 1986; M. Riedy et al., 1983; J. Martin et al., 1985; М.Г. Пшенникова, 1986; В.Н. Платонов, 1988, 1997; Л.М. Куликов, 1995). При этом в ответ на действие сигнала на рецепторы возникает возбуждение соответствующих моторных и вегетативных центров, активация функции эндокринных желез, что приводит к мобилизации скелетной мускулатуры, непосредственно осуществляющей данную двигательную реакцию, а также органов кровообращения и дыхания, обеспечивающих энергетический метаболизм работающих мышц.

Функциональная система, ответственная за адаптацию к физическим нагрузкам включает в себя все три звена, которые характерны для любой функциональной системы: афферентное звено - рецепторы (датчики, воспринимающие информацию на входе системы), афферентные нервные проводники (каналы входящих сигналов связи); центральное управляющее звено - афферентные, вставочные и эфферентные нейроны (различные уровни ЦНС), получающие и выделяющие информацию (в совокупности называемые нервными центрами или аппаратом управления); эффекторное звено - эфферентные нервные проводники (каналы входа сигналов связи) скелетные мышцы, органы дыхания, кровообращения (эффекторы и исполнительные органы, или объект управления).

Одновременно с мобилизацией перечисленных компонентов функциональной системы, обеспечивающей выполнение такой работы, центральным управляющим звеном запускается и регулируется активация гипоталямо-гипофизарно-адреналовой системы, то есть гормонального звена управления адаптационным процессом. Это звено, которое можно определить как стрессреализующую систему, обусловливает возникновение неспецифической стресс-реакции и потенцирует мобилизацию и работу органов и тканей функциональной системы на клеточном и молекулярном уровнях.

Указанная совокупность процессов, закономерно возникающая в ответ на воздействие значительных для организма факторов в любом организме, получила название общего адаптационного синдрома (Г. Селье, 1960; Т. Кокс, 1981, E. Hull et al., 1984). Однако уровень проявления этих процессов зависит от уровня индивидуальной адаптации к тому или иному фактору. Поэтому изменения в организме нетренированного человека в ответ на физическую нагрузку будут отличаться от таковых у тренированного.

В спортивной тренировке различают такие типы тренировочных мезоциклов, продолжительность которых колеблется от 3 до 7 недель, как втягивающие, базовые, контрольно-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные (В.Н. Платонов, 1984, 1997; Л.П. Матвеев, 1997, 2008).

В своем исследовании мы взяли за основу два типа мезоциклов - базовый и предсоревновательный. Их выбор обусловлен тем, что в базовом мезоцикле проводится основная работа, направленная на повышение функциональных возможностей основных систем организма спортсмена, развитие его физических качеств и способностей, влияющих на эффективность соревновательной деятельности. Тренировочная программа в этом мезоцикле характеризуется разнообразием средств, выполнением большой по объему и интенсивной работы, широким применением занятий с большими и экстремальными нагрузками.

Базовый мезоцикл состоит из ударных, ординарных и восстановительных микроциклов, которые отличаются, прежде всего, по величине нагрузки.

Система взглядов на предсоревновательную подготовку спортсмена, как органическую часть спортивной тренировки, формировалась одновременно с развитием представлений о тренировочном процессе как сложной системе подготовки спортсмена к достижению спортивных результатов. Так, в работах начала XX столетия вся тренировка спортсмена иногда сводилась к предсоревновательной подготовке. А поскольку существовало мнение, что тренировка длительностью более 8-10 недель вредна для здоровья, то всю подготовку к соревнованиям рекомендовали проводить в течение нескольких недель (А.Д. Бутовский, 1906).

Развитие представлений о непрерывности тренировочного процесса, необходимости выделения в нем отдельных периодов и этапов, значительного увеличения тренировочной нагрузки проходило постепенно, по мере накопления конкретных фактов.

В то же время установлено, что результат участия в ответственных соревнованиях в значительной степени зависит от умелого построения тренировочного процесса на этапе, предшествующем соревнованиям. Анализ спортивных результатов подтверждает, что при прочих равных условиях побеждает, как правило, тот, кто лучше других был к ним подготовлен (Н.Г. Озолин, 1970 и др.; Д. Каунсилмен, 1982; С.М. Вайцеховский, 1983). Не случайно накануне важнейших соревнований подходы к построению этапа непосредственной предсоревновательной подготовки привлекают самое пристальное внимание.

Предсоревновательный мезоцикл направлен на совершенствование технических и тактических возможностей. В зависимости от состояния организма спортсмена, с которым он подошел к началу предсоревновательного мезоцикла, работа может быть построена преимущественно на основе нагрузочных микроциклов, способствующих дальнейшему повышению уровня специальной подготовленности, или разгрузочных, способствующих интенсификации протекания процессов восстановления, предотвращению переутомления (И.В. Мазур, 1972; В.А. Парфенов, В.Н. Платонов, 1979; В.Н. Платонов, 1980, 1997; Г.А. Бурцев, 1984; А.Г. Щуров, 1991, 2006). Применение современных высокоэффективных средств восстановления позволяет в меньшей степени использовать разгрузочные микроциклы в данном мезоцикле, а, следовательно, увеличивает интенсивность и объем нагрузок, т.е. эффективность тренировочного процесса.

В предсоревновательном мезоцикле микроциклы по характеру нагрузок разделяются на волнообразные, равномерные, с увеличением или уменьшением нагрузки. В отличие от базового периода в микроциклах предсоревновательного периода основной упор делают на специализированные занятия, решающие задачи повышения специальной подготовленности спортсмена к соревнованиям и обладающие избирательным воздействием на тренированность.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что тренировка квалифицированного спортсмена - это сложный комплексный процесс, в основу которого положены современные научные данные, а также опыт практической работы ведущих отечественных и зарубежных тренеров. Она характеризуется высоким физическим и психоэмоциональным напряжением.

Резкое увеличение объема и особенно интенсивности тренировочной нагрузки создает дополнительные трудности в нахождении оптимальных режимов работы и отдыха, в обеспечении адекватных условий для планомерного выполнения узконаправленной работы и эффективного протекания адаптационных процессов. Большинство отечественных и зарубежных специалистов спорта (Н.Г. Озолин, 1970; Д. Каунсилмен, 1972, 1982; Дж. Тэлбот, 1978; М.А. Набатникова, 1982; A. Quantanilha, 1984; S. Scorpio et al., 1984; P. Tesch, J. Karlsson, 1984; В.Н. Платонов, 1988, 1997; Л.П. Матвеев, 1997) считают, что преодоление этих трудностей может быть осуществлено в двух взаимосвязанных направлениях: во-первых, путем оптимизации применения различных структурных единиц тренировочного процесса и, во-вторых, целесообразным использованием различных средств восстановления. Поэтому на первый план выступает проблема диалектической взаимосвязи нагрузки и восстановления. Иными словами, можно считать, что проблема оптимизации тренировочного процесса, в сущности, является проблемой поиска диапазона воздействий на создание экстремальных условий, но при этом не ведущих за собой патологических последствий (В.Е. Борилкевич, 1982).



Каталог: Docs -> Aspirantura -> matexamzachet
Aspirantura -> Программа составлена в соответствии с требованиями фгос во
matexamzachet -> Федеральное государственное бюджетное учреждение
matexamzachet -> Допинг и здоровье
Aspirantura -> Программа для подготовки научно-педагогических кадров по направлению 35. 06. 01 Сельское хозяйство и экзаменационные билеты по специальности 06. 02. 06 Ветеринарное акушерство и биотехника репродукции животных
Aspirantura -> Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по сельскохозяйственным наукам


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница