Оптимизация уровня здоровья и функционального состояния детей посредством различных форм физического воспитания



Скачать 62.04 Kb.
Дата15.09.2017
Размер62.04 Kb.
Просмотров6
Скачиваний0





ОПТИМИЗАЦИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Рудницкая Ю.Г., Соловьёва Н.Г., Кабакович О.М.

г. Минск, Беларусь

Search of ways of an individualization of physical training of children of preschool age. Use of medical physical culture and massage for optimization of impellent activity of children.
В настоящее время все актуальнее становится проблема сохранения и формирования здоровья детей, в особенности, детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит формирование показателей физического развития и здоровья, которые в будущем будут обуславливать физическое и психологическое благополучие человека. Пластичность детского организма определяет, с одной стороны, его мобильность, но, с другой стороны, и высокую чувствительность к неблагоприятному воздействию средовых факторов и к напряжению и срыву компенсаторно-приспособительных реакций на фоне длительного их влияния со всеми вытекающими из этого последствиями [3].

Согласно мониторингу здоровья детей в Республике Беларусь к I группе здоровья отнесены не более 2–5% детей; ко II группе здоровья (с функциональными расстройствами на уровне различных органов и систем) – 60%; к III группе здоровья (дети с хронической патологией в стадии компенсации) – 30–40%; к IV группе (дети с декомпенсированными хроническими болезнями с вовлечением других органов и систем) – до 3%. Отмечается прирост количества детей с V группой (врожденные пороки развития) [1]. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и учащейся молодежи связывают с комплексом причин, из которых наиболее значимыми являются: гормональный дисбаланс, дисфункция щитовидной железы, снижение общей иммунобиологической реактивности детей, снижение и истощение физиологических защитно-компенсаторных процессов и дезадаптация, психо-эмоциональное напряжение, нерациональное питание, нарастание экологического дискомфорта окружающей среды и пр. [1]. Предопределяющими факторами выступают также отсутствие систематичности, непрерывности и преемственности физкультурно-оздоровительных мероприятий, отсутствие комплексных методик функционального и педагогического контроля за физическим воспитанием, недостаточная подготовленность специалистов физического воспитания для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья [2, 3]. До сих пор, несмотря на существенный прогресс в вопросах организации и технологиях здоровьесберегающей среды, проблема сохранения и укрепления здоровья остаётся немаловажной. В этой связи, поиск эффективных путей оптимизации физической активности и выбор действенных форм физического воспитания выступают одними из первостепенных задач для специалиста в области физической культуры.

Поскольку на сегодняшний день отмечено, что основную массу составляют дети со II группой здоровья, в систему физического воспитания детей все в большей степени должны внедряться индивидуальный и дифференцированный подходы использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих форм деятельности. В этой связи, цель работы заключалась в изучении возможности коррекции физического развития и показателей здоровья детей дошкольного возраста средствами оздоровительной и лечебной физической культуры и массажа, используемых в рамках кружковой работы.

Исследование проводилось в ДДУ «Ясли-сад №444 г. Минска» среди детей 4–6 лет. Были сформированы экспериментальная группа (n=28), в которой в рамках кружковой работы использовались оздоровительные и лечебные средства физической культуры и массажа, и нативная группа (n=25), занимающаяся только по установленной образовательной программе. Используемый в рамках кружкой работы оздоровительный комплекс был направлен на оптимизацию двигательной активности детей дошкольного возраста, повышение функциональных возможностей и выносливости организма, формирование двигательных навыков и умений, коррекцию состояния опорно-двигательного аппарата и психо-эмоционального фона.

С целью реализации поставленных задач в разработанный оздоровительный комплекс были включены:


  • физические упражнения на гармонизацию телосложения ребенка, укрепление мышечного корсета, улучшение физических качеств (силы, ловкости, гибкости) и общей выносливости детского организма;

  • дыхательные упражнения на увеличение ЖЕЛ, укрепление дыхательной мускулатуры, формирование правильного вида дыхания, профилактику респираторных заболеваний;

  • комплексы точечного массажа для детей, направленные на повышение иммунитета и профилактику сезонных респираторных заболеваний («Осенний», «Зимний» и «Весенний»);

  • специальные подвижные игры на осанку, стопу, тренировку вестибулярного аппарата, развитие координационных способностей («Паучки», «Сделай фигуру», «Футбол сидя», «Упрямый ослик» и т.д.);

  • ручной массаж спины;

  • самомассаж спины, стоп, ладоней рук посредством массажного мячика;

  • психо-релаксационная гимнастика на снятие нервно-мышечного возбуждения, коррекцию психо-эмоцинального фона.

Занятия проводились 2 раз в неделю в течение 30 мин в спортзале с музыкальным сопровождением. Последнее позволяло создавать эмоционально-благополучный фон занятия, стимулировать физиологические процессы организма не только в двигательной, но и вегетативной сфере. В ходе организации и проведения занятий осуществлялся контроль за функциональным состоянием и физическим развитием: пульсо-тонометрический контроль (частота сердечных сокращений, артериальное давление, коэффициент выносливости); тесты на выносливость, быстроту, гибкость и ловкость по общепринятой и рекомендуемой программой по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (Программа «Пралеска», 2007). Сеансы массажа проводились курсом (n=10, по 20 мин) в медицинском кабинете.

Во время использования данного оздоровительного комплекса было отмечено достоверное снижение количества дней, пропущенных по заболеваемости, на 28% и снижение количества острых респираторных заболеваний по сравнению с нативной группой на 20% (p≤0,05). Отмечено улучшение показателей функциональных возможностей кардиореспираторной системы на конец учебного года (Табл. 1.). Кроме того в экспериментальной группе по результатам педагогического тестирования в начале и конце года был отмечен также более высокий уровень физической подготовленности (р≤0,01) (рис.1, 2).

Табл. 1. Гемодинамические показатели функционального состояния

Показатели

Возрастная группа

средняя (дети 4-5 лет)

Старшая (дети 5-6 лет)

начало года

конец года

начало года

конец года

ЧСС, уд/мин

97 – 120

93 – 115

85 – 105

78 – 98

Систолическое давление, АДс; мм.рт.ст.

85 – 95

90 – 96

90 – 102

93 – 106

Диастолическое давление, АДд, мм.рт.ст.

43 – 50

43 – 55

45 – 55

48 – 62

Пульсовое давление, ПД

42 – 45

47 – 51

45 – 47

45 – 54

Коэффициент выносливости, КВ

КВ=(ЧСС×10)/ПД).



25 – 32

20 – 28

20 – 27

14 – 19

Рис. 1. Уровень сформированности двигательных умений и навыков у детей 4–5 лет (контрольная и экспериментальная группа)



Таким образом, использование кружковых форм в системе физического воспитания детей дошкольного возраста оказывает благоприятное и стимулирующее влияние на функциональные возможности детского организма, активизирует адаптационные процессы, а также способствует оптимизации двигательной активности детей и повышению уровня их общей физической подготовленности.
Рис. 2. Уровень сформированности двигательных умений и навыков у детей 5–6 лет (контрольная и экспериментальная группа)
Кроме того, данные формы деятельности повышают мотивацию и формируют необходимость в систематических занятиях физической культурой.

Литература:

  1. Физическая реабилитация и укрепление здоровья дошкольников / Г.И. Нарскин, М.В. Коняхин, О.А. Ковалева и [др.] – Мн.: Полымя, 2002. – 172 с.

  2. Логвина, Т.Ю. Теоретическое и научно-методическое обоснование методов оценки физического состояния детей в процессе занятий физическими упражнениями / Т.Ю. Логвина. – Мн.: БГУФК, 2004. – 173 с.

  3. Бурмистрова, Н.И. Опыт работы по физической реабилитации здоровья дошкольников в различных формах физического воспитания / Н.И.Бурмистрова [и др.] // Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и странах ближнего зарубежья: сб. науч. ст. / под ред. В.Л.Крайника, П.Г.Воронцова. – Барнаул: АлтГПА, 2010. – С. 22–25




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

войти | регистрация
    Главная страница


загрузить материал