Основы самоорганизации



страница1/4
Дата29.04.2016
Размер409 Kb.
  1   2   3   4
Учебно-тренинговый курс

ОСНОВЫ САМООРГАНИЗАЦИИ



Тема 1. Введение в учебно-тренинговый курс «Основы самоорганизации»

Тема 1.1. Назначение, цели и задачи учебного курса «Основы самоорганизации»

Разговор о курсе «Основы самоорганизации» начнём с того, почему он появился в вашем учебном расписании.

Мир сегодня быстро меняется и то, что было совсем не обязательным для человека с высшим образованием вчера, сегодня – просто необходимо. Совсем недавно, чтобы получить хорошее место работы, достаточно было позаботиться о красном дипломе и получить распределение на крупное предприятие. Сейчас даже анкету соискателя на должность нередко приходится заполнять на иностранном языке, не говоря уже о прохождении собеседования и работе в офисе. А без знания компьютера и офисных приложений трудно рассчитывать даже на место секретаря в небольшой фирме.

Требования к выпускникам вузов постоянно растут и становятся всё более жёсткими. Растёт и конкуренция между соискателями. Незаменимыми по-прежнему остаются профессиональная компетентность и ответственное отношение к выполняемым обязанностям. В выигрыше оказываются и те, кто наряду с этим владеет деловой хваткой и деловой культурой. Как с нечищеными зубами не принято приходить в приличное общество, так не принято и опаздывать на встречи или забывать перезвонить. Умение работать в команде не в последнюю очередь подразумевает и умение выполнять порученную работу в срок, особенно если от неё зависит успех проекта. В самом слове «успех» («успеть», «спешить») современному специалисту слышаться прямой, хотя и скрытый приказ: «Поторапливайся!!!», «Двигайся быстрее, ещё быстрее!». И он торопиться изо всех сил, пытается взять «карьерную лестницу» (впрочем, как и одолеть гору знаний) «приступами» работоспособности, стремясь сделать конкретную работу или максимум работы за минимальное время, нередко успевая всё в последний момент.

Конечно, любого начальника интересует прежде всего результат и, лишь во вторую очередь, способы которыми сотрудник этого результата добился. Но трудно представить себе руководителя, для которого не был бы ценным сотрудник, способный уложиться с выполнением работы в намеченные сроки и не превратиться в «загнанную лошадь». Главное, используемые методы и приёмы работы должны быть эффективными, то есть затраты времени и энергии должны многократно окупаться. И в этом нередко решающим оказывается умение спланировать и эффективно организовать свою работу. Умение организовывать себя позволяет выполнять работы с меньшими затратами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, значит, уменьшить спешку и стрессы.

Общество, а вместе с ним и рынок занятости изменяются стремительно. Всё чаще приходится встречать людей, которым в своё время приходилось переучиваться, получать второе высшее образование, или получать совершенно новую специальность, чтобы оставаться востребованными специалистами. Вам самим, наверняка, известны случаи, когда молодым специалистам приходилось начинать свою карьеру на рабочем месте совершенно далёком от той сферы, к работе в которой они готовились, получая высшее образование. Дело осложняется тем, что современному работодателю нужны люди с опытом работы, который не так легко получить, обучаясь на дневном отделении. Здесь вам предложат набор предметов и дисциплин, которые дадут вам минимальный набор представлений, помогут сориентироваться в отдельных аспектах вашей будущей профессии. Вам не предложат готовых рецептов и не дадут полных раскладов. Обучение в школе тем и отличается от учёбы в вузе, что здесь нет «строгих, но справедливых учителей», которые принимают участие в вашей судьбе. Здесь вы сами несёте ответственность за полученные или не полученные знания, приобретенные или не приобретённые умения и навыки.

Чтобы годы обучения в вузе не превратились во время упущенных возможностей, а стали полноценным вкладом в ваше будущее, вам, начиная с первого курса необходимо, самим формировать свою образовательную траекторию. Для достижения желаемого уровня образования, общей и профессиональной подготовки, а также для реализации интересов и социальной активности вам понадобятся некоторые умения, которые могут стать основой для рациональной организации вашей самостоятельной деятельности в период обучения в университете.

На занятиях по учебному курсу «Основы самоорганизации» и при изучении специальных материалов вам предстоит узнать о том, что необходимо человеку для организации успешной деятельности в различных областях жизни, какова роль анализа ситуации для целеполагания и организации эффективной деятельности, как правильно ставить цели и планировать их достижение. В основе любого процесса самоорганизации, в том числе самоорганизации, лежит технологичная схема, реализация которой направлена на обеспечение условий продуктивной деятельности, т.е. совокупности специально организованных действий, направленных на получение определённого результата. Технологичной её можно назвать поскольку она универсальна по отношению к любой деятельности: как персональной, так и деятельности фирмы (или любой другой организации).

Знания и представления, которые вы получите в ходе учебного курса «Основы самоорганизации», помогут вам в первом приближении познакомиться с такими практическими областями, как тайм-менеджмент и самоменеджмент, а также понять смысл и назначение отдельных способов и приёмов самоорганизации, самостоятельное освоение которых вы сможете продолжить за рамками учебного курса.

Но одних лишь знаний при обучении основам самоорганизации явно не достаточно. Вы можете прочитать самоучитель по игре на гитаре, но так и не научитесь играть, если не будете брать в руки саму гитару и изо дня в день упражняться, оттачивая мастерство. Пример с гитарой не случаен: как часто люди отказываются от чего-либо только из-за трудностей связанных с обучением, как много людей бросили учиться играть на инструментах, только потому, что это не получилось ни с первого, ни со второго, ни с десятого раза… Научиться чему-либо можно только пробуя и ошибаясь. Вспомните, сколько труда и усилий требовало от вас обучение письму, вырисовывание бесконечного числа палочек, кружочков и крючочков. Сейчас ваше умение писать доведено до автоматизма – вы пишете легко и непринуждённо, можете написать буквы разного размера и формы, тексты любого объёма и содержания. Это стало для вас привычным: используя своё умение, вы писали диктанты и контрольные в школе, играли в «фанты» и в «балду» с друзьями, оставляли записки родителям и вели личные дневники. В этом секрет вашего мастерства: письмо для вас просто инструмент выражения своих мыслей в повседневной жизни. Возможно, для кого-то из вас такими же инструментами станут техники и приёмы самоорганизации, если их использование войдёт в привычку. Можно и на это возразить: ведь так можно и «засамоорганизоваться», это «засушит и обесчеловечит», «повредит человеческим взаимоотношениям». Возможно, но ведь и ножом можно порезаться, а вилкой – уколоться, но это не повод есть руками. Нужно просто учиться грамотно обращаться с инструментами.

Поэтому курс носит характер учебно-тренингового: его основу составляет выполнения учащимися практических учебных действий по освоению отдельных техник. В нашем учебном курсе в качестве такого своеобразного набора «правил хорошего тона» для современного человека с высшим образованием предлагаются лишь некоторые из них.

Самое важное и самое сложное из их числа – это умение ставить цели. Способность ставить цель даёт возможность отсечь всё не нужное и расставлять приоритеты в своей деятельности. Это также очень важное умение. Люди зачастую не успевают (не получают намеченного результата) не потому, что у них много дел и большой объём работы, а потому что не задумываются над тем что действительно важно и необходимо сделать для получения этого результата. Нужно делать только то, что ведёт тебя к твоей цели. Так, например, в вопросе профессионального роста надо, прежде всего, чётко понять, чего ты хочешь от работы и карьеры. Хочешь стать начальником своего отдела – делай только то, что позволяет тебе им стать. Хочешь в будущем взять на себя новые обязанности, сохранив свое настоящее место, – уделяй внимание новым направлениям и удерживай на плаву текущую работу, пусть даже и без особых достижений, а неважные для достижения цели вещи не делай вообще – всего всё равно не успеть.

Наряду с техниками постановки цели и выделения задач, необходимых для её достижения, одним из базовых умений самоорганизации, которое вам предлагается попытаться освоить в учебном курсе, является умение планировать. У большинства людей при слове «планирование» возникает реакция отвержения: «Что? Это ещё зачем? Планы всё равно никогда не выполняются!». В реальности так чаще всего и бывает – планы, в которых дела и работы привязаны ко времени редко себя оправдывают на 100%. Термин планирование обычно ассоциируется с ре­жимом дня, жестким распорядком, известным каждому, кто когда-то учился в школе. Повесив над письменным столом своего ребенка расписание дел (подъем, утренняя гимнастика, завтрак, выпол­нение домашних заданий и т. д.), родители наде­ются, что их сын или дочь научится ценить свое время, станет дисциплинированным отличником. Тщетные надежды — всегда придерживаться чет­кого графика существования могут лишь запрог­раммированные машины, роботы, но никак не живые люди.

Смысл составления плана заключается НЕ в том, чтобы установить жёсткие рамки. Составляя план, вы задумываетесь нед тем, как пройти путь к своей цели, какой должна быть последовательность намеченных шагов, какие препятствия вас могут встретить на этом пути. Вдумайтесь в слово «спланировать». «Планируя» вы парите, а не падаете камнем вниз. Вы смотрите на вашу деятельность как бы сверху, со стороны. Вы медленно, но верно приближаетесь цели, выбирая удачное место для посадки. План нужен для того, что бы обеспечить себе мягкую посадку в том, месте, куда вы хотите «приземлиться». Если Вы планируете свои действия, то шансы на успех значительно увеличиваются. Планирование как и другие методики тайм-менеджмента (при правильном использовании), предназначены для получения человеком определённых резуль­татов, не загоняя себя в тесные рамки.

Мир, окружающий человека, полон беспорядка и неразберихи. Смысл овладения техниками самоорганизации в том, чтобы уменьшить её, хотя бы на том расстоянии, куда дотягивается рука, навести порядок в зоне вашего личного комфорта. Возможно, вы спонтанный и хаотичный человек. Но даже вам будет достаточно просто направить в нужное русло то минимальное умение «упорядочивать», которое у вас, без сомнения, есть. Только задумайтесь над этим. В самой деятельности можете оставаться сколь угодно спонтанным и хаотичным. Главное, чтобы вы делали спонтанные шаги осознанно, а не просто плыли по течению, барахтаясь в нём. Только так можно сознательно управлять течением своей жизни, преодолевая внешние обстоятельства и максимально используя собственные возможности. Основу успеха в этом составляет умение сотрудничать с собой, не пытаясь насиловать и подавлять себя, чтобы достичь ре­зультатов, к которым вы стремитесь.

Тема 1.2. Понятие о самоорганизации и её роль в персональной деятельности.

Самоорганизация (персональная) – особый процесс внутренней мобилизации возможностей и способностей человека,

Активизация этого процесса актуальна и обязательна только при осуществлении любых целенаправленных и заранее спланированных действий, т.е. того, что можно назвать деятельностью. В обиходе под деятельность понимают любую совокупность взаимосвязанных действий. Однако деятельность это не любая активность человека, а только та, которая является осмысленной и целенаправленной.

Под целенаправленностью мы понимаем ориентированность действий на получение ЗНАЧИМОГО РЕЗУЛЬТАТА, связанного с преобразованием того объекта, на который направлена человеческая активность. Для достижения желаемого результата при организации персональной (или любой другой) деятельности, действия в её рамках должны быть согласованы между собой. Если этого не сделать, то это будет спонтанная и хаотичная активность, результаты которой будут накладываться и мешать друг другу. Можно научиться скорочтению, выучить японский язык или накачать мышцы, воплощая в жизнь идеал «гармонично развитой личности». Однако, если эта активность не осмысленна (не определенно частью чего она является), человек работает вхолостую, прикладывает усилия сразу во всех направлениях и остаётся на месте. Целенаправленность позволяет концентрировать усилия в нужном направлении. Этим человеческие действия, осуществляемые в рамках определенной деятельности, в принципе отличаются от любых других форм человеческой активности, лишенных целевой составляющей – от поведения («делать, поступать так, как положено») и др.

Таким образом, мы можем говорить о двух видах активности: «проактивность» и «реактивность». Второй тип активности встречается намного чаще и связан он со свойством человеческой психики, работающей по принципу «стимул-реакция». На этом принципе во многом основаны все способы манипулирования человеческой деятельностью. Любопытен в этом отношении пример, который приводит в своей книге известный специалист по социальной психологии Роберт Чалдини. В ней рассказывается о забавной тактике сбора пожертвований, который некоторая религиозная организация применила в американских аэропортах:



  • Этап №1. К бизнесмену в аэропорту внезапно подходит симпатичная девушка и протягивает ему цветок. Бизнесмен автоматически берет цветок.

  • Этап №2. Девушка просит внести небольшое пожертвование в пользу своей общины. Бизнесмен чувствует себя «обязанным» девушке, так как получил цветок, достает кошелек и жертвует несколько долларов. Девушка уходит.

  • Этап №3. Бизнесмен идет по аэропорту с чемоданом в одной руке, цветком в другой, и чувствует себя сконфуженно. Он бросает цветок в ближайшую урну. Возле урны стоит другая девушка. Она подбирает цветок, выискивает следующую жертву и… круг повторяется.

Данный пример хорош тем, что наглядно демонстрирует, как «автоматизм» наших действий в ответ на внезапные происшествия (стимулы) позволяет другим людям манипулировать нашими действиями. Главное, однако, не это, а иллюстрация того, как человек реагирует на внешние обстоятельства, подчиняясь им, не смотря на то, что всегда есть выбор.

В этом примере наглядно демонстрируется «реактивный» подход, который зачастую преобладает и в персональной деятельности и жизнедеятельности. В английскую школу пошел потому, что родители велели, на юриста выучился потому, что был блат подходящий, рабо­таю, «где сложилось», женился на том, «кто под руку попал­ся»...

В противоположность этому существует «проактивность». Её основное преимущество в сознательности совершаемых действия. На людей, реагирующих на обстоятельства «проактивно» тоже влияют внешние факторы: физические, социальные или психологические. Но их реакция на эти раздражители, осознанно или нет, является ценностно-ориентированной. Как сказала Элеонора Рузвельт: «Никто не способен причинить вам боль без вашего на то согласия».

Очевидно, что «проактивность» как главное свойство человеческой деятельности напрямую связано с её эффективностью. Американский бизнес-консультант Стивен Кови говорит о том, что введение концепции эффективности в тайм-менеджмент стало началом нового периода в его развитии. Кови считает, что можно выделить три поколения ТМ, между которыми существует преемственность. Первое поколение («тейло­ризм», «фордизм») было сфокусировано на формаль­ном описании деятельности, позволяющем провести инвентаризацию и учет времени. Второе поколение было «помешано» на календарях и органайзерах и сделало следующий шаг: от учета прошедшего времени — к планированию будущего. Третье поколение (существующее в настоящее время), сохранив достижения первой и второй «волн» ТМ, сместило фокус своего внимания на проблему приоритетов (соотне­сения фактических трат времени и планов с ценностями), а также на оперативное краткосрочное планирование и контроль над выполне­нием поставленных задач (то есть на реальную эффективность). При­знавая высокую технологическую эффективность третьего поколения ТМ, Кови справедливо критикует его за «бесчеловечность», так как главная проблема для современного человека заключается не столько в том, чтобы управлять временем, сколько в том — чтобы управлять собой («...the challenge is not to manage time, but to manage ourselves»).

В основе понятия и теории «самоуправления» лежит теория и практика современного т.н. стратегического менеджмента. Основной его принцип применительно к персональному менеджменту был сформулирован гуру менеджмента Питером Дракером: «Самый лучший способ предсказать будущее — самому его построить». Дело в том, что во второй половине 1900-х гг. в менеджменте произошла своеобразная революция – базовым инструментом управления стало считаться не «долгосрочное», а «стратегическое» планирование. Его идеология основывалось на представлении о том, что современным компаниям для того, чтобы быть конкурентоспособными необходимо не просто определять перспективы роста, исходя из анализа прошлого опыта, а управлять изменениями в хозяйственной деятельности, основываясь на прогнозах развития рынков, т.е. изменения внешних обстоятельств и гибкого реагирования на них.

Главная цель стратегического планирования в бизне­се заключается в повышении "рентабельности капитала". Такое планирование призвано улучшать финансовые результаты бизнеса. Точно так же, цель персонального стратегического планирования заключается в повыше­нии "рентабельности энергии". Это, в свою очередь, приводит к увеличению "рентабельности жизни". Задача персонального менеджмента – организовать жизнь и деятельность так, чтобы получать наибольшую прибыль от умственных, эмоцио­нальных и физических усилий, в нее вложенных.

Это особенно важно в современных условиях: жизнь движется все быстрее, потоки информации растут лавинообразно, знания устаревают еще до того, как вы успели их усвоить. Личная эффективность напрямую зависит от способности гибко (а не просто быстро и своевременно) реагировать на события.

Ещё один пример. В США, на границе штатов Аризона и Невада, расположена плотина Гувера, которая считается одним из самых грандиозных инженерных чудес XX столетия. Плотина Гувера замечательна тем, что ни к чему не крепится! Гигантское сооружение удерживается у стен каньона давлением воды. Проектировщики отдавали себе отчет, что плотине требуется некий люфт — чтобы она могла расширяться и сжиматься в соответствии с климатом этого района, а также смещаться вследствие деформации земной коры. В случае неподвижного закрепления саморазруше­ние было бы неминуемо. А в нынешнем своем виде плотина является идеальным примером того, что в гибкости — сила.



Тема 1.3. Самореализация и построение личной карьеры

Что такое карьера? Продвижение по служебной лестнице, прохождение иерархии рангов (должностей, чинов) снизу вверх – ответите вы. Такого рода карьеру еще называют вертикальной. О движении карьериста можно судить по внешним признакам: дипломы, должности, властные полномочия, уровень дохода – по словам И. Ларина1, «вертикальный карьеризм… Это слава, деньги, успех. Это способ казаться успеш­ным, значительным или счастливым». Кто-то сидит на одной ступени всю жизнь, другим обязательно нужно пробиваться все выше и выше. Бывает, что на карьерные ступени пробираются люди, мягко говоря, не соответствующие занимаемому положению. Окружающие, разумеется, оценивают их по имеющемуся статусу, а не по личному набору достоинств, правда, до первой ситуации, в которой они покажут свою несостоятельность. Но даже если вы вполне заслуживаете такого места или уровня, долго ли пробудете на нем, сможете ли двигаться дальше? Это зависит от многих факторов, причем не всегда от вас и ваших достоинств. Изменится ситуация – распадется организация, где вы работаете, либо начнется сокращение – ваша карьера может рухнуть вместе со всеми ее атрибутами.

Есть карьеризм другой, его еще называют горизонтальным, – это ступени мастерства, мастерства любого рода, а не только на профессиональном поприще. Каждый из нас от рождения имеет первоначальный капитал – индивидуальный набор способностей и качеств, здоровье, социальное положение. Как разовьется личностный и социальный потенциал, зависит от предпринимаемых действий, сообразуясь с вашими целями и желаниями: вы можете пройти карьеру от некоторой бесформенности до мастера и реализовать собственные возможности. Приобретенные умения и опыт, знания и представления принадлежат только вам, они могут лишь накапливаться, и отобрать их не получится.

Достигнутые успехи на определенном этапе реально могут послужить хорошим подспорьем для стремительной вертикальной карьеры. У упорно тренирующегося спортсмена всегда есть шанс победить на крупных соревнованиях (верх мечтаний – на олимпиаде) и прославиться. Ярким примером может служить фигура Арнольда Шварценнегера: заслужив признание людей как человек, который смог «сделать» свое тело и получив известность как актер, он стал губернатором одного из штатов США.

Чтобы достигнуть больших результа­тов во внешнем мире, вам необходимо поработать над миром внутрен­ним, совершенствовать себя. Если со стороны для окружающих ваша карьера будет представать в виде получения больших полномочий, более высокого статуса, престижа, власти, материальных благ, то для вас она представляет собой последовательность этапов своего развития – этапов накопления личного капитала.

Понимание конкретной карьеры всегда субъективно, карьера не означает иного успеха или неудачи, кроме как в собственном суждении человека. О своей карьере можете судить только вы сами. Она может быть для вас успешной, даже если со стороны выглядит как цепь неудач и жизненных коллизий. Есть люди, скорее, исключение из правил, которые не стремятся сделать карьеру вертикальную, они занимаются карьерой «внутри себя» – постоянно работают над собой и достигают высокого уровня умения управлять собой и «делать дела». Им не важны слава, деньги, для них важно собственное развитие и та польза, которую они могут в результате принести другим. Это авторитеты, о которых говорят: люди, широко известные в узких кругах – виртуозные профессионалы, духовные мастера, наставники. Большинство из нас, к сожалению, ленится и даже страшится такого «издевательства над собой». Известно, что обычный человек использует лишь 10% своего потенциала. Согласно исследованиям Стэндфордского университета, эта цифра обычно ближе к 2%. Мы обладаем огромны­ми резервами, но практически их не используем.

В переводе с итальянского carriera – бег, жизненный путь, поприще, а на латинском carrus означает телега, повозка. В истоках нет никакого прямого указания, что смысловое значение карьеры связано только с должностным или профессиональным ростом, как мы привыкли в обыденной жизни. Карьеру, как траекторию своего восходящего движения, вы можете строить параллельно: в личностном плане – обогащать свой духовный и культурный уровень, к примеру, путем погружения в классическую литературу, в личной жизни расти как мудрый семьянин, в сфере интересов и увлечений – становясь известным бардом или авиамоделистом, в социальном отношении – заслуживая уважение среди сокурсников или сослуживцев. Каждая сторона жизни – это свой мир, мир личных увлечений, мир профессиональной жизни, мир межчеловеческих отношений – в каждом из них вы можете действовать, проявлять свои способности, развивать определенные качества, чему-то учиться, изменяться, расти, что означает делать карьеру.

Личностное и профессиональное развитие, карьерный путь, – это мощный инстру­мент, который вы можете использовать для достижения любой постав­ленной цели. Вы в состоянии переместиться оттуда, где находитесь сейчас, туда, где мечтаете оказаться, просто повторяя путь других, ко­торый они для вас уже проложили.



Тема 2. Цели персональной деятельности


Каталог: sites -> sites content -> site128 -> html -> media17626
sites content -> Учебное пособие «Нормативно правовое регулирование по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей военного характера, чрезвычайных ситуаций и пожаров»
html -> Практикум по управлению временем. Спб.: Речь, 2006. 371с. Одним из важнейших направлений совершенствования «малой эффективности»
sites content -> И. Ф. Деми- дова // Российский психологический журнал, 2008, том 5


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница