Основная образовательная программа среднего общего образования федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище закрытого типа



страница1/16
Дата26.04.2016
Размер1.91 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


Федеральное государственное бюджетное специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Немана» (Неманское спец. ПУ)









ПРИНЯТО:


Педагогическим советом

от «27» августа 2015 г.

Протокол № 1

от «27» августа 2015 г.




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор Неманскогоспец. ПУ

___________В.А.Тимаков

Приказ №115/1 от 28.08.2015г.





Основная образовательная программа среднего общего образования федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище закрытого типа г.Немана Калининградской области» (Неманское спец. ПУ).

г. Неман


2015-2016 уч. год
Содержание
I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования


II.  Содержательный раздел

2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов

2.2. Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне среднего общего образования (приложение № 1)

2.3. Программа коррекционной работы (приложение № 2)



III. Организационный раздел.

3.1. Учебный план среднего общего образования

3.2. План дополнительного образования детей (приложение №3)

3.3. Система условий реализации основной образовательной программы




РАЗДЕЛ I. Целевой
1.1.Пояснительная записка
Общие положения:

Среднее общее образование – третий, завершающий уровень общего образования.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» среднее общее образование является общедоступным.


  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (одобрена 11 ноября 2011 г. на заседании президиума правительства РФ);

  • Устав федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Немана Калининградской области», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.05.2011г. №1936. Принят общим собранием Учреждения, протокол от 19.05.2011г. №2.

  • Локальные акты школы.

Уровень средней общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти изменения являются ответом на требования современного общества максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность, сознающую и способную отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права.



Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

  • формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности;

  • дифференциация и индивидуализация обучения с широкими и гибкими возможностями построения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями;

  • обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Задачи обучения на III уровне обучения:

  1. Формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности и инициативности, способности к успешной социализации в обществе.

  2. Обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными, развивающими задачами общего образования, задачами социализации и развития представлений обучающихся о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной.

Общеобразовательные учреждения исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на базовом или профильном уровнях).

Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

Учебный предмет Естествознание представлен только на базовом уровне. По выбору образовательного учреждения он может изучаться вместо учебных предметов базового уровня Физика, Химия и Биология.

Для всех профилей обязательными для изучения на базовом уровне являются следующие учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, История, Физическая культура (если какие-либо из этих учебных предметов не выбраны для изучения на профильном уровне), а также интегрированные курсы Обществознание (включая экономику и право) и Естествознание.

Остальные учебные предметы на базовом уровне изучаются по выбору.

Среднее общее образование завершается обязательной итоговой государственной аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников настоящего стандарта являются основой разработки контрольно-измерительных материалов указанной аттестации.

Обучающиеся, завершившие среднее общее образование и выполнившие в полном объеме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в образовательных учреждениях профессионального образования.

Учебный план Неманского спец. ПУ является нормативным документом, определяющим максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов. Распределяет учебное время (аудиторную нагрузку), отводимое на основании содержания образования, по классам, учебным предметам.

Учебный план ориентирован на уровень среднего общего образования – 10-11 классы.

Структура учебного плана на уровне среднего общего образования содержит 2 части:



  1. инвариантную – предметы федерального компонента;

  2. вариативную – региональный компонент и компонент, находящийся в ведении образовательного учреждения.

Содержание образования (учебная деятельность) 10-11 классов регламентируется федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312, с учетом приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889 и от 03.06.2011 г. № 1994, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего общего образования» от 05.03.2004 № 1089.

Учебный план разработан с учетом нормативно-правовых документов:



  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012г.№ 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10, «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года №19993);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889

  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (одобрена 11 ноября 2011 г. на заседании президиума правительства РФ);

  • Устав федерального государственного бюджетного специального учебно-воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище закрытого типа г. Немана Калининградской области», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.05.2011г. №1936. Принят общим собранием Учреждения, протокол от 19.05.2011г. №2.

  • ПРИКАЗ мо РФ 05.03.2004 №2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего общего образования;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 года №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства обороны РФ и Министерства образования науки РФ от 24.02.2010 года №96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан РФ знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.10.2010г. №ИК – 1494/19 «О введении третьего часа физической культуры»;

  • Локальные акты школы.

Продолжительность учебного года и урока в Неманском спец. ПУ определены действующими нормативными документами (федеральным и региональным базисными учебными планами, действующим СанПиНом 2.4.2.2821-10, Уставом ОУ, годовым календарным учебным графиком).

Школа обучается по пятидневной рабочей неделе.

Продолжительность урока – 45 минут.

Продолжительность учебного года 10-11 классов – от 35 до 37 недель (с учетом экзаменационного периода).


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2015 – 2016 учебный год

Четверть

Учебное время

Каникулы

Производственная

практика


Экзамены

ООД

I

01.09.15 – 02.11.15

03.11.15 – 09.11.15







II

10.11.15 – 28.12.15

29.12.15 – 11.01.15







III

12.01.16 – 21.03.16

22.03.16 – 28.03.16







IV

29.03.16 – 25.05.16 (для 9,11кл.)

29.03.16 – 30.05.16

(для остальн. классов)


31.05.16 – 31.08.16




26.05.16 – 15.06.16

СПЕЦ. ЦИКЛ

I

01.09.15 – 02.11.15

03.11.15 – 09.11.15







II

10.11.15 – 28.12.15

29.12.15 – 11.01.15







III

12.01.16 – 21.03.16

22.03.16 – 28.03.16







IV

29.03.16 – 30.05.16

31.05.16 – 31.08.16

31.05.16 – 27.06.16

28.06.16 – 30.06.16

Целевая направленность.

Основной целью содержания образования в школе на 2015-2016 учебный год является выполнение государственного стандарта, предусматривающего переход школы на ФГОС, новый уровень содержания образования.

В учебном плане сохранена инвариантная часть базисного учебного плана, отражающая федеральный компонент государственного образовательного стандарта, обеспечивающая единство образовательного пространства РФ и гарантирующая овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования

Учитывая специфику учреждения, его педагогически состав и состав воспитанников, в учебном плане реализован федеральный компонент федерального базисного учебного плана.

Федеральный компонент представлен учебными предметами на базовом уровне федерального компонента государственного стандарта общего образования: «Русский язык» (10-11 кл.), «Литература» (10-11 кл.), «Иностранный язык» (Немецкий язык (10-11 кл.)), «Математика» (учебный предмет «Математика» подразделяется в 10-11 классах на предметы «Алгебра и начала анализа» (10-11 кл.) и «Геометрия» (10-11 кл.)), «История» (10-11 кл.) изучается как два учебных предмета «Всеобщая история» (10-11 кл.) и «История России» (10-11 кл.), «Обществознание» (включая экономику и право) (10-11 кл.), «География» (10-11 кл.), «Физика» (10-11 кл.), «Химия» (10-11 кл.), «Биология» (10-11 кл.), «Основы безопасности жизнедеятельности» (10-11 кл.), «Физическая культура» (10-11 кл.).

«Иностранный язык» 3 часа в неделю: изучается в 10-а, 11-а классах.

Региональный (национальный) компонент представлен учебными предметами: русский язык по 1 часу в 10 и 11 классе, информационные технологии – по 1 часу в неделю в 10 и 11 классе.

Компонент образовательного учреждения полностью используется на профессиональную подготовку обучающихся.



Содержание образования.

  1. Содержание образования на уровне среднего общего образования в 10-11 классах определено программами:

Филология

Русский язык: 10-11 классы – А.И. Власенков.

Литература: 10 класс – В.И. Коровин; 11 класс – В.П. Журавлёв.

Иностранный язык: 10-11 классы – Л.И. Бим.



Математика

Модуль: Алгебра и начала анализа: 10-11 классы – Ш.А.Алимов .

Модуль: Геометрия: 10-11 классы – Л.С.Атанасян.

Обществознание

История: 10 класс – О.В. Волобуев; 11 класс – Н.В. Загладин

Обществознание: 10-11 классы – Л.Н. Боголюбов.

География: 10-11 классы – В.П. Максаковский.



Естествознание

Биология: 10-11 классы – И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

Физика: 10-11 классы – Г.Я. Мякишев.

Химия: 10-11 классы – О.С. Габриелян.

МХК: 11класс –Г.И.Данилов.

Информатика и ИКТ: Н.Д. Угринович.

Информационные технологии: Н.Д. Угринович.

Физическая культура

Физическая культура: 10-11 классы – В.И. Лях.

ОБЖ: 10-11 классы – А.Т. Смирнов.

Предметная область «Филология» представлена предметами: русский язык, литература, иностранный язык и выдержана полностью.

Предметная область «Математика» включает предметы: алгебра, геометрия и выдержана полностью.

Предметная область «Обществознание» включает предметы: история, обществознание, география и выдержана полностью.

Предметная область «Естествознание» включает предметы: биология, химия, физика и выдержана полностью.

Предметная область «Физическая культура» представлена предметами: физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности и выдержана полностью.

Среднее общее образование


Предмет

Наличие

учебно-методического обеспечения



Русский язык

10-11 класс. А.И. Власенкова. М., Просвещение, 2012 г.

Литература

10 класс. В.Я. Коровина. М., Просвещение, 2012 г.

11 класс. В.П. Журалёв. М., Просвещение, 2012 г.



Немецкий язык

10 класс. И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М., Просвещение, 2010 г.

11 класс. И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М., Просвещение, 2010 г.



История

10 класс. О.В. Волобуев, В.А. Клоков. История «Россия и мир». Москва,

Просвещение, 2013 г.

11 класс. Загладин. Всеобщая история конец XIX – начало XXI века.

Загладин. История России. XX – начало XXI века. 2013г.



Обществознание

10 класс. Л.Н. Боголюбов. А.Ю. Лазебникова. М., Просвещение, 2012 г.

11 класс. Л.Н. Боголюбов. М., Просвещение, 2012 г.



Алгебра

10 класс. Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин. М., Просвещение, 2013 г.

10-11 класс. Ш.А. Алимов. Алгебра и начала анализа.



Геометрия

10 класс. Л.С.Атанасян. М., Просвещение, 2013 г.

10-11 класс. Л.С. Атанасян. Базовый и профессиональный уровни.



География

10 класс. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география

мира. М., Просвещение, 2011 г.



Биология

10 класс. В.И. Сивоглазов. Общая биология. М., Дрофа, 2012 г.

10-11 класс. В.И. Сивоглазов. Общая биология. Учебник. Базовый уровень.



Химия

10 класс. О.С. Габриелян. Вертикаль, 2013 г.

11 класс. О.С. Габриелян. Базовый уровень.



Физика

10 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев. М., Просвещение, 2012 г.

11 класс. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. М., Просвещение, 2012 г.



ОБЖ

10 класс. А.М. Смирнова. М., Просвещение, 2013 г.

11 класс. А.М. Смирнова. М., Просвещение, 2013 г.



МХК

10 класс. Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. От истоков до

XVII века. М. Дрофа.2010г.

11 класс. Г.И. Данилова Мировая художественная культура. От XVII века до современности. М. Дрофа. 2012г.


Информатика и ИКТ

10 класс. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Н.Д. Угринович. М.Бином .2012г.

11 класс. Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. М.Бином .2012г.




Информационные технологии

10-11 класс. Н.Д. Угринович. Информатика и информационные технологии. М. Боном. 2012г.

Физическая культура

10-11 класс. В.И.Лях, А.А.Зданевич..

Рабочие программы по отдельным предметам.

Содержание образовательного процесса, призванное реализовать, с одной стороны, требование ГОС ОО, и с другой - особенности контингента учащихся, их интересов и образовательных потребностей - отражено в рабочих программах по учебным предметам.

Структура рабочей программы:



  1. Пояснительная записка:

-общая характеристика учебного предмета;

-место в учебном плане;

-ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

3. Основное содержание тем учебного курса.

4. Учебно-тематический план.

5. Календарно-поурочное планирование.

6. Перечень литературы.



Сведения о кадрах общеобразовательного учреждения.

Состав и квалификация педагогических кадров ОУ




Всего

Процент к общему числу педагогических работников

Имеют образование:

-высшее профессиональное образование

-среднее профессиональное образование

-начальное профессиональное образование



15

7


68%

32%


Имеют квалификационные категории:

-высшую


-первую

-другое


2

9

11



9%

40%


51%


Сведения о педагогических кадрах
Учителя основной школы

№ п/п

Должность по тарификации (преподаваемый предмет)

Ф.И.О.

Образование

Квалификационная категория, ученая степень

Сведения о повышении

квалификации



1.

Учитель русского языка и литературы, стаж 29 л

Трасковская Н.И.

ЦГПИ им. С. Сейфуллина

высшая

2011 г.

«Центр диагностики и консультирования детей и подростков» по теме: «Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях и интегрированного обучения».

2013 г.

«Центр диагностики и консультирования детей и подростков» по теме: «Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом».



2.

Учитель математики, стаж 29 л

Бабаян А.С.

Ереванский пед. институт им. Х. Абовяна

первая

2009 г.

Институт развития образования «Актуальные подходы к преподаванию математики».

АОИРО «Актуальные проблемы организации воспитательного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной школы».

2013 г.


«Центр диагностики и консультирования детей и подростков» по теме: «Социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом».

5.

Учитель русского языка и литературы, стаж___ г.

Ульянова Ю.В.

Ферганский государственный университет, учитель русского языка и литературы

---

---

7.

Учитель русского языка и литературы, стаж – 1 год

Колос В.А.

Ленинградский государственный педагогически институт им. Герцена;

Специальность: русский язык и литература



Без категории

----

8.

Учитель немецкого языка

Глушенкова С.Р.

Высшее; Ташкентский государственный педагогический институт иностранных языков им. Ф. Энгельса, учитель немецкого и французского яз.




2013г. КОИРО, удостоверение по теме: «Актуальные проблемы преподавания гуманитарного блока в условиях модернизации содержания и структуры образования», 72час.

2013г., 58час., немецкий культурный центр им. Гете, Россия. Свидетельство по теме: «Программные требования и планирование уроков немецкого языка».



9.

Учитель истории, обществознания, ОБЖ, стаж – 3 года

Скрябин Д.Г.

БФУ им. Канта,

преподаватель истории; физическая культура и спорт



Без категории

Удостоверение и краткосрочном повышении квалификации КОИРО по программе: «Совершенствование методики преподавания физической культуры». «Здоровьесберегающие подходы при обучении физической культуры учащихся», 72 часа, 2012г.

10.

Учитель химии, биологии

Вольските Г.С.

БФУ им. Канта,

Преподаватель биологии



Без категории

---

11.

Учитель математики, музыки; стаж – 12 лет

Осипова И.С.

Арзамаский государственный педагогический институт, учитель начальных классов; специальность – педагогика и методика начального образования






Максимальная недельная нагрузка (учебная деятельность) обучающихся ОУ соответствует нормам, определенными СанПиНом 2.4.2.2821-10, и составляет по классам: 10-11 классы – 36/37 часов.



Контингент обучающихся




Уровень среднего общего образования

Всего ОУ

Общее количество обучающихся

7

35

Общее количество классов в том числе:

2

11

-общеобразовательных

2

7

-профильных

-

-

-с углубленным изучением отдельных предметов

-

-

-другие (коррекционные)




4

Количество классов во 2 смену/средняя наполняемость классов/

-





1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы среднего общего образования

Стандарт среднего общего образования

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности.

В результате освоения содержания среднего общего образования учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Предлагаемая рубрикация имеет условный (примерный) характер. Овладение общими умениями, навыками, способами деятельности как существенными элементами культуры является необходимым условием развития и социализации учащихся.



Познавательная деятельность.

Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если…»). Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формирование полученных результатов.

Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать.



Информационно-коммуникативная деятельность.

Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе поиск информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, вакансиями на рынке труда и работой служб занятости населения. Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Свободная работа с текстами художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации. Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста.

Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилами ведения диалога (диспута).

Рефлексивная деятельность.

Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.

Оценивание и корректировка к своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований.

Осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности. Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы среднего общего образования

Основной целью и направлениями оценочной деятельности планируемых результатов в соответствии с требованиями государственного стандарта являются оценка образовательных достижений учащихся и оценка результатов деятельности образовательного учреждения. Оценка результатов деятельности проводится с целью получения, обработки и предоставления информации о состоянии и тенденциях развития системы образования в школе, предоставления информации о качестве образовательных услуг и эффективности деятельности школы, а также с целью итоговой оценки подготовки выпускников на уровне среднего общего образования.

Основными направлениями оценочной деятельности являются:

достижение основных результатов образования (личностных и предметных), при этом оценка личностных результатов отвечает этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляется в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;

взаимосвязь системы оценки и образовательного процесса;

единство критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к общеобразовательному учреждению службами; внутренняя — самим учреждением — учениками, педагогами, руководством);

участие в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Обязательному систематическому исследованию подлежат учебные достижения и качество воспитания учащихся, влияние учебно-воспитательного процесса на состояние здоровья школьников, влияние экспериментальной и инновационной деятельности на уровень умственного и интеллектуального развития и психофизического здоровья детей. Внутришкольный мониторинг учебных достижений осуществляется в форме мониторинговых контрольных работ. Контрольные работы проводятся с использованием единой системы контрольно-измерительных материалов и единой системы оценивания.

В школе используются следующие виды оценивания предметных результатов: стартовая диагностика (входной контроль), промежуточный контроль, итоговый контроль, текущее оценивание.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).



Формами контроля являются:

устный опрос; письменный опрос; самостоятельные проверочные работы, специальноформирующие самоконтроль и самооценку учащихся после освоения ими определенных тем; самостоятельные работы, демонстрирующие умения учащихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике; тестовые диагностические задания; графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т. д.; административные контрольные работы, проверяющие усвоение учащимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год); текущие контрольные работы; итоговые контрольные работы; комплексные контрольные работы; презентация проектных работ; презентация исследовательских работ.


Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

Основными объектами оценки личностных результатов служат:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованиюна основе учебно-познавательной мотивации;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Результаты личностных достижений учащихся регулярно обсуждаются на классных собраниях, заседаниях педагогического совета, отражаются на школьном сайте, информационных стендах. Презентация личностных достижений учащихся проводится в период предметных Недель, на традиционных мероприятиях и праздниках: День Знаний, праздник последнего звонка, выпускной вечер и другие мероприятия в соответствии с планом школы.

По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфолио, делаются выводы:

- о сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования на следующем уровне образования;

- о сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

- об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности: мотивационно-смысловой, познавательной, волевой и саморегуляции.
Особенности оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов познавательных, регулятивных, коммуникативных действий.

Динамика развития основных компонентов образовательной деятельности школьников фиксируется в карте мониторинга.
Мониторинговая карта

Цель мониторинга: выявление динамики развития основных компонентов образовательной деятельности школьников

I. Учащиеся школы

Мониторинг развития учащихся Показатели

Диагностический инструментарий

Методы сбора информации

Классы

Периодичность

1

2

3

4

5

Учебные возможности учащихся

Диагностическая карта учебных возможностей учащихся.

Заполнение карты наблюдения за учащимися

10-11

1 раз в полугодие

Познавательная сфера

Тесты ГИТ, ШТУ.

Проведение тестирования, наблюдение

10-11

1 раз в год

Общие способности

Тесты для оценки способностей школьника (Петрушин В.И.)

Проведение тестирования, наблюдение

10-11

1 раз в год

Уровень успеваемости

Отчеты педагогов по итогам четверти, учебного года

Заполнение установленной формы отчета

10-11

1 раз в четверть, годовой отчет

Уровень обученности учащихся

Различные виды контрольно-измерительных инструментов: тексты контрольных работ, тестов, итоговой аттестации

Подготовка отчетов учителей, школьных методических объединений

10-11

По плану внутришкольного контроля; в конце учебного года

В школе используются три вида оценивания предметных результатов: стартовая диагностика, текущее оценивание, итоговое оценивание.

В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

Формами контроля являются:

устный опрос;

письменный опрос;

самостоятельные проверочные работы, специально формирующие самоконтроль и самооценку обучающихся после освоения ими определенных тем;

самостоятельные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные по определенной теме знания на практике;

тестовые диагностические задания;

графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т. д.

административные контрольные работы, проверяющие усвоение обучающимися определенных тем, разделов программы, курса обучения за определенный период времени (четверть, полугодие, год);

текущие контрольные работы;

итоговые контрольные работы;

комплексные контрольные работы;

презентация проектных работ.

Оценка результатов освоения основной образовательной программы определяется по результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Система промежуточной и итоговой аттестации учащихся строится на основе нормативно-методических документов Министерства образования и науки РФ, Устава общеобразовательного учреждения, требований обязательного минимума содержания основного общего образования, федеральных государственных образовательных стандартов и характеристик результативности образовательного процесса, предусмотренных учебными программами.

Порядок текущей и промежуточной аттестации учащихся определяется положением о периодичности и порядке проведения текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.

В школе действует пятибалльная система оценивания. Учет достижений учащихся формируется на основе показателей текущей и промежуточной аттестации.

Текущая аттестация предусматривает:

- устную форму (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, декламация стихов, чтение текста, зачет по теме и др.);

- письменную форму (письменное выполнение тренировочных упражнений, лабораторных, практических работ, написание диктанта, изложения, сочинения, выполнение самостоятельной работы, письменной проверочной работы, контрольной работы, тестов и др.);

- выполнение заданий с использованием ИКТ (компьютерное тестирование, или электронных учебников)



Промежуточная аттестация предусматривает:

1. промежуточную текущую (почетвертная, полугодовая) и промежуточную (годовую) -

по окончании учебного года.

Периодичность промежуточной текущей аттестации определяется образовательнойпрограммой, Уставом учреждения.

Промежуточная текущая (почетвертная) аттестация проводится в виде выставления учителями-предметниками четвертных отметок ученикам 5-9 классов по итогам текущего контроля:

Освоение образовательной программы по предметам федерального компонентаучебного плана завершается промежуточной (годовой) аттестацией учащихся.

Предметы, по которым проводится промежуточная (годовая) аттестация учащихся для каждого класса определяет педагогический совет школы.

По предметам, которые не определены для промежуточной (годовой) аттестации, учитель проводит итоговую письменную работу.

Промежуточная (годовая) аттестация в 10 классе проводится в мае в виде:

итоговые работы, количество, форму и сроки которых определяетпедагогический совет, который проводится не менее чем за три недели до начала аттестации.

Промежуточную (годовую) аттестацию проходят все учащиеся тех классов, длякоторых она была установлена решением педагогического совета. Решение о допуске кпромежуточной аттестации принимает также педагогический совет.

Директор, на основании решения педагогического совета издает приказ о сроках,количестве и наборе учебных предметов промежуточной (годовой) аттестации, а также оформах еѐ проведения.

От промежуточной (годовой) аттестации по решению педагогического совета,утвержденному приказом директора школы, могут быть освобождены следующие учащиеся:

-находящиеся на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях не ниже регионального уровня;

в особых случаях, связанных с семейными обстоятельствами.

Для учащихся, пропустивших промежуточную (годовую) аттестацию по уважительнымпричинам, предусматривается возможность еѐ пройти в дополнительные сроки по приказудиректора.

Учащиеся, получившие на промежуточной (годовой) аттестации в установленные сроки неудовлетворительную отметку, проходят промежуточную (годовую) аттестацию во второй раз. Для проведения повторной промежуточной аттестации по приказу директора создается комиссия.

Учащиеся, не прошедшие промежуточную (годовую) аттестацию, переводятся в следующий класс условно. Они вправе пройти промежуточную аттестацию для ликвидациизадолженности в течение следующего года обучения.

Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки задолженности по промежуточной аттестации, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии на обучение по индивидуальному учебному плану. Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки задолженности по промежуточной аттестации, продолжают обучение в школе. Не допускается взимание платы с учащихся за прохождение промежуточной (годовой) аттестации. Проведение промежуточной (годовой) аттестации может быть организовано в различных формах:

- итоговое письменное тестирование;

- итоговая письменная контрольная работа;

- итоговое письменное изложение;

- итоговый диктант (письменно);

- итоговое сочинение (письменно);

- итоговая комплексная работа.

Продолжительность проведения промежуточной (годовой) аттестации в виде письменных работ – 45 минут.

Расписание промежуточной (годовой) аттестации утверждается директором и доводится до сведения всех участников образовательного процесса не менее чем за неделю до начала.

По приказу директора создается для проведения промежуточной (годовой) аттестации экспертная, аттестационная и конфликтная комиссии. Результаты промежуточной (годовой) аттестации оформляются протоколом. Промежуточная (годовая) аттестация каждого ученика оценивается отметкой по выше описанной системе оценки знаний, умений и навыков, отражающей требования к уровню подготовки учащихся. Годовая отметка учеников 10 классе выставляется с учетом четвертных, полугодовых итоговых отметок, а также с учетом отметки за промежуточную (годовую) аттестацию и итоговую письменную работу.

Итоговая оценка выпускников формируется на основе оценок за выполнение итоговых работ по учебным предметам; оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (поотношению к образовательному учреждению) органами и является внешней оценкой.

Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата о среднем общем образовании принимается на педагогическом совете.

О формировании у учащихся собственного опыта решения проблем, связанных с образовательной деятельностью, говорит охват учащихся различными видами деятельности.

Используются следующие показатели формирования у учащихся опыта социально значимой деятельности:

- охват детей дополнительным образованием;

- сведения о видах внеурочной, социально-творческой деятельности детей иоб охвате детей этими видами деятельности.

Сформированность умения учиться оценивается по следующим показателям:

• успешная учеба на следующем уровне среднего общего образования или в системепрофессионального образования;

• динамика успеваемости учащихся;

• данные об участии в олимпиадах, творческих конкурсах;

• результаты проверочных работ, которые проводили независимые эксперты;

• самооценка учащимися своих достижений (наличие и содержание портфолио).
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфолио как инструменты динамики образовательных достижений

Система внутреннего мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.



Внутренний мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью классных журналов.

Портфолио достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения обучающегося в интересующих его областях.

В состав портфолио включаются результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, различные творческие работы, поделки и др.

Итоговая оценка выпускника

Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

• результатов внутреннего мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

• оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

• оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее — ГИА).

При этом результаты внешнего мониторинга характеризуют выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы и работы, выносимые на ГИА, характеризуют уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по изучаемым предметам, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных классными руководителями и учителями отдельных предметов по каждому выпускнику, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы среднего общего образования и выдачи документа государственного образца об уровне образования — аттестата о среднем общем образовании.

В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования – аттестата осреднем общем образовании принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Решение о выдаче документа государственного образца об уровне образования — аттестата осреднем общем образовании принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося. В характеристике обучающегося:

• отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

• даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного образования с учётом выбора, сделанного выпускником, а также с учётом успехов и проблем обучающегося.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами мониторинга образовательных достижений и другими объективными показателями.

РАЗДЕЛ 2. Содержательный

2.1.   Программы отдельных учебных предметов, курсов

Образование на уровне среднего общего образования является одновременно логическим продолжением обучения и базой для подготовки завершения общего образования на уровне среднего общего образования, перехода к профильному обучению, профессиональной ориентации и профессиональному образованию.

В соответствии с учебным планом преподавание ведется по следующим предметам:Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

содержание, обеспечивающее формирование
Коммуникативной компетенции

Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи **1.

Развитие навыков монологической и диалогической речи.

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста.

Информационная переработка текста.

Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности.

Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме).

Культура публичной речи.

Культура разговорной речи.

содержание, обеспечивающее формирование
языковой и Лингвистической (языковедческой)
компетенций

Русский язык в современном мире.

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.

Литературный язык и язык художественной литературы.

Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.

Синонимия в системе русского языка.

Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

содержание, обеспечивающее формирование
Культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры.

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.



Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.


Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуации.
Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстовхудожественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами;


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ИЗУЧЕНИЯ


Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Художественные произведения представлены в перечне в хронологической последовательности: от литературы XIX века до новейшего времени. Такое построение перечня определяется задачами курса на историко-литературной основе, опирающегося на сведения, полученные на завершающем этапе основной школы. Курс литературы в старшей школе направлен на систематизацию представлений учащихся об историческом развитии литературы, что позволяет глубже осознать диалог классической и современной литературы.



Перечень произведений представляет собой инвариантную часть любой программы литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования. Перечень допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы. Данный перечень включает три уровня детализации учебного материала:

  • названо имя писателя с указанием конкретных произведений;

  • названо имя писателя без указания конкретных произведений (определено только число художественных текстов, выбор которых предоставляется автору программы или учителю);

  • предложен список имен писателей и указано минимальное число авторов, произведения которых обязательны для изучения (выбор писателей и конкретных произведений из предложенного списка предоставляется автору программы или учителю).


Русская литература XIX века


Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница