«Ориентировка в пространстве»



страница1/3
Дата09.12.2018
Размер93 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3





ПЛАН
I. Обзор психолого-педагогической литературы по теме : «Ориентировка в пространстве»
II. Теоретическая часть
2.1 Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве» в младшей группе.
2.2 Ориентировка «на себе».
2.3 Ориентировка «от себя».
2.4 Пространственные понятия в различных видах деятельности.
2.5 Детские игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве».
III. Практическая часть
3.1 Первоначальное обследование детей.
3.2 Занятия, индивидуальная работа и другие виды деятельности.
3.3 Повторное обследование детей.
IV. Выводы и обобщения.
Литература

Участники проекта: воспитатель, дети.

Срок реализации: долгосрочный.
Проблема: проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различие, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений.
Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки к школе. Поэтому перед воспитателем стоят задачи по ознакомлению детей с ориентировкой в пространстве.
Цель: формирование у детей элементарных математических представлений по разделу «Ориентировка в пространстве».
Задачи:

  1. формировать элементарные математические представления;

ориентировка «на себя»;

ориентировка «от себя»;



  1. формировать пространственные понятия в различных видах деятельности;

  2. обследовать детей с целью выявления у них элементарных навыков по разделу «Ориентировка в пространстве»;

  3. разработать дидактические игры и упражнения по разделу «Ориентировка в пространстве».


Ожидаемые результаты:

  1. развитие у детей координации движений, формирование двигательных умений;

  2. формирование элементарных знаний и навыков ориентации в пространстве (справа, слева, вперёд, назад и т.д.)

  3. формирование умения ориентироваться «на себя», «от себя».

I. Обзор психолого-педагогической литературы

по теме «Ориентировка в пространстве».
Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как М.Фидлер, Т.И.Ерофеева, В.Новикова, А.А.Столяр, Е.В.Сербина, О.М.Дьяченко, А.М.Леушина и др.

В своём учебном пособии А.А.Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удалённости, пространственных отношений между предметами). В понятие пространственная ориентация входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно тела ориентирующегося».


II. Теоретическая часть.
2.1 Программные задачи раздела «Ориентировка в пространстве» в младшей группе.

Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различие, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношений (определение положения предмета в пространстве между другими предметами, восприятие глубины и др.).


В более узком значении выражение «пространственная ориентация» имеет в виду ориентировку на местности. В этом смысле под ориентировкой в пространстве мыслится:

А.А.Столяр «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»;

Л.А.Леушина «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»;

А.С.Метелина «Математика в детском саду»;

В.В.Данилова «Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях»

а) определение «точки стояния» т.е. места нахождения субъекта по отношению к окружающим его объектам, например: «Я нахожусь справа от дома» и т.п.;

б) локализация окружающих объектов относительно человека, ориентирующегося в пространстве, например: «Шкаф находится справа, а дверь – слева от меня»;

в) определение пространственного расположения предметов относительно друг друга, т.е. пространственное отношение между ними, например: «Направо от куклы сидит мишка, а налево от неё лежит мяч».


При передвижении пространственная ориентация необходима. Только при этом условии человек может успешно осуществлять передвижение из одного пункта в другой.
«Ориентировка в пространстве» - один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. Даже освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Ориентировка в пространстве совершается на основе использования человеком какой-либо системы отсчёта. Их много. И все они отражают опыт познания человеком пространственных отношений, обобщают опыт ориентации людей в предметно-пространственном окружении.
Поэтому перед педагогом стоят следующие задачи по ознакомлению детей младшей группы с ориентировкой в пространстве:

- учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях и вне занятий;

- учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперёд) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

- учить детей ориентироваться «на себя», иными словами ребёнок должен овладеть умением самостоятельно выделять «на себя» стороны справа, слева, вверху и т.д.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница