Особенности методики занятий легкой атлетикой с женщинами. Влияние занятий легкой атлетикой на женский организм



Скачать 85.34 Kb.
Дата02.05.2016
Размер85.34 Kb.
Особенности методики занятий легкой атлетикой с женщинами.

Влияние занятий легкой атлетикой на женский организм.

У спортсменок разных специализаций существуют определенные различия в телосложении, функциональных возможностях различных органов и систем организма, развитии двигательной функции, что оказывает влияние на проявление силы, скорости, выносливости, гибкости, адаптации к различным условиям внешней среды, работоспособность, восстановление, а так же на спортивные достижения. Эти различия обусловлены, с одной стороны, системой отбора в избранном виде спорта, а с другой - специфическим влиянием каждого вида легкоатлетических упражнений на организм женщин.

Женщины, специализирующиеся в спринте, обычно имеют средний рост и вес тела, хорошее развитие мускулатуры. Бегуньи на средние дистанции отличаются от женщин-спринтеров тем, что имеют относительно небольшой рост, более узкие плечи и таз, длинные конечности, хорошие показатели внешнего дыхания.

Прыгуньям в длину и в высоту свойственны высокий рост при небольшом весе, относительно короткие бедра и длинная голень.

Как правило, различия между антропометрическими показателями у женщин и мужчин в каждом виде легкой атлетики являются достаточно большими. Например, в беге 100 метров разница в весе составляет в среднем 22,2 кг, в росте 37,2 кг и 18,6 см.

В зависимости от специализации существуют различия у легкоатлетов и в ряде физиологических показателей. Так, бег на короткие дистанции у женщин характеризуются большой мощностью на фоне резкого увеличения кислородного долга, а бег на средние и длинные дистанции – максимальным потреблением кислорода. В спринте у женщин энергозатраты на 15-20 % ниже, чем у мужчин. У бегуний на средние и длинные дистанции величина максимального потребления кислорода обычно ниже, чем у женщин, на 20-30%.

Морфологические и функциональные различия мужчин и женщин в одном и том же виде легкой атлетики в конечном счете отражаются и на спортивных результатах. Сравнение рекордов мира у женщин и у мужчин позволяет установить, на сколько еще легкоатлетки уступают мужчинам в некоторых дисциплинах, а следовательно, и в уровне развития скорости, силы, выносливости и других физических качеств.

В спринтерском беге (100, 200, 400 и 400 м с/б) где ведущим фактором достижения спортивных результатов является скорость и скоростная выносливость, женщины по уровню их развития отстают от мужчин. Значительно большие различия наблюдаются в беге с преимущественным проявлением специальной выносливости, а так же в скоростно-силовых видах легкой атлетики.

Каждый вид легкой атлетики разнообразно влияет на организм женщин и содействует развитию необходимых качеств. При проведении тренировочных занятий во всех видах легкой атлетики нельзя забывать об особенностях женского организма и о физических возможностях женщин в зависимости от их специализации.

Нарушение менструального цикла возникают при чрезмерной физической нагрузке или перетренированности. Задержки могут быть связанны со сменой поясного времени, длительными переменами. Менструальный цикл нередко начинается накануне или во время соревнований крупного масштаба вследствие чрезмерного возбуждения спортсменок. У некоторых женщин в предменструальные периоды отмечаются учащение сердечных сокращений, повышения артериального давления и температуры тела. Появляются раздражительность, головные боли, тяжесть в нижней части живота и т.п. Вместе с тем в ряде исследований показано, что умеренные нагрузки не оказывают отрицательного влияния на протекание менструального цикла у спортсменок.

Наиболее низкий уровень функциональных показателей наблюдается в первые два дня цикла, к 4-му дню он незначительно повышается, причем в большой мере это относится к силовым возможностям спортсменок. К 7-8 дню, а затем до 11 дня способность спортсменок к проявлению всех сторон их двигательной деятельности, особенно силы и скоростной выносливости, продолжает улучшаться. Некоторое снижение качественных показателей мышечной работоспособности наблюдалось на 13-14-й день. Показатели, характеризующие максимально высокий для каждой спортсменки уровень двигательных возможностей (кроме скоростной) зарегистрированы на 16-17-й день. Этот уровень почти не изменяется до 24-25 – го дня, после чего довольно резко начинает снижаться. К 28-30 – дню , т.е. к концу цикла, значительно ухудшается способность легкоатлеток к проявлению силовых качеств , а так же скоростной выносливости ,наивысший уровень которой наблюдается на 24-25 день. Таким образом, в практике работы с легкоатлетами необходимо иметь в виду, что наибольший объем тренировочной нагрузки конкретной направленности следует планировать на те периоды цикла, когда организм спортсменок предрасположен к ее выполнению. Такой подход к построению тренировочного процесса способствует :а) более рациональному распределению нагрузок различной направленности в месячном цикле; б)лучшей адаптации организма легкоатлеток к большим нагрузкам; в)предупреждения возникновения перетренировки.

Вопрос о возможности тренировки или участия в соревнованиях в период менструальных циклов решается дифферинцированно тренером и врачом. Малоподготовленные спортсменки не должны допускаться к соревнованиям в предменструальный цикл, менструальные периоды. Продолжительность занятий в период менструации сокращается.

Здоровые, хорошо тренированные спортсменки могут, выступать в соревнованиях с разрешения врача, и во время менструаций установлено, что в эти дни они показывают обычные, а иногда и лучшие для себя результаты.

Методы совершенствования двигательных способностей женщин.

Каждый вид легкой атлетики предъявляет специфические требования к уровню развития двигательных способностей женщин, определяющих достижение высоких спортивных результатов в данном виде. Например, результат в беге на короткие дистанции зависит от способности выполнять беговые движения максимально быстро на протяжении 11-22 сек. Барьеристам помимо качеств спринтера необходимо иметь высокую подвижность в тазобедренных суставах и свободу движений при выполнении их с максимальной быстротой. Достижение высоких результатов в «длинном спринте» требует от спортсменок поддержания скорости близкой к максимальной, но более длительное время ( до 50 сек.).

По мере увеличения дистанции снижаются требования к уровню развития скоростных качеств, и повышаются к способности длительно поддерживать возможно большую среднюю скорость ( бег на 1500, 800, 3000, 10000 м. и 42, 195 км.) Благодаря своим психическим и физиологическим особенностям женщины легче переносят нагрузки в этих вирах легкой атлетики и в последние годы быстрее прогрессируют, чем мужчины. Результаты в прыжках и метаниях зависят от уровня развития скоростно-силовых качеств. Если в прыжках в высоту скоростно-силовые качества должны обеспечить при отталкивании значительную вертикальную скорость, то в прыжках в длину – высокую горизонтальную.

В толкании ядра результат зависит от мгновенного проявления максимальной силы при разгоне и выталкивании снаряда. У метательниц диска и копья эти способности проявляются в быстром, хлестообразном завершении движения рукой в финальном усилии. И наконец, женщины-многоборки должны иметь оптимальное соотношение в развитии всех этих способностей и качеств.

При развитии и совершенствовании физических качеств и двигательных навыков в тренировке спортсменок, как и спортсменов, используются различные методы: равномерный, переменный, повторный, интервальный, соревновательный и др. Особенность их использования на занятиях с женщинами обусловлена различными характеристиками компонентов нагрузки: интенсивностью упражнений, длительностью, интервалами и характером отдыха.

Особенности планирования нагрузки на занятиях в группах девочек, девушек, юниорок и женщин.

Рост спортивных результатов у женщин, как и мужчин, во многом зависит от эффективного нормирования тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде легкой атлетики на различных этапах многолетней подготовки. При этом наиболее сложным моментом в нормировании и планировании нагрузок в тренировке девушек, юниорок и женщин. При планировании нагрузок в процессе проведения занятий с женщинами нужно руководствоваться общими принципами, принятыми в тренировке. В частности такими, как постепенность, волнообразность динамики нагрузок, цикличность. Вместе с тем в силу специфики женского организма их применение имеет свои отличительные особенности. Нагрузки должны быть, с одной стороны, адекватны обеспечивать физическим возможностям женщин, а с другой – должны обеспечивать непрерывный рост результатов, спортивного мастерства.

Главное заключается в том, чтобы женщины на занятиях не выполняли непосильные им физические нагрузки. Порой это важнейшее положение случайно или ошибочно нарушатся на занятиях с мужчинами, но это менее опасно, чем на тренировках с женщинами. Тренировочная нагрузка, достигающая в спортивных упражнениях значительной величины, для неподготовленной женщины чревата отрицательными воздействиями, прежде всего на внутренние органы. Важно охранять начинающих легкоатлеток от резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий в моменты приземления, рывков подъема груза или своего тела на снаряды и т. п.

При обучении начинающих легкоатлеток упражнения необходимо подбирать так, чтобы объективные трудности в отдельных упражнениях и общая нагрузка в занятиях возрастали постепенно на протяжении длительного времени. Это постепенность предотвратит нежелательные воздействия, обеспечит укрепление внутритазовой мускулатуры, связок и внутренних органов.

Большое место в годичной тренировке женщин-спринтеров отводится беговым и прыжковым упражнениям. У девочек их общий объем достигает в среднем около 15 км., у девушек- 30 км., у юниорок и женщин – 40 км.

Выполнение большого количества беговых и прыжковых упражнений требует пристального внимания и укреплению и развитию мышц ног, и в первую очередь стопы. Значительная нагрузка на ноги, (и в первую очередь) начинающих и юных легкоатлеток, у которых предостаточно укреплены мышцы стопы и появлению плоскостопия. Кроме того, следует иметь в виду, что упражнение для ног развивают внутритазовые мышцы, расположенные на внутренних стенках таза.

Женщинам нужно выполнять различные прыжковые упражнения на мягком грунте (мяты, песок, губке и т. п. ) так как они вызывают незначительные перемещения органов малого таза и, следовательно, содействуют укреплению удерживающих их мышц и связок.

В беге на средние дистанции ( 800-1500 м) у женщин преобладают нагрузки смешанного характера (аэробно-анаэробного). Годовой общий объем нагрузки у девочек составляет 900- 1000 км., у девушек- 1200-2000 км, у юниорок-200-2600 км. И у женщин – 3000- 3500 км. В этом виде легкой атлетики основной, прирост объема бега у женщин в годичном цикле приходится на возраст 14-15лет. На границе 15-16 лет он стабилизируется. Это особенно характерно для девушек у которых наблюдается значительный прирост соматических признаков :длины, веса тела, окружности грудной клетки и др.

В прыжках в высоту, в длину с разбега, в метании копья, диска и толкании ядра направленность нагрузок носит иной характер. Например, годовой объем силовой нагрузки в толкании ядра у девочек может достигать 300-350, у девушек 350-450 т., у юниорок – до 600 и у женщин- 750 т. Количество толчков основного, облегченного и утяжеленного снаряда в каждой возрастной группе соответственно 1500-2000, 2600-3000, 4000-4700 и 7000-9000 раз.

Чтобы выполнять такие нагрузки, должны быть очень сильные мышцы плечевого пояса, рук, ног, туловища, им необходимо обладать быстротой движения, высокой координацией. В связи с этим, как правило, в тренировку включают в большом количестве упражнения со штангой и гирями для развития необходимых групп мышц. Использовать их в занятиях с девочками, девушками и с женщинами нужно осторожно, с учетом их возраста и подготовленности.

Применение упражнений с чрезмерными отягощениями может привести к опущению внутренних органов брюшной полости и органов малого таза, с уплощению свода стоп, травмам поясничной области позвоночника и к другим изменениям, отрицательно влияющим на состояния здоровья женщины. Осуществлять силовую подготовку женщин следует доступными средствами, не вызывающими физических перенапряжений. Для развития силы полезно выполнять упражнения с набивными мячами, блинами от штанги, парные упражнения с сопротивлением, различные прыжковые упражнения. Упражнение со штангой можно включать в тренировку только тогда, когда уровень физической подготовленности занимающихся будет достаточно высок. Упражнение с отягощениями надо чередовать с упражнениями на расслабление, чтобы быстрее снять утомление.

Содержание и структура тренировочного процесса девочек и девушек должны конкретизироваться следующими основными методическими положениями:



  • Необходим прочный фундамент общей и специальной физической подготовленности спортсменок с обязательным акцентом на повышение скоростно-силового потенциала;

  • Нагрузки следует доводить до возможно высоких границ постепенно, строго соблюдая при этом их вариативность как по направленностями, так и по напряженности;

  • В структуре тренировочного процесса женского контингента «средний цикл тренировки» (месячный) справедливо признать основным, а построение его «малых циклов» должно соответствовать характеру фаз овариально-менструального цикла (ОМЦ).

  • Адаптация организма женщины спортсменки к напряженной соревновательной и тренировочной деятельности обусловлена прежде всего важнейшей биологической функцией материнства, а следовательно, работоспособностью спортсменок в разных фазах ОМЦ, что необходимо эффективно использовать пи организации тренировочного процесса;

  • Необходим регулярный комплексный контроль, особенно врачебный и самоконтроль.

Г.Н. Исаев, учитель физической культуры, заслуженный тренер Чувашской Республики МОУ «Шоркистринская СОШ» Урмарского района
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©zodorov.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница