Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты (рхбз) населения



Скачать 113.5 Kb.
Дата10.10.2017
Размер113.5 Kb.


Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты (РХБЗ) населения

Предлагаемые подходы к организации защиты населения и территорий (ЗНТ) разрабатывались с учетом положений Конституции РФ, Федеральных законов, Постановлений Правительства РФ, других нормативно – правовых документов по вопросам обеспечения безопасности государства и человека. Основаниями для подготовки и осуществления мероприятий по защите населения и территорий РФ от ЧС природного, техногенного и военного характера являются:

1. Риск для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов современных средств поражения, аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий (в т.ч. и террористических актов) как в мирное, так и в военное время.

2. Право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС.

3. Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС.

4. Факт воздействия на человека поражающих факторов ЧС.

Защита населения является одним из направлений обеспечения безопасности человека и устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики при ЧС природного, техногенного и военного характера.

Она организуется и проводится в условиях, когда, несмотря на принимаемые меры превентивного характера, возникает реальная угроза жизни и здоровью людей.

Защита населения при ЧС мирного и военного времени осуществляется с целью предотвращения или максимального снижения его поражения (потерь).

Защита населения организуется и проводится в соответствии с рядом принципов. Основными из них являются:

Принцип государственной приоритетности: Вопросы защиты населения в ЧС имеют приоритет и являются важнейшей задачей государства и органов управления всех уровней.

Принцип права граждан на защиту: Защите в ЧС подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в зоне ЧС.

Принцип заблаговременности: Мероприятия по предупреждению ЧС и максимально возможному снижению размеров ущерба от ЧС проводятся заблаговременно.

Принцип учета особенностей: Планирование и осуществление мероприятий защиты от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

Принцип необходимой достаточности и дифференцированности: Необходимая достаточность и максимально возможное использование имеющихся специализированных сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС

Принцип территориальности: Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами органов управления той территории, на которой сложилась ЧС. При недостаточности имеющихся сил и средств, привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления.

Защита населения – это комплекс взаимосвязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.

Современная защита населения и территорий в РФ организуется и проводится в мирное время в рамках Российской Единой государственной системы предупреждения ЧС (РСЧС), а на военное время в системе Гражданской обороны (ГО).

По своей сути это единая общегосударственная система с двумя составляющими, одна из которых (РСЧС), как подсистема защиты населения мирного времени посредством ряда подготовительных заблаговременно проводимых мероприятий, при необходимости, может быть планово переведена в другую подсистему, обеспечивающую защиту населения от последствий военных действий. Обе подсистемы имеют одни и те же базовые инструменты.

Принципиальное отличие ГО от РСЧС в том, что она действует в условиях введения законов военного времени и предназначена для обеспечения жесткой централизации управления в интересах защиты населения на всех уровнях.

Мероприятия по подготовке к защите и по защите населения планируются заблаговременно; осуществляются они, по возможности в мирное время; наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с начала войны или вооруженного конфликта. Объем и сроки их проведения определяются исходя из экономических возможностей и из принципа разумной достаточности, а так же максимально возможного использования всех сил и средств.

Безопасность людей в чрезвычайных ситуациях должна обеспечиваться:

- снижением вероятности возникновения и уменьшением возможных масштабов источников природных, техногенных и военных ЧС;

- локализацией, блокированием, подавлением, сокращением времени существования, масштабов и ослабления действия поражающих факторов и источников ЧС;

- снижением опасности поражения людей в ЧС.

Заблаговременно разрабатываются «Планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Заблаговременная подготовка и ввод в действие планов ГО и защиты населения в ЧС, обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями, катастрофами, а также применением современного оружия, должны предусматривать проведение согласованных по времени, целям и средствам работ по планированию и осуществлению комплекса организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий ГО, а также по формированию, необходимых для этого сил и средств. Планирование, организация исполнения и непосредственное руководство проведением мероприятий по защите населения в ЧС находятся в компетенции органов исполнительной власти на местах, постоянно действующих территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям и ПБ, соответствующих территориальных, функциональных звеньев РСЧС, специализированных органов управления, АСС и НАСФ, диспетчерских (дежурных) служб предприятий и других объектов.

Применение комплекса мероприятий по защите населения в ЧС в рамках РСЧС должно обеспечиваться:

- организацией и осуществлением непрерывного наблюдения, контроля и прогнозирования состояния природной среды, возникновения и развития опасных для населения природных явлений, техногенных аварий и катастроф с учетом особенностей подконтрольных территорий;

- своевременным оповещением инстанций, органов руководства и управления, а также должностных лиц об угрозе возникновения ЧС и их развитии, а также доведением до населения установленных сигналов и порядка действий в конкретно складывающейся обстановке;

- обучением населения действиям в ЧС и его психологической подготовкой;

- разработкой и осуществлением мер по жизнеобеспечению населения на случай природных и техногенных ЧС. Порядок, силы и средства осуществления указанных обеспечивающих мероприятий, их согласованность в различных звеньях управления и исполнения при решении задач достижения безопасности населения в ЧС должны регламентироваться самостоятельными нормативными документами

В целях реализации государственной политики в области ГО и обеспечения защиты населения от ЧС и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области ГО, осуществляет нормативное регулирование, а также специальные надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны и защиты от ЧС.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» - государственный надзор в области ГО осуществляется в целях проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области ГО.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» - государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется согласно задачам, возложенным на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.


Защита населения при возникновении чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс способов и мероприятий, направленных на предупрежде­ние или максимальное ослабление поражения людей и сохранение их ра­ботоспособности. В зависимости от видов и степени опасности возможных чрезвычайных ситуаций защита населения и его жизнеобеспечение плани­руются и осуществляются дифференцированно, для чего на основе прогно­за характера, масштабов и вероятности возникновения чрезвычайных си­туаций.

Планируются и проводятся в комплексе три основных способа защиты:

1. Укрытие населения в защитных сооружениях.

2. Эвакуация (вывод) населения в безопасные районы или места из кате-горированных городов, зон ЧС (СБАК).

3. Использование населением средств индивидуальной защиты, средств медицин­ской профилактики.

Наряду с этим для обеспечения защиты населения в чрезвычайных ситуа­циях осуществляются:

- разведка и контроль за заражённостью окружающей среды, продуктов питания и воды РВ, ОВ и БС, определение порядка сбора данных об об­становке;

- организация радиационной и химической защиты населения;

Противорадиационная и противохимическая защита (ПР и ПХЗ) - это комплекс мероприятий ГО, направленных на предотвращение или ослабление воздействия ионизирующих излучений, ОВ и АХОВ.

ПР и ПХЗ включает следующие мероприятия:

1. Выявление и оценка радиационной и химической обстановки.

2. Разработка и ввод в действие режимов радиационной защиты (Рекомендации про применению режимов радиационной защиты населения, рабочих и служащих ОЭ и личного состава формирований ГО в условиях радиоактивного заражения местности. Утверждены НГО СССР и согласованы с Министерством здравоохранения СССР)

3. Организация и проведение дозиметрического и химического контроля.

4. Обеспечение населения и формирований ГО средствами ПР и ПХЗ (накопление, хранение, выдача приборов и СИЗ).

5. Ликвидация последствий радиоактивных и химических заражений (специальная и санитарная обработка, обеззараживание местности и сооружений) и другие.



Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» уста­новлены основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) для населения и работников радиационно-опасных объектов, которые введены в действие с 1 января 2000 г. Подобного рода гигиенические нормативы облуче­ния от источников ионизирующего излучения установлены также «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)».

Особенности химической защиты населения.

Химическая защита представляет собой комплекс мероприятий, направ­ленных на исключение или ослабление воздействия аварийно химически опас­ных веществ на население и персонал химически опасных объектов, уменьше­ние масштабов последствий химических аварий.



Заблаговременно проводятся следующие мероприятия химической защиты:

— создаются и эксплуатируются системы контроля за химической обста­новкой в районах химически опасных объектов и локальные системы опове­щения о химической опасности;

— разрабатываются планы действий по предупреждению и ликвидации химической аварии;

— накапливаются, хранятся и поддерживаются в готовности средства ин­дивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборы химической развед­ки, дегазирующие вещества;

— поддерживаются в готовности к использованию убежища, обеспечива­ющие защиту людей от АХОВ;

— принимаются меры по защите продовольствия, пищевого сырья, фура­жа, источников (запасов) воды от заражения АХОВ;

— проводится подготовка населения к действиям в условиях химических аварий, подготовка аварийно-спасательных подразделений и персонала хими­чески опасных объектов;

— обеспечивается готовность сил и средств подсистем и звеньев РСЧС, на территории которых находятся химически опасные объекты, к ликвидации последствий химических аварий.

В ходе разведки используются газоанализаторы и газосигнализаторы (ОГ-2, ГСЛ-12 и др.), приборы газового контроля (УПГК), приборы химической разведки (ВПХР, ППХР и др.) с индикаторными трубками на АХОВ. В насто­ящее время, благодаря усилиям МЧС России, разрабатываются и внедряются новые перспективные средства выявления и оценки химической обстановки: фотоколориметрический газоанализатор ИФГ на семь АХОВ, индивидуаль­ный прямопоказывающий газоанализатор «Колнон-2В» на десять веществ, уни­версальный прибор газового контроля УПГК «Лимб» на весь спектр АХОВ и другие.

При химических авариях для защиты от АХОВ достаточно эффективно используются индивидуальные средства зашиты.

При этом производственный персонал химически опасных объектов для защиты от АХОВ использует изолирующие дыхательные аппараты (изолирую­щие противогазы) или промышленные фильтрующие противогазы, рассчитан­ные на защиту от определенных АХОВ, характерных для соответствующих объек­тов, а также индивидуальные средства защиты кожи. Например, средства защи­ты кожи типа КИХ-4, КИХ-5 защищают персонал от жидких АХОВ. СИЗ для персонала объектов, как правило, хранятся на рабочих местах и, при необходимости, могут быть применены немедленно.

Основными средствами индивидуальной защиты населения от АХОВ инга­ляционного действия являются гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, ГП-7ВС. Для детей используются противогазы фильтрующие ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, а для младенцев — камеры защитные детс­кие КЗД-4, КЗД-6. Всем этим средствам присущ крупный недостаток — они не защищают от некоторых АХОВ (паров аммиака, оксидов азота, окисла эти­лена, бромистого и хлористого метила). Для защиты от этих веществ служат дополнительные патроны к противогазам ДПГ-1 и ДПГ-3, которые также за­щищают от окиси углерода. Однако камеры защитные детские не приспособле­ны для работы с дополнительными патронами, а защита малолетних детей примерно до 7 лет противогазами с дополнительными патронами затруднена из-за увеличения сопротивления дыханию. В настоящее время проходит конструкторскую отработку фильтрующий противогаз нового поколения, который должен обеспечить защиту от всех возможных АХОВ.



Радиационный контроль — получение информации о радиационной обстановке в организации, в окружающей среде и об уровнях облучения людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический контроль). НРБ-99

Дозиметрический и химический контроль является составной частью комплекса мероприятий ПР и ПХЗ и проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований, рабочих и служащих и определения порядка их использования, объема мед. помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема сан. обработки людей, а также дезактивации и дегазации оборудования, техники, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды и другие возможности использования продуктов питания, воды и фуража, оказавшихся в зоне радиоактивного и химического заражения и др.

Дозиметрический и химический контроль организуется штабом и спасательными службами ГО ОЭ и проводится командирами формирований и силами разведки подразделений: группами (звеньями) радиационной, химической и общей разведки; разведчиками - дозиметристами и разведчиками - химиками формирований ГО. (Положение о дозиметрическом и химическом контроле в гражданской обороне. Введено в действие приказом НГО СССР 1980 г. № 9)

Определение степени заражения (загрязнения) продуктов питания, воды и фуража возлагается на химические и радиометрические лаборатории ГО.



Дозиметрический контроль включает контроль радиоактивного облучения людей и заражения различных поверхностей. При контроле радиоактивного облучения определяется величина поглощенной дозы излучения людей за время пребывания их на зараженной местности. Контроль облучения подразделяется на: групповой и индивидуальный.

Групповой контроль осуществляется по формированиям, цехам (бригадам) с целью получения сведений о средних дозах излучения для оценки и определения категорий работоспособности. Измерители дозы ИД - 1 или дозиметры ДКП - 50А распределяется из расчета: 1 на звено; 1-2 на группу 10-12 человек или на защитные сооружения ГО.

- Журнал контроля облучения (команда, цех);

- Личная карточка учета.

По данным учета доз излучения командирами формирований, начальниками цехов определяется степень работоспособности людей, то есть возможность выполнения ими своих профессиональных обязанностей в течение определенного времени после внешнего облучения.



Контроль степени радиоактивного заражения людей, техники, оборудования, одежды осуществляется путем измерения мощности дозы излучения (уровня радиации МР/ч) с помощью ДП - 5.

Химический контроль проводится для определения степени заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ) средствами индивидуальной защиты, техники, продовольствия, воды, фуража, а также местности и воздуха. На основании контроля определяется возможность действия людей без средств индивидуальной защиты, полнота дегазации техники и сооружений. Обеззараживания продовольствия, воды и др.

Химический контроль проводится с помощью ХП (ВПХР, ПХР - MB, ППХР, газоанализаторов и газосигнализаторов ОГ-2, ГСЛ-12, приборов газового контроля УПГК, фотоколориметрического газоанализатора «Колнон-213», УПГК «Лимб»), а также объектовых и полевых химических лабораторий.

Современно организованный и правильно проведенный дозиметрический
и химический контроль поможет обеспечить сохранение жизнедеятельности и
работоспособности людей.

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты одного человека от радиоактивных и отравляющих веществ, оксида углерода (СО) и бактериальных средств, а также от светового излучения ядерных взрывов (СИЯВ), теплового воздействия пламени при пожарах и позволяют выполнять отдельные задачи под водой и в среде, лишенной кислорода.

Все СИЗ в зависимости от назначения подразделяются на:

- СИЗ органов дыхания;

- СИЗ кожи;

- СИЗ глаз, головы, органов слуха, ног, рук и др.

По назначению СИЗ подразделяют на:


  • общевойсковые – положены на оснащение всему личному составу армии;

  • специальные – для защиты лиц, выполняющих специальные работы;

  • гражданские - применяемые в целях гражданской обороны;

  • промышленные – применяемые для защиты персонала промышленных предприятий, производящих, хранящих и использующих в производственном процессе конкретные виды опасных химических веществ.

По способу изготовления СИЗ подразделяют на:

  • изготовленные на заводах и фабриках;

  • подручные – изготавливаются силами населения или отдельных организаций.

По принципу защитного действия СИЗ ОД и К подразделяют на:

  • фильтрующие;

  • изолирующие;

По принципу оснащения:

  • табельные – для обеспечения формирований в соответствии с табелями (нормами) оснащения;

  • нетабельные – для обеспечения формирований в дополнение к табельным и в порядке замены их.

В соответствии с Положением о МЧС, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» утверждено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (ПРИКАЗ МЧС от 21 декабря 2005 г. № 993 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ». Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 января 2006 г. № 7384,уоторый определяет организацию и порядок накопления, хранения, освежения и использования средств индивидуальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от их организационно-правовой формы, для обеспечения ими граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (население).

Для быстрой и организованной раздачи СИЗ населению организуются пункты выдачи (ПВ), создаваемые по производственно-территориальному принципу на предприятиях, в организациях, учреждениях, учебных заведениях, в ЖЭО. На территории Иркутской области спланировано развертывание 683 пунктов выдачи СИЗ с личным составом 12941 человек.

Имущество ГО области (противогазы, приборы РХР и ДК) хранится на 5 складах (п. Моты, п. Мегет, п. Усть-Орда, г. Черемхово, г. Вихоревка) Иркутского филиала ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» по хранению, содержанию и техническому обслуживанию имущества гражданской обороны Иркутской области. Основным документом, регламентирующим организацию, подготовку и работу ПВ СИЗ является распоряжение главы администрации города (района) о создании основных ПВ.



На предприятиях, в организациях и учреждениях пункты выдачи СИЗ создаются решением руководителя ГО предприятия, организации или учреждения (издается приказ). (О работе ПВ СИЗ подробно изложено в Методических рекомендациях «По оборудованию и организации работы пункта выдачи средств индивидуальной защиты и имущества ГО» ГУ МЧС по Иркутской области 2010г.)
Контрольные вопросы:


  1. Назовите основные принципы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.

  2. Расскажите о способах защиты населения.

  3. Что понимается под режимами радиационной защиты населения?

  4. Как организуется и проводится дозиметрический и химический контроль?

  5. Поясните порядок накопления, хранения и выдачи населению СИЗ.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница