Основная образовательная программа ярославль, 2015



страница1/19
Дата05.10.2017
Размер1.32 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19




Принята на заседании
педагогического совета
15 октября 2015 года, протокол № 2


Утверждаю:

заведующая МДОУ

«Детский сад № 145»

пр. № 129 п. 2 от 16.10.2015

_____________ Н.М. Шурыгина



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 145»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Ярославль, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ


Содержание программы

страницы

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ




3

1. Пояснительная записка

3

1.1. Цели и задачи реализации Программы

4

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.3. Характеристика особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

8

1.4. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

12

2. Планируемые результаты

13

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ




15

2.1. Описание образовательной деятельности по направлениям (образовательным областям)

15

Содержание образовательной деятельности по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

16

2.2. Содержание образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста по направлениям (образовательным областям)

17

2.2.1. Раннее детство

17

Cоциально-коммуникативное развитие

17

Познавательное развитие

19

Речевое развитие

21

Художественно-эстетическое развитие

22

Физическое развитие

26

Показатели развития личности ребенка 3-х лет

27

Базисные характеристики личности

30

2.2.2. Дошкольное детство

31

Младший дошкольный возраст

31

Cоциально-коммуникативное развитие

34

Познавательное развитие

40

Речевое развитие

47

Художественно-эстетическое развитие

51

Физическое развитие

64

Старший дошкольный возраст

74

Cоциально-коммуникативное развитие

74

Познавательное развитие

80

Речевое развитие

89

Художественно-эстетическое развитие

92

Физическое развитие

108

Показатели развития ребенка к 7-ми годам

114

Базисные характеристики личности ребенка к 6-7 годам

118

2.3. Описание образовательной деятельности по оказанию коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

120

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик

130

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

131

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

132

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ




137

3.1. Организация жизнедеятельности детей

137

3.1.1.Режим и распорядок дня

138

3.1.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса

146

3.1.3. Система физкультурно-оздоровительной работы

153

3.2. Условия реализации Программы

159

3.2.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

159

3.2.2. Кадровые условия реализации Программы

167

3.2.3. Материально-техническое обеспечение Программы

168

3.2.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

173

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ




177




  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ


1.1.Пояснительная записка

Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 145» (далее Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки» в соответствии со следующей нормативно-правовой документацией:

  • Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989.

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155

  • Комментарии к ФГОС дошкольного образования// Министерство образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 № 08-249

  • Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»// Федеральный институт развития образования, 2014

  • Санитарно-эпидемиологическими требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (постановление от 15.05. 2013 № 26 об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13)

  • Устав МДОУ «Детский сад № 145» // Утвержден приказом департамента образования мэрии города Ярославля от 30.07.2015 № 01-05/563

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 000114 от 30.08.2010

  • Локальными актами:

- Положение о педагогическом совете;

- положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Программа направлена на обеспечение разностороннего развития детей в возрасте с 2-х до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают социальную ситуацию развития личности ребенка, - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Программа обеспечивает достижения воспитанниками целевых ориентиров, позволяющих детям успешно овладеть программой.

Основная образовательная программа включает 3 основных раздела (целевой, содержательный, организационный) и дополнительный раздел. Каждый из основных разделов включает обязательную часть (программа «Истоки») и часть, формируемую участниками образовательных отношений, в которой отражается специфика дошкольного учреждения и приоритетные направления работы. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

Обязательная часть включает в себя описание целей, задач, подходов и принципов образовательной деятельности, результатов освоения программы дошкольного образования; описание образовательной деятельности по направлениям (образовательным областям); характеристику развития детей раннего возраста (от 2-х до 3-х лет) и дошкольного возраста (от 3-х до 7 лет), показатели развития детей трех лет, интегративные показатели развития ребенка к 5 и 7 годам жизни; требования к развивающей предметно-пространственной среде; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Обязательная часть обеспечивает комплексное развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, отражена специфика воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, специфика контингента воспитанников детского сада, особенности развивающей предметно-пространственной среды. В этой части Программы представлены методы, приемы, педагогические технологии, методические пособия, организация развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, может корректироваться в связи с изменениями:

- нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ДОУ;

- образовательного запроса родителей;

- видовой структуры групп.

1.1. Цели и задачи реализации Программы

Деятельность МДОУ «Детский сад № 145» направлена на реализацию единой цели:



обеспечение коррекционно-развивающего сопровождения каждого ребенка в системе комплексно-скоординированной работы всех служб учреждения, через сотрудничество с родителями, на фоне психологического комфорта.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:



  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

  • обеспечивать системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее определению основных направлений содержания образовательной и коррекционной работы;

  • обеспечивать освоение воспитанниками детского сада, исходя из возможностей каждого ребенка, обязательного минимума содержания дошкольного образования;

  • способствовать всестороннему развитию воспитанников через интеграцию различных видов детской деятельности, используя традиционные и инновационные технологии, направленные на обновление образовательного процесса;

  • осуществлять необходимую коррекционно-развивающую помощь для обеспечения максимальной нормализации процесса физического, речевого и познавательного развития;

  • создавать условия для рациональной организации двигательной активности детей;

  • обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников, повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:



1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации – государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.

Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. ДОУ выстраивает образовательную деятельность с учетом социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.

2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.

Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.

3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в ДОУ, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации Программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

6. Взаимодействие ДОУ с семьей.

Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей. Программа предполагает, что ДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, библиотек), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого- педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (городские центры семейного консультирования и др.).

8. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

9. Развивающее вариативное образование.

Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

10. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.

В соответствии с ФГОС ДО Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

11. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

ФГОС ДО и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых ДОУ разработало свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за ДОУ право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных условий, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

Кроме того, при разработке программы учитывались принципы и подходы примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки»:

1. Концепция психологического возраста.

Каждый психологический возраст включает в себя:



  • качественно особые, специфические отношения между ребенком и взрослым (социальная ситуация развития);

  • определенную иерархию видов деятельности и ведущий ее тип;

  • основные психологические достижения ребенка, свидетельствующие о развитии его психики, сознания, личности.

С опорой на этот подход и возрастную периодизацию Д. Б. Эльконина при построении образовательного процесса учитывались психологические возрасты:

  • ранний возраст (от 1,5 до 3-х лет);

  • младший дошкольный возраст (с 3-х до 5 лет);

  • старший дошкольный возраст (с 5 до 7 лет).

2. Деятельностный подход. Для каждого возраста характерен ведущий вид деятельности (общение, предметная деятельность, игра), определяемый генетической задачей развития, которая появляется в результате противоречий, возникающих в системе отношений «ребенок—взрослый».

3. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Сформулированные свыше принципы безусловно носят здоровьесберегающий характер, обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование базисных характеристик личности. Основным лейтмотивом Программы является уход от монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей между собой, диалога педагогов друг с другом и родителями.

Программа носит открытый характер. Она задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница